Аннотация: Отражение классиком 19 века постсоветской действительности.
А Салтыкова-Щедрина вы читали?
Он нашу постсоветскую действительность очень четко отразил. Во-первых, Органчик. Кто это, по-вашему, как не Ельцин? "Повесть о том, как одна Украина двух президентов прокормить собирается" - чем не возможный путь развертывания салтыково-щедринского сюжета? А разве весь путь развития либерализма и демократии в России он в "Либерале" не отразил?
Цитата:
"И точно: посадил либерал в землю "хоть что-нибудь" - сидит и ждет. Только ждет-пождет, а не прозябает "хоть что-нибудь" и вся недолга. На камень оно, что ли, попало или в навозе сопрело - поди, разбирай! - Что за причина такая? - бормотал либерал в великом смущении. - Та самая причина и есть, что загребаешь ты чересчур широко, - отвечали сведущие люди. - А народ у нас между тем слабый, расподлеющий. Ты к нему с добром, а он норовит тебя же в ложке утопить. Большую надо сноровку иметь, чтобы с этим народом в чистоте себя сохранить! - Помилуйте! что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва "по возможности" действовал, потом на "хоть что-нибудь" съехал ..."
А вот радость после 20-летнего вычищения всего советского наследия, в "Вяленой вобле" описанное:
Цитата:
"Как это хорошо, - говорила вяленая вобла, - что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести - ничего такого не будет! Все у меня лишнее выветрили, вычистили и вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести!"
А вот ситуация с обучением детей новых русских (за детей нашей интеллигенции лично я, например, совсем не опасаюсь):
Цитата:
"Учили его по звуковому методу, легко и занятно, но, как ни бились, он и через год, вместо "Орел", подписывался "Арер", так что ни один солидный заимодавец векселей с такою подписью не принимал. Но еще большая ошибка заключалась в том, что, подобно всем вообще педагогам, ни сова, ни сокол не давали орлу ни отдыха, ни срока. Каждоминутно следовала сова по его пятам, выкрикивая: "Бб... зз... хх...", а сокол тоже ежеминутно внушал, что без первых четырех правил арифметики награбленную добычу разделить нельзя. - Украл ты десять гусенков, двух письмоводителю квартального подарил, одного сам съел - сколько в запасе осталось? - с укоризною спрашивал сокол. Орел не мог разрешить и молчал, но зло против сокола накоплялось в его сердце с каждым днем больше и больше. Произошла натянутость отношений, которою поспешила воспользоваться интрига. Во главе заговора явился коршун и увлек за собой кукушку. Последняя стала нашептывать орлице: "Изведут они кормильца нашего, заучат!", а орлица начала орла дразнить: "Ученый! ученый!", затем общими силами возбудили "дурные страсти" в ястребе. И вот однажды на зорьке, едва орел глаза продрал, сова, по обыкновению, подкралась сзади и зажужжала ему в уши: "Вв... зз... рррр..." - Уйди, постылая! - кротко огрызнулся орел. - Извольте, ваше степенство, повторить: бб... кк... мм... - Второй раз говорю: уйди! - Пп... хх... шш... В один миг повернулся орел к сове и разорвал ее надвое".
Так что беспокоиться действительно есть за что. За новых русских и их детей! Как их литературе учить, чтобы они могли векселя подписывать? - вот вопрос! Да, я понимаю поднятую педагогами тревогу!
А за какие еще категории детского населения можно волноваться? За детей рабочих и крестьян? Помилуйте! Они хваленые компьютеры, способные якобы отвлечь их от книг, разве что в кабинете информатики видели. Читают они сейчас не меньше, а даже больше прочих, потому что им внушили: конкуренцию с их компьютеризированными сверстниками они иначе не выдержат.
Дети интеллигенции читают меньше? Да больше раз во сто, чем дети советских времен, хотя как и прежде естественным путем к знаниям и чтению тянутся. Но "естественный путь" сейчас совсем не тот, какой был в наше время. Он более труден: человек, по замечанию М.Эпштейна, отстает от человечества и постоянно чувствует, что его мозг не может вместить всей той информации, которая ему нужна, чтобы не отстать от своего времени. И дети это тоже прекрасно чувствуют, поэтому стараются вобрать в себя как можно больше, чтобы в информационном обществе не чувствовать себя обездоленными.
Детский книгобизнес сейчас на высоте, как ни странно, не за счет детей новых русских, а за счет детей интеллигенции - последнюю копейку родители в дитя свое вкладывают, чтобы не дай боже дитя от других по уровню культуры не отстало.
А новые русские действительно бьют тревогу, они ведь не читали Салтыкова-Щедрина, и не знают, что у их чад был такой литературный предшественник. Впрочем, непосредственными предшественниками собственных детей были они сами, а помня, как у них обстояло дело с предметом "литература", они собственно, и беспокоятся.
Нация в целом стала читать НАМНОГО больше. Перечитаны все прежде запрещенные книги чуть ли не КАЖДЫМ гражданином России. Мы по-прежнему самая читающая и пречитывающая многократно свое культурное наследие страна, что бы там нам не пели проплаченные новыми русскими родителями идеологи.