Аннотация: СОРОК ИСТОРИЙ счастливого избавления от страха и тревоги с помощью тренингов и психотерапии с подробным описанием приемов для самоприменения. Книга вышла в издательстве КСП+.
сергей торлецкий
владимир цыбульский
ДЕНЬ СТРАХА
тренинг антитревоги
избавление от страха
эмоционально-образная терапия
расставание с беспокойством
обретение уверенности
СОРОК ИСТОРИЙ
счастливого избавления от страха и тревоги
с помощью тренингов и психотерапии с подробным описанием приемов
для самоприменения
ГЛАВА I
о чем и для чего эта книга
визит к психотерапевту
классификации страха
что мы будем делать
о чем и для чего эта книга
ЭТА КНИГА О СТРАХЕ И ТРЕВОГЕ
Эта книга о страхе.
Или во множественном числе - о страхах.
Или еще шире - о том, что знакомо каждому - о страхах, тревогах, беспокойствах.
И об их тяжелых формах и последствиях, с которыми трудно справиться в одиночку.
О том, что рождается во тьме и пытается утащить наш разум во тьму, лишает нас спокойствия, способности принимать разумные решения, строить свою жизнь так, как нам хочется.
Авторы назвали книгу "День страха". По аналогии с "Днем любви" или "Днем памяти", или "Днем учителя". В какой-то день все вдруг вспоминают о том, что есть какое-то чувство, или потеря, или профессия и немного думают об этом.
"День страха" - приглашение подумать и разобраться в этом феномене психики, в проблеме страха, без решения которой невозможно ни овладеть профессией, ни примириться с потерями, ни достичь гармонии и счастья в любви.
Авторы предлагают читателю вывести свой страх из тени на свет.
На свету страх не так страшен. Его можно приручить, использовать его энергию в мирных целях. Можно просто избавиться от страха, узнав его. Правда надо знать - как это делать.
Узнанный страх не так опасен и поддается приручению. Опасен страх спрятанный, подавленный. Он действительно может натворить много бед.
Эта книга о том, как справиться с тревогой и беспокойством с помощью этой книги.
Страх для авторов не отвлеченный предмет и не тема остренькой беседы. Многолетний опыт психотерапевтической практики, сотни людей с проблемами, которые казались неразрешимыми и путь решения которых был найден совместными усилиями, оригинальные методики избавления от страхов и их последствий, пристальное исследование теории и практики современной психотерапии страха, - все это послужило материалом для книги.
Авторы рассматривают страх в судьбе человека в его развитии: зарождение в младенчестве, страхи детства и юности, зрелого возраста и старости. Проясняются взаимосвязи, общее и различное, причины и следствия. Предлагаются методы терапии страха в разные периоды жизни.
Особое место в книге занимает рассказ о возможностях эмоционально-образной терапии в избавлении от страхов и тревог (оригинальные методики профессора Николая Линде с успехом применяемые в работе психологического центра "Мир Вашего Я"). На многочисленных примерах показывается, как самостоятельно можно овладеть этим методом.
Книга имеет практическую направленность. В тренингах и практикумах приводятся приемы и методы (от классического психоанализа до экспресс-методов современной психотерапии), с помощью которых читатель сам может анализировать и регулировать свое психическое состояние.
Разыгрываются самые распространенные сценарии возникновения страхов, с использованием конкретных примеров ( все примеры подлинные, взяты из психотерапевтической практики, все это происходило с реальными людьми, имена которых по понятным причинам изменены). Показывается,
как справляться со своим страхом:
-самолетов,
-метро,
-чиновников,
-начальников,
-работников сервиса;
-вахтеров;
-хулиганов и насильников,
-драки,
-любви,
-родителей,
-подчиненных,
-нового дела,
-будущего,
-высоты, закрытых и открытых пространств,
-себя
- смерти
Читатель научится избавляться от собственных страхов. Но мы и сами можем стать причиной возникновения страхов окружающих нас людей. Например - наших детей.
Большинство страхов, беспокоящих взрослых, зарождается в детстве и не только из-за того, что "Папка пьет и мамку бьет" (такой "папка", как правило, книг не читает и обращаться к нему бесполезно). От страха страдают дети (они потом вырастают во взрослых) из вполне благополучных семейств, в которых родители занимаются воспитанием детей, применяя методы традиционные, часто порочные ( в том числе и по'рочные), не представляя, как тот или иной "педагогический" прием, примененный из самых благих побуждений, отзовется в ребенке лет через двадцать.
