Дон Хуан Карлос : другие произведения.

К.Кастанеда. 1960 год. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стирание личной истории


Дон Хуан Карлос

КИНОСЦЕНАРИЙ: ЖИЗНЬ КАРЛОСА КАСТАНЕДА

ЧАСТЬ 2. СТИРАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ

   22 ДЕКАБРЯ 1960 ГОДА. У ДОНА ХУАНА. ДЕНЬ
  
   Дон Хуан сидит на полу в своем доме спиной к стене.
   Он приглашает Карлоса садиться и быть, как дома.
   Карлос предлагает ему пачку сигарет, которую он привез.
   Дон Хуан говорит, что он не курит, но подарок принимает.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, не мешаю ли я
   Твоему нормальному распорядку.
  
   ДОН ХУАН
   (с гримасой)
   У меня нет никакого распорядка,
   и ты можешь оставаться со мной вечера.
  
   Карлос хочет заполнить несколько опросных листов
   по генеалогии и родовым отношениям с помощью дона Хуана.
   Он объясняет дону Хуану, что ему это нужно для работы.
  
   КАРЛОС
   Как ты называл своего отца?
  
   ДОН ХУАН
   (с серьезным лицом)
   Я называл его папа.
  
   Карлос чувствует легкое раздражение, но продолжает,
   думая, что дон Хуан не понимает. Карлос думает, что,
   может быть, ему следует начать с матери.
  
   КАРЛОС
   Как ты называл свою мать?
  
   ДОН ХУАН
   (наивным тоном)
   Я называл ее мама.
  
   КАРЛОС
   (терпеливо и вежливо)
   Я имею в виду, какие другие слова ты
   использовал для того, чтобы назвать
   своего отца или мать? Как ты звал их?
  
   Дон Хуан чешет голову и глупо смотрел на Карлоса.
  
   ДОН ХУАН
   Ага, тут ты меня поймал.
   Дай-ка мне подумать.
  
   После минутного замешательства дон Хуан, кажется,
   вспоминает что-то, и Карлос готовится записывать.
  
   ДОН ХУАН
   Ну, как еще я звал их?
   Я звал их, эй-эй, папа! Эй-эй, мама!
  
   Карлос смеется против своего желания. Выражение лица
   дона Хуана комично, и в этот момент Карлос не знает,
   то ли он очень хитрый старик и морочит мне голову,
   то ли это действительно наивный "простачок".
  
   Используя все свое терпение, Карлос объясняет дону Хуану,
   что для его работы очень важно заполнить все эти бланки.
   Карлос старается, чтобы дон Хуан понял суть его работы,
   идею генеалогии и личной истории.
  
   КАРЛОС
   Как звали твоего отца и твою мать?
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса ясными и добрыми глазами,
   но с неожиданной силой и в тоже время мягко говорит.
  
   ДОН ХУАН
   Не трать время на эту муру.
  
   Карлос не знает, что сказать. Кажется, кто-то другой
   произносит эти слова. За секунду до этого он видит
   ошарашенного глупого индейца, чесавшего свою голову,
   и уже через мгновение тот меняет свою роль.
  
   Теперь Карлос выглядит глупо. Дон Хуан смотрит на него
   без раздражения, неприязни, ненависти и сожаления.
   Его глаза добрые, ясные и пронизывающие.
  
   ДОН ХУАН
   (после длинной паузы)
   У меня нет никакой личной истории.
   Однажды я обнаружил, что больше не нуждаюсь
   в личной истории. Я бросил ее, как и пьянство.
  
   Карлос не понимает, о чем говорит дон Хуан.
   Неожиданно он чувствует себя неловко, под угрозой.
   Карлос пытается найти скрытое значение его слов.
  
   КАРЛОС
   Но, как можно бросить свою личную историю?
  
   ДОН ХУАН
   Сначала нужно иметь желание бросить ее.
   А затем следует действовать гармонично,
   чтобы обрубить ее мало-помалу.
  
   КАРЛОС
   Но зачем кто-либо будет иметь такое желание?
  
   Карлос действительно не понимает дона Хуана.
   У него ужасно сильная привязанность к своей личной истории.
   Его семейные корни глубоки. Он думает, что без них его жизнь
   не имеет ни цели, ни длительности.
  
   КАРЛОС
   Может быть, ты расскажешь мне,
   что ты имеешь в виду под словами
   бросить личную историю?
  
   ДОН ХУАН
   Разделаться с ней, вот что я имею в виду.
  
   Карлос продолжает настаивать, что не понимает его.
  
