Безудержная псевдо-детективная фантастика, несомненно, будет пользоваться успехом всегда, вне какой-либо зависимости от содержания. Читают ведь бредовые по замыслу и нереальные по событиям книги Дэна Брауна, читают. Почему бы не появиться у нас автору, успешно освоившему такой востребованный подвариант боевика?
Две сюжетные линии похожи по идее - отважный молодой парень/девушка в состоянии на равных бороться с очень сильной и очень организованной преступной группировкой. Такая вот волшебная сказка, где обстоятельства всегда благоприятствуют положительным героям, а отрицательным - мешают. Заоны жанра позволяют, вот автор и не ограничивает себя в средствах помощи симпатичным персонажам. У нас с собой было: противогаз для спасения от пожара, добрые до самопожертвования пожарные, пластилин для вылепливания очень точного по деталям фальшивого пальца, военные моряки, добрые друзья и самолёт в сторону Тихого океана.
Попутно ввернут и явный гражданский протест - негодяйцем выступает чиновник, который успешно "распиливает" денежки оборонного госзаказа. Правда, как ему удается руководить настолько организованной и физически подготовленной бандой, что безуспешно гоняется за неподготовленными главными героями - непонятно. Словно руководители разведки, контрразведки и прочих органов, уполномоченных на неусыпное бдение и охрану государственных интересов - получили приказ: "не замечать!" Зато посильное участие в травле Главных героев эти самые силовики - очень даже принимают.
Разбирать завитушки сюжета я не считаю нужным. Что бы там ни накрутил автор - всё превосходно работает в авантюрно-приключенческой повести. Оптимистичный финал обещает читателю, который заинтересовался - продолжение следует.
Жаль, что меня такая разновидность детективного жанра не привлекает. Хорошо, что я не участник!
(1)
Эпсилон Пальцем в небо
Любопытная окрошка, которая в будущем, после дописывания и правки, вполне может стать интересным криминально-политическим романом. Либо детективом, если малость поменять фокус повествования. Сейчас мы, как и положено в настоящем детективе, имеем мозаику фактов, из которых следует сложить картину будущего романа, как сыщик в детективе складывает картину имевшего место преступления. Вот этим я и займусь, а блох вроде ошибок с написанием "-тся" и "-ться" автор сам выловит - еще не хватало в рабочих материалах правописанием за автора заниматься.
Итак, что есть из того, чем поделился автор?
Главные герои:
Холмс - детектив по имени Георгий, имеющий связи в силовых структурах.
Ватсоны - это и ныне помощница детектива Даша, сама имеющая интерес в заявленном деле; и случайно оказавшийся в нужном месте Сергей - расторопный и сообразительный малый, вполне может пойти по стопам Арчи Гудвина.
Дрон - тот самый друг из структур - вполне подошел бы на роль инспектора Кремера. Заявленный характер подходит, а вот описание характеру пока не соответствует, но автор ведь наверняка еще будет править неудачные диалоги, так что со временем всё будет отлично.
Профессором Мориарти будет некий олигарх Антонов - малость маниакальный товарищ, хранящий компромат на всю Россию. Тут, кстати, автор предлагает интересный вариант развития событий: Антонов довольно быстро от начала повествования умер, и бороться сыщику предстоит не с самим профессором, а с гениально составленным тем планом. Этот план готовы любой ценой реализовать два соратника олигарха - Хромов и Берков. Люди умные, но искренне преданные боссу, что обеспечивает реализацию плана как последнюю волю покойного.
Думаю, именно план станет тем котлом, в котором будет вариться будущее повествование. Утвержденный план - дело свершенное, и, как положено нормальному прошлому, пересмотру не подлежит. Сыщику с помощниками надлежит понять хитрый план и сообразить, как оному противодействовать, попутно выводя злодеев на чистую волу. Те, соответственно, мешают сыщику, но не могут свернуть глобальную операцию. Как вариант, для гарантии, можно добавить, что план столь серьезен, что его провал приведет к неминуемому уничтожению - физическому или политическому - всех главных злодеев. Чисто чтобы не расслаблялись.
Отдельно по деталям: явно напрашивается развитие истории с лже-предателем Юрием, подставленным слишком глупо. Американцы, понятное дело, тупые, но те, кто ими по долгу службы занимается - всё-таки нет, и должны сообразить, кто тут и какими картами играет. Что приводит к нескольким вариантам развития сюжетной линии: либо дело вел агент Антонова; либо спецслужбы, заглотив наживку, потихоньку готовятся сожрать и рыбака, а Юрию, который, разумеется, рассказал все детали вербовки - рассказал однозначно, поскольку кто есть кто спецслужбам всегда интересно, а спрашивать они умеют - можно предложить роль одинокого мстителя под присмотром.
Клады - штука притягательная, но для старого олигарха не столь интересная. Плюс историю почти любого клада можно раскрутить, долго сидя по библиотекам и путешествуя по местам былых свершений. В общем, не та информация, которую стоило так прятать. Интереснее было бы под кладами поиметь ввиду места закладки тайников с информацией по хитрому плану или иные равноценные для повествования хранилища.
Таким образом, учитывая неплохой слог, из этой мешанины вполне можно создать интересный приключенческий роман. Надеюсь, автор так и поступит
(2)
Рецензия на повесть "Пальцем в небо".
