Проезжая по Индии от города к городу мы изучали историю этой страны. Наиболее ярко смена эпох заметна в архитектуре фортов - укрепленных городов, которые строили на вершинах холмов. Подступы к ним были трудны. Это и понятно. Ведь с высоты защищающих форты стен отлично просматривалась долина. Взять форт можно было только осадой. Водой жители себя обеспечивали благодаря огромным резервуарам, которые заполнялись дождями, а пища рано или поздно заканчивалась.
Форты, которые мы посмотрели, относились к двум разным эпохам истории Индии - ранней домогольской и могольской.
Империя Великих Моголов была основана в Индии в 1526 году ханом Бабуром. Он правил до конца 1530 года. С этого времени и вплоть до 1857 года Индией правили его наследники: Хамаюн, Акбар, Джахангир, Шах Джахан, Аурангзеб. С 1857 года Индия становится английской колонией. И лишь в 1947 году обретает полную независимость.
Но я убежала далеко вперед. Возвращаясь к Индии домогольского периода, хочу рассказать о форте, который впечатлил меня. Это форт Читораг или Читор, построенный в пятнадцатом веке. Он находится по пути в Пушкар - маленький городок, в который едут со всего мира поклонники и почитатели святых мест, связанных с именами индийских богов Брахмы, Ганиша. В Пушкаре мы побывали в Храме трехликого бога, в Храме сигхов (сигхи - древняя каста воинов, их легко узнать по особому головному убору - черному платку, завязанному так, что на темечке образуется набалдашник, величиной с кулак) и на озере, воды которого считаются священными, а на берегу разместился маленький храм, похожий на нашу часовню. Посвящен он Ганишу - божеству с головой слона.
Где бы я ни была, в святилища каких религий не попадала, я стараюсь оставаться наблюдателем, не включаясь в ритуалы, присущие какой-либо религии. Так и в Пушкаре я лишь прошлась по сигскому и буддистскому храмам, с уважением относясь к верующим и не нарушая их правил, которые требуют снимать обувь перед входом в храм, не фотографировать в святилищах. Когда же мы приехали к озеру, я решила, что уже достаточно насмотрелась на внутренние убранства индийских храмов и осталась снаружи храма Ганиша, рассматривая сувениры в лавке. Совершенно неожиданно ко мне подошел настоятель этого маленького храма, который больше напоминает уютную беседку у озера, и ненавязчиво, с легким поклоном пригласил меня посетить храм Ганиша. Я была тронута таким вниманием и зашла внутрь. То, что я почувствовала у алтаря, украшенного свежими цветами, ароматическими палочками, струйка дыма которых источала приятный запах, можно назвать спокойной радостью, отозвавшейся в сердце волнением. Настоятель стоял рядом и улыбался, повторяя: Good aura! Good aura!
До сих пор я с благодарностью вспоминаю этого человека, подарившего мне несколько приятных мгновений, а может быть, и что-то еще, что осталось за гранью обыкновенного человеческого восприятия.
Форт Читор отлично просматривается издалека. Широкий холм, словно срезанный вверху, полностью обнесен высокими стенами, длиной в четырнадцать километров. В них сделаны несколько ворот. Легенда гласит, что одни из ворот открыл предатель, и враги ворвались в форт. Как только это случилось, все женщины форта бросились вниз с его стен. Они предпочли погибнуть, чем отдаться завоевателям. Я смотрела на эти стены и представляла себе огонь пожарищ, женщин, бегущих к стенам, их глаза, полные ужаса и решимости и последний взгляд, который каждая из них подарила своему городу, прежде чем, сделать решительный шаг в пропасть.
Сегодня форт живет благодаря паломничеству туристов. Мы прогулялись вдоль его стен, посетили храмы, чудом сохранившиеся в веках, покормили обезьян, которые берут еду с рук, проехали по его дорогам. Мне запомнилось посещение Храма Вишну, джайского храма. Впечатлила высокая башня Победы.
