Дорофеев Владлен Эдуардович : другие произведения.

Нина Русланова попала в добор мальчиков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотя знакомы мы давно, даже перешли на "ты", Нина не изменила себе и долго оттягивала встречу "на диктофон". Была этому и еще одна причина: у Руслановой появилась новая привязанность - дача. Вот почему застать ее дома стало большой удачей.

  Владлен Дорофеев
  
  НИНА РУСЛАНОВА ПОПАЛА
  В ДОБОР МАЛЬЧИКОВ
  
  Для некоторых популярность - сущее наказание. Может быть поэтому актриса Нина Русланова сторонится тусовок и сомнительных встреч. Особенно, где полно репортеров. Да и не мудрено. Слишком часто печатали про нее всевозможные небылицы. Правда же в том, что она - народная артистка Росcии, лауреат Государственных премий России, Украины и Белоруссии, обладательница украинской золотой медали имени Довженко, премии Французской киноакадемии за лучшую женскую роль, двух Российских 'Ник'. А главное - всенародная любимица вместе со своими киногероинями из фильмов будь то 'Тени исчезают в полдень', 'Мой друг Иван Лапшин' или 'Цыган'...
  Она родилась в декабре 1945 года в украинском городке Богодухов и с двух месяцев скиталась по детским домам. В одном из них, под Харьковом, за сильный голос ей дали фамилию Русланова.
  Хотя знакомы мы давно, даже перешли на 'ты', Нина не изменила себе и долго оттягивала встречу 'на диктофон'. Была этому и еще одна причина: у Руслановой появилась новая привязанность - дача. Вот почему застать ее дома стало большой удачей.
  
  УБЕРИТЕ КАМЕРУ!
  
   - Да, дача теперь у меня, - не может не нарадоваться своему приобретению артистка, - Юрий Михайлович Лужков дал. Маленький домик, банька, четыре сотки. Это радость моя.
  В это время подошла дочь, сказать, что все готово к отъезду. Мама зовет ее Ляля. Вся вот такая положительная, хотя в свое время была головной болью матери. Ну да что вспоминать!
   - Сама не захотела в артистки, - объясняет Русланова. - Говорит, не мое. Хотя снималась хорошо. Не боится камеры. В отличие от меня. Я начинала с того, что требовала убрать камеру. 'Она же жужжит', - говорила я Муратовой. А Кира мне в ответ: 'Без этого не будет видно на экране'.
   - Это в дебютной картине 'Короткие встречи', на первом курсе Щукинского училища?
   - Зимой на лестнице в училище меня зацепила Кира Муратова. На ее предложение о съемке я ответила, что нам, щукинцам, не разрешают. Для меня кино было второстепенным искусством.
   - А сейчас?
   - Сегодня не знаю. Нет, оно есть, наверное... Недавно была на 'Мосфильме'. Сердце кровью обливается. Все растаскивают, распродают. Уже рестораны там.
   - Рекламу снимают...
   - Рекламу ладно. Она хоть косвенно касается кино. Все-таки съемки идут. Я ничего не вижу дурного в рекламе, если она, конечно, не бездарна.
  А так на 'Мосфильме' - 'тишина за Рогожской заставою, спят деревья у сонной реки'. Я уважаю Шахназарова. Его фильмы мне очень нравятся, человек он творческий... И честно думала, что он начнет что-то вытаскивать. И движения вроде бы были. В свое время он показал 'Мосфильм' Матвиенко, она обещала помочь в правительстве. Но ничего не происходит.
  - Нынче-то вас приглашают играть в кино?
  - Снималась в продолжении 'Марша Турецкого'. Сериал. Дружинина опять пригласила. Сыграла у нее в сериале Анну Иоанновну, императрицу, до этого - герцогиню Курляндскую. Очень долго искали деньги на продолжение. Я уже решила, что не вернусь к этой роли. Но, как всегда неожиданно, раздался звонок. Счастливая, приезжаю на студию, а в платье-то не влезаю! За три недели нужно было восстановить прежнюю форму, и мне с невероятным трудом это удалось. К слову, костюмы в этом фильме "чересчур настоящие" - с корсетами, кринолином и прочими штуками той эпохи. Наденешь такое платье: толком ни сесть, ни поесть, ни, простите, в туалет сходить не можешь без посторонней помощи. Вот и терпишь, пока не скажут, что 'на сегодня съемка окончена'. Вообще я часто попадаю в смешные, даже комичные ситуации.
   Сегодня кино снимают практически очень немногие. Я знаю, Тигран Кеосаян снимает сейчас. Именно кино. Еще Шахназаров. Мой любимый Герман... Последний раз снималась у него в 'Хрусталеве'.
  - С ним легко работать?
  - Шикарно! Некоторые говорят, что он тяжелый человек. Так же и про меня говорят. А я всегда спрашиваю: если у меня вздорный характер, то почему режиссеры приглашают меня по нескольку раз? Вот и Герман сделал для меня исключение. У Муратовой я снялась в трех картинах, у Бортко - в четырех, у Нахапетова - в двух.
  
