Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Графики Самары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вышла в издательстве ДСМ.Самара. Презентация состоялась 7 ноября 2018г

  В.Чернова
   Художники - графики
  Куйбышевская художественная школа на протяжении XX века была сильна мастерами - графиками. Профессия графика - особенная, связанная с освоением вида искусства, где царят свои законы, и разнообразные художественные техники, как уникальные, так и тиражные. Отдельную страницу графики составляет книжная иллюстрация.
  Плеяда мастеров самарской графики оставила заметный след в культурной жизни Самары. Тогда в СССР существовала государственная политика в области культуры, было ощутимым внимание учреждений культуры к графике. Результаты проявились в организации объемных выставок графики республиканского и всесоюзного масштаба, последующей закупке в музеи и публикациях в изданиях. Это также выразилось в плодотворной работе Куйбышевского книжного издательства, а также в череде персональных и областных выставок произведений художников графиков.
  Имелись Дома творчества, где мастера графики стажировались, совершенствуя мастерство. Сеть издательств работала с мастерами книги. Во многих творческих союзах существовали секции графики. Безусловно, огромный пласт культуры, связанный с развитием и популяризацией графики в СССР канул в небытие и остался в истории как одно из выдающихся достижений XX века.
  Творчество самарских графиков во второй половине XX века отражает основные тенденции своего времени. В период оттепели в Москве была показана выставка произведений мастеров Мексиканской народной графики, линогравюры Леопольда Мендеса. Именно влияние мексиканской линогравюры помогло постепенно изживать помпезную сюжетность основного стиля пятидесятых годов. В стране зарождается "суровый стиль". Героическое начало в произведениях этого стиля вытекает из правдивости в передаче суровых будней труда и революции. Излюбленной техникой молодых художников в 50-60е годы была черно - белая линогравюра. Ее энергичный, язык, контрастная динамика цвета помогли преломить традиции стиля сталинской эпохи.
  М.Бедных - большой мастер гравюры на линолеуме, сочетавший яркую экспрессию с революционной героикой образа человека и многоплановым воплощением облика реальной среды. С публицистической остротой выразил в творчестве идеалы своего поколения В.Пашкевич. Индустриальный облик края, порою лапидарный, конструктивный, безусловно запоминающийся своей образностью, отразили в линогравюрах И.Дубровин, К.Печуричко, П.Якушев.
  С уходом оттепели после 1960-х годов, начала ослабевать популярность линогравюры, на смену героики истории пришли камерность и лиричность. В центре внимания художника-графика все чаще становятся улица, дом, семья. В этом плане хороши линогравюры и автолитографии В. Севастьянова.
   В конце 1960-х годов появились мастера, которые работали вне рамок сурового стиля. Они обращались к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII-начала XX в., проторенессансу, к творчеству "малых голландцев", французскому классицизму и, конечно, к фольклору. Проявился их особый интерес к техникам старых мастеров.
  В 1970-е годы, после взлета творчества В.Фаворского, И.Голицына вновь стала привлекательна старая техника - гравюра на дереве, где утверждалась доминанта рисунка. "В рисунок можно войти, как в дом, и выйти из него. Этим движением наслаждаешься", - писал И. Голицын.
  Такие замечательные мастера гравюры на дереве, как Г.Коновалов и В.Панидов, ориентируясь на лучшие достижения отечественной и зарубежной ксилографии, своим творчеством составили ярчайшую страницу в художественном наследии Самары. Они стали частью того поколения, которое во многом определило развитие отечественного искусства последней трети XX века
  В восьмидесятые годы изменилось художественно - образное пространство графики, фантастически окрашенные образы - видения стали обживать новую реальность. Такова она в офортах В.Конусова. Открылся путь в одухотворенное, очень лично ощущаемое пространство. Любимой техникой этого художественного поколения стал в графике офорт. В его таинственной мистической глубине даже будничные сюжеты наполнялись эмоциональным напряжением, выступали проекцией душевного состояния автора. В этом плане интересно творчество Ю.Бородачева. Художественная форма его офортов богата живописной и театральной зрелищностью.
  Однако оригинальная графика, на протяжении второй половины 20 века не сдавала позиции. Это видно в акварелях Д.Березина, Ф.Коробова, Ю.Коневского. Лирически преображая реальность, графика все больше тяготела к обобщению, к отвлеченной метафоре, пронизывающей материальный образ, графика конца двадцатого века упорно от листа к листу созидала неповторимые, остро индивидуальные художественные миры. Пример тому акварели В.Самаринкина, С.Кутякова. Безусловно, самарскими графиками был сделан значительный вклад в отечественную культуру.
  В данном каталоге представлены сведения о художниках и краткий обзор творчества ушедших мастеров графики.
  
  МАСТЕРА ОРИГИНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ
  
  В первую очередь хочется уделить внимание мастерам оригинальной графики. Оригинальная графика уникальна. Всегда существует в единственном экземпляре в виде рисунка, наброска, зарисовки. Оригинальная графика выполняется разнообразными материалами: это акварель, гуашь, пастель, карандаш, сангина, уголь, сепия, тушь, соус.
  Березин Анатолий Дмитриевич (1910 - 1995)
  Березин Анатолий Дмитриевич один из старейших графиков в творческом союзе. Анатолий Дмитриевич родился в городе Кузнецке Пензенской области. Учился в Пензенском художественном училище (с 1928 по 1931 г.), которое ранее называлось "Пензенский художественный техникум". Училище славилось великолепной школой художественного ремесла. А. Березин участвовал в выставках с 1932 года. Член "Ассоциация художников революции" 1929-1932 (АХР). Ассоциация считала себя продолжателем традиций передвижничества.
