Детектив-Клуб: другие произведения.

Элемент фантастики в детективе (доклад на Росконе)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад Детектив-Клуба о фантастике в детективе на РосКоне-2015

  • Элемент фантастики в детективе: европейская, американская и отечественная специфика

    (Доклад подготовлен Правлением (N 5) при участии Андрея Терехова в апреле 2015 г. Выступил с докладом на РОСКОНЕ (семинаре "Российский фантастический конвент" Андрей Терехов (г.Москва, 11 апреля 2015 г.)

        1. Вступление. Что такое детектив
       Доклад представлен Детектив-Клубом - творческим объединением авторов в электронном журнале 'Самиздат', которые любят и знают детективную литературу. Это одно из крайне немногочисленных творческих объединений русскоязычных авторов, пишущих в жанре детектива.
       В настоящее время членами Детектив-Клуба являются 25 авторов. Руководит текущей работой и занимается организацией конкурсов Правление, переизбираемое ежегодно.
       Детектив-Клуб создан в целях:
       - пропаганды и сохранения традиций детективного жанра в современной русской литературе;
       - общения, взаимной творческой и психологической поддержки;
       - поиска новых талантливых авторов, пишущих в детективном жанре;
       - методической помощи авторам;
       - проведения литературных конкурсов;
       - обсуждения новинок и проблем детективного жанра.
       Основатель Детектив-Клуба (2003 год) - писатель и сценарист Дарья Булатникова, известная как автор сценариев многочисленных детективных и приключенческих телесериалов ("Безмолвный свидетель", "Кулагин и партнеры", "Адвокат", "Дельта" и другие). Помощники при основании Клуба: Варвара Клюева, Петр Бородин.
      
       Как показывает практика, в настоящее время границы детективного жанра как будто становятся все более размытыми. Известный российский автор Сергей Литвинов на своем сайте (2009 год) рассуждал: "Очень уж детектив мутировал в последнее время, нынче все, что интересно читать (и что не фантастика) детективом называют". К слову, как раз у Анны и Сергея Литвиновых порой весьма удачно сочетаются детектив и фантастика, но об этом речь пойдет ниже.
      
       На бытовом уровне многие считают телефильмы с драками и стрельбой детективными лишь на том основании, что в подобных картинах имеет место противостояние правоохранительных органов и криминальных структур (или же внутренние разборки последних). Да и литературы с весьма характерными названиями вроде "Менты поганые" в книжных магазинах тоже в избытке.
      
       Так что весьма уместно вкратце напомнить, что такое детектив в его классическом понимании. Это жанр, рассчитанный на читателя, который любит и ценит логические загадки, выискивает намеки, разбросанные автором по роману, пытается предугадать развязку. Это самые внимательные, но и самые требовательные читатели. Поэтому авторам, которые хотели бы пополнить свою аудиторию за их счет, следует четко представлять специфику жанра.
      
       Детектив - это художественное произведение, в основе которого лежит интеллектуальный поединок героя (условно - сыщика) с неким враждебным (преступным) персонажем (персонажами), умом или неведомыми силами, создавшими загадочные обстоятельства.
       Порой этот поединок приобретает форму своего рода игры, в которую преступник вступает с сыщиком. Широко известно, к примеру, классическое противостояние гения преступного мира профессора Мориарти и Шерлока Холмса.
       У Агаты Кристи в "Вилле "Белый конь" аптекарь Осборн (организатор заказных убийств) буквально мозолит глаза полиции, пишет заявления, дает показания, пытаясь направить следствие по ложному пути... А в "Скрюченном (иногда - нелепом) домишке" жестокая девочка, отправившая на тот свет несколько родственников, все время повторяет, что полицейские глупые, не могут разобраться в деле...
      
       Обязательный элемент детектива - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.
       Например, в ограниченный список рассказов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, в которых отсутствует криминальная подоплека, входят такие работы как "Человек на четвереньках" (более подробно этот рассказ будет проанализирован ниже), "Скандал в Богемии", "Знатный холостяк", "Человек с рассеченной губой".
      
       Цель детектива - раскрытие преступления или загадки путем логического построения, объединяющего все фрагменты головоломки в цельную картину единственно возможным или наиболее вероятным (с последующей проверкой) способом.
       Нередко такая проверка становится провокацией сыщика - и преступник в результате невольно выдает себя. Например, в рассказе Фрэнка Грубера "Спросите меня еще" уликой является железный прут с крючком, с помощью которого невысокий убийца открыл вентиляторы инкубатора (где находился убитый) и очистил тот от синильных паров. Человек-энциклопедия Оливер Квейд безуспешно показывал никчемный предмет вроде бы полицейскому, после чего испуганный убийца спрятал проволоку. Квейд тут же объяснил полиции, как было совершено преступление, и объявил, что специально испачкал проволоку чернилами. У судьи куриной выставки Стоуна оказались испачканы ладони, и после неудачной попытки побега тот сознался в преступлении. В действительности руки у преступника были испачканы изначально (текла авторучка), а Квейд (как он позже сообщил друзьям) только воспользовался своим наблюдением и хитрым заявлением спровоцировал убийцу на признание.
      
       Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования (если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).
      
       Способы получения сыщиком данных - элементов головоломки и характер самих данных могут быть различными, главное, чтобы разгадка была получена в результате их осмысления, а не в результате счастливого случая (преступник неожиданно раскаялся и признался, нашелся свидетель, который все видел, и т.п.). Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.
       В качестве примера можно привести "Смерть в облаках" Агаты Кристи. За некоторое время до посадки самолета в салоне обнаруживают мертвой процентщицу мадам Жизель. Сначала причиной смерти называли укус осы, но Эркюль Пуаро быстро выяснил, что смерть наступила от укола отравленным дротиком, который можно было выпустить из духовой трубки. Читатель вместе с Пуаро видит багаж пассажиров и, разумеется, может прийти к тем же выводам, что великий сыщик (который сразу понял, в чем дело, а потом на протяжении всего романа просто добывал улики): убийца был в костюме стюарда и не привлек внимания, в его вещах обнаружилась пустая коробочка - оттуда была выпущена для отвлечения внимания оса. И тогда убийца просто воткнул дротик в шею жертвы, чтобы следствие искало духовую трубку...
      
       В рассказах, поданных на конкурсы Детектив-Клуба, разоблачение преступника в глазах закона - не обязательно, но в глазах читателя - непременно, причем с достаточной доказательной базой.

    2. Фантастический детектив

      
       Одной из разновидностей детектива является фантастический детектив. Современная трактовка термина по Википедии:
       Фантастический детектив - использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и ученых).
      
       Как сообщается на сайте "Лаборатория фантастики", впервые в СССР словосочетание "фантастический детектив" использовано в послесловии к роману Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана "В институте времени идет расследование". Роман был опубликован в журнале "СМЕНА" NN 8-18 за 1969 год. Краткий анонс. При загадочных обстоятельствах погибает один из сотрудников Института Времени. Следствию никак не удается установить, почему и каким образом это произошло. Дело в том, что разгадка находится вне круга наших обычных представлений. В этом остросюжетном романе содержится также немало интересных сведений из области физики, криминалистики, психологии.
      
