Тринадцать лекций для рабочих Гетеанума в Дорнахе с 17 февраля по 9 мая 1923 года.
Содержание.
Вступительное слово Марии Штейнер.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ
Первая лекция, Дорнах 17 февраля 1923 года....................9
О жизни Земли в прошлом и будущем. О целебных силах в природе человека.
Техника и природа. Эйфелева башня и стебель пшеницы. Слюдяной сланец, кварц и полевой шпат. Самые твердые черные породы являются остатком древних растений. Когда-то вся Земля была живой. В начале она была растением, затем - животным. Все, что сегодня мы имеем как горные породы, являются остатком жизненных процессов, остатком живого. Жизнь приходит из мирового пространства. Слюда, кварц и полевой шпат в качестве лекарственных средств. Перелет птиц. О кораллах. Прецессия точки весеннего равноденствия в течение Великого Платонова года (25920 лет). Земля снова станет пробужденным, живым существом. Препараты извести при истощении, пониженном питании. Гомеопатия и аллопатия. О красках растительного происхождения.
Вторая лекция 21 февраля 1923 года...............................28
Два основных закона учения о цвете в связи с утренней и вечерней зорями и голубым цветом неба. Здоровье и болезнь в связи с учением о цвете.
Воздействие цветов на человеческий организм. Воздействие, оказываемое на человеческий глаз со стороны крови как органа жизни и со стороны нервов, как органа сознания. Возникновение утренней и вечерней зари (свет, видимый сквозь тьму - красное); возникновение синевы неба (тьма, видимая сквозь свет - голубой, синий). Процессы разрушения и оживления в крови и нервах протекающие при созерцании цвета. Получение красок для живописи; красная на основе углерода; синяя на основе кислорода; желтая на основе цветов растений; синяя на основе корней растений. Учение о цвете Гёте как отстаивание истины; оно направлено против учения о цвете Ньютона. Здоровье и болезнь с точки зрения учения о цвете. Как древние народы скотоводов создали науку о звездах.
Третья лекция 3 марта 1923 года..................................47
О цвете связи с человеческими расами.
Цвет кожи и другие отличительные признаки черной, белой, желтой, коричневой и красной человеческой расы. Малайцы, индейцы и индусы. Белое население Америки. Европеец доказывает, тогда как американец настаивает. Будущее американской цивилизации. Антропософия должна быть развита из духа. В Европе антропософия создается духовным образом, тогда как американцы создают ее природным образом. Спиритизм является продуктом американизма. О теории Вудро Вильсона. Белая раса является расой будущего, является расой, созидающей на основе духа. О первой главе книги "Основной пункт социального вопроса".
Четвертая лекция, 14 марта 1923 года...............................64
Образ мира по Данте и приход естественнонаучной эпохи - Коперник, Лавуазье.
Данте описывал невидимый мир, эфирный мир, или мир сфер с Землей в центре; тогда как Коперник описывал физический мир. До конца XVIII столетия люди все-таки кое-что знали об эфирном мире. Учение о флогистоне - огненной субстанции - и воззрение Лавуазье относительно кислорода. Как возникал материализм. Первым переживанием после смерти становится переживание всеохватывающего воспоминания. О представлениях об аде по Данте.
Пятая лекция 17 марта 1923 года. ......................................80
Структурное членение человеческого существа - Жизнь и Смерть.
Сравнение онто- и филогенеза животного с онто- и филогенезом человека. Ходьба, речь и мышление в связи с деятельностью эфирного тела, астрального тела и "я". Современный человек слишком мало заботится о речи. В большинстве случаев современные люди вообще не думают: они не в состоянии принимать мысли о сверхчувственном. Отрицающая познание речь Дю-Буа-Раймонда. Смерть является выходом эфирного тела из физического тела. После смерти эфирное тело быстро распространяется по всему миру. Восприятие эфирного тела и астрального тела. Преэкзистенция и постэкзистенция. Церковь как владычица смерти. Жизнь перед рождением и жизнь после смерти. Нельзя приобрести познания о жизни после смерти, если не приобрести познаний о жизни перед рождением, точнее, перед зачатием.
Шестая лекция 21 марта 1923 года.......................................98
Жизнь человека во сне и смерть.
О важности сна и о бессоннице. Человек спит, когда у него отсутствует симпатия к своему телу; человек пробуждается, когда у него снова возникает симпатия к своему телу. После смерти мы должны утратить симпатию к нашему телу; эта утрачивание симпатии продолжается в течение одной трети времени всей жизни. После смерти человек проживает одну треть своей земной жизни в астральном теле, и всего лишь пару дней в своем эфирном теле. Эфирное тело - вторые зубы, астральное тело - половая зрелость. После отложения астрального тела человек живет только в своем "я". Разум, мысли распространяются по всему миру, разум есть везде, повсюду. Все это дает возможность человеческому телу стать разумным. Как возникает человек. Об эволюционной теории. Яйцо, будучи оплодотворенным, становится носителем хаоса. Человек должен сам создавать свою форму, свой облик. Все, что есть во внешнем мире, копируется внутри человека. Что делает "я", пока человек снова не возвратится на Землю.
Седьмая лекция 4 апреля 1923 года.....................................115
Структурное членение человеческого существа на физическое тело, эфирное тело, астральное тело и "я".
Пример современного наученного образа мыслей. Философия без логики. "я" управляет телом в течение земной жизни. Оплодотворение. В действительности человеческое тело строит приходящая из духовного мира душа; она строит его из полностью распавшихся белковых веществ. Почему ребенок похож на отца и мать. Ходьба, речь и мышление. Формирование мозга в течение первых семи лет жизни. Эфирное тело дает ребенку возможность получить полноценный головной мозг и, благодаря этому, стать мыслящим человеком. Эфирное тело работает в мышлении. Процессу обучения речи служит у нас астральное тело; оно действует преимущественно в груди, в дыхании, которое затем трансформируется в речь. "Я" должно получить доступ к физическому телу и обеспечивать ему равновесие во внешнем мире. Вследствие этого оно научается приводить в движение свои члены, конечности, а также приводить обмен веществ в соответствие с движением. Наука будущего должна содействовать пробуждению людей.
Восьмая лекция 9 апреля 1923 года.....................................133
Сон, смерть и возвращение.
Пробуждение для настоящего знания. Сновидения при засыпании и при пробуждении. Так называемые кошмары, страшные сны. Как возникает сновидение. Нашему телу мы обязаны тем, что можем видеть вещи. Человек в свои первые три года жизни. Как меняются сновидения в течение жизни. Сновидения маленьких детей. Утрата способности правильным образом формировать наше тело. Как сновидения все больше и больше удаляют человека от духовного мира. О высказываниях медиума. Между смертью и новым рождением человек должен ознакомиться с внутренним аспектом человеческого тела. В течение своей земной жизни человек все более и более удаляется от духовного мира. За один Платоновский год (25920 лет) человек проходит примерно через двенадцать земных жизней. Растворение Земли и освобождение человека от Земли.
Девятая лекция 14 апреля 1923 года..................................151
Симптоматика астрального тела.
Для чего человеку и высшим животным нужна голова. У высших животных жизнь "сидит" в голове; у низших животных - во всех членах тела в отдельности. Коклюш; безголовое астральное тело. Бронхиальная астма обусловленная аллергенами; "кошачья" астма и "гречишная" астма. Лечение коклюша. В случае какого-либо повреждения астральное тело оказывается предоставленным самому себе: оно выходит из физического тела наружу. Астральное тело легко соединяется с жаром, но тяжело с холодом: тепло привлекает астральное тело. Астральное тело само по себе еще не делает нас человеком на Земле. Воспоминания Рабиндраната Тагора о своей жизни: ему приходилось ото всех испытывать побои. Воспитание посредством побоев. Натура раба и натура свободного человека. Моральные представления нашей жизни мы проносим через смерть в тот мир, из которого мы строим нашу ближайшую земную жизнь. Иннервация любого органа осуществляется двусторонним образом; однако решающую роль при этом играет астральное тело. Всеми осуществляемыми внутри человека движениями управляет астральное тело. Снятие внутреннего астрального обличия, полученного человеком в течение жизни. Каким образом в новую человеческую жизнь вносится то, что имело место в прежней жизни. Люди различаются, потому что приносят с собой из прошлых земных жизней различные способности и судьбы.