Честно говоря, отнести повесть к детективу практически невозможно. По большей части, это приключенческий боевик. Да, остросюжетный - этого не отнять. Но детектива нет вообще никакого. В чём загадка? В чём интрига? В основном, в том, смогут ли уйти от преследователей Даша, Сергей и Лиля. Ловкая хорошо тренированная троица, обладая разными навыками, относящимися, по большей части, к физической составляющей, петляют, как зайцы. Но с другой стороны тоже пацаны не пальцем деланные, так что сюжет развивается стремительно, и читатели не успевают задуматься о том, что же такого совершили представители современной молодёжи оптом и в розницу. Автор, конечно, объясняет причины сильной нелюбви серьёзных дядей к героям, но причины эти не слишком убедительны. Да и не они важны, а сам ход развития противостояния. Как в американском кино, нет, лучше возьмём отечественный аналог - как в "Ну, погоди!". Заяц убегает, волк догоняет, важен сам процесс, ради него всё и заводилось. К отсутствию глубины и внятной идеи можно предъявлять претензии, хотя, вероятно, какая-то часть читателей останется довольна предложенным сюжетом: ненапряжное для мозгов развлечение обеспечено. Вот как-то так и можно охарактеризовать идею. Она же - тема. Она же - цель и задача автора.
Композиция повести, впрочем, весьма недурна: сначала параллельно развиваются две линии: девушки Даши и Сергея с Лилей. Потом они сойдутся вместе - с того момента, когда Лиля придёт в детективное агентство. События наслаиваются друг на друга, наскакивают, даже начало такое - "боевое". И финал - тоже. Буйно начиналось и так же завершилось - практически гармония. В общем-то, в своём роде повесть совершенна, во всяком случае, по композиции она удачна, и включает в себя всё, что необходимо для основного набора.
Конечно, остаются некоторые вопросы, например, что же сталось/станется с Юрой? Почему всё-таки прицепились к Даше - так ли уж опасна была девушка, которая до самого финала (вместе с читателями, надо сказать) не полностью осознала, что же происходит?
Образы героев таковы, что выполняют поставленные перед ними автором задачи: их внутренние свойства не раскрываются, да и незачем. Только Сергей как-то плавно и легко переходит от устремлений к примитивному спариванию со своей самкой к некоему более глубокому чувству, о чём нам зачем-то решили поведать.
Самым большим достоинством повести является язык. Интересен способ, которым автор начинает каждый абзац первой части - рецензент не может сказать, намеренный это приём или нет. Но вот что получается подряд по абзацам:
Степаныч хмурился.
Григорий Пафнутьевич трясся от злости
Юра держался.
Степаныч знал.
Даша застыла перед телевизором.
Потом автор перестаёт использовать такое начало каждого абзаца, но действие уже запустилось, и теперь его подгонять вроде бы и не нужно.
В общем, неплохо написано, штрихами даны природные элементы, описания курорта, куда приехал на конференцию Сергей, московского парка, который станет местом кульминации. Лексикон у автора богатый, конструкция предложений тоже нареканий не вызывает - они разнообразны, используются все виды оборотов, подчинений, грамотно, одним словом.
Но все эти достоинства не привлекут в повесть хоть крупицу детективности, никакими пассами рук невозможно вогнать в текст капельку увлекательной тайны, добавляющей очарование "драйву", в котором, увы, так мало смысла. Адреналин ради адреналина может привлечь, но в памяти надолго не задержится.
(3)
Рецензия на "Пальцем в небо"
Ни одна повесть, представленная на конкурс, не вызвала у рецензента больших трудностей, чем эта. И дело вовсе не в том, что она плохо написана или трудно читается. Наоборот. Напряженное действие (экшн), умело выстроенная композиция, энергичная сжатая манера письма и хороший темп повествования свидетельствуют о том, что автор отнюдь не новичок в писательском ремесле, умеет приковать и удерживать внимание читателя, обеспечить дозированные выбросы в кровь адреналина и заставить "болеть" за своих героев до последней строки. Прочитав (практически "проглотив") повесть в первый раз, рецензент намеревался отозваться о работе положительно: автор продемонстрировал хороший уровень владения языком, интрига развивается стремительно, держит в напряжении, обеспечивает хороший драйв.
Без недостатков, конечно, не обошлось. Первый и самый главный - "Пальцем в небо" нельзя считать детективом ни в каком приближении. Учитывая, что суть термина "детектив" была объяснена участникам не раз и не два (в правилах, в статьях-приложениях к конкурсу СД, на конкурсных форумах) и что автор не дает оснований заподозрить его в слабости интеллекта, такое пренебрежение к требованиям конкурса выглядит едва ли не нарочитым и вызывает раздражение.
Говоря о недостатках, следует отметить чересчур высокую плотность доморощенных и профессиональных джеймсов бондов на единицу объема текста, их необыкновенную живучесть и эффективность, а также грандиозность препятствий, которые им приходится преодолевать. Строго говоря, все перечисленное нельзя однозначно считать недостатком. Вспомним хотя бы повесть Лоренса Блока "Бросок в Европу", герой которой (страдающий расстройством сна чудак, случайно угодивший в агенты некой сверхсекретной службы) нелегально вывез из социалистической Югославии мятежного министра, из Литвы - наследную принцессу, из Латвии - женскую сборную по гимнастике, из Эстонии - единственный образец нового самолета-бомбардировщика вместе с пилотом, попутно разгромив секретную ракетную базу и уничтожив другую экспериментальную модель военного самолета. И все это - в рамках одного путешествия. На этом фоне героиня, сумевшая избавиться от пут и спасись в залитой бензином полыхающей квартире, и герой, обыгравший поставленную на уши службу безопасности могущественного "серого кардинала", выглядят не такими уж запредельно крутыми. Но есть один маленький нюанс. "Бросок в Европу" (а также сходные с ней по фантастической везучести и эффективности героев "Высокий блондин в черном ботинке", романы Енё Рейто "Золотой автомобиль" и "Аванпост", "шпионские" романы Шарля Эксбрайя) - выраженно юмористические, иронические произведения; невероятные свершения их персонажей - принятая в этом жанре условность, ожидаемая и радостно одобряемая читателем. Тогда как "Пальцем в небо" - вполне серьзное произведение с нешуточными опасностями и даже трагедиями; редкие вкрапления юмора в нем можно разглядеть только при большом желании, и, конечно, эти вкрапления не дают оснований оправдывать натяжки, а местами - и полную завиральность сюжета.
