Поскольку ценностная ориентация общества определяет некий уровень,степень материальной и духовной культуры,то несомненна тесная
связь её с понятием Цивилизация.Понятие Цивилизация появилось в 18в. в связи с понятием культура.Французские философы -
просветители называли цивилизованным общество,основанное на началах разума и справедливости.В19в. понятие Цивилизация употреблялось
как характеристика капитализма в целом ,однако такое представление не было господствующим.
Так,Данилевский Н.Я.(1822-1885),русский публицист,социолог сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций,согласно которой
не существует вскмирной истории, а есть лишь история Цивилизац2ий,имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции Шпенглера(1880-1936),немецкого философа Цивилизация-это определённая заключительная стадия развития любой
культуры;её основные признаки-развитие индустрии и техники,деградация искусства и литературы,возникновение огромного скопления людей
в больших городах,превращение народов в безликие "массы".Переход от творчества к бесплодию,от становления к окостенению,от
героических деяний к механической работе.Для греко-римской культуры он произошёл в зпоху эллинизма,а для западного мира в 19в.,
с которого начинается его "закат".Поэтому он предлагал отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.
Произвольное расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы от варварства(феодализма) к цивилизации
(античности и капитализму) и к новому варварству,якобы ожидающему человечество в обозримом будущем в концепции немецкого историка
Э.Майера(1855-1930),как правило сочеталось со столь же произвольным её членением в пространстве на замкнутые,независимые друг
от друга и взаимно враждебные цивилизации.
Английский историк и социолог Тойнби А.Д.(1889-1975)
в противовес позитивистскому эволюционизму и "европоцентризму" выдвинул идеалистическую и
метафизическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций,каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения,роста,
надлома и разложения.Прогресс человечества видел в духовном совершенствовании,эволюции через универсальные религии к единой
религии будущего.Выход из противоречий и конфликтов Запада усматривал в духовном обновлении,выступал против ультрареакционных кругов.
Интересна концепция развития исторического процесса,представленная русско-американским социологом Сорокиным Питиримом(1889-1961)
(в1919 секретарь Керенского А.Ф.,проф. ПЕТРОГРАДСКОГО УНМВЕРСИТЕТА,с1923г в эмиграции,с 1930 проф.Гарвардского ун-та.)
Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в различной степени интегрированных культурных и социальных систем.
Исторический процесс по Сорокину есть циклическая флуктуация типов культур,каждый из которых-специфическая целостность и имеет в основе
несколько главных философсктх посылок(представление о природе реальности и методах её познания.
Сорокин выделяет 3 основных типа кудьтуры:чувственное восприятие действительности,идеациональный,в котором преобладает рациональное мышление,
идеалистический,где господствует интуитиыный вид познания.
Каждая система истин воплощается в праве,исскустве,философии,науке,религии и структуре общественных отношений,радикальное преобразование
и смена которых происходит в результате кризисов,войн,революций.Кризис современной "чувственной культуры" Сорокин связывал с развитием
материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной "идеалистической "культуры.
Темам зарождения,роста,развития,взаимодействия и гибели цивилизаций посвещено множество философских изысканий(Человеческих отношений теория,
Среднего класса и нового среднего класса теория,Индустриальное общество и Постиндустриальное общество и др.)
Закончить хотелось бы тематикой работ К.Э.Циолковского(1857-1935),РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И УЧЕНОГО,обосновавшего применение реактивного
принципа для полетов в мировом пространстве и создавшего новое научное направление-ракетодинамику и астронавтику.Наряду с научно-
техническими аспектами освоения космоса Циолковский разрабатывал "космическую философию".Космический процесс предстаёт у Циолковского как
ряд циклических усовершенствований бытия.Разумные существа,населяющие Вселенную,давно наладили благополучный ход космической
эволюции,а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного
обновления жизненных форм и участь Земли исключительна.Космическая утопия Циолковского,которую можно рассматривать в русле
так называемого русского космизма в связи с идеями В.И.Вернадского,.А.А.Чижевского и др.-первая попытка систематического изложения проблем
характерных для начала "космической эры" и месте разума в мировом целом,о его ответственности за Землю и Вселенную.
К великому сожалению все головоломные изыскания философов последних 2-ж веков закончились "экономикой полезности" и "философией
потребителей" в шаге от грядущего варварства (pardon,но оно уже в Передней Азии")