Очерк напечатан в узбекском еженедельнике "Леди" 10 июня 2010 г. Фоторепортаж о восхождении на одни из пяти Священных Гор Китая
Восхождение на Священные Горы Хуашань
Китай - мистическая страна, загадочная и философская. В ее многовековой истории реальность переплетается с легендами, которые в свою очередь привязаны к природе. Склонность китайцев к созерцанию, размышлениям, осознанию себя, как части Великого Космоса отразилась в религиозных течениях - таких, как буддизм и даосизм, в основу которых заложены идеи жизни, достижение просветления, долголетия и бессмертия. Неудивительно, что горы, устремленные пиками в небо, вызывали у китайцев (да и не только у них!) восхищение и благоговение, заставляя преклоняться перед стихиями и величием природы.
В Китае, как в буддизме, так и в даосизме, есть понятие "Священных Гор Китая". В буддизме это - Четыре Священные Горы, в даосизме - Пять Великих Гор.
Даоские Пять Великих Гор, или У ЮЭ, образуют похожую на крест фигуру, ориентированную по сторонам света:
Великие Северные Горы ХЭНШАНЬ (или БЭЙЮЭ) - самый высокий пик 2017 м над у.м.
Великие Южные Горы ХЭНШАНЬ (ХУНАНЬ) (или НАНЬЮЭ) - 1290 м
Великие Западные Горы ХУАШАНЬ (или СИЮЭ) - 2154.9 м
Великие Восточные Горы ТАЙШАНЬ (или ДУНЪЮЭ) - 1545 м
Великие Центральные Горы СУНЬШАНЬ (или ЧЖУНЪЮЭ) - 1494 м
По китайской легенде Пять Великих Гор возникли от рук, ног и головы Пань-гу - Первого человека на Земле.
Лежащие на востоке горы Тайшань считаются его головой и ассоциируются с восходом солнца, рождением и обновлением и являются самыми священными из пяти гор. Их так и называют - Горы Восхода. Там по преданиям поселились все святые даосов и бессмертные.
Западные Горы Хуашань называют Цветущими Горами - пять их пиков, как и все Священные горы, ориентированы по сторонам света и названы соответственно Северный, Южный, Восточный, Западный и Срединный; они ассоциируются с цветком лотоса - священным цветком даосов и буддистов. На Восточной Горе Хуашань стоит Храм в честь лотоса.
Есть и другая трактовка названия "цветущая". В Священной книге даосов "Даоцзан", что переводится, как "Сокровищница Дао", написано:
"Западный пик Великих Гор Хуашань действует как Великий ИНЬ; тьма вещей расцветает здесь, поэтому зовется гора ХУА - цветущая".
По пути к Южному пику Хуашань есть Храм, центральным изображением которого является символ инь-янь.
Даосы и буддисты различают две стороны бытия - инь и янь, женское и мужское начало, темное и светлое, существующие вместе в неразрывной связи во всем мире и в каждом живом существе.
Земная женщина есть олицетворение женского начала и, возможно, поэтому с женщинами связаны легенды о горах Хуашань. В древности Цветущие Горы были центром культа Шен Му (Святая Матушка) - ее изображали сидящей верхом на лошади, - и бодхисатвы или по-китайски п'у-ша (просветленная) Гуаньинь. В китайском буддизме Гуаньинь - богиня милосердия и сострадания - Матерь Милосердия. На склонах Срединного пика Хуашань в скалах приютился Храм в честь Гуаньинь.
Южные Горы Хэншань называют Горами Равновесия. В них 72 пика.
Северные Горы Хэншань славятся изумительными пейзажами с красочными храмами и легендами, по одной из которых один из восьми небожителей Чжан Голао именно там изучал даосизм.
Интересно то, что однозначной трактовки понятия "Дао" - основы даосизма - нет. Его определяют как Всеобщий закон и Абсолют, Всеобщее Движение, Путь, Бытие и изменение Вселенной. Нравственный идеал последователей даосизма - отшельник, созерцатель. Цель - погружение в Дао и слияние с ним.
Даосизм возник в V-III веках до нашей эры (по другим источникам - в I веке до н.э.) и, как религия, как философия, живет до сих пор. Китайский мудрец Лао-цзы так описал в книге "Дао Дэ цзин" три сокровища даосизма:
"... Первое - это человеколюбие,
второе - бережливость,
а третье - я не смею быть впереди других.
