2018-й стал годом моего возвращения к литературному творчеству и, соответственно, на "Самиздат". При беглом просмотре главной страницы сайта мой взгляд остановился на конкурсе "Ледовые широты, холодные миры". Сей конкурс проводится под общим брендом "Стоптанные кирзачи". Предыдущие семь состязаний литераторов на этой площадке я не видел, а нынешнее очень заинтересовало. Летс гоу, однако. Читаю работы и по горячим следам описываю свои впечатления.
Начну я свой обзор, пожалуй, с внеконкурса, и первой рассмотренной работой будет рассказ "И лежат они вместе..." автора по имени Skier (т.е. лыжник). Автор позиционирует своё произведение как фанфик по "Левой руке тьмы" Урсулы Ле Гуин, но в силу того, что данную работу Ле Гуин я не читал, оценивать буду как самостоятельное произведение.
Не совсем ясно, о чём идёт в рассказе речь, и как рассказ соответствует теме конкурса, возможно, завесу приоткроет прочтение "Левой руки тьмы", но желания читать Ле Гуин после "И лежат они вместе..." не появилось. Не зацепило, не заинтересовало. Восклицания в значительной части предложений придают драматичности, но сама драма не раскрыта. Создалось впечатление, что рассказ - концовка (или, наоборот, начало) чего-то большего. Или эпиграф к произведению Ле Гуин. Однако не могу не отметить поэтичность произведения. Может быть, в форме стихотворения оно читалось бы лучше? Какая фантастика - без чтения оригинального произведения понять трудно.
Вторая работа в списке "Внеконкурс" принадлежит тоже Skier, называется рассказ "Ходок". Биомеханическая фантастика, не северная, скорее, горная: где-нибудь на Белухе или Борусе (хотя в произведении вроде бы экзопланета). Как мне показалось, это рассказ о бессмысленности жизни в режиме "метро - було - додо". Произведение скучновато, интересности добавило бы повествование от первого лица или во втором, причём первым лицом может быть какой-то сторонний наблюдатель, например, дрон видеомониторинга поверхности планеты, а вторым - как раз тот самый высокий мужчина, нашедший бионта. Что ещё? Стилистические ошибки, они есть.
Далее идёт миниатюра "Игра в прятки" от Васильевой Татьяны Николаевны. С этим автором я знаком по конкурсу "Чёрный замок", тогда мне произведение Татьяны Николаевны очень понравилось, надеюсь, мне это не помешает провести беспристрастный анализ. Космическая фантастика: второе произведение внеконкурсной номинации, где фигурирует экзопланета, но на этот раз совершенно отличная от Земли (да ещё и не вымышленная, а обнаруженная земными астрономами). В первом же предложении упоминается метель, что сразу говорит о наличии атмосферы и возможности жизни. Так и оказалось: люди, рискуя всем, что у них есть (всё-таки высадка на планету, где температура очень близка к абсолютному нуля, не может не быть рискованным мепроприятием) спасают живые снежные шары. Очень трогательный приятный рассказ. Резануло сочетание "астронавт Глеб Кормильцев". Всё-таки у нас принято называть своих покорителей Вселенной космонавтами. И есть несколько речевых ошибок, которые на восприятие прочитанного существенного влияния не оказывают. Захотелось прокомментировать произведение, но я решил вплоть до публикации обзора от комментариев (кроме технических) воздержаться.
Бессонная Анна, "Близкие контакты". Сразу хочется спросить, какой степени? Возможно, ответ подскажет прочтение рассказа. Третья экзопланета внеконкурса, но первая социальная фантастика, если можно так назвать произведение про отношение людей и инопланетян. Рассказ прочитал залпом, даже не обратил внимания, есть ли какие-то стилистические неточности. И хотя я не со всеми тезисами автора согласен, безумно хочется узнать, что же за испытание приготовила Алина своему ухажёру.
Юрина Татьяна, "Странная история лётчика Леваневского". Наконец-то действие происходит на Земле (технически над Землёй, конечно). Новая версия исчезновения экипажа Леваневского. Не фантастика, а, скорее, мистика с арктическим суккубом. Есть ошибки со временем: сначала 5:43, а потом 3:42, других явных недочётов не заметил. Как и предыдущий рассказ, читается легко. Снова захотелось оставить комментарий на странице автора.
Следующее произведение носит название "Пурпур и кобальт", автор - Гораль Владимир Владимирович. Первый рассказ во внеконкурсной номинации от первого лица. Сразу бросается во внимание то, что рассказчик заостряет внимание на интроверсию, но позже звучит фраза: "я треплю языком без меры". Что-то не так, подумал призрак Карла Густава Юнга, ведь даже самый общительный интроверт не может быть таким болтливым, и никакие жабры его не экстравертируют. Итак, действие происходит в посткатастрофической Европе. Главный герой работает собирателем жемчуга, в очередную вылазку он нашёл какие-то необычные жемчужины, которые привели героя к затонувшему опасному грузу и помогли сделать вывод о разумности Океана. Но что мы видим? Шикльгрубер! Что-то не так, часть вторая. А точно ли рассказчик - норвежец? Впрочем, его покойная жена - русская, может, от неё нахватался. В целом рассказ мне не понравился, но вот концовка душераздирающая. Так всё же, Вилли Вард или нечто другое? Подумаем вместе.
Едем дальше: Зотова Светлана и её "Последняя битва". И вновь рассказ от первого лица. Почему я выделяю именно эту форму повествования? Всё просто: автор и главный герой в таких рассказах сливаются воедино, и произведение зачастую становится отражением действительной или желаемой жизни писателя. Хотя все мы привносим в свои работы что-то биографическое. Однако, довольно разглагольствовать, познакомимся со Светланой-Эйриком. Колдунская мистика, тёмная версия истории Клода Фролло. Надеюсь, у автора всё-таки посветлее жизнь, чем у её персонажа. Особого впечатления рассказ не произвёл, перехожу к следующему.
