Прежде чем хвалить автора, сухо отмечу его солидную теоретическую подготовку и сознательное (вряд ли по наитию) использование наиболее выигрышных вариантов тем. Мне понадобилось примерно три года наблюдений, чтобы составить рецепты написания детектива, способного покорить большинство читателей, а этот автор использовал их почти все. Бесчестный поступок!
Итак, что мы имеем?
Закрытый детектив - беспроигрышно.
На тему прошлых времен - беспроигрышно.
Один из расследователей влюблён в преступника - беспроигрышно.
Преступный умысел изощрён и непрямолинеен - беспроигрышно.
Преступник вызывает сочувствие - беспроигрышно.
Преступник избегает наказания путём самоубийства при пособничестве сочувствующего расследователя - беспроигрышно.
И чтобы я после этого похвалил автора? Никогда. Продолжу ругать.
Сюжет витиеват донельзя, а интрига - сложна.
Доверенное лицо Меньшикова (старый солдат) и мажордом расследуют таинственные смерти мальчонки, служанки, старушки и коробейника. В лучших традициях сентиментального романа разворачивается перед нами картина жизни княжеской челяди, где есть умолчания, мелкое воровство, недоговоренности и любовные страсти. Вместо обманутого мужа показаны вороватый женишок и наивный отец, нежно любимая дочь которого после князя стала общедоступной и безотказной потаскушкой. Отец, тот самый солдат, доверенное лицо князя, показан чувствительной такой штучкой, вроде благородной и впечатлительной дамы. Его мучат кошмары с невинно убиенными младенцами - это бывалого солдата-то? Не верю! (с)
Короче, после череды убийств злодея разоблачают. Это мстительница за мужа и детей, убитых в городе Батурине по приказу Меньшикова - кошмары солдата помните? Вот-вот, они самые! Почему она убивала не князя, а его челядь? Тут следует совершенно невозможный для мужчины изгиб преступного умысла - мстить князю косвенно, не убивая сразу.
(Ага. Я бы понял, если она могла бы наслаждаться страданиями Меньшикова. Примерно как поймать, связать и отрезать по кусочку каждый день, не давая умереть в течение длительного времени)
Дальше - больше. Злодейка, которой невозможно не сочувствовать, коварно использует свежую рану солдата - тот только что узнал, что князь развратил его любимую дочь и та давно стала потаскухой - и подговаривает отомстить князю оставшимся ядом. Чем не миледи Винтер?
И что потом? Разрываемый сочувствием и долгом солдат позволяет злодейке утопиться. Все знают, как умер Меньшиков, поэтому открытого финала не получилось. Вот и вышел детектив-мутант, который выглядит закрытым, но тоже, как Степан, разрывается между историческим и ретро. Короче, намучено-накручено...
Продолжу ругать. Как и предполагается канонами классического детектива, виновником смертей оказывается наименее подозрительный персонаж. Избранная автором манера неторопливого повествования - обманчива. Повесть динамична, легко читается, а поклонниками Агаты Кристи может быть одобрена, несмотря на умеренную архаичность. Хотя расследование ведут два сыщика, из которых первый, русский Степан - производит ошибочное впечатление туповатого Ватсона, но всё оказывается не так просто. На самом деле голландец и русский соображают одинаково быстро, это любовные ожидания вдового денщика мешают тому признать убийцу.
Досадно, что отмеченные мною и старательно высосанные из пальца замечания оказались несущественными. Зависть моя была так велика, что рецензию пришлось отложить на неделю, чтобы успокоиться. Теперь, когда я спокоен (пузырек фенозепама пуст и два стандарта валерьяны - съедены в один присест), я могу адекватно излить на бумагу те моменты, что меня не огорчили, а порадовали. Да, есть такие!
К моему восторгу, финал, как и личность убийцы, оказались традиционными, предсказуемыми. И вот что ещё вызвало радость - при перечитывании порой возникало раздражение, неотчётливо выраженное, похожее на чувство переедания, когда слишком заботливая хозяйка слишком усердно подкладывает на тарелку дополнительные ломти очень вкусного торта, который хочется есть неторопливо, смакуя.
