Арифметика хаоса в мистической теории чисел
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Черновик начинающего философа
|
... ЧЕРНОВИК ЧЕРНОВИКА:
Маленький мальчик стоит на берегу океана, за неотчетливой гранью которого садится в свою личную бездну солнце. Океан являет взору квинтиллион оттенков синего, а солнце - пылающую власть над всяким сознанием. Может показаться что мальчик восхищается открывшейся ему картиной медленно тлеющего мироздания, где стихии огня и воды соперничают друг с другом: океан пытается охладить ярость солнца, а то в ответ - испарить его недра, результатом чего являются ржавые осенние ветра дышащие прямо в лицо песком и сыростью. За линией горизонта океан резко обрывается, превращаясь в грохочущий водопад устремленный в ту же самую бездну, куда садится солнце. Впрочем, мальчик не знает об этом точно, а только догадывается, потому что он не видит ни неба, ни земли и даже не ведает что они враждуют друг с другом.
Он совершенно слеп.
Зато он отчетливо созерцает, как на обратной стороне луны взошла прекрасная радуга. Он также видит, как на поверхности далекой звезды танцуют и смеются звездные дети, такие же как он, кидаясь друг в друга оранжевыми снежками. Еще он слышит флуктуации безмолвия, - шепот той самой пустоты, что расположена за гранью незримого океана. Пустота рассказывает ему о судьбах человечества, оставаясь при этом равнодушной к его собственной судьбе. Мальчик кивает головой и закрывает бессмысленно открытые глаза. Таких как он раньше называли пророками или прозорливцами. И данный философский трактат отчасти посвящен им, но об этом позже. А сейчас сказка...
Жили-были дед да баба. Жили они уже долго, целых 77 лет и родили трех сыновей двое из которых умные, а один - слишком умный. И этот последний (который слишком умный) однажды думал 3 для и 3 ночи и придумал, что пора бы ему жениться. Рассказал он своим братьям о своей гениальной догадке, и те тоже захотели вдруг жениться. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается: целых 40 лет понадобилось сыновьям чтобы нарожать деду с бабкой желаемое для них количество внуков. А внуков этих оказалось ровно 12. И стали ждать бабка с дедом, когда их внуки понарожают собственных внуков, чтоб было побольше народу и чтобы жизнь стала совсем уж веселой. И ждали они еще целых 40 лет. Но на этом сказка заканчивается...
Концовка у нее пусть и неожиданная, зато явно счастливая, потому как числа 3, 7, 12 и 40 не могут приносить какие-либо несчастья.
Кажется...
Во всяком случае бытует такое мнение...
Часть первая:
ЦИФРОВАЯ ПЫЛЬ НА РУИНАХ СТОЛЕТИЙ
Читая Библию, мы часто встречаемся с теми же самыми числами - 3, 7, 12, 40, накладывающими на излагаемые там события некий "божественный" отпечаток, а мы к таким событиям обычно относимся не более как к древним легендам. И даже не спорим с ними, потому как спорить с Древностью себе дороже. Лучше сделать вид что согласен, и тогда Древность сделается благосклонной к тебе. Такого рода числовых легенд немало: вспомним например 7 дней Сотворения мира или сказание о потопе что длился 40 дней. Или сказ про пророка Иону который находился во чреве кита, казалось бы взятые из сказок, те самые 3 дня и 3 ночи. Если какие-либо события отмечены в Библии указанными выше числами, то считается что в них заложен промысел Божий. Значит это не случайность и не спонтанное сплетение обстоятельств. Более того, из приведенного выше списка число 7 считается самым "священным" - настолько, что даже числа кратные семи тоже по-своему "святы". В доказательство сказанного приведем примеры:
"Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов, от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов, и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" (от Матфея, 1, 17).
"В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба не ел, мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней" (Даниил, 10, 2 - 3).
"Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, заглажены грехи и запечатано беззаконие... Итак знай и разумей: с того времени как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины..." (Даниил 9, 24 - 25).
Тут математика проста: 14 = 2х7, 21 = 3х7 и так далее. Идея данного трактата состоит в том чтобы вспомнить события реальной истории и посмотреть, действуют ли "святые" числа там (и не превратятся ли события наших дней в такие же легенды лет эдак через тысячу). Думаю разумно начать наши исследования с истории главного библейского народа.
ПРАВИТЕЛИ ИЗРАИЛЯ:
Если кто-то думает, что монархия с царем во главе - самый богоугодный общественный строй, то я бы возразил. В давние времена в Израиле была жесткая теократия (в Библии это время названо периодом Судей) и когда Бог узнал, что израильтяне требуют себе царя, то сильно разгневался, но потом (остыв от гнева) все-таки пошел на уступки. Для начала мы составим список царей, начиная от первого (Саула) и заканчивая последним (Седекией), во времена которого Южное царство (Иудея) было уведено в вавилонский плен, а Храм разрушен. Зачем мы это делаем? Скоро станет ясно. В скобках я поставил время царствования каждого из этих царей по данным второй книги Паралипоменон:
Саул (24 года), Давид (40 лет), Соломон (40 лет), Ровоам (17 лет), Авия (3 года), Аса (41 год), Иосафат (25 лет), Иорам (8 лет), Охозия (1 год), Гофолия (женщина, 6 лет), Иоас (40 лет), Амасия (29 лет), Озия (52 года), Иоафам (16 лет), Ахаз (16 лет), Езекия (29 лет), Манассия (55 лет), Амон (2 года), Иосия (31 год), Иоахаз (три месяца), Иоаким (11 лет), Иехония (три месяца), Седекия (11 лет).
Если из этого списка убрать совсем уж мало правящих (по 3 месяца) Иоахаза и Иехонию и простить Гофолии за то, что она была женщиной (в те времена властвовал почти бескомпромиссный патриархат), то получается ровно 21 правитель (3х7). При этом 3 первых царя (самых известных) правили до разделения Израиля на два царства, а самые выдающиеся из них (Давид, Соломон, Иоас) правили ровно по 40 лет.
Теперь справедливости ради посчитаем правителей Северного царства называемого Самарией, здесь уже подсчет ведется по четвертой книге Царств. Годы их правлений сразу переведены в реальные исторические даты, но так как даты эти, из-за отсутствия альтернативных источников, несколько неточны и "плавают", то имеем ввиду что в них допустимы ошибки в два-три года, - что впрочем пока для нас не имеет принципиального значения. Список снова начинается с трех первых общих (для обоих государств) царей:
Саул (1032 - 1008), Давид (1008 - 968), Соломон (968 - 928), Иеровоам (928 - 907), Надав (907 - 906), Вааса (906 - 883), Ила (883 - 882), Замврий (882), Амврий (882 - 871), Ахав (871 - 853), Охозия (853 - 851), Иорам (851 - 842), Ииуй (842 - 814), Иоахаз (814 - 800), Иоас (800 - 784), Иеровоам (788 - 747), Захария (747), Селлум (747), Манаим (747 - 737), Факия (737 - 735), Факей (735 - 732), Осия (732 - 724).
После царя Осии Северное царство было уведено в плен, но не в Вавилон, а в по-своему прекрасную Ассирию. Чтобы общее количество правителей Самарии снова равнялось 21 (как в Иудее), нужно кого-то одного убрать из списка, и это очевидно Селлум правивший всего один месяц. Кто-нибудь уже скажет, что я занимаюсь неким цифровым шаманизмом, - подгоняю количество царей под нужные мне числа, убирая из истории малозначимых (значимость которых спустя две с половиной тысячи лет сейчас сложно определить). Отчасти соглашусь, отчасти скажу что идеальных геометрических фигур в живой природе (как и в живой истории) не бывает: все реальные гармоничные конструкции - лишь подобия своих математических идеалов (привет Платону). Зафиксируем данную мысль и продолжим наши исследования. Тут к месту будет заметить, что во время вавилонского плена (напомним, он начался в 606-ом и закончился в 538-ом году до н. э.) в самом Вавилоне сменилось ровно 7 царей (это так называемая Халдейская династия):
Набополассар (626 - 605), Навуходоносор (605 - 562), Амель-Мардук (562 - 560), Нергал-шар-уцур (560 - 556), Лабаши-Мардук (556), Набонид (556 - 538), Валтасар (538).
