Действие происходит в дачной усадьбе Соркина - три гектара на берегу большого живописного озера не далее двухсот километров от Москвы.
Наше время. Между вторым и третьим действием проходит два года.
Возраст действующих лиц указан для первого и второго действия.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Вечер в усадьбе Соркина. Аллея, ведущая от главного дома к озеру (на запад), перегорожена сценой, над которой висит занавес, так что озера не видно.
На занавесе нарисованы два взявшихся за руки "буратино": слева - "буратино-девочка" (в мини-юбочке), справа - "буратино-мальчик" (в коротких штанишках). Под "буратино-девочкой" написано "Бура", под "буратино-мальчиком" - "Тино".
Слева и справа от сцены - кусты сирени. Перед сценой стоят несколько пластиковых кресел и столик из такого же пластика.
До заката солнца остаётся минут двадцать пять.
За опущенным занавесом Яков что то приколачивает; слышатся его покашливание и стук молотка.
Появляются Маша и Медведев.
Медведев. Но ведь я же вижу - в последнее время день ото дня ты всё мрачнее, всё печальнее. Уже и не помню, Маша, когда ты в последний раз улыбнулась. Совершенно замкнулась в себе.
Маша. А с какой радости мне лыбиться ?
Медведев. А с какого горя - нет ? (Садятся в кресла) Ты молодая, здоровая, красивая - чего ещё ? Родители у тебя хорошо устроены... не то, что я... Семь тысяч в месяц...
Маша. Вот и уехал бы куда глаза глядят... в Москву, например.
Медведев. Заждались меня там... Как мне уехать - мать больная, братья маленькие ещё - кто их поднимет... По хозяйству тоже кому-то надо работать, так ? А потом, куда ж я, Машенька, от тебя...
Маша. Аморальный ты, Семён - крутишь шашни со своей ученицей. Не похвалят.
Медведев. Девушке восемнадцать лет, школу кончила без троек - какие проблемы ?
Маша. Проблема одна... (пауза) ...что-то публика и не думает собираться.
Медведев. Костя сказал, ему нужно, чтобы в начале мюзикла солнце как раз садилось бы за сценой - напротив зрителей. Декораций мало, так пусть, говорит, солнце поработает... А что, не понравится нам его спектакль, так хоть закатом полюбуемся.
Маша. А мне он ничего не говорил... Никогда не говорит. Я для него - пустое место. Дочка обслуги.
Медведев. Так ведь он в Ниночку втюрился, ты разве не знаешь ?
Маша. Знаю...
Медведев. Он ведь давно начал этот мюзикл сочинять - как моноспектакль... ну, для одного актёра - для себя, то есть. А потом всё переделал под Ниночку - теперь она у него главная героиня.
Маша. Женский реп - это вообще нонсенс.
Медведев. А реп-мюзикл ? Но, по-любому, я Костику завидую. Он рядом со своей девушкой, какие-то общие планы... взаимный интерес друг к другу. А я... Каждый день туда-сюда на велосипеде.
Маша. Купи скутер - и быстрее, и будешь выглядеть.
Медведев. Баловство. А осень, а зима ?
Маша. Ну, тогда джип.
Медведев. ... Неужели никогда, Машенька ?
Маша. Ну не могу я, нет к тебе взаимности и всё. (протягивает Медведеву пачку сигарет) Курить будешь ?
Медведев. ...
Маша. И не в зарплате твоей дело. Не хочу я в деревне, вот и всё. (Закуривает) И вот тебе ценный совет - раз ты к деньгам не стремишься, ты бы о них меньше думал и всем рассказывал. Полегчает... Дождь будет к ночи - духотища.
Справа Входят Соркин (опираясь на трость) и Костя.