  КРЫМСКИЕ ФРУКТЫ ПО ДОРОГЕ В ТУЛУ
  
  В ее судьбе пятнадцать лет был Театр имени Вахтангова. Потом - 'Сфера'. В театре Рубена Симонова играла один спектакль. Раньше были водевили, чеховский 'Юбилей', еще репетировала... Но случилась неприятность, на сдаче премьеры 'Воительницы' по Лескову упала на сцену и сорвала мениск на правой ноге. Полгода лежала, потом реабилитация. Вообще год вылетел.
  Периодически она уходила в никуда. Характер! Даже хотела бросить профессию, снова изменить судьбу. Но в этот момент режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в 'Зимней вишне'. Нельзя сказать, что Русланова была в восторге от сценария, но эта работа вернула её к жизни. 'Мы втроем здорово дополняли друг друга, - вспоминает Нина Ивановна. - Потому что были очень разные. И на удивление тепло картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а потом еще одно. Критики, конечно, разнесли ленту в пух и прах, обвиняя в неправдоподобности сюжета. Особенно осыпали нелестными эпитетами последний фильм, где все мы стали такими крутыми и благополучными. Сказка. Но сказки тоже нужны, чтобы радоваться'.
  Кстати, в 'Зимней вишне-3' героиня Нины Руслановой лихо разъезжает на автомобиле, а сама актриса машину водить не умеет совершенно. Для того чтобы сымитировать виртуозную езду, приходилось автомобиль героини таскать на буксире.
  - Сейчас есть антрепризы. Приглашают?
  - В театре под названием 'Игроки' мы выпустили спектакль по Войновичу 'Путем взаимной переписки'. Режиссер - Рудольф Саркисов. Был Войнович, ему очень понравилось. Спектакль играем в разных городах, в Москве - периодически на сцене театра имени Гоголя.
  Русланова играет в нескольких антрепризах, в спектакле 'Необыкновенный сеанс' с Михаилом Козаковым. Ведет вместе со Стасом Садальским передачу на радио. Говорит, что самое трудное - это импровизировать в эфире: уж лучше под ледяной водой стоять. Еще говорит, что ей не нравится, когда Садальский нападает на актеров. На политиков там или на эстрадных певцов-фанерщиков - можно. А актер - это же 'хрустальная ваза, которую не надо бросать в кипяток - расколется'.
   - Многие сейчас зарабатывают на жизнь концертами, творческими вечерами.
  - Это же номер ставить...
  - Но ты так поешь украинские песни! Заслушаешься...
  Актриса - она во всем Актриса. Несколько лет назад мы вместе ехали на один творческий вечер. Нина там должна была петь. Крымский поезд уходил с Курского вокзала рано утром. Оставалось несколько минут до отправления, а Руслановой все не было. Все решили, что она опоздала. И когда вагон тронулся, в тамбуре послышалась перепалка на украинском языке между проводницей и какой-то женщиной. Та куталась в платок и по-крестьянски жалобно что-то причитала о билете. Проводница не унималась, пытаясь спихнуть женщину на платформу. Тут только мы догадались, что это Русланова. Предъявили ее билет, Нина сняла платок, чем повергла в шок бедную проводницу. И всю дорогу до Тулы, куда мы ехали, та задабривала любимую актрису крымскими фруктами, вином и лучезарной улыбкой.
  Во время съемок в фильме 'Знак беды' (за роль в котором её наградили 'Никой') ей пришлось стоять на 18-градусном морозе под струей холодной воды. После таких леденящих историй следующий случай выглядит забавным пустяком. Во время работы над фильмом 'Это было у моря' в Евпатории у одного из членов съемочной группы случился день рождения. Было это в 'сухие' времена горбачевских экспериментов. Коллектив отправил на 'охоту за горючим' самое узнаваемое лицо - Нину Русланову. Привезли её, бедолагу, к единственному в городе магазину и высадили в самом конце длинной очереди. В магазин актриса все-таки проникла - лицо помогло. Стоит она около прилавка и загружает огромные сумки спиртным. А тут милиционер: 'Так, гражданка, пройдемте. Объясните, почему отовариваетесь свыше нормы'. Когда в отделении более просвещенный в области кино милиционер удивился: 'Откуда же вы на мою голову свалились?', - Русланова ответила: 'Да вот приехала в ваш город водкой поторговать'.
  