Про завиральность нужно сказать отдельно. В первый раз рецензент, захваченный приключениями героев, информационную часть о секретных разработках и шпионской возне вокруг них читал "бегом", не вникая в детали и не разбираясь пристально в сути шпионской интриги. Это прочтение оставило несколько недоуменных вопросов, которые для написания рецензии требовалось прояснить, для чего повесть была прочитана еще раз - внимательно. Тут-то и выяснилось, что уверенный, компетентный тон автора, повествующего о секретных разработках, камуфлирует невежество.
"До сих пор страна обходилась ракетами, стартующими с суши: из шахт, с подвижных замаскированных платформ и тягачей. Запустить ракету с земли много проще и дешевле, чем из воды." Это что - альтернативная вселенная? В нашей вселенной подводные лодки с баллистическими ракетами были и у США, и у СССР. Первые успешные запуски из-под воды в 1960-м у обеих сторон - полвека назад.
"Заряженные эйфорией успешных пусков, разработчики не жадничали, давали чертежи, объясняли, растолковывали. Пытливый молодой специалист внимал, задавал вопросы, благодарно улыбался. И незаметно фотографировал, сканировал, копировал... " Это люди-то с первой формой допуска объясняли, растолковывали и хлопали ушами, пока Юрик "незаметно фотографировал, сканировал копировал"?! Да кто бы его пропустил в специально охраняемое помещение с чертежами и секретными документами? Или кто позволил бы доброхотам чертежи вынести?
"Ввод в действие Иглы откладывался на несколько лет - ай-яй-яй! - ввиду необходимости переделать алгоритм, какой-то гад-предатель, гы-ы, выдал иностранной разведке копии чертежей". У них, что, кривошипно-шатунными механизмами алгоритмы (уклонения, если рецензент правильно понял) реализованы?
По цифрам тоже неправдоподобно выходит. Несколько десятков миллиардов долларов - это на пару порядков больше, чем может стоить одна ракета. Одна ракета может стоить миллионы или десятки миллионов. Большая часть стоимости приходится на разработку. (Например, 4 миллиарда евро для принятой на вооружение в 2010 году M-51). И, кстати, в свете этой цифры 50 тысяч долларов за секреты системы управления (пускай даже они покупались"якобы") выглядят просто смешно.Что ж в ФСБ-то не насторожились?
При этом вопросы, побудившие рецензента перечитать повесть, так и не получили ответов. Разобравшись (не без труда), что преступных чиновничьих банд было две, рецензент так и не смог разобраться в их мотивах. Ну хорошо, Григорий Пафнутьевич устроил всю эту катавасию с фальшивым шпионажем, поскольку финансово выигрывает от продления времени разработки проекта. А Антонов? Зачем ему вообще эти жуткие страсти с компроматом? Старый, сердце больное, денег набрал столько, что с избытком внукам и правнукам хватит. Для чего ему еще суетиться? Ведь для того, чтобы получить документы на "Иглу", он должен был взять за горло Григория Пафнутьевича. Зачем? Чтобы положить в банковский сейф еще одну папочку с еще одной тайной, "которую человечеству лучше не знать"?
А история с пальцем? Что же Антонов эту "святыню", этот секретнейший пароль к секретнейшим файлам оставил на столе в открытой настежь пустой квартире - при том, что компьютер держал чуть ли не в бункере?
А маниакальность, с которой оба злодея и их приспешники стремились уничтожить героев? За что так упорно преследуют Дашу? Неужели слово подавшейся в бега девушки может разрушить интригу, тщательно выстроеную профессионалами, работающими на Григория Пафнутьевича? А полномасшстабная, вышедшая за государственные границы охота на Сергея и Лилию? Для чего, если можно было просто поменять пароль и послать человека, который вежливо попросил бы Сергея вернуть баночку? Даже если Антонов маниакально мсителен, убить Сергея было бы гораздо проще, не приводя его в состояние боевой готовности похищением подруги. Особенно умиляет прыть подчиненных Антонова после смерти шефа. На другом краю Земли собираются достать беглецов. Любой ценой. А ведь они даже понятия не имеют, зачем им этот Сергей с его пальцем понадобился!
И самый большой вопрос: зачем автор вообще решил дать взгляд на происходящее со стороны злодеев? Ограничился бы только точкой зрения героев (ну, не понимают они, что движет "охотниками", понимают только, что нужно спасаться!), и не было бы ни у кого пищи для нареканий по поводу неправдоподобия. Зачем вдаваться в подробности на зыбкой почве неизвестных или непродуманных реалий? Сложность "бандитских" мотивировок и отношений отвлекает внимание, "выталкивает" героев из повести и съедает то место, которое можно было бы отдать загадке и попыткам ее разгадать, придав повести хоть немного детективности.
(4)
Рецензия на"Пальцем в небо"
С самого начала смутило неверное представление о противогазах. Обычный фильтрующий противогаз не спасает ни от окиси углерода (угарного газа), ни от двуокиси углерода (углекислого газа), ни от дыма. Существуют специальные насадки-колпачки, которые необходимо надевать на коробку противогаза, но эти насадки специализированы - или от дыма, или от угарного газа. Именно поэтому пожарные используют изолирующие противогазы, в которых применяются баллоны со сжатым воздухом. То есть, Даша неминуемо погибла бы, воспользовавшись обычным противогазом при перебежках по горящей квартире.
Второе:
Как попал Сергей в квартиру Антонова? Такая драгоценная вещь, как палец-пароль, стояла открыто - и НИКТО не присутствовал? "Святыня", как далее утверждает Антонов... Не то, что охраны не было, а вообще - зашёл человек с улицы в богатую квартиру, взял что-то и ушёл... Все двери настежь, от подъезда до квартиры и комнаты, в которой лежал этот драгоценный пароль! Вы в это можете поверить? Я - нет...