       Весьма подробно осветил тему фантастического детектива Владимир Михайлович Разин в своей работе "В лабиринтах детектива" (2000 год).
       Цитата:
       "Попробуем разобраться, что же представляют собой произведения, которые можно отнести к жанру фантастического детектива. Этим же вопросом задаются и авторы предисловия к сборнику "Обнаженное солнце" Геннадий Ануфриев и Станислав Солодовников: "...Известна феноменальная популярность и детектива, и фантастики. Но что же такое они вместе? - пишут они. - Смешение жанров или новый жанр? Чего больше в этом гибриде: детектива или фантастики? Можно сказать, что это прежде всего фантастика, поскольку здесь имеются все необходимые ее атрибуты: необыкновенные открытия и изобретения, космос, путешествия во времени, другие цивилизации и т.д., лишь втиснутые в рамки детективного сюжета (и тогда правильнее было бы говорить "детективная фантастика").
       Но можно ведь сказать и по-другому: это обыкновенный детектив, поскольку присутствуют все его признаки: преступление, сыщик, поиск преступника, объяснение загадки и т.п., только дополненное фантастическими реквизитами". И далее, как отмечают А.Громова и Р.Нудельман, - "для того, чтобы доходчивей ответить на вопрос, что такое фантастический детектив, мы начали подыскивать его конкретные образцы в литературе. Это оказалось делом отнюдь не легким. За время работы над романом мы хорошо поняли, почему этот замечательный жанр так скудно прижился в литературе. Дело в том, что, когда пишешь фантастический детектив, приходится следовать двойной логике. Ведь герой детектива раскрывает преступление и находит преступника на основе анализа фактов и строгих логических рассуждений. Из малозаметных, второстепенных деталей он строит сложную и хитроумную цепочку догадок, которые в конце концов помогают воссоздать подлинную картину происшествия...
       В фантастике герой попадает в необычные, странные, иногда страшные условия, и главным его оружием являются опять-таки логические рассуждения... он постепенно, шаг за шагом приходит к пониманию сущности происходящего, совершает научное открытие или просто находит необычный, но логически обоснованный выход из предложенной необычной ситуации... В фантастическом детективе действует двойная логика. Ведь преступление здесь непременно связано с каким-то фантастическим научным открытием. Поэтому следователь вынужден тут рассуждать как ученый, а ученый как следователь..."
       Конец цитаты.
      
       Резюмируем:
       В фантастическом детективе разгадка также должна быть достигнута в первую очередь посредством логики. Использование технических новшеств или паранормальных способностей не запрещено, но они не должны играть ключевую роль в расследовании. В противном случае получится детективная фантастика (фантастика с элементами детектива), а не фантастический детектив.
      
       Пример детективной фантастики из классики - "Человек без лица" Альфреда Бестера. По существу, это остросюжетная криминальная история с фантастическим антуражем далекого будущего (человечеством освоена Солнечная система; для практических нужд используется телепатия и т.п.). Читателю сразу известно, что убийца - обаятельный, но жестокий бизнесмен Бен Рич. По эмоциональным причинам Рич принял за отказ согласие на слияние капиталов другого крупного бизнесмена - де Куртэнэ - и застрелил того в рот из револьвера. Сыщику-телепату (щупачу), члену эспер-лиги Пауэлу, несмотря на выстроенный преступником мыслеблок ("Ах ты, камбала, не вобла..."), удалось быстро разобраться с делом. Большая часть романа - приключения в поиске юридически значимых доказательств.
      
       Британский писатель, переводчик и литературовед и социолог Брайан Стэблфорд, один из лучших современных литературных критиков, специализирующихся на фантастике, выделяет в качестве отдельного поджанра фантастической литературы "оккультные детективные истории". Они находятся на стыке хоррора, детектива и фэнтези. Среди ведущих авторов данного направления Стэблфорд называет Элджернона Блэквуда и Уильяма Ходжсона.
      
       Известные произведения на стыке фэнтези и детектива:
      
       Глен Кук, цикл фэнтези-детективов о сыщике Гаррете
       Рэндалл Гаррет, цикл фэнтези-детективов о сыщике лорде Дарси
       Мартин Скотт (англ.) русск., цикл фэнтези-детективов о сыщике Фраксе
       Борис Акунин, "Детская книга"
       Клугер, Даниэль, цикл фэнтези-детективов "Дела магические"
       Роберт Хайнлайн, "Неприятная профессия Джонатана Хога".
       Макс Фрай, цикл фэнтези-детективов "Лабиринты Ехо"
      
       Известные произведения на стыке детектива и хоррора:
      
       Эдгар Алан По -- "Убийство на улице Морг"
       Томас Харрис -- "Молчание ягнят"
      

    3. Фантастика в европейском детективе

      
       Упомянутый выше Даниэль Клугер, советский и израильский писатель и журналист, на своей страничке в ЖЖ высказал мнение, что европейский фантастический детектив появился в начале XIX века.
       Цитата:
       "Официально признанным родоначальником детективного жанра считается Эдгар По. А первым детективом в европейской литературе - его рассказ "Убийство на улице Морг". Рассказ впервые появился в 1841 году, и эту дату принято считать датой рождения детектива.
       ... первый рассказ, который, фактически, намечает канон современного исторического триллера, появился на двадцать пять лет раньше рассказа Эдгара По. Это рассказ великого немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери", опубликованный в 1816 году. В этом рассказе знаменитая в свое время писательница мадемуазель Скюдери, чьи романы были чрезвычайно популярны при дворе "Короля-Солнце", занимается раскрытием серии загадочных преступлений, потрясших Париж в семнадцатом веке...
       Итак, в конце XVII столетия серия таинственных ночных нападений, зачастую кончавшихся убийствами, погружает Париж в атмосферу страха. С преступниками пытается бороться знаменитый полицейский Дегрэ. Увы, он оказывается бессильным - правда, ему удается арестовать некоего Оливье Брюсона, но, хотя все улики говорят против молодого человека, Мадлон - невеста арестованного и дочь одного из убитых - клянется, что ее жених невиновен, что произошла чудовищная ошибка...
       И тогда на помощь несчастной Мадлон приходит очаровательная старушка мадемуазель де Скюдери, автор сентиментальных романов, популярных при дворе Людовика XIV. Она убеждается в невиновности арестованного, а затем, уже с помощью его показаний, раскрывает ужасную тайну и изобличает настоящего преступника. Почему ей это удается? Мадлон де Скюдери в новелле Гофмана обладает наблюдательностью, смелостью, остротой суждений. Именно интуиция вкупе с наблюдательностью и знанием людей убеждает ее в том, что подозреваемый молодой человек, арестованный полицией, на самом деле не виновен в предъявленных ему обвинениях. И действует она, как и положено героине, смело и напористо, а умозаключения делает на основании полученной в ходе расследования информации.
       ... Почему же все-таки первым считается рассказ "безумного Эдгара"?
       Думаю, потому что в рассказе Гофмана есть почти все, что должно быть в детективе. Почти - но не все. Нет самого главного элемента классического детектива - расследования. То есть, оно есть, но очень коротко, без озарений и неожиданностей, и вообще - расследование не поставлено автором в центр повествования. (Д-К напоминает: Гофман - романтик, кроме того, над ним довлеют принципы "готического романа", чрезвычайно популярного в конце 18- начале 19 веков.). Продолжение цитаты: А вот Эдгар По поставил в центр именно расследование - и уникальный метод расследования. Тут следует отметить, что нынешние авторы рассматриваемого жанра предпочитают идти по пути Гофмана, а не Эдгара По - центр тяжести перемещается с собственно расследования - на экзотичность происходящего, экзотичность - будь то серия странных убийств, деятельность тайных орденов или сектантские сети.
       ... Но вот коль скоро речь идет у нас об историческом триллере - тут, бесспорно, приоритет у Эрнеста Т. А. Гофмана. Именно он дал нам первый образец того поджанра, который сейчас оказался едва ли не самым популярным для основной масса любителей детективной литературы. Ну, а то, что этот фантастический детектив появился раньше просто детектива, отнесем к причудливости, фантастичности самого жанра. Тем более, что, по части фантастики и с рассказом Эдгара По не все просто".
       Конец цитаты.
      
