Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Про что поэзия Барто? - да все про то!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.30*19  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему в самом начале своей поэтической деятельности Барто была привязана к государственным ценностям, и почему после трагедии, отступив от них, стала писать вполне гуманистические стихи. Но особая проблема - почему сейчас востребованы только те стихи, которые отражали дух тоталитарного режима?

  Ребенок в советское время говорил "Агу!" - сейчас он выражается, кажется, несколько по-другому, во всяком случае,новые авторы стихов о детях и для детей придумывают новые слова для передачи первых детских высказываний.
  Все эти детские агу перекликаются с какими-то страшными советскими реалиями, словно дети хотели сказать что-то взрослым, но их возможности выражать мысль невелики: "Агу- ага - гули, гулаг". Агния Барто как-то это умудрялась улавливать эту детскую недосказанность и, сочиняя, недосказывала сама: "Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу" - кто уронил, кто оторвал, зачем оторвал - нет пояснений, то же, что и в пророческом детском АГУ.
  Идет бычок, качается,
  Вздыхает на ходу:
  - Ох, доска кончается.
  Сейчас я упаду!
  
   []
  
  
  А зайку вообще бросили: "Зайку бросила хозяйка" - это же трэш! Жестокий детский трэш!
  Дети требуют друг от друга жестокости, для них съесть товарища в роли гуся все равно что грушу.
  
  
  Малыши среди двора
  Хоровод водили.
  В гуси-лебеди игра,
  Серый волк - Василий.
  
  - Гуси-лебеди, домой!
  Серый волк под горой!
  
  Волк на них и не глядит,
  Волк на лавочке сидит.
  
  Собрались вокруг него
  Лебеди и гуси.
  - Почему ты нас не ешь? -
  Говорит Маруся.
  
  - Раз ты волк, так ты не трусь!
  Закричал на волка гусь.-
  От такого волка
  Никакого толка!
  
  Волк ответил: -Я не трушу,
  Нападу на вас сейчас,
  Я доем сначала грушу,
  А потом примусь за вас!
  
  Гуси-лебеди. 1936
  
  
   []
  
  Животные у нее кричат ("Кто как кричит") вместо того, чтобы мычать, щебетать, петь и мяукать. А дети во всем похожи на зверей в зоопарке:
  
  В Зоопарке тихий час,
  Точно так же, как у нас!
  Они лежат,
  И мы лежим.
  Одинаковый режим.
  Мы в зоопарке. 1936
  
  
  
  
  
  Рано, рано утречком
  Вышла мама уточка
  Поучить утят.
  
  Уж она их учит, учит!
  - Вы плывите, ути-ути,
  Плавно, в ряд.
  
  Ути-ути. 1936
  
  
  
  Все плавают в ряд, ходят строем и режим, режим.. Деиндивидуализация. Ни одного неживотного, человеческого детского лица. Все не то звери, не то игрушки. И уже солдаты, готовые маршировать и стрелять:
  
  Ноги наши
  Быстрые,
  Метки
  Наши выстрелы,
  Крепки
  Наши мускулы
  И глаза
  Не тусклые.
  
  По порядку
  Стройся в ряд!
  На зарядку
  Все подряд!
  
  Левая!
  Правая!
  Бегая,
  Плавая,
  Мы растем
  Смелыми,
  На солнце
  Загорелыми.
  
  Зарядка. 1936.
  
  
  
   []
  Ее персонажи постоянно плачут ( "Девочка-ревушка"), не хотят слушаться взрослых и делать то, что положено, предпочитают грязными ходить("Девочка чумазая"), они по-разному выражают свои протесты и эти протесты очень ведь живые, настоящие, подлинные. Взрослые же применяют насильственные и жестокие меры подавления этого бунта. В результате ребенок доволен и счастлив. Девочку чумазую насильно вымыли (перекличка с насильственным "Мойдодыром" Чуковского, написанным на семь лет раньше). Все закончилось хорошо, она сама не знала, в чем ее счастье. Добро должно быть с кулаками (мочалкой, мылом и наставлениями). Прямо-таки аптека души для потенциального гулаговца.
  Что касается некой сусальности, то все эти лошадки, мишки ушли во время войны, их словно расстреляли. Оставили под дождем, и ушли, забыли. После того, как сын Барто Гарик погиб на московской улице, Агния Барто никогда о лошадках и прочих игрушках уже не писала. Она больше вообще не писала для самых маленьких, для этих невольных пророков всего самого страшного. Все перевернулось! После смерти Гарика Барто в стихах защищает детей от взрослых ("Звенигород"), занимается общественной работой - воссоединением семей, разрушенных войной, и постоянно натыкается на случаи, когда якобы пропавший на войне оказывается замученным в застенках. Дети в ее произведениях уже неисправимы, их характеры, как и внешность, даны им природой ("У меня веснушки", "Болтунья", "Непоседа").
  После периода тотальной деиндивидуализации творчества наступил период индивидуализации. Он совпал с оттепелью - и Барто опять оказалась шагающей в ногу со временем.
  Все мировоззрение Агнии Барто перевернулось.Если раньше в ее стихах детские недостатки и капризы исправлялись взрослые, если взрослые были примером, то теперь дети становятся примером .
  
  
  На бульваре бабушки
  Баюкают внучат,
  Поют внучатам ладушки,
  А малыши кричат.
  
  Расплакались две Оленьки,
  Им жарко в летний зной,
  Андрей, в коляске голенький,
  Вопит как заводной.
  
  - Ладушки, ладушки...-
  Ох, устали бабушки,
  Ох, крикунью Ирочку
  Нелегко унять.
  
  Что ж, опять на выручку
  Вовку нужно звать.
  - Вовка - добрая душа,
  Позабавь-ка малыша!
  
  Подошел он к бабушкам,
  Встал он с ними рядышком,
  Вдруг запрыгал и запел:
  - Ладушки, ладушки!
  
  Замолчали крикуны,
  Так они удивлены:
  Распевает ладушки
  Мальчик вместо бабушки!
  
  Засмеялись сразу обе
  Маленькие Оленьки,
  И Андрей не хмурит лобик,
  А хохочет, голенький.
  
  Вовка пляшет на дорожке:
  - Ладушки, ладушки!
  - Вот какой у нас помощник!
  Радуются бабушки.
  
  Говорят ему:-
  Спасибо!
  Так плясать
  Мы не смогли бы!
  Как Вовка бабушек выучил.
  
  
  
  
  Теперь уже мама призывает ребенка быть самим собой:
  
  Хорошо,- сказала мама,-
  Но пока Алешей будь!
  Молока попьешь, и спать!-
  Что ж, пришлось Алешей стать!
  
  Где Алеша? Спит уже,
  Дома спит, не в гараже.
  
  
  
  
  
  Поэтесса бывает за границей, много пишет стихов о детях разных стран. Все дети разные, все имеют абсолютное право жить на этой земле. Их объединяет только одно: детство.
  Но как всегда по логике абсурда история не оставила в нашей памяти поздних, послевоенных стихов Барто. Зато малышовый довоенный трэш живет и благоденствует.
Оценка: 3.30*19  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"