Аннотация: Очерк опубликован в еженедельнике "Леди", Узбекистан, 04.11.2010.
Родом из хорезмского лязги
В младших классах школы мучительно завидовала девочкам из национальных классов, исполнявшим во время утренников и карнавалов хорезмский танец лязги. Чудесный звон монисто, громкие прищелкивания пальцами и занги, развевающиеся во время танца разноцветные шелковые юбки, перья фазанов на шапочках, украшенных монетами... Помню, как просила бабушку сшить мне платье из хан атласа и даже пыталась кружиться перед зеркалом, повторяя сложные па хорезмского танца, однако выходило неуклюже и угловато. Так и остался мечтой вихрь-танец, преследуя меня зажигательной мелодией по жизни. Только заслышав первые, медленные аккорды лязги, ноги сами пускались в пляс, а руки взлетали вверх, чтобы мгновение спустя стыдливо опуститься вниз. Конечно, со временем, я научилась самым простым движениям этого магического танца, и с удовольствием исполняла их, вливаясь в толпу танцующих на вечеринках или свадьбах, однако ощущение того, что лязги не просто весёлый популярный танец, а нечто большее, не покидало меня, заставляя внимательно вглядываться в движения профессиональных исполнительниц на телеэкране.
И вот однажды судьба подарила мне сюрприз, отправив в Хиву, в сердце Древнего Хорезма. Сам город и старинное городище Ичан кала настолько удивили и поразили, что хватило бы на огромную статью, но мне посчастливилось побывать ещё и на концерте местного этнографического ансамбля, во время которого женщины в ярких блестящих нарядах исполняли лязги. Совсем рядом кружились в бешеном ритме две танцовщицы: мелькали широкие юбки, украшенные блёстками; кокетливо сдвинутые набок шапочки с перьями только чудом не соскальзывали с их волос; громкая музыка ускоряла темпы, заставляя притопывать и хлопать в ладоши зрителей; чёрные косы танцовщиц, переплетенные монетами, летали словно тонкие змеи. Время, казалось, остановилось, уступив музыке и движению гибких тел, рассказывающих одну историю за другой, в которой были и радость, и счастье, и горе, и слёзы вперемежку. Хотелось соскочить со стула и слиться в едином вихре танца с исполнительницами, поведав и мою историю жизни сидящим в зале людям... И только зачарованные взгляды окружающих, обращенные к женщинам на сцене, останавливали. Моё время ещё не пришло, мой выход с лязги не наступил.
Чтобы поближе понять суть лязги, купила диски с танцами и песнями Хорезма, которые стали путешествовать со мной, даря веселье тогда, когда и радоваться-то было нечему. Прочитала не одну статью о танцевальном искусстве Хорезма, просмотрела несколько альбомов с фото и прекрасными описаниями каждого движения танцовщиц. Лязги - это не просто танец, это целая система, помогающая людям создать праздник буквально на пустом месте. Достаточно улыбающейся танцовщицы, дутара (1) и дойры,(2) чтобы праздник для души наступил прямо сейчас.
Исследователи выделяют три типа лязги - торжественные, лирические и комические. Отличаются они способом выражения чувств, эмоций, мироощущения, миропонимания исполнителя. В начале танца звучит медленный запев. Танцовщица выходит в размеренном темпе, исполняет движения руками, украшенными зангами. И неожиданно замирает в статичной позе, приковывая к себе внимание зрителей. Затем на музыкальную фразу поза начинает как бы рассыпаться, и в конце "колена" звучит хорезмский "ключ" (определенная комбинация движений), и танцовщица замирает в другой позе. С каждым новым звучанием музыкальной фразы темп танца убыстряется и каждый раз заканчивается "ключом". Танец поражает огромным количеством движений, кажется, что исполнительница на глазах у зрителей сочиняет свой хореографический образ. О, как бы и мне хотелось выйти на сцену и сочинить мой образ, станцевать мою лязги!
Станцевала свой танец я в горах. Мы праздновали Навруз в Фаришском районе Джизакской области. С самого раннего утра на зелёных холмах недалеко от райцентра Фариш начали собираться жители, неся с собой сумки с едой и термосы с чаем, чтобы устроить пикник на природе. Здесь же, между двумя холмами, была построена яркая сцена с плакатами и цветами, поставлены скамьи для почётных гостей и разбиты палатки торговцев. По традиции, после поздравлений руководства, начался концерт. Выступали приглашенные артисты, пытаясь зажечь провинциальную публику, однако народ плясать не рвался, награждая вежливыми аплодисментами очередного певца или певицу. И вот на сцену вышла довольна крупная артистка и запела звучным голосом песню под мою любимою мелодию "Лязги". Неожиданно для самой себя я соскочила со скамьи, на которой сидела с подругой и детьми, и начала танцевать. Что меня подтолкнуло выплясывать с утра на глазах у тысяч жителей района? Сочная трава на склонах, голубое высокое небо, свежий ветер с запахами лугов, ощущение безмерного счастья быть здесь и сейчас с дорогими мне людьми? Не знаю. Но за мной к сцене стали выходить и другие женщины, задорно пританцовывая и зазывая подруг в круг. К середине песни на поляне танцевали уже сотни людей: мужчины театрально вздёргивали руки, а затем махали ими, изображая весенний танец птиц; молоденькие девушки в ярких праздничных нарядах, украдкой поглядывая на зрителей, трясли кистями рук и подёргивали плечиками; дородные матери семейств притопывали и выделывали узоры ставшими вдруг подвижными и гибкими руками. Всё кружилось вокруг в ярком и ритмичном танце. Сама весна танцевала знаменитую лязги на той поляне между двух холмов, ведя нас за собой. Я только подчинялась ей, двигаясь в такт музыке.
1. Дойра - бубен с деревянной обечайкой, одна сторона затягивается мембраной из кожи.
2. Дутар - самый распространенный щипковый музыкальный инструмент в Средней Азии.