"Жизнь - многообразие лабиринтов, сочетание не сочетаемого, активное действие и углубление в себя, существование всего того, что ты хотел бы увидеть. И всё, о чём ты сейчас подумал, появляется из ниоткуда, из тебя..."
Возможно, Шаман вёл всё время этот бессмысленный диалог с Нибелунгом оттого, что в нём иногда возникал протест против вечного молчания. Невидимое противостояние двух миров - деятельного Нибелунга и спокойного, рассудительного Шамана - это было всегда, как только эти два мира вылупились из тёмной Вселенной. Может быть, так казалось Шаману, он и Нибелунг - никого, кроме них и не существовало в мире. Они не были ни добром и ни злом. Просто они были необходимы друг другу, чтобы стать двумя разными истинами и правдами и наполнить жаром огня свои неродственные души.
И Шаман оказался прав - просто эмоции тут не при чём, и дело даже не в борьбе (никто из них не мешал другому). Возможно, разные взгляды, противоположное направление мыслей возбуждали взаимный интерес. И Шаман был и победителем, и проигравшим в своей рассудительности, в своём молчании и отказе от страстного спора.
Нибелунг был красив, всегда умён, находчив, хитёр и весел, но и беспечен, иногда задумчив, агрессивен и отходчив, бывал и милосерден, и сентиментален. Образ печального авантюриста. Вероятно, он всё потеряет или уже потерял. Но он и не искал того, что нашёл Шаман. Нибелунгу нужна птица, которую можно поймать руками, пощупать и съесть. Он знает всё об охоте на птиц, зверей и на человека тоже. И его героизм без причинения другому неудобства невозможен. На то он и охотник, и воин, и игрок.
Шаман ценил знания Нибелунга. Эти знания кажутся бесконечными, и всё о полезном, о нужном, теория и практика выживания. Пощады, по Нибелунгу, никому, а дорогу и власть самому знающему, то есть ему. Нибелунг знает страны и города, он уверен, что во всем есть абсолютный смысл, и если теряется в чём-то, то на помощь приходит опыт воина - всё просто, все думают об одном: как выжить, чья сила сильнее.
"Вот я считаюсь знающим, а всё стою на месте. Не хочу навязывать Нибелунгу свою волю, тем более что ему это и не нужно. Он знает, как выжить здесь. А я? Сколько лет я размышлял, закрывая глаза во сне. Мне казалось, неподвижность откроет путь к действию, где я буду спасён. Мне казалось, мудрость молчания - это сила духа. Я знаю, что буду жить вечно, и говорю это как дурак, но здесь никому не нужен, никуда не иду. Хотя, чтобы увидеть всё вокруг, нужно иногда остановиться".
А что же с Нибелунгом? Нибелунг не сомневается: если он будет эмоционален, он проиграет бой. Все люди хотят одного - успеха, развития, хорошей добычи, устроиться как можно лучше и получить от жизни как можно больше. Куда мы идём? Разумеется, к прогрессу, где мы, нибелунги, будем охотиться на самку Природу. Подчиним её себе, и получим и удовольствие, и много выгоды от этого. То, что нужно брать всё себе - это безусловно, так как чем больше ты успеешь взять, тем больше силы достигнешь. Все этого хотят, но не все это могут. А потом в роковом споре победит тот, чья сила сильнее, у кого больше ума, хитрости, крепости, красноречия, злобы. А ты, Шаман, молча отойдёшь в сторону. Духовное в этой борьбе из области лишнего, это не применить Нибелунгу. Следовательно, душу он в себе убил как врага.
"Плывут облака. Кажется, их так много. Это белое и воздушное и в тебе, и над тобой. Когда-то ты уже созерцал это, и мир принял тебя к себе, но на самом деле не знаешь, кому нужны твои подвиги созерцания, когда гремит гром и сверкают молнии. Разве что тебе самому, Шаман?"
Нибелунг верит в "манипуляцию сознанием". Всё можно использовать, чтобы управлять людьми, эмоции, в частности. Поведение моделировать в зависимости от того, чего хочешь этим достичь. Если правильно управлять своими и чужими эмоциями, можно подчинить себе многих людей.
"Ты думаешь, все вокруг глупцы. Это твоя ошибка. Главное, не самому говорить, а попытаться услышать другого. И тогда, когда ты, наконец откроешь уши, ты узнаешь мир. Бабочки и слоны, собаки и насекомые, динозавры и ослы, голуби и медведи - все они знают только своё (и оттого не понимают других). Но если бы они научились слушать друг друга, возможно, смогли бы примириться.
А ты подумал, что все вокруг слушают только тебя, и ты настолько умён, что можешь повелевать ими. Даже если хочешь быть старшим среди них, послушай, что они хотят".
- Шаман, ты можешь не доверять мне, у тебя свой путь, - сказал Нибелунг насмешливо, - но выслушай меня. Все люди разные, но борются они за одно и тоже - стать могущественнее других и больше добыть. Ты не богат. Тогда либо ты сумасшедший, либо хитрец, и выжидаешь время, когда захапаешь всё вокруг. Я циничен, и не верю ни в Бога, ни в Чёрта. Сейчас человек при желании может подчинить себе всё, а ты, сдаётся мне, глупец и вечно молодой романтик. Вся философия твоя, если я её понимаю, для слабых людей и лентяев, не делающих ровно ничего, чтоб стать богаче и сильнее.
"Весело и радостно я шёл домой от тебя. Я всегда знал, что дом мой - вся Природа, и меня беспощадно заливало дождём.
