Аннотация: Несколько дней по Франции - такой разной!
Франция: тихая и веселая
Мое знакомство с Францией началось с озера Аннеси (Анси) и одноименного курортного города. Ежегодно в начале августа в заливе Альбиньи, у берега которого расположился старинный город Анси, проходит Праздник озера. Это зрелищное представление привлекает сотни тысяч туристов со всех стран, которые строго согласно купленным билетам заполняют побережье залива до наступления темноты. А когда на небе вспыхивают первые звезды, начинается сказочное представление: звучит музыка и над всей гладью озера волшебными цветами загораются фантастические фейерверки.
Этот праздник берет начало с 1860 года, когда фейерверком жители Анси приветствовали приезд в город короля Франции Наполеона III.
В наши дни Праздник озера радует всех жителей и гостей Анси. Еще до наступления ночи в городе царит праздничная атмосфера. Открыты все лавки, кафе и рестораны города, местами похожего на Венецию из-за обилия каналов. Музыканты дают концерты прямо на улицах. Не только пляжи, но и все побережье Аннеси в черте города, заполнено отдыхающими.
Но к восьми вечера благодаря волонтерам и полицейским набережная огораживается, и пройти к озеру можно только по билетам. Публика рассаживается на трибуны - это самые дорогие места, - на широкие газоны - здесь цены умеренные. С трибун представление, которое составлено не только из умопомрачительных фейерверков, но и из расцвеченных огнями фонтанов, бьющих прямо из воды, видно лучше. И все же, куда комфортнее два часа лежать на траве и смотреть в небо, с восторгом наблюдая, как с музыкальным сопровождением на нем ежеминутно меняются яркие огненные картины.
Совсем другой - тихой и сонной - показалась Франция вдали от праздника. В небольших деревушках на юго-востоке Франции в старинных домах, в которых раньше могли располагаться небольшие фабрики или мастерские, ныне просто живут и отдыхают люди, наслаждаясь покоем и умиротворением. Таким местом оказалась деревушка Сент-Жульен-де-Катаньере, где мне довелось провести несколько незабываемых дней, пообщаться с местными жителями, насладиться их особым мягким гостеприимством, попробовать блюда французской кухни домашнего приготовления.
Путешествуя по интересным местам этого региона Франции, я обратила внимание на то, что туристов не так много. Даже в старинном городе Ним, известном прекрасно сохранившимися зданиям времен Римской Империи, было немноголюдно.
А в природных заповедниках, расположенных в Юрских горах, мы встретили всего лишь несколько человек. Не знаю, летняя жара ли тому виной, отдаленность долины от известных туристических центров, но места эти, действительно спокойные. И красивые. Ущелья Юрских гор поражают глубиной и "цеплючими" деревьями и кустарниками, растущими даже на отвесных скальных стенах. Более всего меня восхитил самшитовый лес.
Самшит - это вечнозеленый кустарник. У нас в Ташкенте его часто используют для украшения дорожек, фасадов домов. Под умелой рукой садовника самшит принимает любые формы - круглую, пирамидальную, даже слона можно выстричь из самшитового куста. Это растение обладает сильнейшей энергетикой, она буквально обволакивает человека, который находится рядом с ним. В лесу самшит растет свободно, заполняя отвесные склоны тонкими, тянущимися к свету стволами и густой кроной, сотканной из мелких овальных листочков. Тропинка проходит под самшитовым куполом, через который едва пробивается дневной свет. Соприкасаясь с таким чудом природы, невольно проникаешься к ней благодарностью - и за силу, и за радость, которые она дарит.
Город Лион встретил нас проливным дождем. После жары это было даже приятно, хотя пасмурное небо сильно повлияло на качество фотографий. Но все же, дождь сделал свое дело - вместо того, чтобы весь день ходить по улицам Лиона, мы посетили несколько музеев и соборов этого старинного города.
Название города "Лион" ассоциируется у меня с английским "lion", что означает "лев". Я так и думала, что город назван в честь этого сильного и грозного хищника. Тем более, что изображение льва присутствует в Лионе повсеместно. К примеру, на надвратной картине внутри главного храма Лиона - Базилики Нотр-дам-де-Фурвьер - у ног Святой Марии, покровительнице Лиона и избавительницы его в свое время от чумы, лежит лев.
Символично. Да и перед входом в Базилику посетителей встречает крылатый лев. Конечно, можно предположить, что эта скульптура изображает апостола Марка (четыре апостола-евангелиста у католиков имеют четыре символических изображения: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей), что отражено и на потолочной росписи Базилики. Тем не менее, город называют "Холм Ворона" или "Воронья гора" - Лугдунум (лат). Так, согласно древнему трактату "О реках", было названо первое поселение на этом месте.