Десятая лекция 18 апреля 1923 года. ................................168
Почему мы не помним о прежних земных жизнях?
О книге Меринга "Легенда Лессинга". Статья Лесина "Воспитание человеческого рода". О Круксе и Ньютоне. Все примитивные люди верили в повторяющуюся земную жизнь. Воздействие опиума; при незначительном употреблении опиума оказывается воздействие на эфирное тело, на жизненное начало. При употреблении значительного количества опиума воздействие оказывается на астральное тело; привыкание к опиуму, регулярное его употребление разрушает "я". Обучение письму и чтению. Сознательное мышление и воспоминание. Если в настоящей жизни человек воспринимает верные мысли, то тогда в более поздней земной жизни он правильно вспоминает эту нынешнюю жизнь. "Явление духов", спиритические сеансы.
О СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА.
Одиннадцатая лекция. 21 апреля 1923 года........................187
Сон и бодрствование - Жизнь после смерти.
Сущность Христа - Два мальчика Иисуса.
О венериной мухоловке. Понятие вожделения. Душевное состояние, лежащее в основе пробуждения; человек пробуждается, поскольку испытывает вожделение к своему физическому телу. После смерти душе хочется снова войти в тело; она должна сначала отвыкнуть от этого. После смерти сохраняется вожделение к физическому телу, вообще жажда жизни; человек еще испытывает страстное желание увидеть все, что он видел в течение этой жизни. И только когда человек отвыкнет от вожделения по отношению к физическому миру, он врастет в духовный мир и обретет способность воспринимать духовным образом. Поочередное всплытие и погружение Англии. Звездные констелляции на небе посылают силы, удерживающие определенную конфигурацию суши. Что сообщает Платон о Солоне. Учение Юлиана Отступника о трех Солнцах, Иоанново крещение на Иордане. Противоречивые сведения в двух родословных (Иисуса) в Евангелии от Луки и Евангелии от Матфея. Подробности относительно обоих мальчиков - Иисусов. Странности приват-доцента Хауэра. Благодаря Явлению Христа мировая история приняла другое направление.
Двенадцатая лекция, 7 мая 1923 года..............................206
Существо Христа, существа Аримана и Люцифера в их отношении к человеку. Человек не является целиком и полностью гомогенным, однородным существом; он постоянно умирает и постоянно оживает. Нервная система и система кровообращения представляют собой противоположные принципы. Склероз. Старение и омоложение. Плеврит или пневмония: силы омоложения становятся слишком сильны в нас. Если бы существовали только ариманические силы, мы бы постоянно становились жестче, костенели, постоянно становились трупом, мы становились бы педантами, филистерами, мы бы постоянно бодрствовали. Люциферическими являются в нас те силы, которые ведут к изнеженности, омоложению, делают нас фантастами, прожигателями жизни, которые постоянно усыпляют нас. Эти две противоположные силы должны присутствовать в человеке, но они должны находиться в равновесии. Современное воспитание носит совершенно ариманическй характер. Примерно 8000 лет до нашей эры была люциферческая эпоха, затем наступила ариманическая эпоха. Быть христианским означает искать равновесия между люциферичским и ариманическим. Плеврит и березовый уголь. Профилактическое лечение инсультов цветочными соками. Люцифрические и ариманические заболевания. Скульптурная группа из дерева в здании (Гетеанума). О противоречиях в четырех Евангелиях.
Тринадцатая лекция 9 мая 1923 года...............................224
О смерти, Воскресении и Вознесении Христа.
Первые сведения о христианстве. Два мальчика Иисуса. Двенадцатилетний Иисус в храме. О просветлении Кекуле. Тридцатилетний Иисус из Назарета и его просветление, наступившее благодаря Христу. Важнейшее содержание древних мистерий; знание о Солнце. О смерти, положении во гроб и Воскресении Христа. Явления воскресения. Событие при Дамаске у апостола Павла. Вознесение Христа на небо. Идея Троицы: огненные языки, всеобщая религия всего человечества. Земная религия и Солнечное Христианство.
Сначала я хочу заняться вопросом о минералах, поскольку его можно вполне успешно рассматривать в связи с тем, с чем мы имели дело до сих пор.
Вам известно, что на Земле при строительстве необходимо учитывать закон тяготения, сопромат, и многое другое, - об этом мы сейчас будем говорить, - например, о теории упругости. Представьте себе, что мы строим здание, такое, скажем, как Кельнский Собор, или как Эйфелеву башню. При этом, конечно, должно быть ясно, что строить надо так, чтобы сооружение не развалилось. Разумеется, чтобы сооружение не развалилось, надо знать законы тяготения, сопромата. Любые самые высокие башни на Земле требуют для своей постройки определенной площади под основание. Если вы отложите (по вертикали) примерно десятикратный (линейный) размер площади основания, один к десяти, то вы получите высоту такой башни. (Имеется в виду диаметр или сторона квадрата основания - прим. перев.) Итак, один к десяти; соблюдая такую пропорцию можно построить самую высокую башню. В ином случае те сотрясения, которыми сопровождается движение Земли, сотрясения, вызванные напором ветра и так далее, приведут к разрушению этой башни.
Кроме того, надо учитывать и то, что такая башня должна обладать некоторой упругостью, эластичностью. Шпиц всегда будет немного покачиваться. Тут надо учитывать то, что называют силой упругости. Сооружение всегда раскачивается, но не очень сильно; если же раскачивание становятся слишком сильным, то сооружению конец. Шпиц Эйфелевой башни раскачивается весьма заметно. Но всегда надо стремиться к тому, чтобы его размахи не вышли за пределы площади основания.
Однако, рассматривая, скажем, стебель пшеницы, вы обнаружите, что указанные законы не соблюдаются. У стебля пшеницы площадь основания маленькая. В действительности он тоже не представляет собой ничто иное, как некую башню. Такой пшеничный стебель, имеющий маленькую площадь основания вырастает в вышину, и если вычислить вышеуказанную пропорцию, то окажется, что она совсем не такая, какой она должна быть в случае искусственных, построенных по законам механики сооружений, - то есть один к десяти или близко к этому. Нет, пропорция в случае стебля составляет один к четырехстам, а у некоторых стеблей и один к пятистам.
РИСУНОК 1
Итак, по законам механики, которые мы используем на Земле, такая "башня" должна была бы обрушиться! Ведь когда стебель сотрясается от ветра, силы упругости в нем не подчиняются законам механики, их нельзя понять, используя законы механики. Если бы вы пожелали существенно утяжелить Эйфелеву башню тут, вверху, то увидели бы, что это просто невозможно. Тогда как у этой "башни", - то есть у стебля, - вверху располагается колос, качающийся на ветру. Вы видите, что в данном случае все строительные законы нарушаются.
Исследуя вещества, из которых состоит стебель, вы обнаружите во-первых, древесину; то, что как вещество обнаруживается при исследовании, называется древесиной. Кроме того, вы получите то, с чем вы уже знакомы, это волокна луба. Это же вы наблюдали у деревьев. А то, что содержится внутри, то, что служит в качестве настоящего строительного материала - это кремень, кварц, настоящий кремнезем. Этот твердый кварц, такой же как и находящийся в Альпах, такой же, каков он в составе гранитов или гнейсовых пород. Кварц строит остов в целом. Кроме того, четвертым составным веществом является вода. Строительный раствор, который в данном случае приготовляется из древесины, волокнистого луба, воды и кремнезема, создает эффект, противоречащий всем земным законам. Колос со стеблем в данном случае тоже представляет собой башню целиком построенную из веществ; он может раскачиваться на ветру, но не ломается, он выпрямляется, если ветер прекратился, он не шевелится, если погода стоит благоприятная. Вам это известно.