Соркин. Вот как будто бы и нет разницы - что я, в Москве каждый день ходил бы по ресторанам и театрам ? Нет ! А телевизор и интернет - они и в деревне есть. Холодильники-кипятильники такие же, ванна. Чего ещё надо ? Живи - не хочу ! А как-то закисаю я тут. Воздух что ли через чур хорош - как снотворное для меня, особенно, после обеда. А днем поспишь - до ночи разжижение мозга, ходишь дурак дураком. Потом ночью сны замучают.
Костя. Тебе же врачи прописали в деревне жить - терпи тогда уж. (Замечает Машу и Медведева) А, первые зрители. (Обращается к ним) Извините, придётся вам ещё погулять - тут у нас не всё готово. Когда будем начинать, услышите - в рельсу будем бить... вместо звонка. Уйдите пока... (Медведев и Маша уходят)
Медведев (Маше). Пойдем, видишь - автор нервничает.
Соркин. (Маше) Маша, что бы не забыть, передай отцу, что корова опять утром мычала. Что-то с ней надо делать. Только-только заснёшь под утро - и на тебе ! Ирина Николаевна тоже жаловалась.
Маша. Николай Петрович, корове же не объяснишь. Они все мычат, когда по утру в стадо забирают, радуются. А отцу... ну его ! Сами скажите ! (Медведеву) Пойдём, Сёма !
Маша демонстративно берёт Медведева под руку и они уходят.
Медведев. (Костена ходу) Только ты, Костя, посильнее бей свою рельсу - боюсь, пропустим начало!
Соркин. (Смотрит вслед Маше) Дерзкая стала. В папашу своего. Иной раз так и подумаю - уволить эту семейку к чертям собачьим ! Другие бы боялись место потерять. Живут даром во флигеле, оклады - что у него, что у жены - хорошие. Вся деревня им завидует - сам говорил.
Костя. Ну и ?
Соркин. Ну и... Вроде уж привык к ним. Другие-то, новые как бы ещё и похуже не были.
Из-за сцены выходит Яков.
Яков (Косте). Всё закончил - сделал, как Вы сказали. (Соркину) Пивка бы, а, Николай Петрович ? За ударный труд ?
Соркин. Да уж, стуку было не мерено. Пойди к Полине - пусть даст тебе пару банок.
Яков. Вот спасибо, Пётр Николаевич ! Уважили рабочего человека.
Соркин. Иди поспешай... Пролетарий... А то передумаю.
Яков уходит.
Костя(в спину Якову). И чтобы через пятнадцать минут назад - будем начинать !
Яков. Окей !
Соркин. Слышал ? Вот она - посконная русская деревня.
Костя. Деградация полная. Ужас.
Соркин. Зря мы с тобой городскую квартиру продали. Тем более, что и денег этих, считай, не видели.
Костя. Конечно, зря. Только не мы, а ты. А я тебя предупреждал, чтобы ты её не слушался.
Соркин. Предупреждал... Я и сам себя предупреждал. А всё ж таки роднее тебя и её у меня нет никого. Вспомни, как она упрашивала. Плакала. Разве я выдержу, эх... Люблю я маму твою, вот ведь что. И отец с матерью в ней души не чаяли - поздний ребёнок, пятнадцать лет между нами разницы.
Костя. Четырнадцать с половиной.
Соркин. Да... И понять её можно - стареет ведь. Роли-то всё больше молоденьким достаются (улыбается) ... вроде Ниночки твоей. Так что создать антрепризный центр - идея здравая... Да... Но затратная и рискованная. А мои финансы, сам знаешь, год от году всё хуже, не то, что в славные времена. Уже каждый рубль на счету.
Костя. В банке.
Соркин. Тут не до шуток. Кстати, и тебя касается.
Костя. Не вернёт мать тебе долга. Или центр этот прогорит, или всё равно не отдаст.
Соркин. Да... Неудобно всё-таки без городской квартиры. Как в тюрьме тут. Тебе то что - школу кончил, и уедешь учиться в свою заграницу... А ведь совсем плохо мне будет без тебя, одному-то...