Лион раскинулся на трех холмах, самый высокий из которых Фурвьер - 299 метров над у.м.. Базилика Нотр-дам-де-Фурвьер построена на месте бывшего римского Форума. Первоначально, в 1168 году, там была небольшая церковь. Со временем церковь расстраивалась, разрушалась и 1872-1884 годах по проекту архитектора Пьера Боссана была возведена Базилика такой, какой мы ее видим сегодня.
Здание Базилики очень красиво, но более всего поражает ее внутреннее убранство. Скажу откровенно, из всех католических церквей, которые мне приходилось видеть ранее, эта показалась самой красивой именно внутренним оформлением. Яркие краски настенных росписей, нарядные одеяния Божьей Матери с Младенцем, позолота, витражи, мозаики - все восхищает и вызывает душевный отклик.
Базилика Нотр-дам-де-Фурвьер освещена в честь двух святых, особо почитаемых во всем христианском мире. Верхняя часть Базилики - нарядная и богатая - носит имя Святой Марии, нижняя - скромная и аскетичная - Святого Иосифа. Есть в этом нечто волнующее. Ведь Мария и Иосиф были супругами, они воспитывали маленького Иисуса, который связывал их не менее, чем узы брака. Одна из мозаик нижней части Базилики Нотр-дам-де-Фурвьер посвящена семье.
Подняться на холм Фурвьер можно на метро, перейдя на отдельную ветку, по которой движется специальный поезд к Базилике. А спуститься с холма приятнее по дорожкам и лесенкам храмового сада, по пути любуясь видами города и скульптурами вдоль дорожек, среди которых впечатляет изображение Христа с обнаженным сердцем.
Любопытно, но на одной из станций лионского метро есть карта Средней Азии, и на ней обозначен Ташкент, как и другие столицы азиатских республик.
Площадь Терро в наши дни никак не ассоциируется ни с ее названием, ни с кровавыми событиями, на ней происходившими. Название площади связано с укрепительными оборонными рвами и насыпями, когда-то проходившими на месте будущей площади. А во времена Французской революции Терро была местом казни знати - там стояла гильотина. Название сохранилось, но в наши дни эта площадь - место отдыха горожан и паломничества туристов. Туристов немного. (Возможно, помехой для прогулок по площади был сильный дождь.)
На площади большой фонтан работы Бертольди, впечатляющий оскалом четырех мчащихся коней, управляемых воинственной женщиной. Кони, действительно, выглядят грозно, а водяной фон за ними только придает всей скульптурной группе напряженности. Напротив фонтана располагается здание Музея изящных искусств. В 17 - 18 веках в этом здании действовал женский бенедиктинский монастырь, принимавший дам из знатных и богатых родов. Потом был Дворец Святого Петра, и ныне - это музей, в котором хранится немало мировых сокровищ.
К примеру, эта скульптура Джеймса Прадье "Одалиска" (одалиска - наложница в гареме), или картина Франка Джозефа Хейма "Поражение кимвров и тевтонов Мариусом", рассказывающая о событиях 108-107 гг до н.э. Посмотрите на фрагмент картины, где обезумевшая мать бежит в никуда, пытаясь спаси своего ребенка. Выражение безысходности, страх переданы художником особо ярко, как и красота женщины.
В Музее изящных искусств Лиона есть шедевры египетского, ассирийского, римского искусства. Много картин и скульптур, украшающих уютные залы, напоминающие о принадлежности этого здания к монастырю, как настенная картина "Тайная вечеря".
Совсем другим городом по-сравнению с Лионом и тем более небольшими провинциальными городами Франции выглядит Париж. О, да, Париж - столица Франции, город, известный, как колыбель искусств, центр моды всех времен, обитель королей, кардиналов, фавориток и фаворитов, художников, скульпторов, поэтов и прозаиков! Париж - шумный, туристический город. Толпы желающих своими глазами увидеть шедевры Лувра, прикоснуться к святыням Нотр-дам-де Пари, оставить след на дорожках Елисейских полей гуляют по Парижу днем и ночью. У меня было очень мало времени на то, чтобы осмотреть хоть самую малую часть достопримечательностей Парижа - всего два дня, один из которых я посвятила Версалю, - и потому по Парижу я не просто гуляла, а, можно сказать, носилась галопом. Зато успела увидеть Лувр, Нотр-дам-де Пари, Дом Инвалидов, где покоится прах Наполеона, множество других красивых и не менее интересных зданий в центре города, и конечно же, визитную карточку Парижа - Эйфелеву башню.
