Чочиев Виктор Александрович : другие произведения.

Вот и всё

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Уже более двух лет в моём разделе выложена пьеса "Апостериориум". Вообще-то мне за неё не стыдно. Но, конечно же, я вижу и её недостатки, из которых главный (IMHO) в том, что какая-то она не слишком "театральная", скорее получилась у меня "пьеса для чтения". И вот недавно подумалось, что благодаря характерным особенности этой пьесы она может быть легко переделана в значительно более интересный сценарий (опять же IMHO), который мог бы стать основой очень необычного и, так скажем, "актуального" фильма. Говоря о фильме, я, естественно, не предвижу его будущего появления и вполне понимаю всю условность именования моих любительских работ пьесами и сценариями. Короче говоря, после некоторой коррекции пьеса превратилась в сценарий, который и предлагается вниманию желающих с ним ознакомиться.


Вот и всё.

   Принцип построения фильма.
  
   Это фильм о Душе молодого человека (МЧ), земная жизнь которого прервана самоубийством.
  
   События развиваются по двум переплетающимся линиям.
  
   Первая (основная) линия формируется эпизодами, происходящими в Небесном Притворе, где в ожидании Божьего Суда находятся две Духовных Сущности - два Начала Души этого молодого человека (его "первое Я" и "второе Я"). Они персонифицируются двумя фигурами - "фигурой в чёрном" (ФЧ) и "фигурой в сером" (ФС).
   После смерти МЧ они попадают в Притвор, предназначенный для того, чтобы подготовиться к Суду - вспомнить забытое и понять непонятое в жизни. Обращаясь к зрителям и в спорах между собой, они пытаются понять, насколько правильна и полноценна была прожитая жизнь, что было в ней главным, и что есть главное в жизни вообще. В финале они призываются на Суд.
   Поскольку ФЧ и ФС, как и сам Небесный Притвор нематериальны, визуальный ряд этой линии фильма формируется средствами компьютерной графики соответственно фантазии режиссёра. В частности внешность ФЧ и ФС может быть изменчивой, трансформируемой - от почти реальной человеческой внешности МЧ до весьма условной. То же касается и изображения Притвора. Голоса ФЧ и ФС похожи между собой и не похожи на голоса людей. Пластика движений ФЧ и ФС отличается от человеческой.
  
   Вторая линия фильма - вспомогательная. Она вплетается в воспоминания ФЧ и ФС о том или ином эпизоде жизни МЧ или непосредственно следует за такими воспоминаниями, "документально" иллюстрируя их (показывается, как описываемые события происходили в жизни). Соответственно визуальный ряд этой линии фильма реалистичен и создаётся при минимуме специальных эффектов, хотя они и допустимы. Эпизоды этой линии не озвучиваются актёрами (подаются в сопровождении диалогов/монологов первой линии повествования или подходящих саундтреков).
   ___________________________________________________________________
  

Звучит мощный раскат Грома

   Притвор Божьего Суда открыт в сторону зрителей и разделён на две половины. Первая - светлая и ярко освещена, вторая - тёмная и погружена в темноту. Время от времени свет в притворах перебивается неяркими тревожными сполохами - белыми в тёмной части и разноцветными - в светлой. Время от времени в притворе становятся смутно различимы движения теней человеческих фигур.
  
   В светлой части притвора возникает фигура в чёрном (ФЧ). ФЧ поднимает голову, оборачивается лицом в сторону зрителей и, заметив их, замирает.
  
   ФЧ. ...Вот уж этого не ожидал ! Из такого места - и вдруг увидеть людей, да ещё в таком количестве... Судя по лицам, и вы меня видите ? (Медленно оглядывает зрительный зал) ...Да, да... конечно... Интересно было бы узнать, это вы для меня или я для вас ? Кто к кому послан... Только не подумайте, что вы пришли сами - это было бы слишком самонадеянно. Вернее всего, это вы посланы ко мне... в помощь - ведь я тут затем, чтобы по крупицам собрать истинное. А для этого необходим не только говорящий, но и слушающий... Почему-то интересными считаются жизни, биографии великих людей. А по мне, так они удивительно однообразны. Есть в них какой-то бесцветный общий знаменатель. Жизни простых людей, таких, как мы с вами, гораздо разнообразнее и поучительнее. Присмотритесь друг к другу на досуге... Может быть, и моя жизнь будет вам не безынтересна. (Вглядывается в зрительный зал) ...Читать мысли людей очень легко. Для этого нужно всего лишь сфокусировать взгляд на бесконечности в глубине их зрачков. Вот сейчас... большинство из вас думает... кто о чём, всё больше о ничтожном... А другие подумали про меня: "Ну и чучело!". Впрочем, это тоже небогатая мысль... Но между тем, придёт время ! Придёт время - и на месте этого чучела, на моём месте, окажется каждый из вас... Все, кто были, прошли через эти притворы (жест в сторону притворов), все - и Чингиз Хан, и Мэрилин Монро, и миллиарды безвестных. И все, кто будут, пройдут тоже. И все, кто есть, то есть вы... Я вижу, некоторые уже задумались о том, кто я такой. Как раз это не имеет для вас никакого значения, тем более, что я уже умер. Стало быть, я - никто. Если бы тут висели зеркала (раздаётся слабый раскат грома, услышав который, ФЧ оборачивается, поднимает голову и на секунду-другую замолкает) ...они бы меня не отразили... И вы... Поверьте, вы видите меня не глазами и слышите не ушами, а силой ваших душ... Зеркала... Что за вздорная мысль... Впрочем, она не моя, а моего предшественника. Он позабыл её, покидая этот притвор... Я вдохнул его мысли, как только попал сюда. "Вдохнул" - это фигурально, чтобы вы лучше поняли. Натурально, дышать тут нечем. Да мне и не к чему - я ведь существо бездыханное. Бездыханное, бестелесное и бесполое. Но я буду говорить о себе в мужском роде, просто по привычке - в вашем Мире я был мужчиной.
   Вспомогательная линия.
   Быстрая череда "мужских" воспоминаний: подростки, дерущиеся в тёмном переулке (МЧ среди них), отражающееся в зеркале лицо бреющегося МЧ, жёлтая струйка, направленная в писсуар мужского туалета, бой на войне - бегущий в атаку и стреляющий из автомата МЧ с обезумевшим лицом, ритмично раскачивающаяся обнаженная спина женщины, стоящей на коленях и локтях.
   Почему-то хочется думать, что настоящим мужчиной. Хотя какое это имеет значение... Тут ведь требуется только одно - за мгновение до Суда (слабый раскат грома) вспомнить забытое и понять непонятое.... (Медленно и задумчиво) Вспомнить забытое... (Удар колокола) Понять непонятое... (Удар колокола) ...Наверное, те, кто всё понимают и помнят, проскакивают это место, даже не заметив его. Интересно, были среди людей такие ? Впрочем, откуда вам знать... Ведь вы сами люди, всего лишь люди... Я тоже побывал человеком, по вашим меркам не очень долго - тридцать три года. У нас считается, что побывать человеком - огромная... удача, что ли. Ведь нас много, а людей - раз, два и обчёлся - всего несколько миллиардов. Там, где мы существуем, где мы растворены в безвременной вечности, невыразимо хочется нарушить, прорвать это вечное безмолвие... Как бы вам объяснить попроще... это как у вас тяга к экстремальному - "испытать себя", "адреналин в кровь" и тому подобное. Понятно? Ведь там наша жизнь пресна, стерильна, да и не жизнь она вовсе, а... Нет, объяснить это невозможно. То ли дело в Миру ! Одна беда - нужно родиться. Ведь перед тем, как одухотворить младенца, тебя запрессовывают в черно-белую точку, чтобы поместить её внутри него.. Человек не может представить себе этой муки ! Я сказал "запрессовывают" ? ... А что, похоже... Боль ! Боль ! Боль ! Оглушающая, отупляющая боль ! Она убивает тебя в тебе, ты становишься никем и ничем, забываешь себя, оставаясь самим собой... Говорят, по другому нельзя. Он захотел, чтобы именно так. Чтобы в муках. (Звучит раскат Грома. ФЧ на несколько секунд замирает и прислушивается) ...И всё равно, Мир людей так манит нас ! Вам этого не понять. Да и я, когда был с Миру, не понимал, что в нём хорошего...
  
   По стене чёрной части притвора (чёрного притвора) медленным шагом поднимается и исчезает наверху перпендикулярная стене фигура. Её движение сопровождается странным нарастающим, а затем затухающим звуком, тон которого плавно повышается по мере подъёма фигуры. ФЧ оборачивается на этот звук.
  
