Аннотация: Книга о горячих событиях 1989 года в Приднестровье и о выборе, сделанном народом
ДМИТРИЙ ДОБРОВ
ЧАС ВЫБОРА
2008 г.
Д. Ф. Добров
"Итак во всём, как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними; ибо в этом закон и пророки!"
(Библия, Новый завет,
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12)
ЧАС ВЫБОРА
Предисловие
Дорогой мой читатель!
Несколько лет назад на встрече с ветеранами ОСТК наш Президент Игорь Николаевич Смирнов попросил в зале поднять руки тех, кто написал свои воспоминания об исторических событиях возникновения нашего государства. Подняли руки пять-шесть человек. Тогда Игорь Николаевич упрекнул нас, что мы не уделяем внимание вопросам воспитания нового поколения приднестровцев, не делимся пережитым опытом борьбы за создание и становление нашей республики.
Конечно, эта книга была задумана мною давно. Но всё не удавалось выкроить время и сесть за стол, осуществить задуманное. Упрёк Игоря Николаевича дал своеобразный толчок, и работа начала продвигаться.
О чем эта книга? Она о нас с вами, читатель. О наших прекрасных людях Приднестровья. О нашем замечательном крае - Приднестровье.
То, что мы сегодня видим своими глазами вокруг нас: красивые города, районные центры, красивые многоэтажные дома, шикарные магазины, школы, зелёные улицы, уникальная южная природа - всё то, что принято называть Родиной, досталось нам не просто так. А в результате усилий, страданий трудового и боевого подвига многих и многих наших замечательных людей. Это ветераны - участники Великой Отечественной Войны, это ветераны труда. Это простые труженики наших предприятий, учреждений, организаций, которые строили эти города и заводы, защищали свой край от фашистского нашествия, восстанавливали разрушенное народное хозяйство, своими руками созидающие современную экономику и богатства нашей Родины.
Сегодня мы живём в своей маленькой, непризнанной, но гордой стране.
Живём, учимся, трудимся, радуемся и плачем, живём свободно, не унижая и не ущемляя никого. Все народности и национальности чувствуют в этом краю как дома. Опираясь на основополагающие принципы международного права, наше государство способствует развитию культурной и языковой самобытности, обеспечивает равноправие трёх официальных языков - молдавского, русского и украинского, и людей различных национальностей и вероисповедания.
Но двадцать лет назад произошли важнейшие исторические события, которые и определили этот красивый наш сегодняшний день. Сегодня живёт новое поколение приднестровцев, которые родились и выросли в Приднестровской Молдавской Республике, республике созданной по воле мудрого и свободолюбивого народа.
Двадцать лет назад народ Приднестровья стоял перед выбором: строить свою жизнь под флагом Румынии в качестве людей второго сорта, либо создать независимую республику, где во главе угла соблюдение прав человека любой национальности, путь своей исторической принадлежности к Великой России. Это было горячее время выбора своей судьбы...
О нем я хочу рассказать тебе мой молодой друг.
Волей судьбы я, простой инженер машиностроительного завода, оказался на гребне мощной политической волны, захлестнувшей наше общество.
Этот исторический отрезок времени (около трех лет) стал частью моей автобиографии, частью моей судьбы, которую я разделил со своим народом.
И я счастлив своей судьбой, несмотря на тяжелейшие испытания, которые пришлось пережить. Я оказался в нужное время среди этого водоворота событий. Я со своими друзьями рабочими, делал нужное дело, защищая человеческие права трудящихся, В труднейшей борьбе мы отстояли своё право жить свободно на своей земле. Мы отстояли, для вас молодых, этот прекрасный сегодняшний день! И вам молодым, ровесникам республики, я посвящаю эту книгу.
Автор
" Здесь нет различия между Иудеем
и Еллином, потому что один Господь
у всех, богатый для всех призывающих Его"
(Библия, Новый завет, Послание
к Римлянам святого апостола Павла,
глава 10, стих 12)
Глава 1. Перестройка.