Полубезумная фанатичка Перпетуя - притомила. Много её. Хорошо, что Анна приживалку пристукнула. Коробейник стал раздражать примерно с половины повествования, когда его настойчивое стремление проникнуть должно было быть парировано, по логике вменяемой охраны. Понимаете, если сегодня к особняку премьера будет лезть некто подобный, то его быстро окоротят. Скажете, сравнивать нельзя, да? Ой, нет! Неважно, какой век на дворе. Статус политической и общественной фигуры, такой как Меньшиков - достаточно высок, чтобы шустрого Акима тайно схватить, пристрастно допросить и проверить.
Композиция повести не вызвала нареканий. А жаль. Коротко повторю замечания: меня не убеждает изначальный, а не вынужденный выбор косвенного метода мщения князю; надо Акима проверить на 'склизкость' - допросить и отпустить, когда сумел выкрутиться; Перпетуей бы чуть поменьше любоваться; и вообще!
Но это нисколько не мешало насладиться превосходным слогом, оценить выверенность литературных оборотов и разумную долю исторического антуража. Повесть - великолепна!
(Ухожу вешаться - от зависти. В моей смерти прошу винить автора, которого я знаю)
Тау. Длинные тени грехов
(1)
Какой хороший детектив получился. Первый абзац, собственно, обозначил мотив готовящегося преступления, но от этого загадочность не пропала.
Прекрасно прописаны декорации, жизнь обитателей Меншиковского дворца интересна и сама по себе, без загадок и преступлений.
Детективная составляющая прописана тщательно и затейливо. У всех персонажей есть свои секреты, которые добавляют интриги, путают следы и оставляют главного преступника в тени. И даже когда подозрительный и догадливый читатель обязательно заподозрит Анну, как самую положительную и невозможную из всех, автор ловко прячет ее за спинами других действующих лиц. Нечистая сила, разгуливающая по дворцу, добавляет тексту красок и эмоций типа "пойдем, побоимся". В нее никто не верит, но она такая убедительная, что даже самые стойкие начинают сдавать позиции.
Расследование ведется силами очень колоритной пары, представителями "ума" и "сердца", т. е. логики и эмоций. При этом сохраняется фокальный персонаж, и читатель продолжает видеть все действие глазами Степана. И даже выводы мажордома доводятся до читателей через восприятие Степана. И несмотря на несовместимость их позиций, им удается в ворохе событий "не сбиться с мысли" и довести наблюдения и размышления до выводов и единственно возможного результата.
Угадать в точности, как совершается преступление, невозможно, поскольку все же в реальности такого быть не могло. Поэтому без театрализованного объяснения разоблаченной преступницы обойтись не удалось, но в целом слуг-сыщиков, действующих без помощи лабораторий и экспертов, вполне можно похвалить.
В минус поставлю короб Акима под снегом. Зачем он его с собой приволок? Баночку можно было и в карман положить. Конечно, склянка в кармане и в потайном дне -- это две большие разницы, но можно было и от единственности принесенной в кармане баночки выводы построить.
Финал угодит всем читателям, поскольку каждому дана возможность додумать свой вариант развития событий.
Язык и стиль повествования соответствуют описанному в повести времени. Конечно, это не стилизация в полном смысле этого термина, но достоверность описания очень высокая. Возможно, историк и специалист по Петровской эпохе найдет проколы и даже ляпы, но для неподкованного читателя все выглядит очень похоже на правду.
Единственно, что вызвало недоумение -- неуклюжесть первых фраз. Автор прекрасно управляется со сложным языком исторического повествования и вдруг так небрежен в первой, главной, фразе произведения. Если сломанный ритм можно объяснить характером описанных событий, то все же ничем не объяснить:
На улицах города стоял (там ничего не стояло, все метались)дым, пахло порохом, трещали (какое-то сорочье слово)ружья(наверное, все же -- выстрелы трещали). Конница носилась взад и вперёд (она беспорядочно носилась, а у вас получаются кадры из Бумбараша: туда-сюда), а когда из домов выбегали люди, всадники со свистом замахивались саблями и опускали их на людей (зачем разделять на замахивались и опускали, рубили -- одним словом), не разбирая, кто перед ними: мужчина, старик или малое дитя.