   ФЧ (снова повернувшись к зрителям) Видели ? Что бы это значило... Я ведь тут тоже в первый раз. Только знаю, неизвестно откуда , что должен недолго здесь перебыть, вспомнить и понять. А то ведь Суд... Честно говоря, я очень удивился, увидев вас. Его промыслы подчас ставят в тупик... (Слабый раскат грома) Так вот... Что интересно, тебя в ничтожном, точечном виде помещают во младенца, чтобы этого младенца одушевить, а он уже там, уже поджидает тебя. Ещё до рождения в каждом человеке уже сидит бес, дожидающийся его души, чтобы... заморочить её. Только Он знает, почему так происходит. (Звучит слабый раскат грома. ФЧ на секунду замирает и небрежным жестом слегка "отмахивается" от него) А моя версия такая - думаю, что прах, из которого слеплены тела людей, уже инфицирован грехом. ...Всего лишь одно слово - и некоторые из вас уже догадались о моём медицинском образовании - там, в Миру. Было дело - учился на дантиста. Дурачок... Да и они хороши - "верные деньги", "верные деньги"...
   Вспомогательная линия.
   Не без изящества обставленная гостиная. Стол, накрытый для чаепития. За столом сидят разливающая чай миловидная женщина 40-50 лет и очень скованно держащийся МЧ со смущённым лицом. Вокруг стола расхаживает строгого вида мужчина в жилетке 50-60 лет, который, убедительно жестикулируя, что-то объясняет МЧ. Время от времени высказывается и женщина, тогда мужчина согласно кивает головой. За спинами женщины и мужчины лицом к МЧ на диване непринуждённо сидит очень подвижная молоденькая девушка, похожая на актрису Оливию Хасси, время от времени она корчит рожицы и показывает МЧ язык - ей очень весело.
   Короче, почти доучился, но, по счастью, дантистом не стал - когда ещё только проходил практику, померла у меня в кресле одна старуха. Дёрнулась - и померла.
   Вспомогательная линия.
   Столик со "зловещими" стоматологическими инструментами. Морщинистая сухонькая ручка, вцепившаяся в подлокотник зубоврачебного кресла, дёргается и безжизненно опадает. Мельтешение спин в белых халатах, заслонивших это кресло.
   По-простому сказать - разрыв сердца. От боли. И ведь ничего такого я ей не сделал - сама померла, по собственной слабости. А может, и сделал, чуть-чуть. Вполне возможно - уж очень противная была старуха. Да и родственнички у неё оказались такими же - до суда дело довели... Ничего, конечно, мне не было - я ведь был всего лишь практикантом. Но как-то эта история растормошила меня. И понял я - не моё это противное дело. И уж если убивать, так не старушек же, правда ? Даже и противных. В общем, если что и было, можно сказать, что тогда меня "бес попутал". Да, наверное, так... Вот бы узнать, где сейчас мой бес... "Куратор"... Нет, так дело не пойдёт ! Чтобы не пропустить ничего важного, надо вспоминать по порядку. Так вот, я родился... То есть не я, а человек... Ну, пусть буду я - для простоты слога. Родился... А зачат был на подоконнике. Так говаривала моя бабка. По её словам, с этого подоконника она сгоняла мою мамашу много раз, с самыми разными пацанами. Не думаю, что она ограничивалась этим подоконником и вообще подоконниками, с какой бы стати... Родила она меня в семнадцать лет, и я был у неё уже вторым ребёнком. Так началась моя жизнь... Жизнь... Человеку, пока он жив, не дано понять, что это такое. Вам кажется, что жизнь - довольно-таки длинная штука. И то вы сделали, и это. Кто-то даже "вырастил дерево". А оно росло медленно-медленно... И всё же правы те немногие из вас, кто думает, что жизнь коротка. А кто считает, что она ещё короче - ещё ближе к истине. Жизнь... Жизнь более всего подобна короткому, сладостному вскрику, вскрику в мире безмолвия... Нет, вам не понять... Ведь каждый из вас - внутри своего вскрика. Человеку, пока он жив, такое сравнение и в голову не придёт. (Вглядывается в зал) Вижу, некоторым показалось, что они поняли меня. Допустим, поняли... Ну и чей же это вскрик ? (Пристально вглядывается в зал) Отвечаю тем немногим, кто мне ответил - нет, не человека. Как же может вскрикнуть человек... Человек - не для этого... Вскрикиваем мы, такие, как я, такие, какими вы были, и какими вы будете потом, после смерти. А человек... Вскрик этот неимоверно короток ! Настолько короток, что его нельзя обрывать. Запрещено категорически ! (Раскат грома) Вот ведь что интересно, вскрикнуть человек не может - он ведь вроде микрофона, не более того. А оборвать вскрик - может. Типа, микрофон сломался... Никудышнее сравнение... Ну, ладно. Уже сказал... Но как же трудно человеку оборвать вскрик души ! Именно потому, что запрещено категорически, и запрет этот тяжек неимоверно. А он - кем я был - смог, справился. В возрасте тридцати трёх лет... Нет, эдак я вас совсем запутаю. Давайте так - я всё же буду говорить о нём, о человеке, как о самом себе. Это будет близко к истине и вам понятнее...
   Я уже сказал вам его, то есть свое имя ? Кажется, нет. Жан, Иван, Хуан, Джон, Джованни, Йонас - выбирайте, кому какое больше нравится, суть одна... А стоит ли рассказывать вам о своих суицидных воспоминаниях... Разве что, совсем коротко... Оборвать вскрик помогает бес. Бес - это такое... с чем очень трудно бороться. Особенно, когда ты сам не святой, а чёрно-белый. Я ведь уже рассказывал о чёрно-белой точке ? Да, конечно, говорил.... Правда, есть среди нас... святоши, что ли. Мы их недолюбливаем. Сейчас расскажу, почему.
  
   В белом притворе появляется светло-серая фигура ФС.
  
   ФС. Я должен вмешаться - сейчас начнешь врать !
   ФЧ. И ты здесь... То-то я думаю, куда он запропастился... (Зрителям) Позвольте представить (жест в сторону ФС) - "второе Я", того, (вздохнув) кем я был в Миру. Стало быть, я - "первое Я", а он - "второе".
   ФС. "На первый-второй" мы с тобой не рассчитывались ! Ещё не известно, кто первее !
   ФЧ. (спокойным, усталым голосом) Объясняю. Такие, как он (показывает на ФС), не слишком влияют на жизнь человека. Они не занимают, так скажем, командных высот в его душе.
   ФС (горячась). Но почему ! Почему ! Скажи уж тогда - почему ! (обращается к зрителям) Люди ! Он и подобные ему - они же не останавливаются не перед чем ! Лишь бы опередить ! Конечно, они приходят в Мир первыми и главенствуют там. Они способны на всё, на любую низость ! Они сами ! А потом говорят: "Бес попутал". Чтобы поступить низко, не нужна им помощь никакого беса ! И вообще, нет никаких бесов - это они его выдумали ! Для самооправдания ! И чтобы попасть в Мир и стать человеком - они ведь идут на... нечестности. Если бы по-честному, то в Мир попадали бы только наиболее достойные - такие белые, как я. А они, черные - чтобы схватить, поймать нарождающуюся жизнь, они нарушают все правила... - сейчас объясню - ... как тот вратарь, который до свистка выбегает из ворот, чтобы легче отбить пенальти, понятно ?
   ФЧ (снисходительно). Ну вот, вы же видите - что за нелепое существо ! Половина зала - женщины, а он о футболе... И такие просятся в жизнь...
   ФС (горячась). Только без оскорблений ! И дело не в футболе, а в тебе !
   ФЧ. Ты нервничаешь - как странно... В жизни ты всегда был спокоен... как удав. Нервничать и переживать было моим уделом. А тут всё наоборот.
   ФС (сдерживая себя, спокойным голосом). Я не нервничаю. Для этого нет ровно никаких причин.
   ФЧ. И всё-таки ты нервничаешь и, фигурально говоря, вовсю стараешься вырядиться в белые одежды. Но посмотри на себя - реально ты же абсолютно серый. Тут ведь никого не обманешь.
   ФС (осматривая свое тело). Да, я сер. Но таким я выгляжу только в этом пречистом притворе. А в мире мрака - в нём я белый ! Посмотри сам ! (ФС перемещается в чёрный притвор) Видишь ! Ведь видишь же ! А ты ? Если ты войдёшь сюда, ты же станешь неотличим от мрака, ибо ты - его природы ! Ну же, зайди сюда, прояви свою натуру ! Пусть все видят, кто ты есть ! (Жест в сторону зрителей)
   ФЧ. Эх... Не надо бы потакать... (В сторону зала) Только из уважения к вам.
  
   ФЧ направляется из белого в чёрный притвор, и при пересечении границы между притворами цвет его фигуры меняется на серый - значительно более светлого оттенка, чем у ФС.
  
   ФС. Да что же это... Люди ! Он же не может без махинаций ! Это какая-то хитрость, уловка !
   ФЧ. Очнись ! Какие ещё махинации... Вспомни, где мы находимся. Тут всё тайное становится явным. Тут всё - правда. (Звучит слабый раскат грома) Просто ты сер. И твоя серость универсальна. Ты в равной мере банален и сер, где бы ты ни находился, о чём бы ни думал, и что бы ни сделал. А я...
   ФС (переходя на крик). Но я не грешил ! А ты... ты же убийца ! Ты же был солдатом !
   ФЧ. Не кричи... Если твои слова выражают мысль, этого достаточно... Да... Мы с тобой были солдатом. И даже провоевали пару лет в далёкой жаркой стране...
   ФС. Не примазывай меня. Ведь это не я, а ты решил пойти в солдаты. Добровольно. Признавайся !
   ФЧ. Да... Признаюсь. Добровольно. А ты этого не хотел.
   ФС. Вот она - правда !
   ФЧ. Ты бы помолчал. Что-то тебя слишком много. И успокойся - видишь же, что я всё рассказываю честно. Не мешай.
  
