Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Портретная галерея "Сыны Отечества"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В СОХМ состоялась выставка портретной живописи "Сыны Отечества". Автор Вячеслав Дмитриевич Герасимов.

  Портретная галерея живописи В.Д.Герасимова
  
  В Самарском художественном музее открылась выставка портретов "Сыны Отечества" работы заслуженного художника России Вячеслава Дмитриевича Герасимова, проект приурочен к 50-летию творческой деятельности.
  На вернисаж пришли множество друзей, те, кто помнили его молодым, среди которых, он известен как сильная личность, склонная ко всякого рода приключениям, - охота, рыбалка, увлечения, и написание картин. На поприще этих дел, и художник, и его картинные герои, всегда вели себя безупречно и самоотверженно, убедительно доказывая своё право называться в этом мире настоящими мужчинами.
  Когда я после института пришла на работу в художественный музей, в середине семидесятых годов, Герасимов числился в классиках, мэтрах монументального искусства.
  Предпочитая свитера крупной вязки, круглую бороду, синеглазый, тогда он удивительно был схож с Хемингуэем. Здесь нет никакой иронии. Так же, как и у Хемингуэя, творчество Вячеслава Герасимова, весь круг его мотивов в значительной степени являются продолжением его самого. Он полностью отдавался жизни, путешествиям, попадал в большие и небольшие приключения, стремился участвовать в серьезных событиях самарского отделения Союза художников. И всё время находился в состоянии борьбы за возможности творчества!
  Первая персональная выставка станковых произведений искусства прошла еще в Куйбышеве, в СССР в восьмидесятые годы. Я запомнила лишь, то, что в художественный музей людей пришло столько, что невозможно было протолкнуться к произведениям. А поскольку он был небожитель, я как юный искусствовед, не интересовалась подробностями биографии. Хотя в ту эпоху все понимали - монументалист может свободно работать и с фреской, керамикой, металлом, смальтой, стеклом, он может взять различные материалы и использовать их на площадях в тысячи квадратных метров.
  Его талант мастера - монументалиста в свое время реализовался во многих проектах, Самары и Самарской области. Неизменна на глазах горожан мозаика Дома Профсоюзов - "Земля крестьянам, заводы рабочим" на Волжском проспекте. Те, кто регистрировали брак в "шалаше" - Дворце для новобрачных, наверняка запомнили изящные витражи в центре зала, а самарские меломаны созерцают рельефные витражи в вестибюле здания Филармонии.
  Но большая часть жителей Самары ежедневно лицезреет объемно-пространственную композицию станции метро "Гагаринская". Путевая стена оформлена в технике мозаики, с использованием интересного материала фаянса.
  Вячеслав Дмитриевич и в монументальном и в станковом искусстве проявил себя как мастер остро напряженного сюжета и динамичного действия, будь это произведения в технике мозаики, витража или станковые формы искусства. Его герои отважны, решительны и справедливы. Можно было бы привести длинный перечень монументальных произведений, созданных на территории всей губернии. Но это будет лишь энциклопедический список.
  Все же следует отметить, что основная жизнь художника в области монументального искусства прошла в двадцатом веке, в СССР, когда проводились в жизнь государственные программы в области культуры и искусства. После 1991 года художник целиком отдался станковому искусству, на выставках приходилось видеть его работы малого формата.
  Недавно Вячеслав Дмитриевич позвонил по телефону и пригласил к себе в мастерскую. Такое было чувство, как будто директор школы пригласил к себе домой пионера. Испытывая робость, я пришла, позвонила в дверь мастерской. Оказывается, в мастерской он работает, как рабочий за станком, с восьми утра до шести вечера. Скованность помогла преодолеть черная кошка Беся, попросту, бесенок. Внимательно рассмотрев, обнюхав, покрутившись вокруг ног, она разрешила войти. Мы сели пить чай. Она даже влезла на колени ко мне, незнакомому человеку и, потоптавшись, улеглась. Это было удивительно. Оказывается, накануне она расцарапала до крови Министра культуры Самарской губернии Ольгу Васильевну Рыбакову...