Трупы множились на улицах - целыми семьями погибали, пытаясь закрыть детей или жён от безжалостной стали(ну вовсе караул -где тут подлежащее-сказуемое, в одну кучу свалили "целые семьи" и тех, кто "пытается закрыть детей и жен"). Сколько же их, убитых! Даже во сне запах крови щекотал нос (нехорошо, шутейно, нос перышком шекочут)солдата, и он оглядывал в недоумении мирный и цветущий(он же не видел этот город мирным и цветущим, только разрушенным и горящим) когда-то город. И эти детские тела - они тоже разбойники и предатели(тела разбойники?)? ...не видеть мёртвых детей, лежащих около домов, затоптанных и растерзанных лошадиными копытами(домов затоптанных и растерзанных?).
(2)
Очень тяжело писать рецензию на повесть, в которой нечего критиковать. Совсем вы, автор, о коллегах не думаете. Ну да ладно. Как говорится, плох тот гаишник, который не смог бы оштрафовать за превышение скорости телеграфный столб. Будем искать.
Итак, перед нами исторический детектив. Время действия: 1718 год. Место действия: Санкт-Петербург, Меньшиковский дворец и его, так сказать, окрестности. Исторические реалии автор рисует достаточно грамотно, а вот по части фамилий я, пожалуй, изображу того самого гаишника. Но, чуть позже.
Главными сыщиками оказываются непрофессионалы. Профессионалы делом заняты, ловят предателей, шпионов и прочих агентов Госдепа. А во дворце Меньшикова тем временем умирают люди и творится форменная чертовщина. Пришлось отставному солдату Степану и управдому Ван Келлеру (он - голландец) разбираться самим.
Тем временем один из супостатов, которого должны были отловить те самые занятые делом профессионалы, нашел способ проникнуть во дворец Меньшикова. Прикинувшись коробейником, он втерся в доверие к прислуге и преуспел бы еще больше, если бы во дворце не начались таинственные происшествия, два из которых закончились смертью. Разумеется, коробейника не могли не заинтересовать эти события, да и сами по себе смерти вызвали повышение бдительности у караула, что агенту темных сил было, конечно, не на руку. Пришлось разбираться.
Разобрался он, надо отдать ему должное, раньше двух сыщиков-любителей из дворца, так что и сам достоин самого пристального внимания. Тем более, что тут я уже, как и обещал, доберусь до фамилий - единственной неудаче автора. Видимо, не сумев найти подходящего заговорщика, автор вывел в качестве секретной резиденции коробейника новый дом князя Д....го. Скорее всего, князя Долгорукого.
Тут вопрос к автору: почему вы отказались прямо назвать фамилию? Ведь это Д с тремя точками - хотя, на мой взгляд, оно именно Д с тремя точками и есть - вполне могло бывать наездами в Санкт-Петербурге, сводя знакомство с Меньшиковым. Вряд ли Меньшиков ходатайствовал бы перед императрицей за какого-то хрена из Варшавы, не зная того лично. Всё ж таки не батон колбасы просил, а сенаторское звание.
Если в контексте того, что неблаговидный образ Долгоруких мог повредить позиции Меньшикова как отрицательного персонажа конкретно данной истории - то это вы зря. Закулисная политическая борьба - дело грязное, там по определению все участники - шайтаны форменные, стало быть, и Д...ов - тоже. А вот Д с тремя точками в прямой речи простых обывателей, на мой взгляд, определенно повредило повести, нарушив нарисованную вами картину.
Это что касается князя. Теперь что касается коробейника, которого звали Аким Зотов. Конечно, мало ли в Бразилии Педров, но фамилия учителя Петра Первого и "архиепископа" его Всешутейшего собора должна была быть известна и самому Меньшикову, и его верному денщику. Тем более что у последнего отменная память, а тут она молчит, как партизан в гестапо, даже когда всплывает знакомство Зотова с князем Долгоруковым. Не порядок. И вряд ли фамилия выбрана наугад: настоящий Зотов тоже был тот еще балагур и затейник, и умер именно в 1718 году, как и герой этой повести.
Зотов-коробейник, впрочем, умер не сам. На каждого Холмса всегда сыщется свой профессор Мориарти. Здесь в качестве Мориарти выведена кастелянша по имени Анна. Она политикой не занимается, ею движет месть. За 10 лет до описываемых событий ее родные погибли при штурме города Батурина.