Три строчки в газете
Передо мной пожелтевший номер газеты "Правда" Љ 247 (25965) от 4 сентября 1989 года. В ней на второй странице очень короткая заметка под названием: " Создана комиссия по Молдавии" такого содержания:
"Принимая во внимание просьбу Молдавского республиканского забастовочного комитета, Верховный Совет СССР создал комиссию для изучения на месте общественной обстановки в Молдавии".
Всего три строчки короткого текста в самой главной газете нашей огромной страны. Наверняка их прочитали многие миллионы читателей. Тираж же газеты миллионный...
И память снова вернулась к тем важнейшим событиям, которые мы пережили в то жаркое лето 1989 года.
По воле судьбы, в эпицентре этих судьбоносных событий для жителей нашего маленького приднестровского края оказался и я.
Накануне
Дождливой осенью 1986 года я начал работать на Бендерском машиностроительном заводе. Мне предложили должность инженера в 21 цех.
Я возглавил небольшой коллектив связистов и киповцев. Хозяйство большое, сложное, работа мне понравилась. Новое предприятие, новое оборудование, новые технологии. Как специалисту мне было интересно изучать и запускать в эксплуатацию новую аппаратуру, новые приборы, системы автоматического регулирования. Практически этого добра хватало во всех цехах и участках предприятия. Безо всяких проблем влился в трудовой коллектив, в партийную организацию, где большинство составляли представители рабочего класса.
Перестройка! Что это?
Год назад, в 1985 году, Михаил Горбачёв объявил о начале перестройки в стране. Были осуждены такие явления как сталинизм. Признаны застойными явления в экономике и во многих сферах нашей жизни. Необходимо было менять курс на демократию, свободу слова, дискуссий, плюрализм мнений и т. д. Потянуло сладким ветром свободы. Одной рукой центральные власти провоцировали демократию и свободомыслие, другой (на местах) подавляли их. Никто толком не объяснил, как надо перестраиваться. Особенно вводила в замешательство перестройка местные партийные органы. В чём мы скоро убедились. Об этом периоде жизни нашего общества очень метко сказал юморист Михаил Жванецкий: "Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем!"
Партаппаратчики оставались верными себе. Всю жизнь их приучали и воспитывали, а теперь призывают от всего отречься, отказаться. Выбросить на свалку истории все ценности, обретённые за долгие годы застоя, перечеркнуть свою устоявшуюся жизнь, начать мыслить и действовать в новых условиях. На это мало кто оказался способен. Вообще - то они люди исполнительные, готовы перестроиться, но как? А пока нужно выждать, осмотреться, отмолчаться...
Начало прозрения
Прошёл ещё один год перестройки. А паровоз на месте. Такое ощущение, что Михаил Горбачёв открыл огромные, ржавые ворота, но не сказал куда идти.
Видимо сам не знал. Имея громадный аппарат власти, он не удосужился проанализировать, к чему приведёт провозглашённый путь демократизации и развала административной командной системы. Он кинул народу лозунг, предоставив обществу величайшую и невиданную из свобод - свободу выбора.
Думайте, разбирайтесь, выбирайте, решайте и решайтесь!
В свободной прессе, по радио и телевидению развернулись бесчисленные дискуссии: критика сталинизма, свобода прессе, долой всякую цензуру, долой коррумпированную верхушку, свободные демократические выборы, свободные рыночные отношения и т. д.
Партсобрания.
У нас на заводе ежемесячно проходили партийные собрания. Обсуждались наши текущие наши проблемы. Затрагивались и вопросы общественной жизни города, республики, страны. Мы, простые коммунисты, часто задавали президиуму острые критические вопросы и замечания. Если перестройка, то чего умалчивать, если наболело. Отвечало нам руководство завода. Отвечали и представители горкома партии, присутствующие на собраниях. Иногда эти дискуссии принимали острый нелицеприятный характер. Партработники отвечали по - старому, в рамках старых стереотипов, осторожно, уклончиво, без конкретных обещаний. Уходили от многих проблем.
Единомышленники
Вера к партии коммунистов у ещё нас была, но появились и сомнения. Мы чувствовали, что наши партийные власти не меняются. Теряются в оценке острых событий. Порою просто отмалчиваются.
