Ирена Нико : другие произведения.

Галина Волчек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СЕКРЕТЫ ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК
  Перед тем, как войти в кабинет к художественному руководителю "Современника" Галине Волчек, мысленно представляешь его интерьер: большой рабочий стол из красного дерева, дорогое кожаное кресло, рядом - стеклянный шкаф, в котором многочисленные театральные награды. Но как только открываешь дверь из маленькой приемной, от удивления замираешь: настолько представления о том, каким должен быть кабинет у такой женщины, как Волчек, разнится с тем, что видишь.
   "А ты что ожидала?" - смеясь, спрашивает хозяйка, сидящая за небольшим черным столом едва ли не из ДСП. Ни тебе красного дерева, ни дорогих кожаный кресел или дивана. "Мне не важно, за каким столом я сижу, важно, что за этим столом делается, - объясняет Галина Борисовна. - И кабинет для меня, как атрибут власти, совсем не важен. С того самого момента, как я стала худруком "Современника", у меня был и остается принцип: как можно меньше тратить денег на такие малозначительные вещи". В подтверждение своих слов она указывает на диван и кресла: "Мы их купили давным-давно, они советские и даже по тем временам были дешевые. Конечно, я понимаю, что эта мебель морально устарела, но сколько замечательных людей на ней сидело!" Однако если к мебели Галина Борисовна относится крайне утилитарно, то к понятию цвет и свет она неравнодушна. Поэтому, когда труппа "Современника" переехала с площади Маяковского, где тогда было здание театра, на Чистые пруды, она выбрала себе комнату, в которой всегда светло, а стены выполнила в белых тонах.
  Но сказать, что Волчек все устраивает в кабинете, нельзя, потому что худруку категорически не нравится... входная дверь. Посмотреть на нее, вроде бы дверь - как дверь, ничем не примечательная, обитая кожей. "Но она меня безумно раздражает. И хоть она новая, но какая-то мещанская, совковая", - признается Галина Борисовна, стараясь подобрать более точное определение своему раздражителю. Правда, дверь носит несколько номинальный характер, потому что с ее помощью режиссер вовсе не огораживает себя от всего театра. "Все, с кем я работаю, прекрасно знают, что могут войти сюда в любой момент, - рассказывает хозяйка и, прикуривая новую сигарету, без которой ее образ был бы незавершенным, с улыбкой добавляет: - Правда, они так же знают, что если я очень занята, то могу их и послать..." Ну а если кто невзначай забудет, что перед ним - начальник и строгий руководитель, на столе Волчек стоит предупреждающий знак, сувенирная мраморная безделица, с четкой надписью: "Шеф всегда прав". Можно ее и перевернуть на другую сторону, тогда появится другая: "Да поможет нам шеф". "Недавно я была в кабинете у одного человека, и у него стояла эта табличка. Она меня очень развеселила и он ее мне подарил, - рассказывает Галина Борисовна. - Теперь, если мне кто-то надоедает, я обращаю его внимание на эти надписи. Правда, все понимают, что я шучу, потому что в нашем театре подхалимаж не принят".
  
  Есть в кабинете и еще одна дверь, которую Волчек открывает довольно редко. И ведет она не то в маленькую кухоньку, не то комнату отдыха - так сразу и не поймешь ее истинное предназначение. "Так как я женщина-режиссер, а женщине полагается где-то и подкраситься, и немного отдохнуть, то мне и придумали эту комнату. Только использую я ее крайне редко, потому что привыкла все делать на ходу. Но теоретически она у меня есть".
  Только не стоит думать, что в кабинете Галины Волчек только "номинальные" и "теоретические" предметы. Здесь множество дорогих ей и театру вещей, но хозяйка не сразу раскрывает все секреты. "Сами догадайтесь, что мне особенно ценно", - предлагает она своеобразную игру. Только отгадывать долго не надо: это театральные афиши ее зарубежных постановок, десятки фотографий, чей-то детский рисунок с лошадкой и надписью "2002 год", а так же афиша фильма "Лимита", снятого ее сыном, Денисом Евстигнеевым.