       Примечательно, что Даниэль Клугер называет "Убийство на улице Морг" американца Эдгара По первым детективом в европейской литературе. По мнению литературоведа Юрия Ковалева, По перенес действие рассказа в Париж, а героем сделал француза, потому что осознавал странность и непривычность новеллы для американского читателя.
      
       Болгарский искусствовед Богомил Райнов так оценил вклад "Убийства на улице Морг" в мировую литературу: "Вся детективная литература, по крайней мере в начальной стадии своего развития, очень многим обязана наследству, оставленному Эдгаром По: начиная от дедуктивного метода, сочетающегося со строгим анализом и наблюдением, от создания моделей ситуаций типа "загадки запертой комнаты" и до характера и особенностей героя, чудака и своеобразного философа, опережающего и ставящего в комичное положение официальную полицию, чудака, который вот уже многие десятилетия шествует по страницам детективной литературы то под именем Шерлока Холмса, то Эркюля Пуаро, но всегда несет в себе что-то от старого Дюпена".
       При этом ряд исследователей отмечали ряд ошибок и несообразностей в рассказе. В частности, описанное поведение орангутана, совершившего убийство бритвой, во многом фантастично.
       В то же время американский литературовед Бертон Поллин резонно объясняла причины успеха рассказа: "Метод автора... не слишком изощрен и тонок. Он состоит в соединении возможного, знакомого и реального -- с невозможным, неизвестным, неправдоподобным и непонятным. Первые элементы автор выделяет с помощью особых художественных приемов и уловок, с тем, чтобы вторые у нас не вызывали никаких вопросов. Мы не успеваем усомниться или почувствовать недоверие к словам повествователя, как нас захватывают все новые и новые сочетания возможного и невозможного. Так мы и движемся от одного камешка к другому, и ни один из них не становится камнем преткновения".
      
       Интересным примером европейского фантастического детектива является рассказ Артура Конан Дойла "Человек на четвереньках" (1903), где также присутствует "обезьянья" тема.
       Читателю становится известно, что овчарка по имени Рой долгие годы жила в семье профессора Прескотта, но недавно стала бросаться на хозяина, причем в строго определенные дни. С самим профессором происходят необычные и даже пугающие изменения (раздражительность, периодическое хождение на четвереньках и т.п.). Желая разгадать все эти загадки, мистер Джон Беннет, ассистент и будущий зять профессора, обращается за помощью к Шерлоку Холмсу. Великий сыщик, добыв и проанализировав факты (страсть профессора к молодой женщине, таинственная шкатулка и т.п.) приходит к выводу, что профессор Прескотт возжелал омолодиться и принимает некую сыворотку от Ловенштейна из Праги. Однако препарат периодически частично превращает ученого в обезьяну (черного хульмана). Окончательные выводы Холмса (в сокращении): "Истинный корень зла, это, разумеется, запоздалая страсть на склоне лет, внушившая нашему пылкому профессору мысль, что он сможет добиться исполнения своих желаний, лишь став моложе. Тому, кто пробует поставить себя выше матери-Природы, нетрудно скатиться вниз. Самый совершенный представитель рода человеческого может пасть до уровня животного, если свернет с прямой дороги, предначертанной всему сущему... Ну, мистер Беннет, я думаю, мы обо всем поговорили, и разрозненные, казалось бы, факты легко теперь связать воедино. Собака, естественно, почуяла перемену гораздо раньше вас: на то у нее и тонкий нюх. Не на профессора бросился Рой - на обезьяну, и не профессор, а обезьяна дразнила его. Ну, а лазать для обезьяны - сущее блаженство, и к окну вашей невесты ее, как я понимаю, привела чистая случайность".
      
       Фантастические детективы выходили и из-под пера прославленного польского фантаста Станислава Лема.
       В романе "Расследование" (1958 г., другое название - "Следствие") молодой инспектор Скотланд-Ярда Грегори принимает участие в следствии по необычному делу: из моргов сельских больниц в окрестностях Лондона систематически исчезают трупы. Обстоятельства этих происшествий настолько странны и необъяснимы, получается, будто мертвецы на время воскресают. Детектив даже начинает сомневаться, способен ли он сам адекватно воспринимать действительность. В финале находится вполне разумное объяснение происходящему - маловероятное стечение нескольких обстоятельств. Однако несколько случаев все же не подходят под это объяснение - загадка по ним так и остается загадкой.
       В рассказе "Дознание" из цикла "Рассказы о пилоте Пирксе" (1959 - 1973) опытнейший пилот Пиркс становится во главе экспериментальной команды корабля "Голиаф", из людей и неотличимых от них роботов. Каждый из членов экипажа, включая Пиркса, располагает информацией только о себе. В ходе аварийной ситуацию один из пилотов ставит под угрозу жизнь людей; благодаря "человеческим" колебаниям и нерешительности экипаж спасается, а пилот гибнет. Выясняется, что он - взбунтовавшийся робот, одержимый мегаломанией (манией величия). В рассказе подчеркивается вопрос об определении "человеческого" и экзистенциальный страх человека от присутствия "Другого", схожего с ним киборга.
       Композиционно рассказ делится на три части: 1. Протокол заседания Космического трибунала, где второй пилот дает подробные показания по делу о преступной пассивности Пиркса во время аварии. 2. Повествование от третьего лица, где описывается период от найма Пиркса директором ЮНЕСКО до времени, предшествующего чрезвычайному происшествию на корабле. 3. Поздние размышления от лица Пиркса.
      
