Аннотация: коррекция средневекового трактата под современный русский язык
Вокруг Сковороды
А.Назаренко
_________"Жизнь не то значит, чтоб только
_________ есть и пить, но быть весёлым и куражным,
_________ и сытость телесная не даст куража сердцу,
_________ лишенному своей пищи."
_____ Григорий Сковорода. 1776г.
Когда Америка твои труды достала,
Проникла в суть их, ширь и глубину,
Она желанием великим воспылала,
Чтоб непременно видеть ту страну,
Где вырос ум высокий и могучий,
Где дух парил, презрев земной уют:
- Мы в гости едем, и на всякий случай,
- Вы перешлите нам маршрут...
Что делать? - В панику мы впали.
- Какой маршрут? Америка? Сюда?
- Нет! Сроду мы такого не слыхали,
- Что делать? - Батюшки! Беда!
Оправившись немного, порешили:
- Дорогу сделаем! Упрячем нашу грязь!
... А заодно - всем крыши перекрыли,
... И жесть блестящая нашлась...
Стоит село. Игрушкою сияет.
Музей и дуб! И людям хорошо...
А делегация, конечно, не узнает,
Как то село до этого дошло...
Они уехали... и русского не знают,
А хоть и знают, кто им скажет то,
Что Родина умы не почитает.
В деревне ж, люди, говорят зато:
"Подяка Гришi за дороги та кришi"
(по русски: "Спасибо Грише за дороги и крыши")
_______Село Сковородиновка, Харьковской обл.
БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ
Любезный приятель!
В седьмом десятке нынешнето века, оставив учительскую должность и уединяясь в лежащих около Харькова лесах, полях, садах, селах, деревнях и пчельниках, обучал я себя добродетели и поучался в Библии; притом, забавляясь благопристойными игрушками, написал полтора десятка басен, не имея с тобою знакомства. А в этом году в селе Бабаях умножил их в два раза. Между тем, когда писал дополнительные, казалось, будто ты всегда присутствуешь, одобряя мои мысли и вместе в них со мною причащаясь. Дарую же тебе три десятка басен, тебе и подобным тебе.
Отеческое наказание заключает в горести своей сладость, а мудрая игрушка утаивает в себе силу.
Глупую важность встречают по виду, выпроваживают по смеху, а разумную шутку печатлеет важный конец. Нет смешнее, как умный вид с пустыми потрохами, и нет веселее, как смешное лицо с утаенною дельностью. Вспомните пословицу: "Красна хата не углами, но пирогами".
Я и сам не люблю превратной маски тех людей и дел, о которых можно привести малороссийскую пословицу: "Стучит, шумит, гремит... А что там? Кобылья мертвая голова бежит". Говорят и великороссы: "Летала высоко, а села недалеко" - о тех, что много и витиевато говорят, а нечего послушать. Не по нраву мне пустая надменность и пышная пустошь, а люблю то, что сверху ничто, но в серёдке нечто, снаружи ложь, но внутри истина. Такова басня, её можно сравнить со статуэткой-копилкой: снаружи смешная, но внутри таит сокровища.
Друг мой! Не презирай баснословия! Басня и притча есть то же. Не по кошельку суди сокровище, праведный суд суди. Басня тогда бывает скверная и бабья, когда в подлой и смешной своей шелухе не заключает зерно истины, подобно пустому ореху. От таких-то басен отводит Павел своего Тимофея (I к Тимофею, гл. 4, ст. 7). И Петр не просто отвергает басни, но басни поверхностные, не имеющие силы Христовой, а только украшенную наличность. Иногда во вретище кроется драгоценный камень. Пожалуй, разжуй сии Павловские слова: "Не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающих от истины"(К Титу 1:14). Как обряд без силы Божьей - пустошь, так и басня без истины. Если ж с истиною, кто дерзнёт назвать лживою? "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть"(К Титу 1:15).
Таким больным, лишенным страха Божия, а с ним и доброго восприятия, всякая пища кажется гнусною. Не пища гнусна, но осквернился их ум и совесть.
Этот забавный, символический род писаний был в обиходе у древних любомудров. Лавр и зимою зеленый. Так мудрые и в игрушках умны и во лжи истинны. Истина острому их взору не как подлым умам издали болванела, но ясно, как в зеркале, представлялась, и они, увидев живой её образ, уподобили его различным тленным фигурам.
