Ад-6-2: Рецензия на "Харон не может умереть"
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Жертва - Крокон Занатос, владелец корпорации "Ахерон", "подмявшей под себя рынок похоронных и ритуальных услуг". "Один из бессмертных, бессов, обитающих в своих неприступных замках, презрительно сплёвывающих на нас, пыль под ногами "новых богов". О том, кто на кого сплевывает, уже писали в комментариях к рассказу. Граммарнаци нашел бы, к чему еще придраться, но я не граммарнаци, поэтому о синтаксисе и пунктуации писать не буду. Идем дальше.
Расследователь - Мун-Шэ, "один из лучших сыщиков-эмпатов и мнемоников. Смертный". Судя по обращению "эмпат", из тех, кого Крокон считает пылью под ногами. Мало того, еще и уничтожить грозится. Вообще-то, мог бы и повежливее с тем, кому поручает столь деликатное дело.
Крокон требует от Мун-Шэ во-первых, называть его "просто Хароном", а во-вторых, определить, какая из его трех жен-близняшек его убила. Многоженство - не единственная странность мира, прописанного автором широкими мазками (по-хорошему, читателю требуется больше объяснений, но рассказ и так, видимо, с трудом втиснулся в допустимый объем), однако для фантастики это простительно. К слову, созданный автором мир мне не нравится, как и его обитатели, но в этот мир веришь, хотя в нем, повторюсь, многое туманно.
Но вот для детектива близнецы - моветон. Сразу становится понятно, что они будут меняться и путать карты. И слишком уж выпукло в самом начале даны их "технические характеристики".
Мотив "преступницы" становится понятен после разговора сыщика с оператором корпорации "Бессмертие": по-видимому, Харону в буквальном смысле жить надоело, и он решил расторгнуть договор. Однако любящие жены были против, вот и решили прострелить любимому мужу голову, чтобы вернуть его к жизни без его на то разрешения. В конце рассказа Мун-Шэ эту догадку читателя подтверждает. То есть мотив убийства - спасти жертву. Идея неплоха, жаль, в реальной жизни неприменима.
То, что "виновны" все три сестры, остро чувствующие друг друга, тоже становится понятно практически в начале рассказа. В принципе, гадать, кто из трех сестер нажал на курок, читатель может, но, поскольку информацию об отличительных особенностях каждой (истощение Елены, сильные руки Лидии, темные очки Майи) сыщик получает постепенно, данных для построения собственных версий у читателя, мне кажется, недостаточно.
Главная улика - глаза сестер: Елена "поменяла" их в знак солидарности с Майей, но темные очки носила только Майя. Может ли отличный стрелок, которым якобы являлась каждая из сестер, разбить себе очки прицельной трубкой, даже если стреляет из незнакомого оружия, - вопрос отдельный, но, допустим, может. Еще одна, косвенная, улика - беременность Майи, которая не могла позволить своим детям расти без отца.
Легенды, равно как и мифы, в сюжете присутствуют, правда, в оригинальном мифе о Хароне, перевозчике душ умерших в подземное царство, Мойры - не жены, а сестры. Сочетание энграмм, электронных замков (тех, которые с ключами, а не со стенами) и авиатакси с понятием готика слегка удивило, но это субъективно. Вообще, смесь в итоге вышла причудливая.
Что касается литературной составляющей, то язык хорош, композиция сбалансирована, образы... пожалуй, слегка схематичны. Главный герой скорее загадочен, чем симпатичен. Асклепий, он же Эшмун, вполне мог оказаться эмпатом, а вот как врачеватель стал сыщиком? Ощущения эмпата незамысловаты (пламя - злость, зеленая травка и солнечные зайчики - умиротворение и т. д.). Показалось, что текст ими - а соответственно, и курсивом - перегружен.
Святая Инквизиция, наверное, обвинила бы автора в богохульстве и вынесла суровый приговор. Мой вывод - рассказ интересный, автору спасибо - и удачи.
Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.