       В 1966 году Иржи Брабенец и Зденек Веселы (Чехословакия) написали фантастический детектив "Преступление в заливе духов" (другое название - "Преступление в Радужном заливе").
       Действие происходит на Луне, которая уже полностью освоена. На базе в Радужном заливе погиб радиста Михаль Шмидт. Его обнаружили лежащим на спине, у правой руки валялся сигнальный пистолет, из которого были произведены три выстрела. Установлено, что из шести патронов в обойме недоставало именно трех. Одним выстрелом Шмидту легко оцарапало плечо и задело стольную мышцу, не повредив кости. Другой попал прямо в сердце. На базе всего восемь сотрудников, и гибель Шмидта расследуют прибывшие с Земли следователь майор Родин и специалист по космической медицине доктор Гольберг. Все члены базы поначалу имели вроде бесспорное алиби, что характерно для закрытого детектива
       В повести удачно сочетаются напряженная детективная интрига и увлекательное воспроизведение "лунного быта", работы научной экспедиции; интересные соображения относительно перспектив развития астрономии, космической биологии, возможностей установления контакта с обитателями других планет. Люди не выходят из помещения без скафандра, и это создает своеобразную ситуацию, так что следствие должно отличаться особой филигранностью приемов. Необходимо внимательно анализировать чувства и переживания обитателей базы, их ревность, честолюбие, оскорбленное самолюбие, искать мотивы, которые могли бы привести к преступлению. В конце концов анализ приводит к выводу о виновности астронома Ланге, который к тому времени ушел с базы без достаточного запаса ресурсов и обрек себя на гибель. Мотив убийства он пояснил в записке: "Шмидт преподнес мне эту горькую чашу в виде магнитофонной пленки с записью сигналов из звездных миров. Не могло быть сомнения: где-то там, в глубине космоса, живут разумные существа, возможно интеллектуально еще более развитые, чем люди. От моей теории об исключительности человеческой цивилизации не осталось камня на камне... Случайное открытие Шмидта уничтожило, разрушило дело всей моей жизни. Двадцать пять лет самоотверженной, кропотливой работы вылетели в трубу. Весь вечер я искал выход из создавшейся ситуации... И уснул с твердым намерением: Шмидта свидетеля этой нелепой случайности - надо навсегда заставить замолчать..."
      
       К жанру фантастического детектива неоднократно обращался немецкий писатель Герт Прокоп (1932 г.р.; вскоре после вручения очередной литературной награды писатель покончил с собой 1 марта 1994 года). Его работы - синтез фантастики и детектива, а события, как правило, происходят в неких тоталитарных странах (или в США).
       В сборнике рассказов Прокопа "Кто же крадет голени?" (1977) и романе "Ограбление банка семени" (1983) действие разворачивается в 2100 году в США, которые превратились в жесткую тоталитарную державу, напоминающую оруэлловский Ангсоц. Между мегаполисами - гигантские свалки, зараженные химическими и радиоактивными отходами, которые не в силах преодолеть ни один человек. В этом мрачном мире действует частный сыщик-лилипут Тимоти Тракл по прозвищу "Тайни" ("Крошка") и его "партнер" - суперкомпьютер Наполеон. Они расследуют загадочные преступления и противостоят не только преступникам, но и всемогущим спецслужбам, которые не желают утечки информации во внешний мир об опасных экспериментах, о настроениях, о внутренней политике. Как отмечает Даниэль Клугер, в работах Герта Прокопа чувствуется влияние классиков детектива, прежде всего, Рекса Стаута и Эрла Стенли Гарднера. К примеру, во взаимоотношениях Тайни и Наполеона можно усмотреть парафраз дуэта Арчи Гудвин - Ниро Вульф.
      
       Приведенные примеры демонстрируют существенную эволюцию европейского фантастического детектива на протяжении полутора с лишним веков - от полусказочных допущений с обезьянами к твердой научной фантастике. Очередные научные открытия обогащали фантастическую и детективную литературу новыми возможностями применения замысловатой человеческой логики.
      
       Об опасности обратной стороны технического прогресса (использования научных достижений неразумно или со злым умыслом) в сочетании с тоталитаризмом предупреждают мрачные, почти постапокалиптические фантастические детективы Герта Прокопа...
      
       К слову, американский классик детективного жанра Рэймонд Чандлер в эссе "Простое искусство убивать" (1944) отдавал преимущество англичанам в умении сочинять детективы вообще: "... англичане добились в этом унылом ремесле некоторого преимущества над остальными, в том числе и над американцами..., которые пока что не пробились в высшую лигу".
      

    4. Фантастика в американском детективе

      
       Об американце Эдгаре По уже много было сказано в европейском разделе - его творчество в определенной степени стимулировало бурное развитие детективного жанра за океаном, главным образом в остросюжетной форме. Детектив фантастический фактически родился там заново в эпоху бурного расцвета научной фантастики в 50-е.
      
       Большой вклад в становление мирового и американского фантастического детектива внес знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Исследователь Алма Элизабет Мерч в книге "Развитие детективного романа" (1968) писала: "Лишь два автора добились заметного успеха в соединении научной фантастики с детективом: Фредерик Браун и Айзек Азимов. Их работы привлекли внимание читателей на обоих берегах Атлантики и вполне могут породить настоящую моду на подобное смешение жанров".
      
       Знаменитый фантастический детектив Азимова "Стальные пещеры" впервые был опубликован в "Galaxy Magazine" в 1953 году, а в 1954 году выпущен издательством "Doubleday".
       Действие романа происходит в далеком будущем в городе-потомке современного Нью-Йорка. Земляне вынуждены жить в гигантских перенаселенных подземных городах, используя энергию земных недр и питаясь искусственно синтезированной пищей.
       Рядом с Нью-Йорком находится Космотаун -- специальное место, где живут космониты - жители других 50 планет, в далеком прошлом колонизированных людьми. На Земле существует движение медиевистов, выступающее за разрыв контактов с космонитами.
       Роботехники космонитов Хэн Фастольф и Родж Наменну Сартон занимались проблемой конструирования человекоподобных роботов. Сартоном был создан Р. Дэниел Оливо, чья внешность являлась точным повторением внешности самого Сартона.
       Завязка сюжета - убийство Сартона в собственном доме в Космотауне с помощью бластера. Во избежание скандала полиции Нью-Йорка пришлось выделить для расследования своего сотрудника Элайджа Бейли. Космониты ему в напарники выделяют Р. Дэниела Оливо.
       Первой версией Бейли были то, что никакого Дэниела Оливо нет, а "якобы Оливо" и есть вполне живой доктор Сартон. Он предъявил эту версию космонитам, в ответ на что Дэниел вскрыл свою руку и продемонстрировал техническую "начинку".
       Второй версией было то, что Дэниел соучаствовал в убийстве, и пронес бластер в своем пищевом мешке, который служил для "эмуляции" им процесса человеческой еды. Однако приглашенный детективом лучший робототехник Земли после беседы с Дэниелом заявил, что его мозг сделан на основе Первого Закона ("робот не может причинить вреда человеку"), и, таким образом, Дэниел не мог быть соучастником.
       В конце концов, проанализировав и переосмыслив все факты (известные и читателю), Бейли выясняет, что медиевисты (в их кружок входила его жена Джезебел/Иезавель, она очень не любила Дэниела) знали о том, что Дэниел Оливо -- робот, несмотря на секретность этой информации. Бейли приходит к выводу, что полицейский комиссар Эндерби, его начальник, также был медиевистом и пытался уничтожить Дэниела. Однако, нечаянно разбив очки, Эндерби без очков ошибся и выстрелил в самого Сартона, открывшего ему дверь. Осколки очков позволили разоблачить убийцу. Бейли обвиняет Эндерби в убийстве, однако не выдает его властям, за это Бейли требует от Эндерби направить его авторитет в медивистском движении во благо интеграции космонитов и землян.
      
       Приключениям Элайджа Бейли и робота Дэниела Оливо также посвящены романы:
       "Обнаженное солнце" / The Naked Sun (1957),
       "Роботы Зари" / The Robots of Dawn (1983),
       "Роботы и Империя" / Robots and Empire (1985) и
       рассказ "Зеркальное отражение" / Mirror Image (1972).
      