  А.Д. Березин жил и работал в городе Куйбышеве. С начала войны молодой художник добровольцем ушел на фронт, попал в Крым. Единственный путь тогда для наступления немцев в Крым, лежал через Перекопский перешеек. Оборона полуострова возлагалась на пятьдесят первую Отдельную Армию. В итоге, под давлением наступающих немцев остатки 51-й армии СССР не смогли удержаться в Крыму, и к 16 ноября были эвакуированы на Таманский полуостров.
  Старший лейтенант Березин Анатолий Дмитриевич попал в немецкий плен 15.05.1942, неоднократно бежал из плена, схвачен, потом был переправлен в Керчь, Шталаг ? 365. Шталаг - сокращенное название (от сокр. Нем. Stammlager). Бежал с товарищами, которые потом на допросе в особом отделе подтвердили, что старший лейтенант Анатолий Березин не изменял присяге. После войны возвратился в Куйбышев, долгие годы работал в Художественном фонде.
  Анатолий Березин много работал как график - акварелист. Работал в технике сухой акварели, когда на лист бумаги наносится один слой, и только после просыхания предыдущего следующий слой. "Автопортрет". 1972
  Из жанров предпочитал лирический пейзаж. Любил различные времена года. Проникновенно писал краски осени "Осенний день". 1977г., тонко чувствовал переливы красочных оттенков охры "Хлеб убран" (1982) и чутко передавал оттенки талого снега "Ранняя весна" (1983). На областных выставках его акварели запоминались своей картинной завершенностью.
  Коневский Юрий Александрович. 1939 -2007
  Юрий Александрович Коневский родился в 1939 году в казацком хуторе Ростовской области. Тяготы послевоенного времени не помешали ему уже в подростковом возрасте раскрыть способности к рисованию, после окончания сельской школы поступил в Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова. Живопись и графика стали его профессией и призванием.
  Юрий Коневский жил, работал и творил в Самаре, город и Волга для него - источник вдохновенья. Художнику были интересны и монументальная живопись, иконопись, и графика. Ю.Коневский работал во всех жанрах: натюрморт, портрет, панорамная композиция. В его работах запечатлены старые дворики с их особенной неброской красотой, волжские берега и сумрачный простор рек, неба и природы. Таковы - "Осенняя река", "Осенний день". Работу "Красная осень" мастер сделал в технике гуаши, чьи густые кроющие свойства позволили слой за слоем полнее передать материю осенней листвы деревьев. Виртуозное владение техникой гуаши, акварели на натуре делают его творчество значимым и незабываемым.
  Вместе с молодыми живописцами города Коневский принимал участие в групповых выставках Городского молодежного клуба "ГМК-62".
  С 1972 по 1982 год был преподавателем и заведующим учебной частью Детской художественной школы Куйбышева, а позднее, в течение десяти лет работал в местном отделении Художественного фонда Союза художников России.
  С 1990г. с благословения самарского владыки Иоанна занимался написанием икон для иконостасов, настенных росписей в церквах Самарской, Оренбургской, Волгоградской и Московской областей. Работы Коневского находятся в частных коллекциях в Германии, Швейцарии, США и Израиле. Ю.А. Коневский ушел из жизни в октябре 2007 года, в апреле 2008 года в самарском Доме художника состоялась посмертная выставка.
  Коробов Федор Максимович (1924 - 1997)
  Коробов Федор Максимович родился в станице Яшкино Оренбургской области в 1924году. В 1954 году окончил курсы рисования и живописи при Университете народного творчества им Н.К.Крупской. С 1953 участник выставок. Экспонент региональных выставок "Большая Волга": 1964,1974,1985,
  Член Союза художников СССР с 1976г Экспонент республиканской выставки в городе Иркутске в 1984 году. Экспонент Всесоюзной выставки в Минске. 1974, в Москве -1975.
  График - акварелист. Постоянно работал в области пейзажа. В 1978 году состоялась персональная выставка акварелей. Акварель "Над Волховом. Шрамы войны". 1979г. - свидетельство ответственного добротного письма. Работу отличает элемент вдумчивой повествовательности, лирическое настроение, своеобразная высветленная цветовая гамма
  Кутяков Сергей Владимирович. (1947 - 1999)
  Кутяков Сергей Владимирович родился в семье, которая своими корнями связанна с историей Самары, с революцией. Его дед Иван Семёнович Кутяков (1897г. - 1942г.) - военачальник времён Гражданской войны, после гибели В.И. Чапаева возглавил дивизию.
  Его отец, Владимир Иванович Кутяков (1916 - 1968), не отрекся от отца. Как сын врага народа был исключен из Ленинградского высшего военно-морского училища, лишен права учиться в высших учебных заведениях. Воевал, работал в разных профессиях, не имея возможности получить специальное образование. Умер в Куйбышеве в 1968 году.
  Сергей Владимирович Кутяков родился в 1947 в Куйбышеве. "Я родился врагом народа" - таковы были слова художника в своей автобиографии. Живой, впечатлительный, он не имел возможности учиться в Куйбышевском, художественном училище. Еще были живы стереотипы к детям "врагов народа" в закрытом оборонном городе, пришлось уехать из города. Кутяков в 1972 году поступил в Абрамцевское художественно - промышленное училище, на отделение художественной керамики, которое окончил в 1977 году.
  В 1977 году был принят на работу в Куйбышевское отделение Художественного фонда РСФСР. Активный член Молодежного объединения Союза художников. С 1971 году участник областных выставок. С 1979 г экспонент региональных выставок, с 1980 экспонент республиканских выставок. Член Союза художников России с 1983г.
  Поначалу С.Кутяков увлекся живописью, учился искусству натюрморта у И.Карпунова. Элементы неопримитива, при наличии симметрии и насыщенной красочности четко прослеживаются в натюрморте "Теплый Вечер".1978г.
