Дешко Юрий : другие произведения.

Беседа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Беседа
  В: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, в эфире передача "Компостмодерн" и
  у микрофона её постоянный ведущий Юлий Демко. Сегодня у нас в гостях автор
  бестселлера "Антитайна: чего не знают философы, но хотят всем говорить", психолог,
  бывший наш с вами соотечественник, а ныне гражданин ЮАР, доктор Зойд.
  Здравствуйте, доктор.
  З: Спасибо.
  В: Прошу прощения?
  З: Ну вы же пожелали мне здравствовать, я выразил вам благодарность. Тем
  более для меня это действительно актуально, возраст понимаете-ли.
  В: Ну тогда добрый вечер.
  З: Добрый вечер.
  В: Доктор Зойд, у нас большой список вопросов, который мы подготовили
  на основе писем наших слушателей. Вряд ли мы все успеем задать в отведённое
  эфирное время, так что предлагаю начать немедля.
  З: Как писал классик "и жить торопится и чувствовать спешит". Не
  переживайте, используя мой личный метод, я успею ответить на все вопросы.
  В: Тогда сразу же вопрос не из списка, а можно поподробнее о вашем методе?
  З: Всё очень просто: вы зачитываете все оставшиесе вопросы сразу, а я отвечаю
  "Не знаю". Самый безопасный и скромный ответ. Пусть он кого-то и не
  удовлетворит, но я и не обещал, что так будет.
  В: Хорошо, вопрос номер два. Вы закончили работу над книгой и у вас
  сейчас больше времени для исследований. Над чем вы сейчас работаете?
  З: Я сотрудничаю с группой Боунера из института гендерных ислледований. По сути
  мы разрабатываем методику выявления сексуальной ориентации человека по его
  оговоркам в речи или на письме.
  В: И это возможно?
  З: Вполне. Вы быть может знаете, что в состоянии ослабленности контроля "над-эго"
  над остальными структурами комплекса сознание-подсознание человек делает и говорит
  именно то, что подвержено влиянию примитивных позывов, в том числе и либидо.
  Поэтому мы строим анализ на основе ругательств, когда достигается наибольшая выразительность
  и снижен самоконтроль.
  В: Можно пример?
  З: Запросто. Если вы хотите оскорбить другого человека и колеблетесь между
  фразами "Fuck you" и "Kiss my ass", а в результате получается синтез
  "Fuck my ass" или "Kiss you", то высока вероятность именно того, о чём вы подумали.
  Разумеется, это достаточно примитивный пример, но даёт представление об идее.
  В: Мне кажется, это перекликается с вашей работой о снижении самоконтроля
  в религиозных и культовых практиках?
  З: Вам лучше знать, ведь кажется именно вам.
  В: Не могли бы вы сказать пару слов об этой работе. Для тех радиослушателей,
  которые не знакомы с вашей последней книгой "Антитайна".
  З: Идея заключается в следующем. Ритмически-мелодические процессы,
  примерами которых являются музыка, речитатив, медитативные мантры,
  молитвенные песнопения и примитивные песни требуют от человека
  ослабления контроля и анализа поступающей информации. Это, как
  любят говорить философы, деконструктивно интерферирующие процессы.
  А те, кто знают английский язык, просто называют их слабо совместимыми.
  На этом факте основан эффективный метод забивания в голову почти любой
  галиматьи: от идей партии, религиозного шлака, до повышения продаж
  низкопробной поэзии на популярные темы.
  В: Вы имеете ввиду "попсу"?
  З: Я имеюю ввиду брак процесса творчества. На мой взгляд, если текст песни не представляет
  ценности как стихотворение, то это брак.
  В: Доктор Зойд, вам не кажется, что здесь с вами очень многие не согласятся?
  Ведь как говорится, о вкусах не спорят...
  З: Скажу более: большинство людей не только не спорят, но и не развивают.
  В: Я имел ввиду, что абсолютных эстетических критериев не существует.
