Теперь наше всё это Никита Михалков, Анна Семенович и Ксюша Трахтенберг.
Маловато, конечно, для великой России, но такие времена: демократия. Рынок всё расставил на свои места, как и обещали ранние ельциноиды, которые тогда еще сами верили, что Америка - ум, честь и совесть нашей эпохи.
Тем не менее, Пушкина в народе еще помнят.
Конечно, не так, как сразу после Хрущева, когда вся страна повторяла бессмертные строки пушкинского стихотворения "Товарищ, верь...":
Товарищ, верь, придет она,
На водку старая цена,
И на закуску будет скидка -
Ушел на пенсию Никитка.
Помнят больше не за поэзию и не за прозу: мало, кто, сдав экзамены по литературе в школе, открывает его произведения после, уже задавленный жизнью, о которой в школе ему не говорили ни слова. Помнят за невероятное трудолюбие: "А это кто за тебя делать будет? Пушкин?".
Не совсем понятно, почему и каким образом, но в эпоху познеров и швыдких, стоящих у руля российской культур-мультур, еще сохранился Государственный Пушкинский музей-заповедник, до которого от моего Лешенского всего-то сто пятьдесят километров по прямой, и грех было бы не почтить память поэта накануне его дня рождения.
Но сначала я приехал не в Михайловское, где находится дом поэта, а в Воронич, где когда-то было фамильное кладбище семейства Осиповых-Вульф, живших по соседству с Тригорским. Пушкин бывал на этом кладбище.
Это вид от Воронича на Тригорское и долину реки Сороть, которая течет сюда из Михайловского, чтобы еще в десятке километров слиться с рекой Великой.
Это въезд в Тригорское:
Это дом тех самых Осиповых-Вульф, вы о них всё знаете, в том числе, от Вересаева.
Пушкин, возможно, проходил здесь, если не по этому мостику, то по такому же:
Это вид от мостика на реку Сороть:
Это храм в Тригорском:
Возвращаемся в Михайловское через Бугрово (можно через Савкину Горку или через Петровское). От Бугрово до Михайловского около двух километров, и сюда часто хаживал поэт пообщаться с пейзанами и пейзанками. "Александр Сергеич был добрый барин, - вспоминали словоохотливые местные жители. - Испортит девку, и тут же стишок ей напишет".
На окраине Бугрово, прямо напротив гигантского гостиничного комплекса "У Арины Р." ("У Арины Розенблюм?), вас приветливо встречает вот этот оклик, типа "Стой, стрелять буду!". Это тот самый рынок в его типично российской форме.
"Предъяви пропуск!". У меня пропуска, конечно, не было. Попытка договориться с охранником оказалась неудачной, зато я выяснил детали. Пропуска теперь выдают не в обкоме КПСС и не номенклатурным работникам, а всем желающим. Правда, не выдают, а продают: пропуск стоит 200 рублей, и купить его можно в каком-то киоске, для чего надо вернуться в Пушкинские Горы. Пропуск действителен весь день и дает право подъезда ко всем объектам музея. Надежно, выгодно, удобно!
У меня не было желания ни ехать назад в Пушкинские Горы, ни платить 200 рублей, поэтому я оставил машину на обочине и потопал дальше пешком. И правильно сделал! Все этот антураж оказался страшной дуриловкой: ровно через триста метров действие пропуска заканчивалось, машину надо было бы все равно парковать и дальше идти ножками, что и правильно. Такая же ситуация, как выяснилось позже, была и "на других объектах музея". Дело Мавроди и фонда "Хопер-Инвест" живет и побеждает!
А вот с велосипедистов брать дань музейщики пока не додумались. Но всё впереди - выживать-то надо.
В Бугрово на пруду, образованном плотиной на реке Луговка, воссоздана водяная мельница. Возможно, такая же была здесь и во времена Пушкина. Красивая работа!
Обратите внимание, какая высокая технология: основные материалы - дерево и камень, всё местное, всё под рукой, и всё работает. А главное, никакой Чубайс не страшен: разразись хоть двести энергетических или финансовых кризисов, мельница будет выполнять свою задачу, пока будут живы ручьи, питающие речушку Луговку. А таких Луговок по России...
В Бугрово же воссоздана крестьянская усадьба, вряд ли типичная для того времени: судя по картинам художников-передвижников, крестьяне тогда жили слегка беднее и несколько в других избах, хотя трудились в поте лица и со знанием дела.
Ныне поля вокруг Михайловского (и не только!) до самого горизонта зарастают одуванчиками, которые только что отцвели:
"Мы не сеем и не пашем,
Мы валяем дурака..."
Тем не менее, некоторые дома в Бугрово вряд ли уступят по обустроенности и комфорту вот тем, из уголка потемкинской деревни:
Но мы приближаемся к границам усадьбы. Гравийная дорога с валунами-указателями идет по девственному темному лесу, полному комаров, птичьих голосов и запаха цветущих в полную силу ландышей. Границу еловой аллеи, некоторые деревья которой росли и при Пушкине, обозначает часовня и поклонный крест:
Вот вид вдоль аллеи на ту же часовню от арки перед домом поэта:
Нет, это не всемирно известная скамья Онегина - мы пропустили ее в Тригорском, недалеко от дома Осиповых-Вульф. Помните вид на речку Сороть? Это оттуда.
Вот входная арка, а за ней сам дом Пушкина в Михайловском:
Это вид с мостика над одним из прямоугольных прудов перед домом:
Это замшелая ограда и старый амбар с рампой, как на овощной базе:
Это тот самый дом:
Обходим его с правой стороны. Открывается изумительный вид на реку Сороть, ее заливные луга и синюю каемку леса на горизонте:
Стремясь к Великой, Сороть по пути образует несколько озер. Два из них видны из окна дома Пушкина. Это большое озеро, Кучане:
Это озерцо Маленец, мимо которого проходит дорожка на ветряную мельницу, Савкину Горку и далее в Тригорское и на Воронич. Пушкин, наверное, не раз проходил через эту калитку:
В Тригорском мы уже были, поэтому вернемся к еловой аллее. Если идти по ней от часовни к дому, то прямо перед домом поэта вправо уходит еще одна аллея, обсаженная вековыми липами. Это аллея Керн, и говорят, что здесь еще сохранились липы, бывшие свидетельницами того самого, закономерно случившегося, и оторопевшие от увиденного.
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты..."
(А.С.Пушкин, из бессмертного стихотворения, посвященного Анне Петровне Керн)
"Вчера с Божьей помощью отъе$ал Аннушку Керн..."
(А.С.Пушкин, из частного письма)
В любом случае, он - гений. Его имя вошло бы в историю русской и мировой литературы, даже если бы он не написал ничего другого, кроме "Сказки рыбаке и рыбке", которую я считаю величайшим произведением всех времен и народов: никому не удавалось так глубоко проникнуть в сущность женской психологии и так коротко, ёмко и образно выразить эту сущность.
"Чтобы сама рыбка ей служила и была бы у неё на посылках..."
В итоге зависть и ненависть тогдашней интеллигенции, гигантские долги, красавица-жена, успешно блядующая на грани приличий того времени, орден рогоносцев и некто Дантес, который, как напишут школьники в XXI веке, "не стоил и выеденного яйца Пушкина". ("КП", 27 мая - 3 июня 2010 года, стр.25), дуэль и нелепая, трагическая смерть в тридцать семь лет.
"С меня при цифре "37" в момент слетает хмель..."
(В.С.Высоцкий)
В итоге вот эта скромная могила в Святогорском монастыре и всемирная слава.