Первым самостоятельным делом Святослава явилась прославившая его победа над Хазарией. Три государства соперничали в Восточной Европе - Русь, Византия и Хазария. Но если Византия располагалась за морем и торговля с ней приносила немалую выгоду русскому государству, то Хазария непосредственно граничила с Русью, выгод связи с ней не давали никаких, зато от соседа постоянно исходила весьма ощутимая угроза существованию страны. Пускай соотношение сил в последнее время основательно изменилось и хазарам теперь противостояли не разрозненные княжества, а все восточные славяне, собранные в едином государстве, но хазарские амбиции остались прежними. Как и во времена их первого столкновения с летописными полянами, хазары добивались одного - все окрестные народы обязаны подчиниться им и только им. Подчиниться или погибнуть. Это намерение пронизывает ответное письмо хазарского царя Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю Ибн Шафруту. Перечисляя окружающие народы и превознося их многочисленность, царь монотонно повторяет одну и ту же хвастливую фразу: "Все они мне служат и платят дань" (П.К. Коковцов "Еврейско-хазарская переписка", с. 99-102, Ленинград, 1932). Даже если он привирает через раз, его рассуждения показывают, что хазары признавали лишь один вариант общения с любыми соседями - грабёж всех, до кого дотянутся жадные хазарские руки. Никакого равноправия, другие народы уже по своему происхождению призваны стать рабами хазар. Подобная политика может срабатывать лишь при отсутствии достойных соперников, в противном случае она сродни самоубийству. Но самомнение ослепляет.
Неумная политика княгини Ольги, политика уступок и унижений привела к падению международного престижа Руси, а врагов страны подтолкнула к агрессии. Русь уступает, значит, она слаба, значит, она и дальше будет уступать, стоит надавить на неё - всё это мы и сейчас можем наблюдать. А тогда не было у Руси более лютого врага, чем Хазария. В последние сто лет не раз битая, но оттого в придачу ещё и озлобленная. Граница снова начала сдвигаться на запад, народы, подчинённые Хазарии, уверились в её силе и готовы поддержать вторжение. А Руси помочь некому - слабым не помогают, их добивают, мы в этом давно убедились. Мирное сосуществование невозможно в принципе: осмелевшие хазары поверили в своё возросшее могущество, в неспособность Руси к отпору и ни за что не захотят упустить шанс. Промедление приведёт к неизбежному нашествию на Русь множества народов и неизвестно - хватит ли у неё сил для отпора? Выход оставался единственный - ударить первыми. Разгром Хазарии был не прихотью Святослава, а последней возможностью избежать лавины бедствий, готовых обрушиться на Русь.
Долгие годы взрослеющий князь вынужден был бессильно наблюдать, как обнаглевшая от безнаказанности "элита" губит страну. Соседи уже и в расчёт не принимали Русь, Хазария пока отгрызала от неё по кусочку и постепенно входила во вкус, противоборство христиан и язычников грозило перерасти в смуту, а от Ольги только и слышно про божью благодать. Святослав "гнЪвашеся", но не мог ничего изменить, оставалось терпеть и обсуждать в кругу единомышленников, какие жизненные перемены нужны стране. Решение о войне с Хазарией не было скороспелым, это результат совместных размышлений о будущем Руси. Вся последующая жизнь Святослава посвящена реализации планов, составленных в эти годы. Многое не получилось, но не князь в этом виноват - то, что он свершил, и так превосходит человеческие возможности.
Под 964 г. летописец написал про Святослава: "... войны многи творяше" (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 63, Рязань, 2001). И это ещё перед походом на Хазарию. Где-то Святослав должен был оттачивать своё мастерство полководца, тренировать дружину, набирать опыт? Пока он жил в Новгороде, там не раз могла выпасть возможность принять участие в военном походе - сначала приучаться к воинской жизни, а затем и выполнять самостоятельные задания. Соседи новгородцев не отличались миролюбием и кто, как не князь, обязан вразумлять окрестные народы? Для того и нужен князь, чтобы внушать страх и уважение перед Новгородом любым находникам. С таким противником, как Хазария, не справиться без тщательной подготовки. И подготовили наставники своего князя отменно. В описании похода совсем не упоминается Свенельд, хотя он, будучи киевским воеводой, входил в состав верховного командования. Но видно, Святослав к тому времени затмил его своим авторитетом, Свенельду оставалось лишь безропотно повиноваться.