"Сказка о Нойко, Илко и малом народце", написанная Девятьяровым Романом Вячеславовичем. Не фантастика, сказка (как и написано), мифологический сюжет. Есть небольшие придирки к некоторым словам, но в целом сказка понравилась. Только я бы назвал её так: "Нойко и волшебная пешня", потому что Илко особой роли не играет, а у малого народца роль ещё меньше.
Грошев-Дворкин Евгений Николаевич, "Возрождение жизни", версия N2. Этот автор мне хорошо знаком - неоднократно пересекались на конкурсах Ордена Короля Стаха. И рассказ этот я уже читал ещё в версии N1. Что изменилось? Да ничего существенного: убрана привязка к Беларуси (теперь претензий по лексике персонажей нет), несколько изменён текст. Основа: попирание астрофизики и биологии - не поменялась. Рассказ по-прежнему плохой.
Павлова Наталья Николаевна, "В поисках нового Солнца". В аннотации указано, что фантастика антинаучная. Смешанная терракосмическая фантастика. Что за зверь? Всё просто: действие вроде на Земле, но в центре внимания находится катаклизм, связанный с исчезновением Солнца и путешествием нашего шарика в новой звезде. Если почитать комментарии к рассказу, то там можно найти разного рода критику, но с позиций научности. Всё-таки авторская ремарка в аннотации позволяет эту критику игнорировать и оценивать произведение as is. В целом мне понравилось, хотя, конечно, есть некоторые стилистические неточности. И захотелось пообщаться с автором вживую.
Всё, на часах 22:56, мышку с клавиатурой можно отложить, обзор умышленно пропущенной повести "Метод Паганеля" будет в другой день.
------------------------
День второй. Просвирнов Александр Юрьевич, "Метод Паганеля". Жанр - любительский детектив с элементами фантастики. Первое предложение - и сразу ошибка. Или "Жёлтое лицо мертвеца - первое, что увидел Макар", или "Первым, что увидел Макар, было жёлтое лицо мертвеца". Ну-у-у-у... Надеюсь, повесть будет интересной, несмотря на все недочёты. Итак, очень долгая сюжетная завязка - на несколько глав. Честно признаюсь, главе на пятой хотелось прекратить чтение, но затем в повествовании произошла перемена и мне стало интересно, чем закончится повесть. Версии, предположения, озарения, ошибки Макара и вдруг "убийца - садовник". Какое-то разочарование. И при чём тут метод Паганеля, если сюжет строится не вокруг него? Смешанные чувства остались после прочтения повести. Прочитаю, пожалуй, сегодня, ещё одно произведение.
"И дольше века длится тень" - такое название получил рассказ Филипповой Екатерины Леонидовны. Я не понял, о чём речь в этом произведении. Соответственно, жанровую принадлежность опеределить затруднительно. Надо выпить, наверное.
------------------------
День третий. "Мы рождаемся и умираем часто". Второй внеконкурсный рассказ от Юриной Татьяны. Не фантастика, не фентези, описание шаманской жизни. По сравнению с Леваневским, написано очень плохо. И слог страдает, и грамотность. В Шорию после прочтения этого произведения не хочется.
Далее идёт второй (интересное совпадение) рассказ от Васильевой Татьяны Николаевны, "Снег и лёд, малина и мёд". Уже само название интригует. Предвкушаю интересное произведение (пока у Татьяны Николаевны мне скучных и занудных творений не попадалось). Животная сказка, лёгкая и весёлая. Также присутствует шаманская тема, но описана она куда более интересно. Есть шероховатости по тексту, но на восприятие они не сильно влияют.
На очереди автор по имени Марита, рассказ "Могила ойууна Монньогона". Пришлось залезть в поисковик, чтобы узнать значение слова "ойуун". Оказалось, что это якутский шаман. Что ж, третья шаманская тема, тем интереснее будет читать произведение. Мистика, но слабая. Ну, потребовал ойуун его перезахоронить, ну, получил жертву, ну, защитил колхозника Андрея от кровавой гебни. А напустить на чекистов страху? Гоголевского Вия, конечно, не требую, но всё же хочется повторить вопрос фотографа: "И? Вот прямо так и отпустили?". Второе произведение от Мариты прочту завтра.
------------------------
День четвёртый. Четвёртая шаманская тема в рассказе "Шаман из посёлка Тура". Непонятна страсть авторов к шаманизму, ведь Сибирь - это не только шаманы коренных народов, ну, да ладно. Что сказать? Рассказ держит, ожидается непростая развязка, но финал снова скомканный. По факту имеем то же самое, что и в Якутии, только другими буквами и в два раза длиннее. Некоторые речевые обороты показались пафосно-смешными, но это может быть исключительно субъективным мнением. В целом-то два рассказа Мариты неплохи, поднимают тему бесправия простого человека в авторитарном государстве, где надеяться можно только на помощь потусторонних сил. Но не хватило мощной развязки, так, чтобы "удар, а потом катарсис", иными словами, мы видели накопление энергии, а потом сразу последствия взрыва без самого взрыва. Лично я дважды "не наелся". Вопрос к автору: а стоило ли подавать на конкурс (пусть и вне-) два схожих произведения?
Едем дальше: Вербовая Ольга Леонидовна, "Снежная королева". Боишься, Ганс Христиан? Сейчас узнаем, стоит ли переживать Андерсену. Рассказ Ольги читается легко, правда, есть несколько заблуждений. Ну, обратился бы Игорь в полицию относительно "совращения", там бы развели руками, потому что возраст согласия в РФ - 16 лет, а Саше всё-таки 17. Дальше: "Вот посмешище было бы - гопник в туфлях!" - и никакое не посмешище, стереотипичный гопник носит как раз туфли со спортивным костюмом. Неужели у автора (и его героя) в Балашихе никогда не было гопарей? Не очень хочется повторяться, но в который раз отмечаю, что на повествование и интересность это не оказывает влияния. В определённом месте (не буду спойлерить) я аж воскликнул: "Вот это поворот!" В целом мне рассказ понравился, надеюсь, что встречусь с автором ещё не на одном конкурсе.