Эйфелеву башню видно издалека. Днем она не так интересна, как ночью, когда вся башня осыпана огнями подсветки, и скользящий луч прожектора на ее макушке движется по сторонам, как свет Ока Саурона из фильма "Властелин Колец". Эйфелева башня господствует над Парижем с 1889 года. Высотой в 320 метров, она украшает город, как и многие сооружения в нем, поставленные и построенные в разные времена. Даже такие, которые привезены из дальних стран, как например, двадцати трех метровый обелиск Рамзеса II, подаренный в 1831 году королю Луи Филиппу египетским пашой Мухаммедом Али. Золотая верхушка обелиска сияет в лучах солнца, напоминая о былом величии фараонов.
В Париже множество площадей, фонтанов, мостов, обелисков, статуй, всяких лавочек с сувенирами, среди которых особое место занимают плакаты, открытки и книги прошлых времен. На них можно увидеть, как красоток варьете Мулен Руж, так и виды Парижа от художников и фотографов прошлых веков.
Не сильно в наши дни отличается от прошлого внешний облик Базилики Нотр-дам, известной более, как Собор Парижской Богоматери. Как и Лионский Нотр-дам-де Фурвьер, Нотр-дам-де Пари был возведен на месте римского храма. И даже даты построения первых церквей в этих местах почти совпадают, с разницей в несколько лет. Нотр-дам-де-Пари, безусловно, грандиозное сооружение. Овеянный тайнами веков, он манит к себе всех гостей Парижа и поныне.
Собор был построен в 1345 году и с тех пор не раз разрушался людьми и временем. Но также упорно и восстанавливался. Сегодня трудно себе представить Париж без Собора Парижской Богоматери. Внутри Собора, как почти во всех католических храмах такого уровня, темнота, рассеивающаяся пыльным светом, который просачивается внутрь храма через витражи умопомрачительной красоты.
Наверное, полумрак как раз и необходим, чтобы сполна оценить красоту витражей и талант их создателей. Или архитекторы подобных религиозных сооружений так представляли себе храмы божьи - загадочные и непостижимые, как и сердца людей, в которых обитает святой дух. Но вернемся к витражам. Не ошибусь, если скажу, что самым впечатляющим из них является окно-роза. Оно было создано в 1260 году. В нем 84 медальона, в каждом из которых представлен какой-либо библейский сюжет.
В Соборе, кроме шедевров архитектуры или живописи, можно увидеть предметы, имеющие отношение к служителям церкви. На выставке, разместившейся в одном из боковых нефов, выставлены одеяния пап, перстни, геммы, мощи и многое другое.
Меня удивила православная икона, как оказалось, подаренная Собору русской церковью. Икона находится рядом со скульптурным изображением Божьей Матери с Иисусом на руках. Символично, на мой взгляд.
Собор Парижской Богоматери находится на острове Ситэ, омываемом водами Сены. На этом же острове до 14 века находилась и резиденция французских королей. Основание Лувра - известного всему миру, как Дворец французских королей - относится к 1200 году. Тогда была построена оборонительная крепость. И лишь в 15 веке Лувр стал резиденцией королей Франции, хотя и непостоянной. Сегодня Лувр - это Музей мирового масштаба. В нем собраны величайшие коллекции древностей, предметов искусства. Мне удалось увидеть лишь каплю из океана сокровищ Лувра, но и того хватило, чтобы почувствовать душевный восторг от красоты и величия созданий рук человеческих.
На лестнице Дару галереи Денон посетителей встречает динамичная скульптура древнегреческой богини Победы - Ника Самофракийская. Эта скульптура создана около 190 года до н.э., жителями острова Родос, как символ победы, одержанной ими над флотом сирийского царя. Богиня Победы парила на носу корабля, установленного на отвесной скале. И сегодня рвущаяся в полет Ника парит над посетителями Лувра, как и сотни лет тому назад, разве что мы не можем увидеть ее горящих глаз и развевающихся волос, как и рук, которые, наверняка, были так же прекрасны, как и вся ее фигура.
Шедевр Леонардо да Винчи, картина "Мона Лиза", постоянно находится в центре внимания многочисленных посетителей. Толпа у картины не расходится никогда! Я не стала протискиваться между людскими телами, плотно окружившими известное полотно великого живописца, а просто любовалась загадочной улыбкой Моны Лизы издали.
А вот рядом с Венерой Милосской постояла! Как утверждают специалисты, этот шедевр древнегреческого искусства был создан приблизительно в 150-100 гг до н.э. скульптором Александром из Антиохии. Скульптура изображает греческую богиню красоты Афродиту. Нашли ее в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море. В Лувре немало прекрасных скульптур греческих богинь, все они являются образцами не только совершенного женского тела, но высочайшего мастерства скульпторов, их создавших. И все же, Венера Милосская превосходит всех! На нее, даже безрукую, хочется смотреть и смотреть. Мастер словно оживил греческую богиню, вдохнув нее дух совершенства не только тела, но и души.
