Аннотация: Очерк опубликован в еженедельнике "Леди", Узбекистан, август, 2012.
Еще одна загадка африканского побережья.
Тысяча и одна тайна Геде
Путешествуя по кенийскому городку Малинди на побережье Индийского океана и национальному морскому парку Ватаму, наткнулись на дорожный указатель с короткой и ёмкой надписью "Геде - руины древнего города. Охраняется государством". Что за город? Почему руины? Кто там жил? Вопросы наскакивали один на другой, торопясь вырваться на волю, толкались и тут же терялись среди новых вопросов, оставшихся без ответа. Память старалась выкопать хотя бы кусочек информации об этих руинах близ Малинди, но не могла найти абсолютно ничего, кроме Васко да Гамы и португальцев с арабами. И всё же казалось, что связь с последними должна быть, ведь они пришли на восточное побережье Африки раньше кого-либо, однако новый вопрос - зачем им было селиться так далеко от воды и от бухты, в тропических лесах, когда рядом есть Малинди? Не найдя вразумительного объяснения, в один из дней решаем отправиться посмотреть на останки городища и поговорить с сотрудниками музея.
Свернув с основной трассы, ведущей из Малинди в Ватаму, налево, оказываемся на размытой дождями, а сейчас пыльной просёлочной дороге. Ехать долго не пришлось. Машина уткнулась в ворота с будкой не то кассира, не то вахтёра на проходной, который оторвал билеты, записал номер машины и махнул рукой в сторону белого здания, мол, там разберётесь. Уже на стоянке к нам подошёл мужчина с бейджиком на рубашке и представился гидом музея под открытым небом, предложив свои услуги. Вцепившись в него мёртвой хваткой, я дала волю моим вопросам, теснившимся в голове и рвавшимся наружу. На каждый ответ гида у меня выскакивали новые и новые вопросы, от которых нормальный человек бы растерялся, но не наш экскурсовод. Видимо, ему часто приходится сталкиваться с такими чересчур любопытными и любознательными дамами. Внятно и чётко, на прекрасном английском языке, он успевал не только отвечать на мои вопросы, а также вёл нас к самим руинам города Геде, рассказывая по ходу историю его возникновения и гибели. При этом он подчеркнул, что все данные не могут считаться последними и самыми верными, ибо Геде полон загадок и тайн по сей день.
Заинтриговал. И я купилась сразу же, погрузившись с головой в тысячу и одну тайну арабского (мои догадки оправдались!) города, возникшего из ничего и ушедшего в никуда.
Итак, слушайте быль о древнем славном арабском городе Геде, раскинувшемся когда-то на берегу Индийского океана среди таинственных и опасных африканских лесов по соседству с воинственными местными племенами. История его - история рождения, расцвета и гибели не одного поколения богатых работорговцев-арабов, нашедших для себя и близких вторую родину вдалеке от своей стороны. Не буду сейчас клеймить позором создателей города за их ужасное ремесло. Какой в том смысл? Да и времена были другие, и торговля рабами считалась всего лишь бизнесом чистой воды, несмотря на свою античеловечность. "И ничего личного", как любят нынче говорить акулы-предприниматели, "проглотив" мелкого конкурента.
Город Геде - одно из самых известных и таинственных поселений на Восточном побережье Африки, хотя я о нём узнала совершенно случайно. А вот археологи до сих пор грезят им и теряются в догадках о его истинной истории, ведь найденные здесь бытовые вещи не могут раскрыть всех тайн. Известно, что город был построен в конце XIII века. По одной из версий, его основали изгои-переселенцы, выдворенные властями из Малинди. Опять вопрос - почему их выгнали из портового города, за что? А, может быть, они сами решили отделиться? Непонятно. Ясно одно, арабы, суахили и в дальнейшем португальцы Геде явно не жаловали или завидовали его богатству. Во всяком случае, упоминаний о нём в письменных источниках нет, и исследователи пока не нашли ничего, что бы указывало на нелюбовь малиндийцев к Геде. В тоже время, если в письменных документах никто не говорит о богатом городе, вероятно, умалчивая специально, значит, у них были веские причины для этого. Какие? Кстати, в древности город назывался Килимани. Название "Геде" городу дали захватившие его воинственные кочевые племена из Сомали. На их языке слово "геде" означало "драгоценный". Выходит, что город был очень богат, раз получил такое название. Вероятно, в этом и кроется нелюбовь султана Малинди к Геде. Кому же понравится расположившийся по соседству самостоятельный султан с богатыми подданными и налаженым бизнесом?
