Дейзи Чейн : другие произведения.

Все мы немного Саввы Терентьевы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В России - новое дело против блоггера. На этот раз обижено ФСБ.


   Все мы немного Саввы Терентьевы
   Во-первых, сразу же хочу твердо и убежденно заявить о том, что просто обожаю отечественную милицию. Также, я просто без ума от ФСБ, всей стройной вертикали власти, налоговых органов, пожарных инспекций и СЭС. Кроме того, я абсолютно толерантен к гаишникам, футбольным судьям, программистам, пишущим кривой софт, поп-исполнителям, не умеющим петь, а также к уличным попрошайкам и цыганам.
   Но и это еще не все: мне ни в коем случае не пришло бы в голову говорить гадости о таких уважаемых социальных группах как террористы (особенно исламские), наркоманы, наркокурьеры, педофилы, сексуальные маньяки, воры в законе или, упаси Господь, рэкетиры.
   Теперь, исполнив священный долг по выражению своей симпатии и признательности ко всем вышеперечисленным - перехожу к сути. Вы, наверное, еще не забыли нашумевшее дело блоггера Саввы Терентьева:
   http://www.sostav.ru/news/2007/04/13/sob/
  
   Если совсем коротко и, по возможности, иносказательно (дабы не разжечь чью-то ненависть!) описать его вину, то будет это выглядеть примерно так: упомянутый Савва в одном из оставленных им комментариев высказал не слишком лестное мнение о коррумпированных служителях закона, и даже, по доброте душевной, предложил устраивать ежедневно этакий веселый масленичный обряд с публичным сжиганием самого недостойного представителя этой самой достойной профессии. В общем, как говорится, "Праздник каждый день". Сплошной позитифф.
   За что и получил ст. 282.1 УК РФ во всей красе - за "разжигание ненависти по отношению к социальной группе - работникам правоохранительных органов".
   А теперь, друзья мои, пройдемте в прозекторскую - благо, труп покойного отлично сохранился в морозилке "Коммерсанта":
   http://www.kommersant.ru/dark-gallery.aspx?id=794827&picsid=146461&stpid=65
  
   Вменена ли была упомянутому Савве Терентьеву статья под названием "Клевета" - за утверждение о том, что служащие в органах люди - часто невежественны и коррумпированы? Нет. Странно, правда? Хотя, если создать прецедент - так ведь и до Самого добраться можно - он ведь, страшно сказать, недавно заявил, что в России - коррумпирована значительная часть чиновничьего аппарата.
   А вот призыв сжигать неверных (в данном контексте - коррумпированных) служителей закона, собственно, и послужил основой для обвинения. Поскольку, оказывается, сотрудники милиции - "социальная группа", к которой здесь явным образом возбуждается ненависть, да еще и предлагается применение неких насильственных действий.
  
   Перед нами, однако же, встает во весь рост интереснейший логический парадокс: если трактовка "социальной группы" столь широка, что в нее попадают представители той или иной профессии, того или иного рода занятий, либо же просто объединенные некой общностью интересов люди - то "социальной группой" вполне можно объявить террористов (отлично организованная социальная сеть, общность целей и интересов, и прочие неотъемлемые признаки социальной группы), педофилов (также, вполне организованный социум), криминальный мир (здесь, я думаю, даже вопросов не возникает, что воры, мошенники, и прочие - это социальная группа), наркоманы, и даже - не прячьтесь под стол - скинхеды. И - вы не поверите - правительство Грузии. У которого уж никак не меньше прав считаться социальной группой, нежели у работников МВД или ФСБ России.
   Не верите? А вот цитата из, прости Господи, экспертизы (кстати, она была исключена из дела по формальным соображениям, но фактически служила идеологической базой обвинения):
   http://mezak.livejournal.com/109123.html
  
   Понятие "социальная группа является базовым практически для всех общественных наук, и в особенности для социологии. Определения социальной группы варьируются от простого формального, до подробного, в котором подробно определяются признаки социальной группы. Приведем примеры подобных определений.
       Социальная группа - одна из основных форм социального взаимодействия людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных действий.
       Определение социальной группы включает три основных элемента:
       - взаимодействие - то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем ("языков");
       - членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;
       - идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или в принципе могут это сделать).
  