Я человеколюбив, потому могу быть храбрым.
Я бережлив, потому могу быть щедрым.
Я не смею быть впереди других, поэтому могу быть умным вождем".
В Срединных Горах Суньшань находятся школы боевых искусств, среди которых всемирно известный Шаолинь.
Лет семь назад мне удалось побывать в монастыре Шаолинь, своими глазами посмотреть на монастырские храмы, на быт монахов, увидеть красочное представление, в котором монахи продемонстрировали свое мастерство, как бойцы. На старом шаолиньском кладбище я видела старинные пагоды, сооруженные над могилами старцев, получивших в жизни просветление и святость. Чем выше пагода, тем более уважаемый и заслуженный человек погребен в том месте.
В горах Суньшань ощущается душевный трепет и благодать, видимо, там все еще жив дух просветленных, и монастыри окружены священной аурой, созданной молитвами усердных монахов.
Чего, к сожалению, сегодня не скажешь о горах Хуашань. Ежедневно Цветущие Горы посещают около 10 000 человек. По крутым, шириной 70-100 см, лестницам одновременно вверх и вниз движется нескончаемая толпа людей.
К вершинам Хуашань ведут две дороги. Одна начинается прямо у стоянки "шатлов" - автобусов, которые привозят туристов и паломников к началу подъема, - это классический, называемый реальным, путь восхождения на горы Хуашань. Но он занимает очень много времени, не говоря уже о силах. Одним днем не обойтись, чтобы и подняться, и взойти хотя бы на две вершины.
Второй маршрут начинается с нижней станции канатной дороги. Шестиместные кабинки за считанные минуты поднимают туристов на высоту 750 метров (от уровня канатки). И уже от высотной станции начинается пеший маршрут.
Сегодня в Хуашань идут в основном ради интереса и развлечения, а не за отдохновением и получением просветления, как те даосы, которые, не спеша, поднимались к храмам Хуашань, размышляя по пути о бытие и Космосе. На крутых склонах гор остались маленькие каменные кельи, в которых давным-давно жили монахи. Трудно назвать эти жилища домами: высота стен меньше роста человека, да и ширина тоже.
Сегодня на склонах Священных Гор построены отели. Правда, без привычных удобств. Воды поблизости от вершин нет, ее заносят на своих плечах работники отелей, как и продукты и все необходимое для более-менее комфортного отдыха. Но ночевка в горах дает возможность увидеть и запечатлеть на память великолепные закаты и восходы солнца. Также красивы горы в тумане, когда он ватными хлопьями опускается к земле, открывая в просветах горные пики. Поклонники красоты Цветущих Гор считают, что более всего эти горы привлекательны осенью, когда красно-желтые наряды лиственных деревьев в контрасте с темно-зеленой хвоей вековых сосен создают роскошный узор на склонах. Возможно, название горам, древние даосы дали именно осенью. Ведь, "Хуа" с китайского трактуется и как разукрашенная, узорная, покрытая орнаментом.
Весной же склоны гор расцветают другими красками - нежно-зелеными, трогательно-белыми, прозрачно-сиреневыми, солнечно-желтыми. Такую окраску горам придают молодые листочки берез и побеги сосен; цветы, ковром покрывающие тонкий слой земли на гранитных боках скал, кусты сирени и форзиции, притулившиеся на склонах. Белые вершины проецируются на пронзительно голубое небо, которое при ярком солнце словно поддернуто белесой дымкой.
Подъемник доставляет туристов к Северному пику, высота которого1615 м над уровнем моря. Сразу же начинается крутой подъем по вырубленным в гранитных скалах ступеням. Именно ступени бесконечных лестниц - где-то прямых и пологих, где-то петляющих серпантином с площадками для кратковременного отдыха, где-то почти вертикальных, с двух сторон которых натянуты перила-цепи, обвешанные "замками дружбы" с красными лоскутками ткани - запоминаются в первую очередь. Но их наличие разумно и не стоит пытаться уйти на вдруг появившуюся тропу за цепным ограждением. Дело в том, что горы Хуашань по сути - огромные цельные глыбы гранита. Склоны каждого из пиков настолько круты или отвесны, а под ветвями деревьев на голых скалах лежит тонкий слой перегнойной земли, которая в прямом смысле плывет под ногами, как только на нее встаешь, что самостоятельное восхождение в обход дороги, пробитой монахами и благоустроенной современными китайцами, чрезвычайно опасно. Это начинаешь понимать, лишь поднявшись на один из пиков и посмотрев назад на пройденную дорогу. От крутизны гор захватывает дух!
