Христос называет обычных людей мёртвыми только потому, что они некомпетентны в Его учении (Лука 9:60). Получается, что без священного знания жизнь глуха, подслеповата, хромает, погрязла в фарисействе и требует если не оживления и воскрешения, то хотя бы исцеления и исправления. И НИЗВЕЛИ МЫ С НЕБА ВОДУ БЛАГОСЛОВЕННУЮ И ПРОИЗРАСТИЛИ ЕЮ САДЫ И ЗЕРНА ПОСЕВОВ, И ПАЛЬМЫ ВЫСОКИЕ - У НИХ ПЛОДЫ РЯДАМИ, - В УДЕЛ РАБАМ, И ОЖИВИЛИ ЕЮ МЕРТВУЮ СТРАНУ. ТАКОВ ИСХОД!(Коран 50:9-11, перевод и нумерация стихов Крачковского) А вот и другие переводы подобия бегства евреев из египетского рабства в землю, текущую молоком и мёдом: Порохова тоже называет это действо исходом, Османов - исходом из могил, Абу Адель - исходом и воскрешением, Гафуров, Кулиев и Османов - выходом смертных из могил, Саблуков - воскресением. Евреи-то, конечно, зациклены на обетованной Палестине, но под коррективой Корана взгляд на это преображение являет духовную метаморфозу, да и Евангелие называет его бегством в духовное горнее(Матфей 10:23; 24:16,20). И пророк Исайя превозносит бегущие к радости ноги, потому что фарисейка-голова неспособна к трансцендентности, только ноги транспарентны и транспортабельны: КАК ПРЕКРАСНЫ НА ГОРАХ НОГИ БЛАГОВЕСТНИКА, ВОЗВЕЩАЮЩЕГО МИР, БЛАГОВЕСТВУЮЩЕГО РАДОСТЬ, ПРОПОВЕДУЮЩЕГО СПАСЕНИЕ, ГОВОРЯЩЕГО СИОНУ: "ВОЦАРИЛСЯ БОГ ТВОЙ!"(Исайя 52:7) Это резонный повод ещё раз упрекнуть русскую православную церковь, считающую достоинством консервативное седалище в могилах(Исайя 65:2-5). Восстание и революция - ругательные слова в нашей церкви. А как же исайевское ВОССТАНЬ, ВОСПРЯНЬ!?(Исайя 51:9,17; 52:1; 60:1). В современных переводах этот революционный императив, как будильник, призывает пробудиться, проснуться, встать. БОДРСТВУЙТЕ, - наставляет и Христос, чтобы не оказаться в мерзости запустения(Матфей 24:42; 25:13; 26:41). И апостол Павел со слезами на глазах заявляет: Я ЗНАЮ, ЧТО, ПО ОТШЕСТВИИ МОЕМ, ВОЙДУТ К ВАМ ЛЮТЫЕ ВОЛКИ, НЕ ЩАДЯЩИЕ СТАДА; И ИЗ ВАС САМИХ ВОССТАНУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ ПРЕВРАТНО, ДАБЫ УВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ ЗА СОБОЮ. ПОСЕМУ БОДРСТВУЙТЕ(Деяния 20:29-31). К сожалению, я не уполномочен будить инертную махину, потому с горечью отмахнусь: почивай, московская патриархия на лаврах, но лавры ли это!..
