Заинтересовавшись книгой Karen Essex "Stealing Athena", где в полном подчинении историческим фактам на фоне романтической любви действительно существовавших героев, изложена судьба мрамора, вывезенного из Парфенона, я продолжила поиски её книг. На этот раз мой выбор остановился на "Leonardo's Swans".
Книга (широко разрекламированная в прессе) захватила меня меньше, чем предыдущая. Но всё равно, читать её было интересно.
В центре повествования две сестры: Беатриче д'Эсте (младшая) и Изабелла д'Эсте. Сюжетная линия основана на соперничестве и ревности друг к другу.
Беатриче в пятнадцать лет была отдана в жёны влиятельному Лодовико Сфорцу (в будущем герцогу Милана). Её сестра, Изабелла, которая старше всего на год, маркиза Мантуи, была одной из самых известных женщин итальянского Ренессанса, влиятельным политическим и культурным деятелем. Соперничество двух сестёр происходило сразу в двух сферах: в борьбе за сердце и внимание могущественного мужа Беатриче Лодовико Сфорцо, и в желание удостоиться написания своего портрета гениальным Леонардо да Винчи.
Великий артист был в то время в услужении Лодовико и обязан был подчиняться любому его пожеланию. За десять лет до женитьбы Лодовико на Беатриче, Леонардо запечатлел изумительную красоту его юной любовницы Сесилии в портрете "Дама с горностаем". Амбициозной красавице Изабелле тоже хотелось увековечить себя в нетленном произведении искусства, непременно кисти самого Леонардо да Винчи. Надо сказать, что её желание осуществилось, правда не вполне. Остался лишь карандашный рисунок её портрета, сделанный великим Леонардо.
Её образ увековечили великие Тициан и Рубенс, и многие другие художники и скульпторы.
Интересен рассказ писательницы о том, что её подтолкнуло к написанию этого романа. Будучи в Милане, она получила разрешение увидеть "Тайную Вечерю" в монастыре Санта-Мария делле Грацие (оказывается, в наше время необходимо добыть такое разрешение, а состав группы может быть только в несколько человек.) Там она обратила внимание на фреску на противоположной стене. То была работа Джованни Монторфано (Giovanni Montorfano) "Распятие". Внимание её приковали фигуры монахинь в правом нижнем углу фрески. И хотя состояние самой фрески было удовлетворительное, фигура женщины, углублённой в молитву на фоне монахинь, почти исчезла. Кто же эта женщина? Писательница не успокоилась, пока не удовлетворила своё любопытство. Оказалось, что это Беатриче, юная жена Лодовико. Мало того, написана она была самим Леонардо!
Позже, после смерти Беатриче, Леонардо написал портрет возлюбленной Лодовико, Лукреции Кривелли ( Lucrezia Crivelli). Таким образом, великий Леонардо да Винчипочти обессмертил всех женщин, добившихся внимания всесильного герцога Милана.
Так родился замысел романа: жизненный путь двух сестёр, ставших знаменитыми и могущественными, благодаря своему браку, в эпоху итальянского Ренессанса.
К сожалению, интригам, любви и ревности уделено гораздо больше внимания, чем гигантской фигуре гения. В романе он на втором плане. Впрочем, название романа - "Лебеди Леонардо", а не имя великого живописца. Так что писательница выполнила свою задачу и, в своём "женском романе" (как это принято сейчас называть), развернула перед читателем не только картины жизни той эпохи, но рассказала о жизни и творчестве Леонардо да Винчи.