Вот оттого, что поход на Хазарию был прекрасно подготовлен, его летописное описание получилось коротким - всё произошло быстро, удачно и без неожиданностей. За кадром остались разведка, планирование маршрута, сбор войск. Неизвестно, каких трудов потребовала предварительная подготовка, сколько всевозможных замыслов пришлось перебрать, как добывали необходимую информацию. И войска полагалось собрать так, чтобы не встревожить врагов раньше времени. Наверняка собирали общерусское войско, одними княжескими дружинами Хазарию было не сокрушить. А для этого надо ещё вече убедить в правильности решения. Тут работа не на один год. Ольга готовилась принять христианство, а Святослав готовился к решающей схватке. Ошибиться было нельзя - победитель получал всё:
"И иде на Оку рЪку и на Волгу, и налЪзе Вятичи, и рече Вятичемъ: "кому дань даете?" они же рЪша: "Козаромъ по щлягу отъ рала даемъ"
В лЪто 6473 (965). Иде Святославъ на Козары; слышавше же Козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ, и съступишася битися, и бывши брани, одолЪ Святославъ Козаромъ и градъ их и БЪлу Вежю взя. И Ясы побЪди и Касогы"
(Там же, с. 63-64)
История о встрече с вятичами скопирована из летописного сказания о князе Олеге. Конечно, Святослав знал, кому и сколько платят дань вятичи, так что спрашивать их было незачем. Но для летописцев Святослав как бы повторял восточный поход Олега 80-летней давности и детали этого похода оказались механически перенесены на сходные события более позднего времени. В действительности летопись сообщает лишь о том, что Святослав вёл своё войско по Оке через земли вятичей и, возможно, зимовал там. Никаких препятствий хозяева ратникам не чинили: и силы неравны, и не стоили хазары того, чтобы ради них рисковать жизнями.
Не от большой любви вятичи подчинились хазарам. Когда побеждал Олег, выгоднее было перейти под его руку, при Ольге Русь ослабела, а хазары уже не казались такими опасными, как раньше. Родовая знать не желала делиться властью и доходами с киевскими князьями, подчинение же Хазарии выглядело не таким обременительным. Да к тому же при Ольге на Руси начало активно распространяться христианство, а хазары вовсе не требовали от данников менять веру. Но всё-таки преобладал торговый интерес. Выбор направления торговли определялся месторасположением вятичей, и наибольшие выгоды предоставлял волжский торговый путь, контролировавшийся хазарами. Пускай за транзит полагалось платить, зато не требовалось преодолевать страшные днепровские пороги, зато купцы попадали во владения Халифата, а был он куда богаче Византии. Выгоды от торговли намного перекрывали дань, которую приходилось выплачивать хазарам. Вот только в случае победы Хазарии над Русью вятичи неизбежно разделили бы общую участь побеждённых: победители не нуждаются в союзниках, кормушки на всех не хватит. Но разве элита думает о будущем?
В летописи указан маршрут Святослава: по Оке до её слияния с Волгой и потом вниз по Волге. Использование судовой рати позволяло двигаться с максимальной скоростью и при этом сберегать силы воинов. Святослав выбрал оптимальный вариант. Хазария не имела своего флота, а потому и сдержать русское войско оказалось нечем. Столкновения с волжскими болгарами не упоминаются. Очевидно, так и было задумано: война с болгарами задержало бы войско, неразумно отвлекаться от первоочередной задачи - разгрома главного противника. Хазария была способна собрать большое войско и собрала бы, позволь ей такое Святослав. Всё решали быстрота и натиск.