Крич Женя с произведением "Баллада о новом утёсе". Судя по аннотации, фанфик. А, может, и нет. В любом случае, читаю без опоры на "Мир Стругацких". Итак, мы имеем первую попаданческую фантастику. Читается легко, сюжет интересный, но конец скомканный. Больше нечего сказать.
"Огонь на закате", автор - Чернышева Ната. Постапокалиптика, ещё один фанфик. Тут точно тот случай, когда без оригинала не понять. А вердикт прост: начали за здравие, закончили за упокой.
Ера Михаил, "За перевалом". В принципе, "Охота на Пиранью", только с фантастическим элементом. Развязка интересная.
А теперь переходим к самому интересному: конкурсным произведениям! Здесь к обзору каждой из поданных работ я добавлю пунктик про соответствие теме.
Итак, открывает конкурсную номинацию "Ледяной Король", автор - Морозко Иваныч. Здесь у нас мистика на основе легенды. Рассказ хорош, но есть два нюанса. Почему Иван именно правозащитник? Не журналист, не оппозиционный политик, не простой работяга, наконец? Оборотни в погонах могли кому угодно подкинуть наркоту, не только правозащитнику. Это первый нюанс. Второй - соответствует ли теме Новгородчина? Вроде до полярного круга далеко, до Урала и Сибири - тоже. Понравилась игра с фамилиями: все в ледяную тему.
Далее идёт некто "Марганцовчик" с работой "Нерассказанная притча". Постапокалиптика с элементами шаманизма. Широты ледяные (хотя после ядерной зимы и в Сочи будет холодно), тема точно соблюдена. С первого прочтения рассказ был практически непонятен, после ознакомления с комментариями выяснилось, что речь идёт о ядерных бомбах, а Дух, судя по всему, является бомбардировщиком. Если говорить об общих впечатлениях от рассказа, то сложилось ощущение, что я еду на автомобиле, за рулём которого сидит курсант, ещё толком не научившийся приотпускать сцепление, - глохнем, потом едем, потом снова глохнем, потом едем.
------------------------
День пятый. Эскимоска, "Играть в человеков". Что мы имеем? Ещё одна нуклеарная постапокалиптика. Тема вроде бы раскрыта - вечная ядерная зима может превратить наш шарик в ледышку, но на этом всё и заканчивается. А где фантастика-то? Показан один из вариантов будущего, не более. Может, главный герой, действительно не человек, но хочется его видеть именно человеком, который забыл, что такое настоящая человечность и потому только играет. Общее впечатление: слабовато.
Обнаружил, что пропустил рассказ "Раб своего раба", автор - Неспящая в берлоге. Исправляюсь. Тема раскрыта: есть и Канада, и Северный полюс, и прочие следы Арктики. Для определения жанра лучше всего провести параллель с сериалом "Гримм" - примерно такая же смесь. В целом рассказ интересный, в финале нет разочарования, но бросаются в глаза явные ошибки. Эпицентр, однако, - то, что находится над центром. Приют непогода подняла в воздух аки фургон Элли Смит? Синеватая белизна? Что, простите?
Возвращаемся к хронологическому порядку. Болеутолитель кошачий принёс на конкурс рассказ "Промёрзший трон". С темой здесь всё хорошо: и северная столица, и северный университет упоминается, и северные профессии персонажей, да и основное место событий - в арктических широтах. Жанр - фантастика (хотя только с середины) с уклоном в супергеройство. Читается рассказ легко. Финал понятный, однако остаётся вопрос: Сергей Иваныч всё знал заранее? И не покидает ощущение, что этот рассказ - только начало чего-то более крупного.
------------------------
День шестой. На очереди - "Твари" от автора Бердыев. Северные ужасы, соответствие теме есть. Читается не очень легко - постоянно напрягает лексика персонажей. Она же заставляет думать, что твари - именно они. Не знаю, кто какие чувства испытал при чтении этого рассказа, лично я болел за зло.
Далее мы видим второй рассказ от Неспящей в берлоге, называется от "Воплощение". Посмотрим, улучшит или ухудшит впечатление от первого. Северной тематики нет. Йети? Так это Непал, совсем даже не север. Дед Мороз и Снегурка? В Калифорнии тоже Санта-Клаус ходит на Рождество, а снега там нет. С жанром тоже не всё ясно: какая-то наркомания. Мораль: не кушайте непонятные батончики. В общем, "Раб своего раба" намного интереснее "Воплощения".
Эх, что-то я сегодня не могу сосредоточиться на конкурсе, следующие рассказы, пожалуй, отложу.
------------------------
День восьмой. Пришла пора рассказа "Дырокол" от автора Vel_76. Вроде бы это первый некириллический криптоним в конкурсе. Не знаю, какое это имеет значение, просто любопытное наблюдение. Соответствие теме есть, более чем. По жанру: трагическая технофантастика с параллельным миром. Произведение интересное, замечаний нет. Пока что лучшее на конкурсе, по моему скромному мнению.
Кто у нас следующий? Седой с рассказом "Снега". Теме соответствует. По жанру - ремейк (почти) фильма "Я остаюсь" с альтернативной концовкой. Повествование настолько интересное, что последняя строка вызывает только удивление: "Как, уже всё?"
Далее на нашем канале "Суб-Марина" от Снежной Бабки. Северная машинная фантастика. Очень забавный рассказ, донельзя милый. Но есть нюанс: я надеюсь, что Альфу Центавра сверкала перед глазами фигурально, а не буквально? Потому то в северных морях её не видно. Если фигурально, то претензий нет.
------------------------
День девятый. Эпическая, судя по названию, "Скела о Битве Равноденствия" от автора под криптонимом Мир Ясень. Не знаю, что за жанр, впечатление такое, что новости, газетная статья. Как связано с темой - тоже непонятно, потому что читать невозможно: завязки как таковой нет либо она слишком долгая. Есть ощущение, будто открыл "Сильмариллион" на 184-й странице: какой-то избыток непонятных имён и непонятный сюжет. Пока что это единственный рассказ на конкурсе, который я бросил читать, даже не добравшись до середины. Нудятина и тягомотина.