Эту историю все рассказывают по-разному, а суть такова: в ходе русско-шведской войны (1700-1721гг) гетман Мазепа надумал перебежать к шведам. Понимая, что лучше это делать не с пустыми руками, он собрал в городе немало припасов и оружия, но первыми к городу подошли русские войска под командованием Меньшикова. Гарнизон отказался "отдавать сундук" и был сурово выпилен почти в полном составе. Взятый город был разграблен и сожжен с эпичным даже для тех времен беспределом. Прямо "испанская ярость" с отечественным колоритом.
Кастелянша Анна, потеряв всю семью, историческими параллелями не восхитилась, а вместо этого задумала месть. Просто убить Меньшикова ей было мало, она решила превратить его жизнь в ад. Для этого Анна устроилась на работу в Меньшиковский дворец и потихоньку начала тренироваться на кошках. В смысле, на слугах и охране. Вначале караульных опоила, потом мальчонку отравила, дальше за взрослых взялась, а там и разоблачение подоспело.
Первым Анну разоблачил Зотов, сумев выведать необходимые сведения у старухи Перпетуи, также проживавшей во дворце. Анна замочила старушку - как говаривал Раскольников, "пять старушек - уже рубль" - а после и Зотова. Убийство она вполне разумно повесила на повара-француза, но тому повезло: у него алиби оказалось.
В общем, для мстительницы она, конечно, страдала ерундой, однако тот же Достоевский учит нас, что истина в России обычно носит характер фантастический. Если же фантастический характер помножить на женскую логику, то о мотивации и вовсе не следует задумываться, тем более что образ преступницы автор нарисовал логичный и убедительный.
Отдельно следует отметить сцену перед разоблачением преступницы, когда два сыщика обсуждают ситуацию и голландец, как Шерлок Холмс, говорит своему Ватсону:
- Ох, Степан, и упрямый же ты человьек, - вздохнул Ван Келлер, - честный и порьядочный. Но упрямый. Я же тебье доводы представил и разложил, а ты твердишь всьё одно. Так выходьит, что только один человьек мог это быть, по всем вещьям - только один. Подумай сам.
Все улики собраны, преступник вычислен и автор предлагает читателю наравне с сыщиками проверить свои детективные способности. Причем четко обозначает границу, где можно начинать оглашать версии. Лично мне всегда нравится в детективе этот момент, эта пауза, когда сыщик уже готов назвать имя убийцы, но еще тянет один-два абзаца, давая возможность читателю сделать это раньше него. За это автору отдельное спасибо.
PS Между прочим, Анну я вычислил, хотя пришлось остановиться и еще раз пройтись по тексту.
(3)
Читалось сначала не очень легко. Этот приём - быстрое погружение в непривычную атмосферу прошлого - я впервые встретил у Ефремова в "Таис Афинской". Со второй страницы оторопь прошла, я увлёкся описаниями холопьей жизни и забыл про детектив. Тем более что автор основательно склоняла меня к мысли о домовых, чертях с копытами и хвостами, ведьмах и прочей живности с Лысой горы.
По итогу прочтения я понял, что здесь недодетектив, но полноценная драма, сильная трагедия и настоящая русская история. Здорово написано, увлекательно, про петровские времена, где жизнь била ключом. И понятно, зачем - читатель увлекается, перестает следить за логикой сюжета и ему можно скормить все что угодно. Написано гладко, красиво и ни одного замечания я не могу сделать по поводу самого текста. Не задевают меня мелкие ошибки или опечатки, главное - смысл ловится.
Но ведь конкурс детективный. Я понимаю, что у каждого свои тараканы, и мне не очень к лицу критиковать повесть, где драмы и трагедии налито до краев. Я тоже намешал коктейль, который уже двоим читателям не понравился. И все же скажу, как думаю. В основу положен неправдоподобный сюжет, почти везде не детективный или очень слабенький, хоть очень смертеобильный и приключенческий. Смотрите сами.
Мстительница Анна тайно вынашивает мысли о мести Меньшикову. Десять лет готовится и вот уже прокрадывается в его дом кастеляншей. Причем выглядит она очень привлекательно для Степана-солдата, который принимал участие в убийстве, может и детей Анны. Потом Анна начинает убивать слуг Меньшикова, вместо того, чтобы убить виновника. Очень логично и осмысленно? Автор вряд ли согласится со мной, будет ссылаться на женскую логику, только куда деть десять лет, когда Анна ждала часа "Х" и копила злость? Солдат и домоправитель ведут расследование, но ничего не могут понять, пока под раздачу смертей не попадает коробейник. Тогда два следователя устраивают ловушку, куда Анна попадается.