После своего образования в XIII веке, о подробностях которого история умалчивает, Геде быстро развивался и к середине XV века, когда в Восточной Африке уже начали появляться первые европейцы, был оживленным торговым центром. Однако, почему же португальцы, в частности Васко да Гама, стоявший со своими каравеллами в Малинди не один день, ничего не говорят об этом городе? Всё очень просто. Португальцев на тот момент абсолютно не интересовала торговля с дикими, по их понятиям, местными племенами. Они не обращали внимание на них, занятые поисками морского пути из Европы в Индию. Для них Малинди был перевалочной базой и не более. Поэтому они и не торопились исследовать побережье или продвигаться вглубь континента, а султан, естественно, не собирался им рассказывать о богатом соседе. Зачем делать такой подарок жадным до золота европейцам?
А город был богат. Уже после осмотра городища, мы пошли в музей (современное здание с неплохой экспозицией, открытой совсем недавно), где увидели множество археологических находок с Геде, которые красноречиво свидетельствуют о том, что это был крупный город по меркам XVI века, где шла бойкая торговля. Наш гид рассказал о находках, не выставленных в витринах музея, - золотых и серебряных украшениях и ценных монетах, над которыми продолжают работать исследователи. Но даже увиденные вещи буквально кричали о том, что здешние горожане жили в достатке: китайский и арабский фарфор, стекло, посуда для хранения и приготовления пищи, железные лампы и ножницы, остатки тканей и многое другое. И опять у меня возник ряд вопросов. Почему люди оставили всё это богатство в домах, исчезнув однажды в неизвестном направлении? Нет логического объяснения. Вы бы стали оставлять дорогую посуду, драгоценности и деньги в доме, уезжая или переезжая? И почему раскопки в Геде начались только в 1940 году по инициативе европейских учёных? Неужели местные напрочь забыли о городе, который за века зарос тропическим лесом и разрушился? Мистика да и только.
Когда европейские учёные нашли Геде (о том, откуда они о нём узнали и как искали, источников очень мало. Есть исследовательские труды, но их нужно переводить на русский - автор), им пришлось врубаться в тропический лес, очищая руины города от вековых деревьев и лиан. И сейчас можно увидеть растущие вековые деревья прямо посреди залов и комнат, а пеньки от срубленых - посреди домов. Когда предполагаемое место города очистили от растений, обнаружилось множество строений: городские стены (внутренние и внешние), ворота и башни, жилые дома, мечети и склепы, дворец султана и, что очень важно, развитую систему колодцев и бассейнов. Всего в городе найдено 35 вырытых колодцев, соединенных между собой в единую систему и хорошо закрепленных кораллами. Это был, по сути, городской водопровод, который обслуживали специальные люди, ведь он нуждался как в сохранении, так и очистке. Было построено 7 мечетей как внутри Геде, так и за городскими стенами. Строили жители из вулканической породы и местных кораллов. На мой вопрос,как кораллы добывали и везли сюда с берега, гид пояснил, что, вероятно, океан тогда был намного ближе к этому месту, чем сейчас, и Геде теоретически мог быть портом. Этим может объясняться и гибель города. Ушла вода, и люди были вынуждены покинуть обжитые места в поисках лучшего места. Хотя остаётся вопрос, почему они не вывезли свои вещи? Не получается логической цепочки.
Бродя вслед за гидом по улочкам таинственного Геде, входим во дворец султана, который занимал примерно треть площади всего города. Вход-арка, выложенная кораллами в арабском стиле, до сих пор хорошо сохранилась, как и надписи и узоры на ней. Огромная зала для посетителей с выложенной вдоль стен суфой, а посреди бассейн или хауз. На стенах видны фрагменты надписей арабской вязью, но не очень чётко. Вероятно, это изречения из Корана. За стеной виден обычный туалет с маленьким окошком у потолка, который, по предположениям, принадлежал лично султану. Кстати, из туалета было хорошо слышно о чём судачат придворные и просители в ожидании выхода властителя, возможно, он пользовался этим, чтобы быть в курсе настроений подданных. У одной из стен построено ступенчатое возвышение, на котором и сидел султан на приёмах. Сейчас это просто каменные ступеньки среди облезлых стен, а если представить этот зал веков так десять назад? Величественный вход со стражей по обе стороны, вокруг ковры и шелковые подушки, в хаузе плавают золотые рыбки, на возвышенности сидит правитель города в дорогих одеждах и золоте, внизу же расположились его слуги, старающиеся угодить своему султану, купцы ждут его разрешения на торговлю. Наверное, так всё и было. Жаль, что не осталось источников, описывающих жизнь Геде. По расположению комнат и разделению дворца можно предположить, что султан имел четырёх жен. Для каждой из них были выстроены отдельные апартаменты. Во дворце султана отдельный колодец, не сообщавшийся с остальными. А еще есть ванная, выложенная из камня, небольшая, но настоящая ванна в отдельном закутке рядом с апартаментами султана. О том, что жители города уделяли большое внимание личной гигиене, говорят и ниши в стенах домов и во дворце со специальными углублениями в виде раковин, эдакие умывальники каменные.