Однако, на Земле нет таких сил, с помощью которых могло бы быть построено нечто подобное (колосу). Если же вы спросите: откуда же приходят эти силы? - то надо будет ответь: Эйфелева башня мертва, а колос пшеницы живет. Но жизнь свою он черпает не от Земли, жизнь он получает из космического окружения в целом. Эйфелеву башню тяжесть тянет только вниз, тогда как стебель растет имея опору не только внизу. Когда мы возводим Эйфелеву башню, мы должны одни строительные конструкции располагать над другими так, что фактически нижние конструкции всегда служат опорой верхним. Но в случае стебля так не происходит. Стебель тянется в мировое пространство. Итак, если вы здесь представите себе Землю, а здесь - стебли, то все они будут тянуться по направлению мирового пространства, поскольку все оно заполнено некой тонкой субстанцией, которую называют эфиром и которая живет в растении. Но жизнь эта приходит не от Земли, она приходит
РИСУНОК 2
Эфир
из мирового пространства. Следовательно, мы можем сказать: жизнь приходит из мирового пространства. С этим связано и то, о чем я вам уже говорил однажды; если яйцо (яйцеклетка) образуется в материнском теле, то это материнское тело представляет для нее лишь вещество. Но действует на это яйцо, (на эту яйцеклетку) все мировое пространство. Оно оживляет это яйцо (эту яйцеклетку). Видите ли, внутри всего, что живет, действует все мировое пространство.
Взгляните на растения: сначала они растут под землей. Предположим, что тут земля (изображается на рисунке), здесь под поверхностью растут растения. Но сама эта земля не является гомогенной, однородной массой, сама эта земля представляет собой нечто удивительное. В земле находятся всевозможные вещества. Но в древности особо важную роль в этой земле играли три субстанции. Первой было то вещество, которое называют слюдой, слюдяным сланцем. Сегодня оно содержится в растении, хотя и в малом количестве; но,
РИСУНОК 3
Слюдяной сланец, слюда
Кремнезем // полевой шпат.
несмотря на малое его содержание, оно чрезвычайно важно. Вы возможно, вспомните, если вам приходилось видеть листики слюды, что эта слюда имеет листообразную форму, это маленькие листочки, иногда прозрачные. Когда-то в Земле протягивались повсюду такие листочки слюды, слюдяные сланцы. Они шли в этом направлении (см. рисунок, горизонтальное направление). Когда Земля еще была мягкой, здесь присутствовали такого рода силы. Им противостояли другие силы; они приходили вот так (см. рисунок 3 , вертикальное направление), так что в Земле возникала настоящая решетка. Эти другие силы в настоящее время содержится в кварце, в кремнеземе. Между ними, в промежутке, имеется другое вещество, это, главным образом, глина. Глина связывает два вышеназванных вещества, она является наполнителем решетки. Такая горная порода называется полевым шпатом. (Имеется в виду порода, образовавшаяся из когда-то мягкой структуры - прим. перев.) Так что когда-то Земля стояла, главным образом, из горных пород трех видов. Но все это было мягким, кашеобразным. Тут был сланец, слюдяной сланец, который придавал Земле тенденцию стать листообразной; вследствие этого Земля в горизонтальном направлении приобретала листообразный характер. Затем внутри находился кремнезем, который имел вот такую лучеобразную направленность (см. рисунок 3, вертикальное направление). Кроме того, тут присутствовал полевой шпат, который представлял собой связующий элемент между двумя вышеназванными веществами.
Эти главнейшее составные части мы сегодня находим, взяв глинистую землю, глинозем, находящийся повсюду на полях. Эти три вещества были когда-то в Земле перемешаны друг с другом. Сегодня эти три вещества обнаруживаются в горных породах. Если мы возьмем кусок гранита, мы найдем, что он имеет зернистую структуру. Внутри него находятся вот такие осколки; эти осколки являются расколотыми листочками слюды. Также внутри находятся исключительно твердые зерна; это кремнезем; кремень. Кроме того, там есть связанные зерна; это полевой шпат.
РИСУНОК 4
гранит
Эти три вещества разломаны, раздроблены, превращены в зерна; в таком виде находятся они сегодня в горных породах. Они образуют основную массу самых твердых горных массивов. Итак, они, с той поры когда Земля была еще мягкая, под воздействием разных действующих в Земле сил были раздроблены, размолоты, перемешаны друг с другом и в разрыхленном виде находятся сегодня в горах. Но остатки этих древних веществ, а конкретней - остатки сил этих древних веществ еще находятся в Земле всюду. Из этих остатков под воздействием мирового пространства строятся растения.
Итак, мы можем сказать: наружное воздействие мировых сил уже не может ничего сделать в горных породах (в отличие от времени, когда последние были мягкими, податливыми - прим. перев.) Эти горные породы разрыхлены, разломаны, раздроблены на зерна, они слишком тверды для того, чтобы быть в состоянии стать растениями. Однако то, что находится внутри Земли еще может быть употреблено для совершаемого из мирового пространства построения растения поскольку Земля все еще отдает зародышу свои важнейшие вещества и силы.
Видите ли, господа, подход, при котором всерьез рассматривался бы вопрос о воздействии мирового пространства на живое, в современной науке практически отсутствует. Вы, может быть, читали, как недавно в Базеле был прочитан доклад на тему о происхождении жизни на Земле1; докладчик при этом сказал: трудно представить себе, что жизнь на Земле возникла посредством простого перемешивания или химического соединения субстанций; она все же должна была придти из мирового пространства. Но как? - интересно, как сегодня современный ученый представляет себе, как могла жизнь придти из мирового пространства. Он говорит себе: если ее нет на Земле, она должна придти с других небесных тел. Самой близкой звездой, которая, предположительно, когда-то отторгла от себя вещество затем прилетевшее к Земле, удалена от Земли на такое расстояние, что этому отколовшемуся веществу потребовалось бы сорок тысяч лет, чтобы долететь до Земли. Землю в то время, - как утверждают эти люди, - следует представлять себе огненно-жидким, раскаленным телом. Никакой жизни на ней быть не могло, все живое несомненно было бы сожжено. Но Земля остывала. Когда же она остыла, она стала такой, что могла бы принять живое, если бы это живое долетело бы до нее предположительно - с ближайшей звезды, на что потребовалось бы сорок тысяч лет.
По мнению докладчика, нельзя представить себе, как живой зародыш, маленький зародыш жизни мог бы пропутешествовать в течении сорока тысяч лет по мировому пространству, которое, само по себе не теплое, но холодное, и температура в нем составляет минус 273® по Цельсию. Зародышу надо было бы еще упасть на Землю, и только по достижении им Земли, на Земле могла бы из него возникнуть жизнь. Если бы раньше могло подлететь много зародышей, они были бы сожжены. Лишь когда Земля в достаточной мере остыла, у них была бы возможность развиться. Но и этого тоже быть не могло, сказал докладчик. Итак, для него остается неизвестным, откуда появилась жизнь.
Однако, можно увидеть, что жизнь приходит из мирового пространства. Можно реальным образом увидеть, что в живом действуют не только земные силы. Такие земные силы мы используем при строительстве Эйфелевой башни, например. А в такой башне (имеется в виду колос пшеницы) действуют не только силы Земли, но и силы всего мирового пространства. Когда Земля была мягкой, когда в ней еще плавали перемешиваясь друг с другом жидкий слюдяной сланец, полевой шпат и кремнезем, Земля в целом находилась под влиянием мирового пространства и была тогда огромнейшим растением. Если сегодня, отправившись в горы, вы находите там гранит или гнейс, который отличается от гранита большим содержанием слюды, она более заметна в нем, - итак, если отправляясь в горы вы рассматриваете сегодня гранит или гнейс, они представляют собой остатки этого древнего растения, древнего растительного образования. Вся Земля в целом была одним растением. И как сегодня растения, погибая, отдают Земле свои минеральные составные части, так и Земное тело в целом еще будучи растением передало позднее свои минеральные составные части Земле. И вот сегодня у нас есть горы, горные массивы. Можно сказать так: даже самые твердые горные массивы из всех возникших возникли из растительного существа; вся Земля была когда-то одним своеобразным растением.
