Чернова Галина Михайловна : другие произведения.

Чтобы понять,что происходит...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Уже в 50-60 г.г. прошлого столетия в буржуазных сообществах получили распространение мысли о
  вынужденном признании экономических достижений социализма и его исторической необратимости.
  Эти мысли сформировали,так называемую"конвергенции"теорию(от лат. сближаюсь,схожусь).Естественно
  преобладающей темой К.Т.было стремление увековечить капиталистическую систему,хотя бы в
  реформированном виде,путём заимствования у социализма научных методов управления обществом,
  экономического планирования и системы социального обеспечения.
  Конвергенции теория включала широкий диапазон философских,экономических и политических взглядов
  и прогнозов-от буржуазно-реформистских и социал-демократических стремлений совершенствования
  гос- монополитического регулирования социально-экономических процессов до откровенных попыток
  "ассимиляции" капитализмом социалистических стран путём навязывания им "рыночной экономики",
  либерализации"общественного строя,политического "плюрализма"и мирного сосуществования в области
  идеологии.Многие восприняли эту теорию в виде концепций "рыночного социализма","социализма с
  человеческим лицом."
  С крахом надежд буржуазных идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма путём его
  либерализации популярность этой теории в 70-х годах значительно упала.
  К этому времени вместе с тем в среде буржуазной интеллигенции Запада возникла идея так
  называемой негативной конвергенции,согласно которой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга
  не столько положительные,сколько отрицательные элементы каждой,что ведёт к кризису
  современной цивилизации в целом.
  Сторонники К.Т.спекулировали на некоторых явлениях социальной действительности,в частности на том
  обстоятельстве,что социалистические страны,начавшие экономическое развитие с более низкого уровня,
  чем передовые капиталистические страны лишь к середины 20в сравнялись с ними по уровню промышленного развития.
  В 1977г на политической арене США появляется некий,теперь всем известный Бжезинский Збигнев(в 1977-81
  помощник президента США ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ),КОТОРЫЙ ВЫСТУПИЛ КАК заурядный советолог.
  В неоднократно издававшейся работе "Политическая власть:США-СССР"(1964Г) ОН идеализировал американский гос-
  монополитический капитализм и пытался дискредитировать советский политический строй,подвергал критике
  теорию конвергенции 2-х систем как заблуждение либералов.Он противопоставлял ей концепцию "эволюции
  систем",согласно которой трансформация общества начинается с изменений в идеологии и политике,а затем
  распространяется на социальные и экономические отношения.В своей книге"Между 2-х веков.Роль в технотронную эру"
  (1970г) излагал один из вариантов теории "постиндустриального общества",отождествляя социально-экономическую
  и научно-техническую "модернизацию"современного мира с его американизацией,а также пытался объяснить претензии
  новой "интеллектуальной элиты"на безраздельное политическое господство в грядущем"технотронном обществе".
  С помощью геополитических концепций он оправдывал стремление США К ГЕГЕМОНИИ ВО ВСЁМ МИРЕ,а также оправдывал
   создание враждебного для СССР окружения.
  Разработанная им глобальная стратегия включала в себя экономическую "ассимиляцию" мировой капиталистической
  системой социалистических стран,их изоляцию от"третьего мира" и "психологическую войну",направленную на
  разобщение социалистических стран и морально-политическую дестабилизацию их общественного строя.
  Отсюда :Холодная война не была проиграна.Грязная война продолжается и набирает обороты,принося неисчислимые
  потери.
  Следует добавить немного об итогах работы "Римского клуба",международной общественной организации,призванной
  "углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции."Организация включала
  около 100 ученых,общественных деятелей,бизнесменов из более чем 30 стран,преимущественно развитых капиталистических государств.
  В 1968-81 г-ах были проведены исследования, результатом которых стали публикации:"Пределы роста"-США,"Человечество
  на поворотном пункте-США,"ПЕРЕСМОТР МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРЯДКА"-Нидерланды,"Цели человечества"-Италия,"Нет пределов обучения"-Румыния
  "Диалог о богатстве и благосостоянии"-Марокко,"Путеводитель в будущее;к более эффективным обществам.-США.
