Аннотация: пьеса дает возможность в театральном зале совершить попытку пробиться сквозь ролевые функции к другому человеку, к другим людям, к самому себе и - всем вместе - к тому Единому, который нас объединяет.
Людмила и Валерий ДЕМИНЫ
"ПЛ0XИЕ И ХОРОШИЕ"
или
"НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ"
исповедь учительницы,
педагогическая мистерия
в 2-х частях
с прологом и эпилогом
Москва 2002
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Главная героиня, 26 лет, в двух лицах:
МАША
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (в тексте М.А.)
Ее ученики - условный класс - "ЫШНИКИ":
К0ЛЯ АГЕЕВ
САША ГАЛКИН
ТОЛЯ СЕРОВ
СЕРЕЖА ЧИБИСОВ
ТАНЯ МАЛИНИНА
НАТАША ЗИМИНА
СВЕТА БЕЛЯКОВА
Ее коллеги: ДИРЕКТОР
ЗАВУЧ
ФИЗИК
АНГЛИЧАНКА
Члены комиссии: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ
ОН
ОНА
Прочие: ХМУРЫЙ ПЕНСИОНЕР, МАЛЫШ
Учителя и ученики, актеры, юные и неюные зрители, Прозрачный занавес, часы.
ПОСВЯЩАЕТСЯ
ЕРВАНДУ ГРИГОРЯНЦУ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
На сцене замкнутый мир - система жизнеобеспечения на долгие годы: столовая, спальня, спортзал, учебные кабинеты, коридоры, рекреации, хозяйственные помещения...
В центре под двумя квадратными окошечками кинобудки стандартные часы - электрические. Они показывают текущее время данного спектакля. Чтобы не отвлекать зрителей, ход их - обычно плавный. Только иногда, в специальных случаях, стрелка движется прыжками, отмечая ими границы минуты.
Под часами телефон на длинном шнуре, Однако, длины шнура не хватает, чтобы с телефоном можно было уйти за кулисы.
Понемногу, еще, когда горит свет в зале, сцена наполняется актерами, занятыми в спектакле. Переговариваясь между собой, они устраиваются - каждый, где удобнее, взрослые вперемешку с детьми, Кто-то, пользуясь минутой, названивает знакомым, Но вот свет в зале начинает меркнуть, актеры затихают.
М.А. (в микрофон). Когда гаснет свет в зале, закрываются двери, и мы с вами - вы, зрители, и мы, актеры, - оказываемся здесь одни, как бы отрезанные на время от всех остальных людей, от своих родных и знакомых, от прежней жизни - все это осталось ждать нас где-то там, за этими стенами, - мне почти всегда вспоминается свое состояние в последние минуты перед отъездом. Знаете: вещи уложены, все - на своих местах, слава богу, не опоздали, билеты не забыли, сидим успокоенные и в то же время наготове: сейчас что-то произойдет в мире. Какое-то движение, общее для всех нас...
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА отходит в сторону, и на ее месте таинственным образом, словно М.А. раздвоилась, появляется МАША. Она стремительно идет к зрителям. У них одинаковые платья и прически, и издали они напоминают двойников.