Сразу задам вопрос: что такое хлеб и вообще пища да и утоляющая жажду водица? Едой мы заправляемся точно так же, как и автомобили бензином. А ведь есть ещё половая еда-едьба, что-то наподобие звериной охоты. И для души пища разнообразна: общение посредством янского языка и иньского уха, книги, театр, телевизор, интернет, красоты природы... Недаром же с древности это, казалось бы, разнородное требование объединялось - хлеба и зрелищ! А эксплуатация человека человеком - это ведь тоже еда, только здесь вклинивается зудящая от скорости буковка: е-з-з-з-да, езда. Но Евангелие утверждает: НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ, ИСХОДЯЩИМ ИЗ УСТ БОЖИИХ(Матфей 4:4). Это сказано было Христом в сорокадневном посте, когда сатана предлагал ему камни в пустыне сделать хлебами и насытиться. Сатана ведь кроме плотского и буквального хлеба другого не знает. Благодаря же воздержанию от плотской пищи питающий Бог насыщает нас духовным хлебом - мыслительным словом и знанием. В русской православной церкви даже Христа едят как буквальный хлеб. У православных мясоедов коэффициент интеллекта(IQ) даже ниже чем у атеистов, довольствующихся вегетарианством. А между тем духовное знание ничем не отличается по способу получения от жнания, жатвы. НЕ ГОВОРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА, И НАСТУПИТ ЖАТВА? А Я ГОВОРЮ ВАМ: ВОЗВЕДИТЕ ОЧИ ВАШИ И ПОСМОТРИТЕ НА НИВЫ, КАК ОНИ ПОБЕЛЕЛИ И ПОСПЕЛИ К ЖАТВЕ. ЖНУЩИЙ ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ И СОБИРАЕТ ПЛОД В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, ТАК ЧТО И СЕЮЩИЙ И ЖНУЩИЙ ВМЕСТЕ РАДОВАТЬСЯ БУДУТ (Иоанн 4:35-36). Сеять - значит со скорбью и терпением поститься, а жать и жить означает пользоваться результатами поста - жнанием и знанием. Но жать надо на спелых, побелевших нивах и соответственно поститься спелыми, круглыми датами. Почему в приведённой цитате фигурирует четвёрка, казалось бы, незавидная десятичная дробь от сорокадневного поста Христова? Четвёрка - середина священной седмины, это о ней Соломон благожелательно высказался: СЛАДОК СВЕТ, И ПРИЯТНО ДЛЯ ГЛАЗ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ(Екклесиаст 11:7). Ведь светило сотворено в четвёртый день. Причём именно о посте здесь говорится, о духовном сеянии: УТРОМ СЕЙ СЕМЯ ТВОЕ, И ВЕЧЕРОМ НЕ ДАВАЙ ОТДЫХА РУКЕ ТВОЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ТО ИЛИ ДРУГОЕ БУДЕТ УДАЧНЕЕ, ИЛИ ТО И ДРУГОЕ РАВНО ХОРОШО БУДЕТ(Екклесиаст 11:6). Но я успокою читателя: Бог, по Бхагавад-гите, никогда не рождается и не умирает(2:20), но является началом, концом, а также серединой всего сущего(10:32), поэтому и утро, и вечер - круглое, приспелое время. Круг - это виток спирали, когда начало соединяется с концом и одновременно является серединой, поскольку предыдущее отходит в историю, запустевает, а грядущее разворачивается. В 58-ой главе Исайи эти круглые числа и высоты поста, когда скудость братается с полнотой, когда богатство предоставляет свою территорию нищете и бесприютности, а силки, ловушки, темницы освобождаются, - эти витки собирания премудрости и любви описаны пророком как гимн Божьей милости. А что же зелёные, незрелые меры поста? Исайя их поругивает(Исайя 58:2-5). Даже поэзии известно, что пост от поста отличается:
Никто не может на земле разъединить
Природу с небом, их связующую нить,
Что на Покров напомнит вновь о снеге
Крупинкой, растворившейся в Онеге...
Она, как манна, к нам летит с небес.
Гонимая, об щёки наши бьётся,
Чтоб в каждого из нас вселился бес,
Который ангелом однажды обернётся...