Ни одни краски не изъясняют розу, лилию, нарцисс столь живо, сколь благолепно у них образуется невидимая Божия истина, тень небесных и земных образов. Отсюда родились иероглифы, эмблемы, символы, таинства, притчи, басни, подобия, пословицы... И не удивительно, что Сократ, когда ему внутренний ангел-предводитель во всех его делах велел писать стихи, избрал Эзоповы басни. И как самая хитрейшая картина неученым очам кажется враками, так и здесь делается.
Солнце и царица всех планет Библия тайнообразующими фигурами, притчами и подобиями боговдохновенна. Вся она вылеплена из глинки и называется у Павла буйством. Но в эту глинку вдохнули дух жизни, а буйстве кроется мудрое всего смертного. Образ, притча, уподобление - это одно и то же.
Прими же, любезный приятель, дружеским сердцем аппетитную влагу мыслей твоего друга. Не мои эти мысли и не я их измыслил: истина безначальна. Но люблю - потому и мои, люби ты - и будут твои. Знаю, что твой телесный болван далеко разнится от моего чучела, но два различных сосуда одним да наполняются ликером, да будет едина душа и едино сердце. Вот она, истинная дружба, единство мыслей! Всё не наше, всё погибнет и сами истуканы наши. Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истина вечна, а мы в ней, как яблоня в своем семени, сохранимся.
Питаем же дружбу. Прими и кушай с Петром четвероногих зверей, гадов и птиц. Бог тебя да благословляет! С Ним не вредит и самый яд языческий. Они не что иное, как образы, прикрывающие, как полотном, истину. Кушай, пока не вкусишь с Богом лучшее.
Любезный приятель! Твой верный слуга, любитель
священной Библии Григорий Сковорода.
1744 г., в селе Бабаях, накануне пятидесятницы.
Басня 1 СОБАКИ
В селе у хозяина жили две собаки. Случилось мимо ворот проезжать незнакомцу. Одна из них, выскочив и полаяв, пока он не исчез с виду, воротилась на двор.
- Какая тебе в этом прибыль? - спросила другая.
- По крайней мере, не так скучно,- отвечала она.
- Ведь не все же,- сказала разумная,- проезжие таковы, чтоб их почитать за врагов нашего хозяина, а то бы я и сама должности своей не оставила, несмотря на то, что с прошедшей ночи нога моя волчьими зубами повреждена. Собакою быть дело не хитрое, но без причины лаять на всякого дурно.
М о р а л ь. Разумный человек знает, что осуждать, а безумный болтает без разбору.
Басня 2 ВОРОНА И ЧИЖ
Неподалеку от озера, в котором видны были жабы, Чиж, сидя на ветке, пел. Ворона в близости тоже себе квакала, и, видя, что Чиж петь не перестает:
- Что ты ерепенишься, жаба?
- А почему ты меня жабою зовешь?-спросил Чиж Ворону.
- Потому, что ты точно такой зеленый, как вон та жаба.
А Чиж сказал: - О, ежели я жаба, тогда ты точная лягушка по внутреннему твоему инструменту: поёшь мотивно, да слушать противно.
М о р а л ь. Кто он такой, человек, сердце и нравственность свидетельствуют, а не наружное обличье. Дерево по плодам познается.
Басня 3 ЖАВОРОНКИ
Еще в древние века, когда черепахи у орлов летать учились, юный Жаворонок сидел неподалёку от того места, где одна из помянутых черепах, по сказке мудрого Эзопа, полёт свой благополучно на камне окончила с великим шумом и треском. Юнец, испугавшись, пробрался с трепетом к своему отцу:
- Батюшка! Конечно, возле той горы сел орел, о котором ты мне когда-то говорил, птица всех страшнее и сильнее...
- А почему ты так думаешь, сынок?- спросил старик.
- Батюшка! Как он садился, я такой быстроты, шуму и грому никогда не видывал.
- Мой любезнейший сынок! - сказал старик. - Твой молоденький умок... Знай, друг мой, и всегда эту песенку помни:
Не тот орел, что высоко летает,
Но тот, что легко седает...
М о р а л ь. Многие без природы неординарные дела зачинают, но худо кончают. Доброе намерение и конец всякому делу - достоверная печать.