МАША. Вот мой выход, и вот мои первые слова роли. Почти всякий раз в какое-то мгновенье перед этим мне кажется, что я как бы слепну и проваливаюсь в пропасть - от страха, наверное, или от того, что перехожу в другое измерение жизни. И пока длится это мгновение, и я лечу в эту пропасть, мне ничего не понятно: зачем вы здесь? почему пришли и смотрите в одну сторону? чего вы ждете? почему я сама выхожу на этот яркий свет перед всеми? с чем выхожу, зачем? И последняя страшная мысль перед тем, как разбиться: Я - ПУСТАЯ. Сейчас все увидят это. Увидят, что я обманщица, что я просто выдумала себя, что у меня для них ничего нет - МЕНЯ НЕТ! И когда в следующий миг я чувствую, что иду по сцене, говорю свой текст, и вы СЛУШАЕТЕ меня - это воспринимается как невозможное чудо, как чья-то неправдоподобная милость. Я вхожу в гигантский костер ваших взглядов и лиц, и ваше огромное присутствие обжигает, но не отрицает меня. Наоборот, я чувствую, что двигаюсь тогда уже не своей силой, а силой вашего ожидания, этих ваших взглядов, которые, как лучи кинопроектора, создают меня здесь и ведут за собой по сцене... Конечно, все это - мимолетные ощущения актера, выходящего на сцену, очень скоро начинаешь жить ролью, и все-таки рядом, подспудно, - непреходящее удивление: за что? за что мне это счастье? МНЕ - за что?
М.А. (раскидывает руки и, счастливо улыбаясь, идет среди декораций). Вот моя жизнь: коридоры, рекреации, классы, учебные кабинеты, спальня, столовая, спортзал, бытовка.. это от слова "быт" - здесь хранится белье, сменная одежда и всякая ерунда, ребята обожают находиться здесь... А в этом сейфе - личные дела учеников. (Оглядывается вокруг и как бы подытоживая.) Школа интернат.
ЧИБИСОВ. По научному "инкубатор".
Ребята пересмеиваются.
М.А. (поворачивается к ним). У меня здесь самый трудный класс, "ышники", Такие вроде тихие... пока.
ЗАВУЧ. Каждый воспитатель почему-то считает свой класс самым трудным.
АНГЛИЧАНКА. Я не считаю.
ЗАВУЧ. Ну, вы!.. (Мол, другое дело.)
ДИРЕКТОР. Замнем для ясности,
М.А. А это - мои коллеги, учителя, Их я боюсь больше всего на свете,
ФИЗИК. Ха!
АНГЛИЧАНКА (насмешливо). Словно вы сами, Андрей Валерьевич, не трепещите перед мнением о вас коллектива?
ФИЗИК. Ирина Геннадьевна, я трепещу только перед вашим мнением, вы же знаете.
МАЛИНИНА (с уважением и таинственностью). Они муж и жена.
АГЕЕВ (тихо). Одна сатана!
ЫШНИКИ (радостно). Ы-ы-ы-ы-ы!
ЗАВУЧ предупредительно стучит карандашом по столу, они замолкают.
МАША. Это у них, можно сказать, национальный клич - по любому поводу: "Ы-ы-ы-ы-ы"!
М.А. Чаще - без повода.
ЫШНИКИ (самодовольно). Ы-ы-ы-ы-ы!
Осекаются от одного поворота головы Директора.
М.А. (подходя к Маше). А это я... такая, какой не позволяю себе быть перед учениками.
МАША. К счастью, это у тебя не всегда получается,
М.А. (невозмутимо). В общем, в сегодняшнем спектакле мы вдвоем играем одного человека. Одну героиню, понимаете? Только разные ее проявления, как бы два начала в ее душе,
ЗАВУЧ (не без ехидства). Такая богатая натура, что в одну роль не вместилась!
М.А. Просто я еще не нашла себя, поэтому и нахожусь: в таком раздвоенном состоянии...
МАША (зажмурив глаза и словно играя в прятки). Ау! Где я? Ищу себя! (Натыкается на Марию Александровну, открывает глаза.) Ага, попалась! Какой кошмар! Типичная училка. Не дай бог найти. Вы хоть замужем, мое "я"?
М.А. (не принимая игры). Не ваша забота, сударыня.
МАША. Интересно, "не моя'! Я ее "я" - и не в курсе! Значит, опять личная жизнь педагога - за бортом? Грустно! Что это за исповедь?!
М.А. (горько, про себя). Исповедь... (В зал.) Вы сейчас сидите там, в темноте и чувствуете себя в полной безопасности, верно? Никого из вас не посмеют ведь выволочь на сцену здесь на всеобщее обозрение... Это чувство абсолютной своей защищенности так приятно, правда? По себе знаю.
