Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Альфред фон Вакано. Его музей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в 2002 году

  Коллекция А.Ф. фон Вакано
  в Самарском художественном музее.
  
  
  Но образ мира в этом цветнике.
  И целый мир сокрыт в любом цветке.
  А.Навои.
  
  
  Важной и неотъемлемой частью художественной жизни России конца XIX - начала ХХ века стало коллекционирование произведений искусства в кругу купцов-предпринимателей. Подлинного расцвета русское собирательство достигло во второй половине XIX века, когда укрепление позиций купечества способствовало активизации общественной и культурной жизни провинциальных городов России.
  А.Ф.фон Вакано (1846 - 1929) - богатейший и образованный человек своего времени, играл значительную роль в культурной жизни Самары.
  Коллекционерской деятельностью А.Ф.фон Вакано занялся вероятнее всего, после поездок за границу. На его вкусы повлияли многие модные веяния того времени: увлечение археологией, Востоком и стариной. Диапазон его коллекционерских интересов удивительно широк. В рамках одного собрания неплохо ужились предметы погребального культа древних египтян, антики, памятники раннехристианской культуры, народная керамика Восточной Европы, изысканные формы японского фарфора, французская мебель и драгоценные листы индийской миниатюры.
  Собрание Вакано членится на несколько частей, они не равнозначны количественно и качественно.
  Вакано интересовали черты той или иной эпохи, этнографические символы, проступающие в памятниках культуры - мебели, посуде, предметах вооружения.
  Находясь в особняке Вакано, прогуливаясь из комнаты в комнату, многочисленные гости (среди них члены Археологического Общества) путешествовали во времени по разным странам, не покидая замкнутого пространства.
  Наименьшая часть коллекции - русская - представлена десятком произведений декоративно-прикладного искусства.
  Большое фаянсовое блюдо с рельефным портретом царя Василия Иоанновича, окаймленное по краю броским псевдовизантийским орнаментом, характерный памятник эпохи историзма, соединивший старые и новые технологические приемы. Достоинство этой работы - в благородном соединении синей кобальтовой с серовато-молочной пористой глазурью, придающей оттенок древности всей поверхности керамического изделия.
  Достойна внимания группа произведений, которую составляют три предмета: серебряная стопа с гравированным российским гербом (1768); медный квасник, декорированный желто-белыми эмалями (XIX век ?) и большая медная братина "сына Прозоровского" (XIX век ?), с искусно прочеканенным затейливым узором и надписью по горлу. Датировка этих вещей нуждается в дальнейшем уточнении.
  Большую ценность представляет майоликовая композиция из сюиты скульптурных произведений М.А.Врубеля "Садко" (1899 - 1901) - "Морская Царевна" ("Волхова"). Так эту скульптуру назвали в первой публикации в журнале "Мир искусства", вышедшем при жизни художника. Исследователи творчества Врубеля предполагают, что в серии майолик на тему "Садко" художник мыслил сгруппировать в пространстве по три фигуры: Садко и две Морские Царевны - в одной группе, Морской Царь и две Волховы - в другой группе, и сделал два варианта скульптур "Морская Царевна", добиваясь разнообразия композиций, выразительности, силуэта и цвета.
  "Морская Царевна" М.А.Врубеля являет принципиально новое решение образа в текучих формах. Она словно противостоит бугристости и подвижности выпуклых объемов фигур Весны, Купавы и Волховы. Известно, что при жизни Врубеля использовались три варианта монохромной росписи (светло-коричневая, бледно-лиловая, зеленовато-желтая). В скульптуре из собрания Вакано зеленовато-желтая глазурь проложена настолько тонко, что на некоторых участках отчетливо проглядывает красноватая керамическая основа. Своеобразный "импрессионизм" решения выражен и в акварельности росписи, в угловатой покатости скользких плеч, поднятой руки и распущенных массах мокрых волос, словно струящихся по всей фигуре из под головного убора, напоминающего морскую звезду.
  Данная скульптура рассчитана на фронтальный обзор. Ее размер, расцветка, характер обработки позволяют думать, что художник представлял свои скульптуры расставленными в определенных сочетаниях на каминных стойках, в подходящем по стилю интерьере.