(Ирина Бойцева-Другая, Манна с небес)
И Тора, приберегая для человека округлости плодов, сеющих семя в вечность(Бытие 1:29), для скота же и другой живности определяет в пищу зелень и незрелость(Бытие 1:30). О скотах печётся Бог? - ставит риторический вопрос апостол Павел(1 коринфянам 9:9). Но Коран на него нелицеприятно отвечает: МЫ СОТВОРИЛИ ДЛЯ ГЕЕННЫ МНОГО ДЖИННОВ И ЛЮДЕЙ: У НИХ СЕРДЦА, КОТОРЫМИ ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ, ГЛАЗА, КОТОРЫМИ ОНИ НЕ ВИДЯТ, УШИ, КОТОРЫМИ НЕ СЛЫШАТ. ОНИ - КАК СКОТЫ, ДАЖЕ БОЛЕЕ ЗАБЛУДШИЕ. ОНИ - НАХОДЯЩИЕСЯ В НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ(Коран 7:178, перевод Крачковского). ВИДЕЛ ЛИ ТЫ ТОГО, КТО СВОИМ БОГОМ СДЕЛАЛ СВОЮ СТРАСТЬ: РАЗВЕ ТЫ БУДЕШЬ НАД НИМ НАДСМОТРЩИКОМ? ИЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО СЛЫШИТ ИЛИ РАЗУМЕЕТ? ОНИ ВЕДЬ ТОЛЬКО - КАК СКОТЫ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ СБИЛИСЬ С ПУТИ(Коран 25:45-46). ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ВЕДЁТ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ БЛАГИЕ ДЕЛА, В САДЫ, ГДЕ ВНИЗУ ТЕКУТ РЕКИ. А ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ УВЕРОВАЛИ, НАСЛАЖДАЮТСЯ И ЕДЯТ, КАК ЕДЯТ ЖИВОТНЫЕ, И ОГОНЬ - МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ИХ(Коран 47:13).
Христос в Евангелии неоднократно подразделяет человеческую жизнь на два этапа - созидательный и разрушительный, на пляски и скорби, с голосом жениха и невесты и оставленный, вдовый(Матфей 11:16-19; 9:15-17; 10:34). У Соломона таких противоположных процессов значительно больше, но фактически их не перечислишь(Екклесиаст 3:1-8). Здесь обобщённо лучше указать на фазы Луны, знаменующей жизнь: слабенькая, она растёт до полноты, до пика, а потом ущербляется, впадая в слабость. Да и в Коране это отмечено: АЛЛАХ - ТОТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ВАС ИЗ СЛАБОСТИ, ПОТОМ ПОСЛЕ СЛАБОСТИ ДАЛ ВАМ СИЛУ, ПОТОМ ПОСЛЕ СИЛЫ ДАСТ ВАМ СЛАБОСТЬ И СЕДИНУ(Коран 30:53, перевод и нумерация стихов Крачковского). А история евреев в Египте разве не такова! Благословенный Иосиф заслужил перед египетским фараоном такой авторитет, что тот фактически отдал ему бразды правления, оставив за собой власть лишь декоративную: БЕЗ ТЕБЯ НИКТО НЕ ДВИНЕТ НИ РУКИ СВОЕЙ, НИ НОГИ СВОЕЙ ВО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ(Бытие 41:44). Иосиф перетащил из голодного Ханаана семейство своего отца Иакова численностью семьдесят душ, а фараон распорядился выделить им лучшие земли. Евреи размножились и усилились в Египте так, что новая власть, забывшая заслуги умершего Иосифа, обеспокоилась: как бы чужаки не присоединились к неприятелям египтян и не подчинили себе страну всецело. Евреев стали изнурять и привлекать на самые тяжёлые работы в каменоломнях, на рытье каналов, на призводстве кирпича. Фактически успешному народу был показан только рабский удел. Но евреи всё равно размножались и увеличивались. Тогда фараон распорядился топить новорождённых младенцев мужского пола, как котят. Новорождённому Моисею, будущему путеводителю еврейского народа, тоже выпала фатальная судьба: в корзинке его пустили в воды Нила, но красивого малыша увидела в тростнике фараонова дочка и