Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Загадочная Кавказская Албания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Только текст для конкурса "Моя планета". Кавказская Албания - это древняя страна, которая находилась на южных отрогах Большого Кавказского хребта и занимала левобережную часть долины реки Кура.


Загадочная Кавказская Албания

  
  
   С давних пор народы объединяются в племена, общины, в государства, дают им названия, выбирают единый язык для общения, религию, в которой воплощают свои идеалы. Проходит время - когда века, когда тысячелетия - и границы государств меняются, народы смешиваются, религии исчезают... Но память народа хранит легенды и сказания, древние реликвии, порой с забытой историей, но напоминающей о себе вдруг обнаруженными захоронениями - необычными, неизвестными, полуистертыми надписями под многослойной штукатуркой храмов, необъяснимыми чертами лица, цветом глаз и кожи ребенка, не повторяющего в своем облике никого из известных предков. Пытливые умы начинают поиски, чтобы приоткрыть завесу времени и воскресить историю - забытую ли в веках, преданную ли забвению сознательно?
   Необычайно интересна история ныне не существующего государства, некогда созданного объединенными кавказскими племенами на территории, сегодня разделенной между тремя государствами - Грузией, Дагестаном и Азербайджаном. Кавказская Албания! До посещения селения Киш я и не подозревала, что проезжая Азербайджан от его западной границы с Грузией на восток, я вижу земли древнейшего государства, история которого началась в отдаленные века до нашей эры.
   Согласно официальным данным Кавказская Албания - это государство, существовавшее в период с конца II - середины I веков до нашей эры до 461 года, когда, завоеванное персами, оно превратилось в провинцию персидской империи Сасанидов. Позже царство албанцев воскрешалось на малое время, но былой силы и значимости уже не имело.
   История земель и народов Кавказской Албании сложная, ведь сама Албания была образована двадцатью шестью племенами, говорившими на разных диалектах восточно-кавказской языковой семьи. У албанцев была своя письменность и даже известны памятники письменности, среди которых наиболее часто упоминается "История Албании" Моисея Каланкатуйского. Копии этого труда хранятся в мировых библиотеках и переведены на армянский, французский, русский, английский языки.
   В мире еще сохранились представители некоторых древних албанских племен. Например, известно, что численность племени удинов в наше время составляет 10 000 человек, но живут они в разных странах - России, Украине, Грузии, Казахстане, Армении... Всего десять тысяч, а какая география!
   Но не только география малочисленного сообщества одноязыковой группы людей удивляет человека, впервые узнавшего о кавказских албанцах. Само название древнего государства - Кавказская Албания - кажется странным. Большинство из нас знает страну Албанию, которая находится на Балканском полуострове, но Кавказ не имеет к ней никакого отношения, как и народы, живущие там. Интересно и то, что древние кельты называли Албанией Шотландию. Это название имело значение "страна гор". Так можно называть и Кавказскую Албанию, ведь она находилась к югу от Большого Кавказского хребта, и племена, входившие в состав Албании, жили на его отрогах. Встречается значение "белый" в переводах одного из названий Албании, как на Кавказе, так и в Шотландии - Арран. Этому слову приписывают кто латинское, кто арабское происхождение, но интересно, что, рассказывая об албанцах, гиды упоминают о неких древних народах, пришедших на Кавказ в четвертом-третьем тысячелетии до н.э.. Те люди были белокожи и голубоглазы, а также имели рост больше двух метров.
   - К сожалению, ныне мы все маленького роста, - сетует азербайджанская девушка-экскурсовод, показывающая албанскую церковь в селении Киш.
   Она не сомневается в своем шумерском происхождении, гены которого, видимо, вытеснены более сильными - арабскими после исламизации населения Кавказской Албании.
   Описание албанов встречается в "Географии" Страбона. Он использовал информацию из труда Феофана Митиленского, датируемого 66 годом:
   "Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам... Люди там отличаются красотой и высоким ростом".