В Храме Вишну находятся изображения трех главных божеств: Брахмы - создателя, Вишну - созерцателя и Шивы - разрушителя. Брахма создал Мир, Вишну наблюдает за ним, а Шива выполняет роль блюстителя порядка. Вот такое простое и понятное распределение обязанностей. Внутри этого храма нам позволили сделать несколько снимков, а смотрительница храма - пожилая приветливая женщина даже сфотографировалась вместе со мной.
Дальше мы продолжили свое путешествие, направляясь к столице штата Раджастан городу Джайпур. Старый город, окруженный ныне новыми постройками, называют Розовым городом. Въехать в него можно через одни из ворот. Движение в Старом городе такое же интенсивное, как и в новом, что затрудняет осмотр, так как улицы там узкие, и здания, построенные из розового камня, стоят тесно друг к другу.
К достопримечательностям Джайпура относятся форт Амбер, в котором жил Махараджа, а мы запомнили его потому, что въехали внутрь на слоне, так же как когда-то в былые времена въезжали сам Махараджа со своей Махарани. Кстати, у того Махараджи было двенадцать жен. Во дворике покоев Махарани он устроил большую каменную ванну для них. Купались женщины поочередно одна за другой соответственно своему статусу. Первой плескалась Махарани - первая, главная жена, за ней вторая жена, за ней третья, а вот двенадцатая купалась самой последней. Сам Махараджа наблюдал за ними с маленького балкона, нависающего над двориком. Такие вот развлечения устраивали себе правители Раджастана.
Дворец Махараджи Джайпура очень красивое место. До наших дней сохранились замечательные украшения его стен, башен, порталов дверей, сделанных из ароматного сандалового дерева. Во дворце есть два серебряных сосуда, каждый весом более трехсот килограмм. Их заполняли водой из Ганга, и Махараджа использовал ее для своих нужд. В архитектуре и оформлении интерьеров удачно сочетаются индусский и мусульманский стили.
В Джайпуре, в форте Джайгарха стоит самая большая, как нам похвастался гид, пушка. Мой муж разочаровал его, определив на глаз, что московская Царь-пушка больше. Гид расстроился, но мы его успокоили, оценив, что колеса джайгахарской пушки намного больше кремлевской.
Очень красив фасад Дворца Ветров Розового города. В нем жили наложницы Махараджи. Они наблюдали за жизнью внизу из решетчатых окон своих спален. Теперь мы разглядываем эти окна снаружи, как когда-то жители города, пытающиеся разглядеть красавиц в каменном ажуре решеток.
Очень интересное место в Джайпуре - это обсерватория Джантар-Мантар, построенная просвещенным Махараджей Джай Сингхом II в 1734 году. Каменные инструменты обсерватории компактно расположены в парке дворца. Среди них большие солнечные часы, погрешность которых составляет на сегодняшний день всего две секунды. Набор инструментов для определения знаков зодиака, меняющихся каждые два часа занимает почти всю площадь обсерватории. Жители города и в наши дни обязательно идут в обсерваторию Махараджи, когда у них рождается ребенок, чтобы точно определить его знак зодиака и сделать астрологический прогноз его жизни.
Махараджа Джай Сингх II правил уже в то время, когда могольская династия правителей Индии пришла к упадку. Начался он во время правления Аурангзеба. А вот года правления шаха Акбара, с 1556 по 1605, отмечены в истории Индии как годы процветания империи.
В местечке Фатехпур Сикри, что находится в тридцати семи километрах к западу от Агры, сохранился форт, который с 1570 по 1585 года был столицей империи Акбара. Форт поражает монументальность архитектуры, в мусульманский стиль которой удачно вплетены элементы индийского декора. Форт построен из красного камня, но внутри есть мавзолей - усыпальница Шейха Салима Чисти, сделанный из белого мрамора. Он небольшой, но решетки его стен поражают воображение красотой узоров, вырезанных из мрамора. Более нигде я не видела такой ажурности рисунков, выточенных в мраморе талантливыми мастерами. К сожалению, их имена неизвестны. Не принято было тогда запоминать, кто и что сделал своими руками. В истории остались только имена правителей, для которых возводили дворцы и храмы. Решетки мавзолея кажутся кружевами, сотканными умелыми руками мастеров. Даже не верится, что они сделаны из такого твердого камня, каким является мрамор.