   ФС хочет что-то сказать, но, махнув рукой удаляется вглубь чёрного притвора. ФЧ выходит из чёрного притвора на передний план.
  
   ФЧ (зрителям). Люди ! Вслушайтесь в нас (объединяет жестом себя и ФС) - и вы узнаете о нас больше, чем знаем мы сами ! И это поможет вам лучше познать себя. Ведь вы уйдёте отсюда и снова окунётесь в жизнь, а в жизни познать себя так непросто! А если поймёте вы, это поможет понять и нам... Понять... Последняя помощь, которую мы можем принять от людей... Он и я, мы - два начала души человека - того парня, кем мы были в вашем мире. Два начала - так бывает всегда. Вас покоробит от этого сравнения... меня тоже... но душа человека подобна двухместному автомобилю. Естественно, руль у него один, и в нашем случае за него успел сесть я - тот, кому это было нужнее. Ну, а он (жест в сторону ФС) не преуспел, и стал зол на весь мир, а более всего на меня. Не обращайте на него внимания, он того не стоит - вот вам мой совет... (ФС протестующее поднимает руку, встаёт на ноги, хочет возразить, но раздумывает, затем выходит на подиум, остановившись позади ФЧ) Почему я стал солдатом... Там, в жизни у меня был друг, единственный друг. (Оборачиваетсяя в сторону ФС) Это был мой друг, а не наш и не твой ! У таких, как ты, не бывает друзей. И он, мой друг угодил на эту войну. И погиб там. И тогда я решил, что тоже должен стать солдатом... Нет, не для того, чтобы отомстить за друга, нет... Просто я понял, что тоже обязан пройти через это.
   ФС. Добавь, что этот твой друг пошёл в армию, чтобы улизнуть от закона.
   ФЧ. Да не участвовал он в том ограблении ! Его же просто подставили ! Ты же это знаешь не хуже меня !
   ФС. Но всё было против него, и он струхнул. И пошёл в армию со страху - очень благородно...
   ФЧ. Ты же выдаешь сам себя, и даже не замечаешь этого - в тебе совсем нет сострадания, и тебе не нужна справедливость.
   ФС. Почему же ? Я за то, чтобы всё было правильно и честно !
   ФЧ. Для тебя "правильно и честно" означает "в соответствии с установленными правилами" и не более того.
   ФС. Не я устанавливаю правила.
   ФЧ. К сожалению, в жизни их устанавливают такие, как ты. Почему-то так получается...
   ФС. Да ! И такие, как мы, можем этим гордиться !
   ФЧ. Боже, как ты глуп... Опять ты не понимаешь, что бичуешь себя. Ведь гордость - это смертный грех и источник неисчислимых зол !
   ФС. Зато ты безгрешен ! По единственной причине - тебе нечем гордиться !
   ФЧ. Наверняка, людям надоела наша грызня. Дай мне продолжить... о жизни... Не мешай, прошу тебя.
   ФС. Хорошо. Но помни - я всё слышу.
  
   ФС отходит в сторону притворов и медленно ходит там, внимательно слушая.
  
   ФЧ. Каждый человек... кто больше, кто меньше... верит в то, что его жизнь зависит от случайностей, что может явиться случай, который волшебным образом всё изменит... "Повезло", "не повезло", "подфартило"... Нет, случай - это не великий маг и волшебник. Это всего лишь фокусник, удивляющий легковерные души. Уж если вам достают кролика из пустой шляпы, не сомневайтесь, что прежде кто-то его под эту шляпу засунул. Полагаясь на случай, человек проявляет свою слабость, безответственность, а более всего - своё лукавое стремление от ответственности уклониться... Зачем я всё это говорю... Объяснить другому, чтобы понять самому ? ...Понять непонятое... Случай... Меня убила пуля, когда я в очередной раз решил сыграть в "русскую рулетку" - самую эстетскую из всех игр.
  
   Вспомогательная линия.
   Внутри револьвера вращается барабан с патроном только в одной из его камор, остальные пусты. Вращение замедляется и барабан останавливается так, что именно камора с патроном размещается напротив ствола. Ударная часть курка бьёт по капсюлю патрона - порох взрывается, и пуля, закручиваясь, разгоняется вдоль ствола ("камера оператора" следует за нею) и вылетает наружу. Детали фона стремительно пролетают "назад". Внезапно экран приобретает телесный цвет кожи, затем розовый (эпидермис), затем ослепительно белый (кость черепа), затем красно-серый (мозг).
   Но какая же это случайность, если до этого дня я делал это раз двадцать, в том числе раз десять - за деньги, на пари... Мой револьвер всегда был милостив ко мне, и я уверовал, что, по крайней мере, в этой игре я - счастливчик... Так ли это было... В половине случаев я стрелялся и не хотел умирать. В другой половине мне всё равно. Но два-три раза я хотел и был готов умереть. Я был способен на это ! В отличие от него (жест в сторону ФС) - он просто трус !
   ФС. Не понимаю тебя ! К чему этот жалкий лепет ! Не понимаю, на что ты надеешься - ведь всё, известное тебе, известно и мне. А твоё желание покрасоваться - в этом месте выглядит совершенно нелепым... Да, я не хотел, чтобы жизнь кончилась преждевременно и так глупо. Но кто меня слушал... Это правда, что все решения принимал ты. Но правда и то, что я почти не боялся - ведь я знал твою уловку. (Подходит к краю подиума и обращается в зал) Люди ! Он не сказал самого интересного - благодаря небольшой доработке и тщательной смазке барабан его револьвера вращался так легко и свободно, (показывает на пальцах) что под действием веса единственного патрона он всегда уравновешивался после вращения в положении, когда патрон был в самом низу и никак не мог попасть по курок !
   Вспомогательная линия.
   Внутри револьвера легко вращается барабан с патроном только в одной из его камор, остальные пусты. По неравномерному характеру вращения видно, что оно происходит под доминирующим влиянием силы тяжести патрона. Вращение замедляется и барабан останавливается так, что камора с патроном размещается в нижней части барабана, а напротив ствола - пустая камора.
   И он, и я - мы оба уверились, что это гарантия безопасности... И что за глупая смерть оборвала нашу жизнь ! Та зима была очень холодной. И вот, всю ночь и весь день, морозный день (!) револьвер пролежал в холодном гараже и не успел отогреться. Смазка загустела... И всё - фокус не удался ! Или наоборот - удался на славу... Смотря кого считать фокусником... Крику было - не меряно ! Час пик в переполненном баре...
   Вспомогательная линия.
   МЧ входит в бар - проём двери затуманивается паром. Он ищет и находит глазами друзей, те жестами подзывают его. Кто-то убирает со стола пустые кружки и ставит полные пива. Оживлённый разговор, перемежаемый взрывами смеха всей компании. Мятые денежные купюры на столе, некоторые подмокли в маленьких лужицах пива. Столик окружают пьяные люди - кто-то сидит, кто-то стоит. МЧ сидит с револьвером в руке, облокотившись на стол. На периферии кто-то безуспешно пытается пробиться к столику и предотвратить выстрел. МЧ взводит курок, прокручивает барабан револьвера и приставляет ствол к виску. Все умолкают и, как заворожённые, смотрят на МЧ, лица некоторых трезвеют. Выстрел ! Люди отшатываются от стола. Прострелянная голова МЧ падает на стоящую перед ним недопитую кружку с пивом - она опрокидывается, и пиво выливается на стол, на деньги. Из раны вытекает кровь. Она смешивается с пивом.
   Помните, как он красиво формулировал тут про случай ? Умны ли были его слова ? Правдивы ли? Искренни ? Вспомнить забытое и понять непонятое... Вот и вспомнили кое-что. А разве поняли что-нибудь ? ... Он, я, вы... Сомневаюсь... И всё таки лучше, если дальше буду вспоминать я. Вы же видите... А ты (жест в сторону ФЧ) пока помолчи. Хоть недолго. Помолчи и подумай... Вспомни и пойми...
  
   Нерешительно махнув рукой, ФЧ заходит в чёрный притвор.. Потом он внимательно слушает оттуда слова ФС, иногда согласно кивая головой. Собираясь с мыслями, ФС прохаживается по подиуму в направлении к белому притвору и обратно и, наконец останавливается в пределах белого притвора.
  