  Безусловным украшением собрания является фарфоровая тарелка с воспроизведением иллюстрации И.Я.Билибина к сказке "Василиса Прекрасная", изображающая черного всадника-провозвестника ночи, силуэтно выделенного на фоне закатного неба и унылого северорусского пейзажа. Тарелка создана на заводе Кониловых в Петербурге в 1902 году с использованием надглазурной цветной хромо литографированной деколи. Графическая манера И.Я.Билибина соединила в себе традиции русского народного лубка и японской гравюры. Присущие японской гравюре плоскостность, сочетание интенсивных красочных пятен, выделение линии контуров стали характерными не только в творчестве И.Я.Билибина, но были и основополагающими для формирования графики и живописи стиля модерн.
  Стиль модерн пришел на смену историзму в последнее десятилетие XIX века и стал господствующим по всей Европе, охватив все виды искусства и художественных ремесел. Впоследствии время отвергло и предало забвению его подчеркнутую изысканность и рафинированность. Лишь во второй половине XX века стало возможным изучение памятников, выполненных в этом стиле. Наиболее интересные образцы стиля модерн в Самарском художественном музее в коллекции А.Ф.Вакано. Это произведения из Австрии, Германии, Дании.
  Датскую фарфоровую пластику представляют скульптурные группы "Дети у фонтана", "Девочка с собакой", "Левретки". Датские мастера под руководством архитектора А.Крога (1856 - 1936) сумели добиться богатой гаммы оттенков синего цвета для подглазурной росписи. В конце XIX века палитра красок "высокого огня" обогатилась на копенгагенском заводе, появились матовый зеленый, бледный красный, серо-коричневый цвета. В области скульптуры датским фарфористам удалось создать свой собственный, легко узнаваемый стиль. В произведениях датской пластики ясно выражено стремление к компактной нерасчлененной форме, минимуму выступающих деталей. Для цветного украшения пластики на мануфактуре была выработана сложная многоэтапная техника живописной раскладки "копенгагенский метод", именно такая же технологическая обработка отличает работы из собрания Вакано.
  Помимо упомянутых групп керамика Дании представлена также двумя декоративными тарелками и вазой из фаянса. Работам присуща свободная, размашистая роспись. На вазе и на одной из тарелок изображены синие и желтые тюльпаны, на другой тарелке - примулы ( серия "Флора Дании" ? ). Роспись сделана широкой кистью, отсюда впечатление непосредственной, живой импровизации.
  Скульптурная пластика великих мастеров Вены начала двадцатого века представлена фигурой конькобежки по модели Майера и фигурой девочки с букетом цветов ( завод Гольдшейдера ? ).
  Два цветочных кашпо неизвестных частных мастерских Германии имеют необычную фактуру: на неглазурованном, но тщательно лощенном фоне бирюзового цвета рельефно выделены растительные мотивы темно-голубой окраски (мотив вьюнка и вишни).
  Несколько иного характера оформление вазочки для цветов начала ХХ века из Баварии (Нюренберг, фабрика Норика). Вазочка конусообразной формы с длинным узким горлом, увенчанным широким раструбом, покрыта глазурью и сине-оранжевой росписью в духе "югендстиль".
  Несомненный интерес представляет немецкая оловянная посуда XVIII века. Коллекция ее состоит из двух оловянных тарелок (1733; 1737) кувшина и двух кружек (1773; 1642).
  Голландский фаянс издавна привлекал внимание коллекционеров. В собрании Вакано находились два декоративных панно XVIII века, изготовленные в Роттердаме. Форма панно - четыре выступающих из овала фестона, соединенные волнистыми перемычками, напоминающая зеркало в фигурной раме. Роспись на плоскости "зеркала" делится на две неравные части: верхняя полихромная представляет пейзаж, на нижней - вычурный картуш в виде гротескной маски. На плоскости первого панно запечатлен вид небольшого городка, на берегу реки воспроизведены городские постройки, собор, колокольня, живописные фигурки горожан. Тонко передано состояние атмосферы ветреннего летнего дня.