  МЫ ПИЛИ ТОЛЬКО КОФЕ
  
   - Ты с Украины. Детство прошло в детдоме. А в Москву-то как занесло?
   - В детском доме я не решала, кем буду. Там другие законы, иные правила существования. Ты оканчиваешь восемь классов, и тебя отправляют на завод. Или учиться штукатуром. Так я попала в штукатуры. Хотя была способной девочкой, активно участвовала в самодеятельности. Много пела, танцевала. Но чтобы стать актрисой... Я даже не думала о такой профессии.
  Однажды в Харькове шла по Сумской и увидела на стене театрального института яркие буквы. Написано было: 'Набор на режиссерский и актерский факультеты'. Экзамены: прочитать монолог, диктант, украинский. Думаю - сгодится. Так я пошла в театральный. Точнее - в Харьковский институт искусств. Мы его звали: 'Хи-хи Ха-ха'.
  - А в Щукинском училище как оказалась?
  - Попала в добор мальчиков. В Харьков приехал Театр имени Моссовета. Мы, студенты, там подыгрывали в массовках. Платили нам по три рубля. Пять спектаклей - и ты богатый человек! Можешь себе туфли купить, чулки фильдеперсовые, блестящие.
  На этих спектаклях я познакомилась с Юрой Эпштейном, Сашей Леньковым, Борей Щедриным. Как-то сидели с ними, пили кофе. Я честно говорю. Вино не пили, тогда это у нас не было заведено.
  Разговорились мы с ребятами, начали песни петь, потом друг другу читать стихи. Я им тоже прочла. Они тут говорят: 'Слушай, как хорошо! Давай приезжай в Москву'. Договорились, что они мне напишут.
  - Неужели написали?! Сколько подобных встреч бывает в жизни...
  - К этому времени я уже перешла на третий курс. На меня в Харькове ставили все курсовые спектакли. А я еще занималась спортивной гимнастикой, был разряд. И на одной тренировке соскользнула с брусьев, нога попала между матов. И я сорвала мениск! Тогда левый. Попадаю в больницу. Нога опухла, ходить не могу. И тут получаю телеграмму из Москвы такого содержания: 'Добор мальчиков в Щукинское училище'.
   Юра Эпштейн (сейчас он почему-то поменял фамилию на Беркун) и Саша Леньков встречали меня на Курском вокзале. Представить только: к ним выходит девушка в застиранной кофте с заплатками на локтях, которая хочет поступать в театральное училище на актерский факультет, хромая, опираясь на палочку, в руке бинт со страшной вонью от мази Вишневского. Они с ужасом смотрят на меня, а я оправдываюсь: 'Вы же прислали телеграмму, вот я и приехала'.
  Поселили меня в полуподвал мастерских по пошиву театральных костюмов. Коты там, помню, орали бешено. Я, конечно, почти не спала. Страшно было, что могут выгнать в любую минуту. По утрам Юра приносил мне еду: чай с бутербродами. А я хромала пешком до улицы Щукина. Москвы я не знала. В метро боялась эскалатора.
   - А почему Нина Русланова решила, что ее примут в Щукинское училище сверх конкурса, да еще в добор мальчиков?
   - Мне об этом говорили: ну и что? Вы только послушайте! Но меня выставляли за дверь. Тогда я, хромая, влезала в окно, пряталась, ждала ректора Бориса Захаву. Но он меня не принимал.
  Друзья пошли на хитрость: показали меня Ю.А. - так они звали Юрия Александровича Завадского. Я ему понравилась. Он написал письмо ректору. Так я оказалась на прослушивании вместе с десятью мальчиками. Да еще со стихотворением на украинском языке. Курс был потрясающий - Саша Кайдановский, Леня Филатов, Ян Арлазоров, Володя Качан, Ваня Дыховичный...
   - Кстати, как удалось избавиться от украинского акцента?
   - Преподавательница по речи мне говорила: 'Вы, наверное, способная, но у вас чудовищный акцент. Я не знаю, как его исправлять, таких методик нет'. А я, когда все засыпали в общежитии на Трифоновке, шла в душевые. Там все было в кафеле. Я что-то читала, а эхо помогало слышать себя.
  - Как тебе популярность? Не смущает?
  - Снималась я в телесериале "Тени исчезают в полдень", играла этакую русскую красавицу Марью с длинной толстой косой. В то время, когда вся страна смотрела "Тени", я трудилась на сцене Театра Вахтангова. Однажды ужасно опаздывала на спектакль, поймала такси и довольная еду. Шофер меня спрашивает: "Вы смотрите "Тени"? Там есть такая женщина, такая женщина... За такой на край света пошел бы!" "Это что ж за женщина?" - спрашиваю. Ну, он и называет мою героиню. Тут мне совсем хорошо стало, как елеем помазали. Я ему и говорю, скромно потупив глазки, мол, это я и есть. Он внимательно посмотрел на меня и произнес примерно следующее: "Ты на себя в зеркало-то посмотри! Да как ты можешь?.. А ну-ка, вылазь из моей машины, вертихвостка!" "Извините, - говорю, - просто многие находят, что я на нее очень похожа". Он в ответ презрительно фыркнул, но, слава Богу, повез дальше. Потом, уже у театра, когда расплатилась и вышла из машины, крикнула: "Что хотите, делайте, но это я! Я ее играла!" - и быстренько нырнула в подъезд, чтобы, значит, не догнал...
  2001 год
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"