сжалилась над ним. Имени своему он обязан воде: Моисей - вышедший из воды. Вода такая стихия, что губит и оживляет, так что Моисей - избранный Божий. Далее надо продолжить историю еврейского народа как исход из рабства и бегство в новый обетованный предел, где снова будет звучать эйфорический голос жениха и невесты. Но я, честно сказать, Тору читал подробно и обстоятельно чуть ли не сорок лет назад, а потом только фрагментами. Но не беда, я на дереве покажу голос жениха и невесты и его векторное бегство, если оно опустошается, к благословенным весенним почкам(Матфей 24:32). Я сам всегда жду весну, как священную корову, хотя, казалось бы, благоприятное лето Господне бархатистей. А пример дерева я беру из Корана: ВИДЕЛИ ВЫ ОГОНЬ, ЧТО ВЫВОДИТЕ ВЫ ИЗ ДРЕВА ЗЕЛЁНОГО? ЭТО ВЫ СОЗДАЛИ ТО ДЕРЕВО ИЛИ МЫ СОЗДАЛИ ЕГО ДЛЯ ПЛАМЕНИ? МЫ СДЕЛАЛИ ЕГО НАПОМИНАНИЕМ О ГЕЕННЕ И ПРИПАСОМ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРАНСТВУЕТ КРАЯМИ ПУСТЫННЫМИ(Коран 56:71-73, перевод Шидфара). Шидфар видит в высекании огня из дерева путём трения зло, другие переводчики так не думают. Да, дерево - материал для растопки, для костра, но я бы хотел напомнить, что благодаря живительному внутреннему огоньку дерево расцветает, выпускает лист и образует плоды. Конечно, потом и то, и другое, и третье тем же огоньком обугливается и пропадает, и дерево выглядит болезненно опустошённым. Но вот слово "припас" обнадёживает. В Евангелии написано, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие. Что же такое "припас" или "запас", который может помочь болезному организму, оказавшемуся без голоса жениха и невесты? В Коране написано: лучший из запасов благочестие и богобоязненность(Коран 2:193, нумерация стихов по Крачковскому). Давайте разобьём слово "любовь" на две части: лю-бовь. Не совсем понятная разбивка... А если глагол "любить" раздвоить: лю-бить? Теперь понятны слова апостола Павла: ГОСПОДЬ, КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ(Евреям 12:6). У всякой медали есть аверс и реверс, и у монетки - благословенный орёл и непрезентабельная решка. Дерево в страдании собирает небесную крупу, то есть снег, и это его боевое снаряжение под штамбом, чтобы по весне оказаться живой водой.
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. (Афанасий Фет)
Евреи тоже собирали небесную манну, а это фактически такой же пост, как и у дерева во время зимы. Вот что сказано у Иова о небесной манне: ВХОДИЛ ЛИ ТЫ В ХРАНИЛИЩА СНЕГА И ВИДЕЛ ЛИ СОКРОВИЩНИЦЫ ГРАДА, КОТОРЫЕ БЕРЕГУ Я НА ВРЕМЯ СМУТНОЕ, НА ДЕНЬ БИТВЫ И ВОЙНЫ? (Иов 38:22-23) А ведь битва эта не столько с внешним врагом, сколько с внутренним. У пророка Исайи тоже есть высказывание о небесной манне: КАК ДОЖДЬ И СНЕГ НИСХОДИТ С НЕБА И ТУДА НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, НО НАПОЯЕТ ЗЕМЛЮ И ДЕЛАЕТ ЕЕ СПОСОБНОЮ РОЖДАТЬ И ПРОИЗРАЩАТЬ, ЧТОБЫ ОНА ДАВАЛА СЕМЯ ТОМУ, КТО СЕЕТ, И ХЛЕБ ТОМУ, КТО ЕСТ, - ТАК И СЛОВО МОЕ, КОТОРОЕ ИСХОДИТ ИЗ УСТ МОИХ, - ОНО НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ КО МНЕ ТЩЕТНЫМ, НО ИСПОЛНЯЕТ ТО, ЧТО МНЕ УГОДНО, И СОВЕРШАЕТ ТО, ДЛЯ ЧЕГО Я ПОСЛАЛ ЕГО(Исайя 55:10-11). То есть небесная манна увязана с Божьим словом, которое и есть истинная пища.
