Ад-8(2р): Рецензия на рассказ "Скажи мне, кто твой друг"
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Начинаю читать - ой, церковная атмосфера, ой, не моё. Честно говоря, не интересуют меня такие антуражи, жалко мне людей религиозных, а вот сопереживать их эмоциям я не умею. Но читаю и понимаю, что отторжения текст не вызывает. Так что решил для себя: у героини случилось что-то страшное, и пение в церковном хоре для неё благо. Ведь, по сути, низовой священнослужитель - тот же психотерапевт, только без чётко оговоренной повременной оплаты.
С героиней для себя-любимого разобрался и пошло легче. Перечитал начало ещё раз и даже понравилось. Кратко, но выпукло показана атмосфера такого социума, о каких я вообще ничего не знаю. Да, до этого рассказа я даже не знал, что в церкви какая-то еда присутствует (кроме причастия, конечно, о нём я в курсе). А тут пирожки с капустой и с луком-яйцами, и фигурирующие по ходу всего текста. Да так фигурирующие, что пирожков второй день хочется.
А, поскольку начало оказалось для меня интересным, стал я читать уже с мыслью "как бы такой текст написал я". Конечно, так написать человека религиозного я не смогу, а вот вторую героиню Ларису сделал бы другой. Более привлекательной, что ли? Нет, я согласен, вульгарной она должна остаться, здесь всё в порядке, но попытался бы, если бы получилось, сделать её более неоднозначной. Хотя не знаю, может автор ставил целью подчеркнуть контраст между героинями? Чёрное и белое?
Наверное, так и есть. Автор определённо написал то, что хотел написать. Хотел написать гиперактивного ребёнка - и вот он, совершенно замечательный персонаж. Если рассматривать ироничность текста, то этот ребёнок, пожалуй - самый сильный иронический штрих.
Нет, без иронии не обошлось и в других местах. Там и здесь видны иронические фразы. Да хотя бы вот фраза: "началась движуха среди сильных мира сего ... и каждая из сторон старалась склонить Господа на свою сторону" изрядно улыбнула.
Но, подозреваю, что главная ирония - ирония автора по поводу триллеров про лихие девяностые. Тут даже классический Гиви имеется. Заметьте, брат Гиви имеется у Ларисы, которая по контексту если не русская, то ничем в российской среде не выделяеющаяся. Кроме своего борделя, конечно. Разве это не ирония по поводу литературы о том времени? Или проститутка Марго, которая "может водить все, что заводится, хоть скутер, хоть танк", разве не ирония?
Но я отвлёкся от описания своих желаний что-нибудь добавить в текст. Чтобы не развозить, помяну только самое крупное - мотивацию пропавшей парочки, заставившую обоих остаться в обсерватории. Мне кажется, решение остаться можно психологически обосновать, завязав на характеры героев. Например, на христианское сострадание к человеку, смысл всей жизни которого был смят закрытием обсерватории. Или показать Марго интересующейся техникой до фанатизма, она осталась потому, что есть только два дня на повозиться с устройством привода телескопа. Или... да куча вариантов.
Ну и, если уж предлагать, то предложу и гораздо раньше вывести на сцену Сергея Владимировича. Просто, чтобы дать читателю несколько маленьких зацепок. Тогда можно было бы показать нездоровые бывшего астронома (именно нездоровые в медицинском смысле), подвести мотивацию под его необычные поступки. Но сделать это хочется, не привлекая к нему сразу слишком большого внимания читателя.
Это позволило бы сделать его мотив более убедительным и неординарным. Всё-таки, не убил подозрительную пару (как в 90-е было принято), а всего лишь уговорил посидеть взаперти. И ещё идея, чтобы совсем зацепки от читателя, а не показать: "вот он преступник". Можно, например, создать пару Мефодий - Сергей Владимирович. Например, они могут быть давно знакомы, хорошо или плохо. Мефодий - очень яркий образ, в результате он сбалансирует образ Сергея Владимировича, и подсказка читателю будет почти не видна.
Да, и ещё хотелось бы, чтобы у автора было время. Отложить рассказ, отдохнуть от него, прочитать ещё раз и выловить мелких блох. Возможно, сделать так не один раз.
Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.