Историей своего здания и, в частности, кабинета худрук театра "Ленком" Марк Захаров гордится. До революции в здании, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицом в новомодном по тем временам стиле "модерн" (кстати, это направление очень любимо Марком Анатольевичем, составившим для себя небольшую коллекцию позднего югенштиле), находился Купеческий клуб. Здесь игрались музыкальные и драматические спектакли, бывали прославленные деятели культуры, представители аристократии, промышленники, меценаты. И там, где теперь кабинет Захарова, располагалась просторная биллиардная.
Но история внесла свои коррективы: после 1918 года место Купеческого клуба занял коммунистический университет, где на съезде Российского коммунистического союза молодежи выступал Ленин. Естественно, биллиардной в таком доме не место, поэтому она превратилась в библиотеку Дома партийного просвещения. И когда в начале 1970-х Марку Захарову как художественному руководителю решили сделать собственный кабинет, свободным в театре как раз оказалось это помещение, завешанное портретами Ленина ребенка, Ленина подростка, Ленина юноши...
"Честно говоря, я ужаснулся, - признался Марк Анатольевич, - потому что побывал до этого в кабинетах нескольких членов политбюро и понял: таких масштабов не прощают. Но перегораживать пространство, задуманное архитектором, тоже грешно, здание-то уникальное! Поэтому я решил, что это не будет моим личным кабинетом - слишком уж непозволительная роскошь, а станет комнатой для приемов, заседаний худсоветов".
Отдавая дань истории здания, в кабинете произвели реставрационные работы, очистили от масляной краски стены и вернули им едва ли не первоначальный вид. Так что теперь Захаров может с гордостью говорить, что вид этой комнаты близок к дореволюционному. А чтобы быть до конца верными выбранному стилю, кабинет обставили мебелью того же времени. "Конечно, большая часть предметов - имитация, - рассказывает режиссер. - Ведь почти все было отсюда вывезено за годы революций и потрясений. Но мы постепенно, с помощью нашего главного художника Олега Шейнциса, в 70-х годах стали приобретать какие-то вещи. Тогда они еще не стоили бешеных денег, и их можно было найти почти во всех антикварных магазинах". И так, методом подбора из различных комиссионных магазинов было и приобретено сначала бюро, потом диван и рабочий стол, книжные шкафы, где теперь стоят книги, завещанные Захарову Татьяна Пельтцер. Правда, библиотека у актрисы была такая большая, что часть ее режиссер перенес домой, а в театре остались Шекспир, Горький, Шевченко, Диккенс, Герцен, Толстой.
Но так как полностью воссоздать пространство не удавалось, Шейнцис придумал уникальную черную дугу, закрывающую левый угол кабинета. Теперь она заклеена памятными для театра афишами из разных городов мира. А рядом - дорогой подарок для ценителя "модерна" - афиша в полный рост художника Мухи. Конечно, помимо афиш в кабинете Марка Анатольевича много и фотографий, но они тоже непосредственно связаны с историей театра. Вот финал знаменитого спектакля "Поминальная молитва", в котором Евгений Леонов блестяще сыграл старого еврея-молочника и еще совсем-совсем молодые, подающие большие надежды Александр Абдулов и Александра Захарова. Тут же фотографии других актеров "Ленкома": Инны Чуриковой и Николая Караченцова, сыгравших свои первые главные роли в этом театре в знаменитом спектакле "Тиль".
Чуть ли не главное место в кабинете занимает большой черный рояль, хотя сам Марк Анатольевич, по его признанию, не музицирует. Именно за ним поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников и режиссер Марк Захаров сочиняли идущую вот уже более двух десятилетий рок-оперу "Юнона и Авось". Кстати, рояль до сих пор в прекрасном состоянии, хорошо настроен, и актеры перед спектаклем за ним распеваются.
Ну а для того, чтобы в кабинете худрука всегда был чистый и свежий воздух, везде расставлены цветы в горшках. Их так много, что сразу возникает вопрос: кто же следит за этим изобилием? "Все дело в том, что директор театра Марк Варшавер как-то связался с ботаническим садом и теперь у нас повсюду цветы. И ухаживают за ними, конечно, люди понимающие... - признался режиссер и, окинув взглядом свое рабочее пространство, добавил. - Хорошо здесь! Правда, бываю в кабинете я мало, только пару часов до репетиции, пару после, а вечером смотрю идущий спектакль". А смотрит его Марк Анатольевич , между прочим, по специальному монитору, установленному на его рабочем столе. В любую минуту он может его включить и увидеть, что происходит во время его отсутствия на сцене. Эдакое всевидящее око. Конечно, в театре об этом все знают. А теперь знают и зрители.