  З: Помилуйте, если вы не знаете о существовании доктора Зойда, то это не значит, что
  его нет. Логика, мой друг -- рекомендую от головной боли. У меня как
  раз-таки существует достаточно чёткие критерии качества художественных произведений.
  В: Уверен, всем будет интересно узнать, какие же?
  З: Очень простые: то, что мне нравится -- "добро", всё, что нет -- "говно".
  Рекомендую всем принять такой же критерий.
  В: Тогда получится такая же полифония как и сейчас: сколько людей, столько и
  критериев. Как же так?
  З: Что ж тут непонятного? Всем нужно принять такой критерий: что нравится
  доктору Зойду -- "добро", иначе -- "говно".
  В: Мы немного отклонились, давайте вернёмся к вопросам. Радиослушатели интересуются,
  каковы причины вашей эммиграции. Они больше материальные или идейные?
  З: А какая разница? Знаете, анализ самого вопроса показывает, что он по существу
  порождается некой завистью. Само явление переезда с места на места никого не
  удивляет, это понятный всем процесс, независимо от причин. Вот скажем, вы в
  каком городе родились?
  В: Продно.
  З: А что вы делаете в Финске?
  В: Как очень многие, остался работать после окончания университета.
  З: Вот видите, у вас не возникло желание вернуться в Продно и как говорят "пробиваться", настраивать
  всё там. Люди, которым предлагают выгодную работу и условия жизни в другом городе
  вполне адекватно ведут себя -- переезжают в большинстве случаев. Конечно, это вызывает
  дискомфорт у тех, кто уже находится в "святом месте", они начинают косо смотреть на
  приезжих. Хотя никто из них не смотрят на приезжих как "предателей" своих исконных городов.
  А когда кто-то переезжает в другую страну, особенно если это сопряжено с повышением
  уровня жизни, то получается, что такой человек перескакивает через ступень, обходя менее
  активных. На что те, кто остался, смотрят с досадой и пытаются приписать такому поступку
  негативный контекст.
  В: А как же культурная среда и возможность с большей отдачей трудиться "дома"?
  З: Не стоит быть настолько ограниченным своими национальными рамками. Если быть
  до конца последовательным, то стоит ождать от людей, что они останутся в тех городах и
  сёлах, где родились и где они больше вписываюся в среду. Понимаете, наука не имеет
  границ, и если вы не являетесь большим невеждой и ксенофобом, то совсем неочевидно,
  где от вас будет большая отдача человечеству. Мыслите масштабно.
  В: Значит наука, знания, на ваш взгляд имеют более высокий приоритет?
  З: Естественно. Разум -- высшая ценность. Если бы не разум, человек сошёл бы с ума.
  А наука это очень благодарный способ применения разума. Так что мой ответ -- да,
  приоритет очень высок. Разумеется, не стоит злоупотреблять наукой, иначе можно заработать
  расстройство. Один мой знакомый химик по молодости проводил в лаборатории столько времени,
  что к концу аспирантуры возбуждался только от одного микрона, и это совсем не размер, а
  длина волны лазера, если вы понимаете о чём я.
  В: Ха-ха. А где же место для души, романтики и нерационального существования?
  З: Как где? Там же где и науки -- в жизни человека. Наука уничтожает романтику
  только при неумелом использовании. Если для романтического ужина вы покупаете вместо
  обычных свечей свечи от геморроя, то не нужно винить медицину в испорченном вечере.
  В: Понятно. Доктор Зойд, вы известны своими нестандартными, радикальными взглядами
  на многие вопросы, в связи с чем наши слушатели интересуются, как вы пришли к такому
  пониманию жизни? Какие интересы у вас были в начале творческого пути и как это повлияло
  на выбор профессии?
  З: Вы знаете, для меня жизнь всегда была открытой книгой.
  В: Смелое заявление, вы так не думаете?
  З: Да, именно так. Только несмотря на то, что книга открыта, вначале нужно научится читать.