"Второй дом оказался развёрнутым под прямым углом к первому. Второй подъезд раскрыт нараспашку, дверь подпёрта камешком - ждали его, надо же, заботливые какие. Обошёл Лэнд-Крузер, растопырившийся на узкой проездной дорожке, нырнул в темноту подъезда. Куда дальше - сомнений не возникло: прямо в распахнутый проём одной из квартир, конечно.
Просторный богатый холл, контрастирующий с неказистым обличием дома, не удивил. Мало ли, кто как самовыражается в наше время. Огляделся - никого. Тишина. И где пакет? Да вот же, на самом видном месте, в центре, на туалетном столике!
Заглянул внутрь, увидел коробочку, размером как раз подходящую, по его разумению. Потряс - внутри стукнуло и булькнуло! ну точно, пузырь с лекарством!
- Э, есть кто живой? - произнёс в пустоту.
Тихо. Что за люди! выставили и смылись, нехорошо. Ладно, возьмёт так, по-тихому, указания шефа трэба выполнять, не торчать же тут. Сунул пакет в сумку."
Крайне неубедительный рояль...
Далее... Сергей изготовил пластилиновый палец и "На поддельном отростке оставил свой отпечаток...". НО ЭТО СОВСЕМ НЕ ТО! На пластилине остался ВДАВЛЕННЫЙ узор! Это как бы негатив отпечатка! Чтобы получить из него "позитив" дактилоскопического узора, на который может сработать сканер ноутбука, необходимо сначала сделать оттиск, теперь уже с пластилинового поддельного пальца - и только этот, второй оттиск будет способен имитировать выпуклости узора пальцевой подушечки. Возможен вариант, что Антонов сделал паролем пластилиновый оттиск пальца Сергея - но тогда Сергей НЕ СМОГ БЫ воспользоваться своим "живым" пальцем, ибо это ДРУГОЙ УЗОР.
И ещё натяжка выпирает из сюжета:
Ну, почему было Антонову не поменять сразу отпечаток пальца отца на свой отпечаток? Ведь сумел же это сделать, когда остро понадобилось. Тем более, что дубликат папиного пальца-то был:
"А для входа в ноут служила копия - эластичная печатка с оттиском, надёжно хранимая от посторонних глаз."
Ну, украли оригинал, ну и что? Используя пластиковый дубликат, поменял пароль в ноутбуке на свой отпечаток сразу и всё... И делов-то... А похититель пусть таскается с законсервированным куском конечности... Тем более, что всё равно не знает, куда его применить-то.
И когда в группу фээсбэшников, отправляющихся на задание по приказу Родины в далёкие страны, внезапно добавляются аж пятеро абсолютно не проверенных посторонних людей, не имеющих никакой шпионско-диверсионно-разведывательной профессии - это тоже не добавляет достоверности повествованию...
А вообще-то читается повесть достаточно легко, не занудно. Но с правдоподобием сюжета - вопросы, вопросы...
И, наконец, ошибки-описки... Их, по счастью, немного совсем, за что автору прям-таки благодарен:
"...расположились в гостиной как у себя дома..." - перед КАК запятая;
"...изините, но факты требуют..." - пропущена В в "извините";
"Иди помоги девушке..." - после ИДИ запятая;
"Поскольку ты оказались тупым..." - согласовать единственное и множественное число в предложении;
"Первый доклад, шефа который, вызвал много вопросов." - обе запятые убрать, но поставить одну, перед КОТОРЫЙ;
"...надо тратить пока жив." - запятая перед ПОКА;
"...ну и пусть с ними..." - вместо слова ПУСТЬ напрашивается что-то другое... Подумайте, как изменить;
"...хрен знает кто ещё." - перед КТО запятая;
"О чём договоривался по дороге..." - "договАривался";
"Сергей боялся шевельнутся..." - "шевельнутЬся".
Вот где-то так...
(5)
Рецензия на повесть "Пальцем в небо"
Повесть начинается с огня. Стихия, так сказать... Интересно, а чем она завершится? Почему автор так начал своё повествование? Или же в огне прячется некая аллегория, смысл которой раскроется в финале? Пока же огонь скрывает только тайну, из коей вырастет интрига художественного произведения. С этой тайной как-то связан неведомый нам поджигатель, но поджог, как мне кажется, не самое страшное в этом детективе.
Скорее всего, тайну эту знает Григорий Пафнутьевич, уж, больно он нервничает:
"- Ну!? - начальствующий рык мог согнуть любого,...".
Огонь - это первая тайна.
Скорее всего, тайна эта каким-то образом связана с Дашей. На неё покушаются и её ищут. Кому-то она нужна, как говорится, живая или мертвая. Или же, все-таки, только мертвая?
"Поймаем и уничтожим."
Вторая тайна детектива: каким образом Даша участь такую заслужила?
Быстро порадовал меня автор и третьей тайной. Это тайна Юры. Почему он сознался в шпионаже? Неужели и вправду шпион? Очень не хочется верить в эту версию.
Даша прячется в Москве и там узнает о процессе шпиона Юры. Девушка ни в какую не желает поверить в виновность Юры.
"Но он не может быть предателем! Не может, понимаете?"
Даша и Юра, оказывается, были хорошо знакомы. После прочтения эпизода "на даче" и из воспоминаний Даши, у меня появились смутные подозрения, что тайны Юры и Даши взаимосвязаны. Что это? Подсказка автора или ловушка? Скорее всего ловушка, уж, больно, открыто автор эту версию преподносит. Вот, можно сказать, еще одна тайна. Если версия с шпионами на даче ловушка, то очень любопытно дальше тайны Даши с Юрой разгадывать. Если не шпиономания, то, что же?
Еще раз появляется Григорий Пафнутьевич. Он "скромный" госслужащий и каким-то боком повязан с том самым государственным секретом, из-за которого Юре нары обломились. Почему я отметил слово "скромный" кавычками? догадаться не сложно. У нас в последнее время около всех государственных служащих эти кавычки так и порхают... Насколько я понял, автор тоже решил внести свою лепту в борьбу с коррупцией и швырнул в их огород камешек. Так им и надо, а то, ишь ты...
