Наверное, читатель согласится со мной, что одаренность и призвание - вещи разные.Можно иметь дарование к какому-то делу, но не любить этого дела, и, наоборот,любить какое-то дело, но не иметь к нему таланта.
Ведь как важно, чтобы человек всю свою жизнь посвятил любимому занятию! А то часто за парня или девушку, заканчивающих школу, решают родители, " кем быть, каким быть". И эти мамы, папы, бабушки, дедушки говорят ему (ей): "Пойдешь туда-то, на тот или иной факультет, в тот или иной институт, техникум, училище! Ты должен пойти по стопам родителей, продолжить династию!"
Ведь он (она) - еще малыш, несмышленыш, что он (она) может понимать в жизни! И, решая за своих детей,родители зачастую губят, портят им дальнейшую судьбу.И если парень (девушка) заканчивают нелюбимый вуз, потом занимаются нелюбимой работой, то вся их жизнь летит под откос, они проклинают каждый ее день и час.
И, вообще, успех во всяком деле зависит от трех составляющих: великая цель - раз, дарование - два, неутолимая страсть к своему делу - три. Если не будет хотя бы одного фактора - ничего не выйдет.
Например, у великого русско-американского писателя Владимира Набокова было три страсти: шахматы, энтомология (наука о насекомых) и литература.
Лев Толстой писал в дневнике, что литература - его главная страсть, и что он будет идти к своей великой цели до последнего издыхания.
И, действительно, когда Толстой уже умирал на станции Астапово от воспаления легких, он продолжал диктовать своей дочери Александре последние письма и дневники (сам писать уже не мог), причем последнее его письмо было Корнею Чуковскому.
С юности у Толстого кумиром был Жан Жак Руссо, он и хотел стать таким же великим писателем и философом. Еще юный Толстой мечтал создать свою религию. Ну, религии он, конечно, не создал, но религиозно- философское учение (толстовство) основал.
И, надо сказать, кумиры в жизни великих людей - тема очень интересная. Так, у Гитлера, например, кумиром был Александр Македонский, у Сталина - Иван Грозный, у Ельцина - Петр Первый, у Достоевского - Гоголь...И, подражая своему кумиру, они во многом повторяли его судьбу.
Так вот о трех факторах успеха (неважно где: в творчестве, в спорте, в политике, в бизнесе).
Возьмем, к примеру, дочь Льва Толстого Татьяну Львовну Сухотину-Толстую. В своих воспоминаниях она пишет, что в юности очень увлекалась живописью, рисованием и, главное, имела способности к этому, была одаренной художницей. Но она никак не понимала, зачем ей все это нужно, зачем она рисует, учится живописи, пишет картины. Не было у нее ни цели никакой, ни великой мечты. В итоге, никакой художницы из нее не вышло.
А бывает и такое. Вот мечтает человек стать великим оперным певцом; ну, хочется ему, и он очень любит петь, а нет у него ни слуха, ни голоса, нет такого дара. Он может хоть лбом о стенку расшибиться, но никогда не станет вторым Паваротти, Шаляпиным, Хворостовским; вообще, никаким певцом не станет.
Высота достижений зависит не столько от высоты целей (хотя и от этого, конечно, тоже), сколько от масштаба дарования. Взять, к примеру, трех русских композиторов: Петра Чайковского, Антона Рубинштейна и Бориса Асафьева. У всех трех была, я думаю, одна цель - стать великим, гениальным композитором. Но только Чайковский достиг ее. Рубинштейн дорос лишь до уровня таланта, а Асафьев так и остался достаточно посредственным композитором. Кто-нибудь сейчас помнит, например, оперу Рубинштейна "Куликовская битва" или балет Асафьева "Утраченные иллюзии"? А музыку Чайковского во всем мире знают и слушают до сих пор.