Не всем такая жизнь нравилась, потому как цыплят по осени считают, и результат от надоевшей манны сразу не прочитывался. Скитальцы требовали от Моисея, чтобы он воззвал к Богу, и народ бы побаловался привычной египетской пищей - овощами, кабачками, чесноком, чечевицей и луком. НЕУЖЕЛИ ВЫ ПРОСИТЕ ЗАМЕНИТЬ ТЕМ, ЧТО НИЖЕ, ТО, ЧТО ЛУЧШЕ? - это возмущение Моисея(Коран 2:58, перевод и нумерация стихов Крачковского). У апостола Павла тоже есть подобное предостережение: НЕ ХВАЛЮ [ВАС], ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ НЕ НА ЛУЧШЕЕ, А НА
ХУДШЕЕ(1 коринфянам 11:17). Хотя Павел сам предлагает христианам вкушать за вечерей плоть Христа, но ведь зелень и мясо как зелень - пища скорее скота, нежели человека(Бытие 1:29-30, 9:2-3). И ещё раз Тора квалифицирует мясо перепелов, как пищу вечернюю, несовершенную, а манну, как пищу утреннюю, совершенную,(Исход 16:11-14) ведь по Библии вечер предшествует утру(Бытие 1:5). На ропот еврейского народа, что они сидели в Египте у котлов с мясом, Бог поднял ветер от моря и набросал на становище столько перепелов, что земля кишела ими почти на два локтя от поверхности(Числа 11:31). Ещё мясо из зубов не было выковырено, гнев Господень поразил ропотников язвою(Числа 11:33). Да и за другие жестоковыйные дела сорокалетнего странствия по Синайской пустыне поредели порядки пилигримов, так что через Иордан немногие смогли перейти. Почему же в Коране написано: МЫ ПРОСТИЛИ ВАС ПОСЛЕ ЭТОГО, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БЛАГОДАРНЫ!(Коран 2:49, перевод и нумерация стихов Крачковского) - это когда народ вылил тельца, чтобы ему поклоняться, пока Моисей получал на горе скрижали Писания. Или были поражены молнией, так как хотели видеть Аллаха открыто, потому что не верили Моисею, - МЫ ВОЗДВИГЛИ ВАС ПОСЛЕ ВАШЕЙ СМЕРТИ, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БЛАГОДАРНЫ(Коран 2:52-53, нумерация стихов Крачковского). Или отвращение от завета с Богом, - ЕСЛИ БЫ НЕ БЛАГОСТЬ АЛЛАХА К ВАМ И НЕ ЕГО МИЛОСТЬ, ТО ВЫ БЫ ОКАЗАЛИСЬ ПОТЕРПЕВШИМИ УБЫТОК(Коран 2:61). Почему же такое существенное различие между Торой и Кораном? Да и Христос как бы удостоверяет Тору: ОТЦЫ ВАШИ ЕЛИ МАННУ В ПУСТЫНЕ И УМЕРЛИ(Иоанн 6:49). Суть в том, что собирание небесной манны процесс циклический. Шесть дней собирай, в седьмой - отдых, - таких седмин надо насобирать семьдесят, а ведь каждая семёрка - это семерть, смерть, которую следующий цикл собирания воскрешает. То есть смерть - одновременно рождение. Даже переход через Чермное море как посуху и обращение Иордана вспять - это начало новых витков еврейской житухи. Конечно, мне бы хотелось, чтобы читатель это отнёс к накоплению знания и интеллекта посредством поста, а не только к числу еврейского населения. Но ведь и выводить из египетского рабства два-три миллиона евреев, чтобы их вскоре погубить - вряд ли эту версию стоит рассматривать. Христос, между прочим, сам нацеливает своих учеников на собирание небесной манны: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Лука 11:23). Потому что если не поститься, тебя одолеют бесы, духи низшего порядка(Лука 11:20-26; 9:38-42). О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! - НА ОТСЧИТАННЫЕ ДНИ(Коран 2:179-180, перевод и нумерация стихов Крачковского). Пост посту разница, и если его ослаблять... - ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ. СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) Да, библейские посты, которыми постились ессеи, сегодня в забвении. https://proza.ru/2017/11/19/950 https://proza.ru/2015/12/14/1756 А между тем сорокадневный пост Иисуса Христа я бы приравнял к собиранию манны, ведь еврейский народ тоже сорок лет собирал манну: здесь важно приглядываться к числу. А болевший тридцать восемь лет бедолага, ведь Христос его излечил близ купальни Вифезда только благодаря близости к круглому числу "сорок"!