   ФС. Ну вот... Уж я вспомню и расскажу всё честно. "Я могу не сказать правды, но я не солгу", - говаривал я при жизни. А тут я не могу не сказать правды... Однако, он верно сказал: "Рассказывать надо по порядку". Сказал, да не сделал. Родился я... и долгих восемнадцать лет прожил в доме своей бабки - она была поваром в маленьком японском ресторанчике. Японкой она не была - она была просто поваром. И с тех пор я ненавижу и японские рестораны, и японскую еду - в своё время бабка нас ею перекормила. Понятное дело - кое-что она ежедневно приносила домой. Ну, вы же знаете, как это бывает. В этом же ресторане пела моя мать... представляете - на японском языке, которого она не знала. Тогда ей думалось, что она певица. Уж и не знаю, как она пела на работе, но судя по тому, что я слышал в доме, с голосом и слухом у неё были большие проблемы - я ведь обещал говорить правду... Зато фигура у неё была замечательная, даже после родов... А щурить глаза умеет любой. Одним словом, несколько лет её там держали...
   Вспомогательная линия.
   Женские руки достают из сумки и полиэтиленовые пакеты с суши, сашими и японской лапшой. Содержимое пакетов неаккуратными кучами вываливается на небольшие домашние блюда (у некоторых из них сколота эмаль). Иероглифы на вывеске ресторана. Аквариум с яркими рыбками. Суета на ресторанной кухне. У небольшого зеркала, стоящего на угловом столике, пудрит лицо мать МЧ, одетая в кимоно. Её брови и губы ярко накрашены, часть лица (там, где пудра уже нанесена) мертвенно белоснежна. Мать оборачивается и, помогая себе жестом, бросает (в сторону "камеры") резкие слова, прогоняющие кого-то.
   Мать не пыталась стать нам матерью. Обычно мы даже не знали, где она живёт. И ещё мы должны были говорить, что она наша сестра. Кому говорить... Вокруг все всё знали. Такая ситуация изредка встречается, я читал об этом... позже. А бабка... пожалуй, она тоже не любила нас. Говоря "нас", я имею в виду нас с братом, а не меня и его (жест в сторону ФЧ). Но она кормила нас, обстирывала и водила по воскресениям в церковь. Может быть, мать давала ей какие-то деньги на нас - не знаю. А мать... Она вдруг пропала. Через год от неё пришло письмо - и всё ! И она совсем ушла из нашей жизни... Как уходит прожитый трудный день. И это ничего не изменило... Как же он меня бил ! Я говорю о старшем брате. На улице все дразнили и били его, а дома он бил меня.
   Вспомогательная линия. "Куча-мала" из мальчишек дошкольного возраста - несколько бьют одного (старшего брата МЧ), брат МЧ вырывается и, преследуемый, что есть сил убегает "навстречу камере", его лицо искажено страхом и болью. Это же лицо, но уже с гаденьким выражением силы, превосходства и удовлетворения - старший брат сидит верхом на распластанном на полу МЧ, одной рукой он держит МЧ за горло, другой наносит удары, МЧ вяло и неумело отбивается.
   Но, слава Богу... (сокрушённо покачав головой) прости Господи... он был какой-то маленький и чахлый... даже мочился в постели. Казалось, на нём стояло клеймо - "никудышний". Во всяком случае, его уличное прозвище было именно таким.
   ФЧ. (из чёрного притвора, не вставая) А я наоборот - вырастал высоким и крепким пацаном. Ведь у нас были разные отцы... И лет примерно с шести уже я стал сильнее, и наши роли поменялись - теперь уже я стал его поколачивать. Но скоро я охладел к этому развлечению - уж больно он был маленький, жалкий и болезненный... Жалкий и противный. И даже бить его было противно. Почему-то в школу мы с братом пошли в один год. И с этого года уже бабка начала его бить - чтобы он хорошо учился. Во время этих экзекуций меня всегда поражало совершенно неуместное выражение спокойствия на её лице, с этим же выражением она мыла посуду и подкрашивала губы... Кстати, в отличие от брата, я учился хорошо и легко - ведь у нас были разные отцы. Я очень много читал. (Встаёт) ...Таких, как его папаша, надо стерилизовать в детстве ! Когда-нибудь люди до этого додумаются. Да и таких, как наша мать, тоже - тоже надо. Её по другой причине - если ты знаешь, что твоя мать шлюха... зачем тогда жить... Эта мысль приходила мне в голову тысячи раз. О, как она верна ! Вам этого не понять - вас ведь не дразнили тысячи раз на улице. И вы не приходили тысячи раз домой с разбитым лицом, когда пытались вырвать их грязные языки... Вам не понять, как остро хочется бежать из клетки своего детства ! ...А потом мой брат повесился, ушёл из жизни, для которой он не годился... Оказывается, он всё-таки был сильным человеком - он решился и смог. Слабые - они всегда сильнее сильных. Ему всё замечательно удалось, с первой же попытки. И, возможно, подтолкнул его к этому я. Случайно? Нет, не в тот, так в другой день это всё равно бы произошло. Ведь в жизни не бывает случайностей. И не ловите меня на противоречиях ! Их нет ! ... Он пришёл из школы с плохими отметками, и я всего лишь сказал ему: "Вот, попадёт тебе от бабки!". А он улыбнулся и вдруг ответил: "Ошибаешься, братик. В этот раз мне ничего не будет". И всё. Вечером бабка нашла его висящим в стенном шкафу... Он оставил записку, адресованную мне. Всего несколько слов с орфографическими ошибками: "Держись, вместе не пропадём"... Тишина бывает разной...
   Вспомогательная линия.
   Старший брат МЧ входит с улицы в прихожую. Бросив сумку на пол, он снимает курточку и, подпрыгнув, вешает её на крючок в высокий встроенный стенной шкаф, не зарыв дверцу шкафа до конца. Обернувшись, он задумывается, выражение его лица становится строгим и светлым, он что-то отвечает, отрицательно покачав головой. Глаза старшего брата, видящие что-то, недоступное обычному взгляду.
   ФС. Он пришёл в этот мир безнадёжно больным, а покинул его - как доктор покидает неизлечимого пациента... Мать прислала бабке телеграмму... что она нам соболезнует... Да, именно так... А бабка... Не подумайте, что она была старуха - ей ведь было тогда чуть за сорок. И она никогда не была замужем. Правда, с нами всегда жили какие-то мужики - то один, то другой. Некоторые были очень хорошие, и я мечтал, чтобы они остались навсегда. Мне хотелось отца... или чего-то в этом роде... Но никто из них не задерживался надолго. А бабка... она, как и мать, всё пыталась перехитрить судьбу, да разве это кому-нибудь удалось...
   ФЧ. (Жест в сторону ФС) Чтобы он не забежал вперёд, и всё было по порядку, я расскажу вам о моей ненависти. За всю свою жизнь я возненавидел только одного человека ! Когда мне было лет пять, он был моим кумиром. Я просто обожал его - чисто, искренне, по-детски. Ещё бы, ведь у него было всё, чего не было у меня. Начну с того, что он был необычайно красивым мальчиком - да, он был мальчишкой на три-четыре года старше меня. Тогда это было огромной разницей. Он был невысок ростом, не намного выше меня, но физически - очень сильным. Наверное, занимался спортом. Например, он мог подойти к дереву и сделать вот так. (В чёрном притворе появляется что-то в роде вертикального шеста, ФЧ подходит к нему, обхватывает его одной рукой повыше, а другой - на метр ниже, и, держась вытянутыми руками за шест, поднимает ноги и туловище в горизонтальное положение. Продержавшись несколько секунд в таком положении, ФЧ становится на ноги. Шест исчезает). Сейчас мне ничего не стоит сделать такое, ведь я ничего не вешу, и вообще меня нет. А в жизни... Вряд ли кто-то из вас сможет это повторить. Во всяком случае, я не мог никогда. Правда, я был высоким. А высоким это гораздо сложнее... Так вот... Всё же не это было главным. В отличие от меня, у него была семья - и какая ! Он был единственным ребёнком, которого отец с матерью лелеяли на всю катушку ! Его мать была красавица, словно фея из сказки ! Чуть полноватая белокурая женщина с добрыми улыбчивыми глазами и бархатистым голосом. А его отец был каким-то большим военным начальником - то ли генералом, то ли полковником - в то время я в этом не разбирался. Иногда ординарец привозил его домой на настоящем военном джипе. И тогда... Тогда его сын обязательно садился за руль и вместе с ординарцем "нарезал круги" по нашему району. Это было великолепное зрелище ! Все пацаны завидовали ему !
  