    Я долго вглядывалась в освещенный круг древнего захоронения буквально у порога албанской церкви в Кише, пытаясь определить по останкам погребенного его рост. И хоть захоронение датируется на несколько тысячелетий позже, чем по землям горного селения могли пройти выходцы из Месопотамии, он показался мне огромным. Жаль, что по форме черепа только антропологи могут понять, красивым ли он был...
   Церковь в селении Киш, которое находится в Шекинском районе Азербайджана, в горах, на высоте более 1000 метров над у.м. - это один из редких памятников истории кавказских албанцев, дошедших до нас. Та церковь, которую мы видим сегодня, построена в X-XII веках. Ныне она - музей, и в ней размещена экспозиция, составленная из находок, обнаруженных при раскопках, как внутри, так и вокруг церкви. Раскопки были проведены совместной экспедицией норвежских и азербайджанских археологов при участии Тура Хейердала, бюст которого водружен на постамент рядом с церковью.
   В результате работы археологов удалось установить, что на месте церкви в давние-давние времена, называемые всеми современными религиями языческими, было святилище. Возможно, в нем поклонялись некоему божеству Луны, в древнеримской мифологии называемому Селеной - богиней лунного света. То святилище существовало пять тысяч лет тому назад... В первом веке на его месте был сооружен христианский алтарь.
   Слово божие в эти края принес пророк Елисей. Церковь в Кише носит его имя. К числу деяний пророка относят и сооружение первого алтаря. Вокруг церкви было найдено несколько захоронений, датируемых разными периодами. Говорят, что Святой Елисей (почитаемый таковым только в удинской церкви) принял мученическую смерть от язычников. Кто знает, возможно, прах его покоится в одной из найденных могил.
   В убранстве церкви привлекают особое внимание бронзовые светильники с изображениями павлинов и стилизованного цветка между ними. Такой же рисунок выбит на каменном алтаре. В христианстве павлин символизирует бессмертие и нетленность души, а цветок... возможно, ее возрождение.
   В окрестностях города Шеки кроме могил были найдены каменные саркофаги. В них были погребены по два человека: в одном саркофаге останки первого погребенного сдвинуты, в другом собраны в шелковый саван и уложены у подножия саркофага. Саркофаги тоже относят к христианским погребениям. Один из них стоит рядом с церковью в Кише, другой - в музее Шеки.
   Из "Истории Албании" Моисея Каланкатуйского известно, что первым царем Кавказской Албании, принявшим христианство, был Урнайр. Известно время его правления - вторая половина четвертого века. Именно с этого времени албанцы Кавказа встали на путь христианства. Даже в окружении персов, когда албанский царь был союзником персидского шаха, а персы пытались насадить свою религию - зороастризм, албанцы остались христианами, а в седьмом веке и персам, и албанцам пришлось противостоять новой религии - исламу.
   В Шеки, в историко-архитектурном заповеднике "Юкары баш", за стенами крепости есть церковь XIX века, перестроенная из ханской мечети. К круглому в плане зданию мечети пристроены четыре притвора, расходящиеся от него в стороны, как лучи креста. Ныне это здание называют Круглым храмом. И уже нет разницы, к какой религии он принадлежит. Сейчас в нем Музей народно-прикладного искусства.
   Повороты истории бывают непредсказуемы! Часто она пересказывается вразрез с истиной, и узнать правду о самых древних временах, как правило, невозможно. Историю пишут люди, а людям свойственно вычленять в ней то, что в период их жизни кажется наиболее важным, затирая остальное, как маляр, обновляющий фасад здания.
   Неизменной остается природа! Я не сомневаюсь, что путник, идущий в высокогорное село Лагич в первые века до нашей эры, видел вокруг почти то же самое, что вижу я спустя двадцать веков: обнаженное осенью русло реки с едва заметной лентой воды среди камней, высокие скалы, нависающие над дорогой, зеленые холмы, из-за которых ветер доносит из высокогорья запахи льда и снега, напоминая о грядущей зиме.
   Но все же, старые камни храмов, безмолвные останки в раскрытых могилах, кувшины и чаши, найденные в них, волнуют сердце и будоражат ум в поисках ответов: кто были те люди, которые жили в стране, канувшей в прошлое задолго до наших дней? Какими они были? Как жили? И как так случилось, что даже память о них стала легендой?..
  
  
   Ташкент, октябрь, 2018 г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"