Получается, что следствия и нет, подозревать можно всех? Окажись мстительница, которая десять лет готовилась, чуточку поумней - и разгадки нет.
Ложный ход с Акимом выглядит не очень убедительно. Допустим, он хотел шпионить, но не мстить, убивать или просто случайно запутался в собственных и чужих хитростях?
На мой взгляд, повесть получилась исторической настолько, что детектив в ней совсем потерялся. И вместо ударного события, которым могло стать разоблачение убийцы, последовала полная драматизма сцена объяснения Анны со Степаном, за которой ничего другого и не ждешь, как бегства или самоубийства злодейки. Штамп, хотя мастерски исполнен.
Зато очень понравилась другая история, про самого солдата Степана, который оказался поразительно слепым, когда дело касалось его развращенной дочери. Такое несоответствие его наблюдательности при расследовании таинственных смертей просто поражает. Мастерство автора проявилось в описании шока в момент признания повара мажордому и Степану, что алиби будет доказано постельной подружкой, невестой уже "рогатого" до свадьбы Харитона.
Жанр повести определить трудно. Наверное, исторический или ретро. Судить, насколько хорош сам детектив, я не стану. На мой вкус, когда написано интересно, тогда любые слабости простительны. Значит, это настоящая детективная повесть, одна из лучших среди уже прочитанных.
(4)
Хитросплетения
"Трупы множились на улицах - целыми семьями погибали, пытаясь закрыть детей или жён от безжалостной стали". Не поняла: если вся семья целиком погибла, то, как она могла закрыть детей и жен (ведь это и есть члены семьи, а они уже погибли), от безжалостной стали? Естественно, о сути догадаться не сложно. Но я бы предложение перестроила, убрав логический парадокс.
"Скольких приходилось убивать ему за все годы? Наверное, много, но все они были врагами: России, государя, а следовательно, и его. Но не эти - они были своими, подданными батюшки Петра Алексеевича, такими же, как и он сам". - Опять гадаю. Если и дальше так пойдёт - без кофейной гущи не обойтись. ( Прочитав, убедилась, что и гуща бы не помогла. Детектив хитрО сплетён!) Кто "не эти"? Вообще о ком речь? Мысль сформулирована расплывчато, вместо того, чтобы сосредоточиться на сути кровавой драмы и переживаниях ГГ, гадаю, припоминая исторические сюжеты.
Утро в княжеском доме. Прислуга занимается своими делами. Бывший денщик князя Степан Иванович Крайнов недоволен, что его единственная дочь с лакеем помолвлена. Но сердит, похоже, не только из-за этого, но и приснившийся жуткий сон не отпускает бывшего вояку. Утренние дела идут своим чередом. Картина быта, взаимоотношения челяди хорошо показаны. Язык и стиль, выбранные автором, удачно подчёркивают тот временной период, о котором идёт речь. Создаётся ощущение полного присутствия, будто не читаешь, а невидимой тенью находишься среди действующих лиц. И мне такое чтение доставляет удовольствие. В бытовой беседе передаются конкретные события: "- Да разные слухи по городу носятся, - осторожно покосился он на Крайнова, - вот слышал, дела царевича совсем плохи... Вернулся в Россию он, да сидит, сказывают, под домашним арестом... А может, и не сидит...И допрашивает его сам царь... А что далее будет - Господу нашему одному и ведомо.
- Ох, неушто, сына своего не пожалеет! - вскрикнула добросердечная Глафира".
Ни имён, ни дат не названо, но о ком же идёт речь? Ну, это не историческое исследование, а художественное произведение.
Приходит торговец и кроме товара, приносит новости, такой вот представитель масс-медиа своего времени. А как увидим позже, на торговца этого - Акима Зотова, следует обратить особое внимание. Во-первых, после его прихода во дворце среди челяди странные и страшные события происходят, а во-вторых, финал начнёт свою развязку с его кончины. Имя царевича Алексея, осужденного на смерть по приказу отца, царя Петра I, окружено массой домыслов и слухов. И автор успешно пользуется этой исторической неопределённостью. Только о том, что эта "историческая неопределенность" тут имеет опосредованное значение, мы узнаем в финале. А пока воображение рисует какую-то политическую интригу. Почитаем - увидим.
