Дерягин Вячеслав Борисович : другие произведения.

Дао Дэ Цзын. Часть первая (избранные чжаны)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   1.
   При стремлении к дао и отрицание дао может стать дао.
   Названное имя - в возможности и невозможности выбора имени.
   В отсутствие имени - начало Неба и Земли.
   В наличии имени - порождение разнообразных сущностей.
   В отсутствии - созерцание глубинных тайн.
   В наличии - созерцание внешних проявлений.
   Вместе они, но разное имя им.
   И если имя им дать одно, то будет оно - "сокровенное".
   Пытаясь тайну эту открыть, к новой тайне придёшь.
   Это врата всех начал.
  
   5
   Небо с Землёю чужды человеческого: во всём они видят лишь соломенных собак.
   Мудрый человек также чужд человеческого: во всех людских родах он видит лишь соломенных собак.
   Пространство между Небом и Землёй подобно мехам кузнечным: их опустошаешь, а они не иссякают; двигаешь их, и они производят.
   Многословие убивает силу числа.
   Лучше держись середины.
  
   11.
   Тридцать спиц в ступице, но если б не пустота, не смогли б вы повозкой воспользоваться.
   Форму глине придают, но лишь пустота делает посуду пригодной.
   Окна и двери прорубают, но лишь пустота позволит жить в доме.
   Приносит пользу то, что есть, но пользоваться им позволяет то, чего нет.
  
   14
   Что я не вижу, называю: "ровное".
   Что я не слышу, называю: "редкое".
   Чего мне не схватить, называю: "тонкое".
   Эти три нельзя исследовать, потому, смешав, создам из них одно.
   Двигаясь вверх, оно не светится, двигаясь вниз не темнеет.
   Оно подобно нити, нет имени ему, и постоянно оно стремится назад к отсутствию, небытию.
   Оно расплывчато, бесформенно.
   Встречаясь, не увидишь его спереди, а нагоняя, - не увидишь сзади.
   Посредством древнего дао познаешь нынешнее.
   В знании древнего - разгадка дао.
  
   15
   Самосовершенствующийся воин в древности был способен к проникновению в такие вещи, которые нельзя охватить умом.
   Поскольку нельзя охватить их умом, постараюсь описать их образами.
   Они бдительны, словно зимой переходишь реку.
   Они настороже, словно со всех четырёх сторон ждут нападения.
   Они строги, словно гости.
   Они бесшабашны, словно тающий лёд.
   Они просты, словно обрубок дерева, не тронутый рукой мастера.
   Они широки, словно долина.
   Они мутны, словно грязная вода.
   Кто, будучи мутным, способен к покою, тот постепенно очистится.
   Кто, находясь в покое, способен сдвинуться, тот будет жить в плавности.
   Кто сохраняет дао, тот не стремится наполниться.
   Не наполняясь, обретёшь способность, становясь старым, обновляться.
  
   17
   Тот выше всех, о существовании кого низшие лишь догадываются.
   Того, кто ниже его, - любят и хвалят.
   Кто ниже ещё, - того боятся.
   А следующего - презирают.
   В ком мало веры, - тому не поверят.
   Цени слова и дорожи ими.
   Делами определяются успехи.
   Все вокруг считают, что я и есть цзы чжань.
  
   20
   Как далеко отстоят друг от друга утверждение и равнодушие?
   Как далеко друг от друга добро и зло?
   Тот, кого боятся, сам бояться будет.
   Когда что-то бесконечно, то центра оно не имеет.
   Толпа радуется и веселится, как на празднике весны.
   Я - один; я безучастен и не проявляю себя, как ребёнок, который даже ещё не научился улыбаться; я хожу и грущу, словно некуда мне вернуться.
   У толпы всегда есть избыток.
   Я - один словно всё утратил; сердце моё - сердце глупца, так много в нём непроницаемости.
   Обычные люди светом сияют.
   Я - один пасмурен; бесформенность моего спокойствия собой напоминает море; ветер напоминает о невозможности остановиться.
   В толпе каждый найдёт себе разумное применение.
   Лишь я - неуч и дорожу лишь тем, чтобы меня кормила грудью мать.
  
   25
   Есть вещь рождённая из ничего.
   Она родилась прежде Неба и Земли.
   У неё нет ни звука, ни формы.
   Она движется по кругу, ничего не касаясь.
   Её не известно имя; обозначим её как "дао".
   Постараемся имя ему подобрать, и будет оно "великое".
   Великим назову уходящее; уходящее станет далёким, а далёкое возвращается.
   Вот потому: дао - великое, Небо - великое, Земля - великая, человек - великий.
   В мире есть четверо великих, и человек среди них занимает первое место.
   Человек берёт примером Землю, Земля берёт примером Небо, Небо берёт примером дао, дао берёт примером цзы чжань.
  
   27
   Совершенное движение не оставляет следа.
   Совершенная речь - без оговорок и запинаний.
   Совершенство в числах - в отсутствии необходимости счётных бирок.
   Совершенство в запорах - когда не открыть дверь даже при отсутствии замка.
   Совершенство в узлах - когда не развязать даже в отсутствии верёвки.
   Мудрый помогает людям - и нет отверженных людей.
   Мудрый помогает вещам - и нет отверженных вещей.
   И свет мудрого преемственен.
   Мудрый должен быть наставником для немудрого.
   Немудрый должен быть средством для мудрого.
   Тот, кто не чтит наставника, даже на пути к мудрости заблуждается.
   Такова тайна сущности.
  
   28
   Кто, чувствуя в себе самца, сберегает в себе самку, тот становится руслом для нисхождения Небес.
   Кто, став руслом для нисхождения Небес, не утратит в себе дэ, вернётся в состояние ребёнка.
   Кто, чувствуя белое в себе, может руководствоваться и чёрным, тот становится образцом для нисхождения Небес.
   Кто, став образцом для нисхождения Небес, не допустив чрезмерности в дэ, придёт в состояние Бескрайности.
   Кто, чувствуя в себе благородное, может руководствоваться и низким, тот становится долиной для нисхождения Небес.
   А коль станешь долиной для нисхождения Небес, тогда дэ будет достаточно и ты вернёшься в состояние обрубка, не тронутого рукой мастера.
   Лишь, нарушая целостность дерева, получают посуду. -
   Зная это мудрый становится всемогущим.
   Потому что великое творят, не нарушая целостности.
  
  
   31
   Всякое, даже очень хорошее, оружие - инструмент для создания несчастья.
   Нет такой вещи, которая не пострадала бы от него.
   Потому, при следовании дао его не применяют.
   Благородный при делах своих ценит левое; применяя оружие, - ценит правое.
   Оружие - инструмент, которым творят несчастья, и он - не для благородного; лишь против воли своей он применяет оружие.
   Самое лучшее делается невозмутимо; так стоит ли восторгаться победой в войне? -поскольку, восторгаясь военной победой, восторгаешься гибелью людей.
   А ведь, кто восторгается гибелью людей, не может царствовать в Поднебесной.
   В праздниках дорожат левой стороной, в трауре предпочитают правую.
   Подчинённые военачальника располагаются с левой стороны, сам он стоит справа - так, как в погребальном ритуале, и ему, при гибели людей, стоит оплакивать их.
   После победы стоит устраивать траур.
  
   37
   Дао незыблемо, нет действия в нём, но всё - продукт его деятельности.
   Если владыки смогут ему следовать, то всё вокруг само собою свершится.
   В первозданности без имени - не появится стремлений.
   А в отсутствии стремлений и в покое - движение Поднебесной к стабильности пойдёт само по себе.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"