Окончательно мрамор вытеснил песчаник во время правления внука Акбара Шаха Джахана. Это период с 1628 по 1658 года. Центром империи моголов тогда стала Агра. Архитектура города того периода отличается исключительной роскошью. Верхом великолепия безусловно считается мавзолей Тадж Махал, построенный Шахом Джахалом на берегу реки Джамуны для своей любимой жены Мумтаз Махал. Она умерла при рождении четырнадцатого ребенка, дочери. Умирая, она выразила свою последнюю волю Шаху Джахану о том, чтобы он воздвиг прекрасный и несравненный памятник над ее могилой, говорящий об их земной непреходящей любви. И он воздвиг. Теперь Тадж Махал почитается не только как мавзолей почившей императрицы, но и как символ любви и вечности.
Мавзолей окружен прекрасным парком и к нему ведут дороги от четырех ворот. Мы шли к Тадж Махалу через Восточные ворота, разговаривая о чем-то своем, и так увлеклись беседой, что, прошли ворота, мимоходом отмечая про себя этот факт. Продолжая говорить, я остановилась и подняла глаза - прямо передо мной парил белый мавзолей, такой, каким я его видела много раз на плакатах, картинках в журналах. Я, в прямом смысле, потеряла дар речи, просто остолбенела. Казалось, что картинка начала оживать на глазах. Сначала я почувствовала порыв ветра, потом услышала гомон птиц, говор людей, даже шелест листвы деревьев, растущих вдали. Солнце освещало Тадж Махал сверху, его купола играли золотом солнечных лучей.
Внутри мавзолея лишь один огромный зал, посередине которого за ажурной мраморной оградой находятся две надгробные плиты - кенотафы: в центре - Мумтаз и слева от нее, рядом - Шаха Джахана. Он умер в заточении, в форте Агры, куда его поместил сын Аурангзеб. Мы посетили этот форт, посмотрели с его стен на Тадж Махал. Находясь в заточении, как в золотой клетке, Джахан имел возможность ежедневно смотреть на памятник своей любви, проливая слезы по жене и сетуя на свою судьбу.
Стены Маавзолея Тадж Махал богато инкрустированы драгоценными камнями. На поверхности мрамора вырезается рисунок и в образовавшиеся углубления вставляют тонкие пластинки камней - оникса, малахита, сердолика, лазурита. Орнамент в основном цветочный. Головки цветов, листья объединены золотыми нитями тонких стебельков.
Современные индийские мастера владеют этой техникой и создают свои шедевры, которые можно купить в специализированных лавках-мастерских. Но стоят их творения очень дорого. Мы прошлись по такому магазину, как по музею, восхищаясь красотой инкрустированных тарелок, фигурок слонов, мраморных покрытий столов.
В отделке мавзолея использована также резьба по мрамору без инкрустации. На плитах вырезаны букеты цветов - тюльпанов, лилий, орхидей. Рассматривая тюльпаны, которые художник изобразил как многостебельковый цветок, растущий из одной луковицы, я вспомнила перевал Алям, что находится в горах Тянь-Шаня, на южных отрогах Чаткальского хребта. Давным-давно я была на этом перевале в то время, когда обильно цвели тюльпаны. Склоны перевала были усыпаны цветами в таком количестве, что я не знала, куда поставить ногу, чтобы не растоптать цветок. Так вот в том месте я видела тюльпан, у которого на одном стебле, растущем из одной луковицы, красовались несколько цветочных головок. Видимо мастер, создающий шедевры резьбы по мрамору на стенах Тадж Махала тоже видел такой цветок и изобразил его, передав с точностью до прожилок на лепестках его вид.
Тадж Махал был построен по проекту зодчего из Турции Устад Иса Афанди. В оформлении использованы индийские и персидские традиции архитектуры. Говорят, что внешность Таджа персидская, а душа в нем индийская. Как бы там ни было, но это творение рук человека будет поражать своим совершенством еще не одно поколение людей.