Если родители, прочитав эту книгу, станут хоть немного осторожнее и предусмотрительнее при выборе методов воспитания - одна из целей "Дня Страха" будет достигнута.
В книге один Автор. Практический опыт психолога, директора психологического центра "Мир Вашего Я" Сергея Торлецкого и опыт журналиста-популяризатора психологических знаний Владимира Цыбульского соединились в Авторе, для того, чтобы появилась эта книга.
По мнению специалистов для каждого третьего в России психологические проблемы, вызванные в том числе чувством страха, весьма серьезны. Познакомившись с этой книгой читатель почувствует себя увереннее, сможет анализировать свои психологические проблемы и решать их сам или с помощью психотерапевта. Отношение к себе и своему будущему станет более оптимистичным. Появится шанс на изменение судьбы.
визит к психотерапевту
ОН СПИТ И ВИДИТ СОН
Психотерапевт спит и видит сон: в городе отмечают День Страха. Никакой помпы, митингов, карнавалов и хеловинов. Никто никого не пугает. Просто в этот день о собственных беспокойствах и страхах говорить не стыдно. И все говорят. В метро, на улице, в офисах, магазинах, в театрах и кафе. И все слушают друг друга, стараются понять, помочь советом, поделиться собственным опытом в преодолении страха. И никто никого не укоряет, не подначивает, не оскорбляет. Потому что в этот День понимают, что в той или иной степени эта беда коснулась или может коснуться каждого.
Оказывается, панически бояться можно самых нестрашных вещей.
Например, птиц, мотыльков, воды, пыли, перьев, пауков, пота, крови, камней, высоты, закрытых и открытых пространств, грозы, шума, тишины, яркого света, темноты, города, деревни, любви, ненависти, автобусов, толпы, одиночества, похорон, перемен, будущего, уколов и зубных врачей.
Дети боятся родителей, женщины - быть брошенными, мужчины - "оказаться не на высоте".
И ничего поделать с этими страхами нельзя, а жить с ними тяжело.
Психотерапевту снится, что он ходит среди людей и раздает им подарки:
кому прощение, кому новый взгляд на мир, кому умение вспоминать и забывать, расслабиться, обрести покой и всем - избавление от страхов, тревоги, беспокойства.
Такой городской сеанс психотерапии.
Многим становится легче.
Подобный сон может присниться только психотерапевту. Специалисту по проблемам психического здоровья. Ортопеду, стоматологу, гастроэнтерологу такой сон не приснится никогда. Он не приснится венерологу или практологу. К этим специалистам человек обращается, когда почувствует телесную боль, в каком бы укромном месте он ее не обнаружил. Иное дело боли и проблемы душевные.
Психологи и психотерапевты часто встречаются с людьми, нуждающимися в их помощи, совете, но отвергающими и то, и другое. Над ними смеются, им не доверяют.
Стоит онкологу подозрительно покоситься на нашу родинку, мы тут же бежим сдавать анализы. Психотерапевт, узнав, что человек с некоторых пор избегает ездить на метро, предпочитая сменить пять-шесть автобусов и опоздать к месту встречи на два часа, далеко не всегда сможет убедить в необходимости срочной психотерапевтической помощи. Хотя он-то отлично знает, что подобные безобидные чудачества свидетельствуют о психологических проблемах, которые, если вовремя ими не заняться, могут привести к полной изоляции человека от общества, вплоть до длительного проживания в психиатрической клинике.
Необъяснимые страх и тревога знакомы каждому. Но говорить об этом не принято. О лишнем весе, морщинах, целлюлите, прыщиках, давлении и головной боли - сколько угодно. О страхах, как серьезной проблеме - очень редко и вскользь.
В основе этой книги - практический опыт психотерапевтов. В том числе профессора Николая Линде. Он ведет мастер-класс, обучая студентов, психологов, психотерапевтов, разработанному им методу эмоционально-образной терапии (подробно о методе и его применении в терапии страха - в главе "Доктор Образ"). На мастер-класс приходят люди молодые, энергичные, социально активные без каких-либо явных проблем со здоровьем. По условиям обучения группа произвольно делится на клиентов (тех, у кого есть психологические проблемы психотерапевты называют "клиентами"; "пациенты" - это в медицине)) и психотерапевтов. Потом меняются ролями. Оказалось, "клиентам" никаких специальных проблем выдумывать не надо. У каждого обнаруживались вполне реальные проблемы ( в том числе беспокойства, тревоги, страхи), о которых никогда и никому они не говорили. Только оказавшись на учебном сеансе психотерапии, люди смогли сказать об этом вслух...