По сведениям ал-Истахри и ал-Масуди у Хазарии в IX-X веках постоянное наёмное войско состояло из 12 тыс. человек, из них 7 тыс. мусульманских всадников. После смерти наёмника на его место брали нового воина. Кроме того, собирались ополчения самих хазар и подчинённых им народов (А.П. Новосельцев "Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа", с. 121, М., 1990). Важно было не позволить хазарам собрать ополчение и заставить их воевать ограниченными силами, иначе война могла затянуться и пойти непредсказуемым образом.
Летописное выражение "и бывши брани" означает, что дело не ограничилось одним сражением: Святослав гнал хазар к Итилю, а хазары, собирая подкрепления, время от времени пытались перейти в контрнаступление, но опять и опять оказывались опрокинуты. Сражения в летописи не описаны и ход их неизвестен, хотя обычно на Руси общий план боя оставался неизменным: сперва пехота изматывала неприятеля, а затем конные дружины наносили решающий удар. По летописному сообщению трудно судить: на самом ли деле хазары вывели на поле боя своего кагана, или же выражение "... Козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ" - только речевой оборот. Во всяком случае, хазары в критической ситуации могли попытаться воодушевить запаниковавших воинов видом священного правителя.
Военную победу полагалось закрепить взятием столицы. В Лаврентьевской летописи сказано: "... и градъ их и БЪлу Вежю взя". То есть перед штурмом Белой Вежи русами был взят и ещё один город. Но словом "градъ" летописцы обозначали именно столицу: "Кривичи <...> ихже градъ есть Смоленьскъ" (Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 10, Рязань, 2001). Логично предположить, что, уничтожив хазарское войско, Святослав тут же овладел Итилем, после чего ему сразу покорились ясы и касоги, и уже потом князь повернул дружины к Саркелу (Белой Веже).
Крепость Саркел была возведена на левом берегу Дона и контролировала сухопутную дорогу между Доном и Волгой. По рассказу Константина Багрянородного хазары обратились за помощью к византийскому императору Феофилу (829-842), который направил для организации строительства спафарокандидата Петрону Каматира. Георгий Кедрин датирует эти события 834 годом. Крепость была построена из кирпичей, и в ней располагался гарнизон из 300 гузов (местным аланам хазары не доверяли). О важности для хазар этого строительства свидетельствует наличие у Саркела предшественника. В том краю раньше (с VIII века) стояла сильная хазарская крепость, только не на левом берегу Дона, а на правом. Построена она была не из кирпичей, как Саркел, а из белого известняка, это от неё Саркел получил по наследству славянское наименование Белая Вежа. Правобережная крепость разрушена какими-то врагами в первой четверти IX в., поэтому Саркел стали строить на противоположном берегу, чтобы ради безопасности прикрыть его с запада широкой рекой (М.И. Артамонов "История хазар", с. 401-404, С.-Петербург, 2001).
Саркел стоял в стороне от основного маршрута русской рати и понятно, что не он представлял главную цель для Святослава. Не было никакой надобности терять время на его осаду, зато после разгрома Хазарии уже у засевших там наёмников гузов не осталось надобности защищать крепость, так что, скорее всего, они сдали Саркел без боя.
Победа над Хазарией отдала во власть Святослава земли между Доном и Волгой. Ему подчинились жившие в тех краях ясы и касоги, просто перешли от одного хозяина к другому. Довольно странно трактовал эти события В.Н. Татищев: "... ясы и косоги победил, из которых много привел в Киев на поселение, а грады их разорил" (В.Н. Татищев "История Российская", ч. II, т. II, с. 49, М., 1995). Не было ни малейшего смысла в подобном решении, да и в летописях не говорится об этом. Всё дело в недоразумении. В Новгородской I летописи сказано: "И Ясы побЪди и Касогы, и приведе Кыеву" (Новгородская I летопись, ПСРЛ, т. III, с. 117, М., 2000), в Ипатьевской: "И Ясы побЪди и Касогы, и приде къ Киеву" (Ипатьевская летопись, РЛ, т. XI, с. 42, Рязань, 2001). Первоначальный смысл в том, что Святослав, завершив победный поход, "приде", то есть вернулся к Киеву. Никаких ясов и касогов он, естественно, с собой не приводил, достаточно было взять с них клятву верности.