Надеюсь, Медвежадина принёс (или принесла) на конкурс более интересное произведение. Называется оно "Холодеет кровь". С темой всё в порядке: что может быть севернее Таймыра (острова не считаем)? С жанром снова непонятки: фантастики не видно, такие роботы вполне возможны и сейчас. Воздействие ненецких женщин на течения и спинномозговые жидкости? Ну, фантастика, да. Но жанр определить не помогает. Больше всего похоже на неинтересные записки инженера. Очень сильно покоробила "Красноярская область". Мне, как уроженцу Красноярского края, видеть такое сочетание очень противно. Да и в целом скучный рассказ, надежды не оправдались.
Кто следующий? Тоширо_ с рассказом "Лора". Теме соответствует, жанр... Видимо, это и есть винтерпанк? Если ошибаюсь, то поправьте. Второе произведение, которое я ниасилил, и не потому, что многабукаф. Просто нудятина.
Эскимоска и её второй рассказ "Под взором Иситока". В тему рассказ попал, в фантастику - не уверен. Впрочем, я и этот рассказ не смог дочитать, сплошной потоп сознания (не путать с потоком), лекции моего преподавателя по общей алгебре и теории кодирования были куда проще для восприятия. Что ж сегодня такое???
Ёжик, "Сердце Севера". Пока что самое северное произведение, даже севернее внеконкурсного "Леваневского", и настолько зимнее, что самому холодно стало. Жанр - что-то на стыке роуд-муви (не знаю, как этот жанр называется в литературе), фентези и мистики. Сегодня этот рассказ первый, который понравился. Хотя здесь даже характеры персонажей практически и не раскрываются. Но оно и не надо.
Рассказ "Вразвес" от автора с абсолютно противоположным теме криптонимом Южанин (хотя Антарктика тоже на юге, для среднестатистического жителя северного полушария юг ассоциируется с теплом, верблюдами и пальмами). Теме рассказ практически не соответствует, по жанру - вполне фантастика. Действие происходит не на Земле, а где-то на другой планете. Здесь слишком длинная завязка не мешает, наоборот, держит интригу, и, надо сказать, очень хорошо. Приятный рассказ.
Последнее, на данный момент, произведение конкурсной номинации - "Спасение" от автора Куры гриль недорого. Пока что это единственная космофантастика в данной номинации, есть роботы и инопланетяне. Теме конкурса соответствует, хотя непосредственно в холодных широтах действия крайне мало. Читается легко, финал логичный.
------------------------
День десятый. Обнаружил, что часть рассказов внеконкурсной номинации я пропустил из-за того, что на главной странице "Кирзачей" они не отображаются. Буду исправляться.
Marcus, "Их можно убивать". Они - видимо, нервы читателя, потому что читать это невозможно.
Просвирнов Александр Юрьевич, "Титанические хлопоты". Космофантастика. Поразительное сходство с конкурсным рассказом "Спасение", да только полярность надо немного поменять - всё-таки здесь люди выступают захватчиками. Есть несколько парадоксальных словосочетаний по типу "стрелка осциллографа, падающая стремительным домкратом". И конец не очень логичный: Тит же отпустил червя. Или я что-то пропустил? А в целом мне рассказ понравился.
------------------------
День одиннадцатый. Богданов Борис Геннадьевич, "Солнце". Антинаучная постапокалиптика. Если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси, то жизни без магнитного поля не будет ни на солнечной, ни на теневой стороне. Да и множество других факторов тоже списано со счетов. Хотя вообще-то, если есть солнечная и теневая сторона, то всё-таки вращение вокруг своей оси есть, но тогда непонятно, почему катаклизм назван остановкой? Но рассказ интересный и читается легко. Правда, есть пунктуационные ошибки.
Второе произведение того же писателя (в соавторстве с Сергеем Сердюком) - "СПП". Тоже какая-то постапокалиптика. "Ребята, Выползень" - улыбнуло. Откуда они берутся под кустом - а вот это науке ещё неизвестно. Повествование затянуто, на мой взгляд, - ту же историю можно было бы рассказать быстрее. И очень напомнило "Футураму". Там с мутантами была подобная история, даже интереснее. Итог - "Солнце" понравилось больше.
------------------------
День двенадцатый. Игнатьев Сергей, "Винтерпанк: Заклинатели снега". Что такое винтерпанк? Из рассказа это не видно. Ёлочно-новогодняя пародия на "Историю игрушек". Очень затянуто - большую часть рассказа пролистал. Финал можно было бы и на двенадцатом килобайте сделать, а так мы имеем лишние тридцать четыре килобайта. Лучше всего произведение описывает фраза из него же: "Хорошие вещества у вас в Джинжирбредлэнде варят". 1-е место на конкурсе сюрреалистических "святочных" историй? Боюсь представить, какие рассказы заняли более низкие места.
Второй рассказ от того же автора называется "Парень с огромными крыльями". Написано "Габриэлю Гарсиа Маркесу". Очевидно, что переосмысливается "Очень старый человек с огромными крыльями". Учитывая то, что Маркес - один из моих любимых писателей, буду придираться. Существенная придирка только одна: "низкий гул волынки". Как человек, играющий на волынках почти восемь лет, скажу, что очень мало таких волынок, где всё звучание было бы низким, обычно низкие бурдоны оттеняются высоким чантером, и гулом это никак не получится назвать. А полностью низкие волынки, типа родопской каба гайды, в цирке ни к чему. В целом рассказ интересный, смешной, не такой затянутый, но у Маркеса душевнее.
Едем дальше: Федина Наталья Aka Жаклин и её произведение "Черный, белый, синий, красный". Сразу вопрос: а зачем в аннотации цитировать первые несколько строк рассказа? Вопрос второй: а в чём фантастика? Большая часть повествования - обычная действительность, а затем what a twist! Неожиданный финал, М. Найт Шьямалан нервно курит в сторонке. Но к фантастике я бы это не отнёс. Хотя рассказ интересный.