Психотерапия (как психологическая терапия) - наука в России молодая, заново открыта и развивается лишь в последнее десятилетие. Срок для укрепления в массовом сознании необходимости обращаться с определенного рода вопросами к этим специалистам небольшой. Психотерапевта все еще путают с психиатром, доктором из психушки, к которому попасть и стыдно, и опасно - накачает всякой химией и крыша съедет окончательно, а еще поставят на учет в психдиспансере, отберут права и выгонят с работы. Психолог же - это человек, необходимый родственникам погибших в авиакатастрофе, заложникам, пострадавшим от рук террористов и теннисисту с мировым именем, а для решения семейных и личных проблем он вполне бесполезен - сами разберемся (психологи, работающие в школе и социальной сфере, о распространенности подобного мнения знают очень хорошо).
Впрочем, отношение к душевному здоровью в обществе постепенно меняется. Может быть из-за состояния этого здоровья. Услуги психологических консультаций, служб психотерапевтической помощи в последнее время все более востребованы. Услуги в основном платные, доступные состоятельным людям. Понятно, что не всякий согласится платить деньги, которых нет, не будучи к тому же полностью уверен в успехе. Зато спрос на психологическую литературу, книжки по психотерапии и психоанализу растет. Можно говорить о приближении психологического книжного бума. Подобной литературой интересуются студенты, будущие специалисты и будущие их клиенты. Люди ощущают недостаток знаний в этой области и стремятся восполнить его. Самообразование тут действительно не повредит.
Психотерапия отличается от медицины. Доктор ставит диагноз, больной принимает лекарства и так лечится. В психотерапии же специалист только помогает человеку, у которого есть проблема (страх, беспокойство, тревожное состояние, бессонница, вспышка раздражительности, невозможность выйти из дома или ездить в транспорте). Решает свою проблему человек сам.
Эта книга - ваш личный психотерапевт. Она не решит за вас ваших проблем, без вашей помощи и активного участия, не избавит вас от тревог, беспокойств и страхов. Вы можете оставаться пассивным, узнавать себя в героях многочисленных примеров борьбы со страхом, представлять, что это могли бы быть вы. Вы можете даже почувствовать уверенность, оптимизм и надежду, освоить одну-две методики и более или менее успешно применять их время от времени. И это - неплохо. Но это значит использовать свои возможности на долю процента, думать, что можно что-то изменить, ничего всерьез не меняя.
Ваши проблемы не вне вас. Они - внутри вас. Решите вы их сами, если очень сильно захотите и готовы будете действовать. Вот тогда ваш личный психотерапевт вам действительно поможет.
ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ
И КУДА ПОТОМ ДЕВАЕТСЯ
Клара М., студентка четвертого курса психологического факультета. Очень подвижна, смешлива, любит общаться и быть в центре внимания. Иногда становится задумчивой и раздражительной. Оказавшись в роли клиента на занятии мастер класса по обучению методу эмоционально-образной терапии на вопрос психотерапевта ответила, что проблема у нее есть - из общественного транспорта она больше всего не любит автобусы. Предпочитает ходить пешком, ездить на метро или троллейбусе. А в автобусах ей неуютно. И она на них не ездит. А откуда эта нелюбовь - объяснить не может. Просто в автобусе ей всегда плохо: мутит и голова кружится.
В ходе сеанса эмоционально-образной терапии Кларе нужно было представить свой страх перед автобусами в виде образа. Кларе он представился в виде большого рыжего таракана.
Таракан был ужасен. Он собирался напасть на Клару и она чувствовала себя беспомощной и беззащитной.
Психотерапевт спросил, как выглядит в самой Кларе то, на что хочет напасть таракан. Кларе эта часть ее представилась в виде серебристой полусферы.
-Так,- сказал психотерапевт А если дать энергии этой полусфере?
Клара "дала энергии". Из полусферы выпорхнул серебристый мотылек и раздавил таракана. Не осталось ни усиков, ни лапок. Только мокрое место.
-Боже, как хорошо!- закричала Клара и ей предложили представить в виде образа это хорошее чувство и принять этот образ в себя. Кларе ее радость, чувство освобождения представились в виде все той же серебристой полусферы. И она с удовольствием приняла ее в себя. А на следующий день сообщила с торжеством, что возвращалась домой на автобусе, на занятия приехала на автобусе, и вообще будет ездить теперь только на автобусах. И еще она вспомнила, откуда взялся ее страх.