"В лЪто 6474 (966). Вятичи побЪди Святославъ, и дань на нихъ възложи"
(Лаврентьевская летопись, РЛ, т. XII, с. 64, Рязань, 2001)
Вот теперь вятичи без сопротивления признали киевскую власть. Вопрос о первенстве между Русью и Хазарией решён окончательно и выбора не осталось.
II
Высказывалось историками странное мнение, что Хазария будто бы заслоняла Русь от кочевых орд: "Держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы..." (В.В. Григорьев "Россия и Азия", с. 66, С.-Петербург, 1876); "... хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды" (В.О. Ключевский "Курс русской истории", ч. I, с. 147, Петроград, 1918); "Хазарское государство <...> представляло собою мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу. В течение всего этого времени оно сдерживало натиск кочевников с востока" (М.И. Артамонов "История хазар", с. 399, С.-Петербург, 2001); "В то же самое время разгром Хазарии имел и очень тяжёлые для Руси последствия. Пала стена, сдерживавшая напор кочевников и мешавшая им широкой волной залить черноморские степи" (В.В. Мавродин "Древняя Русь", с. 246, С.-Петербург, 2009).
Какая там плотина, какая стена? В причерноморские степи совершенно свободно вторгались авары, мадьяры, печенеги. И Хазария им ничуть не препятствовала: "Разве Саркел и другие хазарские города на Дону могли быть стеной, сдерживавшей печенегов? Саркел защищал только северокавказские степи <...> Русь сама защищала себя от всех кочевников, в том числе, вероятно, и от хазар" (Б.А. Рыбаков "К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси" // "Советская археология", т. XVIII, М., 1953, с. 131). Настоятельно требовалось прикрыть низовья Волги от новых нашествий. И Святослав, подчинив ясов и касогов, проявил тем самым стремление поставить этот регион под свой контроль. К тому же, Святослав, хоть и разгромил Хазарию, но добивать не стал. Ещё и сыну его Владимиру приходилось воевать с хазарами.
"ПВЛ не содержит указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 г., а лишь говорит о поражении хазар, потере ими Саркела и земли вятичей, а также о каких-то военных действиях Святослава в Подонье и Прикубанье"
(А.П. Новосельцев "Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа", с. 220, М., 1990).
"Как известно, Хазария продолжала существовать, но после удара, нанесенного ей Святославом, она навсегда утратила свое могущество"
(А.Н. Сахаров "Дипломатия Святослава", с. 48, М., 1982)
Мусульманский историк курдского происхождения Ибн ал-Асир (1160-1233) как раз под 965 годом привёл такое сообщение:
"В этом году большая группа тюрков заняла страну хазар. Хазары запросили помощи у жителей Хорезма, но те не помогли им и сказали: "Вы - неверные. Если вы примите ислам, тогда мы вам поможем". Те приняли ислам за исключением их царя, и жители Хорезма помогли им и прогнали тюрков из их [земли]. Затем после этого принял ислам и их царь"
(Ибн ал-Асир "Полный свод всеобщей истории. Избранные отрывки", с. 141, Ташкент-Цюрих, 2005)
Аналогичные сведения сообщал иранский историк Ибн Мискавейх (932-1031):
"И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя"
(А.П. Новосельцев "Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа", с. 222, М., 1990)
О принятии хазарами ислама сообщал и аль-Мукаддаси, арабский географ X века:
"Я слышал, что Аль-Мамун нашествовал на них (Хазар) из Джуржании, победил их и обратил их к исламу. Затем слышал я, что племя из Рума, которое зовется Рус, нашествовало на них и овладело их страною"
(А.Я. Гаркави "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских", с. 282, С.-Петербург, 1870)
Видимо, после ухода русского войска гузы, ранее подчинённые хазарам, принялись усердно грабить бывших господ. Своих сил для отпора у хазар не осталось, пришлось им искать покровителей. Русские летописцы не ведали о вмешательстве Хорезма во внутреннюю жизнь Хазарии. Должно быть, эта история произошла, когда Святослав воевал на Дунае. Но в любом случае потуги Хорезма установить свою власть в Поволжье были обречены на провал. Последствия этих попыток на Руси даже не заметили.