МАША (Марии Александровне). Но у меня хоть есть любимый человек?
М.А. Замнем для ясности, как говорит наш директор.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (появляясь из фойе в сопровождении двух членов комиссии). Прошу прощения.
ОНА (страдая). Нас задержали в управлении.
ОН. Начальство не опаздывает, оно задерживается. (Добродушно за спиной у коллег подмигивает зрителям.)
БЕЛЯКОВА (шепотом, в зал). Это комиссия, (Заливается неожиданным тоненьким смехом.) Уже неделю нас проверяет!
Комиссия поднимается на сцену, отходит в сторону, как бы подчеркивая, что она здесь только наблюдатель.
ДИРЕКТОР. Пора начинать...
Раздается тихий гул где-то над сценой. Актеры задирают головы, и некоторое время тревожно всматриваются в пространство над собой. Свет становится призрачным. Гул усиливается, постепенно приобретая зловещий оттенок, Актеры, согнувшись, словно ожидая удара в затылок, начинают лихорадочно метаться по сцене. Нарастающая паника захватывает даже самых спокойных. Кто-то спрыгивает в зал и тут же карабкается обратно, кто-то прилипает к стене. Наконец, сверху появляется край прозрачного, имитирующего стены, занавеса. Он очень медленно под оглушительный гул и грохот, спускается вниз, разделяя пространство сцены примерно на две равные части. Актеры играющие взрослые роли, кроме МАШИ, оказываются по ту его сторону - стоят на одной линии, параллельной занавесу, на равном расстоянии друг от друга, У них застывшие скорбные лица. Они молча смотрят через опускающийся занавес на своих учеников, сбившихся в кучку на самом краю сцены, Те тоже заворожено, со смешанным чувством тоски и радости глядят на взрослых, которые сейчас, через занавес, кажутся им почти нереальными. С ними - МАША. Гул затихает, и последние метры занавес опускается в абсолютной тишине.
Когда занавес касается сцены, некоторое время никто не двигается. МАША отходит в сторону и скрывается в бытовке. Через проем в прозрачном занавесе быстро входит МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА с портфелем и журналом в руках.
М.А. Здравствуйте, дети!
УЧЕНИК. Мы не дети.
М.А. Здравствуйте дети!
УЧЕНИКИ. Мы не дети.
М.А. Здравствуйте, дети!
УЧЕНИК (встает). Вы нас уговорили мы дети! Здравствуйте. (Жмет ей руку. Все садятся за парты. Дирижирует классу.) Три-четыре!
ВСЕ (хором, очень стройно). Здрав-ствуй-те!
М.А. Хорошо, вы не дети. Кто же вы?
УЧЕНИК (встает). Мы дети, вы нас уговорили.
М.А. Но если вы не дети, то что такое дети?
УЧЕНИК (встает). Это такие невзрослые люди, (Садится на место.)
М.А. А что такое взрослые?
УЧЕНИК (встает). Это человекообразные дети.
М.А. Садись, я ставлю тебе 25 целых и 71 сотую балла.
УЧЕНИК. Я не закончил. Взрослые - это человекообразные дети, которые ставят отметки,
М.А. Хорошо, я повышаю отметку на 6 десятитысячных.
УЧЕНИК. Я не закончил. Взрослые - это человекообразные дети, которые ставят отметки и которых еще могут приговорить к электрическому стулу - за особо тяжкие преступления.
М.А. Ты с ума сошел!
УЧЕНИК. Нет, не сошел. Если вы сейчас возьмете автомат (достает автомат из парты) и перестреляете всех нас, вас приговорят к электрическому стулу. А если это сделаю я, меня оставят в живых. (Подходит к Марии Александровне, отдает автомат.) Есть разница? (Возвращается к своей парте.) Поэтому я называюсь ребенком. (Садится на место.)