Лично я - поклонник Валтасара, имелся бы его портрет - повесил бы над своей кроватью. Итак, вавилонский плен закончился, но грянувшая свобода для Израиля оказалась лишь относительной. По сути одно владычество сменилось другим (персидским) с той разницей, что евреям теперь разрешили жить там где они хотят. Далее состоялась война Персии с Грецией, которой мы посвятим ровно одно предложение. А потом (в результате политических преобразований уже нового эллинского мира) Израиль попал под власть сирийской Антиохии. Разумеется на протяжении всего этого долгого времени никаких царей в стране, являющейся обычной провинцией, быть не могло. Тогда Иерусалимом правили люди, носящие скромный титул "наместников". Но в 170-ом году до н. э. произошло восстание Маккавеев, ставившее себе целью свержение иноземного гнета и обретение Израилем истинной независимости. Три главаря восстания, а именно - Маттаффия Хасмоней и два его сына - Иуда Маккавей и Ионатан, последовательно правившие страной с 170-го по 143-ий год до н. э. - добились своей цели. И начиная с 143-го года по римскую оккупацию 63-го года независимым Израилем снова правили цари (династия Хасмонеев), их было ровно 7:
Симон (143 - 134), Иоанн Гиркан I (134 - 104), Аристобул I (104 - 103), Александр I Яннай (103 - 76), Саломея (76 - 67), Иоанн Гиркан II (67 - 66), Аристобул II (66 - 63).
Распутывая нить истории далее, мы будем все больше удивляться этим, на первый взгляд случайным совпадениям между "святыми" числами и реальными историческими фактами. За последние тысячелетия рухнул не один десяток цивилизаций - надменных, беспощадных, но во многом однако и прекрасных, - если посмотреть на них под определенным углом зрения. Шум тысяч голосов да звон тысяч мечей давно сменила угрюмая тишина пустынь, а великолепные дворцы обратились в груду обезвоженных камней. Но именно эти камни продолжают разговаривать с нами, выставив напоказ плохо различимую литографию закодированного в древности послания потомкам. Давно пал и великий Рим, однако в нашем повествовании он только-только набирает силу, словно кинолента истории ускоренно перемотана назад. После 63-го года (пока еще до н. э.) титул иудейских правителей опять обрел статус "наместников", подчеркивающий иерархию нового мира, в котором поменялись наименования, но почти ни на дюйм не сменился архетип социального уклада. Однако в 40-ом году до н. э. Марк Антоний даровал Ироду I (тому самому библейскому злодею) царский титул, вновь возродив царскую династию в Израиле (какими при этом политическими соображениями он руководствовался, можно только догадываться, да и новоявленная власть царей была, как ни крути, по-прежнему ограничена Римом). Рим дал Иудеи свободу строго в рамках собственного господства. Но для нас главное не это, а то что до разрушения Иерусалима в 70-ом году уже новой эры таких вот "римских" царей в Израиле было ровно 7:
Ирод I (43 до н. э. - 4 до н. э.), Ирод Архелай (4 до н. э. - 6 уже н. э.), Ирод Филипп II (6 - 34), Ирод Антипа (34 - 39), Агриппа I (39 - 44), Ирод II (44 - 48), Марк Юлий Агриппа II (48 - 76).
Кстати если за время римского владычества до разрушения Иерусалима заодно подсчитать императоров Рима, то их общее количество будет равно 12-ти:
Октавиан Август (27 до н. э. - 14 н. э. ), Тиберий (14 - 37), Клемент (37), Калигула (37 - 41), Скрибониан (41), Клавдий (41 - 54), Нерон (54 - 68), Макр (68), Гальба (68 - 69), Отон (69), Вителлий (69), Веспасиан (69 - 79).
Обратим внимание что злодей Нерон (первый гонитель христиан) идет 7-ым по счету, и справедливости ради скажем, что мы включили сюда даже тех императоров что правили меньше года или были императорами-бунтовщиками. После разрушения Иерусалима в 70-ом году официально считается, что государство Израиль прекратило свое существование. Но не все так просто и по сути это не совсем так. Во-первых, и город позже был отстроен, и довольно значительное еврейское население сохранило свое прежнее место жительства. Во-вторых, на развалинах бывшего еврейского государства существовала община которой управляли старейшины, их было ровно 14 (то есть 2х7):
Иоханан бен Заккаи (71 - 80), Гамлиэль I бен Шимон Закен (80 - 95 и 98 - 115), Элеазар бен Азария (95 - 98), Шимон бен Гамлиэль (115 - 165), Иехуда I бен Шимон Наси (165 - 210), Гамлиэль III бен Иехуда (210 - 230), Иехуда II бен Гамлиэль Наси (230 - 270), Гамлиэль IV бен Иехуда (270 - 290), Иехуда III бен Гамлиэль Наси (290 - 320), Гиллель бен Иехуда (320 - 365), Гамлиэль V бен Гиллель (365 - 385), Иехуда IV бен Гамлиэль Наси (385 - 400), Гамлиэль VI бен Иехуда (400 - 415).
Век старейшин закончился тем, что где-то в 415-ом году эта община распалась. Однако те внимательные читатели, кому не лень все перепроверять и пересчитывать самостоятельно, должны были насчитать всего 13 старейшин. Где же еще один? Вглядитесь в список более пристально и вы увидите, что старейшина Гамлиэль I правил два раза - до и после Элеазара. Впрочем считается что Израиль окончательно потерял свою государственность намного раньше распада этой общины, а именно в 135-ом году во время восстания Бар-Кохбы (сына Звезды). Это пожалуй последнее яркое событие в истории древнего Израиля. На целых три года оно вспыхнуло надеждой, что Бог Авраама вернулся к евреям, но эта надежда быстро угасла, рассеяв свой неуверенный свет во мраке грядущих веков. На три года (132 - 135) повстанцам удалось восстановить жертвоприношения Богу, как в древние времена, и казалось бы вот оно - Израиль обрел долгожданную независимость, но это привело лишь к окончательному падению его государственности на долгие столетия. Город Иерусалим был вторично разрушен, евреев начали принудительно выселять по разным местам, а сама провинция Иудея была переименована в Палестину. Вот такая она бывает - совсем не сказочная судьба почти сказочного народа, шахматная игра жизни и смерти, антиномия незримого духа и назойливой взору материи...
В мае 1948-го года было объявлено об образовании государства Израиль. Это событие было с восторгом встречено не только евреями, но и всеми христианскими конфессиями, - ведь исполнились пророчества Библии в коих Бог обещал собрать народ Свой со всех уголков земли. И довольно удивительно что почти за двух тысячелетнюю историю Израиль не ассимилировался в другие народы и не растворился в них. Кажется само естество времени как-то по-особому относится к этой нации. К примеру, такие народы как моавитяне, амаликитяне или филистимляне - ровесники евреев по бегущим столетиям - где они сейчас? Лишь на страницах Библии? Что ж, наша история будет неполной, если мы не посчитаем современных правителей Израиля от начала его образования в 1948-ом году:
Давид Йосеф Грин (1948 - 49), Давид Бен-Гурион (1949 - 54), Моше Шарет (1954 - 55), Давид Бен-Гурион (1955 - 63), Леви Эшколь (1963 - 69), Голда Меир (1969 - 74), Ицхак Рабин (1974 - 77), Менахем Бегин (1977 - 83), Ицхак Шамир (1983 - 84), Шимон Перес (1984 - 86), Ицхак Шамир (1986 - 92), Ицхак Рабин (1992 - 95), Шимон Перес (1995 - 96), Биньямин Нетаньяху (1996 - 99), Эхуд Барак (1999 - 01), Ариэль Шарон (2001 - 06), Эхуд Ольмерт (2006 - 09), Биньямин Нетаньяху (2009 - 21), Нафтали Бенет (2021 - 22), Яир Лапид (2022), Биньямин Нетаньяху (c 2022).
Если не обращать внимание на то, что некоторые правили по два раза (в том смысле что повторы тоже засчитывать), а Нетаньяху даже на третьем сроке - их ровно 21 = 3х7. Вот такая вот математика целых чисел без дробей и тягот дифференциального исчисления. Сейчас уже кажется что без этих чисел гносеология разумной жизни на земле будет неполной. Впрочем каждый вправе сделать свой вывод, кто-то скажет "случайность", кто-то: "автор сам много чего намудрил", а кто-то просто зевнет и закончит чтение на этом многоточии...