Ты сказал, что я глупец. А мне и не надо оценок! Мне не надо авторитетов и книг, чтобы понять, что происходит вокруг. Я вижу всё своими глазами. Глаза мои не так печальны и не так восторженны, они не знают ни правды, ни лжи. Есть чутьё, умение Видеть - это даётся не каждому, а только тому, кто хочет этого и наблюдает пристально. Я учился сам. В Природе всё учит тебя, и по разным следам, которые оставлял я и другие, было понятно, где мне таиться в пещере, где идти по ровной тропе, а где присесть на поляне.
Многое увидеть и понять - это великая добыча, Нибелунг. И за деньги её не купишь! Можно овладеть всей информацией мира, узнать всё устройство Вселенной до камня и всё же остаться слепым. Слепым, который не узнал главной тайны, и не узнает её никогда. Мне не жалко тебя, Нибелунг, и даже не больно. Мне немножко грустно.
А я... Я откровенен сам с собой, и знаю себе цену. Если мне говорят, что я дурак - это не так. И если все скажут, что я гений - и это не так. Ты же мечешься из крайности в крайность: считаешь себя самым умным и великим, и тут же склоняешь голову перед всеми авторитетами, которые, на твой взгляд поймали абсолютную истину за хвост.
Помнишь, мы сидели у реки, и я сказал тебе, Нибелунг, что все абсолютные истины придумали люди, каждый, преследуя свою цель. Многие аксиомы можно повернуть в ту сторону, которая удобна кому-то.
А открыл бы ты свои глаза и увидел бы всё сам.
Этот диалог непрост. И я немного теряюсь. Я волшебник, а не учитель. Сижу молча, и мои ресницы упали в чай. Шаманы великодушны, и поэтому я не оскорбляю Нибелунга непониманием и всегда внимательно выслушиваю его, а говорить он любит много. Это не диалог, а монолог гордящегося собой человека.
Шаман почему-то не вступал в разговор. Может быть потому, что знающий тайну никогда не откроет её слепому. Слепой может ничего не увидеть, и ему бесполезно говорить. А тайна должна попасть в руки изначально готовых приобщиться к ней.
"И теперь я силён и слаб, покидая поле боя. Я знаю, что глубина моего молчания бесконечна. Я не страдаю, но лучше бы я кричал, и страдал, и дрался за жизнь, как ты! (Иногда мне нужно тебе позавидовать)
Почему мы не умеем плакать? Мы стали настолько мудры, что не льём слёз понапрасну. От этого и тяжело нам, Нибелунг, или только мне?! Зачем я говорю за нас двоих? Нет, нет, мы сохраним спокойствие, в этом я уверен".
Природа вдохнула Душу в Человека. Её терпение, мудрость и величие раньше воспитывало древних людей. Но потом все яростно стремились отделиться от неё, сказав: "Она нам не Мать!" А теперь в человеке сидят двое: один - зазнавшееся чудовище, гордящееся умением прогрессивно и логически мыслить, другой - брошенный ребёнок, который потерял связь со всем на свете: с окружающим миром, с людьми, с собственной душой.
Но Нибелунг не унывает: он поёт песню о Большой Охоте, об окончательном Прогрессе, об искоренении чувств, как пережитка прошлого.
Лишь мимолетно пожалел, что в этом Прогрессе люди будут друг от друга всё дальше и дальше.
- Ну и пусть, неважно, - заключил Нибелунг, - при стремительном общественном развитии это неизбежно.
На Землю упали сильные капли дождя, ночью, при влажном воздухе, летает запах летней травы и дым тумана.
Где-то далеко, в глубине голосов поманило меня эхо, и я увидел бесконечную дорогу, долгожданную Дорогу Весны.
Знающий наблюдает всё вокруг, и в конце пути окончательно сближается с тайной, примиряется с миром, его созерцание сливается со всем, что он видел, и его уносит в Смерть. Но на самом деле он продолжает блуждать везде, невидимый для людей, но проснувшийся и свободный. Препятствия и волнения больше не тревожат его. "А где же буду я? И буду ли я вообще?" - подумал Шаман.
Ты можешь не верить в Сны, но то, что сны прекрасны - это так. Ни одна наука не объяснит до конца, что есть Сон и зачем он нужен. А если и объяснит, это объяснение будет скучным для меня, так как терминами науки лучше не говорить о волшебном. В снах мой Нибелунг победит любого врага. И я, Шаман, стану лёгок, и растворюсь в воздухе. В снах иногда ты владеешь всем без борьбы, у тебя нет ничего, и ты свободен, готов к приключениям и можешь быть любым.
Только вот Нибелунг думает, что счастье - оно материально, его можно потрогать руками. Но нет! Когда мы просыпаемся, остаётся только улыбка.
Я в реальности невозмутим, и многие считают меня человеком бесстрастным, а во сне я летаю, смеюсь и плачу, увидев дорогих моих друзей.
Самая главная тайна и богатство, когда при всевидящем взоре ума рождается горячее сердце! Жаль, Нибелунг, я не сказал тебе об этом.
* * *
Мы с тобой притихшие гуляли в лесу. Деревья внимательно смотрели на нас. В Природе с древности эта тишина.
Возможно, устав от жизни, ты придёшь сюда, Нибелунг, и ляжешь под дерево. И поймешь, что всего не унесёшь с собой, а количество поднесённой добычи на разные алтари не избавит тебя от Вечного Сна. И нет такого золота, которым можно оплатить твоё возвращение назад.