Дорофеев Владлен Эдуардович : другие произведения.

Последний Мастер Ливенки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Издавна повелось в древнем орловском городе Ливны, что парни должны сватать девок непременно песней и игрой на гармошке, созданной своими руками. И ежели случалась у какого молодца неудача, так он, тряхнув кудрями, с маху разбивал гармошку о мостовую, уверенный в том, что именно в ней кроется причина отказа девушки. Среди пасадских вообще ценилось прежде всего умение сладить гармошку - ливенку.

  ПОСЛЕДНИЙ МАСТЕР "ЛИВЕНКИ"
  
  Издавна повелось в древнем орловском городе Ливны, что парни должны сватать девок непременно песней и игрой на гармошке, созданной своими руками. И ежели случалась у какого молодца неудача, так он, тряхнув кудрями, с маху разбивал гармошку о мостовую, уверенный в том, что именно в ней кроется причина отказа девушки. Среди пасадских вообще ценилось прежде всего умение сладить гармошку - "ливенку". Увы, обычай этот ушел ныне в прошлое, а с ним затерялись и секреты ремесла. Один лишь умелец мастерить гармошки остался в Ливнах - Константин Федорович Кудрявых.
  К этому делу пристрастился он еще подростком. К четырнадцати годам был он уже хорошим печником. Однажды пришлось ему перекладывать печь в доме знаменитого на весь город и округу мастера "ливенок" Аникея Филипповича Ершова. Тот и заронил в душу парня интерес к ремеслу, а со временем передал ему главные свои секреты.
  Но лишь спустя десятилетие обзавелся Константин Федорович собственной гармошкой - купил по случаю старенькую, отремонтировал. Однако мечту самому ладить "ливенки" пришлось отложить на годы. Война помешала. Правда, и на фронте умелец Кудрявых в редкие минуты затишья возвращал к жизни потрепанные в боях инструменты. Какая война без гармони для русского солдата?!
  После войны вернулся Константин в родные места инвалидом 2-й группы, с медалями "За взятие Кенигсберга" и "За освобождение Варшавы" на груди. И опять принялся класть и чинить печи в порушенных избах. Так бы, наверное, и осталась мечта мечтою, не встреться на его жизненном пути еще один человек, безраздельно влюбленный в искусство "ливенок", - Валентин Иванович Занин. Это он, одержимый идеей создания ансамбля ливенских гармошек, разыскивал инструменты по округе, а заодно и мастеров, которые могли бы вернуть им певучие голоса. Так случилось, что уже в те послевоенные годы один лишь Константин Федорович знал секрет старинного ремесла. Поначалу нерешительно отнесся печник к предложению Занина отремонтировать несколько "ливенок": годы прошли, как не брал он в руки гармони. И все же рскнул фронтовик. Запела в его руках одна "ливенка", вторая, третья... Вскоре Валентин Иванович Занин создал при районном Дворце культуры знаменитый сегодня на весь мир ансамбль "Ливенские гармошки", а Константин Федорович Кудрявых стал эти гармошки ремонтировать. Научился и свои "ливенки" ладить.
  По правде сказать, с тревогой я ехал в Ливны осенью прошлого года: жив ли, здоров мастер? Как-никак за семьдесят ему уже. О нем один знакомый журналист в Орле сказал мне: "Несговорчив дед. Видно, с собой в могилу хочет унести секрет гармошки. Не по душе ему ученики". К счастью, и эти слова, и опасения мои оказались напрасны. Жив-здоров Константин Федорович. По-прежнему ладит "ливенки". Но вот беда: у единственного в стране мастера, заваленного заказами на годы вперед, нет нормальных условий для работы. Двенадцатиметровая комнатка, которую выделили ему в подвале Дворца культуры, сыра и холодна, а инструменты надо делать в особом и не только температурном режиме. И чиновники, как водится на Руси, замучили.
  Недавно построил Кудрявых на своем участке новый дом, а старый хотел переделать под мастерскую. Но горисполком не разрешил: нельзя, дескать, два дома иметь на одном участке. Пришлось старику мудрить рычаги и тяги, чтобы самому старый дом сдвигать под общую новую крышу. С мастерской, таким образом, вопрос кое-как разрешился. Но остались другие проблемы. Нет у Кудрявых возможности приобрести материалы. Несколько лет назад надоело ему ходить по свалкам в поисках необходимых металлических заготовок. Решил в Москву ехать. Собрал десятки писем-заказов из тех, что присылают ему, и отправился в столицу. Целый день пришлось прождать в приемной отдела снабжения Министерства культуры РСФСР нужного чиновника, но тот так и не появился. А на московскую музыкальную фабрику старого мастера вообще не пустили. Вот и ходит он опять по ливенским свалкам, благо, много чего "ненужного" выбрасывают туда местные предприятия.
  Обо всем этом мне рассказывал Константин Федорович, пока мы сидели у него на веранде нового дома за чашкой чая.
  Выяснилось, что есть у него сегодня ученик - Игорь Горностаев. Молодой еще, только из армии вернулся. Около года ходит он к мастеру. Придет, молча сядет и наблюдает за его работой. А недавно "провел" старика. Принес будто его гармонь, Кудрявых опробывал - хороша! Тут-то и раскрылось, что гармошку эту Игорь сделал со своим другом Сергеем Журавлевым.
  Так может, Константин Федорович Кудрявых не последний мастер "ливенки"?
  
  1986 год
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"