Когда я думал, что фигуры на доске детектива перешли от дебюта к середине игры, внезапно появляются совершенно незнакомые мне персонажи: Сергей и Лилия. А их какова здесь роль? Появляется таинственная посылка. И, кажется? что автор забыл и о Юре, и о Даше. У него теперь новые герои... И новая стихия, на этот раз - вода... Далее сюжет разворачивается, словно освобожденная пружина: просьба шефа, случайная кража, ужас от вида похищенного, враги хватают возлюбленную Сергей, прыжок в море, слежка, попытка разгадать тайну отрезанного пальца, смерть таинственного да могущественного Антонова и решение обратиться в детективное агентство. В этом агентстве работает Даша. Линии сошлись, и уж на этот раз дебютная стадия повести, все-таки, завершена. Я так полагаю.
А развитие повести, между тем, продолжает крутиться: теперь пропадает Сергей. Дарье хочется помочь Лиле, но шеф детективного агентства Георгий Константинович от дела не в восторге. Мелькнул мужчина с волевым подбородком да при деньгах. Интересно он при делах или просто по своему личному делу в детективное агентство зашел? А вот "приборы, выданные щедрым спонсором" точно не зря в повествовании появились. Они еще свое слово скажут.
Пока Лиля с Дашей пытаются выполнить заказ мужчины при деньгах, Георгий Константинович планирует проникнуть в жилище умершего Антонова. Проникновение было организовано со знанием дела и народных обычаев в сфере погребения усопших. Конечный результат операции превзошел все мои самые смелые ожидания: нашелся Сергей и под руку попался ноутбук с ценнейшей информацией. Такой ценной, что придется прятаться в дальних странах. А Дашу, между тем, выследили и решили взять. Взять её враги не смогли, так как перепутали с Лилей, сперва злодей недооценил спортсменку, а потом было поздно.
События продолжают развиваться с головокружительной быстротой. Скорее всего автор попал в цейтнот. Подельники Антонова ищут ноутбук, Даша нападает на спонсора (мужчину при деньгах), вор крадет у неё велосипед, но полиция начеку...
Быстрые сборы в дальние страны, при которых все средства хороши, даже машина "скорой помощи".
"Время поджимало, сейчас начнётся... В Тихом океане среди пиратов шансов выжить у ребят будет больше, чем на Родине".
Герои улетели, а злодеи вместе со своими злодейскими помыслами остались, осталась также некая недосказанность... Началась повесть огнем, а завершается полетом в какую-то неведомую даль и верой в быстрое обогащение посредством найденного клада.
"м-м-м, вкуснятинка... там карты какие-то, схемы, планы... а-а-а! Ещё там, в секретной комнатке, углядел её. Прототип на ноуте стёр, конечно, "клады" принадлежат только им - зря, что ли, мучились..."
Выводы. Детектив, без сомнения. Тайн здесь, как говорится? хоть, пруд пруди. Из них произрастают несколько сюжетных линий. Затронута и безопасность страны: для чего Юре инсценировали похищение секретных документов? Случайная встреча, перевернувшая жизнь Даши. Странный предмет, попавший в руки Сергею и множество происшествий по причине ценности этого предмета. Автор умело выкладывал эти тайны перед читателем одну за другой и читатель ждал (я, во всяком случае), что в финале все эти тайны сойдутся в красивой разгадке, зло накажут, а добро восторжествует... и обязательно Юра выйдет из тюрьмы. Вот такая у меня случилась блажь. Да, только в финале произошло всё не так. Тайны приоткрылись немного, но полностью разоблачиться не захотели. О Юре автор вообще (мне так показалось) забыл. За что же он мается сердешный? Пусть бы его совсем не оправдали, но перед читателем, почему бы его обелить.
Повесть понравилась. Написано умело. Может автор читателя заинтересовать. Читая главу, в которой мне представили Сергея, оторваться не мог. Но, еще раз повторюсь, финал ожиданий моих полностью не оправдал
Конечно же, у этой повести будет продолжение и скорее всего там правое дело восторжествует...
(6)
Аннотация
"Коленька, тебе сколько раз говорить, чтобы пальцем, куда не следует, не тыкал?"
Жанр
Криминальная история с элементами детектива.
Следствие
Фикция, а не следствие. Уж извините. Где умозаключения, где внутренний катарсис? Эхх...
А все так классно начиналось.
Да, был еще маниак в парке, но вот зачем?
Идея, конфликты, герои, композиция
Идея - криминальные разборки. Ну да, да, ноут, цепь идиотских совпадений. Но по сути-то?
Герои - вообще у них есть имена и характеры, иногда привычки, но действуют наши персонажи не самостоятельно, а по указке автора. Вот встаньте на их место и подумайте - сами вы бы поступали также?
Вторая претензия - героев слишком много. Зачем Даша? Зачем пожар в начале? Прекрасно можно и без них обойтись.
Конфликты
Внешний: с ноутом. А больше-то и нет. Словами гоголевского Вия: "Поднимите мне веки!"
Композиция
Завязка супер. Но! Слушайте, почему у бандитов с перепутанной улицы дверь открыта была? Как-то не снится в стечение обстоятельств.
Резкий инфаркт Антонова именно в тот момент, когда дядька пароль менял - тоже сомниьельно. Перепутал пальцы - более-менее могу еще поверить. Хотя пластилин от другого материала на ощупь отличить же можно.
Главный недостаток сюжета - отсутствие событий. Давайте вместе посчитаем. ГГ крадет палец - раз. "Дон Карлеоне" путает пальцы и умирает - два. Спецслужбы крадут ноут, и ГГ его вскрывают - три. Все!
Для крупной повести очень мало.
