Долгалев Виктор Федорович :
другие произведения.
Филон Александрийский О нетленности мира
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Долгалев Виктор Федорович
(
ostrow7247@yandex.ru
)
Размещен: 21/11/2021, изменен: 21/11/2021. 165k.
Статистика.
Статья
:
Религия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАКТАТА:
1-2
Вступление: для решения вопроса о нетленности мира
необходимо воззвать к Богу.
3
Необходимо также определить термины "мир" и "ги-
бель".
4
Различные значения термина "мир".
5-6
Различные значения термина "гибель". Невозможность
абсолютной гибели, то есть перехода из бытия в не-
бытие.
7
Три мнения о мире: а) он не возник и не погибнет; б)
он возник и погибнет; в) он возник, но не погибнет.
8-9
Атомисты и стоики придерживаются б), хотя и в раз-
ном смысле.
10-12
Аристотель и пифагорейцы придерживаются а).
13-16
Платон придерживается в), причем возникновение ми-
ра у него надо понимать в буквальном смысле.
17-19
До Платона того же мнения придерживались Гесиод и
Моисей.
20
Начало аргументации в пользу а) и против б). Причины
гибели для любого сущего могут быть либо внеш-
ние, либо внутренние.
21-26
Мир не может погибнуть ни от внешних, ни от внут-
ренних причин.
27
Но не гибнуть может только то, что не имело возник-
новения. Поэтому мир не имеет начала.
28-31
Гибель - это распад составных вещей на элементы,
при котором эти элементы возвращаются из проти-
воестественного состояния в естественное.
32-34
Но в мире каждый элемент занимает свое естественное
место. Поэтому мир не гибнет.
35-38
Всякая природа - и отдельных сущих, и мира в це-
лом - стремится к сохранению самой себя, но от-
дельным сущим не хватает для этого сил, а природа
мира неодолима.
39-43
Разрушение мира, как и последующее создание нового
мира, несовместимы с благостью и неизменностью
Бога.
44
Произведение Бога должно быть бессмертным, как и
он сам.
45
Гибель всех частей мира предполагает гибель насе-
ляющих их живых существ.
46
Но это значит, что погибнут в том числе и небесные
светила, которые являются бессмертными богами, а
это нелепо.
47
Именно такую нелепость утверждают стоики.
48-51
Из стоического учения вытекает гибель самого Прови-
дения и Души мира.
52-54
Время, т. е. протяженность мирового движения, суще-
ствует всегда. Стало быть, и сам мир существует
всегда.
55
Аргумент Критолая: мир существует вечно, потому что
человеческий род существует вечно.
56-69
Критика представлений, согласно которым человече-
ский род возник сравнительно недавно и первые
люди родились из самой земли.
70
Еще один аргумент Критолая: мир есть самодостаточ-
ная причина собственного существования.
71-73
Все, что возникает, лишь постепенно достигает совер-
шенства, но предполагать такое о мире - нечестиво
и нелепо.
74
Мир не может быть подвержен основным внутренним
причинам гибели - болезни, старости и нужде.
75
Мир вечен, ибо вечными являются рок и природа мира.
76-77
Многие стоики (Боэт Сидонский, Панетий, Диоген Ва-
вилонский) отказались от учения о гибели мира в
мировом пожаре.
78
Аргументы сторонников Боэта. Для гибели мира нет ни
внешних, ни внутренних причин; стало быть, она
"возникнет" из ничего, но это нелепо.
79-82
Существуют три вида гибели (от разделения, от устра-
нения господствующего качества, от слияния), но
все они неприложимы к миру.
83-84
Если мир погибнет, то Бог будет вести праздную
жизнь, а думать так - нечестиво.
85-94
Если весь мир сгорит в космическом пожаре, то семен-
ной логос миропорядка не сохранится и из него не
сможет зародиться новый мир, как предполагает
традиционный стоицизм.
95-97
Гибель живых существ не приводит к образованию
семени, из которого могли бы родиться новые жи-
вые существа того же рода. Но мир - живое суще-
ство.
98-99
В любом случае, сохранения одного семени недоста-
точно, так как оно нуждается в питательной среде.
100-103
У всех живых существ семя меньше их самих, а у мира
оно окажется больше самого мира, так как он увели-
чится в объеме во время мирового пожара.
104-105
Противоположности
предполагают
существование
друг друга, но мировой пожар предполагает, что,
например, холодное полностью исчезнет, а теплое
останется и т. п.
106
Мир не может быть погублен ни Богом, ни какой-либо
другой внешней причиной.
107
Если есть четыре элемента, почему следует думать, что
возобладает именно элемент огня, а не любой дру-
гой?
108-112
Элементы взаимно превращаются друг в друга и со-
блюдают справедливое равновесие в мировой струк-
туре.
113-116
Существуют четыре вида гибели (прибавление, отня-
тие, перемещение, изменение), но все они неприме-
нимы к миру.
117
Феофраст указывает четыре причины, склоняющие
людей к мысли, что мир возник и погибнет:
118-119
Во-первых, горы и вообще неровности земли сглади-
лись бы за бесконечное время.
120-123
Во-вторых, происходит постепенное уменьшение моря.
124-129
В-третьих, все части мира тленны, значит, и сам он
должен быть тленен.