       Примечательно, что Азимов написал и блестящий реалистический детектив "Постоянная должность" (1958), где молодой ученый-химик Ральф Ньюфелд был отравлен ядовитыми парами цианида. Убийство, поначалу выглядевшее несчастным случаем из-за неосторожности при эксперименте, подстроил столь же педантичный старый профессор Кэп Энсон, расправившийся с аспирантом за подлог результатов эксперимента. Научный руководитель жертвы Луис Брейд сразу заподозрил своего наставника по неосторожной фразе и, перебрав еще нескольких подозреваемых, в конце концов разоблачил Энсона. Однако вынудить старика к признанию смог только профессиональный детектив Доуни, прибегнув к провокации, о которых говорилось выше. Полицейский начал открывать вентиль кислородного баллона, резьбу которого ранее некто смазал глицерином. Поначалу Доуни не поверил Брейду, решив, что тот сам инсценировал подготовку покушения, и тот стер глицерин. Старик-злоумышленник не знал об этом и резким криком остановил детектива, предотвращая якобы неизбежный взрыв баллона...
      
       Большой популярностью в настоящее время пользуются своеобразные детективные романы видного американского писателя Дэна Брауна.
       Его книга "Ангелы и демоны" (2000) представляет собой приключенческий роман с элементами триллера, фантастики и интеллектуального детектива.
       События в основном разворачиваются в Риме в течение одних суток. После смерти папы римского происходит серия загадочных преступлений. В ЦЕРНе после запуска большого адронного коллайдера убит один из ученых и похищен контейнер с антиматерией (при этом описанная в книге ситуация является с точки зрения физики чистым вымыслом). В штаб-квартире швейцарских гвардейцев на аппаратуре видеонаблюдения появляется изображение таинственного объекта с таймером обратного отсчета. Жандармерия Ватикана обращается к Роберту Лэнгдону за помощью в раскрытии последних преступлений, а Римская католическая церковь обращается в ЦЕРН, поскольку на изображении видно клеймо лаборатории.
       Лэнгдон предполагает, что возродился тайный орден иллюминатов, и подозревает, что мишень преступного сообщества следует искать в Ватикане. Лэнгдон приезжает в Рим и сотрудничает со швейцарской гвардией, в задачи которой входит обеспечение безопасности понтифика. В путешествии по Ватикану его сопровождает приемная дочь покойного профессора ЦЕРНа по имени Виттория. Она должна найти контейнер с антивеществом, иначе через 24 часа аккумулятор разрядится и произойдет взрыв невероятной силы. Папский престол находится после смерти последнего папы в состоянии Sede Vacante, а в Сикстинской капелле заседает конклав, который должен назвать имя нового предстоятеля католической церкви. Однако четыре главных кандидата на престол похищены.
       В ходе динамичного остросюжетного расследования Лэнгдон анализирует факты, чудом выживает при взрыве. Наконец, собирает кардиналов и демонстрирует оставленную камерленго Колером пленку. Из нее становится ясно, кто в действительности стоял за всеми преступлениями. На встрече с отцом Виттории по поводу экспериментов с получением антивещества покойный папа одобрил их ввиду того, что именно наука дала ему сына. Эти слова навели фанатичного камерленго на мысль, что папа некогда согрешил с женщиной, нарушив обет целибата, и потому недостоин жизни. Он отравил понтифика, организовал похищение антивещества и кардиналов, а потом и спасение Рима от взрыва, прикрываясь именем общества иллюминатов, в действительности давно не существующего.
       На последних страницах книги выясняется, что ребенок папы был зачат "безгрешно" - путем искусственного оплодотворения - и что этим ребенком был сам камерленго. В порыве раскаяния последний совершает самосожжение при стечении народа на площади св. Петра.
      
       "Суперхит" литературы XXI века "Код да Винчи" (2003) стал продолжением романа Брауна "Ангелы и демоны". Этот международный бестселлер переведен на 44 языка и издан общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. Роман написан в жанре интеллектуального детективного триллера и пробудил широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.
      
       Как видим, жанрово американский фантастический детектив весьма разнообразен. Кроме того, в США родилась серия своеобразных детективов-фэнтези.
      
       Отличным примером того, что магия - не помеха классическому детективу, является цикл 'Приключения Гаррета' за авторством Глена Кука.
       Сразу сделаем небольшое отступление для тех, кто с циклом незнаком. Автор описывает обычный фэнтезийный мир - средневековье, магия, всякие эльфы-гоблины - но в жанре 'крутой детектив'. Как и положено по жанру, 'житие' в цикле выглядит далеким от идеального. Бедность, коррупция, мафия, межрасовые конфликты - вот атмосфера, в которой приходится работать частному сыщику Гаррету, руководствуясь не столько законом, сколько чувством справедливости. Знакомая картина для каждого, кто любит 'крутой детектив', с одним-единственным исключением, имя которому - магия.
       Магия присутствует повсюду, начиная с напарника Гаррета. В качестве такового выступает лотхиб по имени Покойник. Он действительно покойник, его зарезали за четыреста лет до описываемых событий, но лотхибы ОЧЕНЬ медленно умирают. Однако смерть все же накладывает свой отпечаток, и мертвый лотхиб практически не способен самостоятельно передвигаться. Плюс он слишком массивен, чтобы таскать его с собой. В общем, если отбросить детали, вырисовывается каноничный образ Ниро Вульфа, за опять же одним исключением и это исключение опять же магия.
       Лотхиб - маг, причем маг очень сильный. Ему не составит труда проникнуть в мозг человека и пошарить там, как в своей кладовке. Казалось бы - вот оно! Гаррет аки Арчи Гудвин стаскивает в дом подозреваемых, но вместо спектакля с разоблачением от Ниро Вульфа Покойник просто сканирует разум подозреваемых и видит преступника. Однако не тут-то было!
       Автор не зря выбрал жанр 'круто детектива'. Подозреваемые там - не перепуганные бизнесмены и юристы, готовые впасть в истерику и сдаться властям, едва на них укажет перст Ниро Вульфа. Это битые жизнью люди и нелюди, это чародеи, способные защитить свой разум, и фанатики, у которых разума просто нет. Как следствие, нанести визит в убежище лотхиба соглашаются разве что наемные убийцы, и талант лотхиба используется для обороны дома от незваных гостей, а распутывать преступление приходится по старинке, умом и кулаками. Последние иногда с успехом заменяются магией.
       Сам Гаррет не чародей, поэтому ему приходится опираться на творения магов - свитки с заклинаниями и алхимические зелья. По своему функционалу они лишь внешне отличаются от технических новинок нашего времени: так, заклинание со свитка действует как нервно-паралитический газ, флакон с алой жидкостью пробивает броню демона точно гранатомет, а боссу мафии вместо динамита подкладывают гроб с голодным вампиром. Аналогично картина обстоит и со стороны преступников. Колдун вместо бандитов-отморозков вызывает живых мертвецов, а грабители вместо дыма используют отводящие взгляд чары. Более того, в основе всей магии лежит серебро, и все магические страсти сводятся к вполне материальным благам.
       Таким образом, магия нисколько не мешает создать автору классический по своей сути детектив даже тогда, когда, казалось бы, магические способности персонажей столь велики, что могли бы переступить через требования жанра.
      
