Прочитала "Пролог" -2004. Литературный сборник избранных произведений молодых авторов, опубликованных в интернет-журнале "Пролог" с лета 2003 года до 2004. Где же обещанные в аннотации "парадоксально мыслящие и новаторски пишущие люди"?
Проза - ничего особенного. Критика - слабовато. Какой там аванс доверия должен оправдать автор, когда книга уже вышла? Почему опять критика названа вторичной, когда она вот уже три десятилетия как первична, и теоретиками давно таковой признана?
Но не будем о плохом. Давайте о стихах. Мне хочется узнать, насколько поэты отстали от жизни - на 3 десятилетия или больше. По каким законам они пишут.
Я беру лучшие образцы - они действительно понравились. Но вот вопрос - современны ли авторы их?
Поэт Владимир Пшеничный!
Праздник птиц
голубям
налили водки
голубям
столы накрыли
голубям
блины да каша
каша сладкая
с изюмом
да сегодня
птичий праздник
птичья радость
птичий хохот
Законы, по которым написан этот стих, еще свежи. "Арион" и поздняя эмиграция. Этакий арбатский фольклор 80-90-х с фольклорными мотивами древними и постоянными... Но завораживает.
На фоне светлой птичьей радости - хочется чего-нибудь темного и скелетного - а вот оно... Жуткое средневековье в духе Теофиля Готье. Но не графский замок, конечно, а шкаф.
Поэт Анастасия Вишневская
В моем шкафу живет один скелет...
Нет, их там много, но один - живучий.
Все прочие свалились тусклой кучей,
А этот бедокурит, оглоед.
Гремит костями, если гость приходит,
Сияет зубом, если я вхожу.
И с глазу на глазницу чушь городит
Такую, что и не перескажу.
Он трус, обжора и прелюбодей,
Он портит моей личности картину,
Но я с него сдуваю паутину
И защищаю от чужих людей.
Он - моя муза, критик и ценитель,
Но главное, отметить вас прошу,
Что он - во мне - тот самый сочинитель,
Который пишет все, что я пишу.
Ну понятно, опять о стихах, о злободневно-любимом. Хотя очень эффектно - "сдуваю паутину" вместо обычного "сдуваю пылинки", "с глазу на глазницу" вместо "с глазу на глаз". Конечно, это же скелет, какой у него глаз? - Глазница! Вот с глазу на эту самую глазницу и городит чушь, не на вашу, а на свою собственную. Какое же это все-таки время? Да это очень похоже на пародии советского периода. Они обычно так и делались - путем замены банальности на абсурдную оригинальность: вместо глаз - глазницы - типичный прием. Впрочем, почему бы и нет. Сказанная по-новому, идеома, становится идио-формой.
Так, ладно, давайте про любовь теперь, сколько можно о творчестве.
Пожалуйста, Андрей Нитченко.
От сумерек сжимается окно,
Всю ночь шаги над головой впотьмах.
Очнешься: где я? Для чего темно?
И веток взмах.
Не боль, не звуки, не дурные сны...
- Я погашу. Ты дома. Здесь ты. Здесь.
И у любимой волосы тесны,
В них руки, точно дети в темноте.
Ну, это уже ближе к символизму. К Блоку. Немножко старовато. Ну ладно, новой поэзии искать - не сыскать, но уже хотя бы не Тредиаковский и Сумароков, а Иванов (пародист) и Блок.
Но все равно, где же "парадоксально мыслящие и новаторски пишущие"?