Пока контрсанкционные меры, предпринимаемые Российским Правительством довольно беззубы. И это раздражает. Даже после смены либерального кабинета государственниками дело до эффективных ответных действий так и не дошло.
Ещё в начале года, когда США удалось остановить своими санкциями строительство "Северного потока-2" я предлагал очень эффективное решение борьбы с санкциями. Можно было штрафовать вывозимые в валюте ответчика (Америки в данном случае) капиталы.
Сейчас активно пропагандируется предложение Глазьева о введении налога на валютные операции в качестве борьбы с вывозом капитала. Очевидно, что штрафы по судебным решениям эффективнее налогов, как в борьбе с валютными спекуляциями, о которой печётся академик Глазьев, так и в борьбе с незаконной конкуренцией, где эффективных предложений от известных экономистов пока нет.
Судебные штрафы позволяют эффективно противодействовать незаконной конкуренции, так как страна инициатор санкций быстро почувствует негативные последствия взысканий по суду. Падение привлекательности их валюты будет напрямую связано с их противоправными действиями. Причём, практически, их санкции становятся источником финансирования именно тех проектов, которые они хотят затормозить.
Да и в борьбе с валютными спекуляциями судебные приставы могут действовать быстрее и профессиональнее налоговиков, для которых фискальные функции приоритетней, чем стимулирование добросовестного поведения участников хозяйственной деятельности.
Судебные приставы могут решать вопросы размеров и сроков отчислений быстро и, с наработкой определённого опыта, грамотно.
Подробнее об этом предложении в моей статье "Северный поток-2. Как бороться с недобросовестной конкуренцией и протекционизмом" [1].
В принципе, изложенное в той статье предложение годится не только для Газпрома, но и для любого предприятия, попавшего под санкции. А таких у нас много, в том числе и высокотехнологичных. Можно только сожалеть, что моё предложение не имеет такой популярности и поддержки, как инициатива Глазьева.
Но в данной статье мне хотелось бы рассказать ещё об одном способе эффективной борьбы с санкциями. Речь идёт о санкциях против нашего авиастроения. В силу специфики отрасли для других производств данный метод борьбы вряд ли подойдёт, но это, с учётом престижности авиационной техники, как показателя высокого технологического уровня, не снижает значимости того успеха, которого можно добиться в противостоянии с недобросовестными конкурентами.
2. Сценарий борьбы с недобросовестной конкуренцией и незаконным протекционизмом в авиации.
2.1. Особенности правового обеспечения контрсанкций в авиации
Специфика конкурентной борьбы в авиации состоит в том, что речь идёт не о конкуренции на международном рынке, рынках других стран, а о Российском рынке авиаперевозок.
На своей территории проще взыскивать нанесённый противоправными действиями ущерб через российские суды, где не надо оглядываться на "международное право", изначально подстроенное Западной коалицией под себя. Надо только в нашем законодательстве ввести соответствующие юридические нормативы. О создании антисанкционной судебной системы и практике специализированных в этой области судов подробно рассказано в упоминаемой ранее статье [1]. Здесь ничего нового и я не буду повторяться. Пока, к сожалению, в наших судах сильны позиции либерализма и поклонения перед Западной системой правосудия с их демагогическим принципом "независимости" судов. От этой лазейки произвола и безответственности, позволяющей "узаконить" любые махинации, всё равно надо избавляться. Новое направление антисанкционного судопроизводства, где не будет добреньких советчиков от "развитых" демократий, может сыграть положительную роль в оздоровлении всей судебной системы.
2.2. Налоги или штрафы
С другой стороны, закономерно задаться вопросом, не слишком ли сложный путь антисанкционной борьбы. Можно ведь и без судопроизводства вводить контрсанкции. Для введения продовольственного эмбарго в2014г., против стран, участвующих в антироссийских санкциях, решения судов не потребовалось. Правительство в рамках своей компетенции может вводить и новые таможенные сборы, и налоги. Тем более, что и так с2010года существуют налоговые льготы на ввоз иностранных воздушных судов. Санкции против отечественных авиастроителей хороший повод для пересмотра этих льгот. Эти льготы продляют именно из-за отсутствия отечественных самолётов.
В предисловии я уже сравнивал своё предложение и предложение Глазьева по борьбе с валютными спекуляциями. В том случае тоже рассматриваются варианты налоговых и судебных инструментов. С одной стороны, не надо тратить время и ресурсы на судебные издержки. С другой, судебные решения несут воспитательный, стимулирующий правовое поведение характер. Это кроме тех преимуществ о которых я уже говорил в предисловии. Ну и очевидно, что налоги навредят больше не иностранным продавцам авиатехники, а отечественным покупателям. Льготы и вводились для облегчения жизни авиаперевозчикам. По судебным решениям всё-таки заплатят наши иностранные конкуренты.