Преодолев так называемое Ребро Зеленого Дракона - узкий и длинный хребет, - приходишь к точке соединения четырех дорог: к пикам Восточный (2100 м) и Срединный (2042 м), Южный (2154, 9 м) и Западный (2080 м). Там есть Храм Повелителя Обезьян.
Даосы считают, что, если ты побываешь на всех пяти вершинах Хуашань, то достигнешь просветления. Думаю, в наши дни это практически невозможно, поскольку по пути человек, который стремится к просветлению, преодолевая физические трудности, закаляя тело и отпуская мысли, освобождает дух от бренности бытия. Когда же вокруг суетится огромная масса народа, не только стремящегося взойти хотя бы на одну вершину, но и продающая всевозможные сувениры, отвлекающая от единения с природой предложением отведать замечательные блюда китайской кухни, не до просветления. Разве что в глубине храмов, в которые заглядывают редкие посетители, еще можно погрузиться в мир Дао.
Тем не менее, прогулка по Священным Горам Хуашань увлекает, и не только красотой окружающей природы, но и трудностью преодоления некоторых участков, экстрим которых равен восхождению на классифицированные вершины, доступные только профессиональным альпинистам.
Таков участок пути к маленькому храму, выбитому в скале, дорога к которому идет от Храма Инь-Янь по навесной тропе. Семь-десять метров прохода по ней ограждено цепными перилами и проходятся без страховки.
Дальше от первого храма, тоже выдолбленного в скале, прохождение возможно только со страховкой. Тропа нависает над бездонной пропастью. Не берусь даже навскидку определить ее глубину. Это может быть и сто метров, и двести, и триста. Первые шаги даются с трудом. Естественный страх сковывает движение, но постепенно азарт и уверенность в страховке, а это два "уса", которыми попеременно перестегиваешься от одного крюка до другого, и те же крупные цепи, за которые удобно держаться, вытесняют его, и появляется чувство радости за себя от ощущения преодоления своего страха и своеобразного "парения" над пропастью.
Еще один экстремальный путь есть у пика Восточный, за Храмом, перед которым стоит изображение Лотоса. Также со страховкой там преодолевают крутой спуск, при обратной дороге требующий хорошей физической силы в руках, поскольку скала становится нависающей и при подъеме основная нагрузка приходится на руки.
Возвращение с прогулки по горам Хуашань даже до канатной дороги требует не меньшего внимания, чем восхождение. Крутые подъемы превращаются в крутые спуски, а напряжение в ногах от целого дня подъема не способствует твердости шага. Так что не расслабляйтесь! Но не забывайте смотреть по сторонам, хоть изредка останавливаясь и поднимая голову от ступеней.
Вокруг такая красота! Корявые ветки сосен, пустивших корни в щели на скалах, многочисленными лапами уперлись в небо. Белые камни пиков отвесными стенами уходят в глубину ущелий. Изогнутые крыши даоских храмов нависают над ярко-расписанными стенами. Толстые ароматные палочки дымятся перед ликами полузабытых богов. Красные флаги современного Китая развеваются над алтарями храмов. Спокойные, как и во все века, монахи продолжают нести службу, обращая свои молитвы в бесконечное небесное пространство в редкие часы затишья на Священной Горе Хуашань.
Справка: Горы Хушань находятся в 120 км от города Сиань - древней столицы Китая. В пригородах Сианя находится знаменитая гробница императора Цинь Шихуана и Терракотовая армия, неолитическая деревня Баньпо. В самом городе сохранилась старая оборонительная стена, Колокольная и Барабанная башни, две пагоды Диких Гусей - Большая и Малая, а также замечательный Парк Лотосов, разбитый вокруг восстановленного дворца Императора Тан, прославленного тем, что в его правление не было войн, а развивались торговля, наука и искусство.