Девочкой-подростком она любила носить мини-юбки. К ней пристал один грубиян - исподтишка стал хватать ее за коленки. Дело было в автобусе, у грубияна были большие рыжие усы (как у таракана). Клара испугалась, закричала, пассажиры выкинули гражданина с усами на улицу. Скоро Клара совершенно забыла эту историю. И не могла никому объяснить, почему она так боится ездить на автобусах.
Типичный пример психотерапевтического решения психологической проблемы. В результате человек избавился от многолетнего страха. Причем сделал это сам.
Разумеется далеко не все проблемы решаются так просто и легко с одного раза и без возврата. Мы пока не говорим ни о происхождении страха, ни о его природе или виде, ни о механизме действия тех или иных психотерапевтических методов. Мы продолжаем разговор о недоверии, в основе которого незнание или неполное знание. Для многих описанные выше действия и результаты сродни шаманству, колдовству или чуду. Равно как и сами психологические проблемы, неизвестно откуда взявшиеся. Кстати, по признанию практикующих психотерапевтов, часть их клиентов к ним не доходит, обращаясь с чисто психологическими проблемами к магам, врачам и гадалкам.
До тридцатых годов прошлого столетия в России были самые разные школы психотерапии. Потом все это объявили идеализмом и прекратили. Психике и душе место было определено в мозгу, психологические проблемы уступили место душевным болезням, лечить которые мог только человек с медицинским дипломом и преимущественно лекарствами. Страх стал уделом трусов, душа обязана была трудиться на благо общества, психоаналитика заменил коллектив, психология интересовала с точки зрения организации соцсоревнования, все прочее относилось к разряду "вредного" и "буржуазного".
Заблуждения, основанные на простых, но ложных истинах изживаются трудно. Медицинский подход при попытках избавить человека от страхов, тревог, беспокойств и фобий у нас по-прежнему довольно распространен. При этом медики пытаются с помощью различных препаратов лечить мозг, а не исправлять вместе с человеком, испытывающим затруднения, нарушения в его психике. По аналогии с гастритом лечат орган, надеясь тем самым привести в норму функцию. Но психика не желудочный сок, а мозг не одна из желез нашего тела. Связь между мозгом и психикой совершенно иного рода. Связь эта сродни связи между компьютером и компьютерной программой. Вместо того, чтобы лечить вирус с помощью антивирусной программы, медики пытаются воздействовать на "железо" самого компьютера. Но если программа зависла, она так и будет висеть, сколько не собирай и не разбирай компьютер, в то время как продвинутый пользователь чисто программными методами способен сам решить проблему, не залезая в нутро машины. Остаются болезни, связанные со структурными или биохимическими нарушениями в мозге, при которых медицинский подход единственно возможный. Но эти случаи - за пределами наших тем.
Лекарственные препараты могут достаточно эффективно заглушать тревоги и беспокойства, но причины их возникновения не устраняют. Устранить их по силам только самому страдающему от страха. Путь этот может быть долгим, потребовать значительных усилий, подготовки, знаний определенных приемов и методов, которые, в том числе, приводится и в этой книге, но чем раньше вы решитесь встать на него, тем быстрее и очевиднее будет успех. Жизнь ваша, возможности станут качественно иными.
Прежде чем встать на этот путь, познакомимся с некоторыми психотерапевтическими постулатами. Можно над ними не задумываться. Можно их просто прочесть (вслух или про себя).
-причина моих страданий во мне самом;
-у меня достаточно сил, чтобы самому решить свои проблемы;
-страдания не имеют моральной ценности и расставаться с ними надо легко;
-никакая вера не оправдывает страха;
-и моя жизнь может быть полна радости;
-свобода лучше зависимости;
-я забочусь о себе, и я не эгоист;
-принять себя, значит быть здоровым;
-открытость лучше тотального самоконтроля;
- я могу творить и быть активным.
классификации страха
НАЗОВИ СВОЙ НЕДУГ
Страх - абсолютно естественная защитная реакция на реальную или потенциальную опасность, доставшаяся нам от животных вместе с чувством голода, агрессией и потребностью любви. Страх в животном мире помогает избежать опасности, защитить себя. Не знающие страха, гибли на ранних стадиях эволюции и среди ныне живущих почти не встречаются (рожденные по ошибке природы погибают раньше играющих с ножами больных гемофилией).