  Разумеется, я читать не умел, поскольку с этим не рождаются. Потом научился читать, но
  всё равно мало что понимал, из того, что в ней написано. С годами пришло и понимание, вот
  и вся история. А если серъёзно, то просто нужно думать, хотя бы пару часов в день. Понимание
  это продукт движения мысли. Не стоит ждать, что кто-то вам всё объяснит из телевизора, радио
  или книги. Книги пишут такие же потерянные в вопросах люди как и мы с вами.
  В: Если я вас правильно понял, то читать книги не обязательно? А как же образование основанное
  на чтении, ознакомлении с наследием мировой литературы?
  З: Поняли вы меня не совсем правильно. Читать несомненно нужно, но как и везде в этом
  деле нужно знать норму. Как говорится, многочтение даёт многие знания, но я хотел бы подчеркнуть
  разницу между знанием и пониманием, последнее ближе к умению. Если же вы действительно
  стремитесь к пониманию, то совсем не обязательно делать фетиш из чтения классической литературы.
  Нет ничего, что делало бы писателей-классиков уровня Тонкого или Вложевского принципиально
  лучше остальных. Некоторых из них я бы без колебаний убрал бы из списка обязательного к
  прочтению для молодых людей школьного возраста.
  В: В таком случае мы рискуем получить поколение не знакомое с такими шедеврами как
  "Битвы и согласия" Тонкого, "Умник" упомянутого вами Вложевского...
  З: Ах, какое горе для снобов... Позвольте мне объяснить вам, для чего необходимо чтение
  так называемой художественной литературы. Во-первых, существует большая группа людей,
  которые вовсе не ощущают чтение необходимым. Есть ещё одна группа, для
  которой чтение является процессом, отвлекающим от пугающей
  необходимости думать, когда они остаются один на один с собой. Такие
  люди обычно боятся тишины и в присутствии других заполняют её
  болтовнёй. Третья негативная группа включает в себя людей с проблемами
  социальной адаптации, для которых чтение -- одна из возможностей ухода
  от реальности. Для каждой их этих групп сегодня существует своя
  "литература", что неудивительно "при современном развитии печатного
  дела на Западе". Давайте не будем рассматривать эти группы, а
  обратимся к мифическому нормальному человеку. И здесь возникает
  вопрос: "Зачем человеку нужна информация о жизни других людей, их
  страстях, перепитиях?" Напомню, что мы всё ещё говорим о нормальном
  человеке, для которого жизнь других людей не является поводом для
  злорадства, сплетен и источником зависти.
  В: Я полагаю, для того, чтобы иметь повод задуматься над своей жизнью.
  З: Вы попали в точку. Именно, цель благородная, хоть и эгоистичная в своей природе. То есть
  цель задуматься, проанализировать, сделать выводы, пересмотреть свои взгляды. Этот процесс
  самый главный в жизни, а чтение является одним из способом его побудить, средством не более.
  Но чтобы задумываться, нужно уметь думать, а этому художественная литература не учит.
  В: Но она даёт предмет для осмысления. Может быть в этом её ценность, доктор Зойд?
  З: Отчасти так и есть. Надеюсь, вы не будете удивлены, узнав, что число типов сюжетов
  в литературе ограничено и выбор их даже у самых великих писателей далеко не оригинален.
  Несомненная заслуга хорошего писателя -- это умение почувствовать актуальный сюжет и
  найти выразительные средства для того, чтобы привлечь внимание к проблеме с ним связанной.
  Но это ведь выбор времени, и помимо размышления о проблеме читателю "классики" приходится
  использовать линзу истории, чтобы адекватно воспринимать произведение. Ну, а если вы
  ставите задачу научить человека задумываться над проблемами в условиях ограниченного времени,
  то более целесообразно отдавать предпочтение действительно современным сюжетам, а не
  мастерству изложения, которым прикрываются ленивые или не понимающие работники образования.
  В: К сожалению мы вынуждены прерваться на рекламную паузу, оставайтесь с нами. ************************** 10:46
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"