"Степан рассказал четырёхлетнему Сашеньке на сон грядущий историю о том, как его славный батюшка с крёстным, царём Петром Алексеевичем, шведа побили..." Не уверена правильно ли я понимаю, но крёстным отцом Василия Ивановича Суворова - отца Александра Васильевича - был император Пётр I, значит, речь идёт о семье Суворовых? Тем более эту историю Степан рассказывает Сашеньке, а он, как я полагаю, это литературный прототип Александра Васильевича Суворова? Или нет? Какие имена, какие люди!? Да и исторический период выбран интересный, с множеством загадок и страшных событий. Хотя, а что на Руси разве были не страшные, а легкие и весёлые времена? Однако, похоже предположения мои, построенные на отдельных фразах и именах повести, не оправдываются. И то, что мне грезилось в начале чтения, это мои личные фантазии и к авторскому замыслу никакого отношения не имеют, потому что далее по тексту видно, что разговор идет тоже об Александре, но совсем другом. Говориться, что " челядь меншиковская". То есть, это не дом Суворовых, а дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, который расположился на Васильевском острове. Ну, да, так оно и есть. Да и дворца на берегу Невы Суворовы никогда не имели. Видно, упоминание крестника Петра Великого сбило с толку, ну и некоторые другие моменты, я о них говорила выше. Далее по тексту сказано конкретно - Александр Данилович, но это потом, а вначале, вот, гадала.
С одной стороны - это литературное произведение, и автор волен писать всё, что выдаёт его авторское мышление, но с другой стороны - это важные, часто узнаваемые по каким-т отдельным деталям и штрихам моменты российской истории, и вот с этими штрихами повести надо быть особенно аккуратным. Ещё и потому, что автору, бесспорно, удаётся воссоздать и атмосферу времени, о котором повествует и увлечь читателя, а тогда непроизвольно проводишь аналогии с узнаваемыми именами и великими людьми и путать их - обидно как-то.
Ну и вот, значит, во дворце меньшиковском, творятся чудеса. То стража напилась и сваливает всё на нечистую силу. "Они, вишь, говорят, что самый настоящий бес и приходил к ним ночью". То мальчик Васятка помер ночью в кладовой, куда пробрался украсть еды. И помер со страху. "Лекарь осмотрел, сказывал, сердце остановилось... Вроде бы со страху". Странные дела творятся в княжеском дворце. Интересно, почитаем. И дела эти страшные бывший денщик Крайнов связывает с происками того самого торговца - Акимки. Случайно встретив его и проследив куда он делся - Крайнов неприятно удивлён. "Это же куда Акимка шастает? К тому самому князю, который приходится царю...Ох, кем же он там приходится-то по старой царице, Евдокии Лопухиной?" "А царевич хоть и подписал бумагу, что отрекается от прав своих наследственных, в мыслях своих незнамо что держал. И шептался люд, что по всей Москве идёт розыск его сторонников и приспешников, и уже многие близко познакомились с Тайной Канцелярией.
"При таких делах какой интерес Акимке в нашем-то доме?, - подумал Крайнов, вспоминая навскидку все речи коробейника..."
Однако на этом предположения о политической подоплёке сходят на нет. И вступают в силу бытовые мотивы. Участники - дворовая челядь. Троим из которых, предстоит ужасная смерть, да и коробейник Зотов гибнет в подвале этого дворца. Четыре убийства на один детектив. И все по-русски, как полагается с налётом чуда, в которое кто хочет, тот верит, а остальные ищут убийцу.
Сюжет, как хорошая цепочка сплетается и связывается в одну загадочную линию, интересную, странную, даже страшную, но четно выстроенную и увязанную логически.
До самого конца детектив держит в напряжении, рождаются разные версии, вплоть до политической интриги, но финал оказывается настолько неожиданным и в тоже время увязанным с каждым из отраженных в повести событий, что остаётся только ахнуть! Ну, ведь, вот она связь с первыми строчками, где я гадала, что да откуда? Так ведь на то и детектив! Вот те самые убитые дети, что приходят в снах к денщику и воспоминания о которых он старается не тревожить, это начало детектива. А вот финал - мать убитых детей мстит за их смерть. И вся бытовая подноготная во всей своей неприглядной красоте, реалистичная на столько, что даже тени сомнения не возникает! Самый настоящий детектив, написанный по мотивам реальных исторических событий. Исторически верные детали (те самые, которые я пыталась выяснять вначале и не только те), живые, яркие образы, натуральные бытовые подробности и чётко сплетённая интрига, с добавкой острой приправы межличностных отношений героев с разноплановыми характерами, сделали детектив интересным, увлекательным. А ещё язык - читаешь, как мёд пьёшь! Замечательно!