  В конце восьмидесятых годов Кутяков увлекся графикой, попробовал технику офорта, но ярче реализовался в технике акварели. Поездки в Тульскую губернию, откуда родом была жена, способствовали развитию акварели. Это мобильный материал. Художник писал храмы, соборы, но не отказался от придуманных фантазий. "Храм памяти Сергея Радонежского на поле Куликовом"1981г.
  Творения Сергея Кутякова декоративны, фантасмагоричны, порою тяготеют к сюрреализму. Таковы его произведения в технике акварели: "Осенний Сон", 1987г., "Вечерний полет".1988г., "Вечер".1990г., Из серии "Женщине" 1990-е годы, "Горные фантазии". 1990-1991гг., "Воспоминания о неолите".1991г., "Лошадка". 1998г., "Комета". 1999г.
  В 1987 году Сергей Кутяков переехал в Ясногорск Тульской области. Много выставлялся на областных выставках тульских художников. Кутякова избрали председателем Тульской организации Союза художников СССР. В 1991 году в выставочном зале в Туле была открыта персональная выставка картин Сергея Кутякова, в 1992 году - в Москве.
  Его работы находятся в Польше, Германии, США, Самаре, Тольятти, Тульском музее изобразительных искусств, Ясногорском районном художественно-краеведческом музее.
  Мурзина Татьяна Михайловна (1947-2005)
  Татьяна Михайловна Мурзина относится к числу художников - акварелистов. Она родилась в Куйбышеве в семье театрального художника Михаила Агеевича Мурзина. Училась в Пензенском художественном училище с 1968 по 1972 годы. Как график работала, обращаясь к малым жанрам: пейзажу, натюрморту. Член Союза художников России с 1978года. "Музей Ленина". 1980-1990. Бумага, акв.50,5х60,5, "Пейзаж".1980-1990.
  С 1971 года участник областных выставок. Экспонент региональных выставок (Большая Волга 1974,1979). Республиканская выставка Москва (1975-1976). Всесоюзных выставок Минск (1977, Москва, 1978). Персональная выставка Т.Мурзиной состоялась в Самаре в 1994 году.
  В творчестве Татьяны Мурзиной преобладали цветочные натюрморты, которые запоминаются декоративными разводами краски при использовании техники акварели по - сырому, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу. "Цветы в белой вазе".1980-1990.
  Песигин Анатолий Георгиевич (1937-2004)
  Живописец, мастер графического портрета, наброска, художник - иллюстратор. Анатолий Георгиевич Песигин родился в селе Алексеевка Куйбышевской области. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, живописно-педагогическое отделение в 1960 году.
  Некоторое время руководил изостудией при Детской технической станции.
  Анатолий Песигин был одним из основателей художественной школы ?1 в Куйбышеве. Многие годы заведовал учебной частью и преподавал в Детской художественной школе ?1. Еще в юности ощутил тягу к живописи.
   Этот разносторонне талантливый человек не только занимался станковой живописью и графикой, также воспитал талантливых учеников.
  Вместе с активными представителями куйбышевского "андеграунда" состоял в Городском молодежном клубе ГМК-62, участник творческой поездки по Сибири и последующей выставки в Куйбышевском художественном музее. Участник большинства выставок по линии ГМК, областных (с 1961 г.), региональных (с 1968 г.), выставок "Большая Волга" и всероссийских.
  Анатолий Песигин мастер портрета. "Мой дедушка". 1969г. В его портретах проявились психологизм и глубокое чувство стиля. Отличие работ состоит в мастерском соединении изысканных, контурных линий, декоративных пятен с чутким восприятием характера модели. "Портрет девушки - строительницы" 1971г.
  Как живописец Песигин обладал тем глазомером, который позволяет, используя минимум изобразительных средств, многого добиваться, показывая трудноуловимые оттенки человеческого характера. При этом автор в портретах не стремился к объемному светотеневому решению образа, не нагружал чрезмерной штриховкой и глубокими тенями, и оттого его рисунок легок и прозрачен.
  Герои Песигина объединены напряженной работой души. "Автопортрет с часами" 1974г. В лицах большинства моделей отмечается созерцательность, взгляд словно обращен внутрь себя и полон легкой печали. Этот меланхолический настрой поневоле запоминается зрителю.
  С 1989 по 1996 год работал в издательстве "Волжская коммуна" художником-оформителем книг. Член Союза журналистов России с 1992 г. Работы хранятся в Самарском Художественном музее, Государственном Русском музее.
  Самаринкин Валерий Иванович (1949-2000)
  Валерий Иванович Самаринкин волжанин, уроженец Куйбышева, выпускник Пензенского художественного училища, занимался графикой, используя технику акварели. Начинал как график и именно в этом качестве вступал в Союз художников. Но постоянно развивался, пробовал себя в разных техниках и ближе к концу жизни состоялся в искусстве батика и керамики.
  Член Союза художников России с 1996 года, Валерий Самаринкин любил Жигулевский край и исходил его вдоль и поперек. Его акварели воспевают неяркую природу средней полосы. "Холодный ноябрь". 1993
  Самаринкин любил работать в традиционной для двадцатого века технике сырой акварели, когда цвета растворяются друг в друге, что придало его работам свежесть и особое настроение. Акварели художника замечательны не только композиционным решением, но и колоритом. Цветовая гамма, сдержанная, строгая, серебристая. "Старая телега" 1991. Прозрачность, невесомая легкость световоздушной атмосферы, сообщают акварелям мистическую призрачность, привносят дух иррациональности.
  В жизни Валерий Самаринкин был жизнерадостным человеком, но творчество этого мастера пронизано глубинным лиризмом. Характер и внутренние переживания Самаринкина исчерпывающе отразились в его акварелях.