Или на этом...
А нам пора двигаться дальше.
ПРАВИТЕЛИ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ:
Теперь обратимся к христианским странам, которые (по мнению самих этих стран) являются преемниками Израиля по божественной благодати. Религиозные евреи это с раздражением отрицают ибо не хотят делить свою индивидуальность ни с каким другим народом. Ну что ж, посмотрим, может "святые" числа кого-нибудь переубедят. Они и здесь, как мы увидим ниже, неплохо вплетаются в ход истории: конечно же не во всякой стране и не во всяком времени. Большинство историков сходятся во мнении, что Римская империя стала христианской державой с того момента, как Константин Великий объявил свободу всем христианам. Изволю согласиться с этой мыслью и вести дальнейшие подсчеты со времен правления именно этого императора. Но тут сразу возникает проблема: подсчет первых лиц империи становится несколько затруднителен, так как у императоров того времени была мода брать себе так называемых "соправителей", да не одного, а иногда сразу нескольких. Ими, как правило, являлись сыновья или внуки самих императоров, а также самопровозглашенные (или провозглашенные войсками) полководцы - с кем нередко случались стычки. Эти соправители властвовали над какой-то частью империи, наверняка в душе считая себя первыми среди равных, а потом навсегда уходили с политического небосклона. Сведения о некоторых из них сейчас путаны и противоречивы, чтобы представить современным зрителям отчетливую картину происходящего в те далекие годы. Однако от начала Свободы (знаменитый эдикт 311-го года) до распада империи на Западную и Восточную можно насчитать 12 императоров с не перекрывающимися годами правления:
Константин Великий (312 - 337), Константин II (337 - 340), Констанций II (340 - 350), Магненций (350 - 353), Констанций Галл (353 - 354), Юлиан II Отступник (355 - 363), Иовиан (363 - 364), Валентиниан I (364 - 375), Валент II (375 - 378), Грациан (378 - 383), Валентиниан II (383 - 392), Феодосий Великий (392 - 395).
Даже сам Феодосий Великий долгое время (с 379-го года) был соправителем на востоке, но последние 3 года уже правил единолично. Итак в 395-ом году произошел раскол (пока еще не церковный, а просто политический), в результате которого образовались две империи, и разумеется обе они были "истинными" наследниками великого Рима. Обозначим теперь этот 395-ый год за новую точку отсчета и продолжим считать. Для начала подсчитаем западных правителей (которым от разделения досталось пожалуй самое важное - город Рим). Действуем по тому же принципу - убираем всех соправителей властвующих в одинаковые годы, придавая им статус второстепенной власти. И в итоге у нас образуется следующий список:
Гонорий (395 - 423), Иоанн (423 - 425), Валентиниан III (425 - 455), Петроний Максим (455), Авит (455 - 456), Майориан (457 - 461), Либий Север (461 - 465), Прокопий Антемий (467 - 472), Олибрий (472), Глицерий (473 - 474), Юлий Непот (474 - 475), Ромул Августул (475 - 476).
То есть и их тоже было 12. И мы уже, подобно математическим дисциплинам, начинаем открывать исторические виды симметрии: 12 императоров до раскола и 12 после. Однако после того как старая Римская империя ушла с политической сцены (как могучее централизованное государство), на роль ее преемников в последующие столетия претендовали целых три империи: Византия, Священная Римская империя германского народа и Московское царство, переросшее в позже в Российскую империю. Далее мы рассмотрим их все три по отдельности.
ПРАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ:
Здесь еще до 7-го века латынь сохранялась в качестве основного государственного языка, а жители продолжали гордо называть себя "римлянами". Тем самым для окружающих подчеркивалась мысль, что Римская империя не распалась и никуда не делась, потому что мы - и есть этот Рим - только в обновленном облике. Восточная империя за весь ее период (395 - 1453) породила огромное количество императоров, так что искать в их правлении "святые" числа дело довольно затруднительное. Тут скорее всего надо обратиться к отдельно взятым династиям. В истории Востока был период, когда он был захвачен крестоносцами (1204 - 1261), однако этот упадок привел к новому возрождению Византии. Империя ненадолго расцвела, но после окончательно угасла под военным натиском турков. Однако вот что в этой истории примечательно: от своего основания до оккупации Константинополя крестоносцами в 1204-ом году на троне империи побывало ровно 12 династий, перечислим их:
Династия Константина, династия Валентиниана-Феодосия, династия Львов, династия Юстиниана, династия Ираклия, Исаврийская династия, династия Никифора, Аморийская династия, Македонская династия, династия Дук, династия Комнинов и так называемая династия Ангелов.
Заметим, что мы включили сюда и самую первую христианскую династию (Константина), так как она считается общей для Востока и Запада, и никто от нее не собирается отрекаться. В период с 1204-ый по 1261-ый год империя была раздроблена на мелкие государства и потом вновь объединена, приблизительно возродив свое былое величие. В этот период наибольший интерес представляет так называемая Латинская империя (включающая Рим) под правлением франков, в которой правили ровно 7 императоров:
Бодуэн I (1204 - 1205), Анри I (1206 - 1216), Пьер де Куртене (1216 - 1217), Иоланда де Куртене (1217 - 1219), Робер де Куртене (1219 - 1228), Жан де Бриенн (1228 - 1237), Бодуэн II де Куртене (1237-1261).
А затем в возрожденную после 1261-го года Византию пришла известная династия Палеологов. Если из этой династии удалить всех соправителей (как мы делали раньше), а именно: Михаила IX, Андроника IV, Иоанна VII и Андроника V, то остается также ровно 7 императоров:
Михаил VIII Палеолог (1261 - 1282), Андроник II (1282 - 1328), Андроник III (1328 - 1341), Иоанн V (1341 - 1391), Мануил II (1391 - 1425), Иоанн VIII (1425 - 1448), Константин XI (1449 - 1453).
Наверняка кто-то верит, что вернутся для Византии прекрасные времена, и явится Константин XII (а может никто и не верит, это я сам выдумал). В любом случае только что рассмотренные факты (в контексте всего предыдущего изложения) должны заставить серьезно задуматься. Случайных проявлений "святых" чисел в реальной истории становится все больше и больше, и просто отмахнуться от этого явления уже не получится. Тут, метнувшись ненадолго в стан скептиков, я могу сам себе возразить: но ведь в остальных 12-ти династиях Византии "святые" числа не действуют? Это правда: в подавляющем большинстве - нет. Впрочем, это был бы уже явный переизбыток в, итак нагроможденных здесь, династических чудесах.
ПРАВИТЕЛИ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ:
Данное пафосное название в полной своей версии выглядит еще более громоздко: "Священная Римская империя германского народа". Слава древнего Рима видать не давала душевного покоя грядущим властелинам народов, и каждый из них мечтал присвоить себе громкий титул реставратора былой империи. В этих стараниях присутствовала и частица ностальгии, и частица благих намерений и конечно же огромный ком тщеславия, замаскированный неустанной заботой о судьбах мира. Даже гордый двуглавый орел был позаимствован у потомков Цезаря и перенесен на флаг нового миропорядка. По сути эта империя являлась надгосударственным союзом итальянских, немецких, балканских, франкских и западнославянских народов, существовавшим с разным успехом с 962-го по 1806-ой год, пока не пришел Наполеон и скептически не покачал головой. Какое-то время Священная Римская империя соперничала с Византией за титул истинного преемника Рима, а после падения последней стала доминировать в европейской политике, почти никогда впрочем не являясь жестким централизованным образованием. Конкретно для нашей темы интересна династия Габсбургов, самая выдающаяся за весь период империи, при которой она, пожалуй, была на пике своего могущества. Эта династия (ну конечно же!) породила ровно 12 правителей:
Фридрих III (1440 - 1486), Максимилиан I (1486 - 1519), Карл V (1519 - 1556), Фердинанд I (1556 - 1564), Максимилиан II (1564 - 1576), Рудольф II (1576 - 1612), Матвей (1612 - 1619), Фердинанд II (1619 - 1637), Фердинанд III (1637 - 1657), Леопольд I (1658 - 1705), Иосиф I (1705 - 1711), Карл VI (1711 - 1740).
