Как и обещала, набросала небольшую справку по премии "Русский букер". Начнем с того, что это просто уникальное явление. Британцы дают деньги на развитие русской литературы. Вообще сложно представить, чтобы одна страна была заинтересована в культурном совершенствовании другой страны, к тому же являющейся конкурентом по многим пунктам политики и экономики. А вот развалить литературный процесс - да, это стоит вложенных денег.
На сегодняшний день председателем фонда "Русский Букер", из которого вынимаются премиальные деньги, является даже не госпожа, а целая Баронесса Николсон-Уинтерборнская Эмма Николсон, занявшая место своего покойного мужа, сэра Майкла Кейна. Короче говоря, русскую литературу возрождает пожизненный член палаты лордов. Была президентом делегации, отвечающей за отношения с Ираком. Возглавляла комитет по защите прав женщин Средиземноморья. Входила в состав наблюдателей от ЕС на выборах в Палестине, Армении, Пакистане, Афганистане и Азербайджане.
С 2002 по 2005 год премия носила название "Букер - Открытая Россия": ее спонсором выступила Межрегиональная благотворительная организация "Открытая Россия", созданная на деньги нескольких владельцев компании ЮКОС и возглавлявшаяся, между прочим, первоначально Леонидом Невзлиным, а затем Михаилом Ходорковским.
Давайте пробежимся по всем лауреатам премии, чтобы у вас сложилось представление о том, какую литературу британцы хотят у нас видеть. Кстати, англоязычная Вики нередко предлагает более обширные статьи об этих авторах, чем наша собственная.
1992 - Марк Харитонов - "Линия судьбы, или Сундучок Милашевича"
Повесть написана еще при Горби, в 1985 году. Издатели и редакторы не рискнули публиковать это произведение даже в период Гласности. Опубликовать удалось лишь в 1992 году, и тут же зоркие британцы отследили и вручили "Букера". Как было сказано в одном из обзоров в западной прессе, "книга является утонченным исследованием разрушительного влияния советской власти на народ и русскую душу".
1993 - Владимир Маканин - "Стол, покрытый сукном с графином посередине"
"Русский Кафка", как его называли на Западе. Произведение является монотонной плаксивой жалобой на то, как лирического героя прессовали и третировали на всевозможных партсобраниях, комиссиях и разбирательствах. За столом сидели советские архетипы-палачи, выдумывавшие герою новые казни.
1994 - Булат Окуджава - "Упразднённый театр"
Слабенькие антисоветские мемуары, в которых Окуджава через лирического героя проводит параллели с арестом своих отца и матери злобным Берией, показывает картины народного голода на фоне объедающихся мороженым партийных руководителей в 30-е годы.
1995 - Георгий Владимов - "Генерал и его армия"
Прославился в 60-х через опубликованную на Западе повесть "Верный Руслан" о мировоззрении бывшей конвойной собаки, после ликвидации лагеря оказавшейся не способной к новой жизни. Был выкинут из Союза Писателей, под угрозой уголовного дела смело свалил в ФРГ, где тихонько возглавлял журнал "Грани". О чем "Генерал и его армия"? Скажу коротко - это реабилитация генерала Власова.
1996 - Андрей Сергеев - "Альбом для марок"
Не роман даже, а сумбурная и слабо осмысленная нарезка текстов и воспоминаний, высмеивающих советскую действительность, пропаганду и лицемерие. Прилагается коленопреклонение перед Западом в духе: "Непонятно было, как прекрасный Запад уживается с ужасными нами".
1997 - Анатолий Азольский - "Клетка"
Еще одна гнусная историческая фантазия на тему того, как плохо жилось ученым-генетикам при Сталине.
1998 - Александр Морозов - "Чужие письма"
Эпистолярная проза с разгромом бытовой пошлости Москвы, коммунального быта и лицемерия. Среди остальных книг смотрится даже как-то не очень по-русофобски.
1999 - Михаил Бутов - "Свобода"
Первый в букеровской практике роман не о Союзе, а о новой России. Прилагаются упаднический дух, изображение страны, как скопища бандитизма, морального разложения, грязи и отбросов, невыносимая тягомотность повествования.