Я ведь говорил вам, как все это выглядело на Земле2, когда эти горные породы хотя и перестали быть растением, но все еще оставались мягкими. Тут еще жили не нынешние животные и люди, а мегатерии и все те животные, о которых я вам рассказывал (см. том 347, лекция 8, 9, 10 - прим. перев.). Но до того, как все это произошло, Земля была гигантским растением в мировом пространстве. И если сегодня рассматривать растение, представляя его в очень увеличенном виде, можно было бы еще сегодня обнаружить: то, что есть в нем, имеет большое сходство с горными образованиями. Ведь жизнь, приходящая из мирового пространства действует еще лишь на растение как на целое: малые части его уже являются горными массивами. Итак, Земля когда-то была живой, и то, что сегодня мы обнаруживаем в самых твердых горных породах, является остатком того, чем была Земля когда-то.
Но есть еще и другой путь, на котором возникает твердый материал, строительный материал Земли. Выйдя в океан, вы найдете, что в этом океане образуются острова. Пусть здесь будет море (изображается на рисунке). На определенном участке под поверхностью моря живут маленькие животные, образующие колони, это кораллы. Отличительной особенностью этих животных, - кораллов, - является их свойство постоянно откладывать известь. Известь остается как отложения, целый остров настилается такими известковыми отложениями, имеющими коралловое происхождение. Иногда почва в этих местах проминается, уходит вниз, может даже возникнуть озеро. Это выглядит как круг из известняка, отложенного кораллами. Вообще именно в тех районах, где кораллы откладывают свою известь, земля постоянно опускается, так что известь этих животных, кораллов, уходит все глубже и глубже. Можно сказать: сегодня в море находят коралловые отложения животного происхождения, например, оставленные кораллами (например, коралловыми полипами Anthozoa - прим. перев.) В прежнее время животные были там, где теперь находятся известковые отложения Юры ( горный хребет в Швейцарии - прим. перев.) Они отлагали эти известняки.
Если вы посетите Центральные Альпийские районы, где находятся твердые камни, то вы будете иметь дело с тем, что отлагали растения. Находясь же здесь, в районе Юрского хребта, вы имеете дело с отложениями животного происхождения. Вся Земля в целом была когда-то живой. Первоначально она была растением, затем животным. То, что сегодня мы имеем как материал гор, камни, является остатком живого.
Просто бессмысленно считать, что жизнь могла возникнуть благодаря химическому соединению мертвых веществ. Жизнь приходит из мирового пространства, которое заполнено эфиром. Бессмысленно считать, что в результате смешения мертвые вещества могли ожить, стать живыми, что называют "абиогенезом", первичным возникновением жизни. Нет, как раз мертвые вещества ведут свое происхождение от живого, являются выделениями живого. Подобно тому, как образуются наши кости, - ведь вначале, в утробе матери, у нас нет костей, - так путем выделения строится тело. Живое первично, а мертвое вторично, оно возникает потом. Нас фактически окружает эфир, причем эфир тянет все вверх, тогда как земная тяжесть тянет все вниз. Эфир же тянет вверх, при этом он не убивает, в отличие от земной тяжести. Чем больше тяжести вы вдыхаете, вбираете в себя, тем больше возникает в вас предрасположенность к подагре или диабету, или чему-то подобному; тем в большей степени вы мертвеете. Чем больше активизируются в нас силы, идущие вверх, тем здоровее мы становимся.
Видите ли, теперь я подхожу к вопросу, заданному господином Бурле. Представьте себе, что я имею дело с больным человеком, причем я могу сказать себе так: его недомогание связано с недостатком сил, действующих в мировом пространстве. У него слишком много сил тяжести. В нем отлагаются всевозможные вещества. И вот теперь я вспоминаю: доннерветтер, вот это да! - говорю я себе - ведь когда-то кремень содействовал проявлению сил мирового пространства. Если я переработаю кремнезем так, что в нем оживут его прежние силы, если я использую кремнезем в качестве лекарственного средства, смешав его с другими веществами, благодаря которым кремнезем снова получит древние эфирные силы, - если я так сделаю, то, назначая такой препарат, я смогу излечить больного. Такое лекарственное средство из кремния может успешно действовать. Так можно использовать в медицине те силы, которыми когда-то обладал кремень, будучи в составе живого. Вообще медицина могла бы добиться крупных успехов, если бы задумалась над тем, что представляла собой Земля, когда она была полностью живой, когда кремнезем еще поддавался влиянию мирового пространства. Итак, если в человеке слишком мало жизни и ему необходима связь с мировым пространством, ему дают то вещество, которое в отвердевшем виде находится в природе и которое можно с успехом применять в качестве лекарственного средства.
Голова в наибольшей степени выходит в мировое пространство, поэтому ее легче всего вылечить с помощью кремния, кремнезема. Живот главным образом связан с Землей, и поэтому его легче всего вылечить с помощью слюды, слюдяного сланца. А то, что располагается в середине, легче всего лечить полевым шпатом, если приготовить его соответствующим образом.
Вы видите: если понимают природу, понимают также и то, что является целебными силами человеческой природы. Но для этого надо осмыслить тот факт, что мировое пространство участвует в работе на нашей Земле.
Видите ли, определенные вещи поддаются объяснению только с определенных позиций. Так теперь я могу объяснить вам перелет птиц с иной точки зрения, нежели я это делал раньше, когда мы еще не заходили так далеко. Об осенних и весенних перелетах птиц наша современная наука думает слишком абстрактно. Весной птицы оставляют свои теплые места, а осеню, когда становится холоднее, оставляют более северные районы. Но есть птицы, которые перелетают через океан. Удивительно то, что птицы эти летят очень быстро, но не делают остановок для отдыха. Это можно доказать, так как на путях, избираемых иногда этими птицами, почти нет островов. Людям непонятно, как ориентируются эти птицы. Некоторые полагали так: это свойство переданное по наследству, его более молодые наследуют от старых, к тому же старые птицы обучают молодых. Таким образом все идет хорошо, и молодые птицы тоже могут ориентироваться. Итак, если приходит осень, старые ласточки организуют своего рода школу для обучения молодежи; старые летят впереди, а молодые следуют за ними и подражают им. Вот как представляют себе это дело. Однако, не все перелетные птицы ведут себя так. Происходит нечто своеобразное. У перелетных птиц, например, в Африке часто бывает так, что при наступлении весны сначала улетают старые перелетные птицы и возвращаются к нам. Молодые птицы могут еще долго оставаться там, пока не окрепнут. Старые птицы незаметно ускользают, оставляя молодых; они не обучают их и не предводительствуют ими. Молодая стая совершенно одна должна находить себе дорогу.
Некоторые говорят: ведь птицы очень далеко видят. Получается, что они должны были бы видеть, что происходит в Африке, и даже видеть сквозь Землю! Это недалекая точка зрения. Я хочу привести вам один пример, который позволил бы вам увидеть, в чем же тут дело. Можно задаться тем же вопросом ориентации относительно его-то другого; как ориентируется корабль. Каким образом ориентируется корабль, идущий из Европы в Америку? Он направляется с помощью компаса. Кода не было компаса, кораблям приходилось плохо без него; они должны были ориентироваться по звездам и светилам. Итак, корабли ориентируются по компасу, то есть по тем невидимым силам, которые имеются в эфире. Это те же самые силы, по которым ориентируются птицы. Только мы, люди, не обладаем никаким чувством по отношению к этим невидимым силам. Но птицы ощущают их; они обладают внутренним компасом. Нам приходится приложить усилия, чтобы научиться определять эфирные силы с помощью компаса, магнитной стрелки, тогда как птица имеет такую способность в себе. Она летит в соответствие с эфиром, в соответствие с тем, что действует в мировом пространстве. (Не следует отождествлять эфир с электромагнитным полем; последнее есть лишь одно из проявлений умирающего эфира - прим. перев.)
Мы можем сказать так: Земля со всех сторон окружена эфиром. Этот эфир содержит жизненные силы. Они приходят из мирового пространства, овладевают веществами Земли и создают из них живое.
Но внутри (самих веществ) всегда еще чуть-чуть присутствует то, что является остатком жизни, следом жизни. Если вы возьмете, например, коралловый известняк, он в первое время будет содержать внутри себя нечто, слегка напоминающее жизнь, нечто отделившееся от живого. Поэтому вы можете обнаружить, что такое вещество может служить подспорьем для жизни, может быть хорошим лекарственным средством. Если вы, как сказано, возьмете кремнезем, который очень сильно окаменел, и позволите ему в качестве добавки быть подспорьем человеческой жизни, то вы с его помощью сможете успешно лечить заболевания головы.