Басня 4 ГОЛОВА И ТУЛОВИЩЕ
Туловище, одетое в великолепное и обширное с дорогими уборами одеяние, величалось перед Головою и упрекало её, что на ней и десятой доли нет того великолепия в сравнении с ним...
- Слушай, ты дурак! Если может вместиться ум в твоем брюхе, то рассуди, что это делается не по большему твоему достоинству, но потому, что нельзя тебе столь малым довольствоваться, как мне, - сказала Голова.
Ф а б у л а эта для тех, которые честь свою на одной мишуре основали.
Басня 5 ЧИЖ И ЩЕГОЛ
Чиж, вылетев на волю, встретился с давним своим товарищем Щеглом, который его спросил:
- Как ты, друг мой, освободился?.. Расскажи мне!
- Чудным образом, - отвечал пленник. - Богатый турок приехал с посланником в наш город и, прохаживаясь из любопытства по рынку, зашел в птичий ряд, в котором нас около четырехсот у продавца висело в клетках. Турок долго на нас смотрел с сожалением, как мы один перед другим пели, наконец, спросил нашего хозяина:
- А сколько просишь денег за всех?
- 25 рублей, - отвечал он.
Турок, не говоря ни слова, выкинул деньги и велел подавать по одной клетке, из которых, каждого из нас на волю выпуская, утешался, глядя в разные стороны, куда мы разлетались.
- А что же тебя, - спросил товарищ, - заманило в неволю?
- Сладкая пища да красная клетка,- отвечал счастливец. - А теперь, пока умру, буду благодарить Бога такой песенкою:
Лучше мне сухарь с водою,
Нежели сахар с бедою.
М о р а л ь. Кто не любит скорбей, должен научиться просто и убого жить.
Басня 6 ШЕСТЕРНИ ЧАСОВ
Шестерня часового механизма спросила у Другой:
- Скажи мне, для чего ты вертишься не по нашему направлению, но в противную сторону?
- Меня, - отвечала Другая, - так сделал мастер, и этим вам не только не мешаю, но ещё способствую тому, чтобы часы ходили в соответствии с солнечным кругом.
М о р а л ь. По разным природным склонностям и жизненный путь разный. Однако всем одно воздаяние - честь, мир и любовь.
Басня 7 ОРЁЛ И СОРОКА
Сорока Орлу говорила:
- Скажи мне, как тебе не наскучит непрестанно вихрем крутиться на пространных высотах небесных, и то в гору, то вниз, будто по спирали шастать?..
- Я бы никогда на землю не опустился, - отвечал Орел, - если б телесная нужда к тому меня не принуждала.
- А я никогда бы не отдалялась от городского общежития, - сказала Сорока, - если бы Орлом была.
- И я то же бы делал, - говорил Орёл, - если бы был Сорокою.
М о р а л ь. Кто родился для того, чтобы размышлять о вечном, тому приятнее жить в полях, рощах и садах, нежели в городах.
Басня 8 ГОЛОВА И ТУЛОВИЩЕ
- Чем бы ты жива была, - упрекнуло Туловище Голову, - если бы из меня жизненные соки частично не вытягивала?
- Это правда, - отвечала Голова, - но в награду того моё око тебе светом, и я руковожу советом.
М о р а л ь. Народ должен обладателям своим служить и кормить.
Басня 9 МУРАВЕЙ И СВИНЬЯ
Свинья с Муравьем спорили, кто из них богаче. А Вол был очевидцем и побочным судьею.
- А много ли у тебя хлебного зерна? - спросила с гордою улыбкою Свинья. - Прошу объявить, почтенный господин...
- У меня полнёхонькая горсть самого чистого зерна. Как только сказал Муравей, захохотали Свинья и Вол со всей мочи.
- Так вот нам будет судьёю господин Вол, - говорила Свинья. - Он 20 лет с лишком отправлял с великою славою судейскую должность, и можно сказать, что он между всею своею братией искуснейший юрист и самый дотошный математик. Его благородие может нам спор легко разрешить. Да он и в латынских диспутах весьма, кажется, искушён.
Вол после этих слов, мудрой скотиной сказанных, тотчас прикинул на счётах и при помощи арифметического умножения сделал следующее определение:
- Поскольку бедный Муравей только одну горсть зерна имеет, как сам чистосердечно признался, да и, кроме зерна, ничего больше не употребляет, и, наоборот, у госпожи Свиньи имеется целая кадь, содержащая 300 горстей с гаком, поэтому по всем правилам здравого рассуждения...