Хорошо план дворца просматривается с огромного фигового дерева, на котором сотрудники музея установили смотровую площадку. Чтобы там оказаться, нужно преодолеть скрипучие подвесные ступеньки-лесенки, взбираясь выше и выше по спирали вокруг ствола дерева, пока не окажешься на самой верхушке, на высоте птичьего полёта. Смотреть вниз страшновато, однако только отсюда можно увидеть и дворец, и стены, и весь город, поражаясь правильности линий построек внизу. Архитектор, планировавший город, знал толк в этом деле. (Во время визита в 2016 году обнаружилось, что смотровая площадка не действует, т.к. находится в аварийном состоянии. Местная общественная организация, собиравшая с желающих взобраться на дерево плату, не в состоянии самостоятельно отремонтировать лестницу и площадку наверху. Ждут спонсора. А пока туристы с деньгами просто обходят дерево стороной).
Почему же город исчез, не оставив следов в истории этого региона? Не могли его жители покинуть его просто так без серьёзной на то причины, не могли и всё тут. Хотя, может быть, враги вынудили их? Не думаю, потому что однажды Геде уже был разрушен карательной экспедицией, посланной султаном Момбасы против султана Малинди. "...это случилось после того, как войска Малинди, в составе которых были и граждане Геде, в апреле 1529 разграбили Момбасу, перебив большую часть горожан. Возможно, каратели, пройдя пешком по жаре больше 100 километров, не дошли до Малинди или спутали его с Геде. Но так или иначе вместо того, чтобы воевать с султаном Малинди, они выместили свой гнев на султане Геде. Большая часть населения города была уничтожена. Но люди вернулись в город...".(с сайта журнала 'Вокруг света').
Но был ещё и второй случай, когда они не стали возвращаться в свои дома. Учёные говорят, что в конце XVI века в городе случилось нечто гораздо более страшное, заставившее всё население в ужасе бежать прочь из Геде. В то время в городе жили уже более двух с половиной тысяч человек. В один день они по доброй воле, оставив нажитое годами имущество, покинули свои дома и ушли из города навсегда. До сих пор неизвестно, что заставило их сделать это. По одной из версий, самое дорогое, что есть в Африке, - вода покинула колодцы, и жители города начали умирать от жажды. Но тогда бы они захватили свой скарб, однако дома остались нетронутыми. По другой - их поразила проказа или доселе неизвестная, неизлечимая болезнь, появившаяся и исчезнувшая внезапно. Тогда бы учёные нашли скелеты в домах, но их не было, - жилища остались пустыми. По третьей - на город пало вечное, ужасное проклятье за то, что предки его жителей из Сомали когда-то уничтожили настоящих владельцев города. Оставаться в нем было равносильно гибели. А это говорит о том, что даже соседи из Малинди боялись мародёрствовать в Геде, ведь место считалось заколдованным. Может быть, в этом причина того, что в письменных источниках не сохранилось упоминаний о городе? Люди просто боялись произносить вслух его имя и вообще писать о нём, страшась чего-то неизвестного, но ужасного для них. В этом причина того, что Геде со временем зарос лесом, и дороги к нему были забыты. Найденные уже в XX веке развалины молчаливо хранят тысячу и одну загадку африканского побережья. И что-то подсказывает мне, что мрачная тайна Геде останется нераскрытой, будоража воображение не одного поколения археологов и путешественников. А я так и буду возвращаться к нему в своих фантазиях и снах, пытаясь докопаться до истины, почему город был брошен.
(C)
Эльмира Алейникова.
Кения. Малинди-Найроби.
Февраль, 2010 г.
Статью можно прочитать на сайте www.lib-tour.ru здесь