  Доклады Р.к.особенно первый,вызвали сенсацию,так как авторы делали вывод;при сохранении существующмх тенденций
  научно-технического прогресса и глобального экономического развития на протяжении 1-ой пол. 21 века
  ожидается"глобальная катострофа".Они предлагали перейти к"нулевому росту",а позднее к "органическому росту".
  Эта работа подверглась критике за игнорирование различий отдельных регионов мира.В последующих работах
  был принят региональный подход и усилены нормативные разработки,но выводы получились не намного более оптимистичными.
  Дальнейшие работы в основном касались нормативных аспектов и были направлены на выявлние путей решения конкретных глобальных проблем.
  Они вызвали полемику в среде мировой общественности,обострив борьбу в современной буржуазной философии,политэкономии,социологии и
  футурологии.Политическая программа Р.к. носила характер либерал-буржуазного реформизма.В своей деятельности Р.к.
   ориентировался на многонациональные финансово-промышленные корпорации,интеллектуальную элиту,научно-техническую интеллигенцию.
  Исследования Р.к. привлекли внимание к острым проблемам современности- в них были поставлены насущные проблемы
  глобального экономического и экологического характера.
  Представители Р.к. выступили противниками гонки вооружений,за разрядку международной напряженности,за преодоление
  наиболее хишнических черт неоколониализма,усиление помощи развивающимся странам.
  Однаеко все концепции Р.к. свели сложные закономерности развития природы и общества к поискам "пределов" научно-технического
  и социального прогресса.В последних докладах его наблюдалось стремление сохранить эти концепции,делая акцент
  уже не на "внешние"(физические)"пределы роста",а на "внутренние"(социальные,психологические,культурные,политические и др.)
  Явно обозначилась дискредитация идеологических устоев обществ и обесценивание их культурных традиций.
  Кризис был налицо.
  И также,как кризис афинской демократии заставил Сократа 2500 лет тому назад впервые поставить вопрос:"Что есть благо?"-
   так опять неизбежно возникла проблема ценностей.
  Во времена античности и средневековья ценностные(этико-эстетические и религиозные)характеристики включались в само понятие
  реальности,истинного бытия.Традиция идеалистического рационализма отличалась нерасчленённостью бытия и ценности.
  Ценностная теория возникла,когда понятие "бытия"расщепилось на 2 элемента:реальность и ценность как объект разнообразных
  человечеккских желапний и устремлений.
  Всё многообразие предметов человеческой деятельности,общественных отношений и природных явлений может выступать в качестве
  предметных ценностей,т.е. оцениваться в плане добра и зла,истины или неистины,красоты или безобразия,допустимого или запретного,
  справедливого или несправедливого.Способы и критерии оценки соответствующиж явлений закрепляются в общественном сознании
  и культуре как "субъектные ценности",выступая ориентирами деятельности человека.В структуре человеческой деятельности ценностные
  аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.
  Каждое конкретное общественное образование характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей,система которых
  выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
  Историческое развитие общества воздействует на формирование и трансформацию ценностных систем,но поскольку эти процессы связаны с
  с изменениями в различных сферах человеческой жизни,то временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономическими,
  политическими и др.
  Так,эстетические ценности античной Греции сохранили свое значение и после гибели породившей их цивилизации.Известна
  длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов зпохи Просвещения,истоки которых берут начало в античныхъ
  и эллинистических культурах Рима и Византии.Воззрения на историю общества как реализацию "вечных ценностей" или как последовательную
  смену одного типа ценностей другими,например,религиозно ориентированных-светскимии,а безусловных-условными не всегда приводит
  к правильному пониманию исторического процесса.При всём этом,"предметные"и "субъектные"ценности являются как бы 2-мя полюсами ценностного
  отношения к миру.В периоды кризиса,утраты историченской перспективы общественного развития характерны идеи плюрализма,т.е.
  множественности равноправных ценностных систем.Существуют,конечно, общщечелооовеческие ценности :определённые нормы нравственности,
  прогресс и культурное наследие.
  Поскольку ценностная ориентация общества определяет некий уровень,степень материальной и духовной культуры,то несомненна тесная
  связь её с понятием Цивилизация.Понятие Цивилизация появилось в 18в. в связи с понятием культура.Французские философы -
  просветители называли цивилизованным общество,основанное на началах разума и справедливости.В19в. понятие Цивилизация употреблялось
  как характеристика капитализма в целом ,однако такое представление не было господствующим.