- Не так вы посчитали, господин Вол, - прервал его речь Муравей. - Наденьте очки да расход сопоставьте с приходом на счётах...
Дело зашло в спор и перенесено в высший суд.
М о р а л ь. Довольство малым - вот истинное богатство.
Басня 10 ДВЕ КУРИЦЫ
Случилось Дикой курице залететь к Домашней.
- Как ты, сестрица, в лесах живешь? - спросила Домашняя.
- Точь в точь, как и прочие птицы лесные, - отвечала Дикая. - Тот же Бог и меня питает, который кормит диких голубей стаю...
- Так они же и летать могут хорошо, - промолвила хозяйка.
- Это правда, - сказала Дикая, - и я по тому же воздуху летаю и довольна крыльями, от Бога мне данными...
- Вот этому-то я, сестрица, не могу верить, - говорила Домоседка, - оттого, что я насилу могу перелететь вон к этому сараю.
- Не спорю, - говорит Дичина, - так вы, голубушка моя, с малых лет, как только родились, изволите по двору навозы разгребать, а мне свои полёты нужно ежедневными тренировками подтверждать.
М о р а л ь. Многие, что сами не в силах совершить, в том другим не верят. Бесчисленно многие негою отучены путешествовать. Известно, что как практика без таланта, без призвания, безуспешна, так и талант трудолюбием утверждается. Какая польза знать, каким образом делается дело, если ты к тому не привычен? Узнать не трудно, а трудно обрести навык, упражняться. Наука и опыт есть то же. Она не в знании живет, но в делании. Ведение без дела есть мученье, и дело - без природы, без таланта. Вот чем разнится scientia et doctrina (знание и наука).
Басня 11 ВЕТЕР И ФИЛОСОФ
- О, чтоб тебя черт взял, проклятый!..
- За что ты меня бранишь, господин Философ? - спросил Ветер.
- За то, - ответствует Мудрец, - что как только я отворил окно, чтобы выбросить вон чесночную шелуху, ты как дунул проклятым твоим вихрем, так всё назад по всему столу и по горнице разбросал, да ещё притом рюмку с остатком вина, опрокинув, расшиб, уж не говорю о том, что, раздувши из кисета табак, все блюдо с кушаньем, которое я после трудов собрался было покушать, совсем засорил...
- Да знаешь ли, - говорит Ветер, - кто я таков?
- Чтоб я тебя разумел? - вскричал Физик. - Пускай о тебе мужички рассуждают. А я после небесных планет тебя моего внимания не удостаиваю. Ты одна пустая тень...
- А если я, - говорит Ветер, - тень, так есть при мне и тело. И правда, что я тень, а невидимая во мне Божья сила есть точно тело. И как же мне не веять, если меня всеобщий наш Создатель и невидимая суть движет.
- Знаю, - сказал Философ, - что в тебе есть существо неповинное, поскольку ты Ветер...
- И я знаю, - говорил Дух, - что в тебе столько есть разума, сколько в тех двух мужиках, из которых один, нагнувшись, поздравил меня заднею бесчестною частью, задравши платье, за то, что я раздувал пшеницу, когда он ее чистил, а другой такой же комплимент сделал в то время, как я ему не давал вывершить копну сена, и ты у них достоин быть головою.
М о р а л ь. Кто на погоду или на урожай сердится, тот против самого всесозидающего Бога возмущается.
Басня 12 ОСЕЛКА И НОЖ
Нож беседовал с Оселкою.
- Конечно, ты нас, сестрица, не любишь, что не хочешь в стать нашу вступить и быть ножом...
- Ежели бы я острить не годилась, - сказала Оселка, - не отказалась бы вашему совету последовать и состоянию. А теперь тем-то самым вас люблю, что не хочу быть вами. И конечно, став ножом, никогда столько одна не перережу, сколько все те ножи и мечи, которые во всю жизнь мою переострю; а наше время на Оселки очень скудно.
М о р а л ь. Родятся и такие, что воинской службы и женитьбы не хотят, дабы других поощрять к разумной чести, без которой всякая стать недействительна.
Басня 13 ОРЁЛ И ЧЕРЕПАХА
На склонившемся над водой дубе сидел Орёл, а поблизости Черепаха своей братии проповедовала следующее:
- Пропадай оно летать... Покойная наша прабаба, дай Бог ей царство небесное, навеки пропала, как видно из преданий, из-за того, что этой проклятой науке начала было у Орла обучаться. Сам сатана её выдумал...