   КАРЛОС
   Ну, возьмем тебя, например.
   Ты -- яки, ты не можешь изменить этого.
  
   ДОН ХУАН
   (улыбаясь)
   Разве я -- яки?
   Откуда ты знаешь это?
  
   КАРЛОС
   Да, я не могу этого знать наверняка.
   Но ты знаешь это, и именно это важно.
   Именно это делает личную историю.
  
   ДОН ХУАН
   Тот факт, что я знаю, являюсь я яки или нет,
   не делает это личной историей.
   Лишь тогда, когда еще кто-либо знает об этом,
   оно становится личной историей.
  
   И уверяю тебя, что никто никогда
   этого не узнает наверняка.
  
   Карлос кое-как записывает, что говорит дон Хуан.
   Потом перестает записывать и смотрит на дона Хуана.
   Он не может составить представления о нем.
  
   Мысленно Карлос пробегает через свои впечатления о нем.
   Загадочный и беспрецедентный взгляд при первой встрече.
   Очарование от его утверждений, что он получает согласие
   от всего, что его окружает.
  
   Его раздражающий юмор и алертность, его явно глупый вид,
   когда Карлос расспрашивает его об отце и матери, эта неожиданная
   сила его утверждений, которые сразу отбрасывают Карлоса.
  
   ДОН ХУАН
   Ты не знаешь, что я такое, не так ли?
   Ты никогда не узнаешь, кто или что я есть,
   потому что я не имею личной истории.
  
   После небольшой паузы, дон Хуан продолжает.
  
   ДОН ХУАН
   Карлос, был ли у тебя отец?
  
   КАРЛОС
   Да, конечно.
  
   ДОН ХУАН
   Твой отец пример того, о чем я говорю.
   Вспомни, что твой отец думал о тебе.
   Твой отец знал о тебе все,
   поэтому он полностью распланировал тебя.
  
   Он знал, кто ты есть, и что ты делаешь.
   И нет такой силы на земле,
   что могла бы заставить его
   изменить свое мнение о тебе.
  
   Каждый, кто знает тебя, имеет о тебе
   свое мнение, и ты питаешь их мнение,
   всем тем, что ты делаешь.
  
   ДОН ХУАН
   (драматически тоном)
   Разве ты не видишь? Ты должен обновлять
   свою личную историю, говоря своим родителям,
   родственникам и друзьям обо всем, что ты делаешь.
  
   С другой стороны, если у тебя нет
   личной истории, то никаких объяснений
   не требуется. Никто не сердится и не
   разочаровывается в твоих поступках.
  
   И, более того, никто не пришпиливает
   тебя своими мыслями.
  
   Внезапно, Карлосу становится ясной идея дона Хуана.
   Но, он никогда не рассматривает таких мыслей.
   Не иметь личной истории - очень заманчивая концепция,
   по крайней мере, на интеллектуальном уровне.
  
   Однако, это дает Карлосу чувство одиночества, что
   он считает угрожающим и отвратительным. Ему хочется
   поговорить об этом с доном Хуаном, но, сдерживается,
   понимая неуместность исповеди в данной ситуации.
  
   Карлос чувствует неловкость и от того, что вступает
   в философский спор со старым индейцем, не имеющим
   "интеллектуальности" студента университета.
  
   Карлос не понимает, как дон Хуан увел его в сторону,
   от его начального намерения расспросить о генеалогии.
   Карлос пытается повернуть разговор к той теме, на которую
   он хотел поговорить, то есть о генеалогии.
  
   КАРЛОС
   Я не знаю, как мы ушли в сторону,
   тогда как все, что я хотел узнать,
   так это несколько имен для моих бланков.
  
   ДОН ХУАН
   Это очень просто. Способ, каким мы пришли
   к этому разговору, заключается в том,
   что я сказал, что задавать вопросы
   о прошлом человека -- это явная ерунда.
  
   Тон дона Хуана твердый. Карлос чувствует, что нет
   способа уговорить его, поэтому он меняет свою тактику.
  
   КАРЛОС
   Что же, эта идея не иметь личной истории,
   это то, что делают яки?
  
   ДОН ХУАН
   Это то, что делаю я.
  
   КАРЛОС
   Где ты научился этому?
  
   ДОН ХУАН
   Я научился этому в течение своей жизни.
  
   КАРЛОС
   Это твой отец научил тебя этому?
  
   ДОН ХУАН
   Нет, я научился этому сам. А теперь
   собираюсь передать секрет этого тебе,
   чтобы ты не ушел сегодня с пустыми руками.
  
