Правила конкурса Современный детектив - 2019 (СД-8)
(конкурс на лучшую повесть года)
1.Общий раздел
1.1. "Современный детектив - 2019" (СД-8) - конкурс детективных произведений крупной формы: повести. Цель конкурса - познакомить читателей с работами авторов, пишущих в детективном жанре и предоставить авторам - участникам конкурса возможность получить от коллег обратную связь в виде подробных, аргументированных разборов-рецензий.
1.2. Конкурс некоммерческий.
1.3. Конкурс проводится Детектив-Клубом "Презумпция виновности" при литературном интернет-журнале "Самиздат".
1.4. Организатор конкурса - Правление Детектив-Клуба.
2.1. Повесть - прозаическая форма, не имеющая устойчивого объёма и занимающая промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию "повесть" примерно соответствует "короткий роман" (англ. short novel или novella).
Понятие повести - переходное между романом и рассказом, поэтому оно с трудом поддается однозначному определению. Описывая, что же такое повесть, авторы литературоведческих статей и работ смягчают формулировки, используя конструкции "обычно", "как правило", "сравнительно". "Сюжет классической повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе" (Википедия). "Тема повести слишком обширна для рассказа, но недостаточна для романа; в ней несколько эпизодов, десяток героев, один или два плана, и события происходят в сравнительно недолгое время и в небольшом числе мест" (М. Ахманов "Советы начинающим литераторам").
3. Объём принимаемых работ
На конкурс СД-8 принимаются работы размером от 40.000 до 200.000 знаков.
4. Тема конкурса:"Скелет в шкафу"
Авторам предлагается широкая трактовка известного идиоматического выражения, то есть: в традиционном понимании (скрываемые позорные или понимаемые таковыми тайны как одного человека, так и семьи, целого клана, даже поселения), во всех близких по смыслу значениях. Более того, "скелет в шкафу" может быть даже воображаемым, придуманным специально с какой-то целью (преступной или вполне невинной) или являться навязчивой идеей кого-либо. Принимается также и самое прямое значение, без всяких метафор:), не говоря уже о предметах, убранных с глаз долой по какой-то причине (например, чтобы не напоминали о прошлых ошибках, умерших или ушедших членах семьи и т.д.).
5. Номинации и соответствие жанру
5.1. Конкурс "Современный Детектив - 2019" предполагается провести в двух номинациях: "Реалистический детектив" и "Нереалистический детектив". Минимальное количество работ в номинации - четыре. В случае, если в одной из номинаций число представленных работ окажется меньше четырёх, данная номинация будет вынесена во внеконкурс (см. раздел 14).
Критерием принятия на конкурс нереалистических произведений станет значимость нереалистической (фантастической) компоненты для детективной сути работы:
- если фантдопущения введены для создания атмосферы или в минимальном количестве вписаны в реалистический антураж в качестве заданных условий (примеры: "Смерть ради смерти" и "Иллюзия греха" А.Марининой) - работа принимается;
- если фантдопущения являются сюжетообразующими - работа не принимается.
5.1.1.В номинации "Реалистический детектив" принимаются работы без жанровых примесей фантастики, фэнтези, мистики, альтернативки, попаданчества и пр.; однако фанто-мистический флёр допустим в качестве ложных ходов с последующим разоблачением и объяснением с позиций объективной реальности.
5.1.2. В номинации "Нереалистический детектив" недопустимо использование фантастических приспособлений и/или сверхъестественных способностей, например мистических, для совершения и, тем более, раскрытия преступления.
То есть на конкурс не будут допущены работы, где существа, обладающие сверхъестественными и/или магическими способностями (мэри/мартисьюшные супергерои, волшебники, ведьмы, колдуны, вампиры, навь, нежить и пр.) используют магию/ сверхспособности для совершения или раскрытия преступлений.
5.1.3. Что касается некоторых подвидов/поджанров, вкратце упомянутых в ссылке Условная классификация детективной литературы - есть два ограничения:
- избранная автором система средств и приёмов для передачи содержания не должна затруднять чтение и/или мешать пониманию интриги, нюансов сюжета;
- работа должна быть "детективной"(смотри ниже).
5.2.Признаки "детектива":
5.2.1. В основе детективного произведения лежит интеллектуальный поединок положительного героя (например, сыщика или следователя) с неким отрицательным персонажем (например, с преступным сообществом) или неведомыми силами, создавшими загадочные обстоятельства.
5.2.2. Обязательный элемент детективного произведения - наличие загадочного происшествия, обстоятельства которого должны быть выяснены. Наиболее часто - преступление.
5.2.3. Цель действий главного героя - раскрытие преступления или загадки путем логического построения, объединяющего все фрагменты головоломки в цельную картину единственно возможным или наиболее вероятным (с последующей проверкой) способом.
5.2.4. Существенной особенностью детективного произведения является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. То есть, интригующая загадка должна существовать достаточно долго.