- Слушай, ты, дура! - прервал её проповедь Орёл.- Не через то погибла премудрая твоя прабаба, что летала, но через то, что принялась за такое дело не по природе. А летать никогда не хуже, чем ползать.
М о р а л ь. Славолюбие да сластолюбие многих поволокло в стать, совсем природе их противную. Но тем им вреднее бывает, чем стать незауряднее, и весьма немногих мать родила, например, к философии, к ангельскому житию.
Басня 14 СОВА И ДРОЗД
Как только Сову увидели птицы, начали наперегонки щипать.
- Не досадно ли вам, сударыня,- спросил Дроздик,- что без всякой вашей виновности нападают? И не дивно ли это?
- Нисколько не удивительно,- отвечала она.- Они и между собою то же самое всегда делают. А что касается досады, я сношу её потому, что хотя Сороки с Воронами и Грачами меня щиплют, однако Орел с Филином не трогают, притом и афинские граждане почитают.
М о р а л ь. Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.
Басня 15 ЗМЕЯ И БУФФОН(шут, паяц)
Когда Змея весною скинула линьку, Буффон это заметил:
- Как, вы, сударыня,- сказал с удивлением,-омолодели! Что тому причиною? Прошу, скажите!
- Я вам с охотою дам совет,- Змея говорит.- Ступайте за мною!
И повела Буфона к тесной скважине, сквозь которую она, с великою трудностью продравшись, стащила с себя всю старинную ветошь.
- Вот, господин Буффон, извольте пролезать сквозь узкий этот проход. А как только пролезете, тотчас обновитесь, оставив всю негодность по другую сторону.
- Да разве ты меня тут хочешь задушить?- вскричал Буфон. - А хотя мне сюда удастся протащиться, тогда с меня последняя кожа сдерётся...
- Прошу не гневаться, - сказала Змея, - кроме того пути нельзя вам сюда дойти, где мне быть посчастливилось.
М о р а л ь. Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто не потрудится, добра не достигнет. (Эта басня входит в противоречие с концепцией Сковороды: что трудно, то не нужно; что нужно, то легкодостигаемо).
Басня 16 ЖАБЫ
Когда высохло озеро, Жабы поскакали искать для себя новое жилище. Наконец все вскричали:
- Ах, сколь изобильное озеро! Оно будет нам вечным жилищем.
И тут же нырнули в него.
- А я,- сказала одна из них,- жить намерена в одном из наполняющих ваше озеро источников. Вижу издали приосененный холм, многие сюда ручейки посылающий, там надеюсь найти для себя добрый источник.
- А почему так, тетушка? - спросила молодка.
- А потому, голубка моя, что ручейки могут потечь в иную сторону, и ваше озеро может опять высохнуть. Родник для меня всегда надежнее лужи.
М о р а л ь. Всякое изобилие может оскудеть и высохнуть, как озеро, а честное ремесло есть неоскудевающий родник не изобильного, но безопасного пропитания. Сколь многое множество богачей всякий день превращаются в нищих! В таком кораблекрушении единственной гаванью может быть ремесло. Самые беднейшие рабы рождаются из предков, жительствовавших в луже великих доходов. И не напрасно Платон сказал: "Все короли из рабов, и все рабы - отверженные из королей". Так бывает тогда, когда владыка всему - время - уничтожает изобилие. Да знаем же, что глава всех наук, око и душа - научиться жизнь жить порядочную, основанную на законе веры и страха Божьего, как на главнейшем пункте. Такой пункт есть основание и родник, рождающий ручейки гражданских законов. Но это и глава угла для созидающих благословенное жительство, и сего камня твердость содержит в пользе все должности и науки, а общество в благоденствии.
Басня 17
ДВА ЦЕННЫХ КАМУШКА: АЛМАЗ И СМАРАГД
Высоких качеств Смарагд, находясь при королевском дворе в славе, пишет к своему другу Адамантию следующее:
- Любезный друг! Жалею, что не радишь о своей чести и живешь погребенным в пепле. Твои дарования мне известны. Они достойны честного и видного места, а теперь ты подобен светящему свечнику, под спудом сокровенному. К чему наше сияние, если оно не приносит удивления и веселья народному взору? Сего тебе желая, пребуду - друг твой Смарагд.