(5)
Аннотация
"Эх, и ядреная же баба!"
Жанр
Интеллектуальный ретро-детектив, главный герой которого неохотно и неспешно ведет маловразумительное (это характеристика действия, не произведения) расследование.
Понимаете в чем дело... Эти вот леность, равнодушие Крайнова (они неявные, но чувствуются) магическим образом передаются и читателю, отчего разгадку искать не очень то и хочется. Почему так вышло? Попробуем разобраться.
Следствие
Беру лупу и начинаю искать оное "следствие". Что имеем в сухом остатке: гражданка А устроилась к гражданину Б с целью мести. Десять лет ждала, пока не стала травить всех и каждого, тыкать ножиками и пресс-папье - где по глупости своей, где по иным обстоятельствам. Слушайте, а что наша Анька-пулеметчица до этого делала? Метала ножи в портрет светлейшего?
Параллельно к гражданину Б наведывается некий субъект, с целью политической интриги и что-то там вынюхивает.
Гражданин К подозревает субъекта, затем сопоставляет пресс-папье и синяк; наконец, устраивает ловушку для убийцы. Которая у нас глупая-глупая и туда, само-собой, наведывается.
Простите за сарказм выше, но, Боже ж ты мой, вспомните "Графа Монте-Кристо". Как мстил главный герой там? Или "Труп моего врага" с Бельмондо - а?
Идея, герои, конфликт
Идея... за очевидной местью прячется куда более интересная - о том, что близких (и в родственном, и в бытовом смыслах) мы часто совсем не знаем. Точнее, не хотим знать, прикрываясь маской видимого благополучия. Увы, было верно для героев двухвековой давности и остается таким поныне.
Герои - с ними похуже. Они не сливаются, но при этом плосковаты и статичны. В другом произведении это не играло бы значения, но у вас на персонажах держится весь конфликт повести... Плохо держится. Не вызывают сочувствия ни погибшие, ни "беспокойная" Анна, ни главный герой.
Ван Келлер только ничего, да и тот раздражает своим акцентом.
Конфликты
Детективный не доведен до кульминации именно с точки зрения энергетики. Вот было ровное повествование вначале - таким остается и в конце, отчего мои душевные струны как-то... молчат.
Есть личностные - Главный герой и Анна. Главный герой и наш мажордом. Скрытые личностные - Главный герой и дочка. Главный герой и князь.
Все неразвиты, а стоило бы попытаться - повесть от этого только заиграла бы красками.
Сюжет, композиция
Убийство только на 30 странице - не длинновата завязка?
Развитие плавное, слишком, слишком плавное и спокойное.
А кульминации нет вообще. Там, где динамитная шашка должна была бабахнуть, она у вас только пыхнула дымом да и осталась в таком неподорванном состоянии. Видать, отсырела :)
Грамотность, стиль
Орфография - хорошо. Пунктуация - не очень (см. ниже), но ошибки однотипные. Получите пару правил, и все будет нормально.
Есть стилистические ошибки.
Хорошо поработали над материалом, но вот самой атмосферы эпохи маловато. В то же время, стилизация речи/текста местами перебарщивает и кажется нарочитой, лубочной. Почитайте... Карамзина, к примеру, чтобы понять, о чем я говорю.
Итого
Вопреки хорошей основе, скорее, не получилось. Три с минусом по пятибальной шкале. Там не досмазали, сям не довертели - конструкция шатается, как карточный домик. Вот придет волк, да как дунет!)) Шучу) Обратите внимание на замечания, как следует отредактируйте - думаю, издательства с руками оторвут, благо тематика интересная.
Напоследок (здесь я дурачусь, серьезно не воспринимайте)
Представим, как выглядела бы последняя сцена с героями Фурмановского "Чапаева" (уж больно напомнило финал)...
- Анна Николаевна, дайте голову завяжу! - крикнул ей Крайнов.
- Ничего... голова здоровая...
- Кровь на лбу бежит, - задыхающимся голосом старался ее уверить Степан.