  Вторая работа подобна предыдущей по размеру, форме и толщине фаянсовой массы. Полихромная роспись изображает военную крепость на обрывистом берегу и небольшую гавань с лодками, баркасами и стоящими на рейде кораблями. Помимо синей подглазурной краски, в росписи панно использованы зеленая, желтая, фиолетовая - характерные для голландского фаянсового производства XVIII века. Данные панно ранее были расколоты, позже реставрированы. В музейных книгах они были обозначены как работа мастеров из Дельфта. Однако последние изыскания установили, что они изготовлены в Роттердаме.
  Группа керамических изделий из собрания Вакано, состоящая из четырех кувшинов, в книге описей была также обозначена как продукция XVIII века из города Дельфта. Среди них:
  1. Кувшин белый с небольшой ручкой. Тулово яйцевидной, слегка удлиненной формы с полихромной росписью с изображением домика с башенкой (собора и колокольни ?).
  2. Кувшин белый с широким конусообразным горлом, на низкой кольцевой ножке с небольшой петлеобразной ручкой. Полихромная роспись с изображением двух кроликов на фоне крольчатника, обрамленная с двух сторон сетчатым орнаментом. Горло и основание покрыто многокрасочным бордюром.
  3. Кувшин белый в форме бочонка, с невысоким цилиндрическим горлом и круглой ручкой. На широкое горизонтальном поясе роспись с изображением пастуха и быков. На горле, плечиках и основании красочный орнамент. На кувшине имеется надпись на немецком языке - "альпийская жизнь", которая дала основание данный кувшин и кувшин с кроликами причислить к керамическому центру в Швейцарии.
  4. Белый кувшин, с туловом яйцевидной формы и высоким конусовидным горлом с росписью, изображающей синюю розу с желтой сердцевиной и черно-желтые цветущие веточки по краям. С момента поступления он определялся как изделие русского гончарства.
  Визуальный анализ всей группы фаянсовых изделий и сравнение с двумя голландскими панно сразу выявили разницу в технологии производства. Известно что голландские мастера употребляли глазурь с примесью белой земли, в XVIII веке они прибавляли так много белой эмали, что глазурная масса образовывала прочный и твердый фон для росписи. Именно благодаря наличию гладкого фона возможно было достичь высокого качества росписи в муфельных печах.
  Группа фаянсовых кувшинов не отличается высоким технологическим качеством. Структура фаянсовой массы неровная, грубая. Белая глазурь рыхлая, зернистая. Желтая глазурь в росписи вязкая, непрозрачная, с оранжевым оттенком. Качество кобальтовой краски также невысокое - она бледно-голубого, либо сине-серого оттенка. Большое разнообразие орнаментальных поясов придает изделиям ярко выраженный национальный колорит.
  Проведенный поиск центров производства названной керамики привел к интересным результатам - все кувшины были изготовлены в Словакии, которая ранее входила в состав Австро-Венгрии. Владелец коллекции, А.фон Вакано был гражданином этого государства, поэтому становится понятным появление в его коллекции таких вещей. Подобная керамика характерна для народного искусства Словакии. Центры фаянсового производства на данной территории сформировались под влиянием европейского фаянса, основателями данного промысла стали европейские переселенцы - члены религиозной секты - габаны. Мотив синей розы культивировался только в одном керамическом центре - Голиче. Мотив домика с башенкой часто использовался мастерами из Соботише. Кувшин с кроликами исполнен семейством Холиц из Болерази. Керамические изделия из коллекции Вакано, определяемые как габанская керамика Словакии, редкое явление в музеях России.
  Значительный интерес представляют две акварели с пейзажами конца XVIII - начала XIX века. По предположению Т.А.Петровой, пейзажи написаны американским художником-любителем, запечатлевшим районы северо-востока страны.
  * * * * * * *
  Коллекция восточного искусства, собранная А.Ф.Вакано и переданная его семьей в дар музею, имеет большое художественное и научное значение и является единственным цельным собранием в Поволжском регионе.
  Китайская коллекция А.Ф.Вакано представляет все виды традиционного искусства и отличается чрезвычайным разнообразием.
  Самые ранние экспонаты относятся к периоду династии Мин (1318 - 1644) - наиболее интересному в китайской истории, когда культура страны переживала необычайный подъем и ее жители старались наполнить свой быт изысканными и высокохудожественными произведениями искусства.