       Сопоставляя европейский и американский фантастический детективы, можно сказать, что в них много общего: более или менее гармоничный синтез фантастики и классического детектива. При этом детектив заокеанский англоязычен, а европейский, разумеется, говорит на разных языках.
       Произведения заокеанских авторов чаще выглядят более глобальными в плане поставленных проблем, более динамичными - читателю, что называется, некогда перевести дух.
       Европейские детективы обычно более "камерные", тяготеющие к закрытому классическому типу.
      

    5. Фантастика в советском детективе

      
       В отечественной фантастике детектив появился позже, чем за рубежом. В довольно подробной антологии русской научной фантастики XIX - начала XX веков, изданной в 80-е, нет ни одного детективного произведения.
      
       Своего рода прорыв связан с именем Ильи Варшавского, создавшего серию разноплановых фантастических детективов.
      
       В повести "Инспектор отдела полезных ископаемых" (1974) Варшавский попытался совместить тенденции развития зарубежного детектива и фантастической повести.
       Частный детектив ирландского происхождения Джек Клинч отправляется за большой гонорар на отдаленную планету для выяснения обстоятельств смерти одного из участников экспедиции. Сыграть роль инспектора отдела полезных ископаемых не получилось - вместе с почтой сам Клинч доставил газету, где некий папарацци написал, куда отправился знаменитый частный детектив... Так что фактически пришлось вести следствие. Детектив закрытый - из четырех обитателей базы один погиб. Уцелевшие женщина и двое мужчин подозревают друг друга, психологическая обстановка невыносимая. Все лгут и скрывают факты. Сам Клинч едва не погиб под обломком скалы. Но все же детектив, играющий роль двойного агента, выясняет, что в дело замешаны крупная корпорация и КОСМОЮНЕСКО. Погибший в интересах конкурентов устроил взрыв шахты, где добывался металлический иридий. Клинч поясняет: "Однако Майзель не оправдал полностью надежд своих хозяев. Постоянное воздействие инфразвука и боязнь разоблачения довели его до нервной горячки. Судя по всему, в бреду он болтал много лишнего, и Долорес начала кое о чем догадываться. Возможно, что после его выздоровления она ему прямо об этом сказала. Тут уж Майзелю не оставалось ничего другого, как пустить себе пулю в лоб..." Сюжетная линия весьма замысловата, с постоянными неожиданными поворотами. Фантастические допущения (гнетущее воздействие инфразвука, иридиевые бактерии) изящно вплетены в сюжет повести.
       Любопытный и точный комментарий на сайте "Лаборатория фантастики": "Инспектор..." -- не пародия на штампы жанров, как советские мультики "Шпионские страсти" и "Ограбление по...", а именно ироничное произведение, где есть острый сюжет, детективная интрига, фантастический элемент, но все это чуть не всерьез".
      
       В блестящей повести Варшавского "Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ" (1972) рассказывается, как советский литературовед Зоя Никитична Стрелкина проходит практику у комиссара Дебрэ - прототипа Мегрэ - для изучения знаменитого метода расследования. Колоритная практикантка помогает полиции в расследовании серии убийств в особняке Костагенов. Повесть весьма интересна дискуссиями комиссара и Стрелкиной о роли вычислительных машин и человеческой логики в расследовании преступлений. "Никогда ваши электронные машины не будут в состоянии проникнуть в самую глубь человеческой души, а без этого нельзя раскрыть ни одно серьезное преступление. Конечно, полезно иметь под рукой электронную машину для быстрого получения справок, но разве в этом дело? - рассуждает комиссар еще до появления Стрелкиной, а позже говорит советской гостье: - Если вы имеете в виду применение электронных машин для расследования преступлений, то могу прямо сказать, что считаю это ерундой. Я сторонник психологического метода, и никакая машина..." У Стрелкиной иное понимание проблемы: "Речь идет не о машинах, а именно о психологическом методе. Точнее - о человеческом мышлении. Оно может быть разным. Например, рациональным или парадоксальным. Современной фантастике, как и науке, все в большей степени становится свойственно парадоксальное мышление. Не ошибусь, если скажу, что это веяние века. Наступает время, когда преступники тоже начинают мыслить иначе, и если тот, кто расследует преступление, не в состоянии понять заложенный в нем парадокс, то рано или поздно..."
       Время подтвердило правоту Стрелкиной. Полиция вроде бы блестяще расследовала убийства на бытовой почве, но упустила из виду ряд обстоятельств: заинтересованность доктора Малинды в истреблении Костагенов - дальних родственников - и следы человека в носках в доме ("... преступник проник через дверь угольного подвала. Есть следы угля на полу. Вышел тем же путем. Шел в носках..."). В версию машины, что убийства совершал сам комиссар, находясь под гипнотическим воздействием преступника-доктора, не верит даже сама Стрелкина. Однако в эпилоге читателю предъявлена улика. Мадам Дебрэ рассказывает соседке о муже: "Вы не поверите, недавно два раза возвращался с работы в таком виде, что даже носки перепачканы углем".
      
       В короткой фантастической юмореске Ильи Варшавского "Новое о Шерлоке Холмсе" (1963), тем не менее обнаруживается основательная детективная база. Даже если не принимать во внимание прямой отсыл к Конан Дойлу, детективная начинка здесь бросается в глаза. Прежде всего - его композиция. Рассказ, помимо того, что фантастический, еще и иронический, потому автор четко выдерживает отработанную Конан Дойлом схему композиции (в значительной степени парадируя ее): приход клиента - его загадочная история - вопросы Шерлока Холмса - кульминация - развязка (правда, в данном случае с остроумной находкой объяснения феномена великого сыщика). Автор органично переплетает в небольшом произведении три жанра, каждый из которых добавляет своей специфика другим составляющим.
       Детективная нагрузка рассказа заключается в том, что практически все факты автор сообщает в первой части рассказа, кроме одного - в финале Холмс говорит, что герцогиня Монморанси - брюнетка, о чем читатель не был извещен заранее, как положено в классическом детективе. Нарушение неписаного правила? Нет, поскольку Илья Варшавский словно бы ставит читателя в одинаковые условия с его персонажем - Ватсоном (и не забываем об авторской иронии!). Потому читатель не в обиде. Можно добавить еще и то, что детективность рассказу придают и многочисленные парафразы на произведения Конан Дойла, и фантастический элемент совершенно не "забивает" для искушенного читателя очарования от встречи с "новым старым другом". И в этом случае неожиданный финал (Холмс оказывается роботом, а Ватсон его создателем, который хочет продать свое творение Скатланд-ярду) словно бы уносит читателей в будущее, предлагая вариант его возможного развития. Но именно так в свое время делали все авторы, начиная с Жюля Верна! То, что современникам представлялось совершенно невозможным или, по крайней мере, делом далекого будущего, для последующих поколений предстает уже несколько в ином ракурсе, порой - в историческом.
       И этот процесс литературной разработки будущего, включенного в детективный сюжет, постоянно развивается, находит новые творческие пути выражения.
      

