Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Онтологическое обоснование гения эпохи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А может быть гений задан самой эпохой?

  Да, всегда кажется, что гений эпохи станет гением эпохи - никуда не денется, эпоха есть, должен быть и гений ее. Это предположение скорее религии, а не философии, а Гегель религией не занимался. По гегельянтву или нет, но нет в наше время гения эпохи, потому что никто не может преодолеть даже барьер времени, не говоря уже о преодолении эпохи. А одно является частью другого. Чтобы преодолеть эпоху нужно поначалу научить преодолевать время.
  Нужность победы над временем для выразителя (а это важнейший момент гегельянства) - отводит еще дальше от автоматического письма и теории случайностей в искусстве. Не победив эпоху как время, нельзя стать гением эпохи. И не сняв свою гениальность - тоже. Женщины рожающие и воспитывающие детей, добрые отцы семейств, люди, не имеющие времени для ежеминутного совершенствования - пролетают мимо. Время - их поводырь, они от него зависят.
  Предположим, есть люди победившие время, и легенды от них живы. Это показал Гранин в книге "Эта странная жизнь" - он показал ученого, далеко не Эйнштейна. И вот он преодолел время, внимательно наблюдая за всеми своими минутами и распределяя чтение в трамвае на часы пик и когда можно просто посидеть там с серьезной книжкой. Он сделал много: "Пятьсот листов - это значит двенадцать с половиной тысяч страниц машинописного текста: с точки зрения даже профессионального писателя, цифра колоссальная". Он преодолел время. Но он не гений эпохи, потому что надо было преодолеть эпоху, а это невозможно, барахтаясь внутри линейного времени.
  Точный расчет сделает человека рабом, а не господином. В своем времени он закоснеет, и оно, только оно станет его самоцелью. Наука, искусство - это будут подчиненные, податливые времени сущности, которые покорятся и признают ученого, поэта господином над собой. Но что это за науки, что это за искусства, что это за сущности, раз они несамодостаточны и подчинены времени? Если они подчинились человеку, как можно их ценить? И тут должен пойти обратный процесс. Процесс снятия господства того, кто победил их и победил время. И можно не сомневаться, на чьей стороне будет победа. Если вы вспомнили Сальери, то вот он, тут и есть.
  Гений эпохи далее идет другим путем - он живет в эпохе, подчинив себя ей целиком, и здесь пойдет противоположная диалектика. Лермонтову - приходилось жить в эпохе, подчинив себя ей: "Офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы". Да что там Лермонтов - есть ли гений эпохи, живший вне страстей эпохи, запершись в стенах?
  Научившись искусству преодолевать время, гений эпохи не останавливается на том, что он господин, а напротив , осознает, что он всего лишь поборол линейное время. Практически ничто. И что он чем более порабощает время, тем более становится посмешищем - эпоха смеется над ничтожеством его победы и его величия.
  Этот смех эпохи над гением и выразил Достоевский в "Преступлении и наказании". Ты думаешь, что способен победить и преобразовать историю, но в результате оказываешься подставлен, веришь что виновен - тебе это внушат - и история пинает тебя с той силой, с какой она вообще любит победителей и желающих ее изменить. И вот это ощущение субординации - важнейшее.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"