  Так,Данилевский Н.Я.(1822-1885),русский публицист,социолог сформулировал теорию общей типологии культур или цивилизаций,согласно которой
  не существует вскмирной истории, а есть лишь история Цивилизац2ий,имеющих индивидуальный замкнутый характер.
  В концепции Шпенглера(1880-1936),немецкого философа Цивилизация-это определённая заключительная стадия развития любой
  культуры;её основные признаки-развитие индустрии и техники,деградация искусства и литературы,возникновение огромного скопления людей
  в больших городах,превращение народов в безликие "массы".Переход от творчества к бесплодию,от становления к окостенению,от
  героических деяний к механической работе.Для греко-римской культуры он произошёл в зпоху эллинизма,а для западного мира в 19в.,
  с которого начинается его "закат".Поэтому он предлагал отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.
  Произвольное расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы от варварства(феодализма) к цивилизации
  (античности и капитализму) и к новому варварству,якобы ожидающему человечество в обозримом будущем в концепции немецкого историка
  Э.Майера(1855-1930),как правило сочеталось со столь же произвольным её членением в пространстве на замкнутые,независимые друг
  от друга и взаимно враждебные цивилизации.
  Английский историк и социолог Тойнби А.Д.(1889-1975)
  в противовес позитивистскому эволюционизму и "европоцентризму" выдвинул идеалистическую и
  метафизическую теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций,каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения,роста,
  надлома и разложения.Прогресс человечества видел в духовном совершенствовании,эволюции через универсальные религии к единой
  религии будущего.Выход из противоречий и конфликтов Запада усматривал в духовном обновлении,выступал против ультрареакционных кругов.
  Интересна концепция развития исторического процесса,представленная русско-американским социологом Сорокиным Питиримом(1889-1961)
  (в1919 секретарь Керенского А.Ф.,проф. ПЕТРОГРАДСКОГО УНМВЕРСИТЕТА,с1923г в эмиграции,с 1930 проф.Гарвардского ун-та.)
  Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в различной степени интегрированных культурных и социальных систем.
  Исторический процесс по Сорокину есть циклическая флуктуация типов культур,каждый из которых-специфическая целостность и имеет в основе
   несколько главных философсктх посылок(представление о природе реальности и методах её познания.
  Сорокин выделяет 3 основных типа кудьтуры:чувственное восприятие действительности,идеациональный,в котором преобладает рациональное мышление,
  идеалистический,где господствует интуитиыный вид познания.
  Каждая система истин воплощается в праве,исскустве,философии,науке,религии и структуре общественных отношений,радикальное преобразование
  и смена которых происходит в результате кризисов,войн,революций.Кризис современной "чувственной культуры" Сорокин связывал с развитием
  материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной "идеалистической "культуры.
  Темам зарождения,роста,развития,взаимодействия и гибели цивилизаций посвещено множество философских изысканий(Человеческих отношений теория,
  Среднего класса и нового среднего класса теория,Индустриальное общество и Постиндустриальное общество и др.)
  Закончить хотелось бы тематикой работ К.Э.Циолковского(1857-1935),РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И УЧЕНОГО,обосновавшего применение реактивного
  принципа для полетов в мировом пространстве и создавшего новое научное направление-ракетодинамику и астронавтику.Наряду с научно-
  техническими аспектами освоения космоса Циолковский разрабатывал "космическую философию".Космический процесс предстаёт у Циолковского как
  ряд циклических усовершенствований бытия.Разумные существа,населяющие Вселенную,давно наладили благополучный ход космической
  эволюции,а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного
   обновления жизненных форм и участь Земли исключительна.Космическая утопия Циолковского,которую можно рассматривать в русле
  так называемого русского космизма в связи с идеями В.И.Вернадского,.А.А.Чижевского и др.-первая попытка систематического изложения проблем
  характерных для начала "космической эры" и месте разума в мировом целом,о его ответственности за Землю и Вселенную.
  К великому сожалению все головоломные изыскания философов последних 2-ж веков закончились "экономикой полезности" и "философией потребителей" в шаге от грядущего варварства (pardon,но оно уже в Передней Азии")
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"