    6. Фантастика в современном российском детективе

      
       Типичный пример современного российского фантастического детектива - "Пока ангелы спят" Анны и Сергея Литвиновых (2006). По сути, это детективный фантастический остросюжетник. В прологе повести дается история с вооруженным ограблением, которая вроде бы забывается в калейдоскопе последующих удивительных событий, но потом в нужный момент всплывает и, как выясняется, играет очень важную роль: этот небольшой рассказ в газете (написанном задолго до точь-в-точь такого же реального ограбления) помог выявить заинтересованным людям сверхспособности главного героя - Алексея.
       Постижение и изучение этих сверхспособностей самим Алексеем и его подругой Наташей, начинающим журналистом - основная часть романа. Головоломки при этом даются читателю хоть куда, на все вкусы! Сюжетная линия до самого конца держит в напряжении. Параллельное расследование ведет некая очень тайная спецслужба. Именно она в конце концов выходит на цепочку таинственных происшествий, узнает во всех подробностях биографию г.Козлова. Предполагается, что никаких чудес не было, все его инсценировка. Однако это не объясняет, почему Алексей, постигнув свой дар, с легкостью бежал из-под ареста фантастическим способом - силой воображения... Да и финальная фраза перечеркивает понимание сути вроде бы нашедших относительно рациональные толкование событий. Оказывается, не человек то был, а некое существо присвоило биографию Козлова (или и вправду прожило человеческую жизнь)...
       Просматривается в этой повести и нечто лемовское. Голос по телефону умершего друга Алексея, звонок негритянки в дверь - стоило Алексею о них написать в фантастическом романе... Своего рода аллюзия на "Солярис". А открытая загадочная концовка напоминает чем-то "Расследование".
      
       Еще один пример отечественного фантастического детектива - это "Геном" Сергея Лукьяненко (1999).
       В романе описываются злоключения в мире "спецов", где генетики программируют будущие психику и физиологию людей по желанию родителей или государства. Главный герой, пилот-спец, попадает в безвыходную ситуацию, из-за которой соглашается на подозрительный, но выгодный контракт - капитана туристического корабля. Роман удачно сочетает жанры: задает серьезный вопрос о будущем и высмеивает штампы детективной и фантастической литературы через абсурдные реалии "спецов". Так официальное расследование в руках сорок четвертого клона следователя Питера Валька, генетическую специализацию которого создали по мотивам книг о Шерлоке Холмсе. Питер Ка-44 играет на скрипке, а подозреваемых допрашивает в манере героя детективного сериала "Коломбо", на исполнителя роли которого Лукьяненко намекает именем и фамилией персонажа. Помогает сыщику - доктор Уотсон. Дженни Уотсон, если быть точным.
       По сути "Геном" - классический закрытый детектив внутри космического корабля, где круг подозреваемых ограничивается экипажем и пассажирами. Структурой и развязкой "Геном" напоминает романы Агаты Кристи: "Убийство в Восточном Экспрессе", "Смерть на Ниле". Лукьяненко знакомит читателя с механикой мира "спецов", обрисовывает персонажи и базовые конфликты, которые к моменту преступления вырастают в мотивы убийства. Подозреваются все, даже главный герой, а в конце, как в романах об Эркюле Пуаро, персонажи собираются в кают-компании и разоблачают преступника хитроумным способом.
      

    7. Конкурсы фантастического детектива в Детективлубе

      
       В нашем Детектив-Клубе фантастический детектив тоже не обойден вниманием. Каждую осень с 2008 года проводится конкурс 'Фантастического детектива' - кстати, приглашаем всех желающих! - где участники могут попрактиковаться в симбиозе этих жанров. Если быстро пройтись по призовым местам прошлых конкурсов, то можно увидеть, какие разные сочетания использовали авторы.
       К примеру, победитель самого первого конкурса ФД - рассказ Дмитрия Линчевского 'Короткий урок'. В нем автор поднял тему чрезмерного прагматизма цивилизации будущего. Вопрос: "кому это выгодно?" очень важен в расследовании преступления, но, возведенный в догму, он же стал тормозом в деле, где люди, руководствуясь своими принципами и эмоциями, отказывались от материальной выгоды. Кстати, позднее этот рассказ был опубликован в еженедельнике "Криминал-экспресс" (Омск) 15-тысячным тиражом!
       Однако не стоит считать, будто бы детектив выступает неким ретроградом, увлекая нас исключительно в прошлое времен Холмса и Пуаро. Вот, к примеру, на пятом ФД победил рассказ "Аквафобия", написанный в жанре твердой НФ. Его автор Ветнемилк закрутил преступление вокруг фантастического изобретения, которое давало человеку новые возможности. Узнав о нем, сыщики смогли взглянуть на улики под новым углом и раскрыли дело.
      
       На следующем конкурсе победителем стал автор Deadly с мрачным постапокалипсисом. Герои его рассказа 'Между нами, девочками' вынуждены, как классический сыщик-любитель, собирать и разбирать улики без помощи мощной полицейской машины. Оную машину, вместе с полицейскими, съели монстры, в которых мутировали мужчины, и выжившим приходится в лучших традициях Холмса вычислять преступника по малейшим зацепкам.
      
       Сложность и специфика данного жанра подтверждается тем обстоятельством и в том, что конкурсы фантастического детектива - самые немногочисленные в Д-К: минимум 13 участников, максимум 25. Самой притягательной для авторов стала тема "Русалка и рыцарь" в 2012 году. Темы "Марсианские каникулы" (2010) и "Горячее дельце" (2014) сподвигли конкурсантов глубоко изучить условия на Марсе и Меркурии, где происходило действие конкурсных рассказов, и создать весьма своеобразные работы.

    7. Конкурсы фэнтезийного детектива в Д-К

       - Что будет если скрестить ежа и ужа?
       - Полтора метра колючей проволоки.
      
       Синтез фэнтези и детектива изначально представлялся Детектив-Клубу практически нереальным, а упомянутые выше 'Приключения Гаррета' Глена Кука выглядели исключением, подтверждающим правило.
       Тем не менее в 2013 году на ежегодном Собрании Д-К было принято решение провести конкурс детектив-фэнтези. Победу одержал автор Deadly с рассказом "Жемчужина юга". Расследование тройного убийства в замке лорда и в фэнтезийном мире ведется вполне традиционно, однако соответствующий магический средневековый антураж органично вписан в сюжет.
       Опыт был признан в целом удачным, и в 2014 году состоялся второй конкурс фэнтезийного детектива.
       Безусловно, такой гибрид жанров требует сноровки или простора (те же приключения Гаррета сложно запихнуть в коротенькую историю), отчего в тесных рамках рассказа часто терпит неуспех. Задача непростая: автор сшивает сказочный антураж, криминальную историю и полноценное расследование. Дабы не обмануть читателя очередным "роялем в кустах", преступление остается в рамках привычной нам действительности или происходит после обрисовки законов, по которым живет мифический мир.
       В итоге выигрывают те произведения, в которых фэнтезийный элемент прислуживает "тонким" фоном, а детективная линия развивается поверх него. Как в упомянутой выше "Жемчужине юга" или в рассказе-победителе второго конкурса  "Киря и Адъюнкт"   (автор - Lapis Speculum) - о преступлении в обычном мире, где волшебными были только персонажи.
       В итоге, можно сделать вывод, что, если не соблюдать баланс, то описания экспозиции и сказочных приключений затягивают автора фэнтези так далеко, что на толковое расследование не остается места, ни сил, и получаются приключенческие истории с элементами тайны.
      