   Дон Хуан понижает голос до драматического шепота.
   Карлос смеется над его трюками, но, вынужден признать,
   что он совсем не глуп. Карлосу приходит в голову мысль,
   что он находится в присутствии врожденного актера.
  
   ДОН ХУАН
   (покровительственно)
   Записывай, почему бы и нет.
   Ты, кажется, чувствуешь себя более
   удобно в то время, когда пишешь.
  
   Карлос смотрит на дона Хуана в замешательстве.
   Дон Хуан хлопает себя по ляжкам и хохочет.
  
   ДОН ХУАН
   Самое лучшее, стереть всю личную историю,
   потому что, это сделает нас свободными
   от обволакивающих мыслей других людей.
  
   Я не мог поверить, что он действительно сказал это.
   У меня был очень затруднительный момент. Он, должно быть,
   прочитал у меня на лице мое внутреннее замешательство
   и немедленно его использовал.
  
   ДОН ХУАН
   (продолжая говорить)
   Возьмем тебя, например, как раз сейчас ты
   не знаешь, то ли ты приходишь, то ли уходишь,
   и это потому, что я стер свою личную историю.
  
   Мало-помалу я создал туман вокруг себя и
   вокруг своей жизни. И сейчас никто не
   знает наверняка, кто я есть и что я делаю.
  
   КАРЛОС
   Но, ты то сам знаешь,
   кто ты есть, разве не так?
  
   Дон Хуан долго молчит, чтобы заставить Карлоса поверить в то,
   что сейчас он скажет "я знаю", как этого ожидает Карлос.
  
   ДОН ХУАН
   Я, честное слово... Не знаю!
  
   Воскликнув это, дон Хуан, смеясь, покатывается по полу,
   под удивленным взглядом Карлоса. Этот неожиданный поворот
   выглядит для Карлоса угрожающим. Он действительно пугается.
  
   ДОН ХУАН
   (тихим голосом)
   Это маленький секрет, который я собирался
   дать тебе сегодня. Никто не знает моей
   личной истории. Никто не знает, кто я есть
   и что я делаю. Даже я не знаю.
  
   Дон Хуан сидит, скрестив ноги, с прямой спиной.
   В этот момент он само воплощение яростности.
   Карлос представляет себе его индейским вождем,
   "краснокожим воином" в легендах своего детства.
  
   Карлос может искренне сказать себе, что дон Хуан
   ему очень нравится. В то же самое время, Карлос
   может сказать, что он смертельно боится его.
  
   ДОН ХУАН
   Как я могу знать, кто я есть,
   когда я есть все, что окружает меня.
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса и улыбается.
  
   ДОН ХУАН
   Мало-помалу ты должен создать туман
   вокруг себя. Ты должен стереть все вокруг
   себя до тех пор, пока ничего нельзя будет
   считать само собой разумеющимся.
  
   Твоя проблема в том, что ты слишком реален.
   Твои усилия и настроения слишком реальны.
   Не принимай вещи настолько само собой
   разумеющимися. Начни стирать себя.
  
   КАРЛОС
   (ошеломлено)
   Для чего я должен это делать?
  
   Карлос понимает, что дон Хуан предписывает ему поведение.
   На протяжении всей его жизни, простая мысль о том,
   что кто-то будет ему говорить, что делать, вызывает
   у Карлоса немедленно активный протест.
  
   ДОН ХУАН
   Ты сказал мне, что хочешь изучать растения,
   и хочешь это получить даром?
  
   (после паузы)
   Мы договорились, что ты будешь задавать
   мне вопросы, и я буду говорить тебе то,
   что я знаю. Если тебе это не нравится,
   то нам больше нечего делать вместе.
  
   Ужасная прямота дона Хуана вызывает у Карлоса
   чувство протеста, но, он понимает, что он прав.
  
   ДОН ХУАН
   Давай тогда сделаем так.
   Если ты хочешь изучать растения,
   то ты должен, среди прочих вещей,
   стереть свою личную историю.
  
   КАРЛОС
   Как я это должен сделать?
  
   ДОН ХУАН
   Начни с простых вещей. Например,
   никому не говори, что ты
   в действительности делаешь.
  
   Затем ты должен оставить всех,
   кто тебя хорошо знает. Таким образом,
   ты создашь туман вокруг себя.
  
   КАРЛОС
   Но ведь это абсурдно!
   Почему люди не должны знать обо мне?
   Что в этом плохого?
  