  К сильным художественным образам можно отнести серию "Самарские миражи", выполненную автором проникновенно, с душевной болью за разрушенные и забытые храмы. Это проявилось в цикле работ, написанных в любимой им Винновке. В 1990-е годы церковь в селе Винновка была заброшенной, и вид ее разрушающихся стен вызывал художников Самары обеспокоенность за культурное наследие. "Мираж".1991.
  Известно, что одна из картин мастера с изображением самарского костела была подарена от имени городских властей папе римскому Иоанну Павлу второму, когда тот посещал Москву
  МАСТЕРА СТАНКОВОЙ ГРАФИКИ
  
  Помимо мастеров оригинальной графики, в Куйбышеве много и интересно творили мастера печатной графики. Особенно с 1960 годов была популярна линогравюра - гравирование на линолеуме, печатная иллюстрационная форма так называемой высокой печати .
  Крупнейшим мастером в этой технике был художник из Новокуйбышевска М.Н.Бедных
  Бедных Михаил Николаевич (1927- 2008)
  Михаил Николаевич Бедных - родился в Новосибирске в 1927 году, там же учился в художественной стадии у Н.Нагорской. В ходе Отечественной войны, попал на дальневосточный фронт. Воевал, был награжден медалью за Победу над Японией, также медалью 30 лет Советской Армии и Флота.
  Много лет проработал в Куйбышевском отделении Художественного фонда РСФСР. Член Союза художников с 1964 г. Экспонент региональных выставок "Большая Волга" - 1964, 1969,1974, 1979, Экспонент республиканских выставок Москва 1965,Норильск 1969,Москва - Ленинград 1975. Экспонент зарубежных выставок Болгария, Пловдив, София, Стара - Загора - 1970, 1974,1977,1980.
  Михаил Бедных в технике линогравюры был непревзойденным мастером. Его черно - белые пейзажи поражали разнообразием передачи оттенков листвы, силуэтов деревьев. Мастер прекрасно умел передавать движение. Серия листов на тему революции, наполнена духом героической романтики. В композициях "Солдаты Конармии" 1967г., "Солдаты революции"1977г., "Тачанка" 1977г., художник использует один прием - на плоскости листа лишь всадник на лошади, конник. Фигуры даны в развороте, с оружием в руках, а лошади запечатлены автором во время быстрой скачки. Частые диагональные штрихи, нанесенные резцом то длинными, то короткими линиями, сообщают композициям динамику и стремительность в передаче движения.
  Дубровин Игорь Викторович (1929 - 2001г)
  Заслуженный художник России, член Союза художников и Союза журналистов России Дубровин Игорь Викторович родился в городе Свердловске 29 октября в 1929 году.
  Окончил Казанское художественное училище, живописно-педагогическое отделение (1944-1948), затем учился в Куйбышевском инженерно-строительном институте им. А.И.Микояна, факультет ПГС (1954-1957 гг.) Работал в технике офорта и автоцинкографии.
  Член Союза художников СССР с 1959 года. Член Союза художников России с 1970 года. В 1948-1949 гг. преподавал в Мамадышском педагогическом училище (ТАССР). 1953-1955 гг. - художник кинотеатра "Культкино" г. Куйбышева. 1955-1986 гг. - художник газеты "Волжская коммуна".
  Игорь Викторович с 1957 г. - участник областных выставок. Экспонент региональных ("Большая Волга", 1964, 1969, 1974, 1985), республиканских (Москва, 1965, 1972, 1974, 1975, 1980, 1983, 1985; Ленинград, 1968, 1975), всесоюзных и всероссийских (Москва, 1969; 1971, 1975, 1976,1977), зарубежных (США, 1976) художественных выставок. Персональные выставки: Куйбышев, Тольятти, Москва, 1973 г.
  Игорь Викторович в 1986 г. был принят на творческую работу по договорам в Куйбышевское отделение Художественного фонда РСФСР. Несколько раз избирался членом Правления Куйбышевской организации Союза художников и председателем графической секции. Награжден в 1973 году орденом "Знак Почета" и дипломами Всероссийских выставок и конкурсов. Лауреат премии Союза журналистов. С 1989 года Заслуженный художник РСФСР.
  Помимо станковой графики, работал как мастер книжной обложки, для Куйбышевского книжного издательства. Обложка к книге Павла Вишнякова "Юнги", запоминается лаконизмом решения, решена в трех цветах. На темно синем фоне выстроены рядком юнги в белой форме, а название книги дано алым цветом.
  В своих гравюрах Дубровин Игорь Викторович отобразил весь период строительства Волжского автогиганта (ВАЗ), все этапы, портреты его строителей и создателей, невероятно четкие и значимые образы того времени.
  Лист "Арматура" 1968г. необычайно конструктивен. На фоне сварных горизонтальных и вертикальных решеток арматуры, фигурки строителей почти незаметны, словно стилизованные геометрические формы. В листе, посвященном строительству Куйбышевского метро. "Проходчики". 1988г. показан круг проходческого щита тоннеля, словно декоративный картуш он обрамляет фигуры мастеров - проходчиков в строительных касках. Стиль Дубровина узнаваем, благодаря минимализму, отсутствию деталей.
  Конусов Валентин Михайлович. 1940-1996
  
   Валентин Михайлович Конусов родился в селе Залиевка в Азербайджанской ССР в 1940 году. Окончил Ленинградское высшее промышленное училище им. Веры Мухиной, отделение интерьера и оборудования (1965 -1970). С 1971 года Валентин Конусов переехал в город Куйбышев, стал работать в Куйбышевском отделении Художественного фонда РСФСР как резчик по дереву. С начала 1980-х годов увлекся графикой, много работал в технике офорта. Член Союза художников с 1987г.