Сегодня в Лувре можно наткнуться на необычные скульптурные фантазии, сотворенные современными художниками на основе древних скульптур. Это изумляет и веселит. Время не стоит на месте даже в залах старинного дворца!
Никак нельзя обойти вниманием стеклянную пирамиду в центре площади перед Лувром, ведь именно в ней располагается главный вход в Музей, да и сама по себе эта пирамида, окруженная семью фонтанами, является достопримечательностью Парижа. Пирамида была создана архитектором Минг Пей. Высота Пирамиды - 21 метр. К ней прилегают еще три подобные пирамиды, но меньшего размера.
Есть в Париже дом с совершенно непоэтичным названием - Дом Инвалидов. Но идея создания такого дома куда более возвышенна, чем его название. Идея принадлежит королю Франции Людовику XIV. Он приказал построить приют для старых солдат-инвалидов в 1671 году. И дом был построен, как и церковь при нем с таким же названием - Собор Инвалидов. Сами здания являются украшением Парижа и своей монументальностью, и деталями декора. В Доме Инвалидов сегодня располагается воинский музей. А в отдельной крипте Собора помещен парфировый саркофаг с останками Наполеона Бонапарта.
Наполеон умер 5 мая 1821 года на острове Св. Елены, где находился в ссылке, там же и был похоронен. Но в 1840 году его прах торжественно перевезли в Париж и поместили в крипту, специально созданную для этого архитектором Висконти. Останки Наполеона замуровали в шести гробах - из жести, красного дерева, из свинца (два гроба), из эбенового дерева, из дуба. Гробы поместили в саркофаг и поставили его в центре крипты, окружив последнее пристанище Великого французского императора двенадцатью скульптурами Побед, выполненных Прадье. Гроб Наполеона не единственный в этой крипте. Воинственного императора окружают погребения его родных и сподвижников - сына Наполеона II, маршалов Вобан и Форш, брата Жерома, маршалов Тюренн и Льётей.
Богатая история Парижа витает над современным городом, не мешая ему жить весело. Особый утонченный шарм столицы Франции проникает в сознание каждого ее гостя, пусть и заглянувшего на яркие огни совсем ненадолго.
Версаль - королевская резиденция в двадцати километрах от Парижа, начиная с конца шестидесятых годов XVII, когда на месте бывшего охотничьего домика времен Людовика XIII был построен первый дворец Людовика XIV. На протяжении всего своего царствования Король Людовик XIV занимался строительством Версальского дворца и огромного парка вокруг него. На бывших болотах архитекторы Ардуен-Мансара и Ленорт устроили грандиозный парк со множеством фонтанов, дорожек, ограниченных высокими стрижеными кустарниками и десятками античных скульптур, изображающих древнегреческих и древнеримских богов и богинь.
Современные дизайнеры добавили свою лепту в облик Версальского дворцового парка, установив на его газонах сухие деревья. У одного сломанный вверху ствол покрашен золотом, другое вообще поднято корнями вверх, а баланс устойчивости этому "дереву" помогают сохранять камни, уложенные на ветви, распластавшиеся по земле.
Прямо перед дворцовыми окнами, сегодня, как и века тому назад, разбиты цветники, окаймленные затейливо изгибающимися волнами кустарников, что вместе создает огромный живой ковер.
Территория дворцового парка огромна - сто гектар! Обойти всю ее за одно посещение Версаля невозможно. Но прогулка по дорожкам, выводящим к разным фонтанам вблизи дворца, доставляет истинное удовольствие. К сожалению, в день моего посещения Версаля фонтаны не работали. Еще во времена Людовика XIV подачу воды к фонтанам ограничивали - сказывалась ее нехватка в этом пригороде Парижа. Возможно, кто-то из гостей короля тоже посетив Версаль не удосужился увидеть его фонтаны во всей красе. Это утешает. А вот дворец мне удалось посмотреть, хоть и в плотном потоке таких же, как я, туристов.
Залы, в которых сохранилось убранство времен королей, впечатляют богатством украшений стен и потолков, изящно орнаментированным паркетным полом, обилием красочных полотен, среди которых портреты, батальные сцены, аллегорические этюды известных художников - Делакруа, Кливе, Лароса.
Особо впечатляют Зеркальная галерея с позолоченными канделябрами в виде женских фигур, покои королевы со стенами, обитыми изумительным по красоте шелком, Галерея военных сражений со множеством картин с изображением самых известных сражений в истории Франции.
Франция, как кокетливая танцовщица из Мулен Руж, лишь немного приподняла пышную юбку, показав свои красивые ножки. Но и этого оказалось достаточно, чтобы полюбить эту страну и с улыбкой и восторгом вспоминать о нескольких незабываемых днях в моей жизни.