  Яркий образец керамики Мин - черепица для крыши в виде стилизованной фигуры чешуйчатого дракона, покрытая желтой глазурью.
  Лучшая часть собрания включает фарфор XVIII - XIX веков, живописные работы, народные картины, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированную и резную мебель, вышивки, нюхательные флаконы, относящиеся к династии Цин (1644 - 1911) - периоду правления маньчжурских завоевателей.
  Скромная коллекция китайской живописи (около десятка свитков) включает работы художников XVII - XIX века. Выделяются два свитка конца XVIII - начала XIX веков, посвященные героям известного романа Цао Сюэ-циня "Сон в красном тереме" (История камня). В этом романе прослежена судьба трех поколений китайской аристократической семьи от ее возвышения до трагического финала. В основе сюжета история любви прекрасного юноши Цзя Бао-юйя к нежной и хрупкой Линь Дай-юй, но в целом этот роман - великолепно написанная бытовая хроника, послужившая темой для множества произведений искусства. Действие романа развертывается в пределах сада с поэтическим названием "Сад Великого созерцания". Художник любовно запечатлевает красоту сада, изображая героев то прогуливающихся по садовым тропинкам в окружении камней причудливой формы и травянистых лужаек, то находящихся в глубине павильонов, в интерьере наполненном красивыми предметами, будь то круглый столик красного лака, вазочка с цветком, расписной чайник с чашками или курильница. Оба свитка написаны в традиционной манере "гунби" (тщательная кисть) и являют аккуратный, с прорисовкой до мелочей стиль письма, включающий множество деталей, а также большое количество орнаментальных узоров на одежде. Герои произведения проникнуты чувством грусти, отстраненной созерцательности свойственными учению буддизма-даосизма о бренности и суетности греховного мира. Неизвестный автор свитков тонко прочувствовал эмоциональную ткань романа и его философскую идею о предопределенности судьбы главных героев.
  Облик "китайского сада" на свитках имеет свое неповторимое лицо, удивляющее богатством поэтических ассоциаций, связанных с миром человека средневекового Китая. Безусловно данная пара живописных свитков нуждается в дальнейшем исследовании и определении имени автора.
  Небольшое собрание китайского фарфора в коллекции А.Ф.Вакано интересно прежде всего, наличием авторских вещей.
  Большую вазу цилиндрической формы с широким раструбом горла и расширяющейся книзу ножкой с полихромной росписью цветными глазурями сделал мастер Пинь Ань из Хуашани. Судя по пестрому стилизованному растительному орнаменту, глазури горчичного цвета эта ваза относится к периоду правления Цянлуна (1736 - 1795).
  Великолепным примером керамики данного времени является ваза работы Чжен Гэми - с эффектным рисунком борющихся драконов, выполненных подглазурной росписью кобальтом. Вся свободная поверхность вазы закрыта желтой глазурью. эта работа превосходит многие другие вещи данного периода чистотой керамической массы, блеском глазури и совершенной формой.
  Любопытный образец фарфоровой пластики - статуя Милэ (Будды Мило - Майтрейя), Будды грядущих времен - работы Чжи Фу из мастерских Дэхуа в Фуцзяни, изображающая веселого толстяка. Скульптура сделана с учетом технологии фарфора конца XVII - начала XVIII века периода Канси в гамме "зеленого семейства". Вероятно, она является авторской копией изделия более раннего времени.
  Две парные четырехгранные вазы с изображением птички на ветке цветущего пиона и каллиграфически воспроизведенным поэтическим пожеланем счастья, удачи и богатства - создание рук художника Чжаньюня и каллиграфа Чжен Чжина.
  Фарфор, неизвестных мастеров из собрания А.Ф.Вакано также представляет большой интерес. К периоду правления Канси (1662 - 1722) относится ваза с подглазурной кобальтовой росписью, декорированная несколькими поясами орнамента с изображением листьев лотоса, бамбука, цветов пионов и фениксов. Работа выделяется благородством пропорций, тонким рисунком и богатством синих оттенков кобальта.
  В гамме "розового семейства" второй половины XIX века расписана ваза, сплошь покрытая стилизованным рисунком летучих мышей - символов счастья.