2000 - Михаил Шишкин - "Взятие Измаила"
Страдальческий роман о Союзе, написанный в Цюрихе. Помимо "Букера" получил еще и премию "Глобус". Все сделано в худших традициях постмодерна, с наворотом кучи текстовых и смысловых массивов. В конце герой бежит из экзистенциального ада России в теплые и хлебные места.
2001 - Людмила Улицкая - "Казус Кукоцкого"
По сути, единственная вещь, хоть как-то известная широким массам. Бодрая антисоветская проза: аборты, гонения на генетиков, преступления Красной армии в ходе войны, репрессивные госучреждения, несущий свободу и счастье западный джаз. Сериал получился даже еще чернушнее.
2002 - Олег Павлов - "Карагандинские девятины"
Бедный интеллигентный мальчик, полгода прослуживший в конвойных войсках и комиссованный по здоровью. С тех пор у него пошел крен по фазе: возомнил себя лагерным писателем а-ля Солженицын. В общем, получилось еще одно чернушное безвременье, на этот раз про российские тюрьмы, груз 200 и сошедшую с ума армию, обильно сдобренное всем тем навозом, которым славится современная деревенская проза.
2003 - Рубен Давид Гонсалес Гальего (не спрашивайте) - "Белое на чёрном"
Еще одна грустная автобиографическая историйка. В этот раз автор - полупарализованный ДЦПшник на инвалидной коляске, надиктовывавший произведения на магнитофон. Они любят сирых и убогих. На данный момент счастливо живет в Израиле. До того жил в США, но, вроде, не так счастливо. Повесть повествует в ярких, откровенных и местами шокирующих тонах о жизни больных детей в советских детских домах.
2004 - Васька Аксёнов - "Вольтерьянцы и вольтерьянки"
Просто аляповатая сказка от старого дурака. Россию толком раскритиковать не смог, так хоть прогнулся перед Западом, и на том спасибо. С 1980 года жил в США, а в 1993 громче всех просил Ельцина стрелять-стрелять по гадам-коммунистам изо всех стволов. Под конец жизни зачем-то заехал в Москву, перебрал впечатлений и помер.
2005 - Денис Гуцко - "Без пути-следа"
Герой повести - еще один рефлексирующий плакса, стонущий, как ему плохо в армии, в России и вообще. Тоже как-то без огонька и слишком лично, слишком биографично. Книга-трясина, растекшаяся слезами, соплями и мещанской философией на многие страницы.
2006 - Ольга Славникова - "2017"
Смесь Бажова и Оруэлла. Антиутопия посреди уральских гор. Все заточено под карнавальную мистерию в честь празднования 100-летия Октябрьской революции. В меру чудовищная пародия на современную политику и бизнес с закосом под Набокова. Не знаю, может, это важно, но Славникова Славникова официально занимает пост координатора прозаического направления литературной премии "Дебют".
2007 - Александр Иличевский - "Матисс"
Организаторы премии справедливо решили, что дело уходит от русофобщины в сторону, прости Господи, литературы, и в 2007 решили зажечь. Огня им подкинул господин Иличевский, пересидевший развал Союза и последующий бардак в Израиле и потому точно знающий, о чем пишет. Заумная проза о разрухе, расцвете криминала и о трех бомжах, которые на все это взирают. Пусть британцы знают, что мы еще и бомжи.
2008 - Михаил Елизаров - "Библиотекарь"
Некий чувак, похожий на несостоявшегося участника"Агаты Кристи", балансирует между фашистской чернухой и заумной игрой в словеса. Будете смеяться, но роман написан под Мюнхеном. На этот раз вперед выпустили полезного идиота, который восхищался то ли СССР, то ли Третьим Рейхом, чтобы он как следуют показал зрителям на Западе, что помимо плакс из Израиля у нас есть ополоумевшие реставраторы империи из Германии.
2009 - Елена Чижова - "Время женщин"
Директор санкт-петербургского русского ПЕН-клуба. Фабула романа такова: начало 1960 годов в ленинградской коммуналке. Здесь три старухи растят дочь их молодой соседки, работающей на фабрике. Девочка незаконнорожденная и немая. Они воспитывают ребенка, рассказывая ей то, что и сами не решаются вспомнить из времен Великой Отечественной. Трагедия случается, когда мать девочки заболевает раком. Чтобы ребенка после ее смерти не взяли в интернат и не отобрали у нее комнату, она решается на фиктивный брак. В общем, все, как надо.
