- Надо бы голодать! Очень было бы недурно,да-с! Я давно уже знаю об этой пользе, но есть все-равно больше хочется...Смешно ведь!
-Может быть.
- А вы не пробовали голодать?
- Почему же? Только долго не выдерживал.
- А знаете, это ведь трудно! Зимой особенно!
- Да?
Молодой человек рассеянно скучал. Этот субъект, сидевший напротив,был ему не слишком приятен.
" Вот присунулся же черт на мою голову! - думал он. -И как теперь от него отвязаться,от этого неугомонного? Вот ведь глупость какая!"
- Будете есть что-нибудь? - спросил мужчина, с любопытством заглядывая в глаза юноше.
- А пить? - спросил он снова, получив молчаливый отказ.
- А я, пожалуй, возьму вон тех коржиков с орехами! - сосед полез за кошельком и, запинаясь за стулья, двинулся к прилавку.
" А ведь голодать, кажется, собирался!" - Молодой человек посмотрел вслед забавному господину и, решив,что делать ему здесь больше нечего,встал, чтобы уходить. Он еще раз равнодушно скользнул взглядом по посетителям, но где-то в глубине зала кто-то или что-то, должно быть, привлекло его внимание, отчего брови его удивленно поползли вверх, и сам он заметно повеселел.
- Юрик, ты ли это? - пробрался он к столику, за которым сидел светловолосый паренек плотного телосложения с круглым лицом.
Тот, кого назвали "Юриком",сдержанно поздоровался, довольный и даже отчасти польщенный, что его персона еще может доставить кому-то столько безудержной радости.
- Учишься где-то сейчас, да?
-Да, на физическом.
- Это в университете?
- В нем самом. Хотя мне больше бы хотелось заняться биофизикой, но у нас такого факультета нет, только в Москве, а ехать туда неохота, сам понимаешь...
- Ишь ты! - не переставал изумляться Ильин. - А я здесь вот, в Академии Наук...Шучу, конечно.
- А действительно?
- Ну вот догадайся! С трех раз!
- Понятия не имею... У нас же, что ли?
- Смотри-ка, правильно!
- И на каком же?
- На филфаке, филологическом, то есть.
- А что это за, биофизика, наука такая? - спросил Евгений, когда приятели уже вышли на набережную. -Хотя, впрочем, понятно...
Еще с четверть минуты они шли молча, не зная,о чем говорить.
- Не женился еще? - нерешительно осведомился Ильин и сам тут же устыдился того, что спросил.
- О нет, боже упаси! - беззаботно рассмеялся Швырев. - От баб нужно, убежден, держаться подальше, а то подцепишь какую-нибудь дуру набитую, так всю жизнь испоганит, все испортит!
Молодые люди сбежали к воде. Ильин, опустившись на корточки, побулькал в ней рукой.
- У, большевистская зараза! - воскликнул он, вытирая руку о штаны. - Всю реку загубила!
- Если бы только реку!
- Так тоталитарный строй, что ты хочешь! Вся какая-то грязная, вонючая, маслянистая...
Они замолчали, глядя на мерный бег воды неопределенного цвета.
- Тут один мой знакомый, - начал Евгений, - сказывал, будто изобрел "машину времени",в проекте пока, разумеется.
- Да? Интересно. Ну и кто же он такой, этот гений?
- Неважно кто...
Швырев понимающе промолчал.
- Холодно, пошли! - сказал он и медленно стал подниматься вверх по ступенькам. - Может, снова в кафе двинем, там еще посидим? - предложил он, когда товарищ уже нагнал его.
- Можно и туда, - равнодушно отозвался Ильин.
- В этом году осень какая-то промозглая, - спокойно заговорил Швырев после непродолжительной паузы. - Казалось бы, конец сентября, еще тепло должно быть...
- Ну так вот! Я все с этой машиной-то!
- Ну-ну.
- Будет эта машина чисто информационная, так как механической создать невозможно, да и ни к чему это... Это будет прибор ясновидения, ведь ясновидение -это способность созерцать прошлое, настоящее и будущее любого человека, да и не только человека, но и города, и страны,и Земли, и Мироздания в целом!
- Галиматья какая-то! А в чем будет принцип действия такого аппарата? Сперва это самое ясновидение изучить надо!
- Так разумеется! И почему галиматья? Все это вполне реально. Ведь есть же телепатирующие и ясновидящие люди! И если Homo sapiens выдумал компьютер, то есть рукодельный мозг, в тысячу раз превосходящий своего создателя, то почему бы не изобрести искусственного экстрасенса, робота, который бы по этим своим сверхчувственным качествам был бы гораздо, неизмеримо лучше, эффективнее любого, даже самого развитого в сем отношении человека!
- Ну хорошо! А как практически все это исполнить?..
Тем временем молодые люди уже успели оказаться в прежней забегаловке и незамедлительно потянулись к буфету, словно ослепленно-завороженные мотылки к свечному пламени.