5.2.5. Способы получения сыщиком данных, то есть, элементов головоломки, как и характер самих данных могут быть различными. Главное, чтобы разгадка была получена в результате их осмысления, а не по счастливой случайности (преступник неожиданно раскаялся и признался, нашелся свидетель, который все видел, и т.п.). Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.
Напоминание: для номинации "Нереалистический детектив" обязательным является ограничение в использовании неких фантастических приспособлений и/или сверхъестественных способностей, например, мистических, для совершения и, тем более, раскрытия преступления.
5.2.6. В работах, поданных на конкурс, разоблачение преступника в глазах закона - не обязательно, но в глазах читателя - непременно, причем с достаточной доказательной базой.
6. Условия и правила участия в конкурсе
6.1. В конкурсе имеют право участвовать авторы, имеющие авторские литературные разделы на сервере современной литературы "Самиздат" при библиотеке М.Мошкова.
Подача заявки на участие в конкурсе означает согласие с настоящим Положением и обязывает участника выполнять установленные правила.
6.2. Принципиальным условием является согласие участника прочесть каждую конкурсную работу в своей номинации и написать на неё анонимную рецензию, отвечающую требованиям конкурса. Участник, не написавший рецензию в установленный Координатором срок или подавший её неформатно - удаляется с конкурса.
6.3. Конкурс не является анонимным, но:
6.3.1. Работы и рецензии будут временно безымянны. Координатор раскроет авторство работ одновременно с обнародованием всех рецензий, однако авторство рецензии имеет право раскрыть лишь сам рецензент.
6.4. Технические требования к конкурсным работам.
6.4.1. Для участия в конкурсе СД-2018 допускаются работы, отвечающие данным в разделе 2 описаниям понятия "повесть", размер которой не превышает 200.000 знаков. Решение о привлечении преноминаторов, как и о допуске работы, принимает Координатор.
6.4.2. Жанр: детектив (по списку жанров журнала "Самиздат").
6.4.3. Язык: русский.
6.4.4. Количество работ от автора: одна. Вторая работа принимается, если она написана в соавторстве. (Пояснение: на одну душу - одна работа; три работы вдвоём подать не удастся).
6.4.5. Координатор имеет право принять участие в конкурсе, но его работа не включается в итоговую таблицу и результат голосования нигде не отражается. В случае своего участия Координатор обязуется написать рецензии на все работы как любой другой участник. В данном случае цель заключается в получении обратной связи в рецензиях, не более того.
6.5. Ограничения, накладываемые на конкурсные работы:
6.5.1. Не разрешается участие произведений, ранее или в период прохождения конкурса СД-2019 опубликованных в сетевых или печатных изданиях, принимавших или принимающих участие в других сетевых или несетевых конкурсах. Работы, "выросшие" из конкурсных рассказов, под это ограничение не подпадают.
6.5.2. Не допускаются к конкурсу произведения, содержащие множество ошибок правописания и стилистики русского языка.
6.5.3. Не допускаются работы, которые, по мнению организаторов, содержат неоправданную обсценную лексику, оскорбления, клеветнические выпады и/или провокации в отношении каких-либо персон или групп людей, пропаганду насилия, геноцида, свержения государственной власти, разжигают межнациональную вражду.
6.5.4. Общее количество работ, принимаемых на конкурс, - не больше 20 в каждой номинации.
6.6. Порядок проведения конкурса:
6.6.1.Потенциальный участник подаёт заявку на участие на форуме конкурса или непосредственно Координатору - по почте (natalyrostov@gmail.com)
6.6.2. После включения в конкурсный список автор в сроки, указанные в разделе 7, высылает Координатору текстовый файл своей работы. Координатор размещает работу на странице ДК, заменив имя автора временным псевдонимом.
6.6.3. В установленные графиком конкурса сроки Координатор указывает участникам очерёдность рецензирования представленных работ. Пожелания и требования к рецензиям представлены в Приложении. Время рецензирования одной повести - одна неделя.
Предупреждение: до окончания конкурса авторы не вправе открывать в собственных разделах рецензии, написанные ими на работы других конкурсантов.
6.6.4. Полученные от авторов рецензии на конкретную работу сводятся в один файл и размещаются в скрытом виде на странице Детектив-Клуба.
6.6.5. С получением последней рецензии в каждой из номинаций Координатор открывает тексты рецензий для обсуждения.
6.6.6. Участники ранжируют в своей номинации прочитанные и отрецензированные работы (кроме собственной), и высылают Координатору для внесения в итоговую ведомость.
6.6.7. Координатор подводит итоги, открывает итоговую оценку и объявляет победителя в каждой номинации.
7.Сроки проведения конкурса
7.1. Прием работ начинается 20.08.2019 и заканчивается 25.10.2019. В случае, если в одной из номинаций число принятых на конкурс работ достигнет двадцати, приём работ в этой номинации может закончиться раньше срока.
7.2. Преноминация, формирование конкурсного списка по номинациям и графика рецензирования: до 27.10.2019.