Итак, нечто живое еще заключено тут внутри. Когда-то вещество было полностью живым. Мы не можем утверждать, что горные породы живут и поныне, но когда-то они были живыми. Они представляли собой составную часть жизни. И в них еще сохраняется остаток, который мы с помощью разных методов можем извлечь оттуда, позволяя тем самым веществу служить в качестве лекарственного средства.
В этом состоит ответ на вопрос, может ли быть жизнь в камнях. Если сегодня принимают в расчет только силы действующие на Земле, то приходят к такому выводу: миллионы лет назад все это выглядело на Земле иначе. Небесное пространство при данном подходе не учитывается. Недавно я уже говорил вам: если учитывать то, что приходит со стороны неба, со стороны мирового пространства, то не придется оперировать такими огромным числом лет (то есть, миллионами лет). В этом случае пришли бы к тому, что когда-то здесь в нашем регионе все еще было в состоянии оледенения, все было покрыто льдом, в Азии же уже существовала великая цивилизация, глубокая мудрость еще жила тогда среди людей. Пришли бы к пониманию того, что наша земная жизнь в некотором смысле зависит от жизни вовне, в мировом пространстве. Можно сказать так: уже пять, шесть или семь тысяч лет тому назад Земля с ее горными породами находилась в совершенно ином состоянии, нежели сегодня; впрочем отличия эти мало проявлялись внешне и носили внутренний характер. Если же возвращаться назад все дальше и дальше, мы подойдем к мягкому состоянию Земли.
Если мы хотим учитывать влияние мирового пространства, мы должны правильным образом вести наблюдения за этим мировым пространством. К наблюдениям за мировым пространством относятся наблюдения за восходом Солнца весной. В настоящее время Солнце 21 марта восходит утром таким образом, что позади него находится созвездие Рыб. (В марте 1923 года точка весеннего равноденствия находилась в 6® 19' 58" созвездия Рыб. Не следует путать созвездия Зодиака - сидерический Зодиак и знаки Зодиака - тропический Зодиак: сидерический Зодиак - это система зодиакальных созвездий, то есть созвездий расположенных на эклиптике, соответствующая визуальным наблюдениям. Это те звезды, которые мы видим на небе вблизи эклиптики. Протяженность созвездий различна. Система знаков - тропический Зодиак, носит условный характер. Она представляет собой двенадцать равных частей эклиптики, с точкой отсчета в точке весеннего равноденствия, которая смещается на 1® за 72 года. Система знаков, то есть тропический Зодиак с такой же скоростью сдвигается относительно системы созвездий - сидерического Зодиака, изменения в которой происходят на два порядка медленнее. В период формирования астрологических и астрономических понятий примерно со II в. до Р.Х. по II в. после Р.Х., - от Гиппарха до Птолемея - система созвездий и система знаков практически совпадали друг с другом. В наше время они сдвинулись относительно друг друга примерно на 30®. Это явление отчасти обусловило расхождение между астрономией и астрологией - прим. переводчика). Однако если взять более отдаленный период истории, например, время рождения Христа, то тогда Солнце восходило не в созвездии Рыб, а в созвездии Овна.
Следовательно, точка весеннего равноденствия3 передвинулась. Изобразив это, мы получим следующее: если в наше время Солнце весной 21 марта восходит в созвездии Рыб, то 2160 лет тому назад оно восходило в созвездии Овна, еще раньше - в созвездии Тельца, еще раньше - в Близнецах. Есть двенадцать таких созвездий. Солнце при своем (ежегодном весеннем) восходе постоянно сдвигается, оно идет по кругу: итак, точка весеннего равноденствия обходит по кругу весь мир. Она всегда сдвигается с Запада на Восток. ( Или с Востока на Запад, в зависимости от того, рассматривается ли прошлое или будущее. Точка, в которой восходит Солнце, совершает несколько ритмических перемещений: дневное перемещение, ежегодное перемещение по эклиптике со скоростью около 1® в день, так что за год точка восхода обходит всю эклиптику, затем видимое перемещение точки восхода по линии горизонта, так в северном полушарии 21 марта и 21 сентября Солнце восходит точно на востоке; в период от 21 марта до летнего солнцестояния 21 июня точка восхода сдвигается к северу. С 22 июня по 21 сентября - возвращается к востоку, с 21 сентября по 21 декабря сдвигается к югу, а с 22 декабря по 21 марта сдвигается с юга к востоку. Но к 21 марта она не возвращается точно на то же самое место: сдвиг составляет около 50 дуговых секунд в год и, как сказано, 1 дуговой градус за 72 года; этот сдвиг и называется сдвигом точки весеннего равноденствия, предварением равноденствий или прецессией - прим. переводчика)
Видите ли, так приходят к тому, что раньше Солнце всходило весной в Овне, еще раньше в Тельце, еще раньше в Близнецах, затем в Раке, во Льве, в Деве, в Весах, в Скорпионе, в Стрельце, в Козероге, в Водолее; и как сегодня в созвездии Рыб. Так что если мы вернемся на 2160 лет назад, оно восходило в Овене, еще 2160 лет назад в Тельце, еще 2160 лет - в Близнецах, еще 2160 лет - в Раке. Так мы проходим по кругу; когда-то Солнце восходило в созвездии Рыб. Мы описываем полный круг (изображается на рисунке). Солнце совершает кругооборот. За 25920 лет оно по кругу обходит весь мир. (Строго говоря, точка весеннего равноденствия не находится в каждом астрономическом созвездии по 2160 лет, так как протяженность созвездий условна и колеблется от 18® до 46®. За 2160 лет точка весеннего равноденствия проходит от центра одного созвездия до центра другого, так как эти центры условно расположены на равных расстояниях в 30 дуговых градусов друг от друга - прим. перев.)
Это очень интересно. Можно видеть, как в соответствие с ходом светил на Земле все менялось. Видите ли, господа, констелляции при которых сегодня восходит Солнце обуславливают то, что мы имеем наш высокие горы с мертвыми гранитными массивами состоящими из полевого шпата, кварца и слюды. Все это окаменевшее, лишенное жизни. 25920 лет тому назад тоже было нечто подобное. На Земле было нечто сходное. Но в промежутке было не так. В середине периода, например, Солнце весной восходило в созвездии Весов, между Девой и Скорпионом. Тогда все в целом было живым, все в целом было мягким и Земля была своего рода растением. Нам нет необходимости углубляться в прошлое дальше, чем максимум на 15 тысяч лет; тогда вследствие совершенно иного положения Солнца вся Земля была в растительном состоянии, а позднее - в животном состоянии. По воздействию из мирового пространства, которое прослеживается в связи с Солнцем, можно увидеть, как изменялась Земля.
Итак, возвращаясь в прошлое, вы могли бы представить себе следующее: те горные породы, которые в настоящее время в древних Альпах обладают исключительной твердостью, начинают течь, примерно так, как течет железо в литейном цехе. На самом деле дело, конечно, обстоит не совсем так; но если мы рассматриваем события в обратном порядке, то сначала имеем отвердевшее состояние, а потом - жидкое. Если же теперь мы направимся в будущее, окажется, что Солнце когда-нибудь снова попадет в созвездие Весов (имеется в виду точка весеннего равноденствия - прим. перев.) Ведь теперь оно восходит в созвездии Рыб, через 2160 лет будет восходит в Водолее (это не означает, что точка весеннего равноденствия войдет в созвездие Водолея через 2160 лет, она войдет туда значительно раньше, около 2375 года после Р.Х., то есть примерно через 370 лет - прим. перев.) Затем Солнце будет восходить в Козероге, затем в Стрельце, Скорпионе и, наконец, снова в Весах. К тому времени когда в будущем Солнце снова будет весной восходить в Весах, все древние Альпы растворятся, разрушатся. Жесткий кварц снова станет текучим, жидким, Земля снова превратится в растение, тогда как люди и животные вернутся в то состояние, в котором они были когда-то прежде. Но между тем они приобретут все то, что они смогут воспринять на Земле.