  
   Вспомогательная линия.
   Лето. Тенистая улочка. Очень симпатичный мальчишка десяти-двенадцати лет за рулём открытого военного джипа. Его рука нарочито небрежно свешивается с края дверцы наружу. Рядом с ним сидит и любуется сыном его отец - офицер с волевым лицом. Джип поворачивает и скрывается за углом.
   Я - нет ! Я просто тихо млел от восторга. ...И вот однажды я нашёл кошелёк, в котором было немного денег - огромный капитал, целое сокровище для малолетки. В это трудно поверить, но я не придумал ничего лучше, чем отдать кошелёк ему ! Вы спросите меня, зачем, почему я сделал это - не знаю ! Не знаю сейчас, не знал и тогда. Может быть это было вроде жертвоприношения Богу... Может быть... Не знаю... А тогда мне было всего пять лет. И вот, промямлив какие-то жалкие никчемные слова, я предложил ему своё сокровище - и мгновенно понял, что я кретин из кретинов ! Думаю, что и он подумал то же самое. Ни разу в жизни я не испытывал такого жгучего, беспредельного стыда ! Но это чувство стыда стократно усилилось после того, как он, с какой-то гаденькой улыбочкой взял у меня кошелёк !
   Вспомогательная линия.
   Неподалёку от автобусной остановки пятилетний МЧ робко отдаёт кошелёк "симпатичному мальчишке". Усмехнувшись и осмотревшись по сторонам, тот кладёт кошелёк в карман, и, снисходительно похлопав МЧ по плечу, отворачивается от него, быстро идёт к подъехавшему автобусу и впрыгивает в открывшуюся дверь. Поддав дыму из выхлопной трубы, автобус уезжает.
   И тогда я люто возненавидел его ! Я убежал и навзрыд проплакал весь вечер... (Присаживается в чёрном притворе - непонятно, на что) После этого, год за годом моя ненависть е нему не ослабевала. Всё то, что раньше меня восхищало, теперь вызывало во мне только едкую бессильную злобу. Которая, впрочем, не имела выхода наружу - она была тайной для всех. И мысли о какой-либо мести меня тоже не посещали... Не знаю, почему... Да и что я мог... Закончив школу, он тут же сделал глупость - женился. Разумеется, на самой красивой девушке нашего района - она была его одноклассницей. Много позже, лет через десять я с ней прожил месяца три. После того, как он и она неожиданно для окружающих попросту спились... Красивая жизнь... Они спились и разошлись, подбросив ребёнка её родителям. Я сошёлся с ней только из-за того, что прежде она была его девушкой... да, и его женой. Это был мой говеный реванш, месть за тот говёный кошелёк. От её былой красоты не осталось и следа. Эту неряшливую алкоголичку трудно было терпеть, и через три месяца я выставил её чемодан... Тогда у меня было, откуда можно было что-нибудь выставить...
   Вспомогательная линия.
   Улица с оживлённым автомобильным движением. "Симпатичный парень" (бывший "симпатичный мальчишка") замечает свою девушку (удивительно красивую) на другой стороне улицы. Он окрикивает её и машет ей рукой. Она радостно замечает парня, что-то кричит и машет ему в ответ. Он бросается к ней через улицу, ловко уворачиваясь от проезжающих автомобилей. Подбежав к девушке, он обнимает и кружит её. Счастливое лицо девушки... трансформируется в постаревшее, пополневшее, обрюзгшее и испитое лицо женщины "за тридцать". Её только что выпихнули из квартиры, дверь за её спиной захлопывается. Женщина задевает и опрокидывает стоящий на лестничной площадке чемодан - он медленно скользит вниз по лестнице со ступеньки на ступеньку. Немного постояв, женщина спускается вслед за чемоданом.
  
   ФС решительно переходит в чёрный притвор и приближается к ФЧ .
  
   ФС И вот теперь, здесь, мы узнали, что результатом этого трёхмесячного реванша стал ребёнок, которого она сдала в приют для умственно отсталых ! Он и сейчас там... Пускает слюни... Твой ребёнок - ведь он стал плодом твоих низменных страстей и твоей абсолютной безответственности !
   Вспомогательная линия.
   Имбецильный ребёнок МЧ (неопределённого пола).
   И от этой твоей безответственности - тринадцать детей, из которых при жизни ты знал только о двух ! Причём семеро детей - в той самой жаркой стране... Это называется подлость - ведь у всех у них было столь же многострадальное безотцовское детство, как у нас ! О, я помню твоё оправдание: "Настоящий мужчина не должен думать об этом!". Должен ! Ещё как должен ! И сейчас ты это прекрасно понимаешь. И понимаешь, что тогда, сдерживая тебя, я был прав. Столь абсолютно отречься от своих детей, не сделать для своего ребёнка ничего доброго, ни разу не улыбнуться ему - нет более тяжкого греха ! Впрочем, убил ты ещё больше, чем родил. Тебе же нравилось убивать ! Сейчас мы знаем всё в точности - ты убил шестьдесят три человека !
  
   ФС возвращается в белый притвор.
  
   ФС (обернувшись в сторону чёрного притвора). Ты ! Ты убивал ! Ты, а не я - я ведь всегда останавливал тебя.
  
   ФЧ встаёт и тоже перемещается в белый притвор. При этом цвет его фигуры снова изменяется на чёрный. ФС этого не замечает.
  
   ФЧ. Так будь же ты проклят за это ! Тогда, на войне, ты долго не давал мне убить первого. И тот, который всё-таки стал моим первым - он успел выстрелить из своего сраного гранатомёта.
   Вспомогательная линия.
   Палец, нажимающий спусковой крючок гранатомёта, вылетающая граната. Сразу же -палец, нажимающий спусковой крючок автомата, выстрел, боец с гранатомётом падает, прошитый автоматной очередью.
   И в сбитом им вертолёте погибли мои друзья ! Мои, а не твои ! У таких, как ты, друзей не бывает. Если бы мне выстрелить в него парой секунд раньше, они остались бы живы ! Пойми же, как тяжек твой грех ! У некоторых из них были дети. Но и на детей тебе наплевать !
   ФС. А дети убитых тобой - они не в счёт ? Почему ни слова о них ?
   ФЧ. Те, кого убивал я, убивали нас. Это были враги. И ты знаешь, что они делали с пленными - с такими, как мы. И если не мы их - значит, они нас ! Не стрелять - это было бы самоубийством. А ведь ты, не имевший ни друзей, ни врагов - ты всегда был против самоубийств ! Ты просто слаб и безжизнен, ты против жизни вообще ! Не понимаю, зачем ты в неё стремился и попал. Ты занял чужое место !
   ФС. Если бы в жизни не было таких, как я, она бы стала Адом ! (Звучит слабый раскат грома) И в Ад её превратили бы такие, как ты !
   ФЧ. Но если бы оставить в жизни только таких, как ты, она была бы Адом в квадрате - безжизненным, мёртвым Адом (звучит более сильный раскат грома), которому вообще не может быть никакого оправдания.
   ФС. Значит, обыкновенный Ад ты оправдываешь ? Здесь, в этом месте ?
  
   Звучит мощный раскат грома - ФЧ и ФС съёживаются и замолкают.
  
   ФЧ (после паузы). Так неужели в этом была твоя цель - подвести меня к этим словам ? Но ведь этим ты только навредил себе - твоя подлость стала очевидна.
   ФС. По-твоему, все прокуроры подлецы ?
   ФЧ. Ах, вот как... Так ты здесь затем, чтобы прокурорствовать. Как же ты всё-таки глуп ! Это оттого, что ты никогда не любил жизнь - ни жизнь в себе, ни себя в жизни.
   ФС. А ты ! ...Только и можешь, что оскорблять. И ещё мнишь себя... Бог знает кем...
  
   Звучит раскат грома, ФС обиженно умолкает, отходит (или отлетает) к стене белого притввора.
  