В парторганизации как-то постепенно формировалась группа единомышленников, способных мыслить критически, смело называть недостатки и упущения, предлагать пути их преодоления. Мы как-то вместе пытались уйти от сложившихся стереотипов мышления. Согласитесь, что высказывать правду, часто очень нелицеприятную, в среди 200 партийцев завода, привыкших всегда голосовать: "Одобрям-с, единогласно!" было не так - то просто. На это решиться мог только человек, обладающий изрядной долей мужества. Ведь партверхушка по-прежнему старалась не вскрывать острые проблемы (политические, экономические, социальные, национальные), они всё верили что, как всегда, удастся припудрить, посыпать песочком, закатать асфальтом, запутать в словоблудии...
На этом пути правдоискательства я познакомился и подружился с рабочими 20 цеха Юрой Золотых, Юрой Левицким, Толей Цехановичем и другими ребятами. Многие проблемы, новости нашей бурной перестроечной жизни, мы собираясь вместе, обсуждали между собой, предлагали новые, свежие решения.
Мы жили жизнью своего трудового коллектива, обменивались мнениями по всем вопросам, которые волновали нас. Это объединяло и укрепляло нас.
Наша сила - в правде
Городская партийная организация готовилось к очередной ХХХ итоговой партийной конференции. Надо сказать, что бюро горкома партии тогда возглавлял Владимир Воронин. Впоследствии сумевший, как лидер коммунистов, занять пост Президента Молдовы.
Это был типичный партийный функционер. Не лишенный организаторских способностей, активный и деятельный руководитель. И не менее активно тормозивший все перестроечные процессы в городе авторитарными методами своей работы.
Мы иногда встречались c ним на наших партийных собраниях, слушали его стереотипные речи, пытаясь понять, где у него истина. Оставляли его после собрания и остро, напрямую, по - рабочему, пытались добиться ясных ответов. Но, увы, всегда слышали одно и тоже: "Как? Я не могу! А что в ЦК скажут!"
Самостоятельно, без " указивки" сверху, он не решал ни одной городской проблемы.
В порядке подготовки к партконференции наша группа решила обратиться в городскую газету "Победа" с большой критической статьёй по острым проблемам города, дать правдивую оценку работе бюро горкома за прошедший период в свете плюрализма мнений.
Встреча с редактором
Статью написал я, обсудили с ребятами, внесли дополнения. Подписались группой в шесть человек. Статья получилась острая, критическая, мы отметили все недостатки и безобразия в нашей общегородской жизни: проблемы экологии, общественного транспорта, торговли, медицинского обслуживания и т. д. Голая, нелицеприятная, правда. Никакой розовой окраски, никакого мажора. Вскрыли явно все застойные явления, которые ясно характеризовали недоработки горкома и его руководителя Воронина. Мы пошли в редакцию, показали её главному редактору - Корытнику Николаю Фёдоровичу. Печатай! Но редактор, ознакомившись с материалом, замотал головой: Не могу! Он понимал, чем ему грозит печатанье такого критического материала перед конференцией. Тяжёлый кулак Юры Золотых грохнул по крышке стола. Ты мужик или не мужик? Тебя рабочий класс просит: печатай!
Корытник - старый, опытный работник, он знал, что мы правы. Знал, что Воронину, с его крутым характером, никто не осмеливался перечить. А тут такая "бомба"! Он уговорил нас обсудить эту статью с коллективом редакции и тогда принять решение. Собрались человек 15 работников редакции и в течении трёх часов мы напрямую, по-рабочему, открыто и откровенно раскрывали глаза зашоренному коллективу партийной газеты. Газетчики нас поняли, решили рискнуть и напечатать материал.
"Сквозь тернии застоя"
Под таким заголовком через пару дней была напечатана наша статья (Газета "Победа" Љ 133 (5481) от 5 ноября 1988 года). За всю многолетнюю деятельность партийной газеты "Победа" не было такой яркой статьи.
Надо сказать, к чести редактора, он ничего не урезал, отпечатал всё как есть. Это был героизм. Статья произвела действительно эффект разорвавшейся бомбы. Наша оппозиционная группа сразу стала известной. Нам писали простые люди слова благодарности, звонили по телефону - поздравляли даже из других городов республики.