Тогда в чем проблема? Кто-нибудь определил сколько страха должно быть в жизни человека? Есть такой прибор со стрелкой и шкалой предельно допустимого страха? Где здесь норма и каковы признаки отклонения?
Не бывает одинаковых людей даже среди близнецов и клонов. Из молекулы ДНК растут глаза и уши, но не характер, поведение, поступки. Мозг можно сдублировать, душу - никогда. Цепь случайностей, формирующих человека при всей общности требований, не повторяется. Реакции людей могут быть сходными, идентичными - не бывают. Одному все по барабану, другого от барабана трясет. Критерий тем не менее имеется. Тут дело не в том - сколько. А в том, какой это страх.
Норма - страх в действительно опасной ситуации. Отклонение - страх ситуаций, вещей, предметов, явлений, никакой опасности не представляющих. Этот страх не спасает. Он ограничивает наши возможности. Дальше все очень индивидуально: пожертвовать страхом, чтоб обрести свободу захочет далеко не всякий.
Возможности выстроить свою жизнь так, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, почти безграничны. Еще неизвестно, кому на этом свете лучше - храбрецу или живущему в страхе, как бы чего не вышло. В конце концов хрестоматийному Беликову, отлично жилось в футлярчиках на все случаи жизни, он трясся, но не чувствовал себя более несчастным, чем разъезжающий на велосипеде и распевающий песни учитель географии. Трагедия случилась тогда, когда провинциальные непоседы попытались снять с человека его футляр, не спрашивая, хочет ли он этого.
Психотерапевт расскажет вам, сколь изобретателен человек в устройстве жизни при страхе. Какие защиты, барьеры и стенки, сколько фантазии и таланта, чтобы обойти пугающее, уклониться от встречи, забыть и забыться.
Норма - это то, что каждый определяет для себя сам и чувствует себя при этом нормально. Последствия от передозировки страха наступают тогда, когда человек уже не может приспособиться, страдает от несвободы, тоскует от невозможности жить иначе. Одному для этого достаточно однажды испытать унижение от мысли, что он боится хулигана, начальника или высоты, другому оказаться запертым в четырех стенах (последовательный отказ от страшных поездок в метро, на машине, хождений на службу, в магазин, выхода на улицу, лестничную клетку и балкон).
Желание изменить себя и свою жизнь, побороться с собственным страхом может возникнуть в человеке под давлением окружающих или с помощью специалиста, но без такого желания не получится ничего. В конечном итоге человек изменяет себя сам. Решимость должна сохраняться и в процессе - многие пугаются, почувствовав что меняются. Не каждому хватает духу, открыв новую жизнь, остаться в ней. Старые ненавистные стены вдруг кажутся родными.
Ну а уж если решил бороться - неплохо познакомиться с противником - как зовут, откуда берется, где живет, кто ближайшие родственники.
Существует множество классификаций страха. Каждая из них по-своему верна и любой подход уместен, кроме попыток делить страхи на главные и второстепенные, поскольку в каждом конкретном случае картина будет иная, сходства и различия поменяются местами, группы и классы распадутся, страх пауков заслонит страх смерти, все придется начинать сначала.
И все-таки мы выделили бы по предметному признаку:
СТРАХИ СОЦИАЛЬНЫЕ основаны на несоответствии идеального "Я" и реального, неразделенной никем любви к самому себе, зависимости от чужих оценок. Социальный - это страх вмешательства третьих лиц в ваши интимные отношения с самим собой. В собственном идеальном "Я" все наши недостатки прощены. Выход на публику - это Страшный Суд, на котором нужно скрыть свое знание о "Я" реальном. Проигрыш стопроцентный, поскольку угаданный недостаток разрушает и идеальное, и реальное и создает новый несуществующий образ - ужасный, отвратительный, стыдный.
Впрочем это - лишь одно из толкований природы социальных страхов. Бывают и другие.
Социальные - это страхи:
-экзаменов;
-публичных выступлений;
-знакомств;
-власти;
-насилия, агрессии;
- секса;
- оценок;
- ответственности;
- провала и успеха;
- нелюбви окружающих;
- насмешек;
- ответственности;
СТРАХИ ПРИРОДНЫЕ ближе всего к страхам наших животных предков. Эти страхи, очень конкретные и понятные в животном мире, будучи очеловеченными, приобретают иногда некую иррациональную окраску.