- Драгоценный друг! - ответствует Алмаз.- Наше сияние с высокого места питает народную пустославу. Да взирают на блестящие небеса, не на нас. Мы слабый список небес. А цена наша, или честь, всегда при нас и внутри нас. Гранильщики не придают нам, а открывают в нас её. Она не умножается видным местом и людскою хвалою, а презрением, забвением и хулою не уменьшится. В таких мыслях пребуду- друг твой Адамантий.
М о р а л ь. Цена и честь есть то же. Тот, кто не имеет её внутри себя, приемля лживое свидетельство снаружи, тот надевает вид ложной подделки и фальшивой монеты. Превратно в народе говорят так: "Сделали Авраама честным человеком". А должно бы говорить так: "Засвидетельствовано перед народом о чести Авраама". Просвещение или вера Божия, милосердие, великодушие, справедливость, постоянность, целомудрие... Вот цена наша и честь! Старинная пословица: "Глупый ищет места, а разумного и в углу видно".
Басня 18 СОБАКА И КОБЫЛА
Кобыла, поноску(то, что носит в зубах собака) носить наученная, чрезмерно кичилась. Она смертно не любила Меркурия - так звали пса - и, желая его пришибить, при всяком случае грозила ему задними копытами.
- Чем я виноват, госпожа Диана? - говорил пёс Кобыле. - Почему я вам так противен?..
- Негодный!.. Как только стану при гостях носить поноску, ты пуще всех хохочешь. Разве моя наука смешная?..
- Простите, сударыня, меня, признаюсь в моем природном пороке: для меня смешным кажется даже доброе дело, делаемое без природы и призвания.
- Сукин сын! Что ж ты хвастаешь природою? Ты неученый невежа! Разве не знаешь, что я обучалась в Париже? И тебе ли осмыслить то, что учёные говорят: Ars perficit naturam(искусство усовершенствует природу). А ты где учился и у кого?
- Матушка! Если вас учил славный патер Шимпанзе, то меня научил всеобщий наш Отец небесный, дав мне к тому сродность, а к сродности - охоту, к охоте - знание и привычку. Может быть, потому дело мое не смешное, но похвальное.
Диана, раздражаясь, стала было поворачиваться задним фронтом, но пёс удалился.
М о р а л ь. Без природы, как без пути: чем далее пробираешься, тем беспутнее заблуждаешь. Природность - вечный источник охоты. Такая воля, по пословице, пуще всякой неволи. Она побуждает к частому опыту. Опыт - отец искусству, ведению и привычке. Отсюда родились все науки, книги, и хитрости. Эта главная и единственная учительница выучивает птицу летать, а рыбу - плавать. В Малороссии в ходу премудрая пословица: "Без Бога ни до порога, а с Ним хоть за море".
Бог, природа и Минерва - одно и то же. Как пахнущая соль без вкуса, как цвет без природного духа, и око без зеницы, так несродное делание всегда лишено чего-то существенного. Но это существенное - во главе, и называется по-гречески благолепием, или красотою, и не зависит от науки, но наука от него. Госпожа Диана, как чересчур обученное, но с недостатком благоразумия животное, изволит противоставить: Ars perficit naturam.
Но когда сродности нет, скажи, пожалуйста, что может довести до совершенства обучение? Словцо perficit значит как раз это: приводит в совершенство или в окончание. Ведь конец, как в кольце, находится всегда при своем начале и от него зависит, как плод от семени своего. Увы, горница без начала и завершения крышею венцом не увенчается.
Басня 19 НЕТОПЫРЬ И ДВА ПТЕНЦА - ГОРЛИЦЫ И ГОЛУБКИ
Великий преисподний зверь, живущий в земле, как крот, кратко сказать, Великий Крот, писал самое сладкоречивое письмо к живущим на земле зверям и к воздушным птицам. Суть была такая:
- Удивляюсь суеверию вашему: оно в мире обрело то, чего нигде нет и не бывало: кто вам насеял сумасбродство, будто в мире есть какое-то солнце? Оно в собраниях наших прославляется, начальствует в делах, печатлеет концы, услаждает жизнь, оживляет тварь, просвещает тьму, источает свет, обновляет время. Какое время? Одна только тьма в мире, так одно и время, а другому времени быть чепуха, вздор, небыль... Эта ваша дурость - плодовитая мать и других дурачеств. Везде у нас врут: свет, день, век, луч, молния, радуга, истина. А смешнее всего - почитаете химеру, называемую око, будто оно зеркало мира, юдоль света, вместилище радости, дверь истины... Вот варварство! Любезные мои друзья! Не будьте подлы, скиньте ярмо суеверия, не верьте ничему, пока не возьмете в кулак. Поверьте мне: не в том жизнь, чтоб зреть, но в том, чтоб щупать.
