Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Лянгар: остановленное время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Фотоочерк о кишлаке Лянгар, что находится в местечке Кеш, на древней земле Узбекистана. Напечатан в газете "Леди", Узбекистан, 8 октября 2009 года






   ЛЯНГАР: ОСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ
  
  Кишлак Лянгар [Долгий В.]
  
   Старинный горный кишлак Лянгар находится в шестидесяти пяти километрах от не менее старинного узбекского города Шахрисабза, известного как место, недалеко от которого родился Амир Темур. В те времена эту землю называли Кеш. Слава ее связана не только с именем великого полководца и государя, но и с именами мудрых шейхов - людей, "умеющих разговаривать с ангелами", или, другими словами, тех, кто посвятил свою жизнь поиску истины и познанию законов мироздания.
  
  Мавзолей 16 века. В нем покоится прах святого Мухаммад Садык шейха [Долгий В.]
  
   Кишлак Лянгар построен рядом с мавзолеем Мухаммад Садык шейха - мудреца, жившего в конце XV начале XVI века в этих суровых, но прекрасных местах. Слава о мудрости шейха еще при его жизни разошлась по ближним и дальним странам. Поток учеников, желающих прикоснуться к знаниям мудреца и получить его благословение, стекался к его одинокому жилищу.
  
  Внутри мавзолея. Надгробие шейха.  [Долгий В.]
  
   Сейчас вокруг мавзолея мудреца погребен прах трехсот шестидесяти шейхов, ставшими его учениками как при жизни, так и после его смерти. Среди них есть и титулованные особы. Это король Йемена, отказавшийся от мирской жизни и сорок лет проживший рядом с великим Мухаммад Садык шейхом. Позже и сам король стал шейхом, получив признание людей, как человек мудрый и святой. Потому его могила находится рядом с могилой Мухаммад Садык шейха.
   История возникновения кишлака Лянгар связана с одной из легенд, прославляющих деяния великого шейха.
   Когда один из учеников Мухаммад Садык шейха, путешествующий с ним по землям Кеша, достиг высокого уровня знаний, святой сказал: "Мне больше нечему учить тебя, а два мудреца, живущие рядом, подобны двум женщинам, готовящим одно блюдо. Потому возьми белого верблюда и ступай за ним. Где он "бросит якорь", там и поставь свой дом и пусть вокруг него другие люди тоже ставят свои дома и обретут в новых жилищах покой и отдохновение". Ученик так и сделал. Он взял белого верблюда и пошел за ним. Верблюд шел через горы, в таких местах, где верблюды не ходят. Преодолев один из перевалов, он "бросил якорь" - лег на землю. Ученик шейха решил, что место для его жилья найдено, но вдруг земля под верблюдом начала проваливаться. Тогда верблюд поднялся и пошел дальше. Шейх последовал за ним. Спустя немного времени, белый верблюд снова "бросил якорь" и на этом месте построили кишлак Лянгар.
  
  Женщина на крыше дома [Долгий В.]
  
   До наших дней сохранились несколько домов с тех времен, а прошло ни мало, ни много, более пяти веков. Это удивительно потому, что дома строили из глины, смешанной с соломой, из которой формовали кирпичи или круглые лепешки и высушивали их на солнце. Затем укладывали, промазывая швы глиной. Сверху стены также смазывали глиной и делали крышу из прочных стеблей камыша. На крышу укладывали слой глины, толщиной в пятнадцать-двадцать сантиметров. До сих пор так строят хлев для скота, хранилище для сена, а то и дома для жилья. Потому, взглянув на кишлак с высоты, наряду с крышами из шифера или металлических листов, все еще можно увидеть глиняные крыши, весной украшенные зеленью проросших трав.
  
  За водой к роднику [Долгий В.]
  
   Название кишлака Лянгар невозможно перевести односложно. В современном языке есть слово "баланс", но оно дает лишь самое поверхностное толкование. Смысл названия кишлака в том, что человек, пустивший корни на этой земле, или, как говорят сами лянгарцы - "бросивший якорь", обретает гармонию в жизни. Ту гармонию, которая позволяет человеку заниматься хозяйственными делами, обустраивая свой быт и не забывая при этом о душе, о вечном и истинном, что делает человека человеком. Тому подтверждение соседство кишлака, в котором кипит жизнь - простая, естественная, такая, какой она была на протяжении веков - и погоста, занимающего в наши дни целый холм, на вершине которого, как напоминание о вечном, сверкает шпиль мавзолея, где покоится прах святого Мухаммад Садык шейха, его отца - Абул Хасан шейха, короля Йемена, ставшего отшельником, и одной из дочерей Амира Темура, как предполагают жители кишлака.
  