   ФЧ. ...Восемь долгих месяцев я просидел в вонючей яме. Когда меня бросили в неё, этот сумасшедший уже был там и уже был сумасшедшим. Или я соврал ? Ведь я не помню, как я попал в плен и как меня бросили в эту яму... Помню жгучее солнце, пот заливает глаза, я бегу, стреляю, и вдруг - ночь, и я в этой яме, и не могу ощутить своего тела. И только днём ко мне пришла боль, и я смог ощупать себя и проверить, всё ли цело... Да... Мой сосед был сумасшедшим высшего разряда ! Он всё время пел - и арии из опер, и шлягеры, и народные песни. Меня он не замечал абсолютно. Я мог приблизить своё лицо вплотную к его безумным глазам - он продолжал петь как ни в чём не бывало. Иногда, не прерывая пения, он неловко отмахивался от кого-то или чего-то. А когда он не пел, то раскачивал и вырывал себе зубы - класс ! Наверняка, это уникальный случай помешательства. (Зрителям) Среди вас есть психиатры ? Ну, тогда спросите у своих знакомых психиатров, зачем он так делал. Ведь была же у него какая-то бзиковая цель ? А когда он выдрал свой последний зуб - он помер. Его забрали из ямы только через четыре дня. Но слава Богу (слабый раскат грома), вонь в яме стояла такая, что ничто не могло её усилить. Правда, эти крысы...
   Вспомогательная линия.
   Залитая солнцем грязная небольшая яма глубиной не более полутора метров, прикрытая сверху решёткой из деревянных брусьев. В самом глубоком месте - лужа, в которой с остекленевшими открытыми глазами бесчувственно и неподвижно лежит МЧ в окровавленной военной форме. Чуть повыше спиной к стенке сидит другой пленный солдат в изорванной форме с побитым лицом и неистовыми глазами. Он страстно и яростно поёт во весь голос, жестикулируя наподобие оперных певцов. Видно, что у него нет половины зубов... Яма, освещённая полной луной. Безумный солдат что-то поёт что-то весёлое, гримасничая и отбивая пальцами ритм на мятой алюминиевой миске... По трупу безумного солдата ползают крысы. Одна из них носом и зубами раскрывает сжатые в кулак пальцы солдата - на его грязной ладони лежат несколько человеческих зубов.
   ФС. А когда я остался в яме один, началась самая страшная, душераздирающая жизнь - куда хуже, чем в компании с сумасшедшим вокалистом... (Встаёт) Сначала я стал бояться смерти - так не хотелось, чтобы она застала меня по уши в собственном дерьме... Когда-нибудь учёные это установят: сумасшествие - это инфекционная болезнь. Я заразился и мало по малу тоже начал сходить с ума. Хорошо помню только те редкие просветы, когда я, в роде бы, приходил в себя... Или мне так казалось. В такие минуты я думал и уже мечтал о смерти. О! Я понял многое ! Ни один философ с холодной душой не расскажет вам правды о ней. Слишком легко было Конфуцию рассуждать о смерти в тени цветущей сакуры, чтобы хоть что-нибудь узнать.
   ФЧ. О смерти вообще не может быть никакого знания...
   ФС. Да. Просто, ожидая смерти, надо помнить, что, на самом деле, это она вас ждёт - вы для неё желанный гость. Никто нас не любит и не жалеет... за наши скорби и мучения... так, как она. Смерть - лучший лекарь для души ! И я был уверен, что скоро предстану перед ней. Но однажды я очнулся... и оказалось, что в госпитале. Как меня освободили - не помню. Меня отскоблили, отмыли, откормили и поместили в отделение для полоумных. Там я застрял надолго... Словно снова попал в яму к моему сумасшедшему. У врачей я считался "лёгким случаем", и через полтора года всё-таки уже гулял на свободе...
   ФЧ. Ни дома, ни денег, ни профессии, ни друзей, ни родных - бабка продала дом и пропала в неизвестном направлении. Ну, да Бог с ней... Ничего... И только семеро неведомых детей в жаркой стране, (обернувшись в сторону ФС) так ? Кстати, я хотел туда вернуться, но меня комиссовали вчистую и снова в армию не взяли... Жаль... Чему меня к тому моменту научила жизнь - так только убивать и уметь жить рядом с сумасшедшими.
   ФС. (зрителям) Вообще-то, такое умение - очень полезная штука. Оно бы пригодилось каждому из вас. Жаль только, что им невозможно зарабатывать на жизнь...
   ФЧ. Один психиатр, ещё тогда, в госпитале, сказал мне, что сумасшедшего нельзя вылечить, а можно только подлечить. Если так, то остаток жизни я прожил шизиком. Но, мне кажется, люди этого не замечали. Или доктор был не прав... Одним словом, в тот год судьба забросила меня в маленький городок, в котором было только два предприятия - мясокомбинат и университет. Я устроился работать... естественно, не в университет. Моя профессия называлась "боец скота", то есть я стал самым настоящим, профессиональным убийцей.
   ФС. Приходилось и разделывать туши. Даже не знаю, что тяжелее - смотреть в глаза ещё живому бычку за несколько секунд до его убийства или в его уже мёртвые глаза в разделочном цехе...
   Вспомогательная линия.
   Поток крови, стекающей по какому-то желобку. МЧ в окровавленном фартуке за разделкой туши бычка. Кто-то с весёлым лицом окликает его и что-то ему говорит - МЧ оборачивается и заразительно смеётся.
   Но ведь судьба бычка была предопределена - не я, так на моём месте был бы кто-то другой. Одним словом, я работал. Платили неплохо. Но всё же тогда я твёрдо решил стать вегетарианцем.
   ФЧ. Древние называли вегетарианцами плохих охотников.
   ФС. Склонность к высмеиванию - первый признак скудоумия !
   ФЧ. Первый признак скудоумия - стать вегетарианцем на мясокомбинате. Нашёл подходящее место ! Там же вегетарианцу прижиться никак не возможно. Ведь это значило бы ежесекундно оскорблять всех вокруг себя - одним своим присутствием. Короче, вегетарианцем я всё-таки не стал. Но решил уехать из городка при первой возможности. И однажды подходящий момент наступил - один парень из моего взвода позвал меня к себе. Но, увы, это приглашение запоздало - всего недели на две ! Оно пришло в неподходящее время - ей уже пригрезилось, что она полюбила меня ! Под напором её страсти и мне померещилось, что я влюблён в неё. Вот так... Что взять с подлеченного... Как-то уж очень легко я попался на эту провокацию Судьбы... Кто-нибудь из вас помнит фильм "Ромео и Джульетта" ? (Оглядывает зал) ... Вот такой она и была! По крайней мере, по пылкости чувств и темпераменту. Да и внешне похожей. К тому же, её родителей можно было назвать Капулетти этого городка - отец был владельцем самого большого универсама...
   Вспомогательная линия.
   Девушка, похожая на Оливию Хасси, вместе со своим отцом (они уже фигурировали выше в сцене с чаепитием) подходят к роскошному Мерседесу. Отец открывает автомобиль и садится за руль. Дочь не даёт ему закрыть дверь, тянет его из машины, настойчиво и бойко в чём-то убеждая. Наконец, отец выходит из машины, а его дочь запрыгивает в водительское кресло. Отец обходит автомобиль и садится рядом с дочерью. Она заводит мотор, и автомобиль срывается с места, так что из под ведущих колёс вырывается дым.
   Через несколько секунд девушка замечает на тротуаре МЧ и, уже проехав мимо него, резко тормозит и открывает дверь автомобиля, чтобы выйти. Отец удерживает дочь руками и раздражённо что-то ей говорит. Но она вырывается из автомобиля и, не захлопнув дверь, быстро, почти бегом спешит к МЧ.
   Выходит, в той истории я был Ромео Монтекки. Сиротка Ромео. Н-да... Конечно же, когда её родители узнали обо мне, это стало для них мощным ударом. Можно сказать, судьба их нокаутировала! Ещё бы, ведь я был человеком "ниоткуда и в никуда". А представлен я им был, ни много, ни мало, как жених и практически муж. Но они слишком хорошо знали характер своей дочери, были умными людьми и почти не сопротивлялись. Только поставили непременное условие, чтобы я начал учиться, и даже финансировали этот проект.
   Вспомогательная линия.
   Короткий фрагмент венчания МЧ и девушки, похожей на Оливию Хасси - видно, что церемония её очень забавляет.
   Я имею в виду всё скопом - и моё обучение, и наш брак в целом. Вот они-то и придумали, чтобы мне выучиться на дантиста...
   ФС. Мы обвенчались и прожили вместе целых три года... В сущности, это было неплохое время, хотя и прожитое понапрасну. А так... его мало что омрачало, разве что её бешеная и беспричинная ревность. Действительно, беспричинная. В то время я...
   ФЧ (выходя на подиум). Нет ! Нет ! И нет ! Всё не так ! Вы должны знать, что это время было худшим в моей жизни ! Ведь теперь это абсолютно ясно ! Как полуправда более лжива, чем сама ложь, так полулюбовь опаснее для души, чем ненависть. Замаскированная, она разрушает душу ещё быстрее ! Слава Богу, этому пришёл скорый конец. Костра, который горит ярко, хватает не надолго. Это я про неё. Классический сюжет - года через полтора-два она ко мне совершенно охладела. Но идея развестись ей не нравилась - как-то она ко мне привязалась, что ли. Надо признать, в чём-то мы неплохо подходили друг другу. А потом... один за другим она стала крутить романы на стороне. Первое время меня это очень задевало, и я устраивал ей дикие скандалы. Но она была умненькой девочкой и нашла изящный выход. Время от времени она приходила домой с какой-нибудь подружкой - тоже студенткой... такой же шалавой, как она сама - и оставляла её переночевать, а утром придумывала предлог и убегала из дома первой, рано утром, оставляя меня со своей подругой. Ну, вы понимаете, что бывало потом...
   Вспомогательная линия.
   Спальня. Утреннее солнце легко пробивается сквозь неплотные шторы. На постели МЧ с какой-то девушкой в позах, "не оставляющих места для сомнений". Открывается дверь, и в спальню заглядывает молодая жена МЧ. Она с улыбкой что-то говорит, приветливо машет рукой и уходит. МЧ явно смущён, девушка - не слишком.
   И очень скоро у неё на меня накопились горы компромата ! И, разумеется, у меня не стало никакого права требовать от неё... чего-либо... Конечно, долго это не могло продолжаться, и, слава Богу, мы всё-таки расстались...
   ФС (выходя на подиум). Да... расстались... Зачастую в жизни не ясно, что лучше - получить или потерять... И всё же, как бы там ни было, она была добрым человеком, и у меня сохранились к ней тёплые чувства. Позже мы с ней иногда перезванивались и с удовольствием подолгу болтали... Хорошо, что у нас не было детей... э-э... "по её причине"...
   ФЧ. К тому времени городишко этот мне надоел, и я переехал в другой такой же, неподалёку... Когда-то предполагалось, что именно там я буду практиковать как дантист...
  