- Ну, полно - все равно...
Они шаг за шагом отступали к обрыву... Не было почти никакой надежды -
мало кто мог плыть через бурную Неву. Но деваться некуда, уже поставлены гвардейцы: сейчас начнут стрелять и похоронят, как есть похоронят.
- Спускайся на воду! - крикнул Степан.
Поддерживая бережно женщину, бывший денщик сбежал по песчаному срыву. Вот кинулись в ледяную воду, поплыли. И ведь добрались - уже были у самого берега - и в этот момент хищная пуля ударила Анну в голову. Когда Степан, уползший в осоку, оглянулся, позади не было никого: кастелянша исчезла в волнах Невы...
Заметки по ходу чтения
О начале произведения. Помните поговорку "встречают по одежке, провожают по уму"? Первые абзацы любого текста - и есть эта одежка.
Разберем самое начало:
"На улицах города стоял дым, пахло порохом, трещали ружья. Конница носилась взад и вперёд, а когда из домов выбегали люди, всадники со свистом замахивались саблями и опускали их на людей, не разбирая, кто перед ними: мужчина, старик или малое дитя".
"Трещать" ружья не могут - разве что когда их о коленку ломают. "Треск выстрелов".
"Конница носилась" - "носилась" имеет несколько жаргонный и несерьезный оттенок.
"опускали их на людей" - "опускать" звучит медленно и неугрожающе.
А теперь вспомним аналогичный эпизод у Лермонтова: "Смешались люди, кони..."
Насколько у поэта выше емкость фразы? Учитесь у него :)
Трупы множились
Трупы все-таки не члены геометрической прогрессии.
лежащих около домов, затоптанных и растерзанных лошадиными копытами.
Дома затоптаны и растерзаны?
который мучит его много лет, (бнз зпт) и будет терзать до самой смерти.
Так они, ....такие-рассякие
Либо запятая, либо ТРИ точки. Причем многоточие идет... вот так.
легла на сердце, и недоброе предчувствие упало на сердце тяжёлым камнем.
Сердце - сердце, повтор!
Прислуга потянулась в кухню, пока сам князь,(!без зпт) да семья еще почивать изволили
но,(!без зпт) передумала, поведя строго очерченной бровью в сторону Харитона
Сама шелудивая, дура! - обозлился лакей,(!) - Заразу выведи
Если запятая, то прямая речь с большой буквы. Запятая означает, что фраза в прямой речи не закончена. В противном случае ставится точка.
бросились копаться в каких-то финтифлюшках,(!без зпт) к неудовольствию Крайнова.
торговец,(!) - А у меня
Опять неверно прямая речь оформлена.
показаться, - сверкнул он зубами (!где точка в конце предложения?)
тихо ответила Анна, подняв темные, как вишня(зпт) глаза от всевозможных гребней.
Не глаза, в взгляд! "Подняла взгляд, и глаза ее были вишневые-вишневые..."
спросил Аким,(!) - С какого места-то?
Прямая речь!
Да разные слухи по городу носятся
Опять "носятся". Бродят?
Вернулся в Россию он, (!без зпт) да сидит
головой Аким, (!) - Темнота ты деревенская
Ну и т.д. Дальше проверьте везде эту ошибку с прямой речью.
стоял...(!пробел)Да, удостоился
Сказывал...это...как его...золотушная
Пробелы?
что знакомству с торговцем суждено продолжится.
Что сделаТЬ? ПродолжитЬся!
день да ночь - сутки прочь! - сладко потянулась Глафира, устало навалившись на прогретую за день от печи
День - день, повтор!
Галантный француз частенько одаривал кастеляншу, а впрочем, и всех баб, комплиментами на зависть Степану, который голову ломал, чем этаким обратить на себя внимание Анны, но дальше: "Эх, и ядрёная же баба!" дело не шло.
Десять баллов! Хохотал, как ненормальный!)))
Сашеньке о баталиях,(!без зпт) да об осадах рассказываете
Как всегда аккуратный и суровый(!зпт) дворецкий или
прищурился француз, -(!пробел)потому я не могу творить свои блюда
Насчет повара-француза. Традиции-традициями, но в 18 веке во Франции кухня была настолько извращенная, что жаловались даже соотечественники. Почитайте Руссо.
Но я с тьебя,(!без зпт) глаз не спущу, недостойная.