Стиль, грамотность
Орфография - особых ошибок не заметил. Пунктуация - немного. Перебор с многоточиями. Названия машин и предметов лучше в кавычках и латиницей.
Стиль - ляпы, местами путаетесь со временем повествования. Вообще кособокий какой-то. Угловатый, как будто вы, как у Гоголя, просто рубили со своего плеча: хватили топором раз - вышел нос, хватили в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнули глаза и, не обскобливши, пустили на свет, сказавши: "Живет!"
Итого
По пятибальной шкале - тройка. Цепь случайностей понравилась, как написано и обыграно - нет.
Лечение
1. Уберите лишних персонажей и связанные с ними сюжетные линии. Подумайте, как бы вы сами поступали и пляшите от этого.
2. Случайности нужно сделать более реалистичными или объяснить.
3. Работайте над стилем
По ходу чтения
равнодушной неотвратимостью сил
Вы мне сможете объяснить, что такое неотвратимость сил? Неотвратимость может быть действия, но самих сил... Эээ
Как есть зверь, не человек.
После есть зпт, хотя вполне можно и без "как есть".,
запричитала по-бабски, тело сотряслось в рыданиях
По-бабски и сотряслось - слишком жаргонно и грубо для контекста.
отказались от показаний - привиделось! (!пробел) в сильном огне чего только не почудится.
Наша система управления оказалась совершеннее американской.
Разработку Иглы ведёт московский институт теплотехники с 1998г.
У вас время "гуляет".
заглянула в глаза шефу, закончив доклад.
Посмотрела
любая мысль, как магнитик в магнитном поле, выворачивает и тянется к объекту обожания
Выворачивает что? Выворачивается)
красовались на груди в рамочке
Рамочка на груди?))) зпт поставьте))
(7)
Эпсилон. Пальцем в небо
Рецензия
Повесть "Пальцем в небо" представляет собой остросюжетную криминальную историю с элементами детектива.
Интрига повести заключается главным образом в интеллектуальном поединке Сергея и его группы поддержки с ОПГ Антонова и Григорием Пафнутьевичем, Берковым и прочими злоумышленниками.
Завязка со спасением Даши из горящего дома сразу интригует - сделано хорошо.
Сюжет развивается далее развивается с калейдоскопической быстротой. Поговорили в повести о Юре - и сгинул тот в застенках с клеймом шпиона и предателя. Затем начались головокружительные приключения Сергея и Лили с пальцем-ключом. Подключились частный детектив Гоша с Дашей и ОМОН. Ряд комбинаций и операций с невольным участием маньяка - и Берков в дураках (хотя, как знать, может временно). Количество случайностей зашкаливает: Сергей случайно получил палец в формалине, спутав улицы а ля Женя Лукашин; Антонов умер именно в момент "колдовства" с паролем и не смог до конца законспирировать свое сокровище; появление маньяка помогло обезвредить Беркова... Приключений - море, детектива - мало. С самого начала читателю рассказано, что на Дашу охотится Григорий Пафнутьевич и его люди. Единственное расследование - поиск пропавшего Сергея. В остальных блоках тайн почти нет, сплошные приключения.
Написано вполне прилично, увлекательно. Но рекомендовать к прочтению я бы не стал по субъективным причинам: не люблю читать про всемогущие криминальные структуры, которые даже ОМОН имеют право разоружать.
(8)
Детектив "Пальцем в небо" оставляет после своего прочтения много вопросов. И основная проблема - связь сюжетных линий, которых так много, что они с трудом умещаются на тридцати страницах текста.
Начинается произведение в духе Фенимора Купера. Девушка спасается от пожара, лежа в ванне с холодной водой. Прекрасная мысль. Даже если вода не успеет превратиться в бульон, респиратор не сможет отфильтровать такое количество ядовитых газов. Но это не главное. Главное, чтобы читатель восхитился фантазии автора, что могло бы состояться, как это иногда бывает в романах Чейза, как например пистолет, с пулей вылетающей в глаз стреляющему. Но почемуо-то не состоялось.
Монстры-бандиты, похищения, отрезанные пальцы в формалине, всеведущее ФСБ, маньяки - похитители велосипедов, но не гнушающиеся и ножиком поманьячить - все смешалось в одну криминальную кучу.Надо сказать, что если первая часть произведения написана настолько эклектично, что сюжет просто ускользает, даже если он и присутствовал в задумке автора (что не факт, как отсутствие мелодии в какофонии), то вторая часть написана вполне по законам классики, доказывая, что автор может, если, конечно же, захочет, и выстраивать сюжетную линию, и вводить персонажи, обладающие чертами характеров, и выставлятьполицейских живыми, не лишенными юмора людьми, которыми они в действительности и являются, и показывать работу "агента в поле", девушки-супермена, выступающей в роли приманки. Выстроенные вполне убедительно сюжетные куски складываются в цельное повествование, вызывая вопрос, почему раньше-то нельзя было так сделать? Тогда бы и произведение воспринималось как целое, а не разваливалось на два куска, слабо связанных друг с другом.
В целом "Пальцем в небо", если убрать муссирование обожженных трупов и компьютеризованность сюжета, могло бы потянуть на киносценарий, но не классического детектива, а скорее триллера, с достаточным количеством действия, дозированными лирическими отступлениями и разумной пропорцией стрельбы и трюков.
К плюсам "Пальцем в небо" следует на мой взгляд отнести вполне самодостаточный язык, возможно страдающий от упрощений, но поддающийся исправлению. Ну и безусловно фантазию автора, намешавшего такое количество сюжетных линий в сравнительно сжатом объеме.
(9)
Фантастика в детективном жанре
В повести две практически самостоятельных сюжетных линии, объединенных безудержным желанием автора нарисовать образы молодых, умных и сильных, таких, что никаким разведкам и прочим серьёзным "конторам" не по зубам. Что получилось? А как вы думаете, что может получиться, если молодой специалист перейдёт дорогу ФСБ? А если юную девушку в парке будет задерживать профессиональный агент? Если ещё не читали повесть, то ваш ответ, вероятнее всего, будет далёк от событий, описываемых в повести. Если, конечно, не увлекаетесь сказками на современные сюжеты.