2010 - Елена Колядина - "Цветочный крест"
О, господа, это эпик, это шедевр. Я даже советую вам его почитать, чтобы вдохновиться верхом низости свободного творческого падения. Узнаете "об огненной елде и золотых лядвиях". Организаторы не знали, куда деться, поскольку это был скандал и позор даже по меркам "Букера". Критики и литературоведы судачили только об одном: давала ли "в афедрон" сама Колядина, чтобы получить премию или обошлось. Вот здесь поглядите, сразу на цитаты разойдется.
http://forums.drom.ru/garazh/t1151496756.html
2011 - Александр Чудаков - "Ложится мгла на старые ступени..."
Еще один пасквиль на русскую историю, в этот раз хотя бы хорошо написанный. Видимо за это дали не просто "Букера", а "Букера десятилетия". А так, еще одна биография, опять быт ссыльных, снова нелепая наша страна трепещет перед интеллигентами.
2012 - Андрей Дмитриев - "Крестьянин и тинейджер"
В этот раз страшилка про беспросветную, бухающую деревню, а заодно про новое поколение тинейджеров-вырожденцев. Потрясающее смешение худших стереотипов из городской и деревенской прозы одновременно.
2013 - Андрей Волос - "Возвращение в Панджруд"
Неожиданно - книга про Восток, про древний Таджикистан. Но мы люди тертые и понимаем, что фабула может вещать хоть о колонизации Плутона, а речь все равно о России. Так и здесь. Есть Таджикистан, есть властный и злой эмир, замордованный народ, резвящиеся силовики, свободолюбивый поэт, которому выкололи глаза и отняли все имущество. В общем, спасибо, что все-таки Таджикистан.
2014 - Владимир Шаров - "Возвращение в Египет"
А этот товарищ одновременно троллит православных и сталинистов, приравнивая большевизм к религии. Перед нами 800 страниц текста, замес гоголевских "Мертвых душ" с альтернативной историей и религиозными инсинуациями. Россия представляется в роли еврейского народа, который не дошел до Израиля, а вернулся в египтское рабство (Октябрьская революция), откуда и название.
"Русский Букер" сознательно пестует авторов, ненавидящих Россию и особенно СССР. Сверхзадача этих людей - привить нам комплекс вины и неполноценности. Когда-то через процедуру покаяния заставили пройти Германию. Планировалось, что и мы должны отказаться от прошлого, ради светлого европейского будущего, но как-то не пошло.
Как вы видите, большинство авторов - офигительно русские люди, через одного живущие за границей. И когда они берутся описывать нашу непосредственную действительность по передовицам американских, британских, немецких или израильских газет, то получается прикольно.
Еще момент, очень много автобиографий, страдальческих мемуаров о том, как плохо и ужасно жилось в советское время. То, что эти тексты основаны на реальных событиях, как бы придает повествованию правдивости и авторитетности. А автор приобретает ореол мученика и молитвенника за Россию перед Западом.
Очень много чернухи, грязи, секса, отвратительного натурализма. Литература много столетий как-то обходилась другими средствами, и я не хочу знать, зачем они целенаправленно культивируют эту стилистику.
Большинство авторов - дебиловатые постмодернисты, которые ставят пустословие выше психологизма и социальной значимости. Видимо, для них уровень полезности для общества измеряется в ведрах дерьма, на это же общество вылитых.
У Кольты в архивах завалялась интересная инфографика о выигрышных сюжетах, с точки зрения "Букера".
http://archives.colta.ru/docs/475
Я хочу одного, господа.
Не стремитесь обладать никакими премиями, которые раздают временщики. Все они суть бумажные тигры. И ругающие Запад, и призывающие каяться за грехи, которые мы не совершали. Они утонут в пучинах времени, сгорят в огне вечности. И с ними утонете\сгорите вы сами.
Не бойтесь тех, кто обладает культурной властью: нашумевших писателей, угодливых критиков, функционеров, распределяющих дары системы, баронов и баронесс. Они - трупы.
А теперь, я сомкну ладонь у вас на горле, чтобы прощупать пульс.