  Памятник целительницы и долгожительницы кишлака Лянгар [Долгая Г.]
  
   В наши дни над могилами погребенных вокруг мавзолея, что является почетным символом и желанием многих аксакалов, появились таблички с указанием имен и дат тех, чей прах в них покоится. По ним можно судить о продолжительности жизни людей, живших и живущих в Лянгаре. Девяносто, сто, а то и больше ста лет - таков срок отпущен лянгарцам на земле. И это справедливо. Прогулявшись по кишлаку, посмотрев на его жителей, занятых простым трудом, улыбающихся, приветливых, приглашающих в дом чужих людей, чтобы они отдохнули в тени виноградников, выпили приободряющий чай, ощущаешь, что время в Лянгаре не торопится. Люди слились с природой, получая от нее самое необходимое - воду, пищу и энергию, которую она щедро дарует добрым и мудрым.
  
  Мечеть в кишлаке Лянгар 16 век [Долгий В.]
  
   В Лянгаре сохранилась мечеть, построенная при жизни Мухаммад Садык шейха. Время постройки датируется началом шестнадцатого века. Примечательно то, что мечеть не тронута руками реставраторов и привлекает истинной стариной, несмотря на то, что драгоценные камни, украшавшие ее стены, и позолота не сохранились. Крышу мечети поддерживают восемнадцать колонн: восемь снаружи, пять внутри и четыре у боковой пристройки.
  
  Колонны в мечети. В середине - хлопковая колонна  [Долгий В.]
  
   С одной из колонн связана легенда, согласно которой ее сделал из куста хлопчатника святой шейх. Когда строители обнаружили, что им не хватает дерева для возведения одной колонны, они упали духом, а шейх успокоил их и, прикоснувшись посохом к лежащему невдалеке сухому кусту хлопчатника, сделал из него колонну. Ее так и называют "хлопковая колонна".
  
  Надписи на арабском в мавзолее шейха [Долгий В.]
  
  Внутри мечети сохранились старинные росписи и надписи на арабском - суры из корана. А в мавзолее есть надписи, сделанные как привычной арабской вязью, так и в графическом стиле "куфи". Не зная, что это надпись, можно принять ее за причудливое украшение.
  
  Мулла в мечети [Долгий В.]
  
   Как в мавзолее, так и в мечети молятся. Мулла - еще совсем молодой в мавзолее, старый и мудрый в мечети - читают молитвы, прося у святого шейха благословения всем, независимо от национальности и вероисповедания. В мечети по пятницам собираются жители Лянгара и других кишлаков, расположенных рядом, и слушают муллу, читающего суры корана, объясняющего всем, что завещал пророк, рассказывающего о законах жизни и о деяниях святых, таких, как Мухаммад Садык шейх.
  
  Мужской камень. Проверка на грешность [Долгий В.]
  
   Во дворике мечети стоят два камня весом один - сто семьдесят пять килограмм, а другой - пятьдесят. По преданию, тем, кто поставит лежащий камень - мужчины больший, а женщины меньший - отпущены грехи. Мне удалось поставить камень, причем, без особого труда. Когда я посмотрела на муллу, наблюдащего за нашим, казалось бы, развлечением, то он улыбался и довольно кивал головой. Я поняла, что моя душа, пусть на небольшое время, слилась с духом святого места и мне позволили прикоснуться к тайне, которая, быть может, когда- нибудь приоткроется и мне.
  
  В ущелье [Долгий В.]
  
   А пока я с удовольствием могу наслаждаться красотой природы гиссарских гор, в которых с давних пор стоит кишлак Лянгар. Выше него есть белая скала, очертания которой напоминают лежащего верблюда. А ниже расположено живописное ущелье, двухчасовая прогулка по которому доставила удовольствие и радость от ощущения полноты жизни, красоты строгих в своих формах скал и скупых цветом в осеннее время холмов. Только вода, бегущая по дну ущелья, журчит, напоминая об убегающем времени, которое словно застыло в одном месте, где поселилась гармония - Лянгар.
  
  Вход в мечеть [Долгий В.]
  
   Ташкент, сентябрь, 2009 год.
  
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"