М.А. (кладет автомат на стол). Ставлю тебе 48 и 3 десятых. Завтра приведи родителей.
УЧЕНИК, Я их бросил.
М.А. И не стыдно? (Ко всем.) А теперь переходим к объяснению. Тема сегодняшнего урока... (Пауза.) Запишите месяц, число... год. Тема сегодняшнего урока... (Пауза.) Новая эра... Записали?
Нарастающий ропот в классе.
У всех есть ручки?
Крики. Свист. В доску мимо Марии Александровны летят бумажные снаряды.
Тема урока...
Пауза. Топот. Хохот.
Я сейчас вспомню! Сейчас! Одну минутку! (Трет лоб.) Так... (Торжествующе.) Тема сегодняшнего урока!..
Гробовая тишина. Ученики поднимаются на партах, застывают в напряженных позах, пауза длится невыносимо долго.
ЗЛОВЕЩИЙ ГОЛОС (из глубины сцены). Суффиксы!
Сам собой начинает стрелять автомат, поражая одного за другим всех учеников. Постепенно звук автомата превращается в пронзительный звук будильника.
М.А. (мечется по сцене). Какие суффиксы? Что такое суффиксы? Нет, только не суффиксы! Не-е-е-т!
Кричит от ужаса, накрывает собой автомат. В полумраке неосвещенной бытовки видно, как чья-то фигура метнулась к будильнику на столе и, заглушая, накрыла его собой, Свет медленно освещает ее. Это МАША, Сидит, завернутая в одеяло. Так же медленно меркнет свет в классе, оставляя освещенной только фигуру МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ.
(Поднимая голову.) Где это я? Что со мной? (Видит под руками автомат, испуганно и брезгливо откидывает его в сторону.) Кошмар, ну и сон.
МАША (не поднимая головы). Обыкновенный учительский сон. (Зрителям.) Проснулась я вся в холодном поту и едва поняла, где нахожусь.
М.А. (ходит, вздрагивая то ли от пережитого ужаса, то ли от утреннего холода). Нет, это просто безумие - оставаться здесь ночевать... дома-то плохо сплю! (Зрителям.) Но вчера после отбоя едва на ногах держалась; думаю, утром все равно подъем мой. И вот полночи не могла уснуть, все думала, что вчера было, что сегодня будет. Я сейчас одна в классе, сменщица уволилась неделю назад, а замену еще не нашли. (Себе.) И нескоро, наверное, найдут. (Зрителям.) С вами в обыкновенных-то школах с ума сойдешь... а тут и после уроков оравой ходите.
МАША. Нет, больше всего я боюсь не "мнения коллектива". Больше всего я боюсь, знаете чего... (Поднимая голову, зрителям.) Вас. Вашего крика, воплей, хохота, шума, возни. Ваших самодовольных шуток. Вашей жестокости... Почему по отдельности с вами можно общаться как с людьми - с каждым из вас, но вместе... вместе вы мне иногда напоминаете стадо оголтелых обезьян, которым интересно только самое глупое? "Извините, я вчера футбол смотрел, и уроки не выучил". Это вчера Агеев. И все гогочут. "А вы за кого болеете, за конюшню?" И снова гогот... Иногда я вас просто ненавижу... (Словно очнувшись.) Опять речи перед вами держу. С утра пораньше! (Идет, завернутая в одеяло, к постели, скрытой за висящими на вешалках школьными формами. Оправдываясь, зрителям.) Все время, кажется вот объяснишь однажды как следует - все до конца и поймете, наконец и все изменится. Глупо, конечно!
М.А. (себе). Какой сегодня день жуткий предстоит. Смотрстрой, педсовет, итоги проверки... Моих трех вызывают...
МАША (умываясь за ширмой). Уговор! Забыла? "Думай о хорошем"!