  Удовлетворенная результатами игры-угадайки, Галина Волчек начинает подробно рассказывать о только что обозначенном. Сидя за столом, обводит рукой угол за своей спиной и говорит: "Этот угол - моя личная жизнь. Но, заметьте, моего изображения нигде нет, разве что на афише-поздравлении к прошлогоднему юбилею. Как мне ее повесили, так и висит. Здесь фотографии сына Дениса и его афиша. Рисунок с лошадкой - работа Ники, дочери Марины Нееловой. У меня с ней совершенно отдельные от Марины отношения, она удивительный человек. Недавно ездила на три дня в Голландию, где Ника учится в художественной академии, чтобы поздравить ее с 18-летием. Я, кстати, была первой, кто ее в роддоме после Марины увидел, прорывалась туда всеми правдами и неправдами, и получилось так, что даже муж Нееловой оказался вторым..."
  Особую слабость испытывает Галина Борисовна к... машинкам, выставленным в небольшом шкафу. Непосвященному человеку сразу и не понять, с чем связана симпатия к подобным игрушкам у столь зрелой и солидной женщины. Но стоит посмотреть спектакль "Современника" "Три товарища" и все встанет на свои места: Волчек придумала, что в этой постановке должна быть настоящая машина "Карл", описанная у Ремарка. "Я решила, что он не может быть некой абстракцией, рассчитанной на фантазию зрителя. И несколько месяцев рабочие ВАЗа собирали его для нашего спектакля вручную!" После премьеры и артисты, и зрители стали дарить худруку машинки, похожие на "Карла". Теперь их - целая коллекция.
  Ну и конечно, нельзя обойти вниманием афиши, которыми завешаны стены. На многих - автографы и пожелания на разных языках от актеров, с которыми делала постановки Волчек. "Эти афиши - моя заграничная жизнь, они к спектаклям, что я ставила в других странах". Тут и "На дне" в знаменитом ирландском театре "Абби", и "Эшелон" в Хьюстоне, и "Мурлен Мурло" в Германии, и "Вишневый сад" в тогда еще ГДР, и множество других, всех не перечислить.
  Но еще больше в кабинете Галины Борисовны фотографий. "По ним можно изучать жизненную историю "Современника", - признается Волчек. - Они все мне дороги. Но среди них есть самая главная, она висит в центре". Зная историю театра, не трудно догадаться, на какую укажет худрук. И точно: на черно-белую, на которой создавший "Современник" Олег Ефремов, его здесь называют "учителем", сосредоточенно смотрит на сцену, а рядом с ним - начинающая режиссер и тогда еще актриса Галина Волчек. На других фотографиях - Евгений Евстигнеев и Марина Неелова, вся труппа "Современника" на гастролях, Ежи Гротовский и Анджей Вайда, Марчелло Мастроянни и Эдуардо де Филиппо, Аль Пачино и Анни Жирардо, видевшие постановки театра. "Конечно, на стену не повесишь все фотографии за свою жизнь, но здесь собраны особенно для меня дорогие", - рассматривая снимки, говорит Галина Борисовна. С особенной любовью она рассказывает о фотографии, на которой группа американских актеров держит торт с надписью: "Happy birthday, Галина": "В 1978 году я в качестве первого советского режиссера ездила на постановку в Штаты. И это мои первые американские артисты, с которыми было безумно приятно работать. Они ловили каждое мое слово, всегда знали текст. У нас за время репетиций сложились очень добрые отношения".
  А вот о наградах Галина Борисовна говорить не очень любит, нет в ее кабинете ни бронзовых или золотых статуэток, ни орденов или медалей. Скромно висит на стене только одна "дощечка", которая, правда, стоит сотен других. В 1997 году в Нью-Йорке "Современнику" была вручена награда в области театрального искусства "Drama Desk Award" за гастрольные спектакли на Бродвее "Трех сестер" и "Крутого маршрута". За многолетнюю историю существования этой премии, она учреждена американскими журналистами и писателями в 1947 году, ее не давали ни одному иностранному театру. Но специально для московского ввели номинацию за лучший иностранный спектакль! "Но она дорога мне не потому, что зарубежная, - признается Волчек. - Выбирая победителей, голосует 600 человек, а такое количество людей просто невозможно подкупить. Поэтому это серьезное признание..."
  Ко многим другим наградам режиссер относится спокойнее, а порой даже равнодушно: "Конечно, приятно, когда тебя отмечают. Но больше профессиональных наград у меня вообще нет, потому что мои отношения с московскими фестивалями и премиями не назовешь даже прохладными. К тому же, как бы это пафосно не звучало, самая главная награда - полный зрительный зал". А на отсутствие зрителей "Современник" не может жаловаться с самого своего рождения...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"