Посмотрите, может узнаете свой страх:
-боли, уколов, зубных врачей;
- голода, холода;
- нехватки денег, безработицы;
- насекомых и животных;
- темноты;
- природных явлений: грома, молнии, урагана, землетрясений;
- чужих;
- болезней;
- страх за детей, родителей, близких;
--
пространственные страхи (высоты, глубины, открытых и закрытых пространств, скорости);
--
транспортные страхи;
МИСТИЧЕСКИМИ мы назвали страхи из-за недостатка информации и опыта в областях, где ни того, ни другого в достатке быть не может. А именно:
-страх смерти;
-будущего;
- привидений, духов, порчи, сглаза, космических пришельцев;
-страх перед судьбой;
- неизвестности и случайности;
-страх перед Высшей Силой;
-Страшного Суда и загробной жизни;
В основе приведенной классификации - предмет страха. Все очень условно, зыбко, относительно. Границы размыты и позволяют страхам из одной группы появляться в другой. Боязнь чужих, агрессии и насилия, скорее страх природный, но с ним связаны многие социальные страхи. Страх болезни подразумевает страх смерти. Страх за детей можно отнести и к природным и к социальным. В то же время он вполне может быть связан со страхом судьбы и неизвестности, а это уже по авторской классификации мистические страхи.
Предметные - самые распространенные классификации страхов. Подробны и дотошны подобные классификации в психиатрии. Медиками названы и описаны более шестисот различных страхов.
А между темпредмет страха часто ничего не говорит ни о причинах возникновения, ни о природе, ни о механизмах, что затрудняет и поиск средств для коррекции нарушений психики. Часто страхи маскируются один под другой, прячутся и живущему в страхе вместе с психотерапевтом приходится по долгу перебирать и выстраивать звенья событий, чтобы докопаться до первопричины и заняться освобождением, избавлением.
В приведенном уже примере девушка пожаловалась на страх перед автобусами. Страх по многим классификациям транспортный, связан с пространственными страхами и страхом движения. В основе же оказалась психическая травма, страх агрессии и насилия, страх осуждения со стороны окружающих. А выяснилось все это тогда, когда психокоррекция с использованием метода эмоционально-образной терапии уже была произведена и дала результат.
В психотерапии подобное случается довольно часто. Очевидное оказывается ошибочным, самый короткий путь - долгим и ведущим в тупик, рациональное - неверным, нелепое - правильным, логичное - бесполезным. Кэрроловское Зазеркалье в этом мире только крыльцо, прихожая, за которой целая череда за-за-за-Зеркалий. За каждой новой дверью очередной переворот закона в бессчетном числе измерений. Убегать, чтобы достигнуть здесь никакой не парадокс. Парадоксальным и верным может быть смешное и примитивное.
ТАНЦУЕМ ОТ ПРИЧИНЫ
Все страхи похожи друг на друга. Драка и гром, экзамен и катастрофа, измена и тараканы, - могут быть для нас одинаково страшны. То есть возможно распределение страхов по силе от легкого беспокойства до ужаса, но предмет тут опять-таки чаще всего
ни при чем. А вот определение страха по причинному принципу иногда весьма сокращает путь в поисках средства от него.
Прежде всего причины бывают тайные и явные.
Явные причины довольно редки, их очевидности не всегда можно доверять. Тем не менее случаи прозрачные и ясные, отчетливо сохранившиеся в памяти клиента - ситуация, предмет, страх и именно с этого момента я начал бояться (собак, самолетов, воды, грома) - бывают. Такой растянутый во времени посттравматический синдрома.
Сергей К. - очень крупный мужчина лет сорока. Хороший специалист, преуспевающий профессионал, домовладелец и семьянин. На работу ездит на машине. Машина стоит в гараже. Гаражи на пустыре, рядом стройка, а на стройке как это обычно бывает - целая стая дворняг. Они с лаем встречают и провожают всех, кто держит машины в гаражах. Они безобидны и никто на них внимания не обращает. Но не Сергей. Каждый раз пройти сквозь эту стаю для него настоящее испытание. Без буханки хлеба и пакета костей за машиной он не ходит. Сергей панически боится собак. И отлично знает - почему.
Ему было лет шесть, с бабушкой и дедушкой он жил тогда на даче под Москвой. Он играл с ребятами на улице, бабушка позвала обедать, Сергей побежал к дому. Тут же бабушка страшно закричала, в ужасе оттого, что увидела: соседская огромная собака через открытую калитку вырвалась на улицу и бросилась вслед за Сергеем. А для него все слилось в один кошмар: страшный крик бабушки, рычание за спиной, его сбивают с ног, перед лицом оскаленная собачья морда.