(Иоанн 5:2-9). Когда евреи перешли Иордан, манна перестала падать с неба, и народ уже питался естественной пищей(Иисус Навин 5:12). Христос пост подразделяет на манну, которая только-только позволяет выйти на границы благословенной земли, и означает Синайский завет, а вот вояж на Сион в Иерусалиме требует добавки, чтобы насобиралось семьдесят седмин. Именно семьдесят седмин - это как раз то древо жизни, семя с которого и есть новый завет(Даниил 9:27). Танах называет его ещё вечным, потому что какие бы перетурбации не происходили с семенем, с Божьим остатком, закончится оно не должно(1 коринфянам 13:8). Да и Христос, как Слово благовестия, свидетельствует о себе, как источнике вечной жизни(Иоанн 4:14,36; 5:24,39; 6:54; 10:28). Впрочем, мы привыкли, что завет привязан к Сиону и Иерусалиму. ТРУД ГЛУПОГО УТОМЛЯЕТ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТ [ДАЖЕ] ДОРОГИ В ГОРОД(Екклесиаст 10:15). Так сказано про Иерусалим, цикл которого семьдесят седмин, и глупый сюда не вписывается. Ученикам же своим Христос наказал дождаться и дотерпеться до полноты цикла, чтобы заключить завет: Я ПОШЛЮ ОБЕТОВАНИЕ ОТЦА МОЕГО НА ВАС; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ(Лука 24:49). Но вообще в Библии символов полноты множество: пальма, смоковница, лоза, гранат... ВМЕСТО ТЕРНОВНИКА ВЫРАСТЕТ КИПАРИС; ВМЕСТО КРАПИВЫ ВОЗРАСТЕТ МИРТ; И ЭТО БУДЕТ ВО СЛАВУ ГОСПОДА, В ЗНАМЕНИЕ ВЕЧНОЕ, НЕСОКРУШИМОЕ (Исайя 55). Но особенно много символов полноты в Песне песней. То есть завет рассчитывает на любовь между Богом и человеком. А дары Святого духа, что предполагает Павел в коринфской общине, ведь они были и у язычников(1 коринфянам 12:2-3). Фактически это лишь залог, задаток, аванс, данный Богом для искупления, и апостол Павел напоминает это верующим(2 коринфянам 1:22; 5:5; Ефесянам 1:14; 2 Тимофею 1:14). Искупление - это синоним избавления, спасения. Ну какое может быть спасение, когда коринфская церковь кишит грехами, и апостол выделяет один из них: ЕСТЬ ВЕРНЫЙ СЛУХ, ЧТО У ВАС [ПОЯВИЛОСЬ] БЛУДОДЕЯНИЕ, И ПРИТОМ ТАКОЕ БЛУДОДЕЯНИЕ, КАКОГО НЕ СЛЫШНО ДАЖЕ У ЯЗЫЧНИКОВ, ЧТО НЕКТО [ВМЕСТО] [ЖЕНЫ] ИМЕЕТ ЖЕНУ ОТЦА СВОЕГО. И ВЫ ВОЗГОРДИЛИСЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПЛАКАТЬ, ДАБЫ ИЗЪЯТ БЫЛ ИЗ СРЕДЫ ВАС СДЕЛАВШИЙ ТАКОЕ ДЕЛО!(1 коринфянам 5:1-2). В русской православной церкви грешат и исповедуются, но считается важным покаяться перед смертью, чтобы не нагрешить и таким образом спастись, - полагаю, что это чудовищная ложь. ВОТ НАСТУПАЮТ ДНИ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, КОГДА Я ЗАКЛЮЧУ С ДОМОМ ИЗРАИЛЯ И С ДОМОМ ИУДЫ НОВЫЙ ЗАВЕТ, НЕ ТАКОЙ ЗАВЕТ, КАКОЙ Я ЗАКЛЮЧИЛ С ОТЦАМИ ИХ В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ВЗЯЛ ИХ ЗА РУКУ, ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ; ТОТ ЗАВЕТ МОЙ ОНИ НАРУШИЛИ, ХОТЯ Я ОСТАВАЛСЯ В СОЮЗЕ С НИМИ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. НО ВОТ ЗАВЕТ, КОТОРЫЙ Я ЗАКЛЮЧУ С ДОМОМ ИЗРАИЛЕВЫМ ПОСЛЕ ТЕХ ДНЕЙ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ ВО ВНУТРЕННОСТЬ ИХ И НА СЕРДЦАХ ИХ НАПИШУ ЕГО, И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ. И УЖЕ НЕ БУДУТ УЧИТЬ ДРУГ ДРУГА, БРАТ БРАТА, И ГОВОРИТЬ: "ПОЗНАЙТЕ ГОСПОДА", ИБО ВСЕ САМИ БУДУТ ЗНАТЬ МЕНЯ, ОТ МАЛОГО ДО БОЛЬШОГО, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, ПОТОМУ ЧТО Я ПРОЩУ БЕЗЗАКОНИЯ ИХ И ГРЕХОВ ИХ УЖЕ НЕ ВОСПОМЯНУ БОЛЕЕ(Иеремия 31:31-34). Увы, из-за отсутствия должного поста и неисполнения Евангелия с нами завет не заключён.
