Изучаем хужожественную деталь. Цель: показать, какой Гоголь прекрасный кинорежиссер на примере художественной детали в "Ревизоре" и изучить роль детали в реализме.
Чертим таблицу. Справа- детали, указывающие, что Хлестаков- прощелыга, слева - что Иван Александрович Хлестаков и есть он, подлинный ревизор, шпион тайной полиции, служитель Третьего отделения Его Императорского Величества.
Сначала логикаиерархии- чем выше чиновник, тем больше он Хлестаков. А далее детали игры Гоголя с читателем.
1. Текстологическая деталь. Сначала было в тексте, что городничему приснились две собаки. Затем, - две крысы. Две собаки- это ведь ищейки попроще, а вот две крысы огромных размеров - это тайная полиция, которой самое место под лестницей, как Гарри Поттеру. Все слышно, кто входит, зачем входит, кто выходит, куда выходит.
2. Речевая деталь. Распоряжения Хлестакова подчиненным: "Это вот так" - если он прощелыга, не знает, что говорить, если шпион- не должен говорить.
3. Поведенческая деталь из опять же речи: "Напротив, я всегда стараюсь проскользнуть незаметно". Прощелыга - вряд ли, что ему это, если не разыскивается полицией, а вот шпион - тот да, всегда старается, это же не противоречит тому, что все его все равно видят.
4. Экспозиционная опять же, представляет себя: "С хорошенькими актрисами знаком". Прощелыга может об этом только мечтать, а вот шпион- обязан, они же по заграницам ездят, мало ли.
5. Деталь-нарушение. В вист с министрами - впятером. Если это прощелыга и картежник, то вряд ли он мог так обсчитаться, а если шпион, то он запросто мог переодеться любым из них и тогда все сходится- четверо. Ну, министры иностранные это по части крупных крыс, не рядовых собак-ищеек.
6. Деталь-разоблачение. Дамы разоблачили вранье Хлестакова - Городничий бы не посмел, а им - можно: Есть другой Юрий Мирославский- это уже мой". Прощелыга, который выкручивается из любой ситуации или профессиональный шпион, обладающий выучкой. Ни того, ни другого голыми руками не возьмешь.
7. Топографическая деталь. Хлестаков упоминает, что его дом - самый первый в Петербурге. Откинем мысль о метафоре, рассмотрим, какой Гоголь молодец. Ведь первый дом в Петербурге- это домик Петра Первого, маленький, скромный. И называется Дом Петра Первого, А тут дом Ивана Александровича... Кто из публики не знает, тот не смеется. Выучка подлинного шпиона - проверять на эрудицию.
8. Композиционная. В начале Хлестаков - чиновник из Петербурга. Остановился в гостинице. И он же в конце: ..."из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице". Случайно или игра. Как Добчинский И Бобчинский в немой сцене друг против друга пеняют на зеркало "коли рожа крива" - а неча.
9. Топонимическая деталь. Письмо отправлено на Почтамтскую улицу. То есть не Почтмейстеру ли лично, чтобы, наконец, разоблачить и его как вкрывателя и чмитателя вверенной ему корреспонденции и пришить ему статью? А он только что совершил акт государственной измены, и если этот Хлестаков подлинный ревизор, то что бы он там ни написал, вскрывать это низзя!
10. Хлестаков пересчитывает деньги, точно зная, от кого они. Прощелыге не все ли равно, а вот чиновнику из Петербурга, намеренному это передать в казну, очень даже надо. И пусть стены, имеющие уши, да услышат.
11. Арбуз за 700 рублей. Для прощелыги дороговато, а вот чиновник мог там вскрыть контрабанду на 700 рублей. Перевозили же в арбузах. И в кастрюльках. Было дело.
12. И наконец, сама немая сцена. Чего они так застыли, догадались что ли? Если это другой какой чиновник, то все ведь в городе хорошо теперь. На больных колпаки одеты свежие. А если это Хлестаков???
13. И наконец, временная деталь. При прощании с Городничим голос Хлестакова заявил, что он вернется завтра-послезавтра. Вот и вернулся.