Костя(обнимает Соркина). Что ты, дядя, что ты. Я же тебя люблю.
Соркин. То-то и беда, что сроднились мы с тобой...
Костя. А знаешь, что мне мать утром сказала - оказывается, она думает, что это ты будешь платить за моё образование. Так сказать, "по умолчанию".
Соркин. Как так ? Где же я возьму ?
Костя. А как ты меня содержал двенадцать лет...
Соркин. Хм-м... Надо будет с ней поговорить. Я бы и с удовольствием, да денег нет. Каждый рубль на счёту... Что-то я разволновался.
Костя. Не боись. На крайняк, не буду учиться - не очень и хочется. Тем более на юриста - бр-р!
Соркин. А жить где будешь ? Квартиры-то нет. Не у матери же... А здесь зимой волки воют.
Костя. Да уж... она меня и не возьмёт.
Соркин. Проблема... Надо с ней поговорить.
Костя. Только не сегодня, ладно ?
Соркин. Завтра. И лучше без твоего участия.
Костя. Да ради Бога. Ой! Заболтал ты меня, а ведь закат будет уже через минут пятнадцать !
Соркин. И Ниночки нет.
Костя. Давно пора ей приехать. Я тебе не говорю, а сам уже весь на нервах. Опоздает, начнём уже ночью - совсем не тот будет эффект. Ужас !
Соркин. Ты бы позвонил ей.
Костя. Не берёт трубку с половины третьего. Может, отец у неё телефон отобрал.
Соркин. Так ей надо от отца убежать, да ?
Костя. Она это умеет. Не в первый раз... Там больше мачеха за ней шпионит. (Звонит по мобильному телефону) ... Не отвечает. Вот напасть !
Соркин. Да, после той истории отец за нё взялся ! Взыграла грузинская кровь. Хватился воспитывать.
Возвращается Яков.
Яков. Ну вот, поправился.
Костя. Прячься за сцену. Всё помнишь ?
Яков. А то !
Яков уходит за сцену.
Соркин. Час назад разговаривал с Ириной - что-то она сильно не в духе.
Костя. Так как раз из-за мюзикла моего - считает его вредной детской забавой. И одновременно наверняка боится, что у нас с Ниной всё получится. И получится не её успех на её глазах - просто трагедия для неё. Её бесит даже то, во что она совсем не верит. А ведь ещё она и Нину не любит - похоже, только за то, что та моложе и красивее неё. Начнёт ревновать к ней своего писателя - вот увидишь.
Соркин(с улыбкой). Так уж и красивее ?
Костя. Да ладно тебе подкалывать.
Соркин. Beuty lies in lover's eyes...
Костя. Ты же знаешь маму. Она добрая, подкармливает всех встречных собак и подаёт всем нищим. Недавно я видел, как она горько плакала над книжкой. Но хоть бы раз она похвалила игру другой артистки - ни разу ! И не только к успеху ревнует других, но даже к пустым похвалам, даже небескорыстным. Понимаешь, ей нужно постоянно, ежедневно слышать, как её хвалят - всё равно, искренне или нет. Вот и мечется по тусовкам, где есть шанс услышать эти дешёвые восторги. А здесь ничего такого нет - вот она и томится и на всех кидается. Зачем только приехала... И как она не любит других артисток, так она не любит и Нину, а заодно и весь наш мюзикл.
Соркин. Да с чего ты взял, что спектакль твой заранее не нравится матери ? Чистая фантазия ! И про Нину - фантазия ! Ведь мать тебя любит, можно сказать, обожает. Просто отношения у вас не сложены из-за непривычки друг к другу - слишком долго вы жили порознь.
Костя. Может, и любила... лет пятнадцать назад. А сейчас... Раз взрослый сын, значит в летах уже женщина. А она всё в мини-юбках рассекает.
Соркин. Как это "рассекает" ?
Костя. По жизни...
Соркин. А что, ей идут мини-юбки.