------------------------
День тринадцатый. Прудков Владимир, "Откровение Канта". Сразу замечание: из ПНГ делают пластмассы и синткаучуки (это точная информация - я проработал в нефтехимическом холдинге почти два года), а чтобы для обогрева жилищ использовали - такого не слышал. Хотя в описываемой реальности и такое применение возможно. Но, это, пожалуй, единственная придирка. Что имеем в целом? Жанровая смесь с юмористической составляющей, очень легко читается, намного интереснее шаманских рассказов от Мариты. Пожалуй, лучшее (на сегодня) произведение внеконкурса. Браво!
Последний, на данный момент, рассказ внеконкурсной номинации "Арангас" принадлежит автору под именем Уля. Шаманская мистика. В первой половине произведения очень трудно уследить за нитью сюжета: ощущение, что я хожу кругами по первому абзацу, хотя и прокручиваю страницу вниз. Дальше ситуация немного улучшается, но интереса произведение не вызывает.
Произведения внеконкурсной номинации подошли к концу, однако приём заявок ещё продолжается, поэтому с этой частью "Кирзачей" пока не прощаюсь.
------------------------
День четырнадцатый. Пришла пора догонять конкурсную номинацию: в ней появилось очень много произведений. Начнём с рассказа "Северная сага" от автора под криптонимом Борей. Название обещает эпик. Что ж, почитаем. Северная тематика есть, жанр - легенды и мифы. Читается легко, с интересом. Необычности добавляет зеркальность двух линий повествования, которые, в итоге, пересекаются. Конец немного предсказуем, однако иной вариант развития событий тоже предсказуем. И какой из них лучше, сказать трудно. Хотя есть и третий вариант, но он вряд ли возможен.
Дальше идёт Помор с рассказом "Чижик-пыжик". Тематика точно северная: имена саамские выдают это сразу. Да ещё и прослеживается связь с творчеством Владимира Ивановича Чарнолуского. Жанр - мистический триллер с элементами европейского шаманизма. Читается рассказ тяжеловато, но интрига держит, и это уравновешивает всю тяжесть. Финал хороший, на мой взгляд.
На очереди второй рассказ от Седого - "Весна в городе". Ледовых широт и холодных миров нет, здесь, скорее, "тема в широком смысле". Жанр - фантастика с примесями, а какими - не понял. Бросается в глаза то, что очень много или опечаток, или явных ошибок. Но в целом читается легко и повествование интересное. А чувства оставляет смешанные. Если сравнивать с первым рассказом от Седого, то тот понравился больше.
Сиртя, "Синдбад фон Крузенштерн". Соответствие теме есть, хотя и не с самого начала. Жанр - фантсказка про сказочника. Завязка интересная, но дальше интерес пропадает. Автор настолько запутался в страницах мифов и сказок, что сюжет потерялся в самом себе. До конца это произведения я дочитать не смог.
Aurora B. (второй некириллический криптоним на конкурсе) и её "Ледяные псы Павла Добжеча". Тема холодных миров раскрывается, жанр - постапокалиптика. Читать не легко, не тяжело, такая средняя степень. Здесь проблема примерно та же, что и в "Крузенштерне" - завязка интересная, а развязка - нет. Кто такой Павел Добжеч, почему у него такие псы? Вопрос, возникший в момент прочтения заголовка, к концу рассказа так и остался без ответа. Произведение не понравилось.
Едем дальше: Энмелен и его/её рассказ "Вот такое оно... Провидение". И теме соответствует, и фантастический элемент есть, и читается легко, с интересом. Но вот обилие арфаграфичиских, пунктуационных и логических ошибок удручает. Кто ведьма - бабка или прабабка? Укатить из Хабаровска во Владивосток - позвольте, но там на машине ехать часов 8, а на поезде - все 12, это не укатить никак. Откуда сиртя на Чукотке? Это ненецкая мифология, если чо, а от ненцев до Москвы ближе, чем до Чукотки. Смешанные чувства в итоге. Рассказ одинаково и хорош, и плох.
Следующее произведение - "Живое пламя Арзи" от автора Инкаритэ. Вроде бы вторая космофантастика в конкурсной номинации, но с элементами фентези. С темой всё хорошо: холодная планетная система. Читать интересно и легко. А теперь придирки. Первая: пылающая комета. А как ледяное тело может пылать? Вторая: ураган никуда не движется. Как такое возможно? Но эти замечания не сильно ухудшают общее впечатление.
------------------------
День пятнадцатый. Антарктидыч, "Парадокс жизни и нежизни". Соответствие теме есть, более того, это первый в конкурсной номинации рассказ, действие которого происходит в южных полярных широтах. Жанр - зомбофантастика. Читать легко, а вот интересность у рассказа средняя. Придираться не буду.
Сомов, "Стать людьми". Похоже, данный рассказ - некий ответ на "Игру в человеков", так это или нет - увидим. Теме соответствует, жанр - биолого-геометрическая фантастика. Средняя степень лёгкости и интересности. И нет, ответа на "Игру в человеков" нет.
Дальше идёт снежныйчеловекводнословосмаленькойбуквы. Шутка, просто снежныйчеловек. И его рассказ "Шаман". Северная тематика есть, по жанру - нелогичная шаманская фантастика. Почему нелогичная? Зачем из Москвы ехать за шаманизмом в Гренландию, когда этого шаманизма полно в Евразии? Читать легко, но совершенно не интересно. Катарсиса нет.
------------------------
День шестнадцатый. Вёльва, "Проект "Ясень". Вольный пересказ известного германоскандинавского мифа. С темой конкурса только опора на Скандинавию и связывает. Читать легко, но интереса никакого нет, когда заранее знаешь, чего ожидать.
Морозов, "Мечтатель". Северная тематика есть, фантастика тоже есть. Легко, интересно, но слишком запутанно.
------------------------
День семнадцатый. Белый_Шшшшш, "Ночь". Холод обозначен, даже снежные существа есть, но большую часть рассказа основной проблемой является радиация - ей посвящено куда больше времени, поэтому я склонен полагать, что теме конкурса произведение не соответствует. Но хотя бы фантастика. Читать легко, но не особо интересно. Ближе к концу прошедшее время сменяется настоящим, потом снова повествование возвращается в прошедшее. Зачем так делать? А в целом сюжет напоминает плохой научно-фантастический ужастик. Героям не сопереживаешь.