От 18 апреля 1774 года. Из преисподнего мира.
Это письмо понравилось многим зверям и птицам, например, Сове, Дремлюге, Сычу, Удоду, Ястребу, Филину, кроме Орла и Сокола. А более всех Нетопырь изощрялся в высокородном догмате и, увидел Горлицына и Голубицына сынов, старался осчастливить их высокопарной философией. Но Горлицын сказал:
- Наши родители лучшие для нас учителя. Они нас родили во тьме, но для света.
А Голубчик отвечал:
- Не могу верить обманщику. Ты мне и прежде говорил, что в мире солнца нет. Но я, родившись в мрачных днях, в нынешнее воскресенье увидел восход прекраснейшего всемирного ока. Да и смрад, от тебя и от Удода исходящий, свидетельствует, что живет внутри вас недобрый дух.
М о р а л ь. Свет и тьма, тление и вечность, вера и нечестие - мир составляют и одно от другого зависит. Кто тьма - будь тьмою, а сын света - да будет светом. По плодам познаете их.
Басня 20 ВЕРБЛЮД И ОЛЕНЬ
Африканский Олень часто питается змеями. Нажравшись их досыта и не терпя внутри палящей ядом жажды, быстрее птиц пустился на источники водные и на горы высокие. Тут увидел Верблюда, пьющего в протоке мутную воду.
- Куда спешишь, господин Рогач? - отозвался Верблюд.- Напейся со мною в этом ручейке.
Олень отвечал, что он мутной воды пить без отвращения не может.
- То-то ваши братья чрезмерно нежны и замысловаты, а я нарочно возмущаю: для меня мутная слаще.
- Верю,- сказал Олень.- Но я родился пить самую прозрачнейшую воду из родника. Этот ручеёк доведет до самого родника. Оставайся, господин Горбач.
М о р а л ь. Библия есть источник. Израильские истории в ней и плотские имена - грязь и мутный ил. А фонтан живой воды подобен киту, испускающему вверх из ноздрей сокровенную воду нетления, о которой писано: "Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток" (Притчи, 18:4).
Кто Верблюд, тот возмущение потопных глаголов пьёт, не достигая источничьей главы: "Помажь голову твою и умой лицо твоё"(Матфей 6:17). А Олень к чистой воде востекает с Давидом: "Кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?" (2-я Царств, 23:15). Слово, имя, знак, путь, след, нога, копыто, термин - это тленные ворота, ведущие к источнику нетления. Кто не подразделяет словесных знаков на плоть и дух, тот не может различить между мутною водою и водою красоты небесной и росы. Взгляни на 14:3-7 Второзакония: "Не ешь скот нечистый, с нераздвоенным копытом". А каков ты сам, такова твоя и Библия. О ней-то точно сказано: "С преподобным преподобным будешь..." Описатели зверей пишут, что верблюд, приступая пить, всегда возмущает воду. Но олень чистой воды поклонник.
Эта басня написана в светлое воскресение по полудни, 1774 в Бабаях.
Басня 21 КУКУШКА И ДРОЗД
Кукушка прилетела к черному Дроздику.
- Как тебе не скучно? - спрашивает его.- Что ты делаешь?
- Пою,- отвечает Дроздик,- видишь...
- Я и сама пою чаще тебя, да всё, однако, скучно...
- Да ты же, сударыня, только то и делаешь, что, подкинув в чужое гнездо свои яйца, с места на место перелетая, поёшь, пьёшь и ешь. А я сам кормлю, берегу и учу своих детей и свои труды скрашиваю пением.