7.3. Порядок рецензирования будет определён после формирования конкурсных списков.
7.4. Сроки завершения конкурса будут зависеть от количества поданных работ.
7.5. Объявление результатов конкурса - по окончанию рецензирования, обсуждения и ранжирования работ участниками соответствующей номинации.
8. Номинация работ на конкурс
8.1. Все заявленные участниками конкурса работы проходят преноминацию. Имена номинаторов не разглашаются. Мнение Координатора является окончательным и пересмотру не подлежит.
9. Судейство конкурса
9.1. Самосуд. Участник ранжирует работы своей номинации.
10. Авторские права
По всем претензиям, связанным с нарушением авторского права в связи с размещением какой-либо работы на конкурсе, ответственность на себя принимает лицо, представившее эту работу на конкурс. В случае доказанного плагиата работа снимается с конкурса.
Организаторы не несут ответственности за нарушение авторских прав участниками конкурса и третьими лицами.
Участие работы в конкурсе не означает передачу авторских прав на нее организаторам.
11. Награды конкурса
Ссылки на разделы авторов-победителей в каждой номинации размещаются на главной странице журнала Самиздат и на странице детектива Библиотеки Мошкова, если не случится нечто непредвиденное. Примечание: продолжительность присутствия ссылок на этих страницах определяется владельцем ресурса.
Ссылки на личные страницы авторов-победителей (при наличии таких страниц в интернете), а также (при согласии авторов) сами работы-победители размещаются на странице Детектив-клуба навечно.
12. Снятие работ с конкурса
По желанию автора работа может быть снята с конкурса на любом этапе его проведения. Для этого достаточно сообщить о своём намерении Координатору по электронной почте.
Координатор имеет право снять работу с конкурса в случае, если окажется, что рецензии её автора на работы других конкурсантов не соответствуют настоящим правилам, или в случае нарушения автором общепринятых правил общения и норм морали, а также законов России.
13. Спорные случаи
Спорные случаи, не регламентируемые настоящими правилами, решаются Координатором по своему усмотрению.
Подача заявки на участие в конкурсе означает согласие с настоящими правилами и обязывает участника выполнять их.
Итоги конкурса являются окончательными и обжалованию не подлежат
14. Внеконкурс
В случае, если количество принятых работ в одной из номинаций окажется меньше четырёх, Координатор предложит авторам, написавшим повести для "недоукомплектованной" номинации, разместить их работы вне конкурса. Автор внеконкурсной работы может (но не обязан) написать рецензии на любые работы конкурса по своему выбору. Равно и участники конкурса пишут рецензии на внеконкурсные работы по желанию. По меньшей мере одну гарантированную рецензию авторы внеконкурсных работ получат от Координатора.
Приложение. Пожелания и требования к рецензиям на работы конкурса
К тексту рецензии неприменимо изречение: "Краткость - сестра таланта". Минимальный объём рецензии, установленный для конкурса СД-2019, - 3000 знаков. Недобросовестное рецензирование будет расценено Координатором, как нарушение принципиального условия участия, и после предупреждения работа недобросовестного участника будет снята с конкурса, а рецензии, уже написанные на его работу, удалены.
Рецензия работы должна содержать не только вкусовые оценки, но и подробный анализ, аргументированный разбор повести по нескольким параметрам:
1. Сюжет - краткое описание событий и основного конфликта, соответствие требованиям жанра, оригинальность, достоверность, логичность, связность, наличие или отсутствие незаконченных, "провисающих" линий, неувязанных концов.
2. Композиция - количество линий и планов, линейность или скачкообразность хронологии, соразмерность частей произведения и гармоничность конструкции в целом.
3. Язык, стиль, слог - богатство словарного запаса и выразительность средств языка, лёгкость и ясность изложения, умение автора пользоваться разнообразными стилистическими приёмами и фигурами (метафорами, противопоставлениями, гиперболами, синекдохами и т.д.), задавать темп повествования, используя простые, лаконичные или, напротив, сложные и пространные предложения. И, наконец, (куда ж без этого?) - грамотность.
4. Психологическая достоверность - живость и своеобразие персонажей, убедительность их мотивов и поступков, соответствие речи характерам.
5. Качество загадки (хитрая, оригинальная, увлекательная, захватывающая, интригующая или, напротив, чересчур простая, неинтересная, шаблонная, заурядная).
6. Качество расследования - профессионализм и/или умение сыщиков работать головой, убедительность логических построений, ведущих к раскрытию преступления.
7. Игра с читателем - предоставленные автором возможности для читателя соучаствовать в расследовании, строить собственные версии, опередить сыщика или сравняться с ним в нахождении разгадки преступления.
8. Общее впечатление от повести - понравилась или не понравилась и почему. Форма написания рецензии - свободная, рецензент волен "резвиться", как его душа пожелает, но при этом должен следить за корректностью выражений. Задача рецензента - раскрыть достоинства и недостатки произведения, а не самоутвердиться за счёт автора.