  Мы пили чай, и художник негромко рассказывал о себе. Вячеслав Дмитриевич Герасимов, родился в 1937 году в Астрахани в семье морского офицера. Закончил Саратовское художественное училище в 1959 году и в 1965 году - Московское высшее художественно - промышленное училище (бывшее Строгановское) отделение монументально-декоративной живописи у замечательных педагогов - С.В. Герасимова, Б.В. Иорданского, Н.Х. Максимова.
  Как художник он сформировался в пору расцвета "сурового стиля", художественного направления 60-х годов. Была интересная жизнь, полная впечатлений, путешествий. Есть сын, дочь, внуки. Рядом жена, кошка, собака, картины. В свое время Вячеслав Герасимов выразил себя в станковом искусстве, как мастер подвижных фигур в энергичном повороте, в прыжке, в спортивном действии. Но возраст и время дают знать, потому в работах появилось больше чувства покоя и статики. Он написал много портретов. Портреты преподавателей, созданные В.Д.Герасимовым, есть в музеях Самарского государственного медицинского, Самарского государственного технического и Самарского аэрокосмического университетов.
  Сегодня В.Д. Герасимов - живой классик, большую часть жизни проживший в двадцатом веке, в СССР, ярко воплотивший в своем искусстве традиции большого реалистического стиля эпохи социализма.
  Цикл портретов, посвященный десяти выдающимся личностям российской истории, начиная с патриарха Московского Гермогена и кончая Ю. Визбором, представляет людей самоотверженных, решительных, и отважных. Герои на полотнах живут полной жизнью. В портретах В.Д. Герасимова проявился его живописный прием - минимализм авторской речи и скупость композиции. Невольно запоминаются написанные в классической традиции портреты Г.А. Потемкина, П.А. Столыпина. Образ И.В. Курчатова художник решает лаконично, без излишней красочной пестроты и многословности, просто наполняя информацией.
  Стиль В. Герасимова рождается из соединения различных приемов обобщения и изобразительного языка, зародившихся в шестидесятые, отсюда тяга к простым композиционным мотивам и лапидарность исполнения. Они в силу их стилистики выполнены в старой иконографии, так, как принято, было для каждого конкретного времени. Для чего художник выбрал эти фигуры истории? Когда я пришла в первый раз, не было еще десяти работ, они находились в стадии исполнения. Я смотрела и размышляла о дальнейшей судьбе портретов. Понятна мотивация живописца. Рожденный в СССР, будучи патриотом своей страны, он изучил биографии своих героев, он гордится историей нашего Отечества. Десять портретов, десять персон.
  На днях по радио в прямом эфире гражданам задавали вопрос: как воспитать патриота. Кто - то позвонил и посоветовал найти врага, как это сделали некоторые соседи. Ему возразили, конечно, нам это не подходит. Кто-то предложил любить свое отечество бескорыстно, не за привилегии и прочие блага, а просто так. Его все равно спросили, и как воспитать патриота? Но большая часть радиозвонков просто порекомендовала всем гражданам в семейном кругу изучать историю. Знать биографии выдающихся соотечественников и их вклад в процветание России. К сожалению, многих великих соотечественников даже в лицо не знают.
  Есть легкое чувство досады оттого, что вся годовая работа после выставки будет возвращена на стеллажи мастерской, и департамент культуры не приобретет данную серию, например для залов библиотеки, или аудиторий университета, как принято, было делать в двадцатом веке. На мой взгляд, им недостает некой тайны, магии, загадочности, присущей новому времени. Ведь мы живем в эпоху фотошопа и фентэзи.
  А пока, рассматривая портретные образы В. Герасимова, чувствуешь желание изучить страницы истории России. Мне лично показалось интересным узнать про святителя Гермогена. Судьбы Ермака, М. Ломоносова, Г.А. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, Г.К. Жукова тесно связаны с обретениями и завоеваниями в нашем Отечестве.
  Все эти личности близки автору по духу, они не мыслили свою жизнь без деятельного творчества, без столкновения, любви и борьбы, созидания и мужества, успеха и поражения, друзей и врагов, жизни и смерти. Это своеобразная тематическая выставка Вячеслава Герасимова, говорит о стремлении старого мастера активно участвовать в художественной жизни Самарской губернии.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"