  Периодом правления императора Цянлуна датируется ваза с наличием в декоре желтой густой глазури. В росписи сосны, бамбука и цветущей сливы "мейхуа" образующей мотив "три друга холодной зимы", преобладают бирюзовые и розовые тона глазури, типичные в технологии росписи фарфора того времени.
  Заслуживает внимания буддийский ритуальный набор XIX века, состоящий из курильницы и четырех подсвечников причудливой формы, покрытых многокрасочной росписью.
  Дополняют характеристику фарфоровых изделий собрания А.Ф.Вакано два больших садовых табурета в форме бочонка с изображением жанровых сцен по всей поверхности тулова.
  Раздел китайской мебели в художественном музее своим происхождением целиком обязан М.И.Баредер. Это столики причудливого силуэта, подставки под вазы, садовые табуреты из дерева, инкрустированные перламутром, мрамором или покрыты цветными лаками. Яркий пример мастерства китайских резчиков по дереву - шкаф XIX века (остров Рюкю), все части которого - панели, филенки, дверцы, стойки - покрыты изящной резьбой. Интересным является подарочный набор, состоящий из подставки, тарелочки, шкатулки и подносика. Шкаф и подарочный набор - редкие памятники в музеях России.
  Деревянная резная пластика - древнейший вид искусства Китая. Две фигурки даосских святых (мужская и женская, XVIII век) исполнены живой непосредственности, а "Восемь даосских праведников" инкрустированы бронзовой и серебряной проволокой.
  С мастерством резчиков по камню, их возможностями обыгрывать природные свойства материала знакомит небольшая фигурка льва "фо", сделанная из куска нефрита - камня с древнейших времен почитавшегося в Китае за твердость, почти равную стали, считавшимся священным.
  Небольшая вазочка из двухслойного агата с изображением Лао-Цзы, основателя даосизма, стоящего под сенью зонтичной сосны выполнена с большим художественным вкусом.
  Резьба по кости - традиционный вид ремесла. Небольшие экраны из слоновой кости XVIII века, входившие в число предметов на столе ученого, оформлены ажурной резьбой и рельефными композициями. На обороте каждого из них нанесены поэтические строки: "На какой бы струне ни играть - все поет о счастье двух молодых" и "Сын, почитающий отца, славится навеки".
  Пик расцвета данный вид художественного творчества переживает в XIX веке. Небольшая, прямоугольной формы шкатулка имеет на всей поверхности сложный и тонкий рельеф с сюжетным мотивом из жизни литературных героев. Примером виртуозной резьбы по кости служат шары в шаре, изготовленные из цельного куска и насчитывающие пятнадцать вращающихся друг в друге сфер.
  Среди произведений искусства, исполненных в технике бронзового литья выделяется группа изделий, датируемая XVIII веком.
  Декор и формы курильниц XVIII века отличается причудливым силуэтом с преобладанием зооморфных мотивов. Вместилище для пахучих трав в них скрыто, и лишь съемная голова выдает функциональное назначение. Таковы две курильницы в виде льва "Фо" и единорога "Цилиня".
  Цилинь - главный зверь мифологического бестиария, уподобленный единорогу, с мягким наростом на голове; его появление считалось знаком рождения мудреца, приносило покой и умиротворение в стране. Данная курильница на тулове украшена вставками из цветной смальты.
  В коллекции А.Ф.Вакано имеется несколько экземпляров китайской вышивки. Самые ценные - два небольших панно с изображением мальчика, стоящего на листе лотоса в окружении бабочек. Вышитое гладью изображение на парных панно помещено на блестящем золотистом фоне, решенном в технике лицевого шитья, когда нить, обернутая золотой бумагой, прикрепляется с лицевой стороны. Эти произведения "живописи шелком" созданы в XVIII веке.
  Вышивание, древнейший вид китайского искусства, отмеченный высоким технологическим художественным мастерством, представлено в собрании Вакано также большим панно "Дракон" в технике лицевого шитья. Бугристая рельефная поверхность туловища летящего дракона ярко отсвечивает золотым блеском нити.