С тех пор Сергей боится собак. Даже очень маленьких - карликовых пинчеров и йоркширских терьеров.
Страх понятный, хотя, конечно, абсолютно иррациональный. Сергей отлично понимает, что далеко не всякая собака опасна, что нападают собаки на тех, кто их боится и т.д. Но при болезненных страхах логика ни при чем. Ситуация, кстати, не такая уж безобидная. Например в случае, если кормить собак нечем, а машина нужна срочно. Удаленные во времени последствия посттравматического синдрома подобного рода вполне поддаются самокоррекции, о чем речь впереди.
Однако чаще истинная причина страха скрыта от его носителя. По этому сценарию развиваются:
-страхи, как следствие психологической травмы, воспоминание о которой вытеснено в подсознание;
-страхи, как следствие запретных желаний;
- страхи, как следствие нерешенной психологической проблемы;
- страхи из детства, как следствие родительских предписаний;
-страхи, как следствие внутреннего психологического конфликта
Мария Д. В возрасте девятнадцати лет "заболела" страхом смерти. Подолгу не могла уснуть, пытаясь представить, как это будет, когда ее не будет. Под утро засыпала и просыпалась от кошмара. Сны снились яркие и ужасные - столкновение Земли с другой планетой, цунами на Новом Арбате. Все гибнут, она борется за жизнь. Страх смерти приходил и днем. Приступами, припадками. Все внутри сжималось, тряслось, пробивал холодный пот, хотелось бежать и нельзя было тронуться с места. Мария обратилась за помощью к психотерапевту. Потребовалось несколько занятий, прежде чем в ходе непростой психотерапевтической беседы удалось докопаться до психологической травмы, ставшей причиной болезненных состояний спустя почти пятнадцать лет.
В детском саду мальчик из группы Марии сыграл с ней в странную игру. Приставил к горлу большой нож для резки хлеба (утащил с кухни) и, глядя в глаза, сказал: "Ты понимаешь, что сейчас ты умрешь". Мария закричала. Вбежала воспитательница, отобрала у мальчика нож и наказала всю группу. Все сидели за столиками, а Мария одна играла на ковре, чувствуя себя виноватой перед остальными детьми.
Иногда достаточно бывает открыть вытесненную в подсознание причину возникновения страха (психологическая травма, запретное желание, родительское предписание), чтобы наступило избавление от недуга. Классический психоанализ именно этим и занимался. С большим или меньшим успехом. Позднее возникло множество направлений и психотерапевтических школ, предлагающих собственные теории и практику решения психологических проблем. В описанном случае помимо поиска причины применялись и другие психотерапевтические методы. В результате Марии самой удалось избавиться от страха смерти в таком кошмарном его проявлении и в дальнейшем с помощью усвоенных приемов держаться от него подальше.
ОН НЕ ГУЛЯЕТ САМ ПО СЕБЕ
Страх не гуляет сам по себе. Без человека страха не бывает. Но сказать: "Каков человек, таков и его страх", утвердительно, значит ошибиться в пятидесяти случаях из ста. Здесь вообще с утвердительными формулами лучше не спешить. Предположительное предпочтительнее. Здоровенный охранник, абсолютно лишенный воображения, чтобы вообще чего-нибудь бояться, впадает в панику при виде маленькой мышки. И этот страх, единственное, что объединяет его с интеллигентным настройщиком роялей.
Часто человек не таков, каким он себе представляется. И даже не таков, каким его видят окружающие. В разных ситуациях, обстоятельствах и времени он разный. Реальный его образ не сводится к результирующей плюсов и минусов, положительных и отрицательных зарядов. Хотя бы потому, что в разных обстоятельствах знаки меняются на противоположные или вообще обнуляются. Потом оказывается, что их много больше чем простых плюса, минуса, нуля.
Человек меняется. В том числе по своей воле.
Попытку увязать особенное в страхе с особенностями личности сделал немецкий психолог и психотерапевт Фриц Риман. Правда для этого ему пришлось сначала выделить четыре направления развития человека, сохранения им самого себя, взаимоотношений с другими людьми, устройства своей жизни в этом мире. Движение в любом из этих направлений чревато развитием страхов "от противного". Вот эти направления:
-каждый человек стремится выделить себя из массы себе подобных, сохранить себя, как единичное, ни на что не похожее. Обратная сторона движения в этом направлении - страх одиночества.
-в то же время мы стремимся объединиться с другими людьми. Движение по пути самоотдачи отягощено растущим страхом толпы, потери своей личности, индивидуальности.