  С 1976 - участник областных выставок. Экспонент региональных "Большая Волга" 1979, 1985, 1991, 1995. Экспонент республиканских художественных выставок. 1979, 1986, 1987, 1989, Сочи, 1979. Экспонент всесоюзных выставок в Москве 1978, 1982, 1986, 1987, 1988, 1989.
  Работы этого мастера выделяются из ряда множества композиций. Два листа из серии "Экология" многозначительны и конкретны - "Затмнение" и "Грибная пора". С точки зрения решения художественного образа, они лишены сюжетной составляющей. В работах "Прикосновение". 1982г., "Отражение и реальность" 1985г. наличествует метафоричность, тяга к символике.
  Пашкевич Владимир Максимович (1936-2000)
  Пашкевич Владимир Максимович родился в 1936 в селе Свинобичи, Берестовского района Житомирской области. В 1959 г. окончил технологический факультет, а в 1969 года - художественный факультет Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова (г. Львов). До 1967 года работал инженером-технологом; с 1967 по 1976 год - художник издательства "Волжская коммуна" в Куйбышеве.
  Основные работы: серия литографий о Волге, серия гравюр "Гидростроители" о строительстве Шушенской ГЭС, серия гравюр о Енисее, серия рисунков о Волгоградской области, цикл рисунков о Воронежской области, триптихи "Ностальгия", "Ради женщин на земле".
  Листы триптиха "Ностальгия" прямолинейны словно плакат, отсюда лаконизм передачи образа в технике автолитографии. "Красные ворота" 1992г. словно напоминание о брошенных деревнях, о пренебрежении к отечественной истории. Такого же плана, еще более тяготея к плакату, выделяется лист "Кощунство", запечатлевший уничтожение церкви. Цветовая оркестровка багрово алого цвета, привносит оттенок драматизма в эмоциональный строй произведения.
  Отдельного взгляда заслуживают пейзажи. "Волга у Малой Рязани" решена просто. Черно - белая гравюра разработана на планы, где на переднем плане луг с кустиками чертополоха, на втором плане небольшая деревенька на берегу реки, а за рекой широкая полоса деревьев. Таков же лист "Молодецкий курган" где дана панорама водной глади большой реки, увиденной с высоты Жигулевских гор".
  В.М.Пашкевич член Союза художников СССР с 1974г. С 1964 года участник областных выставок. Экспонент региональных выставок "Большая Волга" 1969,1974,1979, 1985, Экспонент республиканских выставок Ленинград 1972, Москва 1980, 1985. Экспонент всесоюзных выставок Москва 1973, 1975,1984, зарубежной выставки США 1978, Персональные выставки Самара 1986,1972,1975, Тольятти 1986,
  С 1976-1981, с 1991 -1998 председатель правления КОСХ РСФСР. В должности Председателя Союза, В.М.Пашкевич много сделал для консолидации организации, увеличив приток молодых художников в Самарское отделение союза.
  Печуричко Константин Федорович. (1931- 2016)
  Константин Федорович Печуричко родился в 1931 году в Ташкенте, где окончил Ташкентское художественное училище, затем Таллиннский государственный художественный институт по специальности художник-график.
  В 1959 году участвовал в выставке дипломных работ в Академии художеств СССР, в 1964 году - в зональной выставке "Большая Волга", в 1965 году - во Всесоюзной выставке "На страже Мира", после удачного дебюта Константин Федорович был принят в Союз художников СССР.
  В 1960е годы работал в Куйбышеве в художественно-производственных мастерских Худфонда СССР, был делегатом двух съездов СХ СССР, членом правления СХ РСФСР.
  В 1978 году переехал в Краснодар, где увлекся историей казачества, создавая живые, запоминающиеся образы кубанской истории. Его произведения участвовали в зарубежных (Болгария, Монголия), всесоюзных, республиканских, зональных, краевых и областных выставках. В Москве, в Академии министерства иностранных дел.
  Мастер проводил занятия с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без родителей, участвуя в проекте "Рисуем вместе с художником", - обучал основам изобразительного искусства. Константин Печуричко участвовал в реализации грантовых программ администрации Краснодарского края. Для проведения "Мастер-класса" выезжал в детские дома, интернаты в Тимашевск, Лабинск, ст. Березанскую, поселок Ахтырский, Славянск-на-Кубани.
  Константин Фёдорович Печуричко оставил приметный след в художественной жизни города Куйбышева. Он застал город в период активного строительства, в годы возникновения новых микрорайонов, преобразивших вид города. Потому так увлеченно художник изображал в своих произведениях городские новостройки. Композиция "Краны" из серии "Строительство на ул. Гагарина". 1961г. решена в технике линогравюры. Мастер любит либо узкую вертикальную композицию, либо вытянутую панорамой улицу. "Дома" из серии "Строительство на ул. Гагарина". 1961г.
  Позднее он освоил техники глубокой печати - сухая игла, акватинта, офорт. Композиция "Колхозный шорник" из-за контрастов света особенно живописна. Листы 1967г. "Кузнецы". 1974г., "Совещание рационализаторов" 1974г., свидетельствуют об успешном воплощении замыслов. К.Ф. Печуричко в плане разработки многофигурной композиции.
  Севастьянов Владислав Михайлович (1942 - 1999)
  
   родился в 1942 в селе Малая Малышевка Куйбышевской области. Учился в сельской школе, позднее вместе с матерью перебрались в Куйбышев. Ребенком пристрастился рисовать, потом ходил в изостудию завода им. Масленникова. Александр Астафьевич Плетнев, который вел кружок в клубе Звезда, сильно повлиял на выбор художника.
  В 1957 году он поступил в Пензенское художественное училище, которое окончил в 1962 году. Дипломная работа "Волжский пейзаж" определила будущие жанровые пристрастия. Член Союза художников России с 1974. года. В 1965 году впервые участвует в областной выставке серией гравюр на тему "Советская Армия". С 1966 года постоянный участник выставок в СССР. Участник зарубежных выставок. Несколько произведений были приобретены Британским музеем.
  В 1965 году линогравюра "Теплый дождь была показана на выставке "Большая Волга". В 1969 появилась серия "Мой город" году, позднее ее представили на выставке в городе Стара Загора.
  Серии "Мой город", "Самарские мотивы" привели мастера к успеху. Пристрастие к пейзажам города на Волге, где вырос художник, сложилось естественно. Любовь к тихим улочкам стародавней Самары, к деревянной резьбе домов, к старым камням города, к волжским пейзажам, увиденных то в зеркале осени, то в отсветах сияющей весны, уходит своими корнями в детство. Простые композиции, лирическая составляющая, отсутствие необычных решений, неожиданных ракурсов в работах помогает понять и принять гравюры Владислава Севастьянова.
  Сам автор считал, что художник должен выбрать такую технику, которая лучше раскроет его возможности. Когда не было пластин линолеума, мастер резал гравюры на листах пластика. В его наследии есть гравюры по металлу, цветная линогравюра. О новом творческом витке в жизни Владислава Севастьянова говорят листы "Жигулевские просторы", Полдень", "Поселок Волжский" сделанные в технике автолитографии.
  Якушев Павел Петрович (1914-2002)
  Якушев Павел Петрович родился в 1914 в городе Златоусте Челябинской области. Первые уроки рисования получил в студии клуба Златоустовского механического завода у художников А. М. Сосновского и Н. К. Краснова.
  В 1930 - 1933 гг. учился в Московском художественном училище на оформительском факультете. Был арестован 20 октября 1932 г. по ст. 58-6 (шпионаж). Постановлением ПП ОГПУ от 25 октября того же года уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления.
  После Москвы Павел Якушев некоторое время жил в Златоусте, в 1934 г. переехал в Самару и активно включился в творческую жизнь. Был секретарем кооперативного товарищества "Художник" и секретарем новообразованной организации Куйбышевское отделение Союза художников России. В 1949 - 1952 гг. снова в Златоусте, участвовал в работе местного объединения художников, оформил в городском театре несколько спектаклей.
  С 1952 г. Павел Петрович Якушев вновь работает в Куйбышеве. Член Союза художников с 1938 года. Он овладевает техникой линогравюры, цветной линогравюры. Главное содержание творчества - индустриальный пейзаж, труд человека и плоды его деятельности, отображение природы Урала, Жигулей. Участник многих региональных, всесоюзных и зарубежных выставок, в том числе в Златоусте, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре, Киеве, в Болгарии и США. Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.
  Индустриальные картины Павла Якушева рассказывают об этапах становления химического предприятия "Тольяттиазота. Наиболее значительные из них: "Строительство ТЭЦ-2" из серии "Большая химия". 1961, "Рождение цеха" из серии "Большая химия". 1961.
  В семидесятые годы создает не только индустриальные пейзажи, разрабатывает лирические мотивы, отличающиеся простотой и свежестью. Пример - цветные линогравюры "На берегу реки", "Воробьи". 1979
  К сорокалетию Победы Павел Петрович Якушев в 1985 году создал триптих "Поэма о штурмовике". Лист ?3 из триптиха "Поэма о штурмовике". 1985г. "Память" представляет композицию, на которой изображен самолет под всполохами звезд и лент праздничного фейерверка. Черно- белая линогравюра сделана просто, лаконично и выразительно.
  Персональные выставки П.Якушева состоялись в Куйбышеве, Новокуйбышевске, Златоусте, 1964- 1965, 1975-1980, в Самаре - 1975, 1985, 1991, 1999 годы. Заслуженный работник культуры РФ с 1994года.
  Петр Иванович Милакин (1946 -2014)
   Петр Милакин родился в 1946 году в селе Невежкино Пензенской области. В 1968 году окончил Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого, художественно-оформительское отделение, а в 1977 году - Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им.В.И.Мухиной, факультет "Интерьер и оборудование", мастерскую профессора Я.Н.Лукина. Художник декоративно - прикладного искусства.
  Работал в графике, скульптуре, керамике, живописи.
  С 1977 года по 1982 год Петр Иванович преподавал в Самарском художественном училище, а с 1982 года по 1995 год - работал художником - керамистом в Художественном Фонде РСФСР. Член Союза художников России с 2001 года.
  Большая часть жизни Петра Милакина, прошла в Самаре. В Куйбышев он приехал в 1977 году сразу после окончания Пензенского художественного училища. Не случайно творчество проникнуто глубочайшим интересом к старой Самаре. В начале XXI века он углубленно занимается техникой офорта. "Самара. Город на Волге".2008
   Некоторые из офортов с изображением достопримечательностей Самары наполнены приметами быта XIX века, другие же - словно старинные фотографии музея истории ушедшего столетия. "Самара. Особняк Курлиной".2008г., "Самара. Жигулевский пивоваренный завод".2008г.
  
  МАСТЕРА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
  
  Книжная графика - один из замечательных видов искусства. Сюда относятся обложки, суперобложки, виньетки, заставки, буквицы и непосредственно книжные иллюстрации. С печатной книгой началось развитие гравюры и литографии.
  Отличительная особенность книжной графики состоит в наличии обложки, как части художественного решения покрытия книги. Оформление, иллюстрирование художественной литературы связано с вопросами техник, формы, разработкой светотени, объемов и перспективы. Художник, средствами изобразительного искусства, воплощает идейно - художественный замысел текста, создает декоративно - художественный облик книги. Он должен хорошо знать стили, приметы эпохи, культуру той или иной страны.
  В книгоиздательстве XX века, художественная литература - самый большой раздел, она тесно связана с изобразительным искусством, поэтому хорошо оформляется и иллюстрируется. Книги для чтения отличаются богатством оформления, большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом. Наличие в городе Куйбышевского книжного издательства способствовало привлечению художников, к их участию в выпуске массовой художественной, детской и краеведческой литературы.
  Березин Евгений Анатольевич (1936 - 2001)
  Евгений Анатольевич родился в Баку в 1936г. в семье художника Анатолия Дмитриевича Березина. Рисовал с детства. Затем в 1951 году поступил в Пензенское художественное училище им.К.А.Савицкого, на живописно - педагогическое отделение, которое окончил в 1956году. Затем Березин поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры, и архитектуры им.И.Е.Репина, графические факультет (мастерская М.В.Таранова 1958-1964)
  Темой дипломной работы молодого художника стали иллюстрации к известному роману Ю. Тынянова о последних годах жизни Александра Грибоедова "Смерть Вазир-Мухтара" (1964 г.), исполненные в технике автолитографии. (Собрание СОХМ)
  В своей дипломной работе Евгений Березин ориентировался на наследие мастера К.И.Рудакова (1891-1949). Для мастера литографии важны не контурные линии, а игра света и тени. Березин это усвоил. Потому так выразительна фигура А.Грибоедова, сидящего перед камином. Языки пламени освещают листы бумаги, на полу. Одна рука закрывает лицо, в другой, бессильно упавшей, поэт держит очки. (Сидящий с очками. 1973). Иллюстрация к роману Ю. Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара". В этой работе замечательное выразительное решение композиции.
  Лист с изображением Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе называется "Пара на ярмарке", включает несколько фоновых фигур. На первом плане влюбленная пара, оба одиноки на фоне ярмарки; верно, выражена гамма чувств персонажей, схожих по характеру.
  Лист "Двое мужчин в цилиндрах" изображает встречу А.Пушкина и А.Грибоедова, на площади перед Исаакиевским собором. Хорошо передана слякотная атмосфера Петербурга. Образы, созданные художником, точно раскрывают характер героев, эмоциональный накал их переживаний и обнажают остроту сюжета этого произведения.
  С 1965 года Евгений Анатольевич Березин живет в Куйбышеве. С 1956 года он участник областных выставок. С 1967 года он участник зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок (Болгария, Венгрия, Германия, США). Персональные выставки состоялись в Куйбышеве в 1965 и 1986 гг.
  Работал в технике станкового рисунка, линогравюры, темперы. Основные работы в области книжной графики, сделанные в 1960е годы - серии "Мой город" (1967 г.), "Былины" (1969 г). Член Союза художников России с1967.
  Автор произведений на исторические и современные темы. С 1970-х годов использовал в творчестве акварель, пастель, серия "Дома" (1981), часто использовал тушь, перо. С 1973 года преподавал в Куйбышевском художественном училище.
  Коновалов Геннадий Григорьевич (1935 2016)
  Геннадий Григорьевич родился в селе Красноармеец Саратовской области в 1935 году. В 1955 году окончил Саратовское художественное училище, в 1969 - факультет книжной графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина. Дипломная работа: иллюстрации к книге А.С. Пушкина "Повести Белкина", была оценена на "отлично". Сразу по окончании института, в 1969 году, он приехал в Куйбышев, а с 1976 года начал преподавать в Самарском художественном училище. Он много работал в технике ксилографии, рисунка пером, акварели, офорта. Автор иллюстраций к книгам А. Пушкина ("Сказка о царе Салтане"), М.Лермонтова ("Мцыри", "Демон"), В.Маяковского ("Хорошо").
  В собрании СОХМ есть несколько мастерских ксилографий. Одна из них, иллюстрация к поэзии Александра Сазонова 1982г. Безусловно, художник испытал в своем творчестве влияние В.Фаворского. На белом листе бумаги воплощены три символа - древо жизни, кусок ржаного поля, и лохматое солнце с лучами, устремленными на землю.
  В 1984 году художник работает над есенинской темой, делая упор на пейзажные образы. Таковы "Вечер в Константиново", и портрет Сергея Есенина на фоне пейзажа. "Сергей Есенин в селе Константиново". 1985г. Тонкие штрихи, сделанные резцом, ложатся в разных направлениях, где - то часто, где-то плотно, формируя поверхности холмов, рисунок облаков и плотный силуэт поэта.
  С 1977 года член Союза художников России. В 1976 году начал преподавать в Самарском художественном училище, работал до 2015 года
  Юрий Петрович Бородачев.(1945-2011)
  Юрий Петрович родился в Самаре в 1945году. Будучи с детства одаренным, пытливым учеником, много учился. Один год в Пензенском художественном училище, затем поступил в Саратовское художественное училище (1963-1965). В 1966 году поступил в Ленинградское высшее художественно - промышленное училище им. Веры Мухиной, где проучился до 1968 года. Затем была учеба в Харьковском художественном институте (1969 -1974) на факультете декоративно - прикладного искусства.
  С 1975 года живет в городе Куйбышеве. С 1968 года - участник областных выставок. Региональная выставка Большая Волга" 1979г. Республиканские выставки Москва 1975,1976, 1977, Тула 1977г. Член Союза художников с 1978г. С 1974 года по 1984 год преподавал в Куйбышевском художественном училище.
  Работая в рамках реализма, Бородачев, рисовал плакаты, делал интересную станковую графику, иллюстрации к классической литературе и к детским книгам. Десятки иллюстраций в технике офорта, акварелей сделаны Бородачевым к произведениям Алексея Толстого, хранятся в Музее - усадьбе Алексея Николаевича Толстого, в собрании СОХМ.
  Одаренный график, он много работал в технике, офорта, акварели. В технике офорта Юрий Петрович работал на протяжении всей творческой жизни в СССР. Это были образцы станковой графики и книжной иллюстрации. Известна серия офортов к роману Алексея Толстого "Петр Первый". 1978. Всем листам свойственна подчеркнутая живописность.
  Для достижения особой выразительности применял смешанную технику изготовления офортов: повторное травление, иногда до шести травлений, использование "сухой иглы" или резца, "затяжка" - растирание краски на пластине, а иногда комбинировал в одном офорте несколько видов техник.
  Лист - "Петр I" сделан с использованием техники лависа. Способом "лавис" можно выполнить гравюру, по своей манере напоминающую рисунок кистью. Листы - "Петербург", "На лугу" сделаны с использованием повторного травления. Лист - "Перед допросом" сделан с применением приема "сухой иглы", и "затяжки" - растиранием краски на пластине. Так получалось, что каждый лист при печати получался уникальным, единственным.
  В 1990 году Бородачев был удостоен первой премии в художественном конкурсе "Золотая кисть" в Москве. В эти годы он обратился к живописи.
  1991 год Юрий Петрович уехал в Швейцарию. В 1993 году он организовал выставку в Москве из Винтертура. Юрий Бородачев жил в Винтертуре с 1993 по 2007 год.
  В 1993 году состоялось его первое участие в международной выставке в городе Винтертур (Швейцария). В 1995 году в городе Винтертуре открыл художественную галерею и художественную школу "JRI". Для украшения, города художник писал фрески, картины, декорации для городского театра.
  В 1997 году Бородачев был награжден Национальной художественной премией "Arti figurative in pittura" от Accademia della Torre в Карраре, Италия.
  С 2000 года являлся членом Союза швейцарских деятелей искусств, художников и архитекторов Visarte. В 2009 году вместе с супругой они переезжают в небольшой средневековый город Диссенхофен, где появилась собственная студия. Здесь художник жил до своей смерти, до 2011 года,
  Картины Бородачева выставлены в Европе в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Люксембурге и Австралии
  Панидов Виктор Алексеевич (1947-2007)
  Виктор Панидов - замечательный мастер станковой графики и книжной иллюстрации. В своем творчестве он обращался к живописи, пастели, но, прежде всего он был мастером гравюры на дереве - редком сегодня виде изобразительного искусства.
  Виктор Алексеевич Панидов родился в 1947 году в селе Никольское Пензенской области. Уже с пятнадцати лет Виктор знал, что станет художником. В 1968 году окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. Дипломную работу студента Панидова отобрали на Всесоюзную выставку в Москве.
  После учебы он стал преподавателем художественный школы. Член Союза художников России с 1975 года. Тогда же он стал работать в Куйбышевском книжном издательстве. Трехсот тысячными тиражами издательство выпускало сочинения Т.Драйзера, И.Гете, А.Блока, В.Шекспира с иллюстрациями Панидова. Художник работал сутками. "Сестра Керри", "Остров сокровищ", "Черная стрела", "Ромео и Джульетта", "Конек-Горбунок". Самарский художник оживил сотни персонажей книг. Все работы были выполнены в технике ксилографии - гравюры на дереве.
  Запоминается серия иллюстраций Виктора Панидова к "Острову сокровищ" Р.Л. Стивенсона из собрания СОХМ. Здесь на отдельных листах предстала галерея замечательных персонажей романа. Вот Джим Хокинс стоит под парусами, старый Билли Бонс устало сидит на табурете за кружкой эля. Увлечены планами поиска сокровищ доктор Ливси и сквайр Трелони. Отважный капитан Смолетт смотрит в подзорную трубу. Но самый колоритный персонаж "Долговязый Джон". Держа в руке ружье, опираясь на костыль, он целеустремленно движется вперед.
  Работа Панидова над лирическими произведениями И.В.Гете удостоена Диплома второй степени на Всероссийском конкурсе книги в 1983году.
  Помимо книжной графики, художник работал в искусстве экслибриса. Более двухсот экслибрисов было создано художником в технике ксилографии. Эта деятельность мастера отмечена Дипломом Российской Ассоциации экслибриса на Всероссийском конгрессе экслибриса в Вологде в 2004 году.
  К 1000-летию принятия христианства Виктор Панидов выполнил цикл ксилографий, посвященных древнерусским иконописцам. Среди них - Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. В своем творчестве художник обращался к офорту, также к сложной в исполнении технике меццо-тинто, ее отличают плавные тональные переходы, передача живописной манеры, имитация фактуры красочного мазка.
  С 1969г.- участник областных выставок. Экспонент региональных выставок ("Большая Волга" 1969, 1974, 1979, 1985, 1998, 2004). Республиканских выставок (Горький, 1975, Волгоград, 1980; Москва, 1981, 1982, 1988, 1993, 1998, 1999, 2004). Всесоюзных, всероссийских выставок (Москва, 1981, 1982, 1983, 1984; Иркутск, 1988; Вологда, 2004). Международных выставок (Москва, 1975, 1976; Болгария, Чехословакия 1975; Франция,1980; Англия, 1982, 1987, 1988, 1989; Мексика, Куба,1986; Гонконг,1999). Персональные выставки: Самара 1982, 2007.
  Самарские графики, чье творчество пришлось на последнюю треть двадцатого века, оставили значимое наследие, которое на долгие годы вперед определило развитие современного искусства, и обогатило отечественную культуру.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"