А в принципе, с точки зрения теории управления, когда оба варианта несут в себе риски не достичь поставленных целей, надо пытаться осуществить и тот и другой сценарий. Конкуренция между фискальной и судебной службы в решении поставленной задачи мотивирует эффективную работу этих ведомств в принципе.
2.3. Штрафные санкции к лизинговым компаниям
У нас, как и во всём мире, рынок авиационной техники поделён между американскими Боингами и европейскими Аэробусами. То есть это вся техника союзников по НАТО, большого любителя подрывной экономической деятельности в странах - объектах экспансии их бизнеса. Мировая практика такова, что из-за дороговизны воздушные суда, как правило, получают в лизинг. То есть, авиапарк пассажирских самолётов в стране не принадлежит российским авиаперевозчикам. Это имущество компаний, продвигающих интересы американских авиапроизводителей и их союзников, ради которых США и осуществляют незаконные действия, некорректно называемые "санкциями". Ради своих самолётостроителей Америка затрудняет запуск в серийное производство нашей, отечественной авиатехники. Сроки выпуска новых самолётов сдвигаются, стоимость разработки растёт.
Надеяться на то, что производители американских самолётов добровольно возместят ущерб, нанесённый их лоббистами в Правительстве США российской авиационной отрасли, не приходиться. И нет международных инструментов взыскать с ни ущерб принудительно. Вот тогда в качестве соответчика можно привлечь лизинговые компании, поставляющие их продукцию по всему миру. Есть все юридические основания накладывать штрафные санкции как на лизинговые платежи, так и аресты на сами воздушные суда, принадлежащие этим лизинговым компаниям на территории России. При грамотном подходе, который, на мой взгляд, в первую очередь определяется размерами штрафных отчислений, лизинговые компании не уйдут с отечественного рынка из-за возросших финансовых расходов. Не пострадают интересы отечественных авиаперевозчиков - никто не посмеет перекладывать на клиентов потери от своей нечистоплотной экономической стратегии. А конкуренты будут оплачивать разработки и ввод в эксплуатацию отечественной авиатехники, которых пытались противоправными методами задавить.
Конечно, возможен вариант, что при давлении Белого дома и лизинговые компании пойдут на демарш, и станут отказываться предоставлять самолёты отечественным авиаперевозчикам. Только в этой торговой войне у России будет очень сильная позиция. В России работают не только отечественные перевозчики. Причём иностранные авиакомпании тоже летают на воздушных судах, взятых в аренду у сбытовых партнёров недобросовестно конкурирующих авиапроизводителей. То есть штрафные санкции могут расширяться и на иностранные компании авиаперевозчиков и на склады запасных частей на территории российских аэропортов и даже на воздушные суда, пролетающие через нашу территорию транзитом.
То, что Россия берёт деньги за пролёт над своей территорией и так вызывает недовольство европейских партнёров. Если это будут ещё и судебные штрафы поводов для претензий будет меньше. Плата за наше небо - всего лишь компенсация за искусственные преграды нашему развитию.
2.5. Меры воздействия на поставщиков комплектующих
Весьма перспективно выглядят штрафные санкции против поставщиков комплектующих, отказавшихся от своих обязательств в отношении поставок для разрабатываемых новых российских самолётов. Вряд ли они позволят себе не исполнять решения судов, если запасные части на российских складах попадут под арест. Тогда вообще ни одно неисправное воздушное судно не сможет покинуть наших аэропортов. Производители комплектующих не так всесильны, как их клиенты из Боинга и Аэробуса. Им, всё-таки придётся выбирать - соучаствовать в грабительских действиях глобальных экономических агрессоров, или соблюдая приличия работать на российском рынке.
3. Международная поддержка контрсанкций
С точки зрения поддержки наших противосанкционных инициатив в авиастроении перспективными выглядят такие страны, как Китай и Иран.
3.1. Опыт для авиастроителей Китая
Китай имеет свою авиастроительную программу. Пока дела у них идут не очень успешно, и США не применяет к китайскому авиапрому столь же радикальные меры воздействия, как используются против России. Но в случае принятия санкций подобных тем, что действуют против нас, Китай сможет воспользоваться нашим опытом контрсанкций. Учитывая гигантские размеры китайского рынка авиаперевозок, контрсанкционный ответ Пекина может оказаться критическим для американской авиастроительной индустрии.