   Раздаются хлюпающие звуки шагов, как будто кто-то идёт по глубоким лужам. Белый, а затем чёрный притворы медленно пересекает идущая по их потолкам (вниз головой) зловещая фигура в колпаке и балахоне, расписанном странными знаками. В её руке - свеча, пламя которой направлено вниз. Стоящие на подиуме ФЧ и ФС оборачиваются на эти звуки и, увидев фигуру в балахоне, бросаются друг к другу и, крепко обнявшись (так что они даже взаимопроникают друг в друга), словно оплывают вместе вниз и сжимаются в комок, охватив себя сверху руками, как бы защищаясь. Фигура в балахоне, не обратив на нихникакого внимания, скрывается, её шаги стихают. Раздаются, затухая, слабые звуки - что-то среднее между натужным кашлем и лаем. Затем следуют скрипучие звуки открываемой и закрываемой двери. Чёрный притвор окутывается дымом (паром). ФЧ и ФС поднимаются на дрожащие ноги и смотрят в чёрный притвор вслед ушедшей фигуре. Потом они, оставаясь спиной к залу, начинают говорить взволнованными голосами.
  
   ФС. О-ох...
   ФЧ (после глубокого вздоха). ...Ты заметил, свеча была ещё длинной.
   ФС. Да...
   ФЧ. ...Значит, мы можем продолжить.
   ФС. Я... я просто не в силах... Ужас...
   ФЧ. ...Меня и сейчас бьёт озноб... Но мы должны... должны продолжить...
   ФС. Я не смогу.
   ФЧ. ...Тогда я.
  
   ФЧ, а затем и ФС поворачиваются к залу.
  
   ФЧ (волнуясь). Так... Да... Я переехал... переехал в другой город... Да... И снова - совершенно пустая, бессмысленная жизнь, в которой ничто не тревожило и не беспокоило меня... Ужас... (Мотает головой, как бы отгоняя наваждение, и продолжает после паузы, уже более спокойно) ...Существует тип людей, которых совершенно нельзя обижать - это особенно видно по их детским фотографиям... Да... Они, их души с необыкновенной, неодолимой силой уверены, что Мир должен быть к ним только добр. И поэтому сделать им Зло - тягчайший грех ! Она была как раз из таких... Моя первая любовь... Первая, последняя и единственная. Она была намного моложе меня - ещё школьница, училась в выпускном классе... Вдруг - наши газа встретились ! И кажется, устремлены друг к другу даже сейчас, когда меня уже нет...
   Вспомогательная линия.
   Бездонные глаза девушки, ошеломлённые и распахнутые... Постепенно камера показывает всё её немного детское лицо (неярко выраженного арабского типа), потом всю её стройную, лёгкую, почти парящую фигурку в светлом платье.
   Представляете, она пригласила меня на "белый танец" ! Согласитесь, в наши дни это редчайшее начало !
   ФС. Что не лучшим образом характеризует человечество...
   ФЧ. Как бы то ни было, она сама подошла ко мне на вечеринке, куда нас пригласила её одноклассница - сестра моего сменщика, совсем молодого парня. Едва мы увидели друг друга, нам обоим стало ясно - всё, вот оно ! Смысл наших жизней - в этой встрече ! Весь мир раскрылся перед нами, когда распустился цветок нашей любви !
   ФС (с чрезвычайным огорчением). Ну зачем, зачем эта напыщенная фраза ! Ты её где-то вычитал ? (После короткой паузы) Ну что ж, молчание - это ведь разновидность лжи. Впрочем, как и речь. А красивые фразы особенно лживы. Твои слова отозвались во мне болью, ведь я любил её.
   ФЧ. ...Слова эти плохи, и не мои... но в них нет фальши - всё так и было ! Ведь я люблю её !
   ФС (после паузы). Да... И я люблю её. И буду любить в вечности... А в жизни... В жизни мы были вместе всего два месяца... Я не буду описывать эти два месяца, мне это просто не под силу... Может быть, ты ?
  
   ФС кладёт руку на плечо ФЧ, тот отрицательно качает опущенной головой.
  