М.А. О хорошем! (Вздыхает.) Ладно, буду о хорошем. (Перебирает рукой висящие формы.) Вот формы для смотрстроя приготовлены. Эмблемы - чепуха, девочки их сами пришьют. Личные дела наконец заполнены... (Складывает личные дела в сейф и закрывает его на ключ.) Что еще? В девятом сегодня хорошая тема: первый бал Наташи. Не то, что эти былины несчастные.
МАША (радостно, из-за ширмы). Чувствуешь, как веселее стало?.. А завтра выходной, иду в театр!
М.А. (складывая тетради). Самое главное - планы уроков есть, успела списать. (Зрителям.) С прошлых лет, конечно. Надо было бы обновить, но когда?
МАША (выскакивая перед зрителями и размахивая полотенцем, с аффектацией). Ы-ы-ы-ы-ы! Театр! Мой любимый театр!
М.А. (продолжая). За сочинения отметки в журнал выставлены.
МАША (подбегает к ней и подкидывает тетради в воздух). Какие отметки. Не хватало еще в театре говорить об отметках. (Неожиданно падает перед ней на колени, с пафосом.) Ромео, мой милый. Скажи, справедливо поставила двойку мне Вера Петровна? Любимый, ответь, разве я решенье чужое списала, как она утверждает? Ведь мы же с тобой не чужие, родной мой! А она, идиотка... (Мимоходом, зрителям.) Ваш лексикон! (Продолжая.) Такое себе позволяет... (Встает. Зрителям.) И вся ваша любовь на этом уровне! Скажете, нет? (Отряхивает колени.)
М.А. (она в прежнем состоянии). Вы думаете, учитель страшно доволен, когда его учеников прорабатывают на педсовете? Как бы не гак.
МАША. Да что ты дрожишь перед этим педсоветом? Пугает ведь только неизвестное, а ты заранее знаешь, все, что тебе скажут. (В роли Завуча) Лицо класса - это лицо учителя, а лицо учителя - это его документация. Где ваши планы воспитательной работы? (В роли Директора.) Педагогику нельзя строить на одном своем настроении, запомните это!.. (В роли Физика.) В самом деле, коллега, вы то либеральничаете с учениками, то напускаетесь с такими строгостями... (В роли Англичанки.) И главное - никакого панибратства, иначе они сядут вам на шею, милая.
М.А. Поздно! Уже сидят.
МАША (смеясь). Точно! Это добавит директор. Он любит короткие веские фразы. (В роли Директора). Поздно! Уже сидят,
М.А. И он будет прав.
МАША. Прав! (Сквозь слезы.) Конечно, прав! Они все правы.
М.А. (смотрит на часы). Ну вот, опять завелась! Лучше бы стихотворение повторила, Учительница литературы, а ни одного стихотворения, не сбиваясь, кошмар. Эники-беники ели вареники... Друзья мои, прекрасен наш союз! Он... Что он?
Высвечивается спальня мальчиков. Все еще спят.
МАША (предстает перед зрителями с ведром и шваброй, улыбаясь им и как бы спрашивая: что, мол, хороша?). Ну вот, я и готова...
М.А. (смотрит на часы). Осталась одна минута до подъема. Ладно, пусть поспят.
МАША (зрителям). Когда гаснет свет в зале, закрываются двери, и мы с вами, вы, зрители, и мы, актеры, остаемся здесь наедине друг с другом, мне иногда представляется, что все мы попадаем в какое-то другое измерение времени. Словно сейчас там, за этими стенами, на улицах города замерло движение, остановились троллейбусы, застыли прохожие. Стоп-кадр, как в кино. И ничего не может произойти, пока мы живем здесь, в этом времени. Ни начаться войны, ни случиться урагану, ни где-то самолету разбиться о землю. Во всем мире стоп-кадр, и как будто только здесь, в этом защищенном стенами зале, тайно от всех движется наше время, время театра.
Пауза.