Все, по существу, совершает кругооборот. Мы оглядываемся назад на те древние времена, когда Земля с самыми твердыми ее образованиями еще была жидкой. Земля тогда производила животных, которых я описывал вам однажды; животных, которые в результате действия небесных сил и возникали, и умирали. Затем все стало охлаждаться. Тогда возникли твердые формы, и постепенно возникла нынешняя жизнь. Но это снова вернется (в прежнее состояние). Зернистый кварц, гранит и тому подобное, снова размягчатся и растворятся; опять наступит прежнее состояние жизни, хотя и на более высокой ступени развития.
Если сегодня вы возьмете в руку кусок гранита, внутри которого есть кварц, то вы можете сказать: в этом куске гранита, внутри которого имеется кварц, надо в то же время видеть нечто такое, что в будущем снова станет живым. Когда-то этот кусок был живым. Сегодня он мертв. Породы образовали твердую почву, для того, чтобы мы могли ходить по ней. Если бы нам не надо было ходить, то не было бы и твердой почвы. Но все это когда-нибудь снова станет живым.
В сущности, можно сказать так: Земля лишь спит по отношению к мировому пространству; только сон этот очень долог, он продолжается по меньшей мере 15 тысяч лет. Когда-нибудь Земля оживет. Она когда-то бодрствовала, она была связана со всем мировым пространством. И мировое пространство с помощью своих жизненных сил населяло ее огромными животными. Позднее, когда возникло твердое, мировое пространство насадило на Земле людей. Люди хорошо овладели на Земле твердым веществом, что стало возможно конечно, благодаря мировому пространству, а не благодаря самой Земле. Люди могут ходить по твердой почве. Но эта твердая почва снова проснется, - ведь она только спит, она снова проснется, оживет и будет жить. Возьмите сегодня кусок известняка, самый обыкновенный кусок известняка из Юрского хребта (Швейцария); мы должны сказать, что этот кусок представляет собой останки чего-то живого. Он представляет собой нечто выделившееся в результате процесса жизни, но он снова однажды оживет; он находится между одной и другой жизнью, он всего лишь спит.
Мы можем с успехом использовать такой известняк4, заметив, например, нарушения в процессе питания у детей. Это можно заметить в Германии особенно сейчас. В Германии это приобретает характер бедствия. Недавно, приехав в Штутгарт инспектировать Вальдорфскую школу, я обнаружил, что в первом классе, где у нас числится 27 детей, присутствовало лишь 9; все остальные болели. В другом классе было 15 больных. Занимаясь этой проблемой, обнаруживаешь нечто ужасное. Так, например, из одного класса в конференцзал мне принесли одного маленького мальчика и говорят: что с ним надо делать? Врач от него уже отказался. Он вообще не может ничего есть. - Конечно, при пониженном питании органы пищеварения постепенно привыкают к тому, что им вообще ничего больше не надо переваривать, они все выбрасывают; человек больше не может ничего есть, даже если ему дают много. Вы можете в этом случае применять диету квакеров, и все, что угодно, - этому ребенку сразу это не поможет, поскольку его органы потеряли трудоспособность. Ребенок выглядит одутловатым. Так что же надо делать? В этом случае необходимо сначала восстановить работоспособность органов, чтобы они могли принимать хоть что-то.
Тут хорошую службу больному может сослужить та едва уловимая жизнь, которая присутствует в известняке. Если правильным образом использовать известь в качестве лекарственного средства, можно вновь пробудить уснувшие силы пищеварения, и тогда ребенок сможет жить. В этом случае надо давать ребенку некоторое количество извести, причем вместе с другими веществами, так как сама по себе известь не подействует; лекарство, - подобно пище, которую мы варим вместе с другими веществами, - должно быть таким, чтобы оно действительно усваивалось организмом. Известь усваивается, если давать ее ребенку в пятипроцентном виде. Но что же оказывается задействованным в случае назначения пятипроцентной извести? Оказываются приведены в действие те силы, которые когда-то в древности были в извести жизненными силами. Они еще имеются в наличии там, внутри. Их используют, чтобы оживить препарат. Однако если использовать известь в очень малой, гомеопатической дозировке, то есть не в пятипроцентном виде, а, например, в виде пяти десятитысячных, - итак, если очень малое количество извести смешать с другими веществами, то в гомеопатической форме известь воздействует на голову. Она вдруг становится лекарственным средством для головы. Если давать известь в аллопатической дозировке, она действует на органы пищеварения; в очень малой дозировке она действует на голову; в соответствие с этим и надо приготовлять ее. Но при этом следует знать: что же именно оказывается задействованным, что же используется в этой извести, если мы назначаем ее в разведенной форме? В данном случае используются, оказываются задействованными те силы будущего, которые пока скрыты внутри, но снова возникнут в будущем.
Видите ли, надо знать природу, и тогда можно превращать ее в лекарство, ибо повсюду жизнь была и снова будет; смерть есть лишь промежуточное состояние между двумя жизнями. Можно извлекать из горных пород жизненные силы прошлого и жизненные силы будущего и правильным образом применять их.
Но из этого вы видите также следующее: в сегодняшнем мире вы видите, как аллопатию, так и гомеопатию. Аллопаты лечат методами аллопатии, гомеопаты лечат методами гомеопатии. Однако, господа, не все заболевания можно лечить с помощью гомеопатии; некоторые надо лечит с помощью аллопатии. При этом лекарственные средства смешиваются иначе. Это значит, что нельзя быть фанатиком, цепляющимся за слова, надо давать лекарство на основе полного знания о нем, в одном случае так, в другом - иначе. В случае антропософии не цепляются за слова-лозунги: "аллопатия", "гомеопатия", но действуют исходя из фактов. Тут говорят: аллопатия подходит по отношению к желудку, кишечнику, почкам; тут она достигает успеха. Гомеопатия эффективна, если исходным пунктом заболевания является голова, как это имеет место в случае гриппа. Голова является первичным источником многих заболеваний. Надо знать, как такие явления протекают в природе. Люди в настоящее время ничего больше не знают и поэтому прибегают к лозунгам. К лозунгам прибегают в тех случаях, когда фактическое понимание отсутствует. Конечно, истину тут обнаружить трудно. Аллопат говорит: мне часто удавалось добиваться излечения, действуя так-то и так-то. И гомеопат говорит то же самое: мне часто удавалось добиться излечения, действуя так-то и так-то. Конечно, и тот и другой умалчивают о больных, которых им вылечить не удалось.
Но, видите ли, даже такой врач и профессор, которого никак нельзя обвинить в некомпетентности в области современной медицины, берлинский профессор Вирхов5, которого можно было бы назвать истинным либералом в "партии свободомыслящих", даже он придерживался по отношению к лечению следующего мнения: если в нашей медицине врач утверждает сегодня, что он вылечил сто больных, можно сказать, что из этой сотни пятьдесят поправились бы и без его вмешательства; еще двадцать процентов тоже поправятся, даже если бы он лечил их совершенно иными средствами. Так что семьдесят процентов ничем не обязаны современной медицине, она эффективна в лучшем случае для тридцати процентов. Таковы подсчеты Вирхова, который обладал исключительной компетентностью в области современной медицины.
По этому поводу, господа, можно сказать так: настоящее, правильно примененное лекарство действует со всей очевидностью. Каждый может убедиться в верности того, что я сказал о сифилисе6. Ртутная терапия, хотя и имеет последствия, вредные последствия, все же эффективна. Вот так надо выявлять подходящие препараты. Иногда это крайне сложно. В случае изношенности, истощенности организма он не может выдерживать лечения. Однако, настоящее знание процессов природы позволяет, в известном смысле, увидеть, как действует на человека отдельные вещества, которые, будучи мертвыми, безжизненными представляют собой лишь среднее, промежуточное состояние между двумя жизнями. Но для этого необходимо познать жизнь вещества.
Господа, специфика тут такая, что, если хочешь что-либо понять, надо везде брать за отправную точку жизнь; даже в случае цвета, в случае красок надо брать за отправную точку жизнь.