   ФЧ. Разве что одним словом... Это было счастье - счастливое радостное сумасшествие !
   ФС. Сумасшествие ?
   ФЧ. Вспомни...
   ФС. Да... да...
   ФЧ. И вдруг - всё оборвалось... как обрывается жизнь, когда пуля попадает в самое сердце. Она была дочерью ливанца, недавно приехавшего в нашу страну... Какой-то дурацкий бизнес... Господи ! Ну почему он оказался мусульманином ! Ведь половина ливанцев - христиане ! Почему он не оказался одним из них ! Тайного счастья не бывает... Видно, она ему всё рассказала... Или кто-то другой... Всё, самую правду о нас. И вот, этот правоверный мусульманин не придумал ничего лучше, как сразу же отослать дочь в Ливан и спрятать её там у родственников ! Он сам сказал мне об этом. Ведь я пришёл к нему... Как только я не придушил этого гада ! Надо было бы... Этот солидный, очень вежливый человек обстоятельно объяснил мне, почему он не может допустить брака своей дочери с "неверным". Несомненно, он казался себе очень убедительным... И ещё он сказал, что сколько бы я не искал, в Ливане мне её не найти.
   Вспомогательная линия.
   Гостиная, очень похожая на описанную выше в сцене чаепития, но декорированная в арабском стиле. В широком распахнутом окне виднеется ослепительно синее море. Ветерок колышет занавески. МЧ стоит в дверях, заложив руки за спину. Вокруг стола расхаживает одетый по-европейски строгого вида араб в жилетке 50-60 лет, который, убедительно жестикулируя, что-то объясняет МЧ - он движется, жестикулирует и говорит абсолютно так же, как отец невесты МЧ в сцене чаепития. Пальцы МЧ за его спиной с силой и болью сцепляются друг сдругом.
   Это показалось мне прекрасной идеей - и вскоре я полетел в Бейрут ! Но старый чёрт оказался прав - я не смог её найти...
   ФС. Теперь я думаю, что в Ливане её и не было, старик схитрил и отослал её в какую-то другую страну. Говорят, множество ливанцев живёт в других арабских странах... Я так и не смог... Деньги кончались, и я вернулся...
   ФЧ. Кстати, в Ливане я нашёл непыльную работёнку. Точнее, работа нашла меня - какой-то человек, то ли араб, то ли еврей - они там все на одно лицо - после недолгого знакомства предложил мне работать на их разведку - возвратиться домой, доучиться на дантиста и стать шпионом, во как !
   ФС. Он сказал, что дантист - прекрасное "прикрытие", поскольку к дантисту может прийти любой, и через его кабинет проходит множество людей.
   ФЧ. Предлагал очень хорошие деньги... Пожалуй, он и смог бы меня уговорить, но только не в те дни. В горе и отчаянии я готов был наложить на себя руки ! Специально для этого я даже купил револьвер - там это легко и дёшево. Я попытался... но как... Тогда я впервые сыграл с собой в "русскую рулетку". Сыграл по-честному. И остался жив.
   Вспомогательная линия.
   Внутри револьвера вращается барабан с патроном только в одной из его камор, остальные пусты. Вращение замедляется и барабан останавливается так, что напротив ствола размещается камора без патрона. Ударная часть курка бьёт по пустоте... Бледное обессиленное ужасом предстоящей смерти лицо МЧ. Он с удивлением смотрит на револьвер, потом нежно целует его ствол и что-то шепчет.
   И подумал, что... значит... для чего-то я этому Миру ещё нужен... С того времени я и полюбил эту игру... Ведь надо же иногда ходить в гости к Смерти... Всё равно, живым жизнь тебя не отпустит...
   ФС. Я вернулся ни с чем. И опять - ни денег, ни профессии, ни дома, случайные заработки, случайные знакомые, случайные девки. Моя жизнь погрузилась во тьму... Темнота хороша только одним - именно из неё лучше всего виден свет... Но я не видел света - ни проблеска... Так прошло несколько лет, несколько никчемных, пустопорожних лет...
   ФЧ. Где родятся мысли, приходящие в голову ? Ведь человеку они неподвластны... Вот и в мою малахольную голову вдруг пришла шальная идея переехать к морю и стать матросом... В Ливане... в Ливане мне полюбилось море... Да... Но и из этого ничего не вышло - оказалось, что даже самая малая волна вызывает во мне тягчайший приступ "морской болезни". Наверное, от того, что я недолеченный шизик... И вот однажды, в тайне от себя самого... я догадался, что жизнь попросту слишком тяжела для меня. Согласитесь, трудно жить, не чувствуя, что ты живёшь... Тогда я начал сам перед собой делать вид, что вся эта так называемая жизнь уже не очень-то интересует такого мудрого человека, как я... Не знаю, долго ли продолжалась бы эта комедия в театре одного актера... и одного зрителя - но тут мне повезло !
   ФС. Да ! Реально повезло ! Я обретался тогда в небольшом курортном посёлке у моря. И вот, как-то на набережной, когда я сидел без дела и щурился на искрящееся море, ко мне подошёл высокий старик. Кустистые брови, слуховой аппарат, трость, большущие ладони и пальцы ... Он представился скульптором и пригласил меня позировать ему для работы.
   Вспомогательная линия.
   Неопрятно одетый и разлохмаченный ветром МЧ сидит лицом к морю на балюстраде набережной. Старик скульптор приближается к нему. Шагах в тридцати от МЧ он останавливается и острым цепким взглядом всматривается в него. Затем подходит ближе, останавливается и снова всматривается. Подойдя почти вплотную к МЧ, старик обходит и осматривает его со всех сторон, иногда делая странные жесты рукой, словно дорисовывая что-то в пространстве. МЧ бросает взгляд на старика, затем невозмутимо отворачивается и продолжает смотреть на море. Старик слегка усмехается.
   Очень уж ему понравилось моё лицо - "тонкой и решительной лепки" - так он сказал. Или примерно так - я не помню. Жил он совершенно один на не слишком роскошной вилле с видом на море. То есть не жил - он посещал эту виллу несколько раз в год, а настоящий дом и мастерская у него были совершенно в другом месте. Но со мной он застрял на вилле надолго. Месяца полтора он меня только рисовал, комкая бумагу. И только потом стал лепить - статуя была в полный рост, правда чуть пониже, чем я есть, то есть был на самом деле. Лепил он не быстро, с большими перерывами - говорил, что в старости у него стали быстро уставать и болеть руки. А мне-то что ! Платил он отлично - в разы больше, чем я мог бы заработать праведными трудами. Как-то незаметно я переселился на виллу и стал помогать ему по хозяйству - ну там... сходить на рынок, сготовить что-нибудь нехитрое, сантехника, пылесос, газон... Одним словом, прижился я там. А он - всё лепит и лепит. Пару раз всё ломал и начинал заново. И вот однажды заявляет: "Всё ! Кончил !".
   ФЧ. Честно скажу, не понравилась мне статуя ! Совсем не понравилась ! Какой-то я получился скукоженный и совершенно некрасивый - совсем не похожий на себя самого. Но, мой старик мне сказал, что я ничего не понимаю, в том числе и в самом себе.
   Вспомогательная линия.
   Пасмурный день. Над морем клубятся тяжёлые тучи. В центре обращённой к морю веранды стоит статуя МЧ. Старик скульптор устало сидит на табурете, облокотившись на колени и опустив голову. Входит МЧ - с ведром и шваброй в руках.
   Отставив их в сторону, он обходит скульптуру, внимательно её осматривая, и что-то говорит - старик никак не реагирует на его слова. МЧ останавливается, поворачивается к старику и снова что-то говорит. Старик поднимает голову, встаёт, что-то резко отвечает МЧ и уходит с веранды, исчезая в тёмном проёме двери... Статуя МЧ...
   К тому времени я уже знал, что он - не просто скульптор, а скульптор знаменитый, мировая величина. Что его работы идут "нарасхват", за огромные деньги. Удивительно ! Удивительно, что некрасивое ценится в искусстве выше красивого. Правда, старик говорил мне, что и в красоте я ничего не понимаю. Мы часто разговаривали с ним о том, о сём...
   ФС. А один раз - даже о смысле жизни ! И он сказал мне:: "Смысл жизни в том, чтобы в её конце иметь шанс на прощение"... Тогда его слова показались мне странными и даже нелепыми. И только здесь я понимаю, как он прав ! Он разглядел в жизни истину ! ...Увидеть истину можно только в жизни, а не здесь, где нет ничего - ни добра, ни зла, а есть только огненный мрак и ледяной свет... ФЧ. Это был классный, великолепный старик - спокойный , мудрый, не боящийся смерти. То, что дети иногда превращаются в таких стариков, оправдывает всё - от родовых мук матерей до всех иных страданий Мира... Потом статую увезли... Между прочим, она уже стоит в одном знаменитом музее и называется "Сын Гамлета" - ничего себе название, правда ? Когда старик сказал мне, как назовёт статую, я был просто в шоке ! Всё-таки я принимал её близко к сердцу, ведь она - это же был я! В очередной раз я услышал от него, что ничего не понимаю... Всё же он был малость грубоват со мной... Я, вроде, и так помнил, но специально зашёл в библиотеку и удостоверился - не было у Гамлета никаких детей ! И вдруг я - сын Гамлета... Допустим, Лаэрт его не убил, а он убил Клавдия и сам стал королём. И что ? Женился бы он на какой-нибудь соседней принцессе - и вот я его сын. И что дальше ? Со временем стал бы я сам королём Дании. И причём тут этот вылепленный неказистый человек ? ...
   ФС. И ещё я тогда подумал, как интересно - ведь отца у меня никогда не было, и вот эта вакансия заполнена, и не кем-нибудь, а самим принцем Гамлетом ! Смех и грех... Боже мой (слабый раскат грома), как же хочется покурить !
   ФЧ. Да, очень... "Фантомная боль" ...
   ФС. Это не описано в медицинских учебниках - чувство боли в целиком ампутированном теле...
  
   Раздаётся мощный звук, напоминающий многократно усиленный зубовный скрежет. ФЧ и ФС резко оборачиваются в сторону притворов, прижимаются друг к другу и хором слаженно отвечают кому-то невидимому.
  
   ФЧ и ФС (хором, бесстрастными голосами). Да... Да... Да... Всегда и везде... И в вечность...
  
   Замирая, звучит странный сладостно стонущий звук. ФЧ и ФС оборачиваются к зрителям и продолжают говорить хором.
  
   ФЧ и ФС (слаженным хором, быстро, предельно взволнованно). Ужас... ужас... Всё, что вспомнил - ничтожно, всё что понял - банально... Так много о событиях и ничего о главном, о пережитом. Мне не достичь... Нет... (Несколько спокойнее) Но здесь нельзя не закончить. Нельзя. Нельзя не закончить.
   ФЧ (с усилием). Надо успокоиться.
   ФС (с принуждённым спокойствием). Надо успокоиться. Успокоиться и закончить...
   ФЧ и ФС (хором, сначала всё-таки взволнованно, но постепенно успокаиваясь). ...Спокойно... Спокойно... Потом старик уехал... Спокойно... Он выплатил... выплатил мне большую премию... как он сказал, "тантьему"... и предложил остаться на вилле и быть в его отсутствие... смотрителем, сторожем - за тот же оклад, что был у меня, когда я позировал... Да... Я конечно, согласился и остался. И прожил там целый месяц. Но что-то томило меня на вилле и в самом этом посёлке... Там было красиво. Но после того, как уехал мой старик, как уехал этот нелепо слепленный глиняный человек, что-то постоянно томило меня там, не давало покоя.
   Вспомогательная линия.
   МЧ медленно и бесцельно ходит по веранде, время от времени смотрит на то место, где стояла статуя. Подходит к окну, оборачивается и снова смотрит на это место. Потом садится на табурет - в той же позе, что сидел старик скульптор.
   И я решил, что мне тоже необходимо уехать, и не куда-нибудь, а вернуться в свой родной город. Да, меня вдруг потянуло в город, где я начинался.. в город, который был так недобр ко мне... Почему ? Не знаю... И я вернулся... После этого я прожил совсем недолго... Может быть, я - лосось, который должен умереть там, где родился ? Всё-таки по зодиаку я - рыба... Деньги у меня были. Когда я жил у старика, мне не приходилось их тратить. Я снял квартиру, а о работе решил пока не думать. Я чувствовал, что нужно дать отдых душе - а то совсем она у меня износилась... Я просто жил день за днём... Кое-как... Этот револьвер... Несколько раз я ходил в гости к Смерти, и однажды...
  
   Вдруг раздаётся многократно усиленный звук револьверного выстрела, сопровождаемый долгим раскатистым эхо.
   ФЧ и ФС, стоящие рядом друг с другом замирают.
   Притворы постепенно погружаются в полумрак.
   ФЧ и ФС медленно, как заворожённые, поворачиваются к притворам (отворачиваются от зрителей).
   Раздаётся удар колокола
   ФЧ и ФС, обнявшись, тесно прижимаются друг к другу и снова замирают.
   Раздаётся второй удар колокола.
   Из открывающегося пространства между частями притвора изливается свет и лёгкий (подсвеченный) дым.
   Свет постепенно усиливается до ослепительного и после этого несколько ослабевает.
   Дыма становится всё больше.
   Раздаётся третий удар колокола.
   Яркий свет втягивает в себя сливающиеся фигуры ФЧ и ФС,и они исчезают в открывшемся пространстве, в свете и клубах дыма.
   Яркий просвет между притворами закрывается. Экран становится абсолютно чёрным.
   Через несколько секунд откуда-то сверху и сзади в зрительном зале (не со сцены)
   звучит мощный раскат грома.
   Свет в зале на мгновение гаснет и тут же (постепенно) включается вновь.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1

No "Вот и всё" (сценарий). Автор - Чочиев Виктор Александрович.

  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"