Взяв чаю и бутербродов с сыром, они уселись за самый дальний столик.
- Сама-то идея твоя, конечно, занимательна... - пробубнил Швырев. - Ах, но это ведь не твоя мысль, а твоего знакомого, если не ошибаюсь? Собственно же сочинения ведь, да?
- Да. Только нужно сперва создать промежуточные аппараты, - с охотой продолжал Ильин, -как то: телепатограф, то есть прибор, позволяющий читать чужие мысли; телепатофон, который сделает возможным мысленное общение; видеотелепатофон, с помощью которого можно будет не только телепатически разговаривать друг с другом, но и видеть того, с кем говоришь; затем - телепатовизор; здесь я смогу наблюдать за человеком, где бы он ни находился, в любой момент времени, читая между тем его мысли, то есть это, по существу, будет прибор ясновидения, но показывать он будет события, происходящие только в данный момент...
- Думаю, что тоталитарная инквизиция, - перебил его Швырев, -тебе будет очень благодарна за подобные изобретения! Не нужно быть особенно прозорливым, чтобы не понять неимоверной опасности их! Если они будут созданы, каким-нибудь дураком, то тогда тоталитарное государство получит полную, необъятную, ничем не ограниченную власть над человеком, абсолютнейшую! Тогда он у какой-нибудь банды уголовников, вроде большевистской, захватившей власть в стране, станет, как на ладони, совершенно обнаженным; этим негодяям, сидящим на троне, будут известны все его мысли, желания, чувства, за ним тогда можно будет следить и днем, и ночью...
- Это как у Айзека Азимова...Рассказ такой у него есть, - пояснил Швырев, - забыл, правда, как называется, но в нем тоже про "машину времени", очень похожую на твою... Ну вот, в нем также один господин изобрел ясновидящую машину - "машину времени", затем она попала в массовое производство,и уже в конце рассказа другой герой говорит примерно следующее: " Поздравляю вас, голубки, с началом жизни в аквариуме!" М-да. То есть сосед тогда будет следить за соседом, начальник за подчиненным, жена за мужем, шантажист начнет собирать компромат на жертву, и всякая жизнь, особенно же жизнь личная, интимная,станет невозможной!
- Конечно, надо будет засекретить все это! Зато какую пользу эти открытия смогут сослужить юриспруденции, истории!Когда человека можно будет отыскать по самой незначительной мелочи, по кашлю, например!
- Это как, по кашлю?
- Очень просто. Вот идет, допустим,человек...Вот он!-Тут Ильин указал на прохожего в окне, пожилого господина в сером плаще. -Предположим, он покашлял, но я его не вижу, я слышал только кашель. Затем подсоединяю датчики ясновидящего прибора к голове, устанавливаю с этим господином телепатическую связь, то есть я просто думаю о нем, и вот я уже вижу его в настоящем, знаю его и прошлое, и будущее!
- Изумительно!
- А что касается тоталитаризма, то от подобной чумы, безусловно, застраховаться невозможно, но не науку же из-за этого останавливать! К тому же
тоталитарный строй в России в двадцатом веке, да и вообще мировой тоталитаризм, развалился, слава Богу, не из-за того, что не имел психотроного оружия ( хотя, я слышал, что имел уже!), а из-за того,что столкнулся с объективными экономическими законами, которые нельзя нарушать, с частнособственническим инстинктом человека, входящим как составная часть в более общий инстинкт - если можно так выразиться, стимуляционный.
Ничего не делается без стимула. Никакая работа, никакое творчество без него невозможны, а уж тем более немыслимы великие дела без высшей праведной цели эти дела совершать!
Есть инстинкты благие и вредные для человека. Пример благого я дал. Вредные же, которые с удовольствие использует любая тоталитарная партийная диктатура для своих нужд, это инстинкты стадный и самосохранения, порождающие в человеке величайшие его пороки: шкурность, стадность и рабство.
При этом шкурность является источником всех остальных человеческих пороков. Она порождает в нем рабство, затем шкурность и рабство приводят к стадности, стадному ложному стыду, губительной стадной зависимости, гиблому стадному рабству, к жестокости, злобе, ненависти, подлости, предательству, низости, словом, ко всякому злу!
Причем шкурность - это не только трусость, но и эгоизм, и эгоцентризм. Хотя, я думаю, эгоизм если и может вызывать какие-либо пороки в человеческой душе, так только жестокость и бездушие. (Также как и стадность приводит к жестокости, подлости и предательству)!
При этом эгоизм и эгоцентризм нельзя смешивать с индивидуализмом, а уж тем более с праведным индивидуализмом!