И правила она, как легко видеть по цифрам, ровно 300 лет (пусть и не "святой", но тоже круглый срок). Кстати сказать, Священную Римскую империю никто не завоевывал, не разрушал и в общем-то не причинял ей никакого серьезного вреда. Она просто постепенно потеряла свое политическое влияние на европейскую богему и, как выразился один из ее представителей, от нее не осталось "ни римской, ни священной, ни империи". Так какие комментарии будут к числу 12? Опять случайность? Философская акциденция порожденная простым социальным хаосом?
Вот и у меня никаких комментариев.
ПРАВИТЕЛИ ФРАНЦИИ:
Среди всего западного мира особый интерес представляет именно эта страна. Ее история повидала многое: добрых монархов и диктаторов, революцию, репрессии, умеренную демократию и полную вседозволенность. Наверное, чтобы по-настоящему познать мир, надо перепробовать на вкус все миропорядки, а потом уже взвешивать их на весах добра и зла. Было бы странным если б "святые" числа обошли стороной родину Короля-Солнца, Екатерину Медичи, сударя Нострадамуса и Гравильо Помпезного (последнее имя я выдумал сам, а вдруг такой на самом деле есть?). Обратимся к истоку времен и вспомним самое начало их государственности, то есть откуда пошла сама земля французская... Ранних вождей франков было общим количеством 7 (а мы уже и не удивляемся):
Фарамонд (420 - 426), Теодомер (426), Хлодион (426 - 448), Меровей (448 - 456), Эгидий (457 - 464), Хильдерик I (464 - 481), Хлодвиг I (481 - 511).
Да и общие годы их правления равны 91 = 70 + 3х7 - тоже немаловажный штрих, надо сказать. Самым ярким из семи был Хлодвиг I, объединивший под своей властью большую часть северной и центральной Галлии. Однако имеется накладка: этот самый Хлодвиг принял христианство только в 496-ом году. Получается что мы сейчас считали "святые" числа для не совсем "святого" королевства. Можно конечно отвертеться, сказав что у языческих богов число 7 тоже священно, но легкий изъян в сознании все же останется. Лично я ничего странного здесь не вижу: Рим основан на семи холмах, Москва вроде как - тоже (легенда же имеется), Франция основана на семи правителях, причем седьмой из них по счету (и по промыслу Божию) стал христианином. Чем плоха история? А ведь через 1000 лет так и скажут - простая легенда, и верить этому не будут. Кстати, если мою рукопись вдруг станут читать через 1000 лет (возможно нацарапанную краской на застарелом палимпсесте), хочется передать всем тамошним жителям привет. И спросить, каков у вас общественный строй? Хотя чего я спрашиваю? Кричи в ответ - не кричи, через толщу десяти веков все равно никто ничего не услышит.
Ладно, чего-то мы отвлеклись. Для нормальной истории одной великолепной семерки однако мало, поэтому вспомним еще три довольно известные французские династии. И первая из них - дом Капетингов (снова 14 правителей):
Гуго Капет (987 - 996), Роберт Благочестивый (996 - 1031), Генрих I (1027 - 1060), Филипп I (1059 - 1108), Людовик VI Толстый (1108 - 1137), Людовик VII Молодой (1131 - 1180), Филипп II Август (1179 - 1223), Людовик VIII Лев (1223 - 1226), Людовик IX Святой (1226 - 1270), Филипп III Смелый (1270 - 1285), Филипп IV Красивый (1285 - 1314), Людовик X Сварливый (1314 - 1316), Филипп V Длинный (1316 - 1322), Карл IV Красивый (1322 - 1328).
Мы исключили из списка Иоанна I, правившего между Людовиком Сварливым и Филиппом Длинным, дело в том что его правление длилось всего 5 дней. А у нас на очереди дом Валуа:
Филипп VI де Валуа (1328 - 1350), Иоанн II Добрый (1350 - 1364), Карл V Мудрый (1364 - 1380), Карл VI Безумный (1380 - 1422), Карл VII Победитель (1422 - 1461), Людовик XI Благоразумный (1461 - 1483), Карл VIII Любезный (1483 - 1498), Людовик XII Отец Народа (1498 - 1515), Франциск I (1515 - 1547), Генрих II (1547 - 1559), Франциск II (1559 - 1560), Карл IX (1560 - 1574), Генрих III (1574-1589).
Пока 13. Чтобы получилось ровно 14, сюда надо добавить регентство Екатерины Медичи (1560-63) в эпоху Карла IX, ввиду того что ее могучее влияние в политике было тождественно королевской власти (но это пока рабочая гипотеза). И заметим иронию судьбы: после "мудрого" сразу идет "безумный". Теперь оставим иронии, ведь нас ждет еще одна знаменитая династия - а именно дом Бурбонов:
Генрих IV Наваррский (1589 - 1610), Людовик XIII Справедливый (1610 - 1643), регентство Анны Австрийской (юные годы Короля-солнце), Людовик XIV Король-солнце (1643 - 1715), регентство Филиппа II Орлеанского (детство "возлюбленного"), Людовик XV Возлюбленный (1715 - 1774), Людовик XVI (1774 - 1792).
Итак до французской революции 7 правителей, но справедливости ради скажем, что это число под большим сомнением, так как из списка мы исключили регентство Марии Медичи (1610 - 1617). Однако мы оставили регентство Анны Австрийской: это потому что в ее пору истинным правителем Франции была ни она и даже ни малолетний Людовик XIV, а глава правительства Мазарини (по сути это его надо было туда включить). Кстати, последняя династия (если считать ее концом не смерть Людовика XVI, а французскую революцию 1789-го года) длилась ровно 200 лет. А теперь в качестве финального аккорда подсчитаем общее время правления всех трех династий:
1792 - 987 = 805 = 700 + 70 + 7х5 = 700 + 2х(7х7) + 7
Имеем несколько громоздкое составное число, но им при желании тоже можно полюбоваться.