  * * * * * * * *
  Искусство Японии в данной коллекции наиболее широко представлено памятниками культуры и произведениями искусства XIX века. Здесь присутствуют все важнейшие традиционные виды японских ремесел и единичные произведения известных авторов. Работы несут в себе оттенок изысканности и особый колорит, свойственный японской культуре с незапамятных времен.
  Гордость коллекции А.Ф.Вакано составляли многочисленное собрание фарфора и фаянса производства известных центров: Арита-Хидзен, Сацума, Кутани.
  Гончарные мастерские провинции Хидзен с XVII века изготовляли фарфор хорошего качества. Центром производства была деревня Арита, находящаяся поблизости от порта Имари. Поэтому часто фарфоровые изделия данного центра в Европе называли "Старые Имари". Для оформления фарфоровых изделий здесь использовалось несколько видов живописного декорах сансай ("трехцветные") - наиболее распространена роспись подглазурным кобальтом и оранжево красным надглазурным красителем с подрисовкой золотом. В коллекции Вакано продукция Арита оформлена трехцветным живописным декором сансай. Это две парные вазы на фестончатом поддоне с изображением цветущих ветвей, цветов, птиц и насекомых в фигурных резервах, составляющие комплект каминного набора.
  Большая ваза с крышкой, увенчанной шаром, сплошь покрыта вертикальными закругленными гранями, начиная с шара и кончая основанием вазы. Она росписана подглазурным кобальтом и надглазурными красками - красной и золотой. В основании вазы - синий геометрический орнамент, на внешней части располагаются четыре фигурных резерва, внутри на светлой поверхности - мотив садовой изгороди, перед которой растут цветы, ствол и ветви зонтичной сосны, а вверху летит птица. По плечам вазы - фестончатые картуши синего и красного тона. На синих картушах изображен причудливый цветок, на красных - затейливый жук. Подобные вазы входили в состав каминных гарнитуров и пользовались большим спросом в Европе для оформления интерьеров. Ваза является одной из парных.
  Продукцию мастерских Арита ярко характеризуют блюдо с изображением в центре букета пионов в вазе, стоящей на столике. На широком внутреннем поле блюда также располагаются три резерва овальной формы с мотивом цветов и птиц.
  Изделия всех мастерских, работающих на территории провинции Сацума, издавна называли Сацума-яки - керамика сацума. Это название применительно к тонкому фаянсу с краклированной кремовой глазурью. Живописный декор состоял из самых различных мотивов. Для произведений в коллекции А.Ф.Вакано характерен стиль нисикидэ ("парчевые"), при котором живописные изображения и орнамент целиком покрывают всю поверхность изделий. Работы датируются XIX веком, когда большая часть мастерских Сацума производила продукцию на экспорт.
  В этой части коллекции керамика Японии также представлена рядом авторских произведений.
  Две парных вазы четырехгранной формы примечательны росписью с изображением птиц, летающих возле пожелтевшего клена, и порхающих бабочек в окаймлении цветочных полей. А_то_ом работ является художник Нисики Вакаяма.
  Зачастую живописное оформление фаянсовой продукции производилось мастерами Киото. Здесь декор отличался особой тщательностью исполнения и большей сдержанностью.
  Массивная ваза формы "гуань" (Киото) с изображением Будды в окружении множества богов и гигантского дракона запоминается спокойными линиями силуэта, также изысканной цветовой тональностью в золотистой гамме.
  Привлекает внимание ваза с оригинальной композицией "Праздник цветения сливы", где на фоне весеннего пейзажа представлено красочное галантное общество дам и кавалеров (Киото).
  Небольшая вазочка с мотивом букетика цветов в висячей корзинке - произведение рук художника Канаяма.
  Живописное оформление мастерских Кинкодзан в Киото, отличающееся вкусом и мастерством, выражено в тарелке-"сара", которая решена в форме стилизованной хризантемы с фестончатыми краями. В круглом резерве - мотив цветущей глицинии и птички, кайма покрыта цветочным ковром.
  Традиционный вид декоративно-прикладного искусства Японии, художественные лаки маки-э, широко разнообразно представлены в собрании А.Ф.Вакано.
  Декор парных вазочек с золотыми силуэтами бамбука на черном фоне наиболее характерен для этой техники.