М о р а л ь. Премногие, подавив сродную в себе должность, только и делают, что поют, пьют и едят. В такой праздности невыносимую терпят печаль даже более, чем работающие без отдыха. Петь, пить и есть - не главное, но один только хвостик главного нашего сродного дела. А кто для того ест, пьёт и поёт, чтоб охотнее после отдыха взяться за должность, как за надлежащий путь свой, тому скуку прогнать не многого стоит: он каждый день и при деле, и празднует, и о нем-то пословица: "Доброму человеку всякий день праздник". Должность наша - источник увеселения. А если кого своя должность не веселит, такой, конечно, не к ней сроден, не друг её верный, но нечто помимо неё любит, и как не удовлетворён, так и не счастлив. Но ничто столь не сладко, как общая всем должность. Она есть искание царствия Божиего, глава, свет и соль каждой частной должности. Самая незаурядная должность не веселит и без страха Божиего, как без главы, мертва, сколько бы она отправляющему ни была сродна. Страх Господен возвеселит сердце. Сердце, как только начнет возводить к нему мысли свои, вдруг оживляется, и демон скуки и уныния, как прах ветром возметаемый, отбегает. Все мы не ко всякому делу призваны, а всякий добрый человек по своему назначению рождается. Счастлив, кто сопряг сродную себе частную должность с общею. Вот истинная жизнь. И теперь можно разуметь следующее Сократово слово: "Иные живут, чтоб есть и пить, а я пью и ем, чтобы жить".
Басня 22 НАВОЗ И АЛМАЗ
Тот-то самый Навоз, в котором некогда Эзопов петух вырыл драгоценный камушек, дивился Алмазу и с любопытством вопрошал:
- Скажи мне, пожалуйста, откуда вошла в тебя столь великая цена? И за что тебя люди почитают? Я удобряю нивы, сады, огороды, красу и пользу опекаю, и при этом ни десятой доли чести не имею в сравнении с твоей.
- И сам не знаю,-отвечает Алмаз.- Я та же, что и ты, земля и даже гораздо хуже тебя - пережжённый солнечным зноем пепел. Но только в сухих моих водах благолепно отображается блистание солнечного света, без которого все силы твоих удобрений пустые, а произращения мертвы, по старинной пословице: "В поле пшеница годом родится, не нивою, не навозом".
М о р а л ь. Светские книги, бесспорно, преисполнены всякой пользой. Если бы они спросили Библию: почему сами пред нею и десятой доли чести и цены не имеют, почему ей создаются алтари и храмы? - И сама не знаю,- отвечала бы она.- Я состою с тех же слов и речей, что вы, да и гораздо худших и варварских. Но в невкусных водах моего Писания, как в зеркале, боголепно сияет невидимое, но пресветлейшее око Божие, без которого вся ваша польза пуста, а краса мертва.
Конечно, таким древом жизни услаждается горечь невкусных её речей, когда обычная вода претворяется в вино, веселящее сердце человека. И точно о ней одной сказывает Соломон следующее: "Превознеслася ты над всеми. Ложного умягчения слов и суетной доброты женской нет в тебе". Взгляни на суть притчей. Бог часто в Библии означается годом, погодою, благоденствием, например: "Лето Господне приятное..." "Ныне время благоприятное..." Прочти начало Соломонова Екклесиаста о времени. "Время" - по-римски tempus, оно значит не только движение в небесных кругах, но и меру движения, называемую у древних греков ритмом. Это слово значит то же самое, что такт. Да и у нынешних музыкантов мера в движении пения именуется темпом. Итак, темп в движении планет, часовых механизмов и музыкального пения есть то же, что в красках образ. Теперь видно, что значит ритм и темп. И премудро пословица говорит: "В поле пшеница годом родится..." Премудро и у римлян говаривали: год плодородит, не поле. Образ и темп невидимы. Басня наша да заключится такими словами Аристотеля о музыке: "В ритме мы наслаждаемся ясностью и порядком". Кто это разжует, тот узнает, что значит рифма. Это слово в России во многих устах, но не во многих умах.
Басня 23 СОБАКА И ВОЛК
У Титира, пастуха, жили Левкон и Фиридам, две собаки, в великой дружбе(Сюжет басни взят из "Буколик" Вергилия). Они прославились у диких и домашних животных. Волк, побуждаемый их славою, при удобном случае порывался в друзья.
- Прошу меня любить и жаловать, государи мои,- говорил с ужимкою придворного Волк.- Вы в состоянии меня премного осчастливить, если соизволите удостоить чести быть третьим вашим другом, чего лестно ожидаю.
Потом наговорил им о славных и богатых предках своих, о модных науках, в которых воспитан со тщанием отцовским.