Бездарность и посредственность редко завидует гению по-черному. А вот у таланта, который тоже мечтает стать гением, может быть именно такая зависть. О такого рода зависти и писал Пушкин в "Моцарте и Сальери". Сальери ведь не был бездарностью, он был талантливый композитор, но очень хотел стать гением, а вот не мог! "Поверил алгеброй гармонию", из кожи вон лез, а достичь уровня Моцарта был не в состоянии. Поэтому он и восклицает: "Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений - не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан,а озаряет голову безумца, гуляки праздного!"
Убил ли Сальери Моцарта или нет - вопрос спорный. Но известно, что уже в старости Сальери пытался покончить с собой, обвиняя себя в смерти Моцарта. В конце жизни он попал в сумасшедший дом и там всем рассказывал, будто отравил великого композитора. Да и сам Моцарт перед кончиной говорил, что его отравили мышьяком. Тело его распухло и после смерти издавало страшное зловоние (что характерно для смерти от яда), отчего его срочно потребовалось хоронить. Так что трагедия Пушкина возникла не на пустом месте.
Альберт Эйнштейн говорил: "Все мы гении. Но если вы будете заставлять рыбу ползать по деревьям, то она умрет в убеждении, что она круглая дура". Вывод: не заставляйте рыбу ползать по деревьям. Каждый должен заниматься своим делом.
Вот к примеру. Ребенок любит футбол, бредит футболом, целыми днями пропадает во дворе. А родители, вместо того чтобы отдать его в спортивную школу, где бы из него сделали профессионального футболиста, спортсмена, решают: будешь заниматься музыкой! Покупают ему дорогой инструмент, отдают его в музыкальную школу, где его заставляют разучивать гаммы, арпеджио, сонатины, этюды...Ребенок начинает ненавидеть музыку, но volens-nolens подчиняется. Когда же он достигает подросткового возраста (а попробуйте заставить подростка!), он говорит:"Нет, и все!" И в результате ни футболиста, ни музыканта из него не получается. Несчастное пианино пылится в углу в качестве бесполезной мебели, и на него швыряют всякое барахло...
Ни для кого не секрет, я думаю, что главная движущая сила в творчестве и спорте - тщеславие, в бизнесе - алчность, в политике - властолюбие. И только в духовной жизни главное - спасение души.
Так, у Льва Толстого, например, был брат Николай. Он был талантливый писатель, и когда он опубликовал в "Современнике" свой очерк "Охота на Кавказе", то Иван Сергеевич Тургенев сказал про него, что Николай Толстой - литератор очень способный, но настоящего писателя из него не выйдет никогда, потому как он лишен тщеславия, в отличие от Льва.
Белинский в письме М.Бакунину от 16.08.37. писал: "Я не написал ни одной статьи с полным самозабвением в своей идее: бессознательное предчувствие неуспеха и еще более того успеха всегда волновало мою кровь, усиливало и напрягало мои умственные силы, как прием опиуму".
При этом не надо, конечно, забывать, что в православии, в христианстве и тщеславие, и властолюбие, и алчность - великие пороки. Так, святой преподобный Иоанн Лествичник писал в "Лествице": "...тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу". И еще: "ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие".
А Вольтер в "Метафизическом трактате" писал следующее: "Гордыня - главное орудие, с помощью которого было воздвигнуто прекрасное здание общества". Каково?
В сказке Пушкина "О рыбаке и рыбке" нельзя сказать, чтобы рыбка лишила гордую и честолюбивую старуху совсем уж всего. Она ей все-таки оставила разбитое корыто, землянку да мужа-рыбака, так что с голоду она не помрет. Конечно, по сравнению с тем, что она имела, это мизер, но все-таки рыбка не оказалась такой уж жестокой, хотя, по правде говоря, за такую гордыню и убить мало!
Если по совести разобраться, то старуха ведь успела за свою жизнь побывать и дворянкой, и царицей, она управляла целой страной, и ей есть чем свою жизнь помянуть. А старик, муж ее, так весь свой век и пробудет простым рыбаком, ни на что большее он не годен, ему свою жизнь и помянуть-то будет нечем...