Костя. Когда меня нет рядом. Поэтому и сбагрила меня к тебе.
Соркин. Тут важней другой нюанс - слишком она была влюбчивая. А тут ты в квартире. Вот и попросила взять тебя на воспитание. А я и рад был - мне ведь при моей болезни ни детей, ни жены не полагается... Правда, к Пригорину она, кажется, прикипела надолго - чем он её охмурил... Сколько... два года они уже вместе - только на моей памяти.
Костя. Может, как драматург ? У него три пьесы шли, в одной мама играла.
Соркин. Может быть. Но сейчас-то он только юмором промышляет. Наверное, прибыльное дело.
Костя. А по виду не скажешь, что юморист.
Соркин. Кстати, народ его воспринимает хорошо - я видел по телевизору, как он читал своё.
Костя. Народ на таких концертах смеётся потому, чтобы самому себе лохом не казаться - деньги-то уже заплачены. А на сцене юмора-то и нету. Или генитальное что-нибудь - тогда улыбаются от неловкости. "Мне пришло письмо" - как же, да в Интернете они все шутки тырят.
Соркин. Тебе бы критиком быть.
Костя. А я критик и есть. Только не по театру и юмору, а по жизни вообще. Жизнь - дрянь, а театр - как фальшивая жизнь - дрянь в квадрате.
Соркин. С матерью этой мыслью ещё не делился ?
Костя. Зачем. Она театр любит. Иногда даже про "святые стены говорит"... А ведь сама сейчас в театре почти не играет - всё сериалы, один тупее другого... Особенно мерзкие те, где за тебя смеются - это же унизительно для зрителя. А мама и в них тоже...
Соркин. Что поделаешь, надо же как-то жить. Как-то и на что-то.
Костя. Если человек что-то делает исключительно ради денег... ну, когда не помирает с голоду... это, типа, жутко тяжкий грех. Работает человек где-нибудь... ну, скажем в рекламном бизнесе, вот. И всё-то у него о'кей... как Яков говорит. Встречи, переговоры, рост продаж, бабло, Мерседес, отпуск на Гавайях - человек полон самоуважения, а на самом деле всю жизнь просто морочит людям голову, шарлатанит. И чем ничтожнее предмет... типа жвачки, тем грандиознее реклама. Тьфу !
Соркин. Вот это да ! Ну, ты звание критика перерос - прямо-таки вселенский хулитель !
Костя. Вселенная сама виновата.
Соркин. Костик, а как тебе писатель ?
Костя. Если честно, симпатичный дядечка. В смысле, мне нравится. Скромный. По виду добрый. Молодой ещё, а уже, типа, "звезда" - не похуже мамы.
Соркин. Я ведь тоже так думаю - тут редкий случай, когда слава не испортила характер.
Костя. Но что-то у него какой-то замороченный вид. Какая самая тяжелая работа... вот как будто он на ней и работал.
Слышен усиливающийся звук мотора. Потом он резко затихает.
Соркин(прислушивается). ...Моторка...
Костя ("про себя"). Моторка, касторка, Гарсиа Лорка... но где же Нина...
Соркин. В своё время я ведь тоже хотел купить катерок.
Костя. И что же не купил ?
Соркин. Ха ! Так твоя же матушка отговорила... "он утонет, он утонет !". За тебя боялась.
Костя. Надо же... Я и не знал.
Из-за кустов выбегает Нина, одетая в гидрокостюм.
Костя(вскакивает). Ты !? А я уже и не надеялся !
Нина. Сильно я опоздала ? (Соркину) Здравствуйте, Пётр Николаевич.
Соркин(поднимается на ноги). Здравствуй, Ниночка ! И правда, заждались мы тебя. Я ведь тоже переживал. Но что за вид ?
Костя. А я на гидроцикле - прямо через озеро ! По-другому не успела бы. Ключи от машин и моего "Полариса" от меня стерегут, а про гидроцикл забыли.