    8. Перспективы сохранения традиций классического детектива в сочетании с фантастикой

      
       Все изложенное выше заставляет еще раз крепко задуматься о месте детектива в современной литературе и принципиальной возможности его сочетания с фантастическим жанром. Как свидетельствуют многочисленные приведенные примеры, авторам-классикам это отлично удавалось.
       Еще раз напомним, что обычно непринятие фантастики в детективе связано с опасением, что фантастика нарушит сложившиеся "правила игры".
       Повторим, в традиционном детективе у читателя и сыщика примерно равные возможности раскрыть дело. Читателю предъявляются все улики, все ходы, которые предпринял сыщик, и даже подчас рассуждения сыщика на разных этапах расследования. Т.о. читатель может вычислить преступника до того, как в финале сыщик сводит все улики воедино и разоблачает истинного злодея. Ну а потом можно восхититься своей прозорливостью или, наоборот, вздохнуть: "Как же я сам не дотумкал и пропустил улику номер семь?!" Читатель включается в действие, и ему это нравится.
       В фантастике, казалось бы, такого равенства быть не может. Телепат просканировал мозги подозреваемых, отправил виновного в камеру - вот и все расследование. Неинтересно. Однако, как показывают примеры, приведенные ранее, даже телепатия, поставленная в определенные условия - не помеха вполне классическому расследованию.
       Более того, от фантастического автора требуется всего две вещи:
       1. Честно прописать новые условия, в которых приходится работать сыщику, предоставив читателю всю необходимую информацию.
       2. Уравновесить новые возможности новыми трудностями.
       И тогда фантастика не будет просто антуражем в детективе. Она станет его полноправной частью.
       Собственно, детектив с его условностями практически всегда в какой-то мере нереалистичен. Это признают порой и сами авторы, например, Агата Кристе в "Вилле "Белый конь" говорит устами писательницы миссис Оливер: "Говорите что угодно, а ведь это неестественно, если пять или шесть человек оказываются поблизости от места преступления, когда Б. убивают, и у всех у них есть мотив для убийства. Разве только этот самый Б. препротивный субъект, но тогда о нем никто не пожалеет и всем глубоко безразлично, кто именно убийца".
      
       От Рэймонда Чандлера в эссе "Простое искусство убивать" за нереалистичность крепко достается коллегам по цеху, в том числе "королеве детективов": "У Дороти Сейерс есть роман, где человека ночью, одного в доме, убивает хитрое механическое устройство, опуская на него тяжелый предмет. Уловка удается потому, что он всегда в одно и то же время включает радио и всегда наклоняется перед ним в одной и той же позе. Пару дюймов вправо или влево ? и читатели вполне могли бы требовать деньги обратно. Такие авторы, грубо говоря, имеют Господа Бога у себя на побегушках. Убийца, который нуждается в таких подачках от Провидения, явно занимается не своим ремеслом. У Агаты Кристи есть роман с участием г-на Эркюля Пуаро, хитроумного бельгийца, изъясняющегося на французском языке из школьного учебника. Изрядно помучив свои "маленькие серые клеточки", то бишь пошевелив мозгами, он приходит к гениальному выводу, что коль скоро никто из пассажиров некоего экспресса не мог совершить убийство в одиночку, то, стало быть, они сделали это скопом, разбив всю процедуру на последовательность простейших операций ? конвейерная сборка машинки для разбивания яиц! Задачка из тех, что ставит в тупик проницательнейшие умы. Зато безмозглый осел решает ее в два счета".
      
       Получается, что фантастика и нереалистичность - неотъемлемый элемент любого настоящего детектива. И это хорошо, так и должно быть.
       Тем более что спор о том, насколько реалистичны события в детективе, продолжается и в наши дни. Если постараться абстрагироваться от эмоций (что трудно) и опираться на объективную базу, то фантастический элемент в той или иной степени будет присутствовать в сюжете, интриге, отчасти - образах. Но чему верит читатель? Допустим, действие происходит на космическом корабле, оснащенном разного рода техническими диковинками. Но поведение человека/персонажа мы все равно воспринимаем через призму тех норм и правил (пусть и не закрепленных в официальных законах), которые приняты в нашем обществе. Или по крайней мере, знакомы нам по истории. И поступки героев читатель оценивает через критерий психологической достоверности, не важно - носят персонажи произведения скафандры или же в цилиндры. Поэтому для фантастического детектива понимание внутреннего мира человека не менее важно, чем для детектива, который можно условно назвать реалистичным. Условно - потому что усадьба знатного лорда или офис современной фирмы точно также служат полем, шахматной доской, на которой автор разворачивает сюжет, как и другая планета, город будущего или подземный мир. Преступления, совершаемые в тихой английской деревне, сами по себе достаточно фантастичны и служат, скорее, демонстрацией свойств человеческой природы, чем отражением существующей реальности. Хотя данный аспект может выступать темой для отдельной дискуссии.
      
       Как уже говорилось, одна из главных задач Детектив-Клуба - пропаганда и сохранение традиций детективного жанра в современной русской литературе. В то же время Д-К старается учесть все многообразие поджанров детектива, и практически любой автор может найти на нашей странице конкурс по вкусу.
       Основной ежегодный конкурс Д-К - "Презумпция виновности" с авторитетным жюри. Проводится с 2003 года в марте-апреле. Работы принимаются только реалистические, на заданную тему. Но не обошлось без исключений. В 2008 году был задан только поджанр - иронический детектив. И победил первоначально отвергнутый в преноминации, но возвращенный на конкурс по апелляции рассказ Олега Мушинского "Преступление осени". Персонажи там - домашние животные (в комментариях некоторые критики сравнивали их с персонажами "Простоквашина"). Впоследствии рассказ был опубликован в журнале "Реальность фантастики" (Киев).
       В мае - июне проводится конкурс остросюжетного рассказа, где детективный жанр не является обязательным, а фантастика, фэнтези и мистика допускаются.
       Август с недавних пор - традиционный месяц конкурса летнего детектива. Тема не задается, а только время действия рассказа - лето.
       В сентябре - ноябре проводятся конкурсы фантастического и фэнтезийного детектива, о которых подробно рассказывалось выше.
       Во втором полугодии параллельно с прочими конкурсами проходит конкурс крупных форм "Современный детектив" с объемом работ до 5 авторских листов. Он включает и нереалистическую номинацию. В частности, в 2014 году она имела весьма жесткие рамки - мистический ретро-детектив со временем действия на рубеже XX-XXXI веков.
       В декабре - январе традиционно проходит конкурс рождественского детектива. Как и на весеннем КОРе, там допускаются фантастика, фэнтези и мистика.
       В феврале в последние три года разыгрывается "Золотой Кубок" для призеров конкурсов прошлого сезона.
       Проводились и экспериментальные конкурсы - дуэльные турниры (трижды), мастер-класс детективного синопсиса Дарьи Булатниковой, основательницы Детектив-Клуба.
      
       Наш творческий союз всегда рад новым авторам, которые пишут в детективном жанре. Думается, наш доклад подтверждает, что детектив может быть любым - реалистическим, фантастическим, мистическим, сказочным - если соблюдаются его основные принципы, а расследование загадочного происшествия логическим путем лежит в основе сюжета.
      
       Так что приглашаем всех желающих на нашу страницу в "Самиздате", а также на резервную площадку - группу "ВКонтакте". Там всегда можно обменяться мнениями о любимом жанре и принять участие в конкурсах.
      
       Милости просим и спасибо за внимание!
      

  • Комментарии: 20, последний от 02/01/2022.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 12/04/2015. 64k. Статистика.
  • Эссе: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список