   ДОН ХУАН
   Плохое здесь то, что, если они тебя знают,
   то ты становишься чем-то самим собой разумеющимся.
   И, с этого момента, ты уже не можешь
   порвать связь с их мыслями.
  
   Лично я люблю полную свободу -- быть неизвестным.
   Никто не знает меня с застывшей уверенностью, так,
   как люди знают тебя, например.
  
   КАРЛОС
   Но это было бы ложью.
  
   ДОН ХУАН
   (жестко)
   Мне нет дела до лжи или правды.
   Ложь является ложью, только если
   ты имеешь личную историю.
  
   КАРЛОС
   Но, мне не нравится намеренно мистифицировать
   людей или вводить их в заблуждение.
  
   ДОН ХУАН
   Да ты и так всех вводишь в заблуждение.
  
   Дон Хуан, оказалось, затрагивает больное место Карлоса.
  
   КАРЛОС
   (защищаясь)
   Что ты имеешь в виду под тем, что я все
   время ввожу людей в заблуждение?
  
   Мне трудно понять, почему моя семья
   и мои друзья считают меня ненадежным?
   Я же никогда в своей жизни не лгал.
  
   ДОН ХУАН
   Ты всегда знал, как лгать,
   и единственная вещь, которая отсутствовала,
   это то, что ты не знал, зачем это делать.
   Теперь ты знаешь.
  
   Карлос протестует.
  
   КАРЛОС
   Разве ты не видишь,
   что я очень устал от того,
   что люди считают меня ненадежным?
  
   ДОН ХУАН
   (убежденно)
   А ты действительно ненадежен.
  
   КАРЛОС
   Черт подери, это не так!
  
   Реакция Карлоса, вместо того, чтобы подвести дона Хуана
   к серьезности, заставила его истерически смеяться.
  
   Карлос терпеть не мог этого старика за все его ужимки.
   К несчастью, дон Хуан прав относительно меня, думает Карлос.
   Карлос успокаивается и они продолжают говорить.
  
   ДОН ХУАН
   Когда не имеешь личной истории,
   то ничего, что бы ты ни сказал,
   не может быть принято за ложь.
  
   Твоя беда в том, что ты вынужден объяснять
   все свои действия каждому, кто этого потребует.
   В то же время, ты хочешь сохранить свежесть
   и новизну того, что ты делаешь.
  
   Что ж, поскольку ты не можешь быть восхищенным
   после того, как ты объяснил все, что ты делаешь,
   то ты лжешь, чтобы продолжить эти чувства.
  
   Карлос ошеломлен масштабом их разговора. Он записывает
   все его детали наилучшим образом, как только может.
  
   ДОН ХУАН
   С этого момента, ты должен показывать
   людям только то, что ты сочтешь нужным.
   Но, при этом никогда не говори точно,
   как ты это сделал.
  
   КАРЛОС
   Я не могу держать секреты!
   То, что ты говоришь, бесполезно для меня.
  
   ДОН ХУАН
   Тогда изменись!
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса с яростным блеском в глазах.
   Он выглядит, как странное дикое животное, и в то же время
   его мысли и слова предельно ясные. Раздражение Карлоса
   уступает место состоянию неприятного замешательства.
  
   ДОН ХУАН
   Видишь ли, у нас есть только два выбора.
   Мы или принимаем все, как реальное,
   или мы этого не делаем.
  
   Если мы следуем первому, то мы кончаем тем,
   что до смерти устаем от самих себя и от мира.
  
   Если мы последуем второму и сотрем личную историю,
   мы создадим туман вокруг себя, очень
   восхитительное состояние, в котором никто
   не знает, откуда выскочит заяц, даже мы сами.
  
   КАРЛОС
   Но, ведь, стирание личной истории
   лишь увеличит наше чувство незащищенности.
  
   ДОН ХУАН
   Когда ничего нет наверняка, мы остаемся алертными,
   всегда на цыпочках. Не знать, за каким кустом
   прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя
   так, как если бы мы знали все.
  
   Дон Хуан больше ни слова не говорит в течение очень долгого
   времени. Карлос не знает, что спрашивать. Наконец, дон Хуан
   поднимается и просит Карлоса подвезти его в ближайший город.
  
   Карлоса чувствует себя опустошенным после этого разговора.
   У него такое чувство, будто он вот-вот заснет.
  
   В центре города дон Хуан просит Карлоса ссадить его.
  
   ДОН ХУАН
   (выходя из машины)
   Возвращайся, обязательно возвращайся.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"