Видите ли, когда сегодня смотришь порой на картины, возникает впечатление, что они раскрашены; возникает чувство, что за ними не тело, а раскрашенное дерево. Краску телесного цвета, инкарнат, художники сегодня делать не умеют, так как они не оживили это на уровне чувства. Телесный цвет создается самим человеком. Этот цвет создается самим человеком. Этот цвет не возникает из какого-то другого вещества. Надо понять этот телесный цвет, инкарнат, тогда удается понять и остальные цвета. Я еще буду говорить об этом в следующий раз.
Ребенку, которого мне тогда принесли было назначено лечение известно: до этого он совсем потерял телесный цвет, стал желтым. Надеюсь, мы проведем дело так, что не придется говорить: они не смогли подобрать для ребенка лекарства... (пропуск в тексте). Жизнедеятельность выявляется в цвете. Вот почему мы пытаемся при изготовлении красок как можно меньше использовать безжизненные вещества. Вот почему мы, расписывая Гетеанум, используем краски растительного происхождения, ведь они по большей части происходят от живого. Итак, вы видите, что и в случае цвета, краски надо ориентировать на живое.
В ближайшую среду я продолжу для вас это изложение. Вы видите, вопрос о том, есть ли жизнь в камнях, совсем не был глуп, напротив, он был вполне разумен. Благодаря ему, мы могли обсудить, как камни по ходу жизненных периодов Земли живут, как затем они становятся безжизненными, мертвыми и тому подобное, как они удерживают жизнь.
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Дорнах, 21 февраля 1923 года.
Для того чтобы лучше ответить на последний вопрос, я бы хотел дополнительно сказать кое-что о проблеме цвета, о красках7.
Проблему цвета невозможно понять без понимания человеческого глаза, так как человек воспринимает цвета только с помощью глаза. Иного рода цветовосприятие человеку неизвестно, хотя, тем не менее, воспринимает цвет не только посредством глаза. Представьте себе, например, слепого. Слепой в освещенном пространстве чувствует себя иначе, чем в темном. Чувство это настолько слабо, что сам слепой не воспринимает его. Это воздействие носит слабый характер; и все же оно имеет для слепого большое значение, хотя он и не воспринимает его. Слепой, например, не смог бы постоянно жить в подвале; там ему недоставало бы света. Есть разница, приведете ли вы слепого в светлое помещение с желтыми окнами, или приведете его в темное помещение, или, по крайней мере в помещение с синими окнами. На жизнь это оказывает разное воздействие; желтый цвет и голубой цвет совершенно по-разному действуют на жизнь. Понять эти вещи можно лишь в том случае, если понимают, как относится к цвету глаз.
Из того, что я уже рассказывал вам до сих пор, вы, может быть, увидели, что в человеке первостепенной важностью обладают две вещи. Во всем его организме две вещи представляют исключительную важность. Первое - это кровь; ведь если бы у человека не было крови, он бы сразу умер. Он бы не смог ежесекундно обновлять свою жизнь, а жизнь должна обновляться каждое мгновение. Итак, представим себе, что кровь удалена из тела, тогда человек становится мертвым предметом. Но если бы вы мысленно удалили у человека нервы, человек тем не менее выглядел точно также, как обычно, только сознания у него не было бы; он не мог бы ни представлять, ни чувствовать, не мог двигаться. Итак, мы должны сказать: чтобы человек обрел сознание, ему необходимы нервы. Чтобы человек вообще мог жить, ему необходима кровь. Следовательно, кровь - это орган жизни; нервы - орган сознания.
Однако, в любом органе есть и кровь, и нервы. Человеческий глаз можно, в сущности рассматривать как цельного человека (как бы "человека" в человеке - прим. перев.), в нем есть и кровь и нервы. Если вы представите глаз отдельно от головы (рис. 6), то здесь по всему глазу располагаются мелкие кровеносные сосуды. Много мелких кровеносных сосудов находится здесь. Кроме того, тут находится много нервов. Итак, вы видите, что те нервы и потоки крови, которое есть у вас в руке, есть также и в голове.
РИСУНОК 6
Вот как обстоит дело с глазом: представьте себе, на глаз действует внешний мир, он освещен. Внешний мир лучше представлять себе, когда он освещен. Во всяком случае, в течение дня, внешний мир, где вы находитесь, освещен. Однако, рассматривая этот полностью освещенный внешний мир, трудно понять его. Правильного понимания вы достигаем, представляя себе наполовину освещенный внешний мир, утром и вечером, когда вы видите вокруг себя утреннюю и вечернюю зарю. Утренняя и вечерняя заря особенно поучительны, они дают больше материала для изучения.
Что, собственно, происходит при утренней и вечерней заре? Представьте себе восход Солнца (см. рис. 7). Солнце поднимается вверх. Когда Солнце восходит, оно не может сразу осветить вас по прямой. Я сейчас нарисую кажущийся путь (Солнца), как мы его видим; на самом деле движется Земля, а Солнце стоит на месте, но это здесь не имеет значения. Итак, Солнце сначала посылает свои лучи вот сюда, а затем сюда. Если вы стоите здесь, то на утренней заре вы видите не Солнце, а освещенные Солнцем облака. Вот здесь эти облака освещены светом.
РИСУНОК 7
Что же это такое, господа? Это нечто весьма поучительное. Поскольку Солнце еще не совсем поднялось, здесь еще темно; вокруг вас еще темно, а здесь в отдалении находятся освещенные солнцем облака. Это понятно? Итак, если вы стоите здесь, то вы смотрите сквозь окружающую вас темноту и видите там освещенные облака. Вы видите свет сквозь темноту. Мы можем сказать: на утренней заре, так же как и на вечерней заре свет виден сквозь темноту. Свет, который видят сквозь темноту, как можете вы его видеть на утренней и вечерней заре, выглядит как красный. Свет видимый сквозь тьму выглядит как красный. Итак, мы можем сказать: если свет видят сквозь темноту, он выглядит как красный. Свет видимый через тьму - красный.
Теперь я хочу сказать вам кое-что иное. Представьте себе, что утренняя заря уже пришла, на дворе день и, как например, сегодня, воздух чистый, прозрачный. Что видите вы в таком случае? Вы видите голубое небо. Вообще-то его как такового нет, но вы тем не менее его видите. Хотя все тут уходит в бесконечность, вы все же видите небо, которое подобно голубому куполу находится над Землей, облегает ее подобно голубой оболочке. Почему это происходит?
Вам надо подумать о том, как обстоит дело вдали, в мировом пространстве: а ведь там-то как раз темно. Отдаленное мировое пространство темно. Солнце светит только на Земле; вследствие того, что на Земле есть воздух, солнечные лучи становятся видимыми, выявляются, причем они создают свет, особенно если светят через водянистый воздух. Однако вовне, в отдаленном мировом пространстве абсолютная чернота, тьма. Так что если мы стоим тут днем, мы смотрим в темноту и должны были бы видеть черное. Но мы видим не черное, а голубое, потому что все вокруг освещено Солнцем. Воздух и вода, содержащаяся в воздухе, освещены.
В этом случае вы, очевидно, видите тьму сквозь свет, (то есть, мы видим тьму мирового пространства сквозь свет, рассеиваемый в атмосфере воздухом и паром - прим. перев.). Вы смотрите сквозь свет, сквозь освещенную зону во мрак, во тьму. Следовательно, мы могли бы сказать: тьма сквозь свет голубая.
Таким образом, вы устанавливаете два закона теории цвета: их вы можете попросту прочесть в окружающем мире. Если вы правильно понимаете утреннюю и вечернюю зори, то рассуждаете так: свет рассматриваемый сквозь тьму, сквозь мрак, является красным. Когда же вы днем всматриваетесь в черное небесное пространство, вы говорите себе: тьма или мрак рассматриваемые сквозь свет, - поскольку вокруг вас все освещено, - является голубым.