США уже один раз недооценили возможности международного отклика на действия России. Вспомним наши успехи в сфере дедолларизации. Вряд ли они рассчитывали, что вслед за Россией и другие страны, в том числе их "союзники", начнут скупать золото в свои государственные резервы. Ведь в резервах практически всех стран давно, казалось, безраздельно хозяйничал доллар.
3.2. Борьба с незаконным протекционизмом в странах покупателях авиатехники.
У Ирана нет своей авиастроительной программы. Однако действия США не позволили приобрести этой стране интересующие их самолёты российского производства. Очевидно, что Иран не получил запланированной выгоды. Вынужден пользоваться гражданскими самолётами своего политического соперника. Выставить счёт за вредительство американским авиапроизводителям вполне обосновано не только производителю авиатехники, но и её покупателю. Особенно если средства от штрафа будут направлены на покупку той техники, против которой эти санкции были направлены. За счёт этих средств Россия сможет устранить те искусственные препятствия, из-за которых мы не смогли продать наши самолёты Ирану. То есть, иск в суд Ирана может быть совместный, российских производителей и иранских покупателей.
Опыт наказания за незаконное препятствование покупке техники конкурента может иметь долгосрочные последствия для международной торговли в авиационной отрасли. Так как здесь недобросовестные действия продавцов весьма распространённая практика. Уж слишком большие деньги стоят на кону. Причём речь может зайти уже не только о гражданской, но и о военной продукции. А здесь у России гораздо больше покупателей. И есть потенциал роста их числа. Следовательно, и международная поддержка наших контрсанкций может оказаться внушительной. В подобном ключе и Индия смогла бы претендовать на компенсации за неудачную сделку с "Рафалями", где уши закулисных махинаций, с признаками коррупции, не увидит только слепой.
4. Не надо отказываться от международной кооперации.
В настоящее время в обществе доминируют ура-патриотические настроения, мол, даже хорошо, что санкции заставляют нас делать всё самих. Я тоже считаю, что мы должны уметь делать у себя любые вещи на высшем уровне и недостаточная прибыльность не должна служить основанием для отказа от производства. Особенно в высокотехнологичных отраслях, где новая идея, удачное техническое решение может враз изменить экономические перспективы. Пример с неожиданным лидерством в производстве вакцины от коронавируса весьма показателен.
Только нельзя отказываться от тех преимуществ, которые даёт международное разделение труда. Пока, за заботами об импортозамещении, это направление упускается из вида. Российская промышленность должна иметь возможность применять в своей продукции, в своих новейших разработках, то лучшее, что есть в мире в данный момент времени, не дожидаясь, пока подобные вещи будут разработаны и начнут производиться у нас в стране. Собрать лучший продукт из доступных на мировом рынке деталей, заставить других работать на твоё изделие - в этом нет ничего позорного. Этим даже можно гордиться.
Кроме всего это даёт преимущество во времени разработки и её цене. И если партнёры не понимают сладости пряника участия в кооперации с Российскими предприятиями, надо им что-то объяснять с помощью кнута не только потери прибыли в бизнесе в нашей стране, но в возможности хозяйственной деятельности на нашей территории.
Конечно, у поставщиков комплектующих есть право выбирать партнёров. Только отказ от кооперации не может иметь политические мотивы. Либо вы вообще не работаете в нашей стране, либо отвечаете за сговор с недобросовестными конкурентами.
Прежде, чем отказываться от цивилизованных рыночных отношений, нашим безответственным партнёрам надо будет тысячу раз подумать, чей кнут "невидимой руки рынка" ударит их больнее - американский или наш.
5. Заключение.
Тенденция последнего времени такова, что терпение у российского руководства, слава богу, начинает кончаться. Велика вероятность более решительных действий против посягательств глобализма на наше благосостояние. А в новом деле велика вероятность ошибок - можно не только навредить сопернику, но и себе. Надеюсь предложение, изложенное в данной статье, поможет и с выбором оптимальных антисанкционных действий, и в способах избежать ошибок в, чего греха таить, рискованных методах принуждения к равноправным отношениям.
Литература:
1. Донецкий Ю.И. "Северный поток-2. Как бороться с недобросовестной конкуренцией и протекционизмом", URL:http://samlib.ru/d/doneckij_j_i/sewernyjpotok-2-kakborotxsjasnedobrosowestnojkonkurenciejinezakonnymprotekcionizmom.shtml