ПРАВИТЕЛИ РОССИИ:
Есть одна хорошая поговорка: все дороги ведут в Киев. Вот и наше повествование привело нас к киевской Руси со всеми вытекающими из нее реками и последствиями. Бурные потоки рек стремятся к водным безднам, именуемым морями, чтобы там раствориться в тишине и гармонии подводного мира. Бурные потоки человеческой истории стремятся к своим социальным безднам - в надежде на ту же тишину да более спокойную жизнь грядущих поколений. В те времена, о которых ниже пойдет речь, Москва также претендовала на роль наследницы великого Рима (имея в виду христианский его период): немного позже мы увидим и тот же двуглавый орел на флаге, и те же имперские амбиции, и гремящий в веках девиз: "Москва - третий Рим". Кстати, в 2025-ом году исполняется ровно 700 лет Московскому царству, если считать его началом - начало правления Ивана Калиты (1325). Но это все придет немного попозже, а пока отмотаем киноленту истории на девятое столетие - ко времени крещения Руси и даже далее. А из всех натуральных чисел, как всегда, оставим лишь эти избранные - 3, 7, 12 и 40 (да кратные семи). Итак, мы не выдумываем ничего нового, а просто продолжаем считать и удивляться (опыт уже имеется). Например, удивляться тому что киевская Русь, начиная от славного Рюрика, насчитывает 40 правителей (правда, здесь кратно засчитаны и те, кто с перерывом правил по два или даже по три срока, а также те, кто был у власти недолго). Из-за слишком объемного списка предлагаю выписать всех в столбец и пронумеровать (дабы в подсчетах не было никакой двусмысленности):
1. Рюрик Новгородский (862 - 879)
2. Олег Вещий (879 - 912)
3. Игорь Старый (912 - 946)
4. Святослав I (946 - 972)
5. Ярополк (972 - 980)
6. Владимир Красное Солнышко (980 - 1015)
7. Святополк I Окаянный (1015)
8. Ярослав Мудрый (1015 - 1017)
9. Святополк I Окаянный* (1017 - 1019)
10. Ярослав Мудрый* (1019 - 1024)
11. Мстислав (1024 - 1036)
12. Ярослав Мудрый (1036 - 1054)
13. Изяслав (1054 - 1068)
14. Всеслав Полоцкий (1068 - 1069)
15. Изяслав* (1069 - 1073)
16. Святослав II (1073 - 1076)
17. Всеволод I (1076)
18. Изяслав* (1077 - 1078)
19. Всеволод I* (1078 - 1093)
20. Святополк II (1093 - 1113)
21. Владимир II Мономах (1113 - 1125)
22. Мстислав Великий (1125 - 1132)
23. Ярополк (1132 - 1139)
24. Вячеслав (1139)
25. Всеволод II (1139 - 1146)
26. Игорь (1146)
27. Изяслав (1146 - 1149)
28. Юрий Долгорукий (1149 - 1150)
29. Вячеслав* (1150)
30. Изяслав* (1150)
31. Юрий Долгорукий* (1150 - 1151)
32. Изяслав* (1151 - 1154)
33. Ростислав (1154)
34. Изяслав (1155)
35. Юрий Долгорукий* (1155 - 1157)
36. Изяслав* (1157 - 1159)
37. Ростислав* (1159)
38. Изяслав* (1159 - 1160)
39. Ростислав* (1160 - 1168)
40. Мстислав (1168 - 1169)
Причем Владимир Мономах идет под номером 21 (3х7), а Юрий Долгорукий под номером 28 (4х7). Всего лет их правления примерно 210, то есть ~ 3х70 (без трех лет, но такая погрешность допустима из-за размытости самых первых дат). Впрочем на этот же самый список можно взглянуть и по другому. Уберем все повторы (кто правил по два и три раза), - для этого надо удалить 14 человек из списка (отмечены звездочкой). А оставшихся правителей начнем считать не от Рюрика, а от крещения Руси (то есть от Владимира): тогда правителей будет ровно 21. Но здесь при подсчетах имеется нюанс: почему не засчитано третье правление Ярослава Мудрого? Да потому что у него с Мстиславом было совместное правление: по сути второе правление Мудрого и не прекращалось (1019-1054). Но ведь в первый раз Мудрый был засчитан три раза? Это да, каюсь - легкое цифровое шаманство у меня присутствует. Это объясняется тем, что на одно и то же сдвоенное правление (Мудрый и Мстислав) я глянул под разными углами зрения. Еще, если заметили, в списке избыточное количество Изяславов. На самом деле тут три разных человека: Изяслав Ярославович, Изяслав Мстиславович и Изяслав Давыдович - каждый кстати правил по три раза. Что же касается общего времени правления, то от крещения Руси (988) до последней даты Мстислава (1169) мы имеем период:
1169 - 988 = 181 = 4х40 + 3х7
Если же считать от начала правления Владимира (который Солнышко), то у нас получается:
1169 - 980 = 189 ~ 4х40 + 4х7
С ошибкой в один год (но и дата 980 слегка под сомнением). Я понимаю, что такие составные числа далеко не на всякого производят впечатление, обо здесь достаточно вариантов для арифметического маневра, но тем не менее такие конструкции из "святых" чисел мне кажутся довольно любопытными.
Мстислав идет последний в списке, но он разумеется далеко не последний правитель Киева. Однако после него центр политической власти переместился во владимиро-суздальскую Русь. Там, признаюсь, наши числа не действуют - 22 правителя. И даже если мы уберем кого-то очень недолго правящего, - таких "подгонок" становится уже с избытком, поэтому делать мы этого не будем. Да и сам Владимиро-Суздальский период для глобальной истории не так важен, - по крайней мере по сравнению с Московским царством, к которому мы и обращаем свой взор. Здесь до наступления Смутного времени насчитывается 14 правителей (благородные числа опять заработали). Однако подчеркнем, что это правители только по мужской линии: к примеру, Елена Глинская (регентша при малолетнем Иване Четвертом) не в счет. Итак, загибаем пальцы:
Иван I Калита (1325 - 1341), Симеон Гордый (1341 - 1353), Иван II Милостивый (1353 - 1359), Дмитрий Суздальский (1359 - 1363), Дмитрий Донской (1363 - 1389), Василий I (1389 - 1425), Василий II (1425 - 1433), Юрий Звенигородский (1433 - 1434), Василий II Темный (1434 - 1462), Иван III (1462 - 1505), Василий III (1505 - 1533), Иван IV Грозный (1533 - 1584), Федор (последний Рюрикович, 1584 - 1598), Борис Годунов (1598 - 1605).
А дальше пошли Лжедмитрии и Смутное время. Причем заметим, что Иван Грозный идет 12-ым по счету. Само же Смутное время (вернее самый тяжелый его период) длится 7 лет (1605 - 1612). Также примерно 7 лет правит Борис Годунов. Заметим еще вот что: от 1325-го года, когда было образовано централизованное Московское государство (для Запада - Московия), до Смуты 1605-го года прошло 280 = 4х70 лет.
С представителями последующей династии Романовых не все так однозначно, поэтому выпишем их в столбец и пронумеруем:
1. Михаил Романов (1613 - 1645)
2. Алексей Тишайший (1645 - 1676)
3. Федор (1676 - 1682)
4. Иван V (1682 - 1696)
5. Петр I (1696 - 1725)
6. Екатерина I (1725-1727)
7. Петр II (1727 - 1730)
8. Анна (1730 - 1740)
9. Иван VI (1740 - 1741)
10. Елизавета (1741-1761)
11. Петр III (1761 - 1762)
12. Екатерина II (1762 - 1796)
13. Павел I (1796 - 1801)
14. Александр I (1801 - 1825)
15. Николай I (1825 - 1855)
16. Александр II (1855 - 1881)
17. Александр III (1881 - 1894)
18. Николай II (1894 - 1917)
Кажется здесь наша схема дает сбой: "святого" числа не получилось. К числу 14 мы придем, только удалив из списка всех женщин, но такие махинации многим покажутся явной подтасовкой (к тому же в предыдущих списках женщин мы иногда оставляли). Но главное даже не в этом, - убирать из правителей России Екатерину Великую просто рука не поднимается. Впрочем есть другой способ подсчета: начинать надо не от Михаила Романова, а от Петра I, когда Россия официально стала империей. Тогда-то мы снова приходим к числу 14. Кстати, имперский статус был присвоен России в 1721-ом году (ровно 300 лет до СССР). А от начала династии Романовых (1613) до СССР прошло 308 лет, - казалось бы, цифра ничего из себя не представляет, но ее можно разложить на слагаемые:
308 = 280 + 28 = 4х70 + 4х7
Осторожной поступью мы вошли в современную эпоху, озираясь по сторонам и вглядываясь в знакомые очертания происходящего. Что еще остается добавить? Несколько строк о Советском Союзе. Было бы весьма удивительно, если б в самом атеистическом государстве мира, божественные числа также оставили свой след. Однако, вот они беспристрастные факты. Новая Смута в России длилась 7 лет: с 1914-го по 1921-ой (Первая мировая + революция), причем сама революция случилась в середине этого семилетия. СССР просуществовал 70 лет, им правило ровно 7 генеральных секретарей партии:
Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев.
Берия и Маленков, если что, генсеками не являлись. Всего в истории Союза было 12 полных пятилеток. Холодная война длилась примерно 40 лет: с 1948-го года (знаменитая речь Черчилля) до 1989-го (паление Берлинской стены). Даже зловещий 37-ой год является союзом чисел 3 и 7. Мы к этой теме еще обязательно вернемся попозже. Но и уже написанного с лихвой достаточно для того, чтобы впасть в фрустрацию от атакующих мозг чисел-демонов, - особенно натурам излишне впечатлительным. Однако хладнокровным скептикам также будет над чем поразмыслить - хотя бы ради утверждения в собственном скептицизме. Да, да, именно демоны - я не оговорился. После всего изложенного "святые" числа уже не кажутся нам некими посланниками божьей благодати, мира или спокойствия. Они несут войны, революции и другие социальные потрясения, которые в учебниках по истории укладываются в безобидные абзацы черно-белых символов, а в конкретной человеческой судьбе разыгрывают настоящие драмы. Эти числа, как назойливые колючки, цепляются к полотну истории на всяком месте, и вырвать их оттуда можно только вместе с событиями им сопутствующими.
Не сомневаюсь, что имеется категория людей которая до сих пор считает, что все вышеизложенное - лишь вздорные случайности. От себя скажу, что вы - по-своему счастливые люди. А нам, удрученным, пора двигаться дальше, и я думаю, что "святые" числа еще найдут чем нас удивить.