М.А. Ровно через минуту я должна открыть дверь спальной и провозгласить: "Доброе утро, мальчики, подъем!" Боже, как не хочется! Неужели за эту минуту ничего не произойдет - ни землетрясения, ни потопа, ни гостей из космоса - и день покатится такой же, как и другие? (Уже на ходу.) За что это мне, господи? За что? (Звучит резкий звонок. Входит в спальню. Весело.) Мальчики! Подъем! Доброе утро! (Открывает окна.) Вставайте, вставайте! Кто дежурный? (Поворачивается к месту, где должно висеть расписание дежурств. Вместо него на гвозде висит чей-то ботинок. В зал, с каменным лицом.) Началось!.. Где расписание? (Снимает с гвоздя ботинок.) Чей?
ЧИБИСОВ. Галкина, дырявый.
ГАЛКИН (подскакивая). Чего Галкина? Вечно Галкина!
В спальне тихо появляется МАША, Начинает мыть полы. Находит на полу пустую рамочку от расписания дежурств, вешает ее на место.
М.А. (не замечая ее). Кто дежурный?.. У меня же все равно записано. (Достает записную книжку.)
АГЕЕВ (из-под одеяла). Галкин.
ГАЛКИН (визгливо). Чего Галкин!
АГЕЕВ. Дежурный ты, вот чего.
М.А. Агеев, опять ноги на ночь не вымыл? Может, я тебе должна их мыть? (Видит, пустую кровать.) А Серов что, не ночевал?
АГЕЕВ. Его к тетке отпустили.
ГАЛКИН (радостно). Вот он и дежурный, наверное!
ЧИБИСОВ (зевая). Ох, и вредный ты, Галкин! Воспитательница за тебя моет, а ты!
М.А. (быстро оглядывается на Машу, подходит, берет ее за руку. Жестко). Это проще всего!
МАША выпускает тряпку из рук, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА листает записную книжку,
АГЕЕВ (с деланным возмущением, Галкину). Вредный и наглый!
ГАЛКИН (швыряя ботинок в Агеева). Сам наглый! Пеленочник!
АГЕЕВ (как бы задыхаясь от возмущения). Что ты сказал? Повтори! (Швыряет ботинок обратно. Однако с постели не встает.)
ГАЛКИН. Повторить?
МАША. Мальчики! Мне же влетит из-за вас! Вставайте!
Никто ее не слушает, МАША снова берется за тряпку, АГЕЕВ делает знаки ЧИБИСОВУ, тот понимает и "берет ГАЛКИНА на себя". Пока они воюют с ним подушками, АГЕЕВ незаметно подменивает свою постель на постель ГАЛКИНА.
М.А. (находит, наконец, нужную страницу; вырывает швабру у Маши и быстро идет с ней к Галкину). Чтоб в десять минут все было чисто. И больше не устраивай этих бессмысленных сцен! (Открывает дверь и ждет, пока все выйдут. Потом выходит сама.)
ГАЛКИН. Сцен, сцен! (Брезгливо, двумя пальцами вытягивает тряпку из ведра.)
МАША (доверительно касаясь рукой Галкина). Саш, я очень прошу, уберись сегодня получше, ладно? Мне еще ботинки вам получать. Я не смогу проверить. Обещаешь?
ГАЛКИН (сквозь зубы). Да уберусь, Я же не знал. (Начинает мыть. Словно невзначай.) А там клёвое что-то есть? Или всё китайское?
МАША (замявшись). Я еще не видела... (Заметив кислое выражение лица Галкина.) У тебя сорок второй?.. Найдется тебе клёвое, обещаю.
ГАЛКИН начинает работать заметно веселее. МАША, обнаружив, что у ГАЛКИНА мокрая постель, оглядывается на него, смотрит, как он старается, потом быстро сворачивает белье и матрац и, застелив кровать одеялом, исчезает с этим добром в бытовке.