  Круглая коробка с мотивом цветущей хризантемы, изнутри покрытая крупинками серебрянной фольги, большие и маленькие чашки с росписью на золотом фоне, оригинальные шкатулки, инкрустированные костью и перламутром, настольные экраны и декоративные панно - неотъемлемая часть японского быта. Благодаря черному и золотому блеску лака они производят впечатление утонченной роскоши.
  В XIX веке использовали прием, сочетающий гладкую поверхность с рельефной. Подобным образом декорирована небольшая шкатулка с изображением стилизованных растительных мотивов.
  Техника перегородчатой эмали, пришедшая из Китая в Японию была своеобразно воспринята и интерпретирована мастерами. Это проявилось в более рафинированных формах сосудов, более изысканной оркестровке цветов эмали. Сосуды и вазы, декоративные тарелки составляют значительную группу памятников и дают широкую картину достижений данного вида ремесла.
  Примером художественной обработки металла являются шкатулка и декоративная тарелка с видом горы Фудзи. Здесь художник применил технику чернения, золочения и тонкой гравировки.
  Большие и мелкие бронзовые курильницы, вазы и вазочки с элементами зооморфных мотивов отмечены печатью высокого вкуса и совершенства технологии литья.
  Помимо анонимных образцов живописи тушью, в японской части собрания есть несколько экземпляров ксилографии. Среди них работа Кацусика Хокусая. Это лист из серии "Тридцать шесть видов горы Фудзи" (1823 - 1831), известный под названием "Бочар".
  Классические традиции изобразительного искусства Японии проявились в искусстве ткачества и вышивки.
  Небольшие тканые бархатные панно расписаны под влиянием европейской живописной школы.
  Изображение китайской комнатной собачки привлекает внимание своей виртуозной вышивкой в технике глади.
  В собрании А.Ф.Вакано имеется несколько ширм, соединивших различные приемы отделки - лак, живопись, ткачество и вышивку.
  Большая четырех створчатая ширма с изображением цветущей сливы и птиц на ветках, выделяется подчеркнутой асимметричной композицией и сложной тональностью коричневого и розового цветов. Любовно вышитый каскад бутонов, раскрывающихся и облетевших цветов оставляет в памяти незабываемый по красоте образ японской природы, поэтически переосмысленной художником.
  * * * * * * * * *
  Восточное собрание А.Ф.Вакано дополняют коллекции декоративно-прикладного искусства Индии XVIII - XIX веков и миниатюрной живописи XVIII - XIX веков.
  Здесь представлены изделия исполненные в различных техниках обработки металла - насечке, гравировке, чеканке, инкрустации. Но наиболее значительные экспонаты - сосуды, декорированные в специфической индийской технике - бидри. Особенность изделий бидри состоит в соединении матового черного цвета поверхности с узорной инкрустацией серебром и золотом. Центром их производства был город Бидару близ Хайдарабада.
  В прикладном искусстве Индии техника инкрустации цветными металлами, полудрагоценными камнями, слоновой костью и перламутром достигла необычайных высот. Оригинальная подставка под рукопись XVIII века украшена затейливо выполненными орнаментальными и сюжетными инкрустациями из слоновой кости, перламутра с изображением модифицированного священного древа, людей. Животных и фантастических птиц.
  Особую группу составляют десять миниатюр XVIII - XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора.
  Две миниатюры принадлежат к знаменитой к знаменитой могольской школе. Это миниатюры позднего периода относящиеся к XVIII и первой половине XIX века. Изящество рисунка, тонкая работа кисти, нежные пастельные цвета - все эти характерные приемы могольской школы проявились в работе с изображением дворцовой сцены (XVIII век).
  Выдающееся место в могольской школе живописи принадлежит портретному жанру, который на протяжении десятилетий сформировал свои особенности и каноны. чаще всего это были портреты правителей или вельмож. "Портрет Бахадур-шаха на троне в окружении подданных" - последнего правителя великой династии - отмечен точностью портретных характеристик, ювелирной отделкой деталей. Неизвестный художник с большим вниманием прописал многокрасочную парадную одежду людей и пышное убранство интерьера. Сверзу надпись: "Портрет Мухаммед Бахадур шаха - падишаха гази" (газа - борец за веру).