КОРРЕЛЯЦИЯ ДАТ (ИЗРАИЛЬ):
Настоящий момент находится между двумя безднами, одна из которых опрокинута вверх дном. И из этой последней бездны Будущего, казалось бы под действием банальной силы тяжести, капает в бездну Прошлого само естество времени. Одна капля - ровно одна секунда... Нечто подобное мы наблюдаем в песочных часах с очень узким горлышком. Жителям Настоящего остается только отсчитывать эти капли, не имея возможность наблюдать их воочию. Время, незримо текущее сквозь каждую точку бесконечного пространства, способно вращать собою шестеренки в механических часах да менять цифры на электронных табло. Чудо да и только. После всего переосмысленного многим станет очевидно, что числа 3, 7 (и кратные ему), 12 и 40 - это не просто сказочные персонажи из королевства под названием "Натуральный ряд". Они вплетаются в реальную историю человечества, как серебряные нити в грубую шерстяную ткань, дабы придать ей некую помпезность. Благородные числа (назовем их так) если и не приводят кого-то к поляризации сознания, то как минимум заставляют серьезно задуматься.
Обратимся к истории человечества в целом и попытаемся разобраться, является ли она хаотичным нагромождением разных войн, эпидемий да стихийных бедствий - как принято считать рациональной наукой. Где среди хаоса неблагоприятного несомненно присутствует и хаос благоприятный: это времена мира, процветания, развития искусства и естествознания. Причинно-следственные связи во всех этих событиях безусловно присутствуют, - с данной мыслью, думаю, согласятся все без исключения. Однако так ли уж беспорядочно разбросаны по векам даты важных событий в мировой истории? Подавляющее их большинство несомненно случайны и где-то даже нелепы. Нам иногда кажется, что многих бедствий можно было бы избежать, - поведи люди себя чуточку поумней или прояви их правители чуточку больше сдержанности. Но в прошлом, как известно, нет сослагательных наклонений. Прежде чем продолжить наши исследования, мы на основе "святых" чисел составим два продолжительных временных периода, вот они:
490 лет = 70х7
280 лет = 40х7
Оба нам в дальнейшем понадобятся. А начнем мы наш экскурс по совсем недавно прошедшим местам, то есть вновь возвращаемся к истории Израиля. Поставим своей целью посмотреть на череду сменяющих друг друга событий с высоты птичьего полета - в поисках какой-то математической гармонии. Но тут сразу возникает трудность: все исторические даты периода приблизительно от 1000 лет до н. э. и уходящие в более глубокую древность - довольно неопределенны (в смысле нет точных дат). Здесь, если речь касается Израиля, мы можем пользоваться лишь единственным источником информации - Библией, но в ней все численные периоды округлены да и сами по себе под сомнением. А где-то даже рвется связь в последовательной цепи событий. Понятно, что когда мы выводим математические построения из приблизительных чисел, то ошибка набегает тем больше - чем больший исторический период затрагивают вычисления. Тем не менее даже в этой приблизительной приблизительности мы сейчас попытаемся отыскать свой арифметический орнамент.
В Библии сказано, что народ израильский был в плену 430 лет. Вот только проблема: от какого момента отсчитывать эти года? От пленения Иосифа? От того как раскаявшиеся братья Иосифа (что продали его в рабство) сами прибыли в Египет? Или от смерти Исаака (которого однажды Бог переименовал в Израиль)? Если предположить последнее, то у нас складывается такая последовательность: Израиль до своей смерти прожил в земле египетской 17 лет, потом идут 430 лет рабства, а если к этому еще прибавить 40 лет странствования евреев по пустыне, то выходит:
17 + 430 + 40 = 487 ~ 7х70
То есть с поправкой на неточности мы примерно получаем в расчетах важный период в 490 лет (один из двух отмеченных выше). Понятно что эти самые неточности дают значительный временной "люфт", но все же, хоть и с довольно серьезной погрешностью, мы имеем право предполагать, что время египетского плена в совокупности с Моисеем и блужданиями по пустыне занимают где-то 7х70 лет. Зафиксировали эту мысль и двигаемся дальше. А дальше, если верить Библии, от исхода евреев из земли египетской до правления царя Соломона проходит еще 480 лет. Соломон же начал строить храм Богу на четвертом году своего царствования и строил его семь лет, то есть 480 + 11 = 491 год. И у нас с неплохой точностью вновь получается период в 7 раз по 70 лет - уже от Исхода до первого Храма.
Начиная со времен израильских царей исторические даты наконец-то становятся уже более конкретны, но некая их размытость до сих пор остается, так как все еще приходится ориентироваться только на цифры из Библии без каких-нибудь альтернативных источников. Там сказано что Соломон царствовал ровно 40 лет, из чего мы заключаем, что после грандиозной постройки Храма он был у власти еще целых 29 лет. Теперь нам надо отмотать текст на самое начало, где мы приводили список этих самых царей (вместе с числами их лет правления), и к 29-ти годам Соломона прибавить годы правления всех остальных царей Иудеи до вавилонского плена и даже немного позже (до разрушения Храма). Простая арифметика да внимательность выдают нам следующее:
29 + 17 + 3 + 41 + 25 + 8 + 1 + 6 + 40 + 29 + 52 +
+ 16 + 16 + 29 + 55 + 2 + 31 + 11 + 11 = 422
Понятно что и здесь набегает ошибка, поэтому возьмем на себя смелость и округлим это число до 420-ти, а далее увидим к чему это приведет. Итак, мы подошли к моменту, когда исторические даты наконец становятся точными (возможно год-полтора ошибки, но не более). Доподлинно известно, что с таким трудом построенный Соломоном Храм был разрушен злодеем Навуходоносором в 586-ом году до н. э. (это кстати последний год царствования последнего царя Седекии). Получается что от воздвижения Храма до его разрушения прошло 420 лет (6х70). Однако Храм позже был восстановлен, это случилось в 516-ом году (до н. э.) при Зоровавеле (персидском ставленнике в условно свободном Израиле), то есть ровно 70 лет спустя после его разрушения. А всего от его первой постройки при Соломоне до реставрации при Зоровавеле прошло таким образом ровно 490 лет. Это загадочное число уже третий раз подряд всплывает перед нашими глазами и неоднократно всплывет еще в будущем. Ведь история иерусалимского Храма конечно же на этом не заканчивается. Но прежде чем двигаться еще дальше, выпишем ключевые даты из древней истории Израиля в рассматриваемый период (время до н. э.):
538 год - Кир Персидский разрешает евреям вернуться в свою землю.
516 год - Зоровавель восстанавливает Храм.
332 год - конец персидского владычества над Израилем и начало эллинской эпохи (победа Александра Македонского над Персией).
312 год - Израиль под властью Селевкидов.
168 год - Антиох Епифан (ветхозаветный антихрист) осквернил Храм, сделав из него языческий жертвенник.
165 год - жертвы Богу в Храме возобновились.
164 год - смерть Антиоха.
22 год (еще до н. э.) - царь Ирод решил реставрировать Храм, придав ему большее великолепие чем прежде (не такой уж он, оказывается, был и злодей).
64 год (уже н. э.) - реставрационные работы закончены, и по сути Храм обретает свое третье рождение.
70 год - в результате первой Иудейской войны Храм и город Иерусалим разрушены римским полководцем Титом. Фактически эта дата официально считается концом древнего еврейского государства. И не смотря на то, что многие евреи остались на своей земле, жертвы Богу больше не приносятся.
132 год - восстание Бар-Кохбы (вторая Иудейская война) в результате которого на 3 года восстановлен жертвенник Богу и снова совершаются жертвоприношения как в древние времена.
135 год - восстание Бар-Кохбы подавлено, Иерусалим разрушен второй раз и начинается массовое насильственное переселение евреев из своих земель. И эту мрачную дату можно считать окончательным падением (ранее уже поверженного) государства Израиль.