И так, по порядку.
По факту в повести две сюжетных линии общего имеют только файл на очень секретном комке, да и узнаёшь об этом только в финале. Первая пара - Даша и Юра, а вторая - это Лиля и Сергей. Причём первую часть повести разделывается с мордоворотами и спец. службами первая пара, а вторую часть - вторая пара, независимо друг от друга и даже не взаимосвязано. У каждой пары своя сюжетная линия, и только в финале встречаются. Кроме этой четвёрки молодых людей ещё какие-то "мордовороты", спец. службы, частные сыщики и пожарники. Полный комплект.
"Юра работал в НПО "Автоматика". Пришёл студентом три года назад, совмещал учёбу и работу, в прошлом году защитил диплом магистра по профильной специальности. Числился в штатном расписании инженером-конструктором второй категории, что означало самую низкую ступень в иерархии инженерно-технических работников. Прослыл толковым и перспективным, начальство не нарадовалось, на повышение намекало. Каждый год в ноябре предприятие проводило конференцию молодых специалистов; собирался и в этот раз участвовать, доклад давно склепал, ещё летом. Но захотелось блеснуть, конфетку сделать, первое место занять - так объяснял свой обострившийся с новой силой интерес. Заряженные эйфорией успешных пусков, разработчики не жадничали, давали чертежи, объясняли, растолковывали. Пытливый молодой специалист внимал, задавал вопросы, благодарно улыбался. И незаметно фотографировал, сканировал, копировал", - лучше автора - не скажешь. Обращу лишь внимание, что на режимном предприятии незаметно фотографировал, сканировал, копировал молодой специалист. Делал то, что не каждому специально подготовленному и внедрённому, либо завербованному шпиону удаётся! Или это стереотип всего лишь? А на самом деле - копируй - не хочу?!
Про Дашу ничего конкретного и более-менее определенного пока не сказано. Зато обстоятельства развиваются вихрем. Дашу пытаются убить прямо у неё дома. А для пущей надёжности поджигают квартиру. В пожаре гибнет её отец. Даша проявляет чудеса ловкости, выносливости и выдержки, и, закрывшись в ванной комнате, спасает свою жизнь. Дальше как в кино, сильный и добрый пожарный забирает её к себе домой. Но он не простой пожарный, он бывший афганец, с соответствующими связями. Поэтому, когда вдруг девушку приходят арестовывать, у него на кухне оказывается серьёзный помощник (бывает же рояль в кустах?). С его помощью девушка скрывается прямо из квартиры от этих ФСБ-шникв! Наверное, стажёров отправили? Молодые, не опытные и, похоже, голодные, потому что на бутерброды повелись. А пока они бутерброды ели, Даша убежала! Класс!!! Так, что "рояль в кустах - это вам не ФСБ-шники с бутербродами в зубах! Зачем и за что её арестовывать - пока тайна. Детектив же! Далее начинается эпопея по спасению Даши. Прятали её прятали, и вот пристроили в Москве. "В Москве ей понравилось". Согласна, в Москве, на полном пансионе, многим бы понравилось! А поскольку она думала, что " рождена быть танцовщицей - всю жизнь посвятила танцам (" всю жизнь" - это сколько?), училась в физкультурном на факультете танца!", - то шеф детективного агентства "сообразил привлечь к настоящему делу - и деваха ожила, расцвела. Оказалась на удивление любознательной, сообразительной и преданной, таких поискать ещё... Оформил к себе в штат, теперь она - сотрудник детективного агентства "Орлан"". Хорошо хоть сообразил, шеф-то, а мог бы и не сообразить с такой-то её специальностью. Всё-таки не из каждой студентки физкультурного (чего: техникума, института?), получаются классные сыщики! А через полгода Даша увидела по телевизору репортаж " о предателе, сдавшем секреты Иглы иностранцам. ( ИГЛА - это ракета морского базирования). На экране - её город, зал суда! И в железной клетке - крупно - Юра! она узнала!". Но, тут не всё так просто. Во-первых, вклинивается абзац про Григория Пафнутьевича, разговорную речь которого автор собирает из молодёжного сленга (пример: "Вы что, совсем офонарели") и приблатнённого (пример: "Пословиц мне не лепи, а"). Так что разобраться, что же это за "птица" - не представляется возможным. Других вводных автор не даёт. Потом идёт рассказ о том, что Юру задержали какие-то "вонючие мордовороты". Кто такие - тоже понять толком не смогла. Потому что серьёзные "мордовороты" свой "титул" оправдали бы, а тут Юра: "Ощущал себя героем боевика, волею судьбы перенесённого с дивана на экран, небольшое приключение не повредит в пресной обыденности! Его бьют - а он со стороны глядит на это дело и оценивает". Вы представляете? Если только в качестве Юриного бреда? Но по сюжету - реальность! К дальнейшему изложению событий - претензий не имею. Юре показали кадры, снятые во время пожара, когда Даше, благодаря своей выдержке удалось спастись. Но Юра не знает, что Даша спаслась. "Зарево огня, за ним - изломанное трепыхание девичьей фигурки. Рука в перчатке захлопывает дверь, вбивает в замок штырь. Крупным планом номер квартиры. Конец. Нет, не конец. Наезжающая камера фиксирует рубрику "ЧП" в местной газете, фото увеличивается, отчётливо виден её дом, огонь полыхает изо всех окон. И оттуда, где Даша - тоже". Потом "интеллигентного вида боец с мужественным, внушающим доверие лицом" пояснил Юре, что если он не признает себя шпионом, не назовёт (уж как полагается!) пароли и явки, то расправятся с его сестрой и матерью. И Юра придумал(!) пароли и всю остальную атрибутику, придумал и заучил наизусть, чтобы обмануть этих "мордоворотов"! Супер! Юра просто гений, а "мордовороты" дилетанты, не иначе! Ведь ясно как белый день, профессионалам дел - на один зубок. И вообще не понятно - зачем убивать Дашу, если шпион Юра, а она получается - свидетель? "Кому передал данные? Устало прикрыл глаза. А честный ответ на этот вопрос зачтётся как помощь следствию? Достаточно поломался, хватит ваньку валять, пора переходить к главному - "сотрудничеству". Явки, пароли, карты... не перепутать бы, выучил как стих, а в литературе не силён". "Мама, сестрёнка, за вас, родные. И пусть мир харкает в него презрением, но вы будете жить", - герой, без сомнения герой! Повезло, что дуракам попался!