  Ярко и непосредственно живописали религиозные сюжеты и сцены придворной жизни художники Раджастана. Одна из миниатюр относится к излюбленной сюжетной теме сказаний о Кришне, где художник свободно проявил свою фантазию, разделив плоскость картины на шесть самостоятельных частей.
  Лучшая миниатюра этой школы представляет одну из сцен вечернего отдыха с изображением раджпутской принцессы. сидящей на террасе дворца и наслаждающейся искусством придворных музыкантш и танцовщиц. Чистые локальные голубые, пурпурные, розовые, изумрудные и золотые краски сияют жарко и радостно, словно аккомпанируя музыке. Сверху надпись: "Зибан-ниса" - "Украшение женщины". Может, это личное имя изображенной дамы.
  Интересна миниатюра сикхской школы, сформировавшейся на территории северных княжеств Индии, управляемых сикхами. Знатный сикх в парадной одеждах запечатлен поклоняющимся Кришне.
  Одна из миниатюр относится к школе Пахари ("горная школа"). Красота предгорьев Гималаев, вдохновляла художников на создание безмятежных и величественных образов. Наивысшего расцвета искусство миниатюры достигло в княжестве Кангра. Живопись Кангры была реалистична и обладая внутренней раскованностью, утверждала тему единения человека и природы. В северных горных районах культ Кришны (одно из воплощений Вишну) получил самое широкое распространение. Центральное место в нем занимает бхакти - учение о любви и преданности богу. Любовь Кришны и пастушки Радхи - символическое выражение единства мира. Миниатюра из собрания А.Ф.Вакано "Поклонение Крише" (Кангра 1800г. ?) - маленький шедевр, исполненный очарования и гармонии. Яркие разноцветные костюмы Кришны и Радхи, их роскошные и причудливые по форме драгоценности, сочностью цветовых пятен соперничают с пышной зеленью грозового пейзажа. Превосходно изображены свинцово-черные с пучками молний дождевые облака, цветущие деревья и листва. Идеальные возлюбленные - музицирующие Кришна с Радхой, предстающие перед индусом в окружении павлина и быка, благодаря мастерству художника наполнили лист миниатюры духом поэзии и музыки.
  Следует отметить, что миниатюрная живопись горных областей Индии - Пахари, стала известна ценителям после 1910 года. В собрании А.Ф.Вакано миниатюры этой школы появились раньше, став подлинным украшением коллекции индийской живописи.
  Искусство обработки дерева отображено в двух работах собрания Вакано - деревянной резной панели с изображением буддийских божеств (XVIII в.) и большой шкатулке (XIX в.).
  Отдельная группа памятников выделена в разделе "Мусульманский Восток". Здесь имеются памятники ряда регионов, где был распространен ислам.
  Искусство Ирана, Сирии и Средней Азии представлено немногочисленными образцами художественных ремесел в виде сосудов, кувшинов для воды из керамики, металла и шифера (XVIII - XIX вв.).
  Заслуживает внимания латунный сосуд, выкованный из металла, украшенный гравировкой с надписью: "Владелец сего Мухаммед Рахим.." (Иран, начало XVIII века).
  Чаша дервиша-кашкуль, изготовленная из кокосового ореха в Иране (XIX в.), сплошь покрыта затейливым узором, обрамляющим центральный картуш с изображением молодого воина с секирой.
  Одним из лучших образцов иранской керамики является рельефная изразцовая панель с сюжетной композицией на тему райского сада. Расписанная подглазурным кобальтом, панель декорирована богатым орнаментом и изображением тюльпанов, гвоздик и других цветов вокруг медальона с изображением сидящего юноши и двух прекрасных дев.
  О коллекции А.Ф.Вакано можно было бы сказать очень много. В настоящее время это самое большое и цельное собрание в Поволжском регионе. Произведения вошедшие в него, не только представляют собой прекрасные памятники культуры и искусства буддийского и исламского Востока, Западной Европы и России, но и являются интереснейшим материалом для научных исследований. Переданная в дар Самарскому музею она составила основное ядро собрания зарубежного искусства.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"