Теперь попытаемся эти даты как-то связать воедино и усмотреть в них некую общую архитектонику, желательно завязанную на наши благородные числа. Итак вавилонский плен длился для иудеев примерно 70 лет (606-638). Здесь можно смело округлить до 70-ти, учитывая что он не мгновенно начался и не мгновенно закончился. Затем через 21 год (это еще 3х7, а конкретно с 637-го по 616-ый) восстановлен Храм. Тут к месту будет вспомнить и про Северное израильское царство, уведенное в 722-ом году в Ассирийский плен, который продолжался до 612-го года, тот есть пленение Северного царства (Самарии) длилось:
110 лет = 70 + 40
Идем дальше. От восстановления Храма Зоровавелем в 516-ом году до н. э. (назовем это первой реставрацией) до его второй реставрации в 64-ом году уже н. э. проходит (с ошибкой в 1 год):
580 лет = 490 + 90 ~ 7х70 + 70 + 3х7
От разрушения Храма Навуходоносором (586-ой до н. э.) до его разрушения Титом (70-ый н. э.) проходит (с ошибкой в 2 года):
656 лет = 490 + 166 ~ 7х70 + 7х12 + 7х12
Или (с той же ошибкой в 2 года):
656 лет = 280 + 280 + 96 ~ два раза по (40х7 + 7х7)
Увы, обе даты весьма точны, и ошибку в 2 года никак не исправить, поэтому признаю, что последние выкладки слегка притянуты. Но все равно красивый, на мой взгляд, расклад чисел получился. Нивелируя эту небольшую ошибку, можно например сказать, что государственность Израиля не обрывается резко после 70-го года. Словом, пускай судит каждый по-своему, мое дело - высказаться и смиренно замолчать. При всем этом арифметика наша далеко не закончена, и поводы для удивлений, уверен, еще не исчерпаны. Ведь от восстановления Храма в 516-ом году до конца персидского владычества над Израилем (332-ой год) проходит 184 года = 100 + 7х12 (согласен, сотня не из благородных чисел). Зато эллинское владычество длится (если его концом считать смерть Антиоха Епифана в 164-ом году) ровно:
168 лет = 7х12 + 7х12
А владычество конкретно Селевкидов (312-165):
147 лет = 3х(7х7)
Далее в 164-ом году Израиль наконец получает полную независимость, которая почти безмятежно длится до 63-го года (до захвата Иудеи римлянами), то есть столь желанная независимость Израиля продолжается практически 100 лет. Теперь вновь отмотаем время к моменту разрушения Храма Навуходоносором (586-ой год). И заметим что от этого момента до второго разрушения Иерусалима (при восставшем Бар-Кохбе в 135-ом год н. э.) проходит времени:
721 год = 700 + 3х7
Между вторым возрождением Храма (64-ый год н. э.) и той же самой датой при Бар-Кохбе (помним, что это конец всякой еврейской государственности) проходит почти 70 лет. А от года, когда Антиох Епифан оставил "мерзость запустения" в Храме, превратив его в языческий жертвенник (168-ой год), до разрушения Иерусалима (70-ый год н. э.) проходит:
238 лет = 70 + 7х12 + 7х12
Продолжая сверять даты с тем же упорством, как и ранее, мы находим, что от упомянутой "мерзости запустения" до второго разрушения Иерусалима (135-ый год н. э.) лежит интервал времени в 303 года, что с погрешностью в два года можно разложить:
303 = 280 + 23 ~ 40х7 + 3х7
Не забываем еще, что само восстание Бар-Кохбы длилось три года, поэтому люфт в 2-3 года в данном случае оправдан. Кто-то из читателей наверняка возразит: мол осквернение Храма - событие вздорное для человечества и второстепенное даже для еврейского народа, и нет смысла сюда его впутывать. Поверьте, ортодоксальные евреи с вами никак не согласятся. К тому же об этом событии есть пророчество в книге Даниила. В настоящее время как христианские, так и еврейские апологеты ожидают, что Храм будет восстановлен в будущем и не исключено, что дата его восстановления нас еще раз удивит.
Но с историей Израиля мы пока, однако, не закончили. Вновь беремся за лопаты и копаем глубже. И после незначительных усилий находим еще одну интересную дату - 637-ой год н. э. - когда на месте Храма, как результат арабского нашествия, была построена мечеть Омара. Посмотрим, сможем ли мы по той же логике присовокупить ее к другим датам связанным с Храмом? С нашим-то опытом проблем наверное не возникнет. И действительно, от второго разрушения Иерусалима (135-ый год) до воздвижения мечети проходит:
502 года = 70х7 + 12
А от первого разрушения (70-ый год) проходит:
567 лет = 490 + 77 = 7х70 + 70 + 7
Причем точно, без всяких "притягиваний" дат. Кстати, здесь еще можно отследить любопытную связь между двумя смутами двух разных народов. Если от второго разрушения Иерусалима мы отложим 3 раза по 490 лет (7х70 + 7х70 + 7х70), то получим:
135 + 1470 = 1605-ый год
Смуту на Руси (смерть Бориса Годунова и нашествие Лжедмитриев). Если кто-то до сих пор читает все это, и голова еще не идет кругом, тот наверняка еще раз критически напомнит, что в наших вычислениях временных периодов встречаются мелкие погрешности. И это верно: ведь у математиков нет грехов - одни погрешности. Не думаю, что некоторые неточности глобально повлияют на восприятие идеи как целого. Все это, еще раз повторю, можно при желании оправдать естественной расплывчатостью событий, не вмещающихся в одну дату по своей сути. Например, вавилонский плен для Израиля закончился не в один миг и даже не в один год, переселение целого народа - сам по себе довольно медленный процесс.
Но это не все. Можно вспомнить еще одну трагическую для евреев дату: 629-ый год - когда после победы над Персией византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. А затем (629 - 630) в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых Ираклием, еврейское население в своих исконных землях достигло минимума за всю трёх тысячелетнюю историю. Для нашей темы важно, что от первого разрушения Иерусалима (70-го года) до этих страшных гонений минуло:
560 лет = 7х70 + 70
Теперь пришла пора выдохнуть, так как мы оставляем мрачное средневековье вместе с его доисторическими кошмарами. Для этого придется изобрести воображаемую машину времени и переместиться аж в двадцатое столетие (к кошмарам более современным) - где ориентироваться уже намного легче. Мы знаем, что Израиль вновь обрел свою государственность в 1948-ом году, спустя долгие столетия надежд и ожиданий. А теперь вспомним, когда он последний раз до этого момента обретал полную независимость? Это было после смерти Антиоха Епифана в 164-ом году до н. э. И у нас имеется эпический завершающий штрих, связывающий целые тысячелетия: между этими двумя Независимостями проходит ровно:
2112 лет = 3х700 + 12
Добавим сюда, что через 40 лет после образования современного Израиля (1988 - 89) началась массовая репатриация евреев из СССР. А через 49 лет (7х7) после того же образования, то есть весной 1997-го года, на небе появилась большая комета (если кто ее помнит).
Пожалуй об Израиле пока все, перо мое утомлено и вот-вот сломается...
КОРРЕЛЯЦИЯ ДАТ (ЦЕРКОВЬ):
Глядя на все эти вереницы чисел, связанные незатейливыми законами сложения и вычитания, мы продолжаем относиться к ним как к бездушным представителям мира математики. А ведь, как правило, за каждой исторической датой стоит очередное социальное потрясение, войны, чья-то кровь и чьи-то личные кошмары. И главное: что бы ни происходило на земле (доброе или худое), - королева падальщиков, смерть, всюду следует по пятам. Она не делает ничего скверного, - просто разыскивает ежедневную пищу для своих преданных слуг. Скажите, много ли счастливых или "веселых" дат в истории вы можете вспомнить? Кто-то не задумываясь ответит: ну, это наверняка победа в какой-нибудь войне. Только он забывает, что победа для одной страны - всегда есть поражение для какой-то другой. Числа относятся к человеческой смерти показательно равнодушно: все они приютились на надгробных плитах и вещают о судьбах людей лишь двумя безмолвными репликами - датой рождения и датой смерти. Это как в детской задачке: человек родился в пункте А, дошел до пункта В и помер там. Что поделать: жизнь сложна, а смерть элементарна. Миновать как пункт А, так и пункт В не получилось еще ни у кого из живущих на земле. Для этого наверное надо удалиться куда-то в глубины Вселенной. И вот вам космическая истина: безжизненные планеты Солнечной системы - просто райское место для тех, кто не любит существовать. Если же упростить всю эту витиеватую философию до базарной лексики, то можно выразиться предельно понятно. Когда человек рождается в мир - он берет что-то взаймы, а смерть - это просто время, когда пора отдавать долг. Вот и все, никаких шекспировских трагедий...