   В законе явно не прописано, что "разжигать ненависть" нельзя только по отношению к "хорошим" социальным группам - иначе, пришлось бы еще разбираться, какие группы - хорошие, а какие нет. А какие - притворяются хорошими, а на самом деле - очень даже плохие. А значит - любая статья, любое выступление, любое высказывание, любой кинофильм или книга, негативно описывающее ту или иную группу - есть преступление согласно статье 282 УК РФ. Кстати, разжигание этой самой ненависти необязательно должно производиться путем прямых призывов. Читаем все тот же текст экспертного заключения:
  
   Что является с точки зрения науки, действиями, направленными на пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе?
       Такие действия могут выражаться в провозглашении неравноценности для общества граждан на основании их социальной принадлежности, оперировании исключительно негативным материалом относительно лиц данной группы, публичном порицании и осуждении ценностей, уважаемых представителями этой группы. Всё это характерные действия, ведущие к возбуждению социальной вражды и ненависти, так как смысловая направленность их заключается в том, чтобы вызывать заведомую неприязнь, недоброжелательное отношение к лицам данной группы.
  
   Итак: если, например, для представителя социальной группы "педофил" главной ценностью является секс с маленькими детьми - то публичное порицание или осуждение этой ценности является экстремизмом. Показ любого милицейского сериала, где представители социальной группы "воры и убийцы" изображаются исключительно с негативной точки зрения - также глубоко аморален и преступен, ибо вызывает подсознательную неприязнь к членам преступных сообществ, для чего используются "специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо социальной группы" -это, как вы догадываетесь, цитата оттуда же.
   Кстати, по поводу "побуждений к действиям против какой-либо социальной группы": вот интересно, призыв мочить террористов в сортире - это, случаем, не экстремизм? А призыв кастрировать насильников (популярная песня начала 2008 года) - тоже нет? Это, так сказать, мысли вслух.
  
   Если же заметить, что Савва Терентьев в качестве цели своей филиппики выбрал конкретно коррумпированных стражей порядка - то, получается, он нарушил еще одну Заповедь Толерантности: а именно, заявил о "неравноценности для общества" коррумпированных милиционеров по сравнению с добропорядочными. Из этого проистекают большие последствия:
   - чиновники-взяточники также ценны для общества, как и те, кто взяток не берет
   - врачи, потрошащие пациентов на органы, вместо того, чтобы их лечить, либо находящие у пациентов несуществующие болезни (с последующим дорогостоящим лечением) - ничуть не менее уважаемы и полезны для общества, чем хорошие доктора
   - наркоманы и гопники не менее полезны для общества, чем тот представитель среднего класса, которого они только что грохнули в подъезде, чтобы отобрать сотовый телефон и карманные деньги
  
   Утверждение противоположного является оголтелым экстремизмом.
  
   Но и это еще не всё. В деле Саввы Терентьева неизбежно возник и Еврейский Вопрос (а как же без него?). Ибо Савва неосторожно упомянул Освенцим. По такому поводу, мне сразу же вспоминается классическое футбольное "Судью на мыло!". Это, я думаю, тоже является попыткой оскорбить весь еврейский народ, лишний раз напомнив ему в издевательской форме о том, что делали с его несчастными представителями во время Второй Мировой. Более того, фраза "Судью на мыло!" - это, разумеется, призыв к расправе над футбольным судьей чрезвычайно негуманным, незаконным и мучительным способом. А также - оскорбительный намек на то, что данный конкретный футбольный арбитр - возможно, еврей (в противном случае, зачем предлагать для него столь специфичное, богатое историческими аллюзиями, наказание?). А уж возглас "Судья - пидарас!" - является оскорбительным сразу для двух социальных групп: для футбольных арбитров - поскольку их сравнивают с представителями нетрадиционной ориентации, и для представителей нетрадиционной ориентации - которых сравнили с футбольными арбитрами.
   Уж и не знаю, кто из них обидится больше, но в суд я бы посоветовал идти и тем, и другим.
  
   Остался лишь один вопрос: к чему это я с таким опозданием вспомнил про несчастного блоггера Тереньтева? А вот почему:
   http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/08/22/313992
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"