И вот, наконец, дочитала до сути! Теперь знаю, где собака "порылась". "Из тринадцати первых пусков Иглы, баллистической ракеты морского базирования, успешных - всего шесть". "НПО "Автоматика" (в Сибири) ответственно за "мозги" Иглы - её систему управления. Как раз там и работал Юра". Только цитаты, ничего личного. Вот теперь, вроде понятно, из-за чего Юру "превратили" в шпиона! Поскольку одному "скромному" госслужащему очень выгодно, чтобы подумали, будто есть утечка секретной информации, хоть и поймали во время, а надо менять коды, что-то ещё там, то есть "золотой дождь" из государственной казны продолжится.
Идея прекрасная! Просто великолепная! Но автор умудрился так её запрятать и опутать наивными обстоятельствами, что хоть плачь, хоть смейся! Это настолько большие деньги и высокие кабинеты, что "мордоворотов" и дебилов на пушечный выстрел не подпустят! То есть, убрать бы детские наивные игры, оставить "подковёрную" возню силовых ведомств, охотящихся за государственной "скатертью самобранкой" и провести через повесть эту главную мысль, а не черкануть куцым абзацем среди "моря" детских игрищ!
Так теперь мне надо показать "каким боком" Лиля и Сергей "пришиваются" к этой истории. На мой взгляд - никаким. Это совсем другая история. Сергей случайно (о чудо из чудес!) стал обладателем законсервированного пальца, папиллярные узоры которого являлись ключом или кодом доступа к компьютеру. А в компьютере этом хранится компромат, да такой, которому цены не было. "В прямом смысле - не было. Заподозри об их существовании владелец - и неизвестно, останутся ли в сохранности сами подвалы. Или будут уничтожены. Вместе с городом, хе-хе". И вот чем объединены обе молодые пары - ракетой морского базирования "ИГЛА" На том комке папка с компроматом хранилась! Ну а дальше всё как в первой части детектива. Умные и быстрые молодые, тяжеловатые, но сильные начальники и не расторопные, вечно опаздывающие к "званому обеду" спец. службы как государственные, так и частные. Просите автор, но почти все эпизоды не вызывают доверия, скорее улыбку. А ведь идея-то актуальна! Ну и темп держать умеете. Даже при условии моего скептического отношения к каждому конкретному эпизоду взаимодействия молодых и наивных со старыми профи, когда профи остаются в дураках, а студенты с победой выходят из передряг, всё равно, должна сознаться, что сохранить динамику повествования у вас получилось.
А с другой стороны - может это фантастический детектив, вроде "Фантомаса"? Тоже в реальность не особо верилось, но смотрели с удовольствием!
(10)
Привет Автор!
Почему вы не пишете название ракеты в кавычках?
Слишком много информации про вооружение. Мне скучно.
Первая глава вызвала сумбур в мыслях. Если абстрагироваться от написанного и свести всё в несколько предложений, тогда, конечно, ясности больше. Но у вас, автор, куча-куча всего и сразу льётся, как из перевёрнутого ведра. Хотелось бы немного структурированности.
И ещё вопрос: зачем все эти "****" и "++++"? Н у явный же перебор. Достаточно того, что вы выделяете временные рамки курсивом. Зачем добавлять сомнительные украшения?
Ой какая гадость: противопоставлять Сергея всем женщинам сразу "Будь Серёга женщиной, грохнулся бы в обморок. Или блеванул. Но он - мужчина." Сексизмом попахивает неприкрытым.
А зачем вы плодите героев с одинаковыми именами? Пусть и косвенно. Сергей у вас Юрьевич. У Даши парень Юрий. Тот, с кем она ходу дала из квартиры Степаныча, - Саня. Начальник Сергея - Сан Саныч. Дефицит на имена что ли объявили? Непонятно.
У вас там замечательная фраза промелькнула про всесоюзные соревнования. Учитывая, что герою нет и тридцати, то в каких всесоюзных он участвовал? Ему лет 8-9 было, когда СССР перестал существовать. Точнее надо быть, не завираться.
Знаете, а я не верю вашему герою Сергею. Научный сотрудник, пусть и увлекающийся триатлоном, проворачивает такую операцию? Без паники. Без рефлексии. Нет для этого никаких предпосылок. Вы "Чака" пересмотрели? Но тому-то хоть помогали опытные агенты спецслужб. А чтобы с вашим такие люди ничего не сделали? Да ладно?!
Хранить компромат сто лет после смерти владельца ячейки? Вы серьёзно? Кому по прошествии века нужны будут эти бумажки или фотоснимки? Дешёвая сенсация в СМИ - и всё. Пшик, а не секретная информация.
И ещё по ячейке. Вы написали, что она принадлежала ещё отцу старика Антонова. Быстренько вспомните период СССР и все дела с заграницей. Тут нужно было либо оговориться, что Антонов-отец был кем-то из верхушки партбюро, либо из дипкорпуса. Иных возможностей у советского человека попасть в Швейцарию и открыть там счёт в депозитарии не было. Не перевирайте историю, она этого не любит.