ГАЛКИН (глянув ей вслед, задумывается, поворачивается к кроватям, видит свою - единственную застланную, - почуяв неладное, подходит к ней, сдергивает одеяло и, обнаружив под ним панцирную сетку, со стоном швыряет одеяло на пол). Подменили, гады! Подменили! (Подскакивает к дверям, запоздало кричит вслед.) Марисанна, это Агеев!
Из-за кулис доносится смех "ышников". ГАЛКИН с треском захлопывает дверь.
Гады! Гады! Гады! (Переворачивает одну за другой все постели. Малышу, появившемуся на пороге спальни.) А ты кто такой? (Швыряет в него подушку. В бессилии опускается на пол, тихо.) Все гады.
ГАЛКИН и МАЛЫШ с подушкой как бы застывают в стоп-кадре.
М.А. (появляясь, зрителям). Ну вот, колесо завертелось, и я снова захлебываюсь в их жизни...
МАША (выходит из бытовки, бегло смотрит на "стоп-кадр" как на что-то знакомое, даже проходит сквозь него. Себе). Но я же не виновата, я просто не видела? откуда мне было знать, что все так...
"Стоп-кадр" затемняется.
М.А. (как бы повторяя стихотворение). "Друзья мои, прекрасен наш..." "Он..." (Смотрит в зал.) Что он? (Очнувшись.) Опять забыла.
МАША (М.А.). Это ты уже провела. Теперь - твои ышники. (Идет в класс.)
Из репродуктора доносится гул ожившего интерната, голоса учителей и детей, звонки на урок и с урока, выкрики и команды. Желательна документальная запись. Высвечивается класс. Обычная возня за минуту до урока. В классе одни мальчики. Справа у рампы, прислонившись к стене, стоит СЕРОВ. До поры до времени он будет издали наблюдать за действием. МАША идет в бытовку, достает из авоськи обувную коробку, распаковывает ее, вытаскивает пару желтых замшевых туфель и, стараясь быть незамеченной, подходит к ГАЛКИНУ и ставит их ему под парту. ГАЛКИН принимает их как должное и тихо переобувается.
Звенит звонок.
МАША быстро отходит к левому краю сцены и, повернув стул к себе спинкой, садится на него так, чтобы ей был виден и класс и зал. В ее руках оказывается микрофон, через который она будет подавать большинство своих комментирующих реплик.
В класс, входит ЗИМИНА, высокая девочка в школьной форме,
АГЕЕВ (Зиминой). Привет, тетя Степа!
ЗИМИНА, привычно огрев АГЕЕВА портфелем по спине, садится на свое место.
М.А. Наташа, где девочки?
ЗИМИНА. Меряют шмотки этой новенькой. На каждой переменке бегают. Не намеряются! (Хмыкает.)
М.А. Что за лексикон, Наташа? Почему "шмотки"? Есть прекрасное русское слово - "наряды".
ЗИМИНА (презрительно). Шмотки есть шмотки.
МАША (в микрофон, зрителям). Что, правда, то правда.
ГАЛКИН (ехидно). Не лезут на саму, вот и шмотки! (Шарахается от кулака Зиминой.)
Стук в дверь. Входят девочки, разодетые в пух и прах. Ребята встречают их своим утробным "Ы-ы-ы-ы! Во, прикол!"
БЕЛЯКОВА (простодушно). Марисанна, мы не успели переодеться, может, так посидим? Все равно последний урок.
МАША (себе). Умоляла, просила: комиссия!
БЕЛЯКОВА (в ответ на мрачное молчание Марии Александровны). Ну, тогда мы сбегаем, переоденемся, ладно? Нас никто не видел.
М.А. Хотите, чтоб увидели? Садитесь.
МАША. Ко мне на урок уж никого не приведут, надеюсь. Завуч не допустит.