-мы стремимся к порядку, стабильности и неизменности и за это платим страхом перед всем новым, непредсказуемым, перед "вечной изменчивостью жизни".
-напротив, стремление ко всему новому, риску, свободе, открытию приводит к росту страха перед правилами, порядком, ограничениям, запретам, застоем и властью.
Как видим все четыре направления взаимосвязаны, диалектичны, вполне уравновешиваются друг другом. Вот только таких гармонических личностей, в которых все противоположности помирились и не мешают друг другу, не бывает даже в очень плохих соцреалистических романах. Преимущественное движение в том или ином направлении формирует тот или иной тип личности (нормальной или патологической, в зависимости от того, как далеко зашел человек) с тем или иным комплексом страхов.
Преобладающим стремлением выделиться из толпы, по Риману, отмечена шизоидная личность. Шизоид боится и ограничивает контакты с окружающими, культивирует в себе эгоцентризм, стремится к полной изоляции, достичь которой не в силах. Как следствие у шизоида развивается еще один, вполне понятный - страх умопомешательства. Плюс естественные сопутствующие страхи - толпы, людных мест, публичных выступлений.
Страх депрессирующей личности - остаться одному, быть нелюбимым, страх равнодушия окружающих. Ранимость, зависимость от людей, навязчивость, потребность в постоянных, глубоких, близких отношениях, открытость и подозрительность ( меня не любят, презирают, меня все бросают, не хотят общаться) обратная сторона постоянного страха одиночества. Подобный комплекс может быть отягощен пространственными страхами, страхом перед будущим, страхом болезни (заболеешь - некому стакан воды будет подать, помрешь в одиночестве).
Страх перед любыми изменениями свойствен навязчивому типу личности. Перестановка мебели - катастрофа, изменение маршрута - беда, смена работы или переезд - конец света. Вся жизнь распланирована, все случайности предусмотрены, все риски застрахованы, но чем больше подпорок и подстилок от случайных падений в жизни навязчивой личности, тем чаще возникают панические настроения - сколько подстилок не стели, где упадешь, все равно не знаешь. Страхи неизвестности и судьбы - "любимые" страхи таких людей.
Истерический тип личности определяет стремление к безграничной свободе, постоянным изменениям, к риску, ко всему новому, поскольку их страх - это страх ограничений, запретов и предписаний, норм и законов. Любая необходимость социальная или биологическая (быть мужчиной, быть женщиной, быть стариком, быть начальником, быть исполнителем, соблюдать профессиональные требования и т.д.) их угнетает. Страхи истериков - закрытые и открытые пространства, начальники, преподаватели, милиционеры, поезда и самолеты (они бы потребовали от пилота на высоте десять тысяч метров: "Остановите, я выйду", - но кто их послушает?).
По Риману все эти страхи и черты в той или иной степени свойственны людям, а не доводить их до патологии вполне по силам любому человеку, способному к элементарному самоанализу и принимающему нравственные требования общества.
что мы будем делать
НЕ БОЙСЯ - ОН ОСТАНЕТСЯ С ТОБОЙ
Из всего сказанного не следует, что авторы предлагают тревожным и беспокойным своим читателям объявить тотальную войну страху и навсегда изгнать его из своей жизни.
Не потому, что это невозможно.
Погорельцы не отказываются готовить пищу и греться у огня. Они становятся предусмотрительнее. Больные алкоголизмом выздоровление видят не в том, чтобы бросить пить совсем, а в том, чтобы пить как все, для веселья, а не сгорая от зависимости.
Бесстрашные люди страшны для окружающих. Мать не беспокоится о здоровье ребенка. Сына или дочь не тревожат болезни престарелых родителей. Жена не боится потерять горячо любимого мужа. Пилот, несмотря на предупреждение метеослужб, поднимает самолет с пассажирами навстречу снежной буре. Если такова жизнь после выполнения рекомендаций: "Как перестать беспокоиться и начать жить", авторы такой жизни читателям и их близким не пожелают.
Огонь должен согревать, вино веселить, страх предостерегать о реальной опасности, мужество помогать преодолеть собственную нерешительность и обстоятельства.
Когда мы поймаем наш вырвавшийся, разгулявшийся страх, мы отведем ему положенное место в нашей душе, будем слушать, когда он говорит дело и не обращать внимание на его бред.
Вот и все.
Дальше эту книгу с особым вниманием следует читать тем, кто действительно решил разобраться со своими страхами, поставить их на место или хотя бы узнать, как это делают другие.