130-131
В-четвертых, вечность мира предполагает вечность
животных и людей, но люди возникли недавно, о
чем свидетельствует недавнее появление различных
искусств.
132-137
Опровержение этих аргументов. Во-первых, вулкани-
ческое происхождение гор предполагает, что они
образуются из земли и огня, что делает их особенно
устойчивыми.
138-142
Во-вторых, отступление моря в одних местах компен-
сируется затоплением суши в других.
143-144
В-третьих, тленность целого можно вывести из тленно-
сти частей, только если все части гибнут одновре-
менно.
145-149
В-четвертых, недавнее появление искусств означает
только то, что они периодически возрождаются по-
сле глобальных катастроф, в которых гибнет бóль-
шая часть человеческого рода. Но сам род тем не
менее вечен.
150
Переход к несохранившейся части трактата.
О НЕТЛЕННОСТИ МИРА*
1 Воззвать к Богу стоит во всяком неясном и серьезном деле,
ведь Он - благой родитель и для Него, чей удел есть точнейшее
знание всего, нет ничего неясного, а уж для рассуждения о нетлен-
ности мира это необходимее всего1. Ведь ни среди чувственных ве-
щей нет ничего завершеннее мира, ни среди умопостигаемых -
совершеннее Бога, и всегда руководитель ощущения - ум, а умо-
постигаемое - чувственного, любопытствовать же о делах поддан-
ных у руководителя и покровителя - закон для тех, кому влечение
к истине врождено в большей степени.
2 Поэтому, если бы мы, поднаторев в учениях о разумности,
умеренности и всяческой добродетели, отмылись от пятен страстей
и недугов, возможно, Бог не счел бы недостойным ввести до конца
очистившиеся и ярко воссиявшие души в познание небесных вещей
или через сновидения, или через оракулы, или через знамения и чу-
деса. Поскольку же мы несем на себе запечатленные в нас несмы-
ваемые отпечатки неразумия, несправедливости и остальных поро-
ков, надо быть довольным, даже если благодаря правдоподобным
<догадкам> мы своими силами обнаружим некое подобие истины2.
3 Тем, кто исследует, является ли мир неподверженным гибе-
ли (εἰ ἄφθαρτος ὁ κόσμος), поскольку каждое [из этих слов, то есть] и
"гибель" (φθορὰ), и "мир" (κόσμος), относится к числу многознач-
ных выражений (τῶν πολλαχῶς λεγομένων), сперва, конечно, стоит
провести разыскание относительно терминов, дабы мы определили,
в каком значении они употреблены в данном случае. Однако, не
нужно перечислять <все> их значения, но лишь те, которые полезны
для нынешнего наставления (διδασκαλίαν).
4 Итак, согласно одному [значению] "миром" называется со-
вокупность неба, звезд по его окружности <и> земли, а также жи-
вотных и растений на ней, согласно же другому - одно лишь небо,
которое имел в виду Анаксагор, когда, намекая на круговое движе-
ние и обращение звезд, ответил спросившему, по какой причине он
мучится, проводя ночь на открытом воздухе: "Дабы созерцать
мир"3; а согласно третьему, как полагают стоики, - то, что сохра-
няется до возгорания (ἐκπυρώσεως)4, некая упорядоченная или не-
упорядоченная сущность, протяженность движения которой, гово-
рят они, есть время5. Теперешнее же рассмотрение - о мире
согласно первому значению, который состоит из неба, земли и жи-
вотных на них6.
5 "Гибелью" при этом называется и изменение к худшему, и
полное устранение из сущего, о котором необходимо сказать, что
его не бывает (ἣν καὶ ἀνύπαρκτον ἀναγκαῖον λέγειν): ведь как ничто
не возникает из не-сущего, так и не разрушается в не-сущее.
Ведь из не сущего вовсе - не может что-то возникнуть,
И для сущего сгинуть неслыханно и невозможно7.
И трагик [говорит]:
Не умирает ничто из рожденных,
Но, отделяясь одно от другого,
Облик новый являет...8
6 Поистине, нет ничего столь же глупого, как недоумевать, не
разрушается ли мир в не-сущее, но [имеет смысл спросить, не] пре-
терпевает ли он изменение из упорядоченного состояния (ἐκ τῆς
διακοσμήσεως)9 путем разложения и превращения разнообразных
форм элементов и составных тел в один и тот же вид или же путем
полнейшего смешения (σύγχυσιν), подобно тому как бывает во вмя-
тинах и разломах10.
7 Относительно исследуемого нами вопроса возникло три
мнения: одни называют мир вечным - и невозникшим, и непрехо-
дящим; другие же, напротив, - возникшим и тленным; а есть и та-
кие, которые, позаимствовав нечто у тех и других, у последних -
что он возник, а у первых - что он нетленен, допустили смешанное
мнение, сочтя, что он является возникшим и нетленным11.
8 Так, Демокрит, Эпикур и великое множество философов из
Стои допускают возникновение и гибель мира, но не схожим обра-
зом: первые в общих чертах описывают многочисленные миры,
возникновение которых они объясняют взаимными столкновениями
и сплетениями неделимых частиц, а гибель - взаимными ударами
и наскоками возникших [из них образований]12; стоики же утвер-
ждают, что мир - один, а виновник его возникновения - Бог, ги-
бели же - уже не Бог, но наличествующая в сущих сила неисто-