Костя. А как же отец ?
Нина. В Москву утрахтахтакал - вертолёт улетел минут двадцать назад. Какое то ЧП в бизнесе - повезло мне.
Соркин уходит, что-то напевая. Костя подходит к Нине и берёт ей за руки.
Костя. Ну, здравствуй... (целует Нину в уголок губ)
Нина. Мне отец запретил у вас бывать. Как узнал, какие у вас гости, так и запретил. Пока они не уедут.
Костя. А что так ?
Нина. Он же знает, что я хочу в актрисы. Говорит: "Хватит с меня артисток - накушался" - это он про маму и мачеху.
Костя. И как она на эти слова - мачеха-то ?
Нина. Ха, попробовал бы он при ней так высказаться !
Костя хочет снова поцеловать Нину, но она ловко уворачивается.
Нина. Пора переодеваться, где мой костюм ?
Костя(отойдя на пару шагови оглядев Нину). Ничего не нужно - в гидрокостюме будет даже лучше ! Очень необычно и прикольно - как раз то, что надо. (без паузы) Я люблю тебя, Нина.
Нина. Пульс двести. Перед самой Аркаевой выступать ! Да ешё перед Пригориным - вообще отпад ! Считай, тоже артист - здорово он свой юмор читает, особенно, армейский - выходит в одной майке, молодой, симпатичный, бицепсы и всё такое. У нас были девочки - балдели от него, фотки с собой носили.
Костя(холодно). Ну, до Иванецкого ему далеко.
Нина. Иванецкий старик. А Пригорин - ещё и настоящий писатель, драматург. А в твоём мюзикле трудно играть - дерготни много, всё не как в жизни.
Костя. Ты же согласилась ?
Нина. Ну... Интересно же... И действия мало, action - почти одна только читка. И про любовь ничего, и про секс.
Костя. Какой секс - перед мамой ? Окстись.
Нина. А-а...
Костя. Ты можешь остаться после показа ?
Нина отрицательно качает головой.
Костя. Почему ? Ты же уже убежала. Семь бед - один ответ.
Нина. Нельзя.
Костя. Почему ?
Нина. Потому.
Костя. Тогда я к вам приеду. Проберусь.
Нина. Не надо. Уже стемнело - пора.
Костя. Нет, ты скажи - почему ?
Нина. Потому что уже стемнело.
Костя (оглядывается, смотрит в небо) Ты...(кричит в сторону сцены). Яков, бей в рельсу !
Костя энергичным шагом уходит за сцену, Нина следует за ним.
Раздаются громкие удары молотком о кусок рельса, подвешенный за занавесом.
Негромко переговариваясь, входят Доренко и Полина Андреевна.
Доренко(говорит немного в нос). Займем места подальше, на галёрке. (достаёт платок и сморкается).
Доренко и Полина Андреевна садятся в кресла, стоящие в заднем ряду, тихо продолжают разговор.
Полина Андреевна. Весь больной - сидел бы дома ! Ничего тут особенного не будет.
Доренко. А вот мы и посмотрим - а вдруг. Тем более, что у нас на озере с развлечениями не густо.
Полина Андреевна. И пиво не нужно было пить - я же только что вынула из холодильника. И в одной рубашке больному нельзя. (просовывает пальцы между пуговицами рубашки Доренко) Ну вот, так и знала - ещё и без майки ! (хочет встать) Женя, ну нельзя же так ! Сейчас принесу тебе мужнин пиджак.
Доренко(удерживает её). Да не суетись ты ! И так душно.
Полина Андреевна. Больной - а перед Ириной хвост распустил. Как же - артистка, знаменитость. Даже не заметил, как я вошла.
Доренко. Как же не заметить - ты же пиво принесла.
Полина Андреевна. Грубо...
Доренко. Извини, Поля. Но что ты на меня взъелась-то сегодня ?
Полина Андреевна. А чем обычная женщина хуже артистки ?