М.А. (Малининой). Таня, это хорошо, что ты добрая девочка и делишься нарядами со своими новыми подругами, но, пожалуйста, больше этого салона мод на уроках не устраивай.
МАЛИНИНА. Извините.
М.А. Дежурный, кого нет?
АГЕЕВ. Серова. (Встает, на нем предохранительная маска из марли.)
Класс хохочет, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА выразительно смотрит на него.
Так ведь грипп... это... эпидемия. Знаете, какая тяжелая форма!
МАША иронически аплодирует АГЕЕВУ, но тут же, одернутая взглядом МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, замирает.
М.А. Мне кажется, у тебя - уже.
АГЕЕВ. Чего уже?
М.А. Тяжелая форма. Пойди, проветрись.
МАША (в микрофон). Надеюсь, он не послушается.
АГЕЕВ. Если заболею, вы будете виноваты, (Стаскивает с себя повязку.) А я хлипкий, могу и помереть. (Садится.)
МАША (шепотом, в микрофон). Сейчас кто-нибудь брякнет про венок. Если они про смерть, то и про венок обязательно.
ЗИМИНА, Ничего, мы тебе на венок соберем!
МАША (со вздохом, в микрофон). Или еще про белые тапочки.
На парту перед АГЕЕВЫМ кладут чьи-то гимнастические белые тапочки. Общий хохот.
БЕЛЯКОВА (возмущенно, классу). Кончайте, вы!
М.А. (Агееву). В самом деле, было бы обидно, если бы ты навеки ушел от нас, так и не исправив двойки по литературе. Изволь выйти к доске.
АГЕЕВ бредет к доске. БЕЛЯКОВА начинает неудержимо смеяться.
Белякова, встань!.. В чем дело?
БЕЛЯКОВА стоит, потупя глаза и кусая губы.
Успокоилась? Сядь.
БЕЛЯКОВА садится и тут же громко прыскает опять. Не ожидая нового замечания, снова встает, низко наклонив голову, некоторое время борется со смехом.
МАША (в микрофон). Первая моя помощница, но нервы - ни к черту,
ЗИМИНА (тихо). Светланочка - нервная дамочка.
БЕЛЯКОВА мгновенно одолевает смех и садится, хмурая.
МАЛИНИНА (испуганно). Ой, у мальчика тут... ЧИБИСОВ (прикрывая нос). Сейчас пройдет, Марисанна.
М.А. (без особого волнения, чувствуется, что это не впервые). Иди в медпункт, Сережа.
АГЕЕВ. Можно, я отведу?
ЧИБИСОВ. Да не, уже прошло.
АГЕЕВ (МАЛИНИНОЙ). Не пугайся, у него просто в носу... эта... (к ЧИБИСОВУ.) как ты говорил?
МАША приседает на корточки рядом с ЧИБИСОВЫМ, тихо говорит с ним. МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА отходит к доске, тревожно смотрит на, часы.
М.А. (АГЕЕВУ). Ну... мы ждем.
АГЕЕВ. Чего? (Корчит рожи в зал - мол, крайне удивлен.)
М.А. (сдерживаясь). Что ты начнешь, наконец, отвечать домашнее задание,
АГЕЕВ (бодро). А чего задавали?
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА выразительно смотрит на АГЕЕВА. Тот с кислой физиономией отворачивается к залу.
СЕРОВ (насмешливо). Суффиксы!
М.А. (вздрогнув, оглядывается на класс). Что?.. при чем тут... У нас же литература...
СЕРОВ (в зал). Чего-то скучно. Хотите, сорву урок? Классически! (Отделяется от стены, руки в карманах, портфель под мышкой. Независимой походкой проходит через класс к задней парте, где сидит Галкин.)
МАША (залу). Явился! А я уже, грешным делом, надеялась...
М.А. Где ты был? Почему опоздал?
СЕРОВ. Тетя не отпускала из гостей. (Не глядя, плюхается на парту через ряд напротив Малининой.)