Итак мы выяснили, что история еврейского народа, избранного Богом от древних времен (если верить Библии), весьма непроста даже с точки зрения такой науки как арифметика. Сейчас (да и уже почти как две тысячи лет) все христиане мира считают, что истинные избранники теперь - они. Избегая серьезной религиозной дискуссии, заметим лишь, что это их массовое мнение основано на тех же пророчествах Библии, где говорится что наступит время, когда Бог отвернется от Израиля и даст Свою благодать им (язычникам). Пожалуй, процитируем вот это:
"Что сделаю тебе, Иаков? Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали заповеди Мои. Так как вы Меня оставили, то Я оставлю вас, просящих у Меня милости, и не помилую" (3-я книга Ездры, 1, 24 - 25).
Даже при беглом взгляде видно, что история Израиля и история Церкви во многом похожи. Например 12 сыновей Иакова легко отождествляются с 12-ю апостолами Христа. Еврейский народ первые века находился в рабстве у Египтян, а Церковь почти три столетия терпела гнет римских властей. Кто-то считает, что масштабы гонений на Церковь в этот период сильно раздуты христианскими апологетами, но тот факт, что они многократно имели место - очевиден. Далее: Израиль в ходе своей истории разделился на Северное царство (позже переименованное в Самарию) и Южное (Иудею). А Церковь, как всем хорошо известно, разделилась на Западную и Восточную. И в том, и в другом случае это произошло примерно через 1000 лет от образования общин. И в том, и в другом случае длительность общей истории сравнима с 2000-им периодом (здесь, разумеется, числа очень сильно округлены).
Так может нам стоит внимательней присмотреться к летописям христианских стран? Впрочем, мы этим уже занимались совсем недавно, изучая представителей разных династий. Но сейчас наш акцент сместится на конкретные исторические события. Вот сразу любопытный факт: в нашем мире оказывается произошли две октябрьские революции. Одна - в октябре 1517-го года, когда Мартин Лютер вывесил свои знаменитые тезисы на воротах какого-то аббатства, вторая - в октябре 1917-го (то есть ровно через 400 лет), когда Владимир Ленин решил внезапно всех осчастливить оригинальным вариантом светлого будущего для суетящегося под его ногами человечества. Первая революция отвергала монашеские подвиги, "ненужные" обряды, иконопочитание и духовную власть священников. Вторая революция пошла еще дальше - отвергла все христианские догматы вместе взятые и даже само бытие Бога. Что ж, посмотрим действуют ли наши "святые" числа в новозаветной истории. Но прежде всего надо сказать одну важную и крайне неочевидную вещь: большинство богословов (в основном протестантские) считают, что Евсевий Кессарийский, вычисляя дату рождения Христа, ошибся на 3-4 года. То есть настоящее Рождество на самом деле состоялось за несколько лет до н. э. Я хочу согласиться с таким мнением, но не потому что я в этом по какой-то причине уверен, а потому что в этом случае "святые" числа гармонично лягут в историю. Итак, предположим что казнь Христа и соответственно рождение Церкви произошли не в 33-ем году, а в 30-ом. Это нам сразу дает тот внушительный факт, что от казни Христа до разрушения Иерусалима (о котором он, кстати, лично пророчествовал) в 70-ом году проходит ровно 40 лет. Далее: если от смерти Христа отложить 280 лет (7х40), то мы перемещаемся на дату 310-го года. Примерно в это время (311-ый год) выходит знаменитый эдикт о "терпимости к христианам", что означает конец эпохи гонений и долгожданную свободу для Церкви. А если от 310-го года мы отложим еще 70 лет, то попадаем в 380-ый год. Именно в этом году вышел судьбоносный указ императора Феодосия, в котором христианство признавалось единственной официальной религией империи, а все остальные религиозные культы оказались под запретом. Таким образом христиане из гонимых сами превратились в гонителей...
Однако я хочу еще немножко отмотать время назад и подробнее рассмотреть эпоху императора Диоклетиана, знаменующуюся самым продолжительным и самым сильным гонением на христиан. Итак, сам Диоклетиан правил с 284-го по 305-ый годы, то есть 21 год (3х7). У него было три соправителя в трех разных частях империи: Максимиан (285 - 305), Галерий (293 - 305) и Констанций Хлор (293 - 305). Годы правления первого примерно совпадали с годами самого Диоклетиана, оба последних одновременно правили 12 лет. Весь этот последний период, до обретения Церковью свободы, в истории Рима называется Доминатом, а всего в Доминате было ровно 12 правителей (вернее все они являлись соправителями):
Максимиан, Констанций Хлор, Галерий, Караузий, Аллект, Флавий Север, Максимин II Дайа, Максенций, Лициний, Домиций Александр, Валент I, Мартиниан.
Последнее гонение (304 - 311) было самым жестоким и длилось ровно 7 лет. Диоклетиан тогда поставил целью истребить "само имя христианское". А после отречения
Диоклетиана от престола, Галерий и Максимин ревностно продолжили гонения. Но тяжелая болезнь Галерия вынудила его издать в 311-ом году тот самый толерантный эдикт относительно христиан. К чему я это все? Уже данного короткого отрезка истории достаточно чтобы вновь убедиться, что благородные числа и здесь связывают воедино людей и события. Давайте отмотаем время еще назад, а заодно вспомним слова Иоанна Богослова:
"И стал я на песке морском, и выдел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: и на рогах его было десять диадим, а на головах имена богохульные" (Откровение, 13, 1).
И немного ниже по тексту пояснение:
"Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а один еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть" (Откровение, 17, 9 - 10).
Понятно, что здесь говорится об апокалиптических событиях будущего (тут христианские богословы всех конфессий, пожалуй, сходятся во мнении), но если предположить, что апостол Иоанн говорил в том числе и о своем времени (которое являлось неким прообразом этих страшных грядущих времен), то загадочного зверя можно найти и в самый ранний период Церкви. Мы помним, что первым гонителем христиан был злодей Нерон, попробуем отсчитать от него 10 царей символизирующие 10 рогов:
Нерон (54 - 68), Макр (68), Гальба (68 - 69), Отон (69), Вителлий (69), Юлий Сабин (69 - 70), Веспасиан (70 - 79), Терентий Максим (79 - 80), Тит (79 - 81), Домициан (81 - 96).
И мы не так уж и неправы (то есть робко выдвинутая нами гипотеза вполне себе состоятельна), поскольку Домициан известен как второй по счету фанатичный гонитель Христиан. Более того, если мы удалим из списка всех, кто правил меньше года, то останется 7 императоров (те самые 7 голов зверя, они выделены жирным). Что же касаемо "жены" сидящей на "семи горах", то это очевидно Рим, что по легенде построен на семи холмах. Иоанн пишет так: пять царей пали (относительно его собственного времени), один есть (по всей видимости в этот период писалась книга "Откровение", и по всей видимости это Тит), а когда придет седьмой по счету, то недолго ему быть. Годы правления Домициана, как видим, действительно невелики, а после него пришел добрый по отношению к христианам император Траян (конец "царству зверя"). Весь период десяти царей, что легко сосчитать по датам, занимает 42 года (6х7). Конкретно же правление Домициана - чуть более 14-ти лет (2х7).
Продолжаем считать и удивляться (вытирая пот носовым платком). От обретения Церковью свободы (311) до раскола империи на Запад и Восток (395) проходит 84 года = 12х7. От этого судьбоносного раскола Западная империя просуществовала еще аж до 476-го года, то есть (с допустимой ошибкой):
81 или 82 года ~ 70 + 12
А Восточная империя, закончившая свою эпопею падением Константинополя в 1453-ом году, от того же раскола (с точностью до года) просуществовала:
1058 лет = 490 + 490 + 78 ~ 7х70 + 7х70 + 70 + 7
Помним, что с этим "большим святым числом", равным 490 лет, мы уже сталкивались, изучая историю Израиля, и столкнемся еще не раз. Кстати, это же число упоминает в своей книге пророк Даниил (смотри самое начало текста):