Видите ли, такие вполне естественные воззрения люди имели всегда, пока не стали чересчур "умными". Воззрения такого рода, что свет сквозь темноту красный, а тьма сквозь свет голубая, имели еще древние в Азии, когда они еще были достаточно разумны, - как я описал это вам в последний раз. Древние греки тоже еще имели подобные воззрения. Эти воззрения продержались в течение всего средневековья, до тех пор, пока люди не стали "умными", то есть до XIV, XV, XVI, XVII столетия. Когда же люди поумнели, они перестали ориентироваться на природные явления как таковые, а начали измышлять всевозможные искусственным образом создаваемые теории. И одним из тех, кто придумал особенно изощренную теорию цвета, был англичанин Ньютон8. Ньютон, будучи особенно разумным человеком, - в данном случае, я употребляю слово "разумный" вполне серьезно, - будучи особо разумным человеком высказал следующее положение: если мы рассматриваем радугу, - ведь, не правда ли, умный человек не обращает внимания на то, что носит тривиальный характер, что появляется каждый день, на утреннюю и вечернюю зори, но, будучи смышленым, умным, высматривает что-то особо редкое, исключительное, высматривает то, что можно понять лишь сделав предварительные шаги, - так вот Ньютон предложил следующее: рассмотрим радугу. В радуге мы видим семь цветов, а именно красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Есть семь цветов, которые мы видим в радуге один за другим (изображается на рисунке 8). Если вы смотрите на радугу, вы можете без труда различить эти семь цветов.
Ньютон сделал искусственную радугу; он затемнил свою комнату, заколотил окна черной бумагой и проделал в бумаге маленькое отверстие. Так он получил совсем небольшую полоску света. На пути этой полосы он поставил так называемую призму, кусок стекла, которое выглядит вот так, трехгранный кусок стекла, а за ним расположил экран.
РИСУНОК 8 красный, оранжевый, жёлтый,
зелёный, синий,
фиолетовый
Ньютон
Итак, он использовал окно с отверстием, небольшую полосу света, призму и сзади экран. Тут тоже появлялась радуга; появлялись красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, все эти цвета. Как рассуждал Ньютон? Ньютон сказал себе так: сюда приходит белый свет, а с помощью призмы я получаю семь цветов радуги. Следовательно, эти семь цветов уже присутствуют в самом белом свете, мне надо только извлечь их оттуда. Видите ли, это, конечно, самое простое объяснение. Объяснение основано на утверждении: то, что я извлекаю наружу, уже находилось внутри.
На самом деле, ему надо было бы сказать так: я имею дело не с плоскопараллельной стеклянной пластинкой, а с призмой, то есть, с куском стекла со сходящимися под острым углом поверхностями, поставленным напротив экрана. Из-за этого, когда я гляжу в этом направлении, по одну сторону свет (рассматриваемый) через тьму становится красным, появляется красный цвет, тогда как по другую сторону, тьма (рассматриваемая) сквозь свет делается голубой, синей, появляется голубой цвет. Между ними появляются промежуточные цветовые ступени. Вот что должен был бы он сказать. (Данный текст, возможно, записан не полностью; в нем в дальнейшем отмечены пропуски. Как будет выглядеть разноцветная полоса на экране, зависит от многих причин: от источника света, от размеров и формы отверстия в бленде от величины углов в призме и сорта стекла, от угла падения света, от расположения экрана и от его расстояния от призмы, от хода лучей в призме и т.д. Основная идея такова: если мы смотрим на свет через затемняющую его призму, видим красную часть спектра. Если смотрим на черную бумагу, бленду, через освещенное пространство - видим синее, сине-фиолетовую часть спектра. Подробное изложение данной проблематики см. , например, в книге Т. Версполь "Возникновение и тайна радуги с точки зрения гетеанизма и антропософии", изд. Духовное знание, Калуга 1999., а также в Приложении к данному тому, Г.Тараба "Новая теория возникновения дисперсионного спектра как побуждение для современного физического образа мышления" - прим. перев.)
Однако к тому времени в мире возникала тенденция при объяснении, искать причину того, что следовало объяснить, за кулисами самого явления, внутри него. Ведь это проще простого, не правда ли? Если надо было объяснить, как возникает человек, говорили: он уже находится в яйцеклетке матери, ему надо только развиться из этой яйцеклетки. Это ловкое объяснение, причем говорят так ... (пропуск в тексте). Как вы видите, тут не все в порядке. Объясняя, мы должны прибегнуть к мировому пространству в целом, ведь именно оно формирует и развивает яйцеклетку из организма матери. Однако естествознание ищет причину внутри....(пропуск в тексте). Итак, Ньютон говорил: Солнце содержит все цвета, нам только надо извлечь их.
Но на самом деле это не так. Когда Солнце на утренней заре создает красный цвет, оно сначала должно светить на облака, и мы сквозь темную среду должны видеть красное. Когда же небесное пространство имеет голубой цвет, то это возникает не от Солнца, так как Солнце не освещает его, небесное пространство черное, темное, а голубой цвет мы видим благодаря освещенному воздуху Земли. Следовательно, в данном случае мы видим тьму сквозь свет = голубой цвет.
Сводится это к тому, что надо создать настоящую физику; тогда смогут увидеть, как в случае призмы с одной стороны мы видим свет сквозь тьму, а с другой - тьму сквозь свет. Но для этих людей это слишком неудобно. Они предпочитают такие рассуждения: все уже находится внутри света, надо только извлечь это наружу, проявить. Так можно было бы говорить; однажды было огромное яйцо, в нем был заключен целый мир, надо было только извлечь его оттуда! Так же рассуждал о цвете и Ньютон. Однако, на самом деле тайны цвета можно понять только тогда, когда правильно понимают утреннюю зарю и синеву неба.
Теперь данную проблему мы рассмотрим в связи с нашим глазом и вообще в связи с человеческой жизнью в целом. Все вы знаете, что есть одно существо, которое приходит в особое возбуждение при виде красного цвета, то есть в том случае, когда свет действует сквозь тьму; это бык. Бык, как известно, приходит при виде красного в страшное возбуждение, в ярость. Одна сторона этого явления вам известна. В человеке тоже есть немного от природы быка. И хотя при виде красного человек не приходит в явное возбуждение, вы, тем не менее, могли бы сразу почувствовать, что человек, живущий в красном свете, тоже немного возбуждается. Он становится слегка похожим на быка. Я даже был знаком с поэтами, которые просто не могли декламировать, находясь в обычном состоянии; они всегда сидели в комнате, где на осветительные лампы была накинута красная занавеска. Они возбуждались и могли говорить стихами, декламировать. При виде красного бык приходит в ярость; человек в такой обстановке становится поэтичным! Вопрос лишь в том, откуда приходит это поэтическое переживание; извне или изнутри. Такова одна сторона данного явления.
Вы будете знать и о другой стороне. Когда люди, сведущие в этом деле, хотят сделать других несведущих людей особенно смиренными, они используют голубой цвет или даже черный, совершенно черный. Так, например, при наступлении католического Адвента (рождественский пост у католиков - примеч. перев.), когда люди должны быть смиренными, в церкви и, прежде всего в облачениях клира при литургии, используют голубой цвет. Люди становятся кроткими, смиренными. Человек внутренне настраивается на смирение, чувствует его. Особенно если человек сначала перебесился подобно быку, что порой случается во время карнавала, масленицы на кануне поста. Когда же наступает пост, используют не только темные, но даже черные облачения. Так усмиряется буйство человека. Правда при этом в случае двух карнавальных воскресений следовало бы удваивать и время поста! Не знаю, принято ли так делать. Итак, вы отсюда видите, что на человека совершенно по-разному действует если он воспринимает свет сквозь темную среду - красное, или же тьму, мрак он воспринимает сквозь свет (то есть сквозь освещенную рассеянным светом среду - прим. перев.), то есть голубое, синее.
Рассмотрим глаз. Внутри него находятся нервы и кровь. Если глаз смотрит на красное, скажем, на утреннюю зарю или вообще на что-то красное, то что переживает глаз? Видите ли, если глаз смотрит на красное, то мельчайшие кровеносные сосуды глаза пронизываются красным цветом. Отличительным свойством этого красного цвета является то, что он всегда слегка разрушает кровь. Тем самым он также разрушает и нерв, поскольку нерв живет лишь в том случае, если к нему подходит кровь. Если глаз направлен на красное, если красное входит в него, то кровь в глазу всегда немного разрушается, а тем самым разрушается и нерв. Так что бык, при виде красного просто чувствует: черт возьми, да так у меня в голове вся кровь испортится! Мне надо от этого защититься! - он впадает в ярость, потому что не хочет позволить разрушать свою кровь.