На другой день открылась партийная конференция. Коллектив завода избрал нас делегатами. Мы прошли по своим мандатам в празднично убранный зал городского Дворца культуры. Каждому присутствующему работники секретариата раздали заранее отпечатанный отчётный доклад первого секретаря горкома. Я бегло просмотрел его. Всё в радужных, мажорных тонах, всё - тишь и благодать.
Силён в застое партаппарат! Избрали президиум, Воронин приступил к чтению доклада. Каково же было наше удивление, когда мы поняли, то что говорил докладчик и то, что нам всучили не совпадает. Воронин за ночь успел переделать свое выступление, где основой служил наш материал. Были приняты и наши критические замечания. Ну, доклад совершенно в духе перестройки. Все были, по крайней мере, удивлены. Правда, в конце своего выступления Воронин отметил, что на машиностроительном заводе образовалась оппозиционная группа, которая не так как надо (ему) понимает веяния времени. Но для нас это была первая победа на трудных путях свободы. Тогда же мы узнали, что главный редактор газеты "Победа" Корытник снят с работы и отправлен на пенсию. Но для нас, рабочих, он
остался мужественным и порядочным человеком, нашим единомышленником.
"Национальности возникают как знак распада.
Едва нарушилось религиозное единство Священной
Римской империи - национальности".
(Альбер Камю, писатель, философ, лауреат
Нобелевской премии)
Глава 2. Язык - душа народа
Вавилонская башня
Самая мудрая книга на земле Библия рассказывает, что люди некогда имели единый язык и были горды и могучи настолько, что решили построить башню до неба. Недовольный этим Бог смешал языки строителей, они перестали понимать друг друга и разошлись по своим уделам. Приведу эти строки так, как это записано в Библии.
"На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместе извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню.
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле", это книга Бытие, глава 11, стихи 1 - 10.
И к сожалению, эта история о строителях Вавилонской башни, повторяется в наши дни.
В языке наши корни
В языке любого народа - его этнические корни. Для нас, жителей Приднестровья: молдаван, русских, украинцев, евреев, болгар языком общения столетиями является русский язык. И никогда этот факт не был каким-то препятствием для общения живущих здесь веками народов. Жили всегда как добрые соседи и братья. Вместе обрабатывали благодатную землю, вместе отбивались от врагов, защищая свой дом, своих детей, вместе делили последний кусок хлеба в тяжёлые годы. Никто никогда не запрещал смешанные браки. Каждый живущий здесь считал эту землю своей родиной. Никто никого не ущемлял, не унижал язык, национальность рядом живущего соседа. В семье, дома каждый свободно пользовался своим родным языком. На работе, в общественных местах пользовались русским языком. Это язык официальный, государственный. Язык несёт в себе и политические, и экономические, культурные и ещё множество составляющих жизни народа. Какой - то мудрый сказал: "Язык - душа народа". Он уходит в глубь веков истории народов Приднестровья как корень нашей славянской общности, православной веры. Язык на основе кириллицы, дарованный нам великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Это великая наша объединяющая народы историческая святыня, унаследованная и сохранённая нами от прадедов, дедов и отцов.
Отобрать у приднестровского народа русский язык, кириллицу - это равносильно обрубить корни могучего дерева. Это равносильно изменению веры предков, насильственному изменению духа и души славянского народа.
Полемика о языках
Наступил 1989 год, четвёртый год перестройки. Полная свобода, объявленная Горбачёвым, вступила в новую фазу. Почувствовав слабость, нерешительность центральной власти, национал - экстремисты всех мастей стали разыгрывать национальную карту. Стали провозглашать идею независимости своих республик.
Начали прибалты, при несомненной финансовой помощи запада.
В Кишинёве образовали Народный фронт Молдовы (НФМ). Его основной целью стала идея объединение Молдовы с Румынией. "Один язык, один народ!" - кричали они.
И не нашли ничего лучшего, как взяться за единый молдавский язык. Остальные языки предложено было упразднить и запретить к применению.
И когда народ левобережья понял, что фронтисты посягают на русский язык, на эту святыню, на этот символ православной веры, то это вызвало сильнейший протест русскоязычного населения, руками которого возрождалась и строилась Молдова. Благодаря им, она достигла расцвета как современное аграрно-промышленное государство среди республик Союза.