Дальше идёт Кума с рассказом "Мёрзлые". Тематика конкурса вроде бы соблюдена, фантастика тоже есть, а в целом рассказ так себе, до конца не дочитал. Про зеков и вертухаев можно написать намного интереснее.
Нелюрик, "Люрики во все времена". Соответствие теме есть, фантастический элемент присутствует, читать легко, сюжет интересный, пожалуй, одно из интереснейших произведений на конкурсе. Но вот почему именно люрики? В Арктике ведь много разных зверей и птиц.
Следующий рассказ называется "Подлекарь Ероха", автор - некто Истратов. Северно-сибирское историческое фентези. Ещё одно интереснейшее произведение. Моё терпение, кажется, вознаграждено.
------------------------
День восемнадцатый. Айна, "Якутяночка". Биофантастика, рождающаяся в южных полярных широтах. Интересно, но сложновато, всё время меняется субъект повествования, нет ощущения целостности произведения. Ну, и катарсиса нет.
Коматик, "Земля вечной охоты". Холодные широты есть, жанр - фентези. Интересно, легко, но финал разочаровал.
Морра, "Вёльва". Технофентези в Скандинавии. Средней степени лёгкости и интересности. И оканчивается рассказ "на запятой" - неоконч... А хотелось бы прочитать, как Исс будет бороться с тем, что сулит ему смерть или расставание с Фруд.
------------------------
День девятнадцатый. Холодец, "Антарктопельта необыкновенная". Южные ледовые широты, фентези с ожившими мертвецами (но не зомби), вымершими животными и сказочными существами. Лёгкий, весёлый и интересный рассказ, один из лучших в номинации.
Знаменитый порнограф, "Геотелегония и кальсоны капитана Беллинсгаузена". Опять Антарктида, на этот раз пси-фантастика. Читать легко, интересно, но финал удручает. Так долго идти и ни к чему так и не прийти? А ради чего всё затевалось?
Aurora B. со вторым рассказом под названием "Полунощное море". Северные широты есть, с жанром сложно - на протяжении двух третей вполне себе реализьм, затем появляется, скорее, мистический элемент (потусторонний мир). Стилизация под авторов 19-го века. Тяжесть средняя, интересность нормальная, больше законченности сюжета, чем в "Ледяных псах".
Диод, "Ледяная бездна". Антарктическая тематика, фантастики почти нет. А конец внезапный. Нет, не так - ВНЕЗАПНЫЙ. Как вырезанный финал "Бриллиантовой руки". Не рассказ, а, скорее, зарисовка, не очень интересная.
Пингвинчик-28, "Под пологом пьяного леса". Тематика соблюдена, фантастика тоже есть. Если вкратце, встреча с зелёными человечками по синьке. Легко, весело и интересно.
------------------------
День двадцатый. Лед Тронулся, "Чтоб птицы летали как прежде". Северная тематика есть, а вот с жанром проблемка: и на фантастику не очень похоже (разве что какой-то народ покинул северные края на летательных аппаратах), и на фентези, а вот на фрик-хистори очень похоже. Особенно по той причине, что предки инуитов пришли в те края куда позже викингов. Хорошо ещё, что там не оказалось с Ра пребывающих "это русских". Но не всё так плохо: есть мораль вида "жадность - грех", правда, почему-то совершенно не осуждается злодеяние по отношению к гостям.
Ось, "Путеводная". Север есть, фантастика (вместе с мистикой) есть. Лёгкость и интересность тоже есть. Но вот финал... Будет продолжение истории? Хочется таки узнать, кто же она - Путеводная.
Кумонохито, "Арктический метод". Полярные широты есть, фантастика - по всей видимости. А в целом... Ах, знали бы вы, какие усилия я прилагаю, чтобы не написать слишком оскорбительно... Просто промолчу.
Белое Безмолвие, "Тени на снегу". Тематика соблюдается, фантастика вроде бы есть, но сюжет на фантастические элементы не особо завязан. Драматизма нет вообще никакого. Поэтому и неинтересно, хотя и легко.
Неко, "Разные жизни Нойко". Север, фантастика с мистикой. Средняя тяжесть, средний интерес. Грустный рассказ о жизни и смерти. А вот тема летающей яранги раскрыта не полностью.
Мутировавший кактус, "Потом они пустили снег...". Соблюдена ли тематика - не ясно, здесь ровным счётом то же самое, что в рассказе "Весна в городе", то есть снежная катастрофа в отдельно взятом селении. А где оно - неизвестно. Может, и в субтропиках. Однако фантастика есть. Легко и интересно, но было бы ещё интереснее, если бы автор разыграл сюжет "Десяти негритят".
Эвенка Зоя, "Тайна Озера Себян - Кюель". Второй раз на конкурсе попадается тема происшествия с экипажем Леваневского (напомню, первый раз это было во внеконкурсной номинации). Север есть, фантастики нет - обыграна одна из существующих теорий, в которой всё достаточно правдоподобно. Ну, и рассказ похож больше на газетную статью. Интереса произведение не вызвало. Внеконкурсный сюжет на ту же тему будет повкуснее.
------------------------
День двадцать первый. Эффект пингвина, "Белый магнит". Антарктика есть, по жанру - мистика. Легко, интересно, но оправдано ли название?
59 секунда, "Медная шаль". Зимняя постапокалиптика. Вступление прочёл с трудом, дальше пошло легче (спишу на усталость от работы). Интересность тоже есть, но проблема та же, что и с "Белым магнитом" - оправдано ли название? Медная шаль только упомянут, на сюжет её наличие влияния не оказывает.
Додо, "Перья". Холодные широты вроде бы есть, но где происходят события - неизвестно. Фантастики нет: ангел может быть и галлюцинацией. Читать легко, и даже интересно, но вот финал разочаровывает. Даже если вступление переставить в конец.
Непервый, "Первородство". Не пойму, соблюдена ли тематика, но с жанром всё хорошо - фантастика. И сюжет целостный более-менее (чего явно нехватает многим рассказам, поданным в последние дни перед окончанием приёма работ). Но есть дыры, и это плохо. Тяжесть и интересность средние.
Злостный Дедлайнщик, "Проталины". Ещё одна зимняя постапокалиптика, на этот раз планетарного масштаба, так что тематика соблюдена. До середины дочитал и бросил. Очередной потоп сознания.
Неприкаянный Кай, "Зона холода". Ещё до проверки тематики и жанра бросаются в глаза пунктуационные ошибки. Тематика соблюдена, хотя и в широком смысле, жанровое соответствие тоже есть. Легко и интересно. Но вот лексика... Флашка? Вы серьёзно?
------------------------
День двадцать второй. Выдум Поляр З., "Арктические виражи". Второе произведение на конкурсе, связанное с НИИ Арктики и Антарктики. Мистико-фантастика на дрейфующей арктической станции. И тут легко и интересно. Но есть придирка: 50 км/ч для железнодорожного экспресса как-то мало для 2013-го года.
И, наконец, последний рассказ конкурсной номинации, "Путь пингвина" от автора, прячущегося под маской Кассини. Антарктическая фантастика. Нудно и неинтересно.
Вот и всё: больше в этой номинации нет рассказов, а это значит, что можно подвести кое-какие промежуточные итоги. 56 работ, доминирование ледовых широт над холодными мирами, среди широт арктические встречаются чаще антарктических (что логично: мы находимся в северном полушарии и пишем о том, что нам ближе). Самые интересные работы, на мой взгляд, были присланы на конкурс в середине отведённого срока. Среди последних рассказов очень много сырых - продление приёма заявок не помогло. Для себя я выделил около десяти наиболее интересных произведений. Выйдут ли какие-либо из них в суперфинал - посмотрим. А пока вернёмся во внеконкурсную номинацию.
Во внеконкурсе (или вне конкурса?) на данный момент появилось ещё пять рассказов, но, возможно, будут ещё, поскольку есть нерассмотренные заявки, поданные до окончания приёма работ. Но пока они не приняты, остановлюсь на том, что есть.
Софронова Елена Анатольевна, "Торнарсук". Фантастика есть, но только во второй, короткой части рассказа. Создаётся ощущение, что вторая часть приклеена исключительно ради участия в конкурсе фантастики, потому что она и сюжетно не очень-то связана с первой. В целом рассказ скучный. И, есть, пунктуационные - ошибки.
Педро Солис, "Проводник на мопеде с небольшими колёсами". Рассказ про внезапную встречу с Че Геварой, фантастики немного. А действие происходит не в широтах, а в высотах (хотя во внеконкурсной номинации я тему не проверяю, этот рассказ отмечу). Читать легко, интересно, только вот чем ближе к концу, тем больше сбивается повествование.
------------------------
День двадцать третий. Манохин Александр, "Траппер. Возвращение легенды". Вроде фентези? Не слишком интересное, да и тяжело читается. Слишком. Грубое. Разрывание. На части. Сложносочинённых. И сложноподчинённых. Предложений. И, очень: много - пунктуационных, ошибок. А трапперы - это не охотники за мехом, это охотники, отличительной чертой которых является поимка животных в ловушки.
Следом идёт второе произведение того же автора, "Охотник за алмазами". Космофантастика. Здесь вроде нет таких претензий к тексту, но я попросту не осилил. В который раз задаюсь вопросом: преноминаторы читают заявленные рассказы полностью? Если да, то их стойкости можно только позавидовать.
Крич Женя со вторым рассказом "Недоброе утро". Мистика с элементом фантастики. Вот здесь тоже тот случай, когда, несмотря на то, что это внеконкурс, хочется спросить: а где ледовые широты и холодные миры? Читать легко, интересность средняя. Вот, кстати, пример более интересного рассказа на зековскую тематику, чем "Мёрзлые".
------------------------
День двадцать четвёртый. Добавилось ещё пять внеконкурсных работ. И первая из них - "Смерть и страсть" от Лычёва Александра Павловича. Космофантастика. Хотя текст по объёму раза в два меньше, чем "Метод Паганеля", читать раз в десять труднее. Интересность пропадает где-то в середине рассказа. Порой возникало ощущение, что некоторые персонажи используются исключительно перечисления для. Вот, например, "Мы с Лиркой впереди, Лидия, Дафна, Тинтея и Андэр - чуть сзади." Зачем? "Мы с Лиркой впереди, остальные - сзади". А так получаются Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Макколей Калкин...
Нерпикаянный Кай, "Ледяной крест". Второе произведение автора и, вроде бы, первая ситуация участия в конкурсе и внеконкурсе под одним криптонимом. Космофантастика. Сыроватый рассказ, требует вычитки и доработки. Хотя при этом интересный.
Второй рассказ от Лычёва А.П. под названием "Зеркало Венеры". Впервые, наверное, за всю номинацию поймал себя на мысли, что особого желания читать рассказ нет. Но, может, я ошибаюсь в своих ожиданиях? Поначалу так и подумал: да, и легче, и интереснее, чем "Смерть и страсть", но из интересной космофантастики рассказ свалился в банальное политиканство. А вообще, Зухра - та же Лирка, только вид сбоку, и главный герой такой же, как и в "Смерти страсти"... И отношения похожие. На мой взгляд, можно легко догадаться, под каким криптонимом скрывается автор в конкурсной номинации.
Завершают внеконкурсную номинацию два рассказа Тихомирова Максима. Первый называется "Снегушонок". Фантмистика. Легко, интересно, но открытость финала ухудшает впечатления.
Второй рассказ - "Медведица". Фантастика с элементами, эээ, зоопорно? Читать легко, не без интереса, но интерес перемешался с отвращением. Так себе финал номинации...
Что ж, время ставить оценки. Не раскрывая деталей скажу, что только один рассказ я оценил на 10 баллов. 9 не дал никому, по 8 баллов получили два рассказа, остальных оценок приблизительно одинаковое число.
Прежде, чем перейти к судейской номинации, хочется рассмотреть отклонённые работы.
Итак, Senor Pomodoro, "Среди льдов". Рассказ не преодолел нижний порог конкурсного объёма. Фантастика есть, ледовый мир есть. Но не только температура низка на описанной планете: литературный уровень не выше. Задел сюжета неплох: можно было бы поработать над слогом и развернуть черновик миниатюры в более крупный рассказ, но автор не стал этого делать. Жаль.
Стсо, "Мираж". Вроде как рассказ засветился на странице автора, но это было быстро исправлено. Да и кроме преноминаторов никто не заметил вроде бы. Так в чём же причина отклонения? Снежная постапокалиптика - и тема, и жанр не подводят. Читается легко и интересно. Может, нужно было предложить автору перенести рассказ во внеконкурс? Или этот автор к моменту подачи заявки исчерпал лимит?
Самоед, "50 лет победы". Почему не принято - смотрите форум для заявок. А я пока сделаю вид, что не читал форум (на самом деле просто не помню всех причин, по которым рассказ был отклонён). Фантастика есть, а вот соответствия теме куда меньше, чем в рассказе "Вразвес". Это и есть, по всей видимости, главная причина отклонения. Теперь по рассказу. Научная точка зрения, говорите? Она не требует доказательств, она требует фальсифицируемости (критерий Поппера). Это первая придирка. Зачем учёный долго рассказывал про лекарство от ВИЧ, зачем всё-таки его везли на Таймыр? Как это свзяано с тем, что нашли ребята из "Роснефти"? Это вторая придирка. В целом-то рассказ лёгкий и интересный, а вот на конкурсе (даже и во внеконкурсной номинации) он, к сожалению, своего места не нашёл.
Северный ветер, "Проклятье властелина". Подавалось во внеконкурсную номинацию. Попробуем понять, почему не прошло. А всё просто: нет ни ледовых широт, ни холодных миров. А так хорошая сказка, интересная, поучительная, правда, что-то с историко-географическими реалиями не всё в порядке.
И последнее среди отклонённых рассказов произведение под названием "наказ отшельника", автор - Яхто. Здесь ситуация обратная рассказу "Среди льдов": превышен максимальный объём произведений конкурсной номинации. Соответствие теме и жанру вроде бы есть, но читать трудно и неинтересно. В общем, до конца не смог дочитать.
Работы судей начну читать завтра, а сегодня можно ещё сделать обзор обзоров.
Начнём с обзора от члена жюри под именем Бариста Агата, "Х-холодно! Обзор по желанию на пять персон". Тут, собственно, можно и не останавливаться: рассмотрено пять работ конкурсной номинации по заказу авторов.
Читательско-писательские обзоры открывает обзор участника внеконкурсной номинации Грошева-Дворкина Е.Н., "Лёд и пламя". Обзор работ выставленных на конкурс "Ск-8". Здесь рецензии подвергнуто несколько работ из обеих несудейских номинаций. Краткие отзывы без оценивания. К сожалению, далеко не всех: хотелось бы узнать мнение Евгения Николаевича о некоторых рассказов. Но этого не случится: автор не планирует дополнять обзор.
Нейм Ник, "Обзор Рассказов Конкурса Ск-8". Здесь рассмотрены работы исключительно конкурсной номинации с расстановкой баллов и составлением личного топа обзорщика. Но не математикой единой! Нейм Ник пишет краткие (иногда не очень краткие) отзывы и заостряет внимание авторов на косяки.
Следующий обзор мой: я обозреваю работы абсолютно во всех номинациях без выставления оценок, только краткие (преимущественно) отзывы. Косяки авторов тоже упоминаю, но не в таком количестве.
И последний на данный момент обзор принадлежит Зайцу Виталику, "Зайцевание конкурсных рассказов". Тоже отзывы по работам из всех номинаций, но пока не всех работ. Тоже отзывы с замечаниями без оценок.
Надеюсь, все обзоры помогут авторам улучшить их работы.
------------------------
День двадцать пятый, последний. В судейской номинации (тоже анонимной) ожидают своей участи четыре рассказа. Первым в хронологическом порядке идёт "Формула льда и огня" от Сноу-Болтона Рамси Русиевича. Широты северные есть. Но в чём фантастика? Обычная историческая проза. Сам рассказ интересный и лёгкий. А теперь придирки. Придирка первая: гудки и волынки в середине 18-го столетия - анахронизм. Их уничтожили в середине 17-го. В 18-м от них осталась только память на лубках. Придирка вторая: месторождения нефти в России, кстати, к этому времени были известны (Ухта, Иркутск), а через несколько лет после шутовской свадьбы началась организованная добыча, поэтому слова Крафта о невозможности продолжения экспериментов тоже выглядят странно.
Бойко, "А вместо сердца пламенный мотор". Больше зарисовка, чем рассказ. Северные широты есть, фантастики нет. Может, в судейской номинации фантастика и не нужна? В правилах вроде не сказано ничего такого. Теперь впечатления: легко, но не особо интересно. А больше и нечего сказать: очень мало текста.
Уния лиги, "Империя зла". Здесь вроде всё в порядке с темой и жанром. Альтернативная история во вроде бы ледяном постапокалипсисе. Интересно и легко. Пока что лучший рассказ номинации.
И последний рассказ номинации и всего конкурса вообще "Двадцать лет и один день", автор - Николь Кид. Нет, пожалуй, этот рассказ лучший в судейском списке. Легко, интересно и с юморком. Северная тематика есть, жанр - фантастика с инопланетным гостем и внеземными технологиями.
Правила требуют поставить в номинации обязательно 1 и обязательно 10, но, на мой взгляд, экстремумы не заслужил никто. Все 4 рассказа я бы оценил в пределах второй пятёрки натуральных чисел, но раз правила обязывают, придётся как-то разносить по шкале...
А теперь время подводить итоги. Ровно сто работ суммарно по всем номинациям, не считая пять отклонённых рассказов. Хотел здесь написать о распределении ледовых широт и холодных миров, но вспомнил, что в промежуточных итогах уже об этом писал. В общем-то соотношение не сильно поменялось. Понравившихся рассказов где-то четверть. Абсолютно не понравившихся - процентов десять. Вот и всё, ребята!