В каждой религии свои мифы и образы достижения полноты. Для иудеев это историческая панорама исхода. Для христиан - ожидание второго пришествия Христа в качестве Святого Духа, которое вместо аванса сулит полную награду, жаль только верующие не усердными трудами этого добиваются, а ждут с открытым ртом, когда что-нибудь в ленивое зево упадёт. Коран киблой и безопасным местом покоя для странствующих кочевников определяет Каабу в Мекке - древний храм, выстроенный Авраамом и Исмаилом. На сотом году Аврааму обещано семя завета - рождение Исаака, на сотом году Авраам и обрезался в знамение завета. Но Коран считает семенем завета и Исмаила. Потому к высокочтимому столетнему ханифу Аврааму и привязка поста уже не в семьдесят, а как минимум в сто седмин: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ - СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод и нумерация стихов Крачковского). Небесную манну евреи собирали по будням, а в субботы отдыхали, но, думаю, что из-за аравийской жары Мухаммед облегчил своим сородичам пост - воздержание от еды, воды, секса только днём, хотя сам он, когда постился, постился днём и ночью. Лунный календарь у арабов не привязан к солнечной эклиптике, да и зима у них отсутствует, так что нет необходимости выбираться из сезонной мерзости запустения. Потому сам пост иносказательно зовётся сражением с неверными, но фундаменталисты буквально это понимают и учиняют теракты. Да и подавляющее большинство мусульман считает вожделенной целью не накручивание поста в спираль до ста седмин, а седмижные обходы Каабы во время хаджа. То есть человечество далековато от Бога.
Сознаюсь, что во всех своих статьях, так или иначе я пишу о посте. Человек - это пирожок с определённой начинкой, и я с ней, видимо, и умру. Женщине важно припудриться, подкраситься, а мужчине - умудриться. А ещё посты против злых духов действенны, как и давнишний советский дихлофос против тараканов. Но во всяком явлении есть положительная и отрицательная сторона. Если какой-то орган не нагружается, он отрафируется. При периодических длительных голоданиях в печени зарастают протоки, и она становиться неспособной бороться с ядами. Хотя фиброзы, гепатозы, циррозы происходят и по многим другим причинам. Да и посты в зависимости от возможностей человека различаются. Есть "сухое" голодание, есть "мокрое". Некоторые при пониженной температуре, как медведи, впадают в анабиоз. Православные говеют на вегетарианской пище. Эскимосы при почти вечной зиме постятся юшкой из отваренного мяса. Престарелый Михаил Пришвин подсаживался на яблочные дни. А псалмопевец Давид по свидетельству пророка Мухаммеда постился через день, да и псалмы сами говорят о его усердии. А печени, я думаю, на наш век хватит.
В заключение статьи я насобирал стихи о манне. Хотя они и незамысловаты, но главное, что о манне поэзия говорит в переносном смысле, а не как о буквальном чуде. То есть я подстраховываюсь, чтобы легковерные фанатики не взвыли, что я отнимаю у них бабьи басни.