Ибо эгоизм - это служение себе, а не Богу и добру; в то время как праведный индивидуализм - это свобода от стада ( где стадо есть все то, что есть зло и вред для человека, все то, что оказывает на него злое, вредоносное влияние ( не нужно объяснять, я думаю, что все то, что есть добро и благо для человека, что оказывает на него, наоборот, доброе и благотворное влияние, есть человеческое общество!), это свобода от гнусного и преступного стада при подчинении законам того государства, на территории которого живешь, согласованным с высшими этическими законами, то есть законами, данными человеку Богом ( высшими божественными законами), и самим этим законам, которые суть на несколько порядков выше, нежели законы стада; это свобода от стада для служения Богу и добру!; и чем больше этой свободы, тем более велик человек, и тем более блага он может принести миру!
Конечно же, повторяю, ничего не делается без стимула, и вести самосовершенствование постоянное: духовное, нравственное, умственное, интеллектуальное, творческое и физическое, человек может только на пути к великой доброй цели ( и только праведными средствами, естественно!) - достижению гениальности и святости, и далее - стать равным Богу Отцу ( "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"(Евангение от Матфея,5-48).
И для того, чтобы достичь этого, и необходимо освободиться от тягостных и вредоносных стадных оков, от губящего человека стадного рабства, от господствующей при тоталитаризме тоталитарной стадной человеконенавистнической идеологии и морали!
- Я не говорю об анархическом индивидуализме...-продолжал Ильин. - По-моему, это просто иное название вседозволенности. И встречается он, я думаю, только в беллетристике, в жизни его попросту нет : свободному и духовно независимому человеку незачем совершать подлости и преступления, да и не из-за чего: подлинная духовная свобода очень нелегко достигается -вечной войной с самим собой, постоянной работой над своей душой, а для этого нужен, как я уже сказал, высший праведный стимул, сам по себе исключающий совершение каких-либо злодеяний.
Поэтому индивидуалисты, праведные индивидуалисты, не совершают сознательных, то есть в здравом уме преступлений: они для этого слишком высокого уровня развития люди. Преступления совершают только стадняки, которые во всем привыкли только уповать на стадо и жить не своим умом, а стадным, иметь не свою голову на плечах, а стадную, общую!
И вот такой стадный господин заявляет: если кто-то убивает,то почему я не могу? если кто-то ест себе подобных, то чем я хуже? И причиной того, что этот стадняк совершит подобные преступления, будет одно - стадность!
Если стадняков, коих, к величайшему сожалению, подавляющее большинство в обществе, что-то и сдерживает от совершения преступлений, так это только страх наказания, а нет этого страха, не действует закон - и уголовные нормы жизни становятся нормами общественными!
Стадняк (в силу глубокой порочности своей натуры) всегда отождествляет свободу со вседозволенностью, и праведный индивидуализм объявляет проповедью вседозволенности; то есть рассуждает он таким образом: будь у меня свобода, я бы совершал любые преступления, какие только душенька моя пожелает!, и, таким образом, меряя индивидуалиста по своему аршину, сам же себя и высекает!
- Так что, - продолжал Ильин, - пороки эти основные (то есть шкурность, стадность и рабство) человек должен в себе нещадно подавлять, выжигать, если он хочет стать праведно свободным, благородным, умным и добродетельным!
Так что, хочу сказать еще раз, тоталитарный строй, любой тоталитарный строй - неминуемо потерпит поражение, потому как преступен и базируется на столь же преступной человеконенавистнической тоталитарной идеологии!..
Но вообрази, какие выгоды зато сулит это мое изобретение свободному обществу! Можно будет узнать, как я уже говорил, прошлое, настоящее и будущее не только живущего на этой планете человека, но и душ, уже покинувших Землю! Льва Толстого, например, или Петра Первого! А это и есть проникновение во время, чистая информация о прошлом без вмешательства в последнее!
А другие разумные существа, живущие в этой и других Галактиках беспредельного Мироздания! О, дух захватывает от одной только мысли, что тогда человек сможет лицезреть другие обитаемые миры и цивилизации так же просто, как ты смотришь телевизор!..Кстати, и прибор-то этот, ясновидения, и будет, скорее всего, напоминать собою последний. Но я отвлекся...О чем я говорил?.. Да! иные цивилизации!
И даже более того! Посредством такого ясновидящего аппарата можно будет проникнуть и в загробный мир!..
- Да!.. И ад предстанет! Как же без ада?..
-Да! И рай, и ад! - с прежним воодушевлением, но и с прежней серьезностью подхватил Ильин, пропуская остроту мимо ушей, давая понять тем самым, что не намерен реагировать на всякую пошлость и сбиваться тем самым с мысли, которую непременно хотел довести до конца, - словом, все то, где только бывает душа человеческая!.. Вот где будет настоящий, истинный переворот в истории Земли!
Швырев согласно кивнул.
- Ну, не Земли, конечно, - отвечал он чуть погодя,- но науки точно!..Действительно потрясающе!.. Может быть, и изобретут когда-нибудь, лет через двести-триста...