В октябре 2020 года ушел из жизни Владимир Андреевич Свечников. Живописец. Работал в жанрах тематической картины, натюрморта. Член Союза художников России
Он уроженец Самарских земель, родился в 1949 г. в селе Березовке Куйбышевской обл. Неподалеку находится Волжский утес, село стоит на берегу Волги, рядом с устьем реки Усы. Это прекрасное место для воспитания художника, для формирования его вкуса, видения и мировоззрения. Жизнь в селе как правило делает мальчишку отважным путешественником в лес по грибы, учит быть следопытом на лесных тропинках, и знакомит с миром животных и растений. Походы по ягоды, орехи на дальние расстояния, все это делает человека привычным для жизни на лоне природы. А рыбалка, всегда удачлива будь в водах реки Усы, или на берегу Волги!
И потому с юности устремления Владимира Свечникова были направлены не то, чтобы стать художником.
В 1975 году Владимир окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, и стал работать в художественной школе No1. Он стал преподавателем вечернего отделения, и работая почти со своими ровесниками, сохранил в себе чувство ребячливости. Он был смешливым, жизнерадостным с большими круглыми глазами на улыбчивом лице, в глубине души оставаясь серьезной ответственной личностью
Главная его черта дружелюбие, проявилась в теплом доброжелательном отношении к ученикам. И потому они, заканчивая четырехлетний курс обучения ходили и ходили совершенствоваться еще лет шесть. Также по десять лет ходили учится и к Кныжову Вениру Романовичу и ко многим преподавателям той легендарной художки которая находилась на улице им.Буянова.
Вспоминает художник Юлия Кузнецова: Детство, юность были, наверное, временем непроизвольного накопления. Музеи, репродукции, впечатления из окружающей жизни - всё заполняло палитру будущего творчества. Рисовать я начала уже в старших классах школы для себя, но чувствовала, что это должно вылиться во что-то серьёзное. И после первого курса архитектурно-строительного института, который заканчивали и мои родители, во мне утвердилось желание учиться художественному искусству, параллельно я поступила в вечернюю художественную школу No1.
Судьба подарила мне возможность учиться у замечательного педагога, известного самарского художника Владимира Андреевича Свечникова. Главное - теорией и педагогикой он не отвратил меня от искусства, а только ещё сильней влюбил в него. Появилось, пока ещё робкое, осознание "я - художник". Не случайно, наверное, с той поры хранится у меня первая работа маслом - маленькая ёлочка в парке. Вот в ней я "поняла" масло, увидела свою технику, почувствовала, что мне это очень нужно.
В конце семидесятых годов после того как познакомилась с художником - реставратором Юрием Александровичем Андреевым и искусствоведом Еленой Титовой я стала ходить вечером в художку, по окончании работы в музее. Наша подруга художник Ольга (Всеволодовна) Емельянова училась тогда у Венира Кныжова.
В небольшом здании было тесно, но атмосферно. В мастерской Андреева теснились на полках старинные самовары, завораживали красивой резьбой старинные горки, шкафчики. Андреев ставил на патефон старинные толстые пластинки вроде: "...Матчиш я танцевала с одним нахалом! Тру ляляляля, тру ля ля...". К Григорию Ефимовичу со всего города сбегались куйбышевские поэты, читали стихи и тут же сочиняли новые, а мы, сгрудившись у библиотеки в маленьком холле, куда выходили распахнутые двери кабинета Зингера, мастерской Андреева и библиотеки. обсуждали чье творчество художников Модильяни или Серова лучше. Григорий Ефимович Зингер, похожий на библейского патриарха, принимал участие в тех разговорах, сам был большой шутник.
В то время в вечернюю школу ходили в основном девушки. И вот когда наступал выпускной вечер, девичник надо было как-то расшевелить; преподаватели Николай Ельцов и Владимир Свечников становились основными массовиками - затейниками, шутки, игры, викторины, загадки, забавные истории сыпались как из рога изобилия.
В 1985 году, когда Зингер ушел на пенсию, Владимир Свечников стал врио директора. Он оказался в этой роли рассудительным и здравым человеком и не отступил от традиций школьного братства и служении учительству и искусству. Кстати, чувство школьного братства, преподаватели и ученики сохраняли на долгие годы.
В то время Свечником много занимался пейзажем, живописал все окрестные дворы и дворики на улице Буянова. Он много занимался пейзажами и надо сказать, что его пейзажную живопись отличает живой, подвижный мазок. Конечно, когда работа пишется на пленэре, она невольно встраивается в импрессионистическую систему. В этом плане интересен пейзаж "На опушке", где желтому большому пятну травы, выцветшей на солнце противопоставлены оранжевые пятна ствола старой сосны и ее кривых ветвей.
Елена Макеева: Свечников Владимир Андреевич относится к числу людей, с необыкновенной силой доброты, желания трудиться, творить и создавать, делиться опытом и перенимать его. Есть люди, с которыми рядом комфортно, спокойно и надежно, очень надежно. С которыми и в разведку, и в бой, рядом с ними проблемы становятся маленькими, а хорошее настроение большим. Утрата таких людей действительно невосполнима.
Владимир Свечников окончил в 1989 году художественно-графический факультет Магнитогорского ордена "Знак почета" государственного педагогического института. В 1986 году у него состоялась персональная выставка в Магнитогорске
В 1990-е он снова преподаватель художественной школы No1. Веселый, никогда не унывающий. Однажды в девяносто первом году на Новогодний вечер устроители праздника спрятали за спиной у скульптуры Венеры Милосской клад - пакет с мандаринами, а в другом месте палку копченой колбасы. Надо было пройти серию испытаний, своеобразный квест. Владимир Свечников и Николай Ельцов сделали из этого события невероятно озорной спектакль, который надолго запомнился всем участникам. Сколько было веселого смеха!
Вот прощальные слова его друзей, учеников:
Рассказов Максим: Ушёл из жизни чудесный человек, Замечательный самарский художник, Свечников Владимир Андреевич !!! Человек с большой буквы! Добрый друг и настоящий товарищ!
Елена Титова: Кто Свечу помнит молодым, сюда. Лучшие годы моего преподавания, в лучшей компании художников!
Светлая память
Ольга Евсеева: Детство вспомнилось, художка. Он ведь совсем молодой был, веселый. А теперь трагичное слово - был
Валерий Цыганов: Ушел мастер, человек- праздник!
В 1995 году состоялась персональная выставка в выставочном зале Союза художников. Помимо пейзажей, художник представил большие красочные натюрморты. На метровых холстах предстали сочные, насыщенные яркими красками жизни не букетики в вазочках, а Букеты с большой буквы, где среди множества пучков соцветий ромашек, календул, астр и дельфиниумов, декоративных листьев, редко затерявшаяся роза, а под охапками листьев, травы и веток совершенно не видно сосуда или ведерка.
Тогда на выставке я спросила: такие большие холсты можно писать только стоя. Не секрет, у многих художников болеют сосуды ноги от долгого стояния - как у закройщиков, варикоз - профессиональная болезнь. Ноги не болят?
А он ответил: Я хитрый. Да, пишу стоя, но постоянно отбегаю посмотреть композицию на расстоянии, потом подбегаю, что-либо подправить. Краски смешиваю на палитре сидя. Вначале писал сидя, а потом придумал свой метод. Так что у нас все в порядке!!
В 2000 году у художника прошла в Тольятти персональная выставка. Натюрморт как жанр оказался востребован. И, наверное, хорошо, что произведения Владимира Свечникова были так востребованы.
Николай Ельцов пояснил, что, успешно работая на пленэре, Владимир Свечников не получал того удовольствия, той полноты реализации, как при работе над натюрмортом. Художник считал, что натюрморт позволяет больше фантазировать, его можно дополнить. Действительно, он здорово фантазировал в натюрмортах. Ну не бывают одновременно в букете с пионами и ромашками (они цветут в начале лета) яблоки на ветке, и сухоцветы, собранные в букет! А как красиво, феерично! При некотором размышлении становится понятно, что перед нами букет - аллегория на тему времен года.
В последнее время он полюбил формат узкого вытянутого по горизонтали холста для натюрморта. Фрукты он размещал на первом плане, не уходя в глубину. И в натюрморт он помещал любимые плоды, открывая их внутреннюю суть. Гранаты, яблоки, ананасы ломти арбузов вольготно расположились на плоскости стола демонстрируя всю зрелую плоть.
Всегда, чтобы не возникало впечатление бесконечного фриза, для удержания центра композиции он вводит либо букет цветов в вазе, "Натюрморт с цветами и арбузом", либо большое блюдо с гроздьями винограда и ананасом "Натюрморт с фруктами", либо приземистый самовар с фигурными боками в окружении плодов "Натюрморт с самоваром". Его натюрморты импрессионистичны, атмосферны. Как будто сохраняют на поверхности все краски лета. В композицию введены и ветви, и листья, тот милый сор, который всегда остается после похода на природу, когда перебираются яблоки, цветы и другие дары природы. Словно волшебник он заряжал свои работы позитивом. В этом то и был секрет его успеха. Их с удовольствием принимали галереи, а художник легко отправлял в новую жизнь свои жизнерадостные работы, торопясь приступить к новым композициям. Владимир Свечников своим творчеством словно Свеча горел ярко, тепло, ровно. Любимый